Часть: Часть 2: Сосуществование (сожительство)

Глава:

Политика и идеология.

Этот раздел разбит на части – политика, государство и управление, классы, но эти вопросы едины и переплетены, поэтому разделение очень условно. Говоря о государстве, нельзя оставить в стороне политику, проводимую в государстве, т. к. политика характеризует направления развития государства и управление в нём. Говоря же об управлении и государственном строе, мы говорим о политике в государстве. Так государство представляет собой политическую надстройку, а политика в нём – политическую идеологию – идеи по удержанию власти и порядка выгодного правителям, управление в них направлено на сохранение власти и политической структуры государства правящим классом.

Когда человек говорит о своей жизни в обществе, так или иначе его разговор касается политики государства, в котором он живёт. Человек является гражданином государства, а гражданство человека говорит о его политической и правовой принадлежности к определённому государству. Жизнь человека, как гражданина государства, зависят от политики и экономического состояния этого государства, от его политического строя, экономической политики. Человек говорящий, что его политика не интересует и не касается, не понимает, о чём он говорит, т. к. политика относится ко всем сферам деятельности в государстве. Так или иначе, человек рассуждая о происходящем в стране, о работе, о своём социальном положении, о своих возможностях, рассуждает и о политике в узком смысле этого термина. В широком смысле слова, политика, это всё связанное с идеями направлений деятельности, построением взаимоотношений между социальными группами, классами и т. д. Политика, это практическое проведение чьих-то идей (как правило, господствующего класса, или сословия, партии и т. п.) в жизнь в государстве.

Название деятельности по управлению общественными делами в государстве политикой возникло при рабовладельческом строе, т. е тогда, когда возникло или сформировалось само государство. Наиболее характерной и разнообразной политической организацией общества и государства была организация в полисе (см. колонизация) Древней Греции, от него и произошло название управления делами политикой, а система органов и учреждений, участвующих в управлении делами государства, стала называться политической организацией государства. Государство с его идеологией является политической надстройкой над экономическим базисом.

Чётких определений, что такое политика нет, поэтому, вначале приведу общепринятое определение, а ниже попытаюсь его расшифровать, и приведу другое определение. Политика (от греч. politika – государственные или общественные дела, от polis - государство), это участие в делах государства, ведение дел в государстве, управление государством. Наконец политика, это и определение форм, задач, содержания деятельности государства.

В начальном периоде развития человеческого общества, т. е. в общинах, её делами управляли вожди, старейшины, или выбранные князья. С ростом численности общин, развитием и увеличением количества различных видов деятельности людей, с развитием структуры общин, управлять общинами вождям стало сложно, они начали привлекать себе помощников в управление, так начала формироваться организация управления ставшее структурой государства, а направления деятельности, развития и управление в нём позже стало называться политикой. Дальнейшее усложнение структуры общества вызвало необходимость разграничения прав и полномочий, создание структур управления, так возник правовой режим и политическая организация общества, возникло государство. Уже в самом начале управление выражало волю князей, их идеи, определение форм и задач и направления развития хозяйства княжества, взаимоотношения внутри его и с другими княжествами, т. е. идеологию.

Как повелось вначале создания государства, так идёт и сейчас, всё происходящее в политике государства зависит от идеологии правящего класса от его доктрин. Политика, это и деятельность органов власти и различных учреждений (политической надстройки) государства по управлению государственными и общественными делами, это доктрина и идеология господствующего класса и её направления. Политика в отдельной области жизнедеятельности государства представляет собой систему официальных взглядов и положений, устанавливающих порядок отношений, правила выполнения функциональной деятельности и дальнейшие направления развития в этой области. Она охватывает все основные направления деятельности государства и отражает политический принцип или её доктрину - совокупность основных взглядов и принципов деятельности государства. Доктрина (лат. doktrina), это руководящий теоретический или политический принцип, которого придерживается власть.

Идеология.

В идеологию современного государства входят не только политические взгляды и идеи господствующего класса, сословия, монарха, или диктатора, она охватывает широкий круг вопросов. Современная идеология (от слов идея и …логия, слово, учение), это система, включающая в себя политические, правовые, нравственные, религиозные, эстетические и философские взгляды и идеи. В классовом обществе (все бывшие в составе СССР республики теперь являются классовыми обществами) идеология носит классовый характер, выражая интересы и формулируя цели определённых классов; и в первую очередь интересы господствующего класса – новой буржуазии, захватившей собственность и власть. Идеология разрабатывается теоретическими представителями господствующего класса, её идеологами на основе накопленного мыслительного и практического материала. По своему характеру идеология может быть истинной или ложной, иллюзорной, научной или ненаучной, но она всегда связана с её классовой определённостью – буржуазная, мелкобуржуазная, социалистическая и другие. Самой древней является религиозная идеология, занимающая в современном мире и государствах место, зависящее от существующих государственных режимов. Но независимо от форм государственного устройства, религия и сейчас оказывает определённое влияние на политику государств.

К политической деятельности относятся все формы и методы деятельности властей по управлению делами государства. Делами государства являются всё происходящее в нём, все общественные дела, экономика (экономическая политика), организация взаимоотношений в обществе (социальная политика), отношения властей с обществом (формы управления) и т. д. Соответствующие политическим идеям учреждения, являются надстройкой (надстраиваются) над существующим экономическим базисом (основанием или фундаментом) и являются характерными для всех общественно-экономических формаций, отвечая требованиям соответственного государственного устройства общества. С помощью власти и созданных государственных учреждений, различных общественных организаций, силовых структур, господствующий класс удерживает своё привилегированное положение и власть. Деятельность государства по отношениям с другими государствами относится к внешней политике страны, а отношения внутри страны – внутренней политике. Внутренняя политика охватывает все основные сферы жизнедеятельности государства, это политика экономическая, социальная, культурная, техническая и др. Вся политическая деятельность правящих классов направлена на сохранение своего господства и власти.

Идеология, входящая в политическую надстройку, обладает относительной самостоятельностью и оказывает активное влияние на общество, ускоряя или тормозя (реакционная политика) его развитие. Политика всегда тесно связана с экономикой, основанием надстройки (своей базой), т. к. взаимоотношения людей в государстве зависят от их благосостояния, от материального уровня жизни. Власть имущие лица, и лица, имеющие капитал влияют на политику посредством власти и денег, а другие группы (социальные слои) путём протестов, забастовок и т. д.

Независимо от государственного строя сфера деятельности политики всегда связана с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами населения. Ядром политики является завоевание (или захват), удержание и использование государственной власти для проведения политических идей в жизнь. Любая проблема в государстве приобретает политический характер, т. к. её решение связано с классовыми интересами и проблемой власти. Политическая надстройка (идеология, государство, партии, другие организационные структуры) возникает на основе соответствующего экономического фундамента и деления общества на классы. Вполне закономерно, что политическая деятельность государств направлена на сохранение власти и проводится в интересах господствующего класса.

Политическая система и её учреждения (государство и существующие структуры) создаются и используются господствующим классом для удержания власти в стране, подавления противников и сохранения своего господства. Кроме этого политика, проводимая господствующим классом, лицом или сословием в обществе с частной собственностью направлена на извлечение корысти, выгоды. Поэтому для удержания власти, подавления своих противников и обогащения, господствующий класс использует законодательство, органы власти, насилие. Государственный аппарат служит властям орудием эксплуатации и насилия, способствует противоправному присвоению богатства, вследствие этого политика и идеология в этих государствах не только препятствует прогрессивному развитию общества, но и способствует увеличению в нём преступлений.

Политика государства только тогда может быть относительно правильной, когда она направлена на удовлетворение основных потребностей жизни всего общества (народа) и развивается на основе общих экономических законов. Если же она строится вопреки объективным законам и потребностям народа, а с учётом только интересов правящих классов или режимов, она всегда реакционная и провоцирует беспорядки, развивая антагонизм и враждебность в обществе.

Право и политика.

Неотъемлемой частью общественных отношений и политики государств является право и в частности права граждан. Право, это совокупность общеобязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством. Право, являющееся основой взаимоотношений в обществе, всегда носит классовый характер, т. к. с его помощью господствующий класс закрепляет порядок отношений, соответствующий его интересам. В этом смысле право является возведённой в закон волей господствующего класса. Характерной особенностью права является то, что соблюдение его норм обеспечивается принудительной силой государства (т. е. с помощью насилия).

Право многих стран Западной Европы было заимствовано из Римского права, системы рабовладельческого права Древнего Рима. Это право содержало стройную разработанную систему норм, регулировавших различные виды имущественных отношений, вещных прав. Римское право являлось классическим образцом права общества, в котором господствует частная собственность и рабство, это заимствованное право сохраняет все негативные стороны рабовладельческих отношений и в современных общественно-экономических формациях. Теперь частная собственность господствует и во всех странах бывшего СССР, и права, регулирующие имущественные отношения, внесены в законы этих стран. Право во всех государствах имеет свои особенности, и о нём вы можете сами сделать выводы, определяя свои правовые возможности.

Для сравнения существующих у вас ныне прав с теми правами, что имелись в СССР, вы можете посмотреть основные права, свободы и обязанности граждан в разделе «Социализм», или свободы демократические. При этом, сравнивая права нужно помнить, что они могут быть внесены в конституции в современных политических системах, но реально их у вас нет.

Наличие же права и отдельных прав у граждан разной категории говорит о наличии в обществе (в государстве) бесправия и его законодательном утверждении. Нужно также учитывать, что внесённые в законодательства права простых граждан могут иметься только формально, а на самом деле ими невозможно воспользоваться, а это имеет место практически во всех законодательствах. Вместе с правами всегда существуют и обязанности, т. к. право само по себе представляет обязательный порядок (т. е. обязанности) поведения и об этом также нужно помнить. Высшая форма правового порядка, это равноправие всех членов общества с равной ответственностью перед обществом (граждан в государстве), а в разделённом на классы обществе у разных классов разные права и равноправие отсутствует.

Основные права, свободы и обязанности всех граждан закрепляются в конституции, документе, определяющем устройство государства. Любые отдельные права, это преимущества или привилегии, чего не должно быть при равноправии, которого не было от начала существования человека. Конституция (от лат. constitutio – устройство), это основной закон государства, определяющий общественное и государственное устройство (его форму). Ею, кроме основных прав и обязанностей граждан определяется избирательная система, принципы организации и деятельности органов власти и управления. В анатомии конституция, это форма телосложения и другие признаки человека. Одной формы (закона или конституции) недостаточного для правильной деятельности и нормальных взаимоотношений в обществе, всегда нужен контроль над их исполнением и исполнение их всеми без исключения гражданами, независимо от их социального или служебного положения.

Все права, правила деятельности и отношений в обществе, государстве, регулируются основным законом, конституцией, на основании которой создаются юридические законы. Юридический закон, это нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке. Он обладает высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам (указам, постановлениям и др.) и определяет права и обязанности граждан.

В теории буржуазного государства имеется публичное право, это правовые нормы, регулирующие деятельность государственных органов, отношения между гражданами и органами государства. Такое деление права на публичное и частное право также заимствовано буржуазным правом из римского права. В советском праве такого деления не было, частными были привилегии, но законодательно у лиц власть имеющих и обычных граждан, права не делились. Основу общих прав составляло гражданское право.

Гражданское право, это отрасль права, регулирующая имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения участников гражданского оборота (граждан между собой, граждан и организаций, организаций). Обычно гражданское право содержит общие положения, имеющие значение для всех гражданских отношений - нормы о праве собственности, авторском праве, право на открытие, изобретение, наследственное право.

Некоторые права граждан в государствах сохраняются по традиции, они относятся к обычному праву. Обычное право, это совокупность неписанных правил поведения (обычаев), сложившихся в обществе в результате их традиционного неоднократного применения и санкционированных государством. Обычное право было наиболее характерным для рабовладельческого и феодального общества. Однако оно существует и сейчас, т. к. нового никто не изобрёл, и все следуют обычным путём повторения или подражания обычным формам поведения. Многие устаревшие обычаи в процессе развития общества сменяются новыми обычаями, но все они заимствованы из старых обычаев, поэтому новые обычаи, это только несколько изменённые, или имеющие вид новых обычаев, старые обычаи. Обычай, это стереотипный способ поведения людей, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов.

Политическое и идеологическое воздействие на людей.

Любая политическая деятельность властей нуждается в проведении идей и идеологии в интересах правящего класса в массы и воздействия на людей с целью побуждения их к деятельности выгодной для господствующего класса. Для этого используются различные средства и методы воздействия на людей. Одним из средств такого воздействия является агитация (от лат. agitatio – приведение в движение, побуждение к чему-либо), которая используется для распространения идей, воздействия на сознание, настроение, общественную активность масс. Она может проводиться с помощью устных выступлений руководителей государств, политических деятелей и т. п. с широким использованием средств массовой информации, рекламы. Агитация, являясь важным средством политического воздействия на людей, тесно связана с пропагандой.

Распространение политических, философских, научных и других идей в обществе выгодных господствующему классу является пропагандой, пропаганда (от лат. propaganda – подлежащее распространению). Политическая или идеологическая пропаганда ведётся с целью формирования у масс определённого мировоззрения. Целью пропаганды является навязывание массам ложных идей, теорий, необъективной информации в интересах господствующего класса. Навязывание массам ложной информации осуществляется кроме пропаганды и скрытием правды о деятельности господствующего класса, подавлением выступлений и высказываний людей, содержащих правду, для чего используется не только цензура, но и применяется прямое подавление тех, кто смеет говорить правду.

Для воздействия на людей широко используются средства массовой информации – Интернет, печать, радио, телевидение и другие средства массовой коммуникации (массовой связи).

Массовая коммуникация, это систематическое распространение информации (через печать, радио, телевидение, кино, видеозапись, звукозапись, Интернет) с целью утверждения ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей. Коммуникация (от лат. communicatio), это сообщение, связь и общение через коммуникации (пути сообщения).

Основной задачей массовых коммуникаций (общения, связи) является защита интересов правящего класса и всех привилегированных сословий, находящихся при власти и формирование мнения и взглядов масс для них выгодных. Характер и цели, задачи массовой коммуникации, как орудия идейно-политической борьбы, управления, пропаганды, распространения культуры, определяются социальной природой общества. Никакая власть ничего не может изменить в обществе и экономике, вследствие того, что реально она ничего для этого не делает, ничего не создаёт и не производит, а управляет только с одной основной целью – сохранить свои привилегии и власть. Всё что реально делается и производится, производится на местах производства, в отдельных слоях общества, а вмешательство управляющих структур власти часто вносит в эту деятельность беспорядок, т. к. лица, наводящиеся у власти, стремятся к выгоде, личной корысти и жизни за счёт работающего населения (паразитизму, нахлебничеству). В капиталистическом обществе основная задача массовой коммуникации сводится к тому, чтобы привить населению стереотип классовых отношений и удержать людей в рамках этой классовой идеологии. Поэтому средства массовой коммуникации выступают здесь прежде всего, как пропаганда, направленная на сознательное принуждение к стандарту буржуазного мышления, на подавление критической способности человека и внушающая набор стандартных действий, вкусов, поступков. К настоящему времени это им в государствах бывшего СССР в определённой мере удалось, что же касается запросов аудитории, удовлетворения потребностей населения деятельностью этих средств, это теперь правящий класс не интересует.

В древности не было массовой коммуникации и технической связи, поэтому волю царей и других правителей, представителей власти, официальные известия народу объявлял глашатай. Но со временем средства информации развивались и для того чтобы ограничить или пресечь информацию невыгодную власти, содержащую правду, в государствах был учреждён надзор - цензура, в том числе и карательная. Цензор (от лат. censor), лицо, осуществляющее цензуру (контроль) имелся в государстве Древнего Рима, он осуществлял ценз, проведение контроля над государственными финансами, надзора над нравами, общественным строительством и прочим. Цензура (лат. censura), как система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации в Западной Европе возникла в XV веке, а в России – в начале XVIII века. В России по формам контроля она подразделялась на цензуру предварительную и карательную. С 1804г регулировалась цензурными уставами и временными правилами. Делилась на цензуру общую (внутреннюю и иностранную) и ведомственную (духовная, военная, театральная и др.).

На основе «Временных правил о печати» 1865г в России было проведено буржуазное преобразование цензуры - проведена цензурная реформа. Вводилась карательная цензура вместо предварительной цензуры для ряда столичных изданий, устанавливалась судебная ответственность за нарушение цензурных правил. Карательная цензура, это вид государственного надзора за печатью в Российской империи в 1865-1917 гг. В отличие от предварительной цензуры рассматривались книги и журналы до напечатания (до выхода в свет). За нарушение цензурных правил налагала арест на издание, автор и издание предавались суду. В 1872г была урезана в связи с возобновлением преследования печати в административном порядке. Одним из проявлений карательной цензуры были литературные процессы, судебные дела о нарушении законов о печати. Возбуждались они цензурными органами, влекли за собой запрещение и уничтожение отпечатанного издания и всё же некоторые процессы выигрывались издателями, что говорит о действовавшем в Российской империи законодательстве и отсутствии диктата.

Сейчас цензура распространяется на радио и телевидение, видеозапись, т. е. на новые средства информации. Цензурой убирается правдивая информация, невыгодная власти или режиму говорящая об её негативной деятельности, чтобы она не доходила до масс. В пропаганде используются и другие методы искажения фактов, добавление ложных сведений и другие, заведомо используемые властями в своей политической деятельности.

Формы протеста.

Неспособность властей правильно управлять делами в государстве, или искусно вести политику, часто приводит к недовольству населения и его выступлениям с протестами. Протесты населения могут быть направлены против неправильной политики властей, против угнетения, ущемления прав и тому подобное. Обычно власть имущие не хотят, да и не умеют принимать меры к исправлению недостатков в своей работе и прибегают к запрещению мирных форм протеста. Не решая надлежащим образом вопросы, власть имеющие лица противопоставляют себя народу и стремятся подавить все протесты и выступления силой, усиливают кризисную ситуацию и угнетение людей, доводя противостояние до враждебности и вооружённых столкновений.

Обычно мирные формы протеста не представляют угрозы, но все они указывают на неспособность властей правильно управлять и строить взаимоотношения с населением. В обыденной жизни человек может сам открыто возражать против чего-либо, это называется протестом, протест (от лат. protestor – публично доказываю). Формой же протеста группы лиц или массового протеста может быть демонстрация, митинг, шествие, манифестация и т. п.

Демонстрация является массовой формой выражения (показывания) общественных настроений, политических взглядов, это может быть шествие, митинг и т. п. и не только для протеста, а и для поддержки, одобрения, солидарности. Термин демонстрация взят из латинского языка, демонстрация (от лат. demonstratio – показывание).

Более серьёзной формой протеста является забастовка (или стачка), коллективное прекращение работы рабочими и служащими, предъявляющим предпринимателям или производству экономические или политические требования, одна из форм борьбы рабочих и служащих за свои права, с целью улучшения условий жизни и труда. Это и одно из средств борьбы против реакционной политики правящего класса в государстве. По форме забастовки могут быть всеобщими, охватывающими одну или несколько отраслей экономики, национальные (в масштабе всей страны), «сидячие» - отказ от работы, находясь на своём рабочем месте, «работа по правилам» - по бюрократическим предписаниям, приводящим к снижению темпов работы и другие.

Теперь в бывших республиках СССР общество разделилось на антагонистические классы, и для подавления сопротивления эксплуатируемого (эксплуатация, присвоение властями результатов труда населения) народа, могут наращиваться силовые структуры, которые в своём количестве преобладают над необходимым количеством. Это вызвано тем, что власть имущие лица, классы, сословия, в таком государстве заведомо ведя неправильную политику, опасаются за своё существование и боятся ответственности. Содержатся силовые структуры за счёт народа, и они же предназначены для ограничения прав и свобод этого народа.

Самой древней и самой устойчивой политической системой и формой структурной власти над людьми является церковь с её системой управления. Раньше церковь входила в государственную систему как политическая надстройка, сейчас она в большинстве стран отделена от государства. Система власти церкви построена на централизованной иерархии. В своей деятельности церковь, как и все другие режимы власти широко применяла идеологическую обработку населения (религия) и насилие для сохранения своего господства, привилегий и нахлебничества. Особенность этой политической системы – управление с помощью культово-обрядовых установлений, проповедей, ритуалов, жертвоприношений при господстве и диктатуре духовенства (в древности жречества) широко пользующегося «правом» наказывать и прощать людей по своему усмотрению, подавлять «инакомыслящих» или сопротивляющихся насилию церкви людей.

В принципе немногое изменилось, только проповеди в деятельности государственных учреждений заменены политическими выступлениями, лозунгами и пропагандой, культово-обрядовые установления – правовыми регламентами, правилами проведения общественных мероприятий и т. д. Например, регламенты были установлены в Русском государстве Петром I в 1-й четверти XVIII века по его инициативе и с его участием. Эти регламенты определяли штаты, структуру, функции и порядок деятельности центральных государственных учреждений, организацию армии и флота, порядок прохождения военной и гражданской службы.

Возможности человека и его волеизъявление зависят от возможности свободно поступать в соответствии с политическими предоставляемыми правами и правилами в государстве, не ущемляя и не нарушая прав других людей или граждан (равноправие). Такие возможности человеку предоставляют свободы называемые демократическими, если они существуют в государстве. Свободы демократические, это политические и правовые нормы, определяющие положения человека в государстве. К политическим демократическим свободам относятся: свобода слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций.

Личные демократические свободы: - неприкосновенность личности, жилища, охрана законом личной жизни граждан – тайны переписки, телефонных переговоров, телеграфных СМС и других сообщений, Свобода совести, это право исповедовать любую религию или не придерживаться никакого вероисповедования, а также личных взглядов и мнений. В более широком понятии свобода совести, это также и право человека на защиту от посягательств (в том числе и лиц у власти) на личные политические убеждения, если они не противоречат интересам общества и нормам общечеловеческой нравственности.

Кроме этого человеку должны быть предоставлены избирательные права, право объединяться в общественные организации, участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения, право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе. Критика выделена, т. к. даже она в государствах с недемократическим управлением, режимами, не только не разрешается, но и преследуется.

Основные личные права и свободы граждан при демократическом строе государства также гарантируются. Гарантируется защита государством семьи, охрана материнства и детства, право на суд, защиту, право обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов.

Не является новым в политике и решение некоторых вопросов всеобщим голосованием, голосованием народа, хотя это и не относится к демократии, а проводилось из-за опасения возникновения восстаний. Некоторые важные политические вопросы не могли быть решены без поддержки народа и ранее, поэтому ещё в Древнем Риме, в рабовладельческом государстве, для этого применялось всенародное голосование, или плебисцит и это название сохранилось и в настоящее время, по таким же важным вопросам может проводиться и референдум. Плебисцит (лат. plebiscitum, от plebs – простой народ и scitum – решение, постановление), в Древнем Риме постановление, принимаемое собраниями плебеев. Плебисцит, это один из видов народного голосования, проводимого государством по наиболее серьёзным вопросам. Применяется он и в международных отношениях при опросе населения территории о её принадлежности к тому или иному государству. Всенародным голосованием и обсуждением важнейших вопросов ещё называется и референдумом, который был предусмотрен конституцией СССР. Перевод терминов плебисцит и референдум немного отличаются, но по содержанию плебисцит и референдум не отличаются. Референдум (от лат. referendum – то, что должно быть сообщено), всенародный опрос, голосование для решения особо важного государственного вопроса.

Господствующий класс всегда запутывает свою политическую деятельность, скрывая правду и свои частные намерения, поэтому он проводит реакционную политику, называемую политической реакцией. Реакция политическая, это не только форма политика, это и те лица, организации, учреждения которые проводят такую политику.

Политическая реакция.

Действия правящих классов, государственных структур, различных организаций, партий и т. д. направленные на ущемление прав и подавление свободы людей, захват, удержание и использование в этих целях власти, относятся к политической реакции – негативной политической деятельности.

Политическая реакция, это активное сопротивление структур власти общественному прогрессу (изменениям в интересах народа) в целях сохранения и укрепления выгодных им социальных порядков. Для современного капитализма, империализма характерна тенденция к усилению политической реакции по всем её направлениям, что в определённой степени связано и с неустойчивым состоянием экономики и власти. Реакция власти проявляется в её сопротивлении против революционного, демократического и национально-освободительного движения и волеизъявления народа в активных действиях подавления.

Современный арсенал этой деятельности обширен и может проявляться как в открытых действиях власти, так и замаскированных ею под «заботу о народе». Реакционная деятельность власти открыто проявляется в шантаже, преследовании и прямом подавлении прогрессивных политических и общественных организаций и деятелей, массовом насилии и терроре населения, усилении политического и экономического давления на трудящихся. В такой деятельности всегда существуют или элементы, или направления расовой и национальной дискриминации, развитие и провоцирование национального эгоизма и шовинизма, насаждение культа насилия и вседозволенности власти и её сторонников, в подавлении передовой мысли и культуры, в стремлении подчинить массы полному идеологическому влиянию господствующих классов и агрессивной внешней политике. Из приведённых выше форм политической реакции не все формы могут проявляться одновременно, некоторые из них могут быть замаскированы, а на определённом этапе развития некоторые из них могут отсутствовать или скрываться.

Для формирования у масс определённого мировоззрения выгодного правящему классу ведётся активная политическая идеологическая пропаганда с целью развития соответствующих ей идей и теорий. Любая власть стремится сохранить своё господствующее положение и те возможности, которые она благодаря ней имеет. Вполне закономерно, что любой правитель, любая структура власти, стремясь сохранить своё выгодное положение, будет препятствовать любым изменениям, которые могут привести к их потере. Установив выгодный для себя порядок в государстве, и закрепив его законодательно, власть (лица её имеющие) будет ужесточать законодательство, увеличивать ограничения для народа и притеснять его.

Основой для такого поведения (политической реакции) служит страх власть имущих лиц за свои места, поэтому они упорно сопротивляются всем изменения, которые могут привести к потере власти и привилегированного положения. Также агрессивно они относятся и ко всем другим изменениям, которые хотя и не угрожают потерей власти, но вынуждают их уменьшать свои привилегии, принимать какие-либо меры и вносить изменения в свою политику им невыгодные, т. е. заставляют их работать и думать, а они этого не умеют и не хотят. Но не только это является причиной реакционной политики властей, все власть имущие лица стремятся усилить свою власть, расширить свои материальные владения, обогатиться за счёт народа, награбив себе материальных ценностей. Ещё и поэтому реакционная власть для расширения своих прав и возможностей прибегает к ограничениям прав населения, его притеснению и принуждает его расплачиваться за долги находящихся у власти лиц класса нахлебников.

Таким образом, политическая реакция, это активная деятельность политической надстройки государства (властей) препятствующая позитивным изменениям в обществе и проводимая ими политика с целью сохранения и укрепления своей власти. Для политической реакции характерно активное сопротивление политических деятелей и частных собственников прогрессивным изменениям в целях сохранения, установленных ими своих незаконных привилегий, власти, незаконно присвоенной и присваиваемой собственности. Такая политика препятствует равноправию, правильному распределению продуктов труда и доходов, создаёт условия для роста преступлений и насилия в государстве, является антинародной, политикой враждебной отдельным её группам и обществу в целом. Политическая реакция значительно усиливается и там, где главы государств не меняются продолжительное время и привыкли за длительное время к своему обслуживанию и содержанию за счёт народа, незаконно присваиваемой собственности, безответственности за свои дела.

Господствующий класс и все структуры власти стремясь сохранить свои привилегии и власть применяют всевозможные законодательные ухищрения и насилие, проводя контрмеры против любых изменений им невыгодных. Таким образом, политическая реакция, это агрессивное отношение правящих классов ко всем изменениям, которые угрожают им потерей власти над людьми, действия противоположные демократии, установлению равенства, противодействие властей общественному прогрессу в целях сохранения и укрепления выгодных ей социальных порядков. К политической реакции относятся все меры противодействия, принимаемые правящими классами (сословиями, лицами, организациями) ко всем изменениям которые им невыгодны и препятствуют нахлебничеству, жизни за счёт других людей. Крайняя форма политической реакции – фашизм.

Основные формы политической реакции.

Реакционная политика включает в себя различные формы политической деятельности власти ущемляющей права народа, или отдельных категорий граждан в любых её формах, по своей сути это дискриминационная политика. Политической реакции присущи не только дискриминация, но и милитаризм. Дискриминация (от лат. diskriminatio – различение), ограничение, умаление прав какой-либо группы граждан в силу их национальности, расы, пола, вероисповедования и т. п.

К примеру, одной из форм расовой дискриминации является апартеид, дискриминация расистского правительства ЮАР (в XX веке) в отношении коренного населения апартеид (апартхейд) (на языке африкаанс apartheid - раздельное проживание). Политика апартеида направлена на лишение коренного населения политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции. Некоторые акты апартеида могут составлять геноцид (уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным признакам).

Говоря о различных видах дискриминации, например, по принадлежности к национальности, полу, вероисповедованию нужно помнить и о притеснении своего народа господствующим классом. Такая дискриминация, связанная с различным социальным положением людей, присутствует во всех государствах в различных формах притеснения народа и ограничения его прав в интересах правящего класса, независимо от его национального происхождения. Вызвано это тем, что любая власть эксплуатирует население государства в своекорыстных интересах, стремясь отделиться от народа. Термин дискриминация чаще употребляется в области международных отношений, для того чтобы отвлечь граждан от проблем эксплуатации и дискриминации в своём государстве. В международных отношениях социальная дискриминация хорошо заметна при выезде граждан какого-либо государства в другую страну, как предоставление им меньших прав и, чем её гражданам. Так выехав из своей страны в другую, человек будет получать меньшую зарплату, чем её граждане на аналогичной работе, и будет лишён многих социальных прав, которые имеются у граждан этого государства.

Одним из постоянных явлений в государстве с антагонистическими классами является наращивание военной мощи, или милитаризм, милитаризм (от лат. militaris – военный).

Милитаризм, как система экономики, политики и идеологии полностью сложился при капитализме, а в эпоху империализма он достиг наибольшего развития, породив такое явление, как военно-промышленные комплексы которые стали опорой крайней реакции и источником военной опасности в мире. В капиталистических государствах наращивание военной мощи государства проводится не только в целях подготовки захватнических войн, но и для подавления сопротивления эксплуатируемого народа внутри своей страны. То, что политика эксплуататорских государств направлена на захват и порабощение народов не является новым в истории, вся история человечества полна войн (смотри раздел Войны). Конкретно в истории завоевателями назывались испанские и португальские конкистадоры (исп., ед. ч. conquistador – завоеватель), авантюристы завоеватели, захватившие (после открытия Америки в конце XV в.) Центральную и Южную Америку и с жестокостью истреблявшие и порабощавшие коренное население. В эксплуататорских государствах господствующий класс никогда не щадил и свой народ, на котором он паразитировал и паразитирует сейчас применяя насилие и карательные меры и используя для этого специальные органы надзора и принуждения.

Армия для подавления сопротивления народа используется реже, чем специальные органы надзора и принуждения. Поэтому, как одна из форм милитаризма для подавления народа внутри страны, может наращиваться полиция, политическая полиция (органы госбезопасности), внутренние войска, спецназ, а также другие силовые структуры, содержащиеся за счёт народа. Кроме этого может просматриваться стремление к установлению в стране жёсткой государственной дисциплины по принципу воинской дисциплины и различные ограничения (например, «больше трёх не собираться»). В наращивание мощи силовых структур входит увеличение их количественного состава, технической оснащённости, предоставление им больших прав, полномочий. Названия этих органов надзора могут быть различные, но их функции в буржуазных государствах такого типа в целом одинаковы. Основные органы современных эксплуататорских государств, это полиция, жандармерия, милиция, КГБ или ФСБ и т. д., последние больше известны в бывших республиках СССР, поэтому несколько слов полиции.

Полиция была создана в эксплуататорских государствах как орган надзора за установленным порядком. Она представляет собой систему особых органов надзора и принуждения, а также карательные войска внутреннего назначения, охраняющие существующий строй путём прямого подавления противников господствующего класса (правителя, сословия) и несогласного с политикой народа. Название может быть другим, но функции полиции, милиции и других органов надзора в государствах зависят от режима власти в нём. Полиция может называться жандармерией (французское происхождение названия полиции), жандармерия имеет военную организацию и выполняет охранные функции внутри страны и в армии (полевая жандармерия, или военная полиция). В России в 1827-1917 гг. корпус жандармов выполнял роль политической полиции. Жандармерия может быть частью вооружённых сил в некоторых капиталистических государствах (Франция, Турция и других).

Чрезмерное увеличение и содержание силовых структур в государстве для подавления свободы народа, ущемления его прав по любым вопросам, говорит о неспособности власти правильно вести государственные дела, о её политической и социально-нравственной несостоятельности.

Одной из распространённых форм политической реакции является национализм.

Национализм и его формы, расы.

Национализм, это идеология и политика, а также психология в национальном вопросе, в области отношений между нациями. Основой национализма является идея национального превосходства и национальной исключительности, трактовка нации как высшей надклассовой формы общности. Крайние проявления национализма – расизм, шовинизм, сионизм.

В условиях восходящего развития капитализма национализм был идейным знаменем буржуазии в борьбе против феодализма и национального гнёта, а в эпоху империализма он стал орудием империалистической и колониальной политики, сближающимся с расизмом. В национализме угнетённых наций есть как общедемократическое содержание, так и реакционная сторона, выражающая интересы и идеологию эксплуататорской верхушки. Национализм при капитализме проявляется в двух формах, форме великодержавного шовинизма господствующей нации, для которого свойственно пренебрежительное отношение к другим нациям, и местного национализма угнетённой нации, отличающегося стремлением к национальной замкнутости и недоверием к другим нациям.

Француз Ж. А. Гобино выдвинул в средине XIX века первую расистскую концепцию, объявив арийцев «высшей расой». В дальнейшем расизм переплетается с социальным дарвинизмом, мальтузианством, евгеникой. Расизм стал официальной идеологией фашизма. В современных условиях используется для оправдания расовой дискриминации, сегрегации и апартеида, а во многих случаях и геноцида. С расизмом смыкается сионизм.

D 1865 году для борьбы с негритянским движением и прогрессивными организациями, была создана тайная расистская террористическая организация и в США, называвшаяся Ку-клукс-клан (Ku-Klux-Klan).

Примечание: арийцы или арии, название народов, принадлежащих к индоевропейской (прежде всего к индоиранской) языковой общности. В расистской литературе арийцы (преимущественно германцы) объявлялись «высшей» арийской расой. Фашистская свастика имеется в индуизме, в котором она является символом благополучия.

Расизм представляет собой совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества. Это концепции об исконном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые якобы являются единственными создателями цивилизации, призванными к господству, а вторые неспособны к созданию и даже усвоению высокой культуры и обречены на эксплуатацию.

Расизм, как реакционная теория, оправдывает социальное неравенство, эксплуатацию, войны, принадлежностью людей к различным расам. Он сводит сущность людей к их биологическим признакам, разделяя расы на «высшие» и «низшие». В фашистской Германии расизм, будучи официальной идеологией, служил оправданием агрессивных войн, массового уничтожения людей.

Говоря о расизме, национализме, сионизме нужно иметь представления о расовом происхождении людей. Все течения национализма разделяющие людей по виду возникли вследствие претензий одних людей на превосходство над другими вследствие собственной неразумности, невежества и стремления к власти лиц их создавших. Весь животный мир разделён человеком на виды по биологическим признакам, но независимо от названий, данных человеком каждый вид живёт своей жизнью, занимая определённое место в природной биологической структуре.

Расы.

Вид (биологический), является структурной основной и классификационной (таксономической) единицей в системе живых организмов, обладающий рядом общих морфофизиологических признаков. Во всех биологических видах могут образовываться подвиды, представляющие собой совокупность обособленных популяций одного вида, особи которого отличаются определёнными достаточно устойчивыми признаками от особей других популяций того же вида. Это деление на виды относится к животным и растениям и включает человека. Внутренней особенностью любого вида является способность скрещиваться и давать потомство. Животные человеческого вида могут скрещиваться и давать потомство независимо от расы, национальности, внешнего вида и социального положения.

При размножении людей происходит их деление на определённые классы и некоторые видоизменения. Вид человек разумный представленный современным человечеством подразделяется на расы, термин раса (как и расизм) французского происхождения и обозначает подразделение (только часть) вида. Раса (франц., единственное число race) - подразделение вида, отличающееся признаками по внешнему виду. Видоизменение и деление людей на различные расы произошло в процессе эволюционного развития человека и человечества связанного с отличающимися и различными природными условиями жизни.

Расы человечества характеризуются общими наследственными физическими особенностями, связанными с единством происхождения и определённой областью распространения. Наиболее отчётливо выделяются три основные группы рас – негроидная, европеоидная и монголоидная, которые принято называть большими расами. Признаки отличия рас (цвет кожи, глаз, волос, форма черепа, длина тела и т. д.) имеют второстепенное значение, и, вопреки реакционным расистским концепциям все расы обладают равными биологическими возможностями для достижения высокого уровня цивилизации. Тенденции расизма, сионизма и другие реакционные течения связаны с гордыней определённой части людей с их стремлением к паразитическому существованию - жизни за счёт других людей, да и к тому же неспособностью самостоятельно трудиться и обеспечивать себя насущно необходимым.

Европеоидная раса (европейская раса), одна из больших основных рас человечества. Для неё характерны светлая кожа, мягкие и волнистые волосы головы, сильный и средний рост волос на лице и теле (у мужчин), узкий и резко выступающий нос, тонкие губы, ортогнатизм и т. д. Область распространения – Европа, Северная Африка, Передняя Азия, Северная Индия. С европейской колонизацией эта раса распространилась в Америке, Австралии и Южной Африке.

Экваториальная (негро-австралоидная) раса, собирательное название негроидных и австралоидных рас, распространённых в тропической зоне Африки, Южной и Юго-Восточной Азии, Океании и Австралии. Для неё характерны курчавые или волнистые волосы, тёмный цвет кожи и глаз, широкий нос и толстые губы.

Австралоидная раса (австралийская раса), входит в большую экваториальную (негро-австралоидную) расу. Для неё характерны тёмная кожа, широкий нос, прогнатизм, волнистые волосы, сильный рост волос на лице и теле. Распространена она в Австралии, Южной Азии и Океании. Многие антропологи выделяют австралоидную расу в самостоятельную большую расу. Примечание: прогнатизм (от греч. pro – вперёд и gnathos - челюсть), в антропологии сильное выступание вперёд лицевого отдела черепа человека.

Веддоидная раса, входит в большую (негро-австралоидную) экваториальную расу. Характерны волнистые волосы, слабый рост волос на лице и теле (по сравнению с австралоидной расой). Распространена она в Центральной и Восточной Индии (некоторые группы бихарцев, бхилов и другие), странах Индокитая (сенои и другие) и в Индонезии (тоалы и другие).

Негрильская раса (центральноафриканская раса), входит в большую экваториальную (негро-австралоидную) расу. Характерными являются очень низкий рост, сильное развитее третичного волосяного покрова, относительно выступающий нос и тонкие губы. Распространена в тропических лесах Экваториальной Африки.

Негритосы, испанское множественное и уменьшительное название азиатских пигмеев от негр. Название относится к нескольким низкорослым негроидным этнических групп Юго-Восточной Азии (андаманцы, семанги, аэта).

Негроидная раса (негрская раса), входит в большую экваториальную (негро-австралоидную) расу. Для неё характерны тёмная кожа, курчавые волосы, широкий нос, толстые губы, прогнатизм. Распространена раса в Африке к югу от Сахары. Термин «негроидная раса» иногда употребляется как синоним экваториальной расы.

Сионизм.

Сионизм (название произошло от названия холма, или горы Сион в Иерусалиме), реакционное националистическое движение, возникшее в среде еврейской буржуазии разных стран под лозунгом объединения всех евреев. Реакционная шовинистическая идеология и политика еврейской буржуазии. Возник в конце XIX века; был призван отвлечь еврейский народ от борьбы с насилием буржуазии и сохранить господство над ними буржуазно-клерикальной верхушки. Выступал под лозунгом создания еврейского государства путём колонизации Палестины, а после 1948г – всемерной поддержки Израиля.

Характерные черты сионизма, это воинствующий шовинизм, расизм, расовая и другая дискриминация людей. Сионистские организации действуют во многих капиталистических странах. Ведущая организация - Всемирная сионистская организация, создана в 1897г, со штаб-квартирой в Израиле, где является государственной доктриной, и в США.

Сионисты, приверженцы сионизма. Одна из сект пятидесятников проповедующая скорый «конец света» и блаженство тем, кто встретит его на «горе» (холме) Сион. Сионизм связан с иудаизмом, христианством и высокомерием, гордыней евреев, называющих холм горой и считающей себя исключительной нацией. Идея национализма, превосходства над другими народами заложена в религии – евреи считали и считают себя божьим народом - «избранным богом народом». Ещё в древности строили «Вавилон», не исполняя заповеди своих религий, а стремились к господству в мире, за что и были разбросаны по всему миру. Сионизм был создан еврейской буржуазией разных стран (евреями, разбросанными по всему миру) под лозунгом объединения всех евреев.

Сионизм явился одной из причин антисемитизма, создав противоположное политическое течение. Антисемитизм, это одна из форм национальной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям (от пренебрежительного отношения к быту, правовой дискриминации до геноцида, еврейских погромов и т. д.). В русло антисемитизма эксплуататорские классы направляли социальное недовольство масс, опутанных религиозными, националистическими и другими предрассудками. Особенно насаждался антисемитизм германскими фашистами, истребившими миллионы евреев в Германии и оккупированных ею странах.

Нацизм (фашизм).

Наиболее реакционная открытая террористическая диктатура – фашизм, одно из названий фашизма - нацизм, произошло от названия фашистской Национал-социалистической (нацистской) партии Германии

Фашизм (итальянское fascismo, от fascio - пучок, связка, объединение), политическое течение, возникшее в капиталистических странах в период обострения кризиса капитализма и выражающее интересы наиболее реакционных и агрессивных кругов империалистической буржуазии. Впервые фашизм был установлен в Италии (1922г), а затем в Германии (1933г) и ряде других стран. Фашизм у власти, это открыто террористическая диктатура наиболее реакционных сил монополистического капитала. Фашизм - открытая террористическая диктатурой монополистического капитала.

Важнейшие черты фашизма – применение крайних форм насилия против своего народа, шовинизм, расизм, широкое использование государственно-монополистических методов регулирования экономики, политическая демагогия с целью создания массовой базы (главным образом за счёт мелкой буржуазии) для фашистских партий и организаций. Внешняя политика фашизма направлена на развязывание захватнических войн.

К концу 30-х годов XX века фашистские режимы утвердились в Италии, Германии, Португалии, Испании и ряде стран Восточной Европы. Фашистская Германия во главе с Гитлером (у власти в 1933-45 гг.), заключив союз с фашистской Италией во главе с Муссолини (у власти 1922-43 гг.) и милитаристской Японией, развязала 2-ю мировую войну 1939-45 гг. В соответствии с решением Берлинской конференции 1945г были уничтожены фашистская национал-социалистическая партия и подконтрольные ей организации. Решения предусматривали предупреждение возрождения фашизма в любой форме.

Была фашистская организация и на территории СССР - ОУН, образовавшаяся на Западной Украине. Организация окончательно ликвидирована к началу 1950-х годов.

ОУН (Организация украинских националистов), фашистское объединение в Западной Украине в 1929- начало 1950-х годов, преемница Украинской войсковой организации (УВО). Боролась против воссоединения Западной Украины с Советской Украиной, сотрудничала с гитлеровцами. Организовала военно-террористическое формирование – УПА, боровшееся против Советской Армии в Великую Отечественную войну. После 1945 года остатки ОУН действовали подпольно и были окончательно ликвидированы к началу 1950-х годов.

В 70-е годы были ликвидированы фашистские режимы в Португалии, Греции, Испании. Однако в ряде капиталистических стран отмечается активность неофашистских элементов. Фашистские методы правления характерны для военных диктатур. Неофашизм, понятие, объединяющее современные правые, наиболее реакционные движения, которые являются в политическом и идейном отношении преемниками распущенных после 2-й мировой войны фашистских организаций.

Название шовинизма (франц. chauvinisme), крайне агрессивной формы национализма, произошло от имени Н. Шовена, солдата поклонника завоевательной политики Наполеона I

Шовинизм проповедует национальную исключительность, противопоставление интересов одной нации интересам всех других наций, разжигание национальной вражды, чувства презрения и ненависти к другим расам и народам.

Исламисты, реакционное движение мусульманского направления, характеризующееся ведением террористической деятельности - массовым террором и терроризмом.

Первые исламисты были членами контрреволюционной буржуазно-националистической панисламистской организации «Шура-и-ислам» («Совет ислама») созданной в Туркестане в 1917г. Распущена организация в 1918г СНК Туркестана, в подполье выступала организатором басмачества.

Басмачество (название произошло от тюркского басмак – совершать налёт), после Октябрьской революции вооружённое националистическое движение феодально-байских элементов, мусульманского духовенства и т. п. под руководством «Шура-и-ислам». Целью этих бандформирований было свержение Советской власти в Средней Азии и установление своей власти. Поддерживалось басмачество иностранными империалистами и реакционными кругами Турции, Китая, Афганистана. Характеризовалось массовым террором. Основные силы басмачества при поддержке населения были разгромлены Красной Армией в 1922г, а отдельные отряды окончательно ликвидированы в 1933г.

Уже первые властители от мелких вождей до крупных князей, рабовладельцев, феодалов и других деятелей, захватывали власть с помощью бандитизма, разбоя, грабежа и других преступлений, будучи преступниками и главарями банд. Бандитизм и разбой, реакционная политика, взяли своё начало от первобытнообщинного строя вместе с его разделом и разделением людей. Реакционные политики у власти проводят античеловеческую политику и используют для решения своих вопросов гангстеров, мафию. Примечание: гангстер (англ. gangster, от gang - шайка, банда), это профессиональный бандит, убийца, участник бандитской шайки. Шайка гангстеров занимается преступным вымогательством, шантажом, убийствами, похищением людей и т. д. В капиталистически государствах (особенно в США) гангстеры используются для давления на избирателей, травли прогрессивных деятелей. Мафия [итальянское maf(f)ia}, тайная террористическая организация в Италии. Возникла на острове Сицилия. Использует методы шантажа, насилия, убийств. Действует в основном в городах (занимается контрабандой наркотиков, игорным бизнесом и пр.). Используется реакцией в политических целях. Она связана с организациями преступного мира других капиталистических стран.

О демагогии и демократии.

Обычно политическая деятельность господствующим классом строится на обмане, т. к. в эксплуататорском государстве господствующий класс стремится к извлечению максимальной выгоды и заботится только о своём благе. Для этого используется различные идеологические приёмы, они не новы, один из таких приёмов демагогия.

Демагог (от греч. demagogos, буквально – вождь народа), в Древней Греции так назывался политический деятель демократического направления. Постепенно термин получил отрицательный смысл, теперь он означает лицо, старающееся создать себе популярность среди народных масс демагогическими приёмами – демагогией. Демагогия (греч. demagogia, от demos - народ и ago - веду), 1) способ добиться популярности, привлечь народные массы на свою сторону лживыми обещаниями, лестью и преднамеренным извращением фактов; лицемерное подлаживание под вкусы малосознательных масс для достижения политических целей. 2). Высокопарные рассуждения, прикрывающие какие-либо корыстные цели. Обычно в деятельности у демагога имеются оба значения демагогии – первое и второе.

Термины демагог и демагогия приобрели отрицательный смысл потому что практическая политическая деятельность в интересах народа никогда не осуществлялась в действительности. Всё это связано с тем, что ни один режим власти, живущей в эксплуататорском государстве на иждивении у народа, никогда не был, не бывает и не будет демократическим, т. к. подлинная демократия, это равенство, отсутствие насилия и нахлебников. При ущемлении прав народа о демократии говорить не приходится, т. к. демократия, это форма власти, при которой меньшинство подчиняется большинству, а в эксплуататорских государствах меньшинство при помощи насилия и различных режимов принуждает содержать этих господ. Во всех новых, постсоветских государствах отсутствуют и органы народного контроля, а без контроля народа за деятельностью власти, она и правители не только ущемляют права народа, но и грабят его.

В политике много различных терминов, т. к. политика касается всех форм управления и общественных отношений, в заключение раздела приведу ещё два термина – либерализм и реже встречающийся этатизм.

Либерализм, буржуазно идеологическое и общественно-политическое течение, объединяющее сторонников парламентского строя и ограниченных буржуазно-демократических свобод и свободы капиталистического предпринимательства. Либерал (от лат. liberalis – касающийся свободы, свободный), 1) в первоначальном значении – свободомыслящий, вольнодумец; иногда человек склонный к излишней снисходительности. 2). Последователь и сторонник либерализма; а в более узком смысле – член либеральной партии.

Этатизм, направление политической мысли, рассматривающее государство как высший результат и цель общественного развития. Термин также употребляется для обозначения политики государственного капитализма применительно к некоторым буржуазным странам.

Для того чтобы понимать происходящее в современном мире в политике и государствах, нужно смотреть по конкретным делам, по результатам дел, и по уровню жизни те только своей и верхов, а всех людей, а для этого нужно смотреть открытыми глазами на действительность. Если же слушать то, что пропагандируется средствами массовой информации и выступлениями чиновников и правителей, то это примерно то же самое, что смотреть рекламные ролики и придуманные фильмы о красивой жизни.

Все эти учения защищают интересы частных собственников и власть имущих лиц, они и придуманы ими так же, как и законы им выгодные. Например, в двадцатом веке в капиталистических странах существовала система правовых норм, направленная на ухудшение экономического положения и подавление классовой борьбы трудящихся, называемая антирабочим законодательством. Таким законодательством запрещались отдельные виды забастовок, ослаблялась и ограничивалась деятельность профсоюзов и другие виды протеста трудящихся, направленные против ущемления прав. А в связи с участившимися в капиталистических государствах экономическими кризисами с середины 1970-х годов в них стала ещё шире использоваться государственная машина и власть для притеснения людей и ограничения их социальных прав законодательством.