Часть: Часть 1: Жизнь и история, онтогенез

Глава:

Эволюция и инволюция, естественный отбор.

В процессе жизни все живые организмы постоянно претерпевают изменения, условия жизни, постоянно изменяясь, требуют от живых организмов новых форм приспособления к окружающей среде. Меняющиеся условия часто требуют не только изменения питания и форм поведения, но и изменения внутренних функций и структуры организма и клеток. Если организм приобретает новые, более совершенные признаки устойчивые в новых условиях, т.е. развивается, то это называют эволюцией, если идёт обратное развитие организма, т. е. деградация, то это называют инволюцией.

Человек от рождения до своей смерти проходит и эволюцию – процесс развёртывания и постепенное количественное изменение организма, и инволюцию – процесс свёртывания в живом организме (атрофия в старости) и своей жизни. В дословном переводе с латинского языка эволюция, это развёртывание или развитие в процессе времени, а инволюция – завиток, изгиб, свёртывание или «обратное развитие», дегенеративные изменения или атрофия. В истории развития всего живого мира на планете Земля постоянно происходит как эволюция, так и инволюция, эти процессы на протяжении длительных эпох времени меняют живой мир и весь облик планеты. Более приспособленные виды живых организмов выживают, и их организм совершенствуется, неприспособленные исчезают вымирая. Эволюция происходит и у микробов и вирусов, у простейших организмов, при этом они намного быстрее приспосабливаются к новым условиям и меняя свои структуры, чем более сложные организмы.

Теория эволюционного развития живой природы не противоречит и религиозным теориям. В частности, в Библии, если взять за основу то, что один день у Бога длится не как сутки человека 24 часа, а не одну тысячу человеческих лет. При этом нужно понимать, что человек является только высшей ступенью развития животного мира, поэтому, когда говорится о создании человека, то имеется в виду и эволюция живого тела, организма человека и его умственное развитие как высшей ступени развития живых организмов, обладающих развитой сигнальной системой. Если посмотреть на человека внимательно, то мы увидим, что его организм мало отличается от всех животных организмов, только человек отличается от животных более высокой системной организацией вследствие речевого общения, благодаря которому он дал названия всему живому и неживому миру (нарёк имена). Согласно библии первыми были сотворены рыбы и пресмыкающиеся, а потом остальные животные и в последнюю очередь человек. И говоря о сотворении человека по образу Божью, речь идёт не о создании тела, а только о том, что он дал человеку ум, который, к сожалению, и теперь очень часто направлен у человека на стремление к власти и обладанию, на развитие зла, а не на развитие нормальных человеческих качеств.

Так или иначе, всё сходится на том, что живые организмы постоянно развиваясь совершенствовались и из животного мира в процессе эволюции развился и человек. В пользу эволюционного развития животного мира и человека, как одного из видов живых организмов животного мира, говорит сравнительная анатомия и рудиментарные органы человека. Так в пределах любого типа животного царства наблюдается изумительное сходство между входящими в данный тип формами – единство плана строения. Например, скелеты всех наземных позвоночных животных (от амфибий до млекопитающих и человека) чрезвычайно сходны в общем (основном) плане строения.

Когда органы теряют своё биологическое значение, они редуцируются. Это может быть вызвано следствием изменения условий существования, как произошло со многими органами у человека в процессе его развития, когда они, претерпевая изменения и утрачивая необходимость, были заменены другими, более совершенными органами. Рудиментарные органы отличаются большой индивидуальной изменчивостью во всех своих частях и могут полностью исчезать. Рудиментарными, или рудиментами (от лат. rudimentum – начало, первооснова) называются недоразвитые и утратившие свою основную функцию органы. В организме человека остались такие типичные для животных органы, утратившие своё первоначальное значение и являющиеся признаками происхождения человека от животных. Ими являются остатки волосяного покрова тела (волосатые люди), которые могут разрастаться, недеятельные мышцы ушной раковины, хвостовой отдел позвоночника (как у человекообразных). К этим органам относится и червеобразный отросток слепой кишки, имеющийся у обезьян и некоторых других млекопитающих, большой последний коренной зуб (мудрости) и другие признаки сходства.

В теле человека, его ЦНС, многослойном кожном покрове, в двух парах конечностей и внутреннем костном скелете, а также в массе других черт формы и строения просматривается структурная древнейшая основа, которая объединяет всех позвоночных, составляя у человека первичную форму, очень рано возникающую в зародышевой жизни. Кроме этих особенностей человеку свойственны и другие признаки, присущие всем позвоночным, начиная с акуловых рыб. Это замкнутая кровеносная система с кровью, в состав которой входят носители гемоглобина – эритроциты, развитие дыхательных органов на передней части пищеварительной трубки; обладание мощно развитой печенью с воротной системой, способность ротового отверстия открываться и закрываться при помощи подвижной нижней челюсти. Все указанные признаки сыграли огромную роль в эволюции позвоночных и их повсеместном распространении на Земле.

Развивался в процессе эволюции животный мир и из него развился человек, как живое существо, представляющее собой высшую ступень развития живых организмов на Земле. Более близким к современному человеку был неандертальский человек, представленный многочисленными находками черепов, скелетов и челюстей иногда в сопровождении многих орудий и соответствующей фауны.

Для этих людей уже был характерен сложный структурный комплекс: способная к довольно точно дифференцированным движениям рука, крупный, сравнительно высоко развитый мозг и гортань, строение которой позволяло произносить звуки членораздельной речи. На основе этого комплекса происходила дальнейшая эволюция предков современного человека, в ходе которой из наиболее прогрессивных форм неандертальцев возник тип современного человека. Все ныне живущие расы людей относятся к одному виду современного человека.

История биологического развития человека.

Человек с его специфическими особенностями есть продукт эволюции, исторического развития сообщества людей. При этом он имеет не только свою общественную историю, но и свою естественную предысторию – историю своей биологической подготовки в ходе развития животного мира, с которыми он связан узами генетического родства. Этот раздел о биологическом развитии человека, его тела и формы, представляет собой историю развития человека как высшей ступени живых организмов на Земле, от приматов до современного человека. Развитие (биологическое), процесс тесно взаимосвязанных количественных (рост) и качественных (дифференцировка) преобразований особей с момента зарождения и до конца жизни (индивидуальное развитие, или онтогенез), и в течение всего времени существования жизни на Земле и других видов или систематических групп (история развития, или филогенез).

Биологическое происхождение и развитие человека начиналось с мира животных, или с приматов, ведь человек является только живым существом, представляющим собой высшую ступень развития живых организмов на Земле. В результате длительного эволюционного периода развития живой природы, приматов и человекообразных обезьян и появился человек современного вида. Далее кратко изложена история развития человека по научным представлениям настоящего времени. Развитие природы и человека по времени различается эпохами, или периодами – промежутками времени в развитии природы, науки и т. д. имеющими какие-либо характерные особенности.

Наиболее близкий, или последний период в истории развития природы и животного мира, это неогеновый период, 2-я система кайнозойской эры. В неогеновый период растительный и животный мир становятся близкими к современному миру. В этом периоде сформировались горы Кавказа, Альпы, Гималаи и вследствие эволюции планета приобрела современный вид.

Считается, что история развития человека началась в этот период. Начался неогеновый период – 25 миллионов лет назад, а его продолжительность свыше 23 миллионов лет. В неогеновый (неоген, от нео… – новый, и греческого genos - рождение, возраст) период (или систему) входят два его подраздела - миоцен и плиоцен. Формирование человека началось с приматов. Приматы, это отряд млекопитающих, включающий два подотряда - полуобезьян и человекоподобных приматов. Отряд приматов находится в животном мире на первом месте по своему развитию (от лат. primatus – первое место, старшинство), о чём и говорит значение этого латинского термина.

Современные приматы, сохранившиеся на Земле, объединяют свыше 200 видов – от лемура до человека. Для приматов характерны пятипалые хватательные конечности, и способность большого пальца противопоставляться остальным; покрывающие тело волосы и образующие у некоторых видов мантии, гривы, бороды и пр.; у них хорошо развиты слух и зрение. Своё эмоциональное состояние приматы выражают богатым набором жестов и звуков. Обитают они главным образом в лесах тропиков и субтропиков. Образ жизни у приматов чаще дневной, древесный. Размножаются приматы, как и люди, круглый год, и у большинства приматов также, как и у людей рождается один детёныш, что говорит об их генетическом сходстве с человеком.

В миоценовых и плиоценовых отложениях Западной Европы, Восточной Африки и Южной Азии (Индия) были найдены нижние челюсти, зубы, кости конечностей дриопитеков. Дриопитеки отнесены к подсемейству ископаемых человекообразных обезьян. По своим размерам эти человекообразные обезьяны (дриопитеки) были от шимпанзе до гориллы. По мнению многих учёных среди дриопитеков были предки современных человекообразных обезьян и человека. Некоторые учёные относят к дриопитекам и палеопитеков, ископаемых человекообразных обезьян, костные останки которых найдены в 1879г в нижнеплиоценовых отложениях Северной Индии.

Высшие ископаемые человекообразные приматы жили на Земле около 3 млн. лет назад их назвали австралопитеками. Австралопитеки (от лат. australis – южный и греч. pithekos – обезьяна), ископаемые высшие человекообразные приматы, которые передвигались на двух ногах. Многочисленные находки их скелетных остатков были найдены на юге и востоке Африки (зинджантроп и другие).

Зинджантроп (от аз-Зиндж – древние арабские названия Восточной Африки и греч. anthropos – человек), он существовал около 2 млн. лет назад и передвигался на двух ногах, это ископаемый человекообразный высший примат, относящийся к австралопитекам... Костные останки зинджантропа открыты в Танзании. Примечание: Зинджи, собирательное наименование племён чернокожих африканцев Восточной и Южной Африки в средневековой арабской географической литературе. Так назывались и рабы, привозившиеся в VII-IX вв. арабскими и иранскими работорговцами в некоторые области иранского халифата, главным образом с невольничьих рынков Восточной Африки (арабское название – аз-Зиндж). Кроме зинджантропа в Танзании (Восточная Африка) вместе с гальками, имеющими следы обработки, были найдены кости презинджантропа существовавшего около 2-х миллионов лет назад. Презинджантроп (от лат. prae – перед и зинджантроп), ископаемый высокоразвитый примат, относимый рядом учёных к древнейшим людям под названием Homo habilis (человек умелый).

По содержанию углерода в зубах человекообразных австралопитеков установлено, что эти приматы съедали большое количество пищи богатой углеродом, как и все другие травоядные животные. Кроме этого учёные предположили, что ещё до появления каменных ножей и наконечников стрел человекообразные существа употребляли в пищу и большое количество продуктов животного происхождения, богатых белком. Земной мир природы в то время в буквальном смысле кишел животными, и была возможность их добывать. Резкое увеличение объёма мозга у первых представителей человеческого рода объясняется именно этим переходом на мясной рацион. Что же касается охоты на крупную дичь, то по предположениям учёных, первобытные люди приступили к ней более полумиллиона лет назад.

Деятельность и развитие человека.

В современном мире веком считается промежуток времени равный ста календарным годам, например, XXI век, а в истории развития человечества и человека несколько иная хронология. Так для периодизации истории человечества на основе достижения им определённого уровня развития в материальной деятельности века называются: каменный, медный, бронзовый и век в котором мы живём – железный. Согласно археологической периодизации эти века называются палеолитом, мезолитом и т. д. История развития человечества, согласно науке, начинается с каменного века, считающегося древнейшим его периодом развития.

Каменный век, или древнейший период в развитии человечества, это век, когда орудия труда и оружие изготовлялись из камня, дерева и кости. Каменный век в свою очередь делится на три периода: древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит). Приблизительно хронологические границы каменного века свыше 2 миллионов – 6 тысяч лет назад (в отдельных районах земли каменный век закончился значительно позднее). Люди каменного века занимались собирательством, охотой, рыболовством. В неолите появилось мотыжное земледелие и скотоводство. Общественные отношения людей того периода «первобытное человеческое стадо», затем родовой первобытнообщинный строй. Каменный век сменился бронзовым веком, а у австралийцев и некоторых других племён он сохранялся и в XX веке.

Древний каменный век, или первый период каменного века называется палеолит, это слово греческого происхождения (палео…, часть сложных слов, означающая «древний», связанный с древностью и …лит, часть сложных слов, означающая относящийся к камню, подобный камню). Палеолит продолжался с возникновения человека (свыше 2 млн. лет назад) примерно до 10-го тысячелетия до н. э. Это время существования ископаемого человека, который пользовался оббитыми камнями, деревянными, костяными орудиями, занимался охотой и собирательством.

Ископаемые люди, появившиеся свыше 2 миллионов лет назад в период палеолита назывались палеоантропами. Палеоантропы (от палео… «древний» и греч. anthropos – человек). Палеоантропы, это ископаемые люди периода палеолита, к которым относятся питекантропы, неандертальцы, кроманьонцы и другие.

Древнейшими ископаемыми людьми из палеоантропов считаются питекантропы (от греч pithekos - обезьяна и anthropos - человек). Костные останки питекантропов найдены в Азии, Европе и Африке. Они являются создателями культур раннего палеолита, их древность – около 500 тысяч лет. Питекантропы предшествуют неандертальцам.

Следующие за питекантропами палеоантропы (древние ископаемые люди) называемые неандертальцами, своё название получили от названия долины Неандерталь в Германии. Скелетные останки древних ископаемых людей, названных неандертальцами, найдены не только в Германии, в Европе, они открыты в Азии и Африке. Их время существования 200-35 тысяч лет назад. Они создали археологические культуры этого периода раннего палеолита. Неандертальцы являются потомками питекантропов и предками ископаемых людей современного вида – кроманьонцев.

Своё обобщённое название кроманьонцы получили от названия грота Кро-Маньон во Франции. Эти ископаемые люди эпохи позднего палеолита современного вида называемые ещё неоантропами. Известны кроманьонцы по костным останкам не только открытым в гроте Кро-Маньон, они открыты во всех частях света. Самые ранние из них датируются в 40 тыс. лет. Примечание: неоантроп (от нео… – часть слова, означающая «новый» и греч. anthropos – человек), название ископаемых и ныне живущих людей современного вида.

По своим внешним чертам кроманьонцы обладали рядом черт характерных для современного человека. Они имели высокий вертикальный лоб, уменьшенные надбровные дуги, выраженный подбородок, меньший размер лица и зубов по сравнению с доисторическими предками людей. Вместе с этим они вынуждены были затрачивать на обеспечение своего существования (охоту, передвижение и другое) значительное количество физических усилий, поэтому особенности их скелета говорят о наличии у кроманьонцев развитой мускулатуры.

Средний каменный век или мезолит, это период перехода от палеолита к неолиту, этот период около 10-го – 5-го тысячелетия до н. э. В мезолите появились лук и стрелы, микролитические орудия, была приручена собака. Примечание: микролитические орудия, от названия микролитов, применявшихся в орудиях – миниатюрных каменных пластин служивших наконечниками стрел и вкладными лезвиями в костяных или роговых орудиях.

Неолит, это название нового каменного века, периодом около 8-3-го тысячелетий до н. э., период времени перехода от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство) хозяйству, хотя присвоение продолжало играть большую роль. В эпоху неолита орудия из камня шлифовались, сверлились, появились глиняная посуда, прядение, ткачество.

Энеолит (медный век), переходный период от каменного к бронзовому веку (4-3-е тысячелетия до н. э.). Преобладают орудия из камня, но появляются медные. Основные занятия населения – мотыжное земледелие, скотоводство, охота. Общественные отношения – родовой строй.

Бронзовый век, исторический период в материальном развитии человечества сменивший неолит и характеризующийся распространением металлургии бронзы, бронзовых орудий и оружия в конце 4-го – начале 1-го тысячелетий до н. э. (в некоторых регионах позднее). В бронзовом веке появилось кочевое скотоводство, и поливное земледелие, письменность, рабовладельческие цивилизации (Ближний Восток, Китай, Южная Америка и другие). Сменился он железным веком.

Железный век, период в развитии человечества наступивший с распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий и оружия. Сменил бронзовый век в основном в начале 1-го тысячелетия до н. э. Применение железа дало мощный стимул развитию производства и тем самым ускорило общественное развитие. В железном веке у большинства народов Евразии происходило разложение первобытнообщинного строя переход к классовому обществу. В древнегреческой мифологии есть упоминание о названии железа «бедой», железный век и есть век множества бед, пришедших вместе с техническим развитием материального мира.

Историческое развитие сообщества людей.

В культурно-исторической периодизации, принятой в науке XVIII-XIX вв. история человечества делится на три эпохи - дикость, варварство и цивилизацию.

Первая культурно-историческая эпоха человечества – дикость. Дикость, это название первого этапа человеческой истории (в отличие от существующей ныне ступени общественного развития людей), сменившегося варварством. Период дикости начался с появлением человека и завершился возникновением гончарства. Периоду дикости соответствует время становления человека и раннего родового строя (палеолит и мезолит).

В жизни мы часто употребляем слово – дикий, говоря: дикая природа, дикие животные, дик, или дикий кабан. Вместе с этим мы, часто не задумываясь об общем смысле этого слова, употребляем его по случаю в котором мы видим что-то необузданное, природное, а также его употребление часто связано с какими-либо конкретными формами поведения человека, которое мы считаем не соответствующим современным правилам воспитанности. Дикое означает не только неприручённое человеком животное или необработанное поле. В первоначальном смысле слова дикая природа, это природа, развивающаяся без вмешательства человека, природа, в которой идёт естественное, натуральное её развитие, подчинённое законам самой природы. Всё живое, выполняющее эти законы природы, и живущее естественной жизнью и есть сама природа органического мира. Поэтому, когда мы говорим о дикости, мы должны помнить, что дикое, это часть естественной природы. Человек часто вынужден следовать и подчиняться своей животной природе, только в отличие от животных поведение человека зависит от его способности организовать свою жизнедеятельность. В своей жизнедеятельности человек сделал многое, чтобы улучшить своё существование, насколько это у него получилось, и стала ли жизнь лучше, сами делайте выводы, прочитав эту книгу.

Об эпохе дикости мы судим по своим представлениям, поэтому правильно судить о нравах человеческих тех времён сложно, поэтому будем считать ту эпоху природной и естественно дикой – с ограниченными искусственными связями. Что же касается созданных и преобразованных человеком материальных условий существования искусственно с созданием культуры и производства, необходимых для жизни вещей, то о нравах человека этого времени говорят, как о его «второй природе».

Частично об этом и другим периодах становления человека можно судить по первобытному искусству. Первобытное искусство представляет собой искусство эпохи первобытнообщинного строя. Возникло оно в позднем палеолите около 33-го тысячелетия до н. э., отражая условия жизни и воззрения древних охотников (примитивные жилища, полные жизни и движения пещерные изображения животных, женские статуэтки). У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки. Изображения стали передавать отвлечённые понятия, развилось искусство орнамента. В эпохи неолита, энеолита, бронзового века у племён Египта, Индии, Передней, Средней и Малой Азии, Китая, Южной и Юго-Восточной Европы, сложилось искусство, связанное с земледельческой мифологией (орнаментированная керамика, скульптура). У северных лесных охотников и рыболовов бытовали наскальные изображения, реалистические фигурки животных. Скотоводческие степные племена Восточной Европы и Азии на рубеже бронзового и железного веков создали звериный стиль. Поздние этапы первобытного искусства связаны с разложением первобытнообщинного строя.

Следующая за эпохой дикости, эпоха варварства. Варварство начинается с изобретения гончарного производства и завершается появлением письменности.

В переносном смысле варварство определяет крайнюю жестокость, грубость людей. А у древних греков и римлян варварами называли всех чужеземцев, говоривших непонятными им языками и чуждых их культуре. Переносное значение термина варвары – грубые, некультурные люди.

За варварством последовала новая ступень общественного развития человечества, называемая цивилизацией. Цивилизация (от лат. civilis – гражданский, государственный), это синоним гражданской культуры людей и развития государственного строя. Цивилизация отражает уровень, или ступень общественного развития материальной и духовной культуры (например, античная и современная цивилизация).