Раздел: Характер, психика человека

Главы раздела:

Характер, психика человека.

Человек – это живое существо, обладающее даром мышления, или (Homo capiens) – человек разумный, способный создавать орудия труда, организовывать свою жизнедеятельность, улучшать условия существования и творить свою жизнь. Основное его отличие от всех живых существ в том, что человек наделен умом, способностью осознавать свои действия и жить в человеческом обществе. Человек это и совокупность его физических и духовных свойств. Речь будет идти о характере, о совокупности всех психических свойств человека, обнаруживающихся в его поведении.

Характер человека может формироваться долгое время, да и формируется практически всю жизнь, если человек думает о развитии своих лучших качеств, и ухудшается, если он не заботится о своём развитии и его улучшении. Плохо если о вас говорят, что вы упрямы и вас не переделаешь. Никто и не может и не сможет это сделать, кроме вас самих, поэтому всегда необходимо смотреть, в чем вы неправы, и если вы что-то нарушаете, то вносить изменения в своё поведение. Характеристику о вас, или отзыв о вас, о ваших качествах дают другие люди. И другие, и вы сами, можете ошибаться и давать как объективную, так и неправильную характеристику, от вашей объективности в самооценке и труда над собой и зависят ваши человеческие качества. Необходимо постоянно делать выводы. Учитесь анализировать свои поступки и не допускать отклонений в своём поведении от установленных правил.

Люди, как весь человеческий род, живут в человеческом обществе, среди общественных сред и групп. Везде и всегда, где бы вы ни были среди людей, от каждого требуется человеческое поведение, но ничто другое, об этом человек обязан всегда помнить. Правила и нравственные принципы поведения, принятые в обществе должны соблюдаться всеми, задача этих правил и норм - поддержание порядка в жизнедеятельности всего общества и каждого его члена.

Человек как личность.

Так как человек находится или в обществе, или общности других людей, то он является субъектом отношений и сознательной деятельности - личностью. В этих условиях для личности, как для члена сообщества, важно наличие социально–значимых черт, характеризующих его, как члена общества, или сообщества. Всегда более важным является наличие у человека необходимых и полезных качеств, это важно для сообщества в целом и его близкого окружения, самого человека.

Можно с уверенностью сказать, что человек с имеющимися хорошими, нормальными положительными чертами характера всегда ценится среди нормальных людей. Мы ведь все любим качественное. Хорошие черты характера человека: трудолюбие, искренность, честность, уважительное отношение к другим, отзывчивость, дружелюбие, скромность, справедливость, знание своего дела.

Характер (отличительная черта, особенность) – совокупность индивидуальных психических свойств человека накладывающих отпечаток на его поведение и деятельность.

Характер обуславливает индивидуальное своеобразие действий и поступков, придаёт психологическую определённость каждой личности. Черты характера проявляются как в направленности личности, так и в способах действий, поведения. Черты характера являются очень устойчивыми свойствами, но они не неизменны и могут изменяться.

Черты характера могут быть классифицированы (по Б. М. Теплову):

1. общие черты (инициативность, настойчивость, рассудительность, легкомыслие и т. п.);

2. черты, в которых выражается отношение человека к другим людям (общительность, замкнутость, доброта и т. п.);

3. черты, выражающие отношение человека к самому себе (скромность, самомнение и т. п.),

4. черты, выражающие отношение к деятельности (трудолюбие, лень и т. п.).

Различные стороны характера взаимообусловлены. В чертах характера выступают волевые особенности, а также особенности эмоциональной сферы и интеллекта. Волевые особенности, это умение сознательно регулировать своё поведение и свою деятельность в соответствии с определёнными принципами, нормами поведения и поставленной целью. Твёрдость характера проявляется в соблюдении человеком нравственных норм и преодолении препятствий. Эти черты можно определить как смелость, мужество, целеустремлённость, решительность, самообладание, дисциплинированность, выдержка, терпение.

Характер, характер можно определить и как отличительные черты его (свойства), особенности поведения (жизнедеятельности) человека. Дословный перевод с греческого характер (charakter) – отличительная черта, особенность человека. Особенности психических свойств человека, определяющие его жизнедеятельность – мотивы и поведение (поступки и дела). Как первое, так и второе определение характера одинаковы по смыслу, просто в последнем определении более конкретно указаны свойства, но такое определение требует сравнительного образца. Так или иначе, мы всегда сравниваем характер человека хотя бы с нашим созданным мысленными представлениями - образом, со своим мнением о качествах человека – плохой он или хороший. Можно условно разделить эти качества человека относящиеся к его характеру как выражающие убеждения и направленность деятельности личности.

Например, можно отнести эти свойства по различным принципам и убеждениям, скажем так:

Рассудительность, легкомыслие - свойства ума и рассудка.

Доброта, любовь, ненависть – свойства сердца, чувств.

Трудолюбие и лень – свойства жизнедеятельности.

Однако все эти свойства сводятся к одному из свойств, так они делятся только условно и для определённой оценки отдельного качества, а эти оценки относятся к индивидуальным мнениям человека. Вся деятельность человека определяется свойствами его ума, и эти свойства ума легко просматриваются во всём поведении человека. По поведению человека, его поступкам, делам, взаимоотношениям с окружающими людьми, по выполнению им обязанностей можно определить, умён человек или глуп, при этом нет необходимости ходить далеко – разумность и неразумность просматривается в обычной деятельности, в простых повседневных делах.

На деятельность человека и его характер накладывает определённый отпечаток его темперамент.

Темперамент. Темперамент, это совокупность психических особенностей человека, характеризующая индивидуальные различия в протекании психических процессов. Проще говоря, темп (составная часть слова темперамент), ритм, скорость протекания и сила эмоциональных реакций и особенностей движения.

Учение о темпераменте сложилось в древнегреческой медицине и начато Гиппократом. Впоследствии римский анатом и врач Клавдий Гален дал развёрнутую классификацию, включающую 13 видов темперамента. Представителями поздней античной медицины эта классификация была упрощена до четырёх. С латинского языка темперамент переводится как соотношение составных частей, и предполагалось что, каждый вид темперамента связан с преобладанием одной какой-либо жидкости. Сангвинический темперамент – от латинского языка sanguis – кровь, флегматический от греческого – phlegma - слизь, холерический – от греческого – chole – желчь, меланхолический – от греческого melaina chole – чёрная желчь.

В основу рассмотрения положены четыре основных типа темперамента, кроме этих, более ярко выраженных типов имеются и другие, а также смешанные. Темперамент, как и вся нервная система человека не является неизменным, на чертах темперамента сказывается воспитание человека жизнью, он может изменяться и изменяется с возрастом.

Сангвиники. Сангвиниками называют людей подвижных, быстро отзывающихся на различные события, легко переживающих неудачи и неприятности, стремящихся к частой смене впечатлений. Тип нервной высшей деятельности считается сильный уравновешенный быстрый. Люди этого типа более склонны к влечениям, при слабом контроле над ними, а также и к необдуманным решениям.

Флегматики. Флегматики – люди медлительные, невозмутимые, с устойчивыми настроениями и со слабым внешним выражением душевных состояний. Тип нервной высшей деятельности – сильный уравновешенный медленный. Обладают замедленной реакцией и часто тяжело перестраиваются к изменениям.

Холерики. Холерики – люди стремительные, способные отдаваться делу с исключительной страстностью и при этом раздражительные, вспыльчивые, с резкими сменами настроений. Тип нервной высшей деятельности – сильный неуравновешенный. Из-за вспыльчивости и страстности подвержены страданиям и боли, часто не доводят начатые дела до завершения, часто не могут правильно организовывать свои взаимоотношения с окружающими.

Меланхолики. Меланхолики – люди робкие, тихие, склонные глубоко переживать незначительные события, но внешне вяло реагирующие на окружающее. Тип нервной высшей деятельности – слабый. Они малоактивны, подвержены при принятии решений давлению более сильных групп, а также начальствующих.

Устойчивость всех групп, значительно повышается при наличии знаний, как, когда и что делать, и правильной постановке целей.

Темперамент не определяет социальную ценность человека, т. к. каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. Исследования, проведённые Б. М. Тепловым, показывают, что слабость типа нервной системы связана с более высокой реактивностью, а это при определённых режимах работы оказывается важным достоинством. Холерику легче, чем флегматику, развить быстроту и энергию действия, но зато флегматику легче выработать выдержку и хладнокровие. При любом темпераменте возможно высокое и всестороннее развитие личности.

Темперамент сказывается в поведении и деятельности человека, но не определяет их. Он является только одной из предпосылок для развития тех важнейших свойств личности, которые составляют характер человека.

Главной причиной неправильного поведения и формирования черт характера является эгоизм, который в той или иной степени имеется у каждого человека. В его формировании многое зависит от самого человека, но и многое и от его воспитания. Причина эгоизма, это завышенная самооценка человека, а это и неправильная деятельность сознания. Для человека важно научиться вырабатывать и укреплять хорошие качества, т. к. это способствует лучшей жизни всех окружающих и самого человека.

Положительные качества – уважение человеческого достоинства, учёт общих и личных интересов, доброжелательность, честность, простота и скромность – этическое поведение. Отрицательные качества – прелюбодеяние, ложь, желание чужого добра (кража, грабёж, взяточничество – всё связанное с незаконным присвоением и удержанием), клевета и поношения людей (разумного и достойного), зависть, раздор, насилие. Список отрицательных качеств можно продолжать, как и положительных, да к тому же и каждый человек понимает эти стороны по-своему. Поэтому в жизни человек ориентируется на две стороны – добро и зло, а в своём поведении человеку лучше опираться на нравственность, правила и нормы поведения человека, выработанные в процессе жизнедеятельности человечеством. Далее будет приведено несколько определений повторяющих одно и то же, суть которых одинакова – правильная организация жизнедеятельности человека.

Нравственность , правила определяющие поведение; духовные качества человека необходимые ему в обществе, а также выполнение этих правил. Мораль и нравственность, это понятие единое, практически одно и тоже. В отличие от права, определённого законом, правила нравственности основаны на справедливости и равенстве человека, его человеческом долге. Нормальный человек выполняет нормы морали, т. к. понимает, что это способствует нормальной, здоровой жизни. Моральный (нравственный), это особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения). Один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощь норм. Слово нравственный содержит в себе слово – нрав.

Нравы , это особенности поведения людей какой-либо социальной общности. Понятие нравы характеризует все те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе, обычаи, уклад жизни и могут быть подвергнуты оценке их качественных свойств.

Нравы, это и характер человека – совокупность душевных свойств человека, черты его характера, его деятельности. Как качественное состояние характера, нрав человека находит выражение в его поведении. Нрав, это и свойства и особенности черт характера человека. Например, добрый нрав, крутой нрав, своенравный и т. п. Нрав это то, что раскрывает содержание поведения человека, его образ действий. Нрав это и начало слова нравиться, т. е. то, что приходится по нраву или не по нраву (не нравится), это указывает на отношение человека к происходящему, соответствует оно или нет его нраву, его оценкам.

Мораль (от лат. - mores – нравы), одна из форм сознания, выполняющая функцию регулирования поведения людей во всех без исключения областях общественной жизни. Хотя в различных слоях общества и различных формах построения отношений в политических организациях имеются некоторые «свои» нормы морали, но в основе всех лежит единая общечеловеческая мораль, единая нравственность, установленная основанием для человеческой формы жизни и являющаяся Единым Законом человечества. Все изменения этих форм являются лишь отклонениями, ложными помыслами, связанными со стремлением к выгоде, корысти и наклонностью к другим порокам.

Совесть , (понятие морального сознания), убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за своё поведение (перед окружающими людьми, обществом). Совесть относится к моральному сознанию, сознание, предполагает наличие знаний, необходимых для жизнедеятельности человека, его правильного, нормального поведения в жизни. Совесть – выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения, и производить самооценку совершаемых поступков. В общем смысле слова совесть, это способность человека осознавать и правильно выполнять нормы морали, правильно организовывать свои взаимоотношения с окружающими людьми, с социальной средой, в которой он живёт.

Сознание – это способность человека мыслить, определять свое отношение к действительности, проявляется оно в суждениях, отношениях, поведении и поступках. Основа сознания – это знания, определяющие деятельность человека. Если разделить слово сознание и изменить окончание, то получим образ деятельности человека – со знанием жить и правильно поступать.

Сознание, или то же самое, что и осознание видов деятельности - это способность мышления человека, то есть способность человека рассуждать и отражать действительность в понятиях, представлениях, суждениях, это его умственная деятельность, мышление человека. Способность отражения действительности является конечным продуктом, или результатом этой работы, эта деятельность сознания по отражению объективной действительности, является психической деятельностью человека. Сознательность человека – это способность человека определять необходимость и правильность своих взаимоотношений с окружающими людьми, внешним миром. Понятие сознательности человека, сходно с понятием совести, потому что нормальное нравственное поведение соответствует правильной осознанной жизнедеятельности человека, основанной на знании и понимании объективных условий жизни.

Душа - термин, который употребляется иногда в качестве синонима психики. Греческое слово psychё - психо – переводится как – душа, дух, сознание и в сложных словах указывает на отношение данного слова к психике, например: психология, психотерапия.

Психика (от греч. – душевный), это общая характеристика включающая сознание, духовную организацию человека, совокупность его душевных качеств. Нас интересует психика человека как совокупность его душевных качеств, т. е. совокупность качеств человека с которыми мы встречаемся во взаимоотношениях с ним. Это поведение человека, его взаимоотношения с окружающими людьми. Практически психика, это характер человека, отражающий его положительные и отрицательные стороны, его сознательную деятельность, организацию этой деятельности её особенности и своеобразия в его поведении, поступках. К психике относится не только активная деятельность человека, включающая его суждения, оценки, высказывания и т. п., а также и его внутренние переживания, его чувства. Как совокупность душевных качеств и переживаний человека и деятельность, психика всецело зависит от мышления человека, от его умственной деятельности. При недостатке ума вызванного болезнями нервной системы, задержками физического развития, завышенной или неправильной самооценкой и т. п., они проявляются в различных психических отклонениях – болезнях, таких как слабоумие, безумие, шизофрения и т. п.

Говоря о характере человека, его поведении, нравах, морали, совести и сознании – мы всегда говорим о характере человека, или его отдельных чертах характера, все эти определения, так или иначе, относятся к психике человека, его духовной деятельности. Душевная деятельность (психика), это характеристика деятельности человека и самого человека. Можно не говорить об этих особенностях психики вообще, если все эти процессы уравновешены и сведены в одном термине – норме, о таком человеке можно сказать: это нормальный, здоровый психически человек – просто человек. Если вы поймёте эту строчку, вы поймёте свою жизнь, и все комментарии здесь и определения будут излишними. Ничего другого от человека не требуется, как быть просто человеком, нормальным человеком во всех жизненных ситуациях.