Часть: Часть 2: Сосуществование (сожительство)

Глава:

Общественные классы.

Для любого общества характерен определённый тип взаимоотношений в нём, в целом общество представляет собой совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности (жизненного уклада, отношений) людей. В более узком смысле общество можно рассматривать как конкретно сложившийся исторически тип социальной системы (например, капиталистическое общество).

Для конкретно сложившегося типа социальной системы характерно деление людей на различные группы, разряды – классы, которое с течением времени меняется. Вначале деление на классы бывает чётко разграниченным, но со временем границы классового разделения становятся нечёткими, отдельные социальные слои общества частично сливаются с другими классами или переходят в другой разряд. Класс (от лат. classis – разряд, группа), то же, что и множество, т. е. произвольная (конечная или бесконечная) совокупность предметов, или людей, выделенных по кому-либо признаку и просто перечисленных. С классовым или разрядным делением мы постоянно встречаемся в жизни, оно существует и в школе, например, большой или небольшой, первый или восьмой класс школы и т. д.

Предметы, образующие классы, называются его элементами, которыми могут быть не только индивиды, но и сами классы, поэтому говорят о различных типах классов. Индивидуальные классы обычно определяют из свойств общих всем его элементам.

В каждом классовом обществе наряду с основными классами (рабовладельцы и рабы в рабовладельческом обществе, помещики и крепостные крестьяне при феодализме, капиталисты и пролетариат в буржуазном обществе) существуют и неосновные классы. Эти последние классы связаны либо с сохранением старого способа производства (в буржуазном обществе - крестьянство), либо с нарождением нового (зарождение при феодализме класса буржуазии). Поэтому, говоря о классах, их роли во взаимоотношениях общества, в этом разделе будут даны только общие характеристики некоторых классов, а конкретно судить об их деятельности можно по конкретным делам, а не по каким-то другим признакам.

Классовое общество делится не только по основным классовым признакам, которые присущи всему классу, кроме этих признаков внутри их имеются определённые различия и привилегии. В СССР имелись льготы, что несколько отличается от привилегий, тем не менее, льготы чиновников давали им определённые преимущества перед другими социальными группами людей. Льготы были и у инвалидов, детей, других категорий граждан, которые отличались от здоровых и трудоспособных людей. Под общей трудоспособностью понимается способность человека к труду, зависящая от его состояния здоровья, способность к выполнению всякой работы в обычных условиях. Неполная трудоспособностью – способность работать лишь в облегчённых условиях, например, при неполном рабочем дне и другие, такие льготы, предоставляемые гражданам по ухудшенному состоянию здоровья закономерны и человечны.

Что же касается профессиональной трудоспособности, требующей определённой подготовки, то это способность человека работать по определённой профессии, должности, в определённых условиях. Вследствие существующего в мире неравенства господствующими классами были созданы привилегии. Привилегия (лат. privilegium, от privus - особый и lex - закон), исключительное право, преимущество, предоставленное кому-либо, а также монопольное право на изобретение; документ, удостоверяющий и охраняющий это право.

Общественными классами, обычно считаются большие группы людей, занимающие определённое место в сообществе (государстве) и являющиеся определяющими его структуру. В классах могут существовать различные подклассы, сословия, социальные группы, касты. В этом разделе приведены некоторые данные о классах в сообществах людей, но со временем всё меняется, и если вначале исторического развития сообщество людей дифференцировалось по классовым признакам, то сейчас оно интегрирует, где-то сливаясь, а где-то и разделяется на разные подгруппы.

Обычно классы и классовое деление значительно влияют на общественные отношения, которые устанавливаются на основе совместной практической и духовной деятельности людей. Эти отношения условно можно разделить на материальные и идеологические. Основу же существования и отношений людей составляет производственные отношения и в первую очередь производство материальных продуктов, из которых первое место занимают продукты и товары, обеспечивающие жизнь всем насущно необходимым для её поддержания – питание, предметы обихода, жилье. Экономические отношения людей определяют характер всех других отношений в обществе – политических, правовых, нравственных, религиозных и т. д. Наиболее древним является разделение групп людей на касты, которое в последующем поменяло свои названия и деление на сословия, затем на социальные группы, связанные с изменением некоторых признаков.

Касты (порт. casta, от лат. castus – чистый; санскрит – джати), замкнутые эндогамные группы людей, обособившиеся вследствие выполнения специфической социальной функции, наследственных занятий и профессий. Разделение на касты может быть связано также с принадлежностью к определённой этнической, а иногда и религиозной общности людей.

Касты образуют иерархию, в общении между ними есть строгие ограничения. Архаичные касты (сословия или ранги) существовали в ряде древних и средневековых обществах (древний Египет, Индия, Перу и прочие). В Индии обособление групп людей по тому или иному признаку, освящаемое религиозной системой индуизма, приняло всеобщий характер. В ней в 40-х годах XX века было 3,5 тысяч каст и подкаст.

Иерархия каст в средневековой Индии была следующей: высшие – брахманы и военно-землевладельческие касты – составляли класс крупных и средних феодалов. Далее землевладельческие касты мелких феодальных эксплуататоров и землевладельцев – полноправных общинников. Ещё ниже – огромное число каст безземельных и неполноправных земледельцев, ремесленников и слуг. Среди последних низший слой – бесправные и наиболее угнетённые касты «неприкасаемых». Неприкасаемость связана с занятиями лиц, принадлежащих к этим кастам, считающихся нечистыми, в индуизме такими занятиями считались обработка кожи, уборка мусора и прочие. Индуизм запрещает общение с «неприкасаемыми» лицам из более высоких каст. В этом различии отражено только высокомерие лиц, принадлежавших к так называемым «высшим» кастам, считавшим паразитизм и производство мусора (засорение территории и других мест обихода) чистым занятием, а их уборку - нечистым.

Конституция Республики Индия (1950г) признала равноправие каст и юридическое полноправие «неприкасаемых», запретив их дискриминацию.

Определённый интерес представляет развитие общественных отношений в России, из которых возникли и современные отношения на территории СССР и социальные группы, например, часть служилых людей и чиновников стали служащими и так далее. Табель о рангах, существовавший в России, законодательно определял сословное деление, хотя в нём ничего не было новым – касты, сословия, ранги существовали и в древности. Табель о рангах, законодательный акт в России XVIII-XX веков определявший порядок прохождения службы чиновниками. Издан Табель о рангах Петром I в 1722г, он устанавливал 14 рангов (классов, классных чинов, 1-й высший) по трём видам: военные (сухопутные и морские), штатские и придворные. Был упразднён после Октябрьской революции.

Чином был служебный разряд военных и гражданских служащих, с которым связаны определённые права и обязанности. В СССР классные чины были установлены только для прокурорских работников, военнослужащим присваивались воинские звания.

Государственные служащие в России назывались чиновниками, они имели определённый классный чин по Табели о рангах. При этом высшие чиновники (обычно 4-1-го классов) неофициально назывались сановниками. Чиновниками в широком смысле этого термина называли и низших государственных служащих, не имевших чинов (канцеляристы, копиисты). Впоследствии ряд чиновников стал называться служащими, а сословия социальными группами.

Социальные группы, относительно устойчивые совокупности людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определённого общества. Группы социальные делятся по количеству их членов на большие, средние и малые. В условиях классового общества основными социальными группами являются классы, оказывающие определяющее воздействие на все области общественной жизни, на деятельность других социальных групп.

Большие социальные группы, это классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические общности (нация, народность, племя), возрастные группы (молодёжь, пенсионеры). Средние социальные группы: производственное объединение, объединение работников одного предприятия и территориальные общности (жители деревни, района). Малые социальные группы, группы, специфический признак которых – непосредственные контакты их членов: семья, школьный класс, производственная бригада, соседские общности, дружеские компании.

Сословие, социальная группа многих докапиталистических обществ, обладающая закреплёнными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

Для сословной организации, которая обычно включает несколько сословий, характерна иерархия (как и для каст), выраженная в неравенстве их положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации была феодальная Франция, где с XIV-XV веков общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В России со второй половины XVIII века утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, крестьянство, купечество, мещанство. С развитием капиталистических отношений происходит разрушение сословий, однако сословные пережитки и неравенство сохраняются и в современных буржуазных странах. Такая организация общества называлась сословной в России, а в Индии – кастовой.

Рабовладельцы, владельцы ограбленных и лишённых прав рабов и награбленного имущества, лица, находившиеся на иждивении рабов вместе со своим семейством, придворными, различными приказчиками и надсмотрщиками.

Рабовладельцы, это грабители, вначале стоявшие во главе банд, разорявшие и грабившие людей, уводя их в рабство и принуждая их работать на себя, впоследствии ставшие во главе доменов и рабовладельческих государств. Находясь у власти в государствах, они продолжали заниматься грабежом населения не только своих но и других государств.

Рабы, захваченные с помощью насилия, проданные или уведённые в рабство работники, являвшиеся собственностью рабовладельца и выполнявшие работы по принуждению под надсмотром рабовладельца и его надсмотрщиков.

В прошлом языковые понятия отличались от современных понятий, но слово раб, скорее всего и произошло от названия ограбленного человека и вынужденного выполнять все чёрные, или черновые работы. В белорусском языке есть слово рабавацца, оно несовершенно и в переводе на русский язык оно означает ограбляться, разграбляться, что означает – быть ограбленным, а слово рабаваць – грабить (отнимать силой), ограблять, разграблять. В английском языке слово rob [roub] – грабить несколько отличается по звучанию, но остаётся близким к слову раб, что может быть связано с постепенным изменением звучания этого слова.

В принципе это не так существенно, т. к. рабство в мире сохраняется в новых формах, а произошло слово раб от слова работа, или наоборот, не имеет значения.

Феодалы, в эпоху феодализма земельные собственники, владельцы феода, эксплуатировавшие зависимых от них крестьян. Феодом в Западной Европе в средние века называлось наследственное земельное владение, пожалованное сеньором вассалу на условиях несения военной службы, участие в суде, в управлении сеньорией и других, а также уплаты установленных обычаем взносов.

Эксплуатация крестьян осуществлялась путём присвоения феодалами продуктов труда крестьян, по своей сути это то же рабство с относительной свободой от надсмотра, только названное феодализмом. Крупнейшим феодалом-землевладельцем в эпоху феодализма была церковь, эксплуатировавшая крестьян и называвшая эксплуатацию «божьей волей».

Рабочий класс, один из основных классов общества, класс, создающий материальный продукт потребления. Рабочий класс относился к неимущему классу - пролетариату. Пролетарии (лат. proletarii, от proles - потомство), в Древнем Риме по реформе царя Сервия Туллия – нищий неимущий слой граждан с I-го века деклассированные слои общества. Деклассированный (франц. deklasse) класс, класс, утративший связь со своим общественным классом и не примкнувший к другому классу.

Сервий Туллий, согласно античному преданию, шестой царь Древнего Рима в 578-534/533 гг. до н. э., которому приписывается проведение центуриатной реформы, по которой плебеи были введены в состав римской общины и всё населении Рима было разделено на 5 разрядов по имущественному цензу. Так Сервий Туллий разделил всех граждан на пять классов в зависимости от их имущественного положения, при этом права граждан уменьшались в зависимости от уменьшения их доходов. Жители совершенно неимущие оставались вне классов (деклассированные) и не имели никаких прав и назывались пролетариями. Всё богатство, которым располагали пролетарии, это их потомство. Как повелось издревле, так и сейчас в современном мире – чем меньше у человека имущества, тем меньше у него и прав.

При капитализме рабочий класс (пролетариат) – лишённые имущества наёмные работники, вынужденные продавать свою рабочую силу для обеспечения своего существования. В отличие от рабов, принуждаемых выполнять работу и работать на рабовладельца, пролетариат вынужден самостоятельно наниматься на работу для обеспечения средств существования и работать на нанимателей-собственников. Такая же участь и у всех других слоёв населения, вынужденных работать по найму для обеспечения своей жизни – рабская зависимость от имеющих власть и незаконно присвоенную и присваиваемую собственность лиц, собственников.

Крестьянство, общественный класс, начавший формироваться с началом земледелия и распадом первобытнообщинного строя, с выделением семейного хозяйства. Крестьянство является основным производителем сельскохозяйственной продукции – продуктов питания, являющихся основой жизни человека и существования человечества.

В докапиталистических формациях крестьянство вело индивидуальное хозяйство силами своей семьи, и было классом мелких сельскохозяйственных производителей. Оно только частично обеспечивало себя продовольствием с собственного или арендуемого участка в условиях, когда крестьян принуждали отдавать произведённые продукты в виде налогов и различных поборов власть имущие нахлебники. При капитализме, оно вследствие разорения, пополняло ряды пролетариата и начало дифференцироваться с выделением в своей среде наёмных сельскохозяйственных рабочих.

В России крестьян называли чернью, или чёрными людьми. В Русском государстве XII-XVII веков, чёрные люди, это общее название тяглого сельского и городского населения, платившего все виды государственных налогов и исполнявшего различные повинности в пользу государства. В буржуазно-дворянском обществе их высокопарно, презрительно называли чернью и не только их, так называли людей, принадлежащих к непривилегированным, эксплуатируемым классам. Владения (или местопребывание) чёрных людей в России XIV – начале XVIII веков в сельских районах и в городах называлось чёрными землями. Практически эти земли не были собственностью или владениями крестьян, а были собственностью феодального государства, точнее его главы – великого князя (царя).

Со временем границы крестьянства как класса размылись, так же, как изменились и другие виды деятельности людей. К крестьянам относили людей занимающиеся земледелием, сейчас же в сельскохозяйственном производстве нет людей занимающихся только земледелием, в производстве сельскохозяйственной продукции заняты и служащие, ИТР и другие специалисты. Кроме этого в сельском хозяйстве имеется частичная переработка продуктов земледелия, животноводство и другие отрасли, и чётких границ как класс крестьянство теперь не имеет.

Постепенно появились служащие, интеллигенция, а начало служащим положили в России люди называвшиеся служилыми. Служилыми людьми, в Русском государстве XIV – начало XVIII веков назывались лица, находившиеся на государственно службе. С середины XVI века они делились на служилых людей «по отечеству» (бояре, дворяне, боярские дети), владевших землёй с крестьянами, имевших юридические привилегии и занимавших руководящие должности в армии и государственном управлении, и служилых людей по «прибору» (стрельцы, пушкари, затинщики, городовые казаки и т. п.), набиравшиеся из крестьян и посадских людей; получали денежное и хлебное жалованье и освобождались от государственных налогов и повинностей.

Современные служащие, это работники нефизического и умственного труда, получающие заработную плату или (в капиталистических странах) жалованье, т. е. фиксированный заработок.

Служащие делятся на ряд крупных профессиональных групп: административно-управленческие кадры, инженерно-технические работники (ИТР) и другие группы дипломированных специалистов (научные работники, преподаватели высшей и средней школы, врачи и т. д.). В современных обществах их число значительно возросло.

В капиталистическом обществе верхушка служащих сближается или сливается с буржуазией; основная их масса утратила привилегированное положение и сближается с рабочим классом (работает по найму); значительная часть служащих занимает промежуточное положение.

Интеллигенция (от лат. intelligens – понимающий, мыслящий, разумный), общественный слой людей, профессионально занимающийся умственным, преимущественно сложным, творческим трудом, развитием и распространением культуры.

Термин интеллигенция введён писателем П. Д. Боборыкиным в 60-х годах XIX века и из русского языка перешёл в другие языки. Интеллигенция неоднородна по своему составу и принадлежит или примыкает к различным общественным классам, интересы которых она осмысливает, обслуживает и выражает. Предпосылкой появления интеллигенции было разделение труда на умственный и физический.

Интеллигенция, зародившись в рабовладельческих и феодальных обществах, где монополия на умственный труд принадлежала господствующим классам, получила значительное развитие при капитализме. В условиях научно-технического прогресса растёт роль и численность интеллигенции, а также её социальная дифференциация. Часть современной интеллигенции в капиталистических странах прямо относится к буржуазии (около 5%), к мелкой буржуазии (5-10%), однако преобладающая тенденция состоит в переходе её к работе по найму, пролетаризации основной массы интеллигенции, что по условиям труда сближает их с рабочим классом.

Деление общества на классы связано с неравенством людей сложившимся в их сообществе с древних времён, и поддерживаемое классами (группами людей) стремящимися к преимуществам и власти, насилию над другими людьми. Лиц, принадлежащих к господствующему классу называли господами, в определённой мере это название сохраняется и сегодня. Господин, тот, кто властен распоряжаться чем-нибудь. В буржуазно-дворянском обществе, человек, принадлежащий к привилегированному классу, обладающий властью эксплуатировать зависимых от него людей, барин, повелитель. В дореволюционное время как приставка добавлялось при фамилии или звании, была формой вежливого обращения или упоминания (а также слово господин употреблялось по отношению к иностранцам).

Пока сохраняется деление в обществе на классы, в нём сохраняется неравенство, насилие и несправедливость. Большая часть этих явлений связана с собственностью и её незаконным приобретением. Человек мечтает о хорошей и устроенной жизни, а сам стремится к превосходству над другими людьми, т. е. к неравенству вследствие своих амбиций и вожделения.

Самоуправление и демократия.

Структуры власти и органы управления государством являются только частью системы государства и зависят от народа, но, стремясь подчинить всю систему своим интересам, прибегают в своей деятельности к насилию. Практически полностью завися от всей системы, органы власти и не могут управлять системой, а получается наоборот - система управляет ими. Власть же (лица её имеющие), стремясь сохранить своё господство и защищая личные интересы, не заботясь об общем порядке и нормальной работе, вмешивается в деятельность подчинённых структур системы и нарушает её правильную работу.

Обычным и нормальным в любой живой системе, в том числе и обществе, является её самоуправление. Самоуправлением является самостоятельность любой организованной социальной общности в управлении собственными делами. Самоуправление может быть единственной демократической системой управления в обществе, если оно в ней не является самоуправством каких-либо отдельных лиц, политических деятелей, глав правительств, президентов и других «деятелей». Самоуправство, это самовольное нарушение порядка, которое должностное лицо считает, или предполагает своим правом и, действуя по своим прихотям и возможностям предоставленных ему должностью и полномочиями, наносит вред другим гражданам, социальным группам, народу. Должностным лицом, является лицо, осуществляющее (по назначению или в силу выборов) функции представителя власти или занимающее в государственных или общественных учреждениях, организациях, на предприятиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей.

Демократия (от греч. demokratia буквально народовластие, demos – народ и kratos - власть), государственный строй при котором власть юридически принадлежит народу и провозглашается свобода и равноправие граждан.

Демократия, это форма общественной власти, государства, основанная на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод. В классовых обществах демократия всегда является выражением диктатуры господствующего класса. В современных буржуазных государствах, включая государства бывшего СССР, демократия отличается от иных политических режимов (например, от военной диктатуры) формальным признанием равенства всех граждан, провозглашением (или оставшимся от советской власти) политических прав и свобод, выборностью представительных органов власти, установлением всеобщего избирательного права. На самом же деле функции политических институтов состоят в обеспечении господства частных собственников (классов, сословий и т. п.) и их привилегий.

Подлинная демократия, это такой общественный строй или общество, в котором власть осуществляется народом и для народа, обеспечено полное равноправие граждан. Демократическое управление в сообществе людей, это управление с деятельным участием и решающим влиянием коллектива или народа (в государстве).

В понятии демократии мы сталкиваемся с понятиями свободы и равноправия граждан, которые заключаются в равных правах людей, одинаковой ответственности перед законом независимо от должностей, санов, титулов и богатства, социального положения. Однако власть никогда не считает нужным нести ответственность за свои действия, кроме этого при равноправии и таком государственном строе ей (имеющим власть лицам) невозможно воровать, грабить народ и, не имея привилегий, необходимо самим зарабатывать свой хлеб. Любая власть и управление связано с ограничениями и насилием и вследствие этого с антагонизмом в обществе.

Равенство и неравенство.

С равенством и неравенством мы встречаемся в логике и в школе в математике с первого класса. Равенство в логике и математике, это отношение взаимной заменяемости объектов, которые именно в силу этой заменяемости и считаются равными. Неравенство в математике, соотношение между числами, указывающее, какое из них меньше или больше другого.

Равенство в обществе людей, это один из идеалов справедливости, понятие, означающее одинаковое положение людей в обществе. Общество, разделённое на классы, уже само по себе несправедливо и защищает неравенство – интересы правящих классов, богатых и имеющих власть людей.

Проблема равенства в сообществе людей возникла вместе с незаконным и противоправным присвоением собственности частью людей, насилием и разделением общества на классы в рабовладельческом обществе, где рабы считались «говорящим орудием» труда, производства. Рабство являлось и является наиболее грубой формой эксплуатации людей, при которой раб наряду с другими орудиями производства является собственностью своего хозяина – рабовладельца. В эпоху феодализма рабством было крепостничество и существовало сословное неравенство.

В современном мире отличие от рабовладельческого строя только в том, что наёмные работники не являются собственностью нанимателя, но форма рабства и насилия сохраняется и в современном обществе, это права власти и бесправие простых граждан, наёмных людей, работников. В капиталистических странах кроме этого игнорируются и различия в социальном положении людей, а разделение общества на антагонистические классы создаёт условия для возрастания неравенства между основной массой работающего населения и верхушечным слоем власти, капиталистов, монополистов, частных собственников. Полностью проблема равенства может быть решена только при устранении этих существенных социальных различий.

В современном мире можно говорить только об условном равенстве, так как люди, вследствие своего эгоизма стремятся выделиться из общей массы к разделяющему их превосходству, собственности, власти, насилию над другими людьми - несправедливости. Вследствие этого разделение в обществе происходит по двум уровням, материальному и моральному. При наличии материальной собственности начинается разделение людей на неравных и неравноправных, богатых и почитаемых, бедных или нищих – непочитаемых. Отличие людей с разной собственностью увеличивается правовыми различиями, ограничениями, властью, насилием и узаконенными преимуществами, привилегиями.

Принцип равенства был выдвинут в эпоху буржуазных революций («Свобода, равенство и братство» было лозунгом Великой французской революции) и провозглашён в первых буржуазных конституциях и декларациях. Официально признанное равенство граждан (подданных), перед государством, законом, судом; является один из существенных элементов демократии. Его реальность характеризует уровень демократичности общественного и государственного строя. Однако при капитализме равенство носит ограниченный характер: За формальным равенством скрывается социально-экономическое неравенство. При этом в ряде буржуазных стран сохраняется и юридическое неравенство (например, дискриминация по признаку национального и расового происхождения). Равенство было закреплено как основное конституционное право граждан при социализме, его реальность обеспечивалась законом.

Единой демократической системой управления общественными и государственными делами может быть только народное самоуправление, управление, основанное на активном участии народа, его организаций и коллективов и контроле над деятельностью органов власти и управления избранными народом представителями контроля (народным контролем). Такая система предусматривает и совершенствование избирательной системы, направленное на общее совершенствование всех форм управления и участие большинства населения в нём.