Часть: Часть 1: Жизнь и история, онтогенез

Глава:

Рабство и рабовладельческий строй, феодализм.

Первой и наиболее грубой формой насилия (эксплуатации) сложившейся при развитии человеческого общества было рабство, такая форма взаимоотношений людей, при которой раб наряду с орудиями производства является собственностью своего хозяина - рабовладельца. Рабами в рабовладельческом обществе назывались полностью зависимые, угнетённые работающие на рабовладельцев люди, лишённые всех прав и являющиеся орудием труда, которым полностью (включая жизнь) распоряжались их хозяева.

Рабство легло в основу рабовладельческого государственного строя. Наиболее широкие размеры и экономическое значение рабство приобрело в XVII-начале XIX вв. в колониях на Американском континенте, куда ввозились негры-рабы из Африки (как живой товар) для работы на плантациях. В основном рабство было отменено на протяжении XIX века.

Первоначальная известная историкам форма рабства, это патриархальное рабство, существовавшее в период перехода от первобытнообщинного строя (а возможно и в самом первобытнообщинном строе) к классовому обществу. Оно существовало в патриархальной семье, в её натуральном хозяйстве, где рабы выполняли наиболее тяжёлые работы. Натуральное патриархальное хозяйство в этих семьях представляло собой примитивное земледелие или кочевое скотоводческое хозяйство.

Рабовладельческий строй, это первое классовое антагонистическое общество, государство, возникшее после разрушения первобытнообщинного строя. Рабство в тех или иных масштабах и формах имелось во всех странах и у всех народов. Высшей формы развития оно достигло в Древней Греции и в Древнем Риме, где рабы были главной производительной силой общества и государства.

Древнейшие рабовладельческие государства образовались на рубеже 4-го и 3-го тысячелетия до новой эры (Месопотамия, Египет). На территории бывшего СССР рабовладельческий строй существовал в государстве Урарту (IX-VI вв. до новой эры). На территории России – холопы, крепостные крестьяне были по правовому положению близкими к рабам.

Древнее рабовладельческое государство IX-VI вв. до нашей эры Урарту располагалось на территории Армянского нагорья (в том числе и территории современной Армении). Столицей его была Тушпа. В XIII-XI вв. до новой эры оно представляло собой союз племён, период его расцвета – конец IX - 1-я половина VIII вв. до новой эры. Урарту вело длительные войны с Ассирией, а в VI-м веке до новой эры оно было завоёвано мидянами.

При рабовладельческом строе господствующим и одним из основных классов является класс рабовладельцев–эксплуататоров. Класс рабовладельцев включал в себя разные социальные группы: крупных землевладельцев, владельцев крупных мастерских, торговцев, ростовщиков. Вторым основным и более многочисленным классом был эксплуатируемый класс рабов. Кроме этих двух основных классов известных из названия рабовладельческого общества в нём имелись промежуточные слои свободного населения: мелкие собственники, живущие своим трудом (ремесленники и крестьяне), а также люмпен-пролетариат, образовавшийся из разорившихся ремесленников и крестьян. Основой господствующих производственных отношений рабовладельческого общества является частная собственность рабовладельца на средства производства и рабов. Эксплуатация рабов, основанная на внеэкономическом принуждении, на грубом насилии, в значительной мере обуславливала низкую производительность труда при рабовладельческом строе. Прибавочный продукт, или результат труда, создаваемый каждым отдельным рабом, был незначителен. Однако общая масса прибавочного продукта при эксплуатации громадного количества рабов и исключительной дешевизне их труда была относительно велика.

С возникновением рабовладельческого общества возникает и развивается государство. Вся история рабства является историей борьбы рабов за своё освобождение, она усаливается с ростом населения, рабовладельческий строй разлагается, и классовая борьба достигает своей высшей точки. Восстания рабов переплетаются с борьбой разоряющихся крестьян против крупных землевладельцев. В некоторых случаях прекращению рабства способствовали войны, так, например, гибель рабовладельческого строя в Риме ускорилась вторжением извне. Постепенно рабовладельческая форма эксплуатации заменяется другой формой эксплуатации – феодальной. Однако с уничтожением рабовладельческого способа производства рабство полностью не исчезает. Оно продолжает существовать в тех или иных размерах и формах в период феодализма, период капитализма и в настоящее время (период монополистического капитализма - империализма). Оно существовало и существует при всех формах существующего частнособственнического государственного устройства.

Феодализм.

Феодализм (от лат. feodum – поместье), общественно экономическая формация, которая представляет собой среднее звено процесса смены общественно-экономических формаций в ходе исторического развития общественных и экономических отношений. Эпоха феодализма пришла на смену рабовладельческому строю и существовала между рабовладельческим строем и капитализмом.

Феодализм был основан на условной частной (феодальной) форме собственности на землю. Частная собственность на землю при феодализме названа условной, так как земля была захвачена и незаконно присвоена феодалами. Практически земля не являлась и не является чьей-либо собственностью, и владение землёй было и остаётся условным. Феодалы насильственно эксплуатировали лично и поземельно зависимых от них крестьян, отнимали у них произведённую продукцию. Эксплуатация осуществлялась путём безвозмездного присвоения феодалами продуктов труда крестьян в виде феодальной ренты. Все попытки крестьян освободится от угнетения и незаконной власти феодалов, насилия и грабежа жестоко подавлялись. Крупнейшим феодальным землевладельцем и эксплуататором в период феодализма была церковь. Она и санкционировала социальный порядок при феодализме с помощью религии, используемой церковью и феодалами для извлечения выгоды и охраны своего паразитического существования и привилегий.

В истории разных народов феодализм возникал посредством синтеза элементов разложения первобытнообщинных и рабовладельческих отношений. Наблюдалось три типа этого синтеза: с преобладанием первых, вторых или с более-менее равномерным соотношением. Экономический строй феодализма при всём его многообразии форм в разных странах и в разное время (между древней и новой историей) характеризуется тем, что главное средство производства – земли находятся в монопольной собственности господствующего класса феодалов (иногда почти полностью слившегося с государством), а хозяйство ведётся силами и техническими средствами мелких производителей – крестьян. Основное экономическое отношение феодализма находит своё проявление в феодальной ренте (налог, подать или дань), т. е. в произведённом крестьянами продукте, с помощью силы взимаемом господами (или государством) с них в форме работ, денег или натурой (отработанная, денежная, натуральная рента). В систему феодальных отношений был включён город, т. к. без сбыта продуктов сельского хозяйства горожанам феодализм не знал бы денежной ренты.

Антагонизм феодального общества, основанного на эксплуатации крестьян феодалами (для эксплуатации характерно как экономическое, так и внеэкономическое принуждение), порождал многообразие форм проявления социальных противоречий. Среди них высшую, но весьма редкую форму представляли народные, крестьянско-плебейские восстания и войны.

Для идеологии феодальной эпохи характерно тяготение к широчайшим, но почти неподвижным и мало основанным на действительных знаниях концепциям, и мировым религиям (христианство, ислам, конфуцианство и другие). Да и политическое устройство феодального общества на разных этапах его развития было различным - от мельчайшей государственной раздробленности до весьма централизованных абсолютистских монархий. Феодализм, как государственный строй, был построен на грабёже крестьян феодалами и ничем неограниченной власти насилия феодалов.

Специфическую форму феодализма представлял собою так называемый «кочевой феодализм», хотя его основные признаки те же. Поздний период феодализма (нисходящая стадия его развития как системы) характеризуется зарождением в его недрах мануфактурного производства – зачатка капиталистических отношений. В Западной Европе – это время назревания и свершения ранних буржуазных революций.

К феодализму.

Феодальный так же, как и рабовладельческий строй, оставался общественно- экономической формой рабства, поменяв свою внешнюю видимость. Феодалы незаконно с помощью силы захватывали и присваивали себе земли и эксплуатировали крестьян, увеличивая своё богатство и ведя паразитический образ жизни. Одна из форм насильственного сгона феодалами крестьян с земли называлась огораживаниями. Землю, с которой они согнали крестьян, феодалы огораживали изгородями, канавами и т. д. Классическое выражение огораживания нашли в Англии в конце XV-начале XIX вв. Огораживания, это одна из форм грабежа и насилия неправильно называемая массовой экспроприацией крестьянства, которая была основой для так называемого первоначального накопления капитала капиталистами. Крестьяне, лишённые земли и возможности прокормить себя, превращались в бродяг и нищих, умирали от голода. Так называемые парламентские (разрешённые актами парламента) огораживания (XVIII-начало XIX вв.) привели в Англии к исчезновению крестьянства как класса.

Для расширения своих владений и распространения своей власти феодалами и ранее использовались любые поводы. Так фиксируя юридический статус крестьянского населения, перепись в Англии 1086г включила много ранее свободных крестьян в состав вилланов (крестьян лично свободных, но зависимые от феодалов как держателей - собственников земли). Результаты всеобщей поземельной переписи фиксировались в своде материалов Domesday Book, названном «Книгой страшного суда». В этом названии книги отразилось отношение народа к переписи и существовавшей власти неограниченного насилия.

При крепостном праве, существовавшем при феодализме, крестьяне были прикреплены к земле и находились в подчинении административной и судебной власти феодала. В Западной Европе (где в средние века на положении крепостных находились английские вилланы, каталонские ременсы, французские и итальянские сервы) элементы крепостного права исчезли в XVI-XVIII веках. В Центральной и Восточной Европе в эти же века распространились суровые формы крепостного права, так называемого «Второе издание крепостничества» основанного на барщинном труде, отменённого в ходе буржуазных реформ конца XVIII – XIX века. Несколько иначе сложилась история феодализма на Руси.

Русь. Древнерусским раннефеодальным государством IX-начала XII вв., сложившемся в результате объединения земель полян, ильменских славян, радимичей, кривичей и других племён, была Киевская Русь. Столицей Киевской Руси был город Киев. В X-средине XI вв. при князьях Игоре, Ольге, Святославе, Владимире, Ярославе Мудром в государстве происходило формирование феодального способа производства. Развивались города и сёла, ремёсла, земледелие, скотоводства, промыслы. Устанавливались связи с южными и западными славянами, Византией, Западной Европой, народами Кавказа, средней Азии. Велась успешная борьба с набегами хазар, печенегов и других племён.

Крещение Руси содействовало созданию памятников письменности, искусства, архитектуры. Складывалась древнерусская народность. Территория Киевской Руси имела на север и юг выход к Балтийскому и Чёрному морям, на запад к Карпатам, на восток к бассейнам Оки и верхней Волги. Во второй половине XI века при правлении Ярославичей происходило усиление и развитие торгово-ремесленных центров вместе с усилением феодальной эксплуатации населения.

Междоусобицы русских князей и набеги половцев привели к ослаблению государства. В конце XI-начале XII вв. произошло некоторое упорядочение отношений между княжествами. Но вследствие междоусобиц в 1132г феодальное государство распалось на раздробленные феодальные княжества.

С 1130-х гг. на территории Киевской земли с центром в Киеве находилось древнерусское княжество, попадавшее в зависимость от суздальских, черниговских, смоленских, галицко-волынских князей. В 1240г оно было захвачено монголо-татарами, с 1362г находилось в Великом княжестве Литовском. В 1394-1440 гг. управлялось литовскими наместниками, с 1471г стало Киевским воеводством.

Народ, живший в феодальном государстве и княжествах, боролся против феодального гнёта и эксплуатации за свою свободу и независимость. Это вполне объяснимо, да и почему человек должен работать на кого-то другого, возомнившего себя феодалом или ещё кем-либо. Захватившие власть князья, феодалы и другие лица, не желая трудиться сами, отбирали созданные или выращенные продукты у других людей с помощью «узаконенного» грабежа. Время от времени в Киеве проходили восстания народа, возмущённого грабежом, которые, как правило, подавлялись. Ниже приведён перечень киевских антифеодальных народных восстаний. В событиях в нынешнего века 2014-2015 гг. такие же причины.

Киевское восстание 1068г, народное антифеодальное восстание. Восстание вынудило к бегству князя Изяслава Ярославича. Восставшие освободили заключённых, захватили княжеское имущество, провозгласили князем Всеслава Брячиславича. Восстание было подавлено.

Киевское восстание 1113г, народное антифеодальное восстание. Были разгромлены дворы тысяцкого, бояр и ростовщиков. Владимир Мономах ограничением ростовщичества и другими мерами усмирил восстание.

Киевское восстание 1146-47 гг., антифеодальное народное восстание. Восставшие разгромили дворы княжеской администрации. Был убит князь Игорь Ольгович (1147г), попытка Ольговичей закрепиться в Киеве провалилась.

Киевское восстание 1157г, народное антифеодальное восстание. После смерти князя Юрия Долгорукого восставшие громили княжеские дворы, избивали дружинников («суздальцев»), захватывали их имущество по всей Киевской земле.

Новгородская республика, феодальное государство на северо-западе и севере Руси в 1136-1478 гг., со столицей в городе Новгороде. Основой хозяйства в республике было земледелие и скотоводство, а также распространены охота, бортничество, рыболовство. Промыслы сочетались с земледелием. Органами управления были – совет бояр, вече, избиравшее епископа (затем архиепископа), посадника, тысяцкого. Князья приглашались по договору с вечем и были главным образом военачальниками. В Новгородской республике произошло около 80 выступлений горожан, в том числе восстания. В XIII-XV вв. ею были успешно отражены агрессия шведских феодалов и Ливонского ордена. Республика была присоединена к Русскому государству в результате походов Ивана III.

Личная, поземельная и административная зависимость крестьян от феодалов в период с XI века по 1861 год в России называлась крепостничеством. Юридически было оформлено крепостное право в конце XV – XVII вв., в общегосударственном масштабе оно оформлялось в 1497 г. и окончательно оформлено в 1649 году. В XVII-XVIII вв. всё несвободное население слилось в крепостное крестьянство. Крестьяне постоянно боролись против крепостного права, участвовали в Крестьянских войнах под предводительством И. И. Болотникова, С. Т. Разина, Е. И. Пугачёва. Крепостное право было отменено в России крестьянской реформой 1861 года.

Перед крестьянской реформой около 1846г Н. И. Костомаровым и Н. И. Гулаком был составлен документ Кирилло-Мефодиевского общества. Назывался он «Закон божий» или «Книги бытия украинского народа». В нём были изложены такие требования как ликвидация крепостного права, национального неравенства, сословных привилегий, объединение славянских народов в федеративную республику.

Крестьянская реформа 1861г., главная из буржуазных реформ 1860-1870-х годов в России. Она была проведена в интересах помещиков-крепостников, при этом помещичья собственность на землю сохранялась, а полученные от помещиков наделы крестьяне обязаны были выкупать. До выкупа наделов они назывались временнообязанными и несли оброк или барщину. На местах реформу проводили мировые посредники, составлявшие на каждое имение уставные грамоты. При межевании помещики отрезали себе значительную часть крестьянских земель и отводили крестьянам худшую землю. Крестьянство ответило на эту реформу массовыми волнениями. Примечание: Для определения на местности и юридическое оформление границ земельных владений в России производилось их межевание. Его результаты заносились в писцовые (в XVI-XVII вв.) и межевые книги (в XVI-XIX вв.). Межой в России была граница земельных владений в виде узкой полосы необрабатываемой земли.

Так в Казанской губернии в апреле 1861г. в селе Бездна под руководством А. Петрова в ответ на крестьянскую реформу, крестьяне отказались работать на помещиков, неповиновались администрации, требовали раздела всей помещичьей земли. Это сопротивление крестьян несправедливой реформе получила название - Бездненские волнения. Безоружная толпа крестьян была расстреляна войсками. Революционные демократы ответили на это Куртинской панихидой.

Восстание крестьян в ответ на реформу (1-18.4.1861) вооружёнными столкновениями, произошедшее в Пензенской и Тамбовской губерниях включало 26 сёл и деревень, 10 тысяч человек, было подавлено войсками. Крестьяне отказывались работать на помещиков, требовали раздела всей помещичьей земли. Началось восстание в селе Черногай, его центром было село Кандеевка и получило название Кандеевского восстания.

Крестьянская реформа в России создала условия для развития капитализма, сохранив при этом ряд феодальных порядков.

Крестьянские войны и восстания.

Основной массой людей, или классом, создававших продукцию, или выращивающих продукты необходимые для жизнедеятельности людей при феодализме было крестьянство. Крестьянство и стремилось избавиться от насилия господствующего класса феодалов, отнимавшего у них созданные продукты и понуждавших трудиться на господ. Во многих государствах этот протест выражался в войнах крестьян за свою свободу. Ниже приведены примеры нескольких войн крестьянства за свою независимость.

Крестьянская война в Китае 874-901 гг., крупное антифеодальное народное выступление под руководством Ван Сяньчжи и Хуан Чао охватило ряд районов Северного, Центрального и Южного Китая. Основные силы повстанцев были разбиты в 884г, отдельные отряды сражались до 901г.

Крестьянская война в Германии 1524-26 гг. была вызвана усилением феодального насилия и переплелась с Реформацией. Крестьяне были поддержаны частью горожан (особенно плебейством), они штурмовали дворянские замки и монастыри, смогли захватить многие города. Требовали упразднения крепостной зависимости, уменьшения феодальных поборов и барщины, свободного пользования общинными угодьями. Вождь и идеолог крестьянско-плебейского лагеря Т. Мюнцер призывал к ниспровержению феодального строя и установлению справедливого порядка. Крестьянская война была жестоко подавлена войсками Швабского союза (союз рыцарей имперских городов, а затем и князей Юго-Западной Германии).

Крестьянское восстание в Румынии 1888г, антифеодальное восстание, охватившее 27 из 32 уездов страны. Подавлено правительственными войсками.

Крестьянское восстание в Корее 1893-94 гг., было одним из крупнейших антифеодальных и антиколониальных выступлений корейского народа. Подавлено японскими (были введены на территорию Кореи в июле 1894г) и правительственными войсками.

Крестьянское восстание в Румынии 1907г, кульминационный пункт крестьянских волнений (с 1904г), усилившихся под воздействием Революции 1905-07 гг. в России. Проходило под лозунгом «Требуем земли!». Подавлено правительственными войсками.

Крестьянская война в Китае 1628-45 гг. было крупным антифеодальным выступлением китайского крестьянства, приведшее к свержению династии Мин. Повстанцы были разбиты объединёнными силами китайских феодалов и маньчжуров, основавших династию Цин.

Крестьянская война в России начала XVII в., антифеодальная. Война была вызвана обострением классовых противоречий в завершающем периоде складывания общегосударственной системы крепостного права. Её первый период (1603-05 гг.): Хлопка восстание 1603г; восстание крестьян 1604г на Юго-западе России, горожан, служилых людей и казаков в южных, юго-западных и других городах. Второй период (1606-07 гг.): Болотникова восстание 1606-07 гг. Третий период (1608-18 гг.): массовые народные движения в Центре, Среднем Поволжье и других районах; переключение народного движения в русло национально-освободительной борьбы с польской и шведской интервенцией; широкие выступления казаков против политики Михаила Романова на севере, в Поволжье, Центре.

Крестьянская война в России (1670-71 гг.) под предводительством С. Т. Разина, антифеодальная. Это война охватила Дон, Поволжье и Заволжье. Она явилась следствием закрепощения, усилением эксплуатации и насилия правящим классом России в XVII в. Возглавили крестьянскую войну С. Т. Разин, В. Р. Ус, Ф. Шелудяк и другие. Основными силами, боровшимися за освобождение от феодального насилия, были крепостные крестьяне, казаки, посадские люди и нерусские народы Поволжья (чуваши, мари, мордва, татары). К осени 1670г отряды Разина захватили Нижнее Поволжье. В августе 1670г Разин с большим войском (около 10 тыс. человек) двинулся из Царицына вверх по Волге на Москву и в сентябре 1870г осадил Симбирск. В то же время отряды восставших захватили Курмыш, Алатырь, Саранск, Пензу и другие населённые пункты. В октябре 1670г повстанцы потерпели поражение под Симбирском. Война перекинулась в Заволжье. В известной связи с крестьянской войной находилось Соловецкое восстание 1668-76 гг. В апреле 1671г Разин был выдан зажиточными казаками царскому правительству и казнён в Москве.

Степ. Тим. Разин (около 1630-71 гг.), донской казак. В 1662-63 гг. донской атаман, воевал с крымскими татарами и турками. В 1667г с отрядами казацкой голытьбы совершил походы на волгу и Яик, в 1668-69 гг. по каспийскому морю в Персию. Весной 1670г возглавил крестьянскую войну, в ходе которой проявил себя опытным организатором и военачальником.

Крестьянская война в России (1773-1775 гг.) под предводительством Е. И. Пугачёва, антифеодальная. Война охватила в России Приуралье, Зауралье, Среднее и Нижнее Поволжье. Возникла она в условиях резкого усиления феодально-крепостнической эксплуатации. Возглавлялась она Е. И. Пугачёвым, И. Н. Белобородовым, И. Н. Чикой-Зарубиным, М. Шигаевым, Хлопушей (А. Соколов) и другими.

Ем. Ив. Пугачёв (1740 или 1742-75 гг.), донской казак, участник Семилетней (1756-63 гг.) и русско-турецкой 1768-74 гг. войн (см. часть 2 – войны), хорунжий. Под именем Петра III поднял восстание яицких казаков в августе 1773г, проявил выдающиеся военные и организаторские способности. В сентябре 1774г заговорщиками выдан властям. Казнён в Москве на Болотной площади.