Часть: Часть 3: Культы (религии)

Глава:

Религиозно-политические системы – религии.

Все религиозные системы, или религии, представляют собой политические системы, инструмент или орудие для управления людьми. Вера, это личное дело человека, а религии, это постепенно резвившаяся и систематизировавшая я форма догматических установлений, направленная на подчинение людей господствующему классу – вначале шаманам-жрецам и духовенству, а впоследствии и другим господам. Во всех культовых системах проповедуется добро и любовь, а в государствах порядок якобы угодный богу и необходимый людям, но на самом деле при помощи религий насаждался «порядок» взаимоотношений людей выгодный господствующим классам, духовенству.

С самого начала своего становления и развития государств или так называемого «цивилизованного общества», религиозно-государственные системы создавались для эксплуатации людей, и они, продолжая развиваться, заставляли население работать на жрецов, священников, рабовладельцев и служащих им надзирателей, и других нахлебников, находящихся при власти. Незаконное присвоение господствующими классами и сословиями, кланами, правящими верхами материальных ценностей и плодов труда людей, сохраняется и в современном сообществе людей. При этом во многих государствах простых людей заставляют не только работать на господ, но ещё вдобавок к этому, постоянно притесняют и угнетают, терроризируют и грабят народ, а в некоторых случаях под различными предлогами и преследуют за несогласие работать на захвативших власть паразитов и служить им.

Эволюционное развитие человека, развитие общественной организации жизни людей, накопление знаний и развитие религиозных культов происходило одновременно. Постепенно менялись формы деятельности и образ жизни людей, увеличивалось число культов и обычаев и вместе с накоплением знаний развивались религии и государства – культовая цивилизация. В порядке своего эволюционно-исторического развития религии прошли все те же этапы, что и человеческое сообщество. Обряды в начальном периоде в различных племенах отличались, да и сами племена развивались неодинаково, поэтому зачастую обряды одних племён, вытеснялись обрядами других, а какие-то обряды переходили от одних племён к другим и закреплялись в них, обряды становились общенародными. Вначале все зачатки религий были племенными, а с образованием княжеств и впоследствии государств религии стали частью государственных систем управления, став национально-государственными (этническими), а в процессе дальнейшего развития мировых взаимоотношений стали мировыми (буддизм, христианство, ислам) религиями. Часть религий и религиозных принципов распространялась и насаждалась народам с помощью войн и других форм принуждения (из мировых религий - христианство, ислам). Однако при внешнем различии религий все они имеют много общего, т. к. главным во всех религиях является почитание божеств или богов и установления определённых форм подчинения им людей, а также господствующему классу и почитание их.

Для всех религий характерна демонстрация культа почитания (внешнее показывание своего почитания). В религиях эта демонстрация почитания происходит при помощи культовых обрядов и действий, которые внешне показывают уважение к богу или богам. Культы и ритуалы являются также и установившейся формой «служения» богам. Вместе с почитанием богов, все культовые установления требовали от людей почитания духовенства и власти, а также подчинения им, ведь это являлось и является главной целью всех религий, ставших первой политической надстройкой общества. Исключение в некоторой степени может представлять буддизм, даосизм, конфуцианство и диалектический материализм. Термин культ заимствован с латинского языка (дословно - почитание) и представляет собой совокупность различных форм поклонения, придуманных и установленных людьми – жертвоприношений, обрядов, молитв, песнопений и других форм служения богу, или определённому божеству. Все эти ритуальные действия проводились и с целью привлечения к их исполнителям (к выполнявшим ритуалы лицам) внимания отдельного божества или духа, бога или божеств, духов, богов и в первую очередь людей. Постепенно культ прочно вошёл в жизнь людей, став главной составной частью их общей культуры, и в настоящее время современная культура представляет собой одну из форм культовых поклонений, представленную в материальном мире широким разнообразием искусства, обычаев и религий.

Причин для возникновения и развития культов было много и все культовые системы создавались людьми вместе с познанием ими окружающего мира и трудовой деятельностью. Первыми возникли религиозные культы. Одной из причин возникновения религиозных верований является то, что кроме всех других причин люди пытались объяснить происходящие явления в материальном мире как следствие каких-то движущих сил. Вследствие недостатка знаний они не находили правильных ответов на многочисленные вопросы и придумывали своё объяснение, предполагая, что кто-то за этими явлениями стоит – духи, божества, ангелы, боги. Постепенно людьми были созданы боги и религии, развившиеся в современные культовые системы.

Одной из самых ранних форм культа было (и осталось в настоящее время) почитание предметов (вещей) и явлений природы – фетишизм, человек ведь во все времена почитал и почитает какие-то вещи и живые существа в материальном мире. По некоторым мнениям вначале фетишизм был без представлений о стоящих за ними невидимых существах (богах, духах), но это маловероятно, т. к. люди одушевляли не только предметы органической материи, но и предметы, относящиеся к неживой материи. С накоплением определённых знаний все сверхъестественные, или необъяснимые свойства явлений стали мыслиться как создаваемые отдельными от явлений многочисленными «духовными» существами, многообразными духами – появилось язычество (многобожие). Ещё на самых ранних стадиях развития культов первобытный человек приписывал вещам способность каким-то образом влиять на жизнь людей и это сохраняется и в современном обществе людей. Учась приспосабливать и приспосабливая для себя предметы и изменяя их внешний вид (каменный, бронзовый век и другие) он считал, что весь мир и природа также кем-то созданы. Поэтому, сравнивая происходящее в природе с происходящим в своём ближайшем окружении и в себе, первобытные люди весь окружающий мир называли мужскими и женскими именами-создателями.

Постепенно всем явлениям природы – ветру, молнии, грому, огню, морозу, рекам, лесам, горам и т. д., были даны мужские или женские имена, как и духам, по мнению древних людей, создающим все эти явления. Например, гром и молния, это явления, а производящий гром бог - громовержец Зевс, Перун. Молния – она, Молния порождает гром, в современных представлениях и знаниях молния, это электрический разряд (он) с громовым звуковым эффектом. В этом анимизме (одушевлении явлений и предметов природы), как и в создании всесильных и бессмертных богов, также нашло своё отражение и бессилие людей перед природой, страх перед её непостижимыми для сознания и объяснения могущественными силами, почитание их и поклонение им.

Эволюционируя (развиваясь) и структурно укрепляясь, религия становилась одной из главных форм мировоззрения людей, будучи основанной на вере в сверхъестественные, могущественные потусторонние силы (бога или богов, духов), как управляющих происходящими в материальном мире процессами. Название религией культовых систем с определёнными правилами поведения людей, вместе с представлениями о ней и добавлениями к определению, пришло с латинского языка. Теперь перевод термина религия многозначен и значительно расширен, но основой любой религии был и остаётся культ.

Современные представления о религиях.

Религия (от лат. religio – набожность, святыня, предмет культа). В современном понимании и значении религия, это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога или богов, «священного», т. е. в той или иной степени разновидности сверхъестественного. В общем случае это соответствующее поведение человека – его образ жизни основанный на вере и убеждениях с соответствующим режимом (распорядком) жизни.

В широком значении термин религия, это система установившихся в обществе (а также выбранных людьми форм почитания) обрядов и форм поведения (культа или культуры). Установленная форма культа (религия или установленный порядок) в государстве, как правило, направлена на подчинение людей определённым правилам поведения и господствующему сословию или классу. Вначале формирования культы создавались шаманами, жрецами, а впоследствии духовенством совместно с властью. Религии и церковь (организационная структура культовой системы) с её организационной структурой штата и иерархической лестницей управления были первыми политическими организациями в сообществе людей. Они на протяжении многих лет входили в структуры развивающегося государственного управления и были его составной частью, жрецы и духовенство правили вместе с князьями, царями, королями и другими чиновниками. Религия, развиваясь вместе с системой управления государства и становясь частью её политической системы, всё больше и больше склонялась к административной деятельности и служила в государстве орудием подчинения и подавления свободы простых людей.

Приведём и кратко охарактеризуем термины, представляющие собой различные философско-религиозные доктрины и представления о боге и богах, и их роли в жизни людей, с которыми мы можем встретиться в характеристиках религий.

Теизм (от греч. theos – бог), религиозное мировоззрение, исходящее из понимания бога как абсолютной личности, пребывающей вне мира, свободно создавшей его и действующей в нём. Признание потустороннего бога отличает теизм от пантеизма, а признание непрерывной активности бога – от деизма.

Всё происходящее в мире теизм рассматривает как осуществление божьего промысла. При этом в зависимость от божьего провидения ставится и естественная закономерность, отрицание которой является неправильным. В отличие от деизма теизм утверждает непосредственное участие бога во всех мировых процессах, а в отличие от пантеизма отстаивает существование бога вне мира и над ним.

Теизм наиболее характерен для генетически связанных между собой религий – иудаизма, христианства и ислама, но он имеется и в других религиях как верховный бог. Термин теизм впервые был употреблён английским религиозным философом Р. Кедвортом, по взглядам которого мир, это лестница совершенства от косной материи до бога.

Деизм (от лат. deus – бог), религиозно-философская доктрина, которая признаёт бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную «машину» природы и давший ей законы и движение. Мир по деизму, будучи сотворённым, предоставлен действию своих собственных законов. Таким образом, деизм признаёт существование бога в качестве безличной первопричины мира и отвергает дальнейшее вмешательство бога в самодвижение природы (т. е. отрицает «промысел божий», чудеса и т. п.). Единственным путём познания бога в деизме считается разум.

Возник деизм в Англии, его родоначальник – Г. Чербери (1583-1648 гг.), получил распространение среди мыслителей Просвещения, сыграл значительную роль в развитии свободомыслия в XVII – XVIII веках. В условиях господства феодально-церковного политического мировоззрения нередко был скрытой формой атеизма, удобным и лёгким для материалистов способом отделаться от религии. А в современных условиях, наоборот, под деизмом скрывается стремление оправдать религию.

В идеологии Просвещения XVII – XVIII веков как ветвь деизма возникла Естественная религия представляющая сумму наиболее общих и отвлечённых религиозных представлений («религия разума», «религия чувства») выводимых из человеческой «природы» и не нуждающихся в авторитете откровения и догмы. А в эпоху Великой французской революции даже была попытка создать культ на основе Естественной религии.

Пантеизм (греч. pan – всё и theos - бог), религиозные и философские учения, отождествляющие бога и мировое целое. Согласно этому учению бог представляет собой безличное начало, находящееся не за пределами природы, а тождественное с нею. Пантеизм растворяет бога в природе, отвергая его сверхприродное начало.

Термин пантеизм введён английским философом- материалистом Дж. Толандом в 1705 году. Его книга «Христианство без тайн» вызвала ярость духовенства и была предана сожжению, сам Толанд сбежал. Толанд отрицал бессмертие души, загробное воздаяние, сотворение мира, доказывал небожественное происхождение «священных» книг, отрицал чудеса, делал попытки объяснить происхождение религии земными условиями и так далее. Пантеистические тенденции проявляются в еретической мистике средних веков. Характерен пантеизм для натурфилософии Возрождения и Б. Спинозы, отождествлявшего понятия «бог» и «природа». Если раньше под видом пантеизма иногда выступал материалистический взгляд на природу (у Бруно, Спинозы), то ныне он превращён в религиозно-идеалистическую теорию о существовании мира в боге и представляет собой попытку примирить науку с религией.

Б. Спиноза, нидерландский философ-материалист, который за своё религиозное свободомыслие был отлучён от еврейской церковной общины. Целью знаний он считал завоевание господства над природой и совершенствование человека, а целью религии – не познание природы вещей, а только лишь наставление людей в нравственном образе жизни. Высшей формы власти считал не монархию, а демократическое правление и ограничение всевластия государства требованиями свободы. Такие требования, конечно же, не устраивали власть церкви, опирающейся на догматические установления с подчинением духовенству.

Джордано Бруно (1548-1600 гг.), итальянский философ, борец против схоластической философии и римско-католической церкви, пропагандист материалистического мировоззрения, принявшего у него форму пантеизма. Был сожжён инквизицией в Риме после 8-летнего заключения. Бруно отождествлял бесконечного бога с природой и бесконечность самой природы. Примечание: о бесконечности материального мира говорится и в Бхагавадгите Кришной.

Кратко в заключение о язычестве и вере в единого бога.

Политеизм и монотеизм (греч. poly – много, monos – один и theos - бог), многобожие и единобожие, поклонение нескольким или одному богу. Политеизм возник и развивался из тотемизма, фетишизма, анимизма. В Древнем Египте было более 5 тысяч богов, в священной книге ариев, живших на современной территории Индии, упоминается более 3 тысяч богов, у древних мексиканцев – их тысячи, в древнем Риме – 30 тысяч. Свои боги существовали и у других народов – тоже сотни и тысячи. Большинство из этих богов имели облик рыб, змей, крокодилов, птиц, зверей.

Постепенно веру в равноправных фетишей, духов дополняет вера в богов, получивших конкретный облик, имя, культ, и системы религиозных верований сменяют религии, основанные на представлении о едином боге. Человеческое общество развивалось, появилось эволюционное разделение труда и земные отношения господства и подчинения. Дальнейшее развитие и укрепление рабовладельческого строя, создание монархий привело сначала к единопочитанию - культу одного бога, при признании существования и других богов. Затем из пантеона земных богов выделился единый всемогущий бог – копия земного царя (императора). Так на земле утвердился монотеизм.

В богословской литературе к монотеистическим религиям относят иудаизм, христианство и ислам. Однако понятие монотеизм относительно, т. к. ни одна религия не является последовательно монотеистической. Чистого монотеизма нет даже в иудаизме и исламе, не говоря уже о христианстве, с его троицей, богородицей и массой святых.