Часть: Часть 1: Жизнь и история, онтогенез

Глава:

Общественные отношения и формы устройства человеческих сообществ.

История человечества насчитывает многие тысячелетия ей известные, хотя первый человек существовал еще около 2 млн. лет назад. Ни для кого не является секретом, что все живые организмы объединяются в определённые группы, стаи, стада, колонии – так легче выжить, кроме этого всем живым организмам для продолжения жизни вида необходимо размножаться, а это требует совместного проживания. Человек, как один из видов живых организмов, также объединён в группы, семьи, общины, сообщества. Поскольку у человека имеется больше возможностей для организации своей жизнедеятельности благодаря языку и общению между людьми, то человеческие формы совместного организованного проживания начались с общин, родов и, развиваясь, стали более сложными объединениями или сообществами - общественно-экономическими формациями.

Сложившиеся формы объединения людей для совместной жизни и деятельности, в которых сложились или складываются определённые правила взаимоотношений между людьми, своя организация и методы управления их делами, общественными, трудовыми и другими взаимоотношениями называются человеческими обществами, сообществами, общностями. Общность, определённая совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, например, общественный класс, профессия, место проживания и другие. Для материалистического понимания истории марксизмом было выработано понятие общественно-экономической формации.

Общественно-экономическая формация, это тип общества, сложившийся в процессе жизнедеятельности людей, основывающийся на определённом способе производства (разделении труда) и форме отношений. Термин формация говорит о типе всех взаимоотношений и взаимосвязях в обществе, указывая на их характерные основные черты, связанные с определённым состоянием экономики. Поэтому, когда, например, речь идёт о первобытнообщинном, или рабовладельческом строе, мы знаем, о каком историческом периоде жизни человечества и каких взаимоотношениях между людьми идёт речь. Термин формация (от лат. formatio – образование, вид), тип, строение чего-либо.

Пользуются в определении общностей людей и определением этнос. Этническая общность людей (этнос), исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией.

Термин «Этническая общность» близок к понятиям «народ». Иногда этим термином обозначают общность нескольких народов (этнолингвистические группы, например, русские, украинцы, поляки и другие – славянская этническая общность), а также обособленные части внутри народа (этнографические группы).

Все деления развития человека и человеческого сообщества на периоды сделаны условно и все они взаимосвязаны между собой, кроме этого некоторые формы поведения людей могут нести в себе признаки и дикости, и варварства и т. п., и при этом называться цивилизованными. Цивилизация и государство внесли в жизнь человека не только гражданство и новые формы культуры, но и изощрённые методы насилия, варварские войны и формы казни, новые различные методы и способы уничтожения других людей, и другие отрицательные явления.

Первобытно общинный строй.

Первой или первичной общественной формацией известной науке, структура которой характеризовалась взаимодействием общинных и родственных форм общности людей, был первобытнообщинный строй. Он охватывает длительную эпоху от появления первых людей до возникновения классового общества. В этих первых социально-экономических формациях не было значительного разделения людей, а на средства производства (орудия производства, землю, жилище, хозяйственный инвентарь), была общая собственность, или собственности как таковой не было. В таких условиях основой деятельности первобытных людей был коллективный труд и потребление. Существовала у первобытных людей только личная собственность, те вещи, которыми они постоянно пользовались - оружие, предметы домашнего обихода, одежда и т. п., однако это не означало, что в случае необходимости они не могли быть переданы другому человеку.

Самой ранней формой организации общества считается «первобытнообщинное человеческое стадо», в нём, как и во всех животных диких стадах, существовал присущий им определённый порядок взаимоотношений. Примечание: стадом в животном мире считается группа диких, т. н. стадных, животных одного вида с взаимосвязанным поведением (копытные, китообразные и др.) или поголовье животных одного вида. Объединение полудиких или диких животных человеческого вида в начальном периоде формирования человека вполне можно сравнить со стадом. Этот начальный этап первобытнообщинного строя, или его дородовая стадия, условно названная «Первобытным человеческим стадом», относится к эпохе древнего палеолита. Такая форма организации общества (первобытное человеческое стадо) долго сохранялась у тюркских и монгольских народов, она называлась ордой (устаревшее название «первобытного человеческого стада»). В своём первоначальном значении орда означала военно-административную организацию, затем становище кочевников, а в средние века ставку правителя государства. В обиходном значении термин орда означает многочисленное неорганизованное скопище людей.

Период палеолита считается периодом становления человека и общества. Структурные изменения в человеческой общности начались на самой ранней стадии её формирования (свыше 2 млн. лет назад) и своей структурной наибольшей завершённости они достигли в период родового строя, образуемого взаимодействием родовой общины и рода. Переход от стада к роду завершает сложение человеческого общества с определённой его организацией.

По своему характеру первобытнообщинный строй мог быть общинно-родовым, родовым строем, или его иногда называют первобытным коммунизмом, представлявшим собой ранние формы объединения людей с определённой организацией их внутреннего взаимодействия и формами внутреннего самоуправления в них. Жизнь первобытного человека протекала в рамках общины (кровной, родовой, сельской), которая состояла из семей (парных, больших и т. п.). Общины осуществляли самовоспроизведение человека (продолжение жизни рода человеческого) и представляли собой более или менее зависимые от общины центры хозяйственной, религиозной и другой деятельности. В силу экзогамии (запрет брака в пределах одного родственного коллектива) брака, в состав общины, наряду с кровнородственным ядром, входили и брачные партнёры, выходцы из других общин.

Основной ячейкой первобытнообщинного строя, по мнению большинства учёных, был материнский род (как основа воспроизводства людей – размножения), который сменила при патриархате отцовская большесемейная, а затем соседская община. Матриархат (от лат. mater – мать и греч. arche – начало, власть; буквально – власть матери), одна из форм устройства общества в основной и ранний период первобытнообщинного строя.

У некоторых народов матриархат предшествовал патриархату, а иногда он сохранялся и в период перехода от родового строя к классовому обществу. Для матриархата характерна первенствующая роль женщины в ведении хозяйства, воспитании потомства, поддержании очага и других жизненно важных функций человека. В социальной жизни родовой общины власть матери проявлялась в управлении делами общины, регулировании отношений её членов, отправлении религиозных обрядов и т. д. При переходе от матриархата к патриархату возникли патриархальные семьи (большие семьи) во главе которых стояли мужчины. Эти семьи состояли из нескольких поколений ближайших родственников, имевших и ведших совместное хозяйство.

Патриархат (от греч. pater – отец и arche - начало, власть), это родовой строй, или одна из форм организации первобытнообщинного строя. Название патриархата произошло от слова патриарх – родоначальник, глава, старейшина рода, родовой общины. Для патриархата характерна форма организации жизни сообщества людей, при которой существует преобладающая роль мужчины в хозяйстве, семье. Для обеспечения общины продуктами питания мужчины занимались охотой, рыболовством, а в результате развития скотоводства, плужного земледелия, металлообработки роль мужчины возросла. Мужчины управляли делами общины, регулировали отношения её членов, отправление религиозных обрядов и т. д. Это только одна из предполагаемых организаций развития человеческого общества, как полагают учёные патриархат, как и матриархат, существовал не у всех народов

Регулирование брачных отношений в общинах придавало связям между общинами устойчивый и упорядоченный характер, содействовало превращению общин во взаимосвязанные элементы социального целого (брачные классы австралийцев, родоплеменная организация и другие). Первобытнообщинный строй охватывает значительный промежуток времени от зарождения социальных отношений до возникновения классового общества. Если началом первобытнообщинного строя является фаза первобытного человеческого стада, то её завершающим этапом – общество общинной государственности, где уже наметилась классовая дифференциация. Структурной наибольшей завершённости первобытнообщинные отношения достигают в период родового строя, образуемого взаимодействием родовой общины и рода. Существующие в условиях начальных ступеней технического развития человечества коллективные формы собственности, религиозно-магические представления, первобытные отношения, вытесняются новыми социальными отношениями. Рост производительных сил, развитие общественного разделения труда привели к возникновению частной собственности, индивидуального хозяйства и к распаду рода, выделению зажиточной верхушки, превращавшей в рабов сначала военнопленных, а затем и обедневших соплеменников, что и вызвало появление классов и государства.

Общины.

Как очевидно из названия первобытнообщинного строя, основой его была община. Община представляла собой замкнутую общность людей, имевших одинаковый образ жизни, общие интересы, общую территорию на которой она проживала.

И сейчас (в широком смысле) название общин прилагается к некоторым имеющимся общностям людей, например, религиозная община, земляческая община. По форме своего объединения, существовавшие в первобытнообщинном строе общины, были родовыми, семейными или домовыми, сельскими или соседскими. В этой основной единице первобытнообщинного строя и начали складываться человеческие взаимоотношения.

В условиях естественной жизни и общей собственности было естественным и распределение труда в общине. Работали в общине все, кто был в состоянии работать, часть работ выполняли мужчины, а часть женщины и дети – каждый по своим возможностям. Основные работы, которые не могли выполняться в одиночку, выполнялись членами общины совместно, труд был коллективным. Обычно вместе содержался и выпасался скот, обрабатывались общие участки земли, а продукты земледелия и скотоводства распределялись между членами общины совместно. Так делились не только эти продукты, в общине между её членами делилась все добытые на охоте и при рыболовстве продукты, собранные и другие плоды потребления. Такой образ жизни и деятельность людей были продиктованы естественными условиями жизни, общими интересами и сплочённостью людей в те времена, т. к. в условиях дикой природы можно было выжить, только живя совместно и сплочённо.

Общие заботы общины и её коллективный труд были направлены на улучшение общей жизни в общине, поэтому все её члены были заинтересованы в увеличении и улучшении конечных результатов своей деятельности. Имея общее хозяйство, и коллективно трудясь, совместно распределяя и потребляя продукты, можно сказать, что община являлась прототипом коммуны, или обществом равенства людей.

Хозяйственная, семейная и религиозно-обрядовая жизнь в условиях общин обычно определялась консолидацией группы кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка и носящих общее родовое имя. Поэтому наиболее распространённой формой первобытной общины очевидно и была родовая община. Часть кровнородственного ядра общины находила себе брачных партнёров в других общинах и покидала ее, переходя в другой род, а в общину приходили брачные партнёры из других родов. Так на основе родства развивались связи между общинами в различных сферах жизни.

Вследствие размножения росла численность общин, а вместе с ростом её численности развивалась и хозяйственная деятельность. Усложнялись и увеличивались виды постоянно выполняемой членами общины работ с усилением взаимосвязей этих видов и возрастанием экономической самостоятельности входивших в общину семей. Эта возрастающая экономическая самостоятельность в последующем послужила основой для разделения между общинами и внутри их на сословия.

Постепенно на основе разделения труда и постоянной торговли между общинами, общины стали дифференцироваться на богатые, знатные и бедные, подчиненные, как между собой, так и внутри общин – на имущие и неимущие, эксплуатируемые, общины постепенно превращались в сельские общины.

Сельская община, одна из типов первобытных общин, представлявшая собой территориальное владение нескольких большесемейных (домовых) общин. Переход к сельским общинам был продиктован и изменениями в условиях существования первобытного человека. Вследствие увеличения численности общин и изменений условий проживания, общины были вынуждены организовывать свою деятельность иначе, жить оседло, обрабатывать земли, выращивать и содержать домашний скот. Чаще всего отношения в сельской общине строились по родственным связям и близости к основателю общины. Домовая община основателя обычно была ведущей домовой общиной и вождём по наследству, а главы в больших семьях избирались членами этих семей. В ведении сельской общины были все важные жизненные вопросы, касающиеся хозяйства (экономические) и жизнедеятельности общины – вопросы внутренних взаимоотношений (политические), и военные (защита людей). Община была самостоятельным звеном в первобытнообщинном строе, никому не подчинялась и поэтому самостоятельно решала все вопросы, касающиеся общей жизни её членов и внутренних взаимоотношений. Защита людей от нападения извне была вызвана необходимостью, а отношения внутри общин были естественными простыми и человеческими, это теперь отношения в человеческих общностях называют политикой.

Собственность на землю в общинах была общая, каждой семье принадлежала своя доля, которую она была в состоянии обрабатывать. Кровнородственное ядро сельской общины, являясь её основой, играло ведущую роль в жизни общины. Вследствие размножения и увеличения численности сельской общины в ней началось разделение на более мелкие моногамные семьи, стала выделяться знать, её свободные и зависимые люди. Домовая собственность стала частной, началось расслоение в общинах на сословия, или классы, вследствие возрастания их общей численности на определённой территории, и социальной дифференциации среди семей и людей. Сельская община являлась основой или важным элементом докапиталистических социальных систем, приходящих на смену первобытнообщинному строю.

Община на Руси.

Общины долго сохранялись в Древней Руси. В Древней Руси и южных славян община называлась вервью (вервь). В дореволюционной России она была замкнутой сословной единицей, используемой как аппарат для сбора податей, а после крестьянской реформы 1861г – собственником земли. До этого в общине формой земельной собственности было общинное землевладение, а с 1861г оно оформилось как надельное землепользование. В ходе столыпинской реформы общинное землевладение заменялось индивидуальным участковым землевладением – хутором, отрубом.

Отруб, так в России в начале XX века назывался земельный участок, выделенный из общинной земли в единичную крестьянскую собственность без переноса усадьбы. Хутором называлось сельское поселение (однодворное, позднее многодворное) при освоении новых земель. На Украине, Кубани и Дону это были поселения вне сёл и станиц независимо от числа дворов.

С развитием капитализма в России хутором стала называться обособленная крестьянская (кулацкая) усадьба на земельном участке индивидуального владения. В Прибалтике хутора начали распространяться ещё в 1-й половине XIX в. Хутора усиленно насаждались столыпинской реформой и служили одним из средств разрушения общины.

Род и племя.

Род, основанная на кровных родственных связях форма общности людей, возникшая в первобытных общинах и входившая в её состав на базе экономических отношений на рубеже верхнего и нижнего палеолита. Он представлял собой коллектив кровных родственников (родственные семьи), ведущих происхождение от общего предка, носящих общее родовое имя. Данные исследований свидетельствуют, что родовая общность не была обязательно присущей всем народам. Изначально род существовал в мужской и женской форме (патриархат, матриархат) не в качестве отдельного объединения, а в виде отдельных групп родственников, живших в разных общинах. Счёт родства (рода) вёлся по материнской или отцовской линии.

Род служил ядром общины, сплачивал в единое целое их членов, обеспечивал воспроизводство потомства, способного к труду и социальным отношениям, посредством регулирования семейно-брачных отношений, совместного воспитания и материального обеспечения детей. Родовые отношения обычно выступали в качестве связей членов общины, играли определяющую роль в производстве, распределении продукта, культовых действиях и т. д., обусловливали родовой характер управления жизнью общины (выборность старейшин и вождей из членов родового ядра общины, их сменяемость и т. п.). Таким образом, взаимодействуя, род и родовая община представляли социальную структуру, определяемую как родовой строй, в котором господствует общественная собственность на землю, отсутствует имущественная и социальная дифференциация, а участие в общественных делах является правом и долгом всех взрослых членов общины.

Такой социальной структуре, определяемой как родовой строй, присущи черты первобытного коммунизма. Одной из предполагаемых структур родового общества была дуальная организация, заключавшаяся в связи двух экзогамных родов, находившихся в постоянном взаимобрачном объединении. Вследствие размножения и дробления первоначальных родов дуальная организация переросла в систему двух фратрий. С развитием первобытнообщинного строя постепенно увеличивалась численность родов, которые объединялись во фратрии (братства), фратрии – в племена, а те в союзы племён.

В родовом строе у некоторых народов уже существовали определённые формы разделения общины, например, половозрастные. Так в первобытных общинах создавались коллективные жилища для холостой мужской молодёжи (иногда для всех мужчин). Они были прототипом общежитий для молодёжи мужского пола, которые не являются изобретением других периодов времени существования человеческих обществ, а просто изменили свои формы и названия.

В период перехода от матриархата к патриархату у многих народов (Меланезия, Западная Африка, Северная Америка) создавались мужские союзы. Более поздними были тайные мужские союзы, которые использовались родоплеменной верхушкой для полного захвата и установления своей власти над рядовыми общинниками. Хотя и считается, что разложение рода предопредели развитие производительных сил и развитие товарно-денежных отношений, немаловажным фактором разложения рода явилось и стремление части лиц общины к власти над соплеменниками и нежелание трудиться самим, а жить трудом других людей. Учитывая это, говорить о периоде последовавшим за этим периодом первобытнообщинного строя как о прогрессивном развитии человеческого общества не приходится, можно говорить только о его техническом прогрессе и разделении.

Прогресс производительных сил, развитие товарно-денежных отношений между общинами и семьями предопределили разложение рода, роль которого в общественной жизни уменьшается и постепенно сводится в классовом обществе к минимуму. Хотя род и распался с возникновением классового общества, пережитки родоплеменного деления остались у многих народов, а кровнородственные связи людей являются наиболее устойчивыми связями в общностях людей и в современном мире.

Племя также представляет собой тип этнической общности и социальной организации людей эпохи первобытнообщинного строя. Для племени характерны кровнородственные связи между его членами, деление внутри племени на роды и фратрии, общность территории, некоторых элементов хозяйства, самосознания и самоназвания, обычаев и культов, для позднего этапа – самоуправление, состоящее из племенного совета, военных и гражданских вождей. Лежавшие в основе племён родовые отношения, определяли разобщённость племён по территории, языку, культуре. Только принадлежность индивида к племени делала его совладельцем общей собственности, обеспечивала ему определённую долю произведённого продукта, право участия в общественной жизни племени. Вытеснение родовых отношений товарными отношениями приводило к распаду племён и к объединению их в народности. К образованию народностей (более крупных общностей), вело и образование союзов племён, завоевания и переселения, смешение племён. Постепенно племена распадались и образовывались народности, но пережитки племенной организации сохранились у некоторых народов и в классовом обществе и имеются и в настоящее время.

В переходный период от первобытнообщинного строя к классовому обществу и образования государства начала образовываться политическая организация общества. Этот период характеризуется всё большим сосредоточением власти в руках вождей, военачальников и жрецов с постепенным её переходом по наследству. В этот период войны становятся постоянным промыслом, который ведётся с целью грабежа и захвата рабов, образуется военная дружина (её можно называть бандой разбоя и грабежа). Таким образом, в сообществе людей появляются органы господства и насилия, направленные не только против других родов, но и против своих соплеменников.

Так постепенно начиная с первобытнообщинного строя, формировались исторические общности людей, после родового строя образовались племена, затем народности и нации.

Постепенно из племён образуется более крупная общность людей - народность. Народность, это исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей, следующая за племенем и предшествующая нации. Для народностей уже характерной является замена кровнородственных связей территориальной общностью, племенных языков – единым языком наряду с существованием ряда диалектов. Развиваются частнособственнические отношения, и общество начинает делиться на классы. Каждая народность имеет своё собирательное название, внутри её возникают элементы общей культуры. Народность является типичной как для рабовладельческого строя (древнеегипетская, древнегреческая и другие народности), так и для феодального строя (древнерусская, французская и другие). При развитии капиталистических отношений возникает нация, но не все народности превращаются в нации, т. к. в колониальных и зависимых странах процесс консолидации народностей в нации задерживается.

Народ. Народом обычно считается всё население определённой страны. Также народом считаются различные формы исторических общностей людей: племя, народность, нация. Чёткого разделения в понятиях народ, нации и народности нет, поэтому больше придерживаются территориальной и языковой принадлежности или названия всей страны. В принципе это не столь важно, если вы не занимаетесь изучением этих вопросов и нужно чёткое разделение для специализации, достаточно обычных представлений, простого знания, о чём идёт речь. Об этом говорит и первоначальный перевод термина нация с латинского языка - племя, народ, поэтому углубляться в разделительные термины нет необходимости. Кроме всего сказанного в современном мире нет стран, где не присутствовали бы другие национальности, возможно, что их меньше в Китае и странах Востока, но китайцев и разных национальностей не европеоидной расы достаточно много в европейской части. Поэтому если народом считается всё население страны, то в него входят и другие национальности, и народные меньшинства.

Нация (от лат. natio – племя, народ), историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера. Возникает в период преодоления феодальной раздробленности на основе капиталистических экономических связей, образования внутреннего рынка, складывается из различных племён и народностей.

В заключение несколько слов о славянах. История славянских народов насчитывает около 22 тысяч лет, об этом говорится в Святорусских ведах, в первой части «Родовичи» в Святорусских ведах можно и познакомиться с историей славян, их богами и образом жизни. Там же можно узнать, что князья на Руси в древние времена выбирались на вече простыми мужиками, а в их обязанность входила защита людей племени от врагов. Позже князья стали брать подати и передавать власть по наследству, постепенно вырождаясь в частных собственников и притеснителей народа, из которого произошли сами.

Славяне являются крупнейшей в Европе группа родственных по происхождению народов. В состав группы славян входят: восточные славяне – русские, украинцы, белорусы, западные – поляки, чехи, словаки, лужичане, южные – болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы. Общим для группы славян являются славянские языки, на которых они говорят.

Поляне, западнославянское племенное объединение (в VIII-IX веках племенное княжество с центром в Гнездино) в бассейне реки Варта. Участвовали в этногенезе польской народности, название которой произошло от названия княжества поляне.

Поляне, восточнославянское племенное объединение VI-IX веков расположенное по берегам Днепра и низовьям его притоков от устья Припяти до Роси. Полянам принадлежит главная роль в создании раннего государственного объединения славян Среднего Приднепровья – «Русской земли» (1-я половина IX века), ядра Древнерусского государства.

Древляне, союз восточнославянских племён в VI-X веках к северу до реки Припять, между реками Случь и Тетерев. С конца IX века данники Киевской Руси. После Древлянского восстания 945г полностью подчинены Киеву.

Древлянское восстание 945г было связано с попыткой князя Игоря дважды в году, вопреки обычаю, собирать дань. Древляне убили князя у города Искоростень и освободились из-под власти Киева. Восстание было подавлено княжной Ольгой в 946г.

Кривичи, союз восточнославянских племён в VI-X веках располагавшийся в верховьях Западной Двины, Днепра, Волги. Занимались земледелием, скотоводством, ремеслом. Главные города: Смоленск, Полоцк, Изборск. С IX века в Киевской Руси, вошли в состав древнерусской народности. В XI-XII веках территория кривичей была в Смоленском и Полоцком княжествах, северно-западная часть – в Новгородских владениях.

Ильменские славяне (словене), союз восточнославянских племён в VI-X веках на побережье озера Ильмень, бассейна рек Волхов, Ловать, Мста и в верховьях реки Молога. В первой половине IX века образовали с частью кривичей и чуди раннегосударственное объединение, называемое в арабских источниках Славия. Территория ильменских славян стала ядром Новгородской земли.

Радимичи, союз восточнославянских племён междуречья Днепра и Десны. Около 885г в Древнерусском государстве. В XII веке большая часть территории в Черниговской, северная часть – в Смоленской землях.