Часть: Часть 3: Культы (религии)

Глава:

Религиозные понятия.

Все термины и названия, придуманные человечеством за время его сознательного бытия, часто повторяют одно и то же, называя его разными именами, поэтому их часто необходимо упрощать, как в математике раскладывая на составляющие. В обиходе много и иностранных терминов пришедших с других языков и отвлекающих от сути того, что ими обозначается, поэтому вернёмся к некоторым терминам в обзоре. Если вы с чем-то будете не согласны, то это не удивительно, т. к. у каждого человека свои представления о жизни и окружающем нас мире. Человеку важнее правильные представления о тех вещах и делах, которые относятся к его жизни, остальные могут и не понадобится поэтому, если вас эта тема интересует, то читайте.

Религиозные учения даосизм, зороастризм, буддизм, иудаизм формировались примерно в одно время и имели уже единого бога, но развиваясь и эволюционируя на основе первобытных религий, они впитали их элементы. В их основе лежит учение о едином боге Дао, неведомом Духе Ом (буддизм), Яхве (иудаизм), хотя надо отметить, что и во всех ранних религиях уже был верховный бог – главный и единый, но он ещё отождествлялся с каким-либо лицом из людей как его посланник (император, фараон, Кришна или Вишну и т.д.). В иудаизме, христианстве и исламе подчинённые верховному богу боги становятся ангелами и мессиями, пророками.

Уже в учениях Будды, Лао-Цзы, Заратуштры не было многочисленных богов, в одних именах которых можно было легко запутаться, и таких форм поклонения как в древних религиях. В этих учениях главным стал человек. Однако по своему неведению неразумный человек заменил почитание религиозных богов почитанием человеческих «богов или божков» – политиков, духовенства, артистов, писателей и т. д. и никакие учения не в состоянии разрушить эти культы. Ведь вера и почитание всегда с чем-либо связаны, а вера в бога или богов, это фиксированное убеждение человека, связанное с ожиданием и достижением им определённого результата в жизни.

Вначале вернёмся к определению религии и рассмотрим их, не обращая внимания на такие её характеристики как набожность, святыня, мировоззрение, богов, оставив только основное определение, или буквальный перевод, указывающий на характерное для всех религий свойство на предмет культа. Культ религиозный это специфическая, ритуальная форма поведения людей, выражающая почитание и поклонение божеству или богу.

Религии, это выраженное ритуальное поведение людей, называющееся служением, подчёркивающее их религиозную принадлежность, характерными для каждой из которых являются свои культы, свои формы обычаев или ритуалов. Все религии начинались с культа предков, самой ранней религии человечества с присущим им народными особенностями, но в целом они имеют больше общего, чем различий, т. к. в основе их лежат взаимоотношения людей, их поведение и характер или этика.

Не будем углубляться и в «мудрёные» определения этики, а возьмём за основу буквальное значение перевода этого термина с греческого языка. Этика (греч. ethika, от ethos - обычай, нрав, характер), характерные черты поведения для определённых групп людей, проявляющиеся через обычаи (ритуалы) этих групп или народов являющиеся основой всех религий. Говоря о нравах людей, мы говорим об их нравственных или моральных чертах, качествах, об их характерах.

Религии, это формы поклонения и почитания разнообразных ценных для людей предметов неживой и живой природы, превратившиеся в результате эволюционного развития в культовые системы – обычаи, церемонии, ритуалы, формы политической деятельности и государственного устройства. Создатели религиозных систем и политики не работали и не работают самостоятельно, а живут трудом других людей. Поэтому они изобретали и изобретают новые системы обмана, но конец придёт всему, так как разжигание вражды людей неправомерным присвоением собственности и усиливающийся паразитизм власти выльется в междоусобное истребление людей и человечества.

У каждого человека своя вера, а, следовательно, и своя религия – культура поведения.

Религия человека, это предмет веры человека (его убеждения), его отношение к тому, во что он верит, и форма почитания-поклонения этому предмету, т. е. внешнее выражение этого отношения. Вера, религия и то, что человек считает святым это личное дело человека, а религия как культовая система, это придуманная жрецами и духовенством и установленная ими форма поклонения для всех верующих или паствы и неверующих.

Религия человека, это и его форма морали, и форма поведения, и поклонение тому, что он считает более совершенным или священным. Кто-то покланяется богу и святым, кто-то богатым людям, считая их более совершенными, чем сам, кто-то политикам и другим деятелям (искусства, науки и т. п.), кто-то священнослужителям. Но главной ценностью в человеке всегда было, есть и будет его совершенство и человеческие качества. Какой смысл человеку почитать и поклоняться кому-то или чему-то, а самому не совершенствовать себя, а жить и умереть как животное или политик, жрецы духовенства, или другие деятели неспособные жить по-человечески.

Любой человек в состоянии научиться нормальному человеческому поведению и для этого не обязательно кому-либо поклоняться, ведь учатся и более сложным наукам, чем нравственность, а нравственность важнее их и нужна для всех форм деятельности человека. Находясь в сообществе людей без правил поведения не обойтись. Человек выбирает сам себе дорогу, поэтому необходимо всегда думать, кого почитать, за кем идти и куда вас приведёт выбранная дорога. Можете себе выбрать заповеди не только с любого из религиозных вероучений, но и из других хороших источников, включая и «Моральный кодекс строителя коммунизма», все они направляют человека к добру и совершенству, к правильному образу жизни (поведению). Если вы не в состоянии подняться на такой высокий уровень, то выберите себе из них доступную вам часть. Не спешите, делая выбор, а сделайте его осознанно, в Книге Иеремии сказано так: «Остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдёте покой душам вашим». Этим пророк Иеремия подчёркивает, что выбор жизненного пути и сам путь по своей сути должен быть не только добрый, но и обдуманный. Если выбор сделан, то его нужно воплотить в жизнь, подтверждая выбор своими делами, а не принадлежностью к религиозному учению или политическому течению, помня, что как дерево узнаётся по плодам, так и человек по делам его.

Для того, чтобы было проще управлять людьми, удерживать власть и оправдать свою неблаговидную деятельность религиозные деятели превратили религию в целую науку авторитаризма и догматизма оторванную от жизни, создав теологию (богословие) --систематизировав религиозные доктрины. Основой жизни людей являются их дела или правильное действие, т. е. правильные и праведные дела, которые говорят о нравах людей и опираются на нравственность. Но о нравственности, которая отсутствует у господствующей и паразитирующей власти говорить нет смысла. история иудаизма, христианства и ислама подтверждает невыполнение служителями религий Десяти заповедей Моисея как светскими, так и церковными. О теологии и других понятиях религии вы можете сделать свои выводы, здесь же даны основные определения с небольшими комментариями.

Теология (от греч. theos – бог и logos - слово, учение), или богословие,- систематизация вероучения данной религии. В строгом смысле о теологии принято говорить только применительно к иудаизму, христианству и исламу. Теология как учение представляет собой совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога. Предполагает концепцию личного абсолютного бога, сообщающего человеку знание о себе в откровении. Христианская теология, базируется на Библии, постановлениях первых вселенских соборов и «отцов церкви», на «святом писании» и «святом предании». Она делится на основное богословие (фундаментальная теология, апологетика), догматическое богословие, нравственное богословие, учение о церкви и т. д. Это разделение богословия сделано не для того чтобы способствовать совершенствованию человека, а чтобы запутать его учением, т. к. христианские теологи не трудясь сами запутались в своих выдумках.

Теологии присущи крайний догматизм, авторитарность и схоластичность. С теологией смыкается религиозная философия, пытающаяся доказать совместимость теологии с наукой. За это она неоднократно подвергалась критике прогрессивных мыслителей всех времён.

Авторитарный характер и догматическое содержание теологии делают её несовместимой с принципами свободной воли человека дарованной ему богом. Это говорит об использовании богословия духовенством в своих интересах для сохранения своей власти и влияния на население, управления им и подчинении его своим корыстным целям, для своей выгоды.

Понятия, входящие в теологию (богословие).

Догма (от греч. dogma – мнение, учение, постановление), положение, принимаемое на веру за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах. Догмат, это-то же, что догма, догмат (от греч. dogmatos – учение), в богословии основное положение вероучения, принимаемое на веру и не подлежащее критике. Догматизм, метафизически одностороннее, схематическое, окостеневшее мышление, оперирующее догмами. В основе догматизма характерным является защита устаревших положений. Жизнь представляет собой непрерывные изменения, а догматизм держится старых установлений и пренебрегает истинным положением вещей в мире. Догматики настаивают на старых формулах и установлениях, т. к. они обычно для них выгодны и не надо самим учиться.

Апология (греч. apologia), письменная или устная защита (обычно предвзятая), неумеренное восхваление кого-нибудь или чего-нибудь. Апологетика (греч. apologetikos – защищающий), отрасль теологии (богословия).

Цель апологетики – защита и оправдание вероучения с помощью доводов, обращённых к разуму. Апологетика включается в систему католического и православного богословия. Протестантизм отвергает апологетику, исходя из примата (преобладания) веры над разумом.

В состав апологетики входят: доказательства бытия бога, бессмертия души, учение о признаках божественного откровения (в т. ч. о чудесах и пророчествах), разбор возражений, направляемых против религии и её отдельных догматов, а также теологический анализ иноверческих исповеданий.

Внутренняя порочность апологетики состоит в том, что обращаясь к разуму, она в то же время говорит о непостижимости для разума основных религиозных догматов. Т. е., будучи по форме рационалистической, апологетика иррациональна по своему содержанию.

Для апологетики характерна изощрённая софистика (умышленное усложнение и запутывание вопроса), крайняя предвзятость и догматизм, обскурантизм и антинаучность. Современная религиозная апологетика связана с такой же запутанной буржуазной социальной апологетикой и религиозной философией, оправдывающей капиталистическое нахлебничество.

Обскурантизм (лат. obscurans или obscurantis - затемняющий), мракобесие, затемняющее реально существующее положение вещей, факты событий, цели действий – как например, цель убийства Иисуса Христа, подлог Авраамом жены Сары фараону для обогащения. Враждебное отношение к истине, науке и просвещению, другим верованиям в своекорыстных целях сохранения своего господства.

Доказательства бытия бога, выдвинутые идеалистической философией логические доказательства главного догмата религии – веры в существование бога. Известны три основных таких доказательства.

  1. Космологическое доказательство: бог существует как первопричина всех вещей и явлений.
  2. Телеологическое доказательство: в природе всё устроено настолько целесообразно, что это можно объяснить, лишь допустив существование сверхъестественного разумного существа, упорядочившего все явления.
  3. Онтологическое доказательство: Августина Блаженного – у всех людей имеется понятие о боге как о совершенном существе. Но понятие не может возникнуть, если нет совершенного существа в действительности. Следовательно, бог существует.

Все эти доказательства и являются схоластическими рассуждениями теологов о том, о чём они сами ничего не знают и не понимают.

Прочно вошла в богословские науки и эсхатология.

Эсхатология (от греч. eschaton – последний и logos - слово, знание), религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества, о конце света и страшном суде. В её основе лежат древние представления о наличии в природе скрытых действующих сил, борьбе доброго и злого начал, о загробном наказании грешников и награде праведников. В развитой форме идеи эсхатологии встречаются в христианстве (Апокалипсис) и иудаизме. Эсхатологические настроения распространялись особенно широко во время социальных и политических кризисов (Иудея - I век н. э., Германия – XV-XVI вв., Англия - XVI-XVII вв., России – конец XVII – начало XVIII в. и т. д.). Эсхатология широко используется церковниками и сектантами и в настоящее время, т. к. социальные и политические кризисы в мире стали неотъемлемой частью жизни. Для подкрепления эсхатологии современные богословы фальсифицируют знания естествознания.

Священное писание, религиозные книги, составляющие Библию. В иудаизме священным писанием считается только Ветхий завет, в христианстве - и Ветхий и Новый заветы. В исламе роль аналогичную священному писанию играет Коран.

Священное предание, совокупность книг, которые в православной и католической церкви рассматриваются как «божественные», ставят по значимости непосредственно за Священным писанием: Символ веры, решения Вселенских и некоторых Поместных соборов, отдельные творения отцов церкви и другие. В исламе роль аналогичную Священному преданию играет Сунна, в иудаизме – Талмуд.

Церковь, тип религиозно-политической организации-объединения последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа.

Канон (от греч. kanon – норма, правило), свод положений, имеющий догматический характер. 1). Библейский канон – совокупность книг Библии, признаваемых церковью «боговдохновенными», применяемых в богослужении в качестве «священного писания». Каноны православной, католической, протестантской церквей несколько различаются составом произведений. 2). Церковный канон – правила в области догматики, культа, организации церкви, возведённые христианской церковью в закон. 3). Переносное значение термина канон – всё, что твёрдо установлено, стало общепринятым.

Канонизация (от греч. kanonizo – узаконяю), в католической и православной церквах причисление к числу святых.

Каноническое право, совокупность решений церковных соборов и постановлений римских пап. Нормы канонического права регулировали вопросы внутрицерковной организации, некоторые семейно-брачные и имущественные отношения. Наиболее известная кодификация канонического права 1582г.

Завет божий, наставление, советы последователям, потомкам. Первоначальная форма договора, в религии вначале был первый договор-наставление бога с евреями - Ветхий завет, затем в процессе эволюции и Новый завет в христианстве.

Заповеди божьи, установления для людей морально-нравственного содержания.

Предопределение, религиозное учение, согласно которому всё в мире, вплоть до явлений человеческой психики, предопределено или волей бога, или строгой механической необходимостью. Примечание: если брать за основу теорию предопределения, по которой всё решено заранее, и ничего нельзя изменить в жизни, то любая деятельность в жизни и сама жизнь бессмысленны.

В учении о предопределённости судьбы не всё так однозначно как это утверждается в религиях, от одного человека ничего не зависит, кроме его собственного образа жизни, поведения и самоуправления, всё зависит от обстоятельств, от стечения многих факторов существования. Теория-учение о предопределённости создана для оправдания лиц находящихся у власти перед людьми, которые на них работают, и является учением-проповедованием покорности.

О переселении душ. Догмат о переселении и их воскресении в человеческом образе был изъят из христианского вероучения на Константинопольском соборе 553 года по политическим соображениям и настоятельным требованиям императора Юстиниана I. Человек при таком догмате имел надежду на справедливость торжествующую при исполнении им заповедей. Эти догматы имелись и в древнегреческой религии, не говоря уже об индуизме, в котором человек мог родиться после смерти и в образе животного. На греческом языке переселение душ выражается непереводным русским термином метемпсихоза. Метемпсихоза (от греч. metempsychosis – переселение душ), религиозно-мифологическое представление о переселении душ после смерти тела в новое тело какого-либо растения, животного, человека, божества.

О богах, демонах и людях.

О богах говорилось в кратких описаниях религии, все боги отличаются только приписываемыми им качествами. В тех религиях, в которых было много богов в начальном периоде, их количество постепенно людей менялось и уменьшалось. Это было связано с эволюцией мировоззрения и с появлением родоначальников, племён, княжеств и монархических государств появился верховный бог или Абсолют.

Там, где во главе появился один бог, у него появились ангелы или заместители, при этом они появились и на земле, например, папа римский. В принципе в религиозных учениях это ничего не изменило, кроме взглядов на богов и форм поклонения, почитания и подчинения. Все религии повторяют друг друга, делая это в разной форме и называя богов различными именами, частично это связано и с переводами понятий на другие языки. То, что это взаимосвязано с развитием мировоззрения подтверждает и то, что в древнегреческой религии наравне с богами и существовали знаменитые среди людей – Прокруст, Дамокл, Сизиф и другие. В славянской религии богом считался Род, Бог-Отец, отец-батюшка, священник-батюшка, царь-батюшка – наместник Бога на земле. В древнегреческой религии связь с богом могла быть через вестника богов Гермеса, в индуизме через аватару, в христианстве через мессию, сына божьего или божественное откровение и т. п., да и христианство изменило только культовую систему религии, введя дополнительно культ церкви и священников. В этом отношении религии одинаковы, и не имеет никакого значения, как называют бога – Вишну, Кришна, Иегова, Яхве, Зевс, Абсолют или верховный бог Амон-Ра, т. к. у каждого человека своё представление о боге.

Ниже приведены распространённые представления о богах и демонах. Реальная власть в мире всё же всегда была в руках мирской власти и их служителей, они и вершили дела себе в угоду и сатане, не оглядываясь на богов или бога.

Бог, в религиозных верованиях сверхъестественное и непознаваемое существо. В мифологических представлениях политеизма каждый из богов имеет верховную власть над какой-либо частью мирового целого, в теизме единому богу принадлежит абсолютная власть над миром (всемогущество). Вера в бога основа всех религий, но в разных религиях уже разные боги, но все они связаны с властью и оправданием земной власти, скрывающей свою неблаговидную деятельность «божьей волей».

Абсолют (от лат. absolutus – безусловный, неограниченный), в идеалистической философии и религии — это понятие означает безусловное, совершенное начало бытия, свободное от каких-либо отношений и условий (бог, абсолютная личность – в теизме, Единое в неоплатонизме и т. п.).

Асуры (санскрит), древнеиндийские демоны, некогда равные богам, но позже низвергнутые ими на более низкие уровни вселенной. Демоны асуры - дети бога Солнца Сурьи, а – частица отрицание от Суры, т. е. асуры - не боги.

Реальные боги, или единый бог материального мира деньги или богатство – верховный бог современного мира, управляющий делами всех людей, первая часть слова богатства подчёркивает отношение богатства к богам мира и оно и есть главный бог материального мира. Деньги управляют всем материальным миром, президентами и главами правительств, бедными и богатыми, главнее и выше денег никого в мире нет. Те представления, что управляют в мире богатые, или имеющие власть лица только кажется, ими также управляют деньги, при которых они находятся и которым служат сами. В других богов в мире верит меньшинство людей земли, а что с богатством и деньгами человек имеет власть и почёт в мире верит большинство людей.

В христианстве употребителен термин господь. Термин господь, примат (от латинского слова primatus – первое место, старшинство), означает первичность, главенство, преобладание. Этот термин также означает власть бога на земле над людьми - потомками человекообразных обезьян.

Бог, Абсолют, Всевышний, непроявленный или невидимый создатель и другие названия предмета культа связаны с разновидностью религий.

Так в древнеегипетской мифологии бог солнца Ра (Ре) почитался как царь и отец богов и изображался в облике фараона. Бог Ра вначале отождествлялся с богом Амоном. Амон был богом покровителем г. Фивы, постепенно он стал отождествляться с земной верховной властью и верховным богом Ра (Амон-Ра). Менялось время, менялись и представления людей, в том числе и о богах.

У главного из богов есть и главный противник или сатана, которого, как и бога могут называть разными именами - дьяволом, чёртом, нечистой силой и т. п.

Сатана, чёрт, Иблис, синоним Дьявол (греч. diabolos), в некоторых религиях (в христианстве, исламе и других) злой дух или глава злых духов, противостоящий богу; властелин ада.

Сатана (от древнееврейского satan - противостоять, быть противником), сатана и созданный видимый мир вместе с населяющими его существами противостоят Богу и Его воле – Истине. В древнейшем греческом переводе Ветхого Завета слово «сатана» переведено как diabolos – «дьявол». Постепенно с течением времени эти термины стали синонимами. Символ негативности и противостояния смертного человека естественной жизни, с его стремлением подчинить себе развитие, отражающий невежество и жадность – жажду славы и власти. Порочность и гордыня человека, его самость с жаждой славы, власти и пороков.

В древних языках слова имели многозначное значение и в буквальном переводе с древнееврейского satan на греческий язык переводится как «клеветник», лгущий «обвинитель», так возникло слово diabolos – дьявол.

Дьявол, слово дьявол восходит к санскритскому корню div – сиять. Воплощённого человека мир ослепляет своим сиянием, дьявольской привлекательностью и иллюзорной, ложной видимостью блага, являясь обманом. В Ветхом Завете Сатана представлен как обвинитель людей перед Богом за их греховные деяния – познание зла и добра и стремление стать богами (как боги). В Новом Завете Сатана и его слово-синоним, и имя Дьявол представлен как владыка смерти, лжи и обмана, клевещущий на людей перед Богом и противодействующий воле Божьей. Люцифер, другое имя дьявола или падшего ангела (т. к. сатана будучи божьим ангелом пожелал уподобиться Вышнему и за гордыню был изгнан от трона Божия) в христианской мифологии.

Вместе со сказанным выше и далее необходимо заметить, что обвинять других людей, Сатану и Дьявола, и самого Бога в своих злодеяниях одна из негативных черт характера людей. Особенно она проявлена в характере иудеев, убийцы иудеи обвинили в человекоубийстве (Христа) Иуду Искариота, скрыв истинных человекоубийц.

Демон, это низший дух, взаимодействующий с материальным миром. Термин «демон» восходит к санскритскому корню div и обозначает («сиять»), но непосредственно он произошёл от греческого термина daimon («божественная сила»). В правильном понимании – это блестящая видимость и демонстрация великолепных качеств при их отсутствии, а какое из определений демонов, здесь приведённых, вам больше подходит, определяйте сами.

Даймон (от греч. daimon – «божественная сила», «судьба» или «бог») – в древнегреческих верованиях, это дух-посредник между смертными людьми и богами, выступающий в роли духовного наставника.

Демон, в греческой религии и мифологии, это всякое божество или дух хранитель, способствующий или препятствующий человеку в исполнении его намерений. В других религиях этот термин применяется для обозначения духов, обычно злых.

Демон, от термина демонстрация (показываю), или демонстрация от термина демон, показывает или демонстрирует одно, а делает другое, скрывая это демонстрацией. Человек, не следующий законам совести и лгущий относится к демоническим натурам. Можно давать и другие характеристики людям, тайно делающим одно, а показывающим другое

Чёрт, то же, что дьявол. В старинных суеверных представлениях чёрт олицетворял злой дух, злое начало, сверхъестественное существо, изображавшееся в образе человека с рогами, копытами и хвостом. Теперь слово чёрт осталось в употреблении как бранное слово, а также в некоторых выражениях, как выражение неудовольствия, сильного удивления и тому подобного. Иблис, название дьявола в исламе. Демон, начальная часть слова демонстрация– показывание одного, а делание другого, т. е. обман.

Все религии учат человека правильному поведению, но все создатели религиозных систем полны лукавства и обмана, а являясь по своей сути политиками и нахлебниками, защищающими свои интересы и власть. Не случайно Иисус говорил, что создал человека сатана. Это подтверждается и историей человечества, войнами за власть и господство, за богатство, постоянными преследованиями людей в том числе и служителями «церкви», и другими негативными явлениями. Как только кто-либо пытался установить равноправие людей, так сразу начинались его преследования и чаше всего заканчивались уничтожением. Всё это делали двуногие существа, имеющие власть и ненавидящие людей, а не какие-либо неведомые людям боги или демоны.

Как дерево узнаётся по плодам, так и человек по делам его. Добро и святость приписывалось богам, а зло демонам и в характеристики тех и других вошли человеческие качества, включив в себя качества животных, не случайно ведь в ранних религиях боги имели и облик животных с их нравами. Все черты характеров и нравов людей, богов и демонов, взяты из животного мира, при этом черты богов и демонов приписывались мифическим или сверхъестественным животным. К ним мы вернёмся чуть позже, а теперь о «святых и грешниках».

Представления о богах, демонах, святого и священного, святых, грешниках, это только человеческие мнения, но именно они и являются основными понятиями в религиях. Эти мнения у людей отличаются, но имеются и общие определения, которые необходимо знать.

Святое, по представлениям человека, это то, что ему дорого и нерушимо присутствует в его убеждениях, чтимое им и являющееся для него важным, дорогим, почитаемым.

Святыня, устаревшее значение – предмет или место религиозного поклонения. Святыня, это также то, что является для человека особенно дорогим, любовно хранимым и чтимым, и выражает отношение человека к какой-либо ценности.

Святотатство, поругание церковной святыни, кощунство, богохульство. В переносном значении – оскорбление чего-либо всеми почитаемого.

Священные, это дорогие по каким-либо причинам вещи, животные, люди. Так в древнеегипетской религии в одном из номов священными были мангусты, уничтожавшие ядовитых змей, в другом - крокодилы, якобы «приносившие» египтянам воду для полива полей и выращивания продуктов питания. Священные, это полезные вещи и животные, всё то, чем человек дорожит.

Святые, придуманные мифические или реально жившие лица, которым религиозными деятелями приписывается «благочестие», «праведность», «богоугодность», посредничество между богом и людьми. Жития святых, биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью.

Праведник, у верующих человек, живущий праведной жизнью соответствующей религиозным правилам. Праведность и правильность поведения человека сходятся в том, что праведник поступает, ведёт себя правильно – соблюдая правила нравственности (человечной морали).

Набожность, свойства поведения человека, проявляющего усердие в соблюдении религиозных обрядов и верующий в бога.

Главный бог человека-индивидуума, это его совесть, совесть, внутренний источник жизненного совершенствования человека. Совесть сложное слово, состоящее из сокращённого совершенства (сов - совершенство) и слова есть. Когда у человека нет совести, и он не трудится над развитием своих человеческих качеств (над своим совершенствованием), то он превращается в демоническую или грешную натуру.

Основой оценки человека как грешника являются его пороки. Пороки, особенности и недостатки, в поведении человека вызванные отклонениями от норм морали. Предосудительный недостаток, позорящее свойство человека.

В христианстве основным пороком считается совокупление мужчины и женщины, отсюда и появилось рождение Иисуса от Девы Марии, как непорочное зачатие. Но размножение, это естественный физиологический процесс, без которого не было бы людей и богов с демонами, магов, ведьм и т. д. О том, что касается других пороков, о них в христианстве избегают говорить, особенно о причастности к ним «священнослужителей» и лиц, находящихся у власти. Об этой порочной деятельности кратко сказано в разделе «Исторические дела христианской церкви», а ниже о размножении, т. к. это общий вопрос жизни.

Грешники, люди имеющие грехи. У верующих грехом считается нарушение религиозных правил, предписаний. Если смотреть в общем плане на грешников в сообществе людей, то в нём грешники, это лица, не выполняющие моральных установлений, принятых в обществе. В древности не было других правил кроме установленных религиями, поэтому грехом считалось нарушение этих правил, или предписаний. Основные правила поведения людей изложены в религиозных заповедях, а грехопадением считалось нарушение заветов бога первыми людьми – Адамом и Евой. Заповеди были первоначальными установлениями или нормами поведения и появились они позже вместе с развитием структуры подчинения. В Библии это десять заповедей, полученных Моисеем на горе Синай с последующей их доработкой во «Второзаконии», а затем законодательными дополнениями и изменениями, или конституциями (вначале конституциями назывались указы императоров).

Грехом же первых людей считается познание добра и зла, а вслед за ними началось познание добра и зла и всеми патриархами, и царями еврейскими, указанными в Библии. Однако если смотреть реально, то главным грехом человека является не познание им добра и зла, а его желание стать таким «как боги» знающие добро и зло – гордыня и стремление быть выше других людей, управлять ими и иметь над ними власть. Обычно власти церкви (жрецы, священники) и светские власти были и остаются грешниками в мире, т. к. они живут за счет людей и нарушают не только заповеди, но и законы, которые они создавали и создают сами. Не составляют исключение и современные власти, не только живущие трудом людей, но и подавляющие их свободу, убивающие их в войнах и т. д. Они первые нарушители всех заповедей и законодательств, а, следовательно, и грешники – вершители судеб людей и рабы лжи и неправедного богатства.

Для примера можно привести такого императора древности как Калигула, ну а сейчас таких политических и «государственных» деятелей, которые стремятся прославиться и обогатиться за счёт людей гораздо больше и нет смысла на их рассмотрении останавливаться. Калигула (12-41 гг.), римский император с 37г из династии Юлиев-Клавдиев. Стремление Калигулы к неограниченной власти и требование почестей себе как к богу вызвали недовольство у сената и преторианцев. Был убит преторианцами. Преторианцы, в Древнем Риме вначале охрана полководцев, затем императорская гвардия; участвовали в дворцовых переворотах. Переносное значение – наёмные войска служащие опорой власти, основанной на грубой силе. Ничего с тех пор в мире не изменилось, кроме названий и способов переворотов у власти, как жила власть нахлебников создав за счёт людей себе богатство и охрану, так и сейчас она процветает вместе с насилием ей создаваемым.

В каких условиях жили люди, такие они и делали выводы. Поклонение земным «богам» заложено во всех религиозных культах, поэтому в таких требованиях недалёких властей и современных политиков-руководителей нет ничего удивительного. Например, согласно синтоизму связь между божествами и людьми осуществляется через императора (микадо), считавшегося потомком богини солнца и её представителем на земле. Микадо также считается родоначальником всех японцев, и ему воздаются божественные почести, только не указано за какие заслуги. В древнеегипетской религии (мифологии) фараон считался земным воплощением бога солнца Гора, покровителя власти фараона. В христианстве поклонение богу идёт через посредников – Иисуса Христа и в католической ветви через римского папу, как наместника Христа. Многие из этих пережитков сохраняются и сегодня, как и поклонение с почитанием различных авторитетов, президентов, политиков и т. п. лиц.

Ад и рай

Ад (от греч. hades – подземное царство), согласно большей части религиозных учений, местопребывание душ грешников, обречённых на вечные мучения. Первоначально, ад место, где, согласно иудейской традиции, находились умершие. Если судить по смысловому значению перевода с греческого языка и представлениям древних людей ад – место под землёй (обозначаемое как подземное царство). Материализованное представление людей, связанное с телом.

Рай, место блаженного существования. Блаженство в раю синоним полного невозмутимого счастья.

В начальном периоде существования человечества плотность заселения земли человеком была не столь высокой, поэтому человек жил оседло и менял места обитания при складывающихся в этих местах неблагоприятных условиях. С ростом населения и распространением людей по земному шару возросли и проблемы совместного проживания людей. Многие из людей, отвыкнув работать, склонились к нахлебничеству, а вследствие этого в человеческой среде вместе с развитием общественных отношений и положительных качеств начал развиваться (эволюционировать) паразитизм, насилие, и другие негативно-порочные проявлениям жизни.

Вполне понятно, что плодившихся людей и их увеличивающееся количество, и рай (или Эдемский сад по Библии, а практически не только отдельный оазис, но и Аравийский п-ов) был не в состоянии разместить и прокормить всех людей. Да ещё вдобавок к этой тесноте какая-то часть первобытных людей, уже тогда не желала трудиться, поэтому человека необходимо было выдворить оттуда и заставить добывать себе хлеб своим трудом. Да и сама райская жизнь, которую проповедует библия, предполагает жизнь паразитов-нахлебников – жизнь без трудов с поеданием плодов, созданных природой или другими людьми. Хитрый нахлебник, лукавый и развращённый умом человек, изгнанный из рая, не желая трудиться, а, предпочитая жить трудом других людей начал думать, как это осуществить. Поэтому он начал придумывать различные ухищрения для обмана других людей - ложные верования, поклонения, идолов, ложных богов, противозаконные пожертвования и т. п., а если это ему не удавалось обманом, то он применял насилие. Такая деятельность широко распространена и в современном мире, ведь она и придумана лукавыми нахлебниками, объединившимися лицами-паразитами, не умеющими жить своими трудами и широко использующими обман.

В нерелигиозных учениях также имеется прообраз рая, но уже зависящий не от бога, а от людей и их поведения – коммунизм и утопический общественный строй Т. Мора. Утопия (от греч. u – нет и topos - место, т. е. место которого нет; по другой версии, от eu - благо и topos – место, т. е. благословенная земля), изображение идеального общественного строя, лишённое научного обоснования; жанр научной фантастики; обозначение всех сочинений, содержащих нереальные планы социальных преобразований. Термин происходит от названия книги Т. Мора (XVI век). Примечание: рай и ад также не имеют научного обоснования.

Мор Томас (1478-1535 гг.), английский гуманистический государственный деятель и писатель; один из основных основоположников утопического социализма. Друг Эразма Роттердамского. Канцлер Англии в 1529-1532 гг. Будучи католиком, отказался дать присягу королю как «верховному главе» англиканской церкви, после чего был обвинён в государственной измене и казнён. Мор был канонизирован католической церковью в 1935 году, в процессе модернизации католицизма.

В сочинении «Утопия» (1516г), содержащем описание идеального строя фантастического острова Утопия (название дано Мором). Мор изобразил общество, где нет частной собственности и обобществлены производство и быт. Труд входит в обязанность всех членов общества, а распределение продуктов труда производится по потребностям. Такое общество с трудом для всех никогда не устраивало власти, в том числе и церковные, поэтому они и преследовали всех, кто пытался указать им на их паразитизм.

Как вследствие признания царей, императоров наследниками бога появилось мнение (поверье) о воли божьей в мире, так и условия существования евреев привели к созданию прообраза рая. Прообраз рая в религиозных учениях – оазисы, ограниченные по размеру места на Земле отличающиеся обильной растительностью, употребляемой в пищу и животным миром. Понятие рая особенно характерно для иудаизма и возникших на его основе религий христианства и ислама, религий, возникших в районах пустынной или полупустынной местности. Для индуизма с учётом места проживания индусов и природных условий Индии более характерны Райские планеты, хотя в Бхагавадгите и о них сказано: «Все планеты – от низшей до высшей являются местом страданий».

В религиях отражены мечты людей о райской, счастливой жизни, которой никогда не было в живом мире. Эдамский рай, воплотил часть этих мечтаний, но реально он не мог существовать длительно даже в ограниченной части земли, т. к. размножение людей требовало увеличения пищевых ресурсов и хороших климатических условий обеспечивающих нормальное существование людей. Каждый живой вид борется за своё место в природе, но человек, в отличие от других животных, ведёт такую борьбу и внутри вида, уничтожая и эксплуатируя других людей и придумывая для этого различные системы государства, религии. Например, так ислам с помощью представлений о рае не в жизни настоящей, а в жизни следующей, оправдывает социальное неравенство, насилие и обеспеченную жизнь нахлебников власти в этом мире, живущих трудом людей, и уводит простых людей в мир бесплодного ожидания загробного счастья.

Сопутствующие религиозные и нерелигиозные понятия.

В разделе культы описаны религии и их основные особенности, но не сказано об учениях, существующих в религиях для посвящённых лиц, т. е. о религиозных учениях и течениях и их практике, об оккультизме. Все их охватить в коротком разделе невозможно, поэтому рассмотрим часть основных понятий оккультизма.

Оккультизм (от лат. occultus – тайный, сокровенный), общее название учений, признающих существование срытых сил в человеке и космосе, доступных лишь для «посвящённых», прошедших специальную психическую тренировку. Оккультизм, тайная наука при культе или в нём, в которую посвящались только избранные служители культа. В целом оккультизм направлен на достижение необычных способностей, вместе с тем учения оккультизма о всеобщих скрытых связях явлений и о человеке как микрокосме сыграли в XIV-XVI веках видную роль в развитии наблюдательных и экспериментальных методов познания и изучения окружающего мира.

Оккультизм, является мистической областью деятельности сознания приспособленной мистиками, но он, как и другие методы управляемой психической деятельности оторван от реальной жизни. Практически всё, что касается религиозно-философских систем и учений, выходящих за пределы естественных способностей человека, относится к оккультизму. Все религии и оккультизм направлены на сверхъестественное, несуществующее и невидимое в реальности и стремление управлять этими процессами в видимом материальном мире. С развитием познания и формированием религий формировались и учения оккультизма с определённой формой мировоззрения методик психических тренировок и образа жизни адептов оккультизма.

Мистицизм и мистика.

В целом мистицизм и мистика отражают религиозно-идеалистический взгляд на действительность, основу которого составляет вера в сверхъестественные силы. Мистицизм зародился в глубокой древности, позднее стал существенным и непременным элементом тайных обрядов (мистерий) религиозных обществ Древнего Востока и Запада.

Мистицизм, умонастроения и учения, исходящие из того, что подлинная реальность недоступна разуму и постигается лишь интуитивно-экстатическим способом, таковой какой усматривается в мистике. Как философская доктрина – разновидность интуитивизма и иррационализма. Элементы мистицизма свойственны многим философско-религиозным учениям древности (конфуцианство, брахманизм, орфики, пифагорейцы, Платон и неоплатоники и т. д.). Он в той или иной степени присущ почти всем идеалистическим философиям нового и новейшего времени (особенно неотомизму, персонализму и некоторым формам экзистенциализма). В России религиозно-мистическую философию развивали славянофилы, Соловьёв и его последователи (Бердяев, Трубецкой и другие).

Мистика (от греч. mystikos – таинственный), религиозная практика, имеющая целью переживания в экстазе (получения наслаждения) непосредственного «единения» с богом, а также совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих и осмысляющих эту практику. В некоторых условиях существования мистика становилась формой протеста против церковной и социальной иерархии, а в других случаях оказывала влияние на развитие идеалистической диалектики.

Философы-мистики высшей формой познания считают интуицию, «духовный опыт», в котором исчезает разделение на субъект и объект и открывается реальность бога – духовной первоосновы мира.

Для мистики подходящим будет перевод – таинственного, как синонима чего-либо непонятного, или загадочного, более конкретно – непознаваемого с помощью материальной практики, а навеянного воображением – фантазией, затуманиванием сознания. Учитывая происхождение английского языка, как языка, произошедшего от нескольких языков, вполне подойдёт перевод с него двух терминов означающих туманное, дымчатое, ошибочное. Латинское myst в английском языке трансформировалось в mist (туман, дым), и в mistake (заблуждение, ошибка) с корнем слова – mist, отражающих смысл мистики, как расплывчатых понятий о чём-либо непознаваемом в реальности, непонятного и названного таинственным. Для понимания, выше сказанного о мистике, приведу определение, связанное конкретно с мистической практической деятельностью – мистификацию. Мистификация (от греч. mystes – посвящённый в тайну и …фикация, франц. mistification), намеренное введение кого-либо в вымышленные обольщения, заблуждения, в обман.

Общая практика мистики направлена на общение или соединение с богом, или каким-либо его представителем и представляет собой как одно из направлений йогу – психическую тренировку. Основное её направление или цель это выход за пределы материального мира в переживаниях человека, поэтому она и названа мистической – несуществующей в материи и познаваемой только чувствами. В конечном итоге все оккультные науки являются мистическими. Общение с богом в них достигается через озарение, откровение и экстаз. Больше всего мистиков оккультизма привлекает экстаз и переживание наслаждения в нём, привлекающее многих поклонников. В мистицизме и мистике мы не будем касаться практики йогов, а рассмотрим древние религиозные обряды, связанные с мистикой – мистерии. Мистерии нашли своё отражение и в культуре. Мистерия в творчестве, искусстве, это представление религиозного содержания (главным образом на библейские сюжеты) в Западной Европе в средние века.

Мистерии (от греч. mysterion – тайна, таинство) тайные религиозные обряды, в которых могли учувствовать только посвящённые мистики. Эти тайные религиозные обряды посвящались богам в Древнем Египте – мистерии Исиды и Осириса, в Вавилонии – мистерии Таммуза; в Древней Греции – Элевсинские мистерии, Орфические мистерии, Самофракийские мистерии; в Древнем Риме – мистерии. Вакха, Аттиса и многие другие и в других религиях. Мистерии сопровождались и оргиями, или превращались в них, ведь многие допущенные участники этих обрядов небыли достаточно хорошо подготовлены к ним, а допускались к ним вследствие своего положения, занимаемого в обществе или жречестве.

Оргия (от греч. orgia), 1) религиозные, или культовые мистерии, связанные с культом ряда древневосточных, древнегреческих и древнеримских богов. Для того чтобы достичь эффекта чувственного наслаждения оргии часто принимали разнузданный характер, поэтому вошли в современные понятия как разгульное пиршество, разнузданное непристойное времяпровождение.

Спиритизм и спиритуализм.

Спиритизм представляет собой оккультное течение, а спиритуализм мистическое учение. Основой для спиритизма является вера людей в загробное существование душ умерших, на этой вере и возникло представление людей о возможности общения с ними.

Спиритизм (от лат. spiritus – дух, душа), представление о возможности общения с душами умерших через посредство медиумов – людей будто бы обладающих способностью быть посредниками между людьми и потусторонним миром. Для спиритизма характерна особая практика «общения» с душами умерших (приёмами т. н. медиумизма – «столоверчением» и т. п.). Ведь за всю историю человечества никто и никогда не слышал умерших, поэтому и придумывали различные способы демонстрации этих «разговоров».

Спиритизм возник в середине XIX века в США, его последователи имеются в различных странах Западной Европы и Америки. Оккультное течение спиритизма изобрела в США в 1848г Маргарет Фокс и её две сестры в коммерческих целях. Сёстры Фокс «вызывали» феномен постукивания, при помощи которого они получали ответы от душ умерших. Позднее Маргарет Фокс призналась, что постукивания она производила сама, щёлкая суставами пальцев. Число сторонников спиритизма сократилось после уличения знаменитых медиумов XIX века в мошенничестве, тем не менее, спиритизм породил массу новых оккультных течений.

Спиритуализм, это учение, основанное на признании духа сущностью и первоосновой мира. Учение имеется во всех религиях, только оно у всех по-разному толкуется.

Спиритуализм (от лат. spiritualis – духовный), объективно-идеалистическое философское воззрение, рассматривающее дух в качестве первоосновы действительности, как особую бестелесную субстанцию, существующую независимо от материи. Для одних спиритуалистов материальный мир – это способ проявления бога и его способностей, для других – иллюзия человеческого сознания. Приверженцы спиритуализма признают независимое от тела существование души. В буржуазной философии термином спиритуализм часто обозначается идеализм. Как философский термин введён в XIX веке В. Кузеном; в дальнейшем спиритуализмом стали называть ряд школ и направлений преимущественно во французской и итальянской философии XIX- XX веков.

Ритуалы.

Все ритуалы связаны с жизнедеятельностью людей и культом и начали они зарождаться в древности, как определённая форма культуры и культа жизни. Вначале создание ритуалов было вызвано не столько поклонением богам, сколько естественными потребностями человека в организации своей жизнедеятельности. Жизнь в сообществе людей требовала от её членов одинаковых действий во многих случаях, таких как рождение потомства, смерть членов общины и т. д. Кто-то должен был растить детей, кто-то хоронить умерших, и организация общих дел постепенно превращалась в ритуальный порядок. Количество дел и ритуалов увеличивалось, и они стали разделяться по назначению на культово-религиозные и ритуалы бытовые, позже ставшие гражданскими. Часть ритуалов и в современном обществе остались религиозными, как форма культового поведения, а многие ритуалы закрепились в обыденной жизни и стали привычными жизненными явлениями в сообществе людей, его обычаями, традициями. Все ритуалы предполагают установленный порядок поведения людей при выполнении ими разнообразных дел, однако большинство установленных в обществе ритуалов посвящено наиболее важным событиям в жизни людей. Поэтому у всех народов и во всех религиях имеются ритуалы посвящённые рождению, браку (размножению и продолжению жизни) и смерти человека.

Ритуальность размножения.

Размножение, как физиологический процесс не является ритуальным, но вместе с размножением происходило продолжение рода человеческого и эволюционное развитие человеческого сообщества и его ритуалов, относящихся к размножению, рождению и смерти. В животном мире размножению также предшествует специфическое (его можно назвать ритуальным) поведение животных, продиктованное инстинктом. Это инстинктивное поведение, содержащее определённые символические правила (ритуалы) у большинства животных наступает в определённый период времени (брачный сезон, или период), направлено оно не только на сохранение вида животных, но и на естественный отбор здорового потомства. Естественным отбором продиктовано единоборство самцов за самок, демонстрация самцами своих качеств перед самками и другие формы ритуального поведения животных. Закономерными являются различные формы символически-ритуального поведения и у человека представляющего собой высшую ступень развития живых организмов. Это такие ритуалы как порядок ухаживания за представительницами женского пола, помолвки, сватовства, обручения, предшествующие браку и сами брачные ритуалы, т. к. человеческий род не только подражает животному миру и близким людям, но и заимствует ритуалы у других общественных групп людей. Много и других ритуальных игр, связанных с размножением и отличающихся в человеческом обществе индивидуальным разнообразием. Иногда игры, предшествующие официальному браку заканчиваются рождением детей, т. е. размножением, и поэтому их также можно назвать брачными отношениями.

Если говорить о начальной форме брачных отношений у людей по принятому в Библии сюжету размножение началось от Адама и Евы. А по непринятому и не вошедшему в Библию сюжету - от Дьявола, превратившегося в красивого юношу, и Евы («Тайная книга альбигойцев»), от которого Ева родила Каина. Такое размножение считается в христианстве первородным грехом. Но если учесть многозначность древних имён (имя Ева имеет значение не только женского имени, а может и переводиться как Жизнь), то размножение нужно считать неотъемлемым свойством жизни. В жизни людей этот обычный и естественный процесс размножения для всего живого мира, обеспечивающий продолжение существования вида, со временем переформировался в установленные культовые добрачные и брачные ритуалы и отношения. У простых людей для них не было средств и времени, поэтому придумывали их материально богатые люди. В древности не было законодательных уз брака, также как и толкования его свойств и отношения к нему как в современный период, ведь размножение (брак) является естественным процессом всего живого мира, а брачная установленная ритуальность у людей появилась значительно позже и стала называться «оформлением», т. е. порядком или ритуалом брачных отношений.

В иудаизме – Каин рождён от побочной половой связи Евы с демоном, превратившимся в красивого юношу, а в индуизме по похожему сюжету родился демон Канса от побочной половой связи государыни Матхуры с ракшасом превратившимся в подобие её супруга Уграсены. Однако заметим, что демонов в иудаизме и индуизме превосходит существующий в современном культе людей египетский бог по имени – Бес, бог размножения и деторождения, определяющий греховность побочных половых связей людей.

Как предполагается исследователями, у людей брачные отношения с постепенным развитием оформленного ритуала начинались в эпоху дикости со стадного сосуществования или смешанной половой жизни, называемой в науке промискуитет. Промискуитет (от лат. promiscuus – смешанный, общий), предполагаемая стадия ничем неограниченных половых отношений, предшествовавших установлению в человеческом обществе норм брака и семьи.

На этой ранней стадии человеческого общества брак и семья в современном понимании этих терминов отсутствовали, мужчины и женщины не жили постоянными парами, а основной формой отношений между ними были групповые половые отношения. При такой форме отношений несколько мужчин имели общими несколько женщин, а женщины в свою очередь несколько мужчин. С этим можно согласиться, т. к. сейчас такая форма отношений людей сохраняется, как скрываемая форма полового общения – половое распутство, или разврат. Относительно размножения такой «брак» называется групповым. Групповой брак, древнейшая форма брака, при котором мужчины одной фратрии, рода, или определённой внутриродовой группы могли иметь брачные (правильно выражаясь - половые связи) связи со всеми женщинами другой такой же группы. Возник он из первоначального промискуитета и затем сменился парным браком. В отношениях людей «групповой брак» сохранился как форма группового секса (например, использование проституток и другие формы полового общения).

Если же смотреть по животному миру, от которого и произошёл человек, то во всём животном мире существовал и существует не только добрачный ритуал, но и свой определённый порядок в стадных отношениях. Несомненно, что и у древних людей существовал определённый порядок этих отношений, только у людей формы отношений более многообразны и могут иметь различные варианты. Борьба за женщин (как за самок у животных) сохранилась и в человеческом обществе, а то, что касается установленных ритуалов, то они появились не сразу, а развились постепенно начав сопровождать процессы размножения людей.

Например, американский учёный Г. Л. Морган (1818-81 гг.), изучавший быт американских индейцев считал, что древнейшей формой группового брака была кровнородственная семья, при которой брачные отношения запрещались между родственниками различных поколений и разрешались между братьями и сёстрами всех степеней родства. В Библии имеются записи, что с Лотом в половую связь вступили даже его дочери, было ли это исключением, случалось часто или принято у древних людей за норму об этом сегодня трудно судить.

Даже если считать, что основной формой отношений были групповые половые отношения, их можно относить к брачным отношениям (а не к сексуальным, как сейчас, по удовлетворению похоти), т. к. результатом таких отношений было размножение. Считается, что брак прошёл в своём развитии ряд этапов – кровной родственной семьи и брак «пуналуа» - сотоварищ. В кровной родственной семье брачные отношения были ограничены представителями одного поколения, и не допускалась половая связь между разными поколениями (родители и дети, деды и внуки). В браке пуналуа (сотоварищей) несколько мужчин имели общими жёнами несколько женщин. Этим половым отношениям больше подходит название стадности с общими самцами и самками, а брак — это только условное название для характеристики половых отношений в современном понимании.

Такая форма брака, которая имеется в настоящее время, появилась не сразу, как и всё остальное, брачные отношения менялись и пришли к современному виду регистрируемых отношений, вначале войдя в религиозный ритуал как обручение и венчание. Развивались имущественные отношения между людьми, росла численность населения и назрела необходимость оформления отношений, так появились различные формы брака и его регистрация. Регистрация брака и ритуалы его оформления больше всего связаны с имуществом, т. к. неимущим людям отсутствие средств не позволяло изобретать ритуалы-церемонии, иметь много жён, да и делить было нечего. Ритуалы изобрели собственники и жрецы, жившие трудом других людей и накапливающие имущество за их счёт, т. к. это позволяло им получать дополнительные доходы от ведения ритуалов. У богатых лиц брак был также тесно связан с собственностью и её увеличением, именно по этим правилам осуществлялся брак у князей, королей, императоров. Женщина в браке также считалась собственностью мужа, например, в Махабхарате повествуется о том, что царь Юдхиштхира проиграл в кости свою жену Драупади и себя, вот такие были «законы» у людей того времени – на них работали, а они играли.

Значение женщины как собственности подтверждают и некоторые сохранившиеся у народов ритуалы, такие как умыкание, калым за невесту, приданое имущество невесты, поиск богатых мужей, брачный контракт и т. д. Умыкание, форма и ритуал заключения брака с похищением невесты. Возник в период разложения первобытнообщинного строя. Позже, как и калым, приданое имущество невесты, различные подарки, стал отражать материальную основу брака. Калым (тюркское), выкуп за невесту; выплачивался первоначально роду, позднее родителям в качестве компенсации за потерю работницы. Практически калым, это приобретение невесты в собственность как жены и работницы. Известен калым у многих народов, а у тех народов, в которых он отсутствует, калым заменён подарками, приданым невесте имуществом и т. п. материальными принадлежностями. Сама компенсация говорит о товарных отношениях при заключении брака, в котором товаром является и женщина. У некоторых народов калым существует и в настоящее время, не говоря уже об отношении к замужней женщине как к работнице.

Если смотреть на естественную сторону жизни древних людей, отбросив современную сторону искусственно-ритуальных отношений то можно и не считать групповым браком половые отношение в те далёкие времена. Люди жили общей жизнью и заботами и вопросы секса, или половых отношений, не были главным вопросом организации их жизни и жизнедеятельности, т. к. пропитание добывалось с трудом, а половые отношения были одним из естественных видов физиологических отправлений. Поэтому этому виду деятельности уделялось такое же внимание, как и другим физиологическим отправлениям - утолению жажды, голода, дефекации, мочеиспусканию и т. п., а позже человек стал придумывать для себя жизнь, любовь и ритуалы.

Ранняя форма единобрачия также появилась в древности, как моногамия, имеющаяся у животных и не являющаяся изобретением человека. Моногамия, форма жизни и размножения животных, при которой спаривание самца происходит с одной и той же самкой, а самец принимает участие в заботе о потомстве. Моногамия свойственна большинству птиц (лебедям, орлам, грифам), образующим пары на несколько лет, иногда на всю жизнь. Многие из млекопитающих также образуют моногамные пары (например, обезьяны образуют пары на несколько лет, хищники на один сезон).

Среди людей моногамия (от греч. monos – один, единственный и gamos – брак) (единобрачие) в настоящее время господствующая форма брака. Она возникла из парного брака в период распада первобытнообщинного строя, с появлением собственности. Парный брак был ранней формой единобрачия при первобытнообщинном строе. При нём супружеская пара не вела отдельное хозяйство и не имела общего имущества в отличие более поздней моногамной семьи.

Размножение людей вызвано необходимостью не только продолжения жизни вида, но и потребностью для решения материальных проблем – помощи от детей, взаимодействия в решении жизненных вопросов, необходимостью в близком по характеру её членов видовом сообществе как формы существования вида. Закрепление моногамного брака произошло с разделением общества на классы, однако единобрачие на всех этапах развития классового общества в вопросах полового общения носило только формальный характер. Вместе с индивидуальным браком и гетеризмом неустранимым общественным явлением жизни стало и существует и ныне прелюбодеяние, запрещённое, но неискоренимое развратное поведение людей. В этой части жизни никто и не придерживается никаких ритуалов и установлений.

Современный брак, это юридическая организация семьи, для взаимодействия, взаимопомощи и объединения усилий для совместного, согласованного решения жизненных вопросов и продолжения жизни путём размножения. Объединение людей в браке, это общность, имеющая общий признак – семью близких людей с родственными интересами и задачами. Поскольку семейные отношения при браке предполагают равные права, то в семье не должно быть привилегий или почётного положения какого-либо члена семьи. Семья и все взаимоотношения в ней должны строиться на взаимности в достижении общих целей улучшения жизни, её благосостояния, с взаимным дополнением друг друга.

Рассмотрим такую форму половых отношений как гетеризм имеющуюся и в современном обществе. Гетера (от греч. hetaira – подруга, любовница) в Древней Греции образованная незамужняя женщина, ведущая свободный, независимый образ жизни. Позднее гетерами стали называть и проституток, в принципе это не имеет значения, т. к. всё зависит от условий, при которых женщины стали проститутками при свободе и возможности выбора, или при его отсутствии. Названия придумывали мужчины, почему-то забыв о себе, как о половых распутниках имеющих любовниц. Учитывая то, что проституция переводной термин с греческого языка и переводится он буквально несколькими словами (осквернение, бесчещу, позорю) то главные осквернители и оскверняющиеся и проститутки — это те мужчины, которые толкают женщин на проституцию, сами в ней участвуют и организуют её. Наложницы князей и императоров и других лиц в древности, это насильственное понуждение женщин к проституции. Как социальное явление проституция увеличивается и в тех случаях, когда экономическая ситуация неблагоприятна (например, на Украине) и в этом тоже вина лиц, находящихся у власти.

Гетеризм (от термина гетера), термин, означающий неупорядоченные половые отношения на ранней стадии развития человеческого общества (в современной науке – промискуитет) и групповой брак. Современные учёные иногда называют гетеризмом пережитки группового брака, существовавшие у некоторых народов. Из них, это искупительный гетеризм – право определённых лиц (например, жрецов) на женщину перед её вступлением в брак, гостеприимный гетеризм – право гостя на жену или дочь хозяина. Искупительный и гостеприимный гетеризм, это обычное прелюбодеяние, порицаемое в христианстве, но ценимое жрецами и другими лицами при власти. Ну а в чём здесь искупление и смысл этого и других ритуалов ищите сами, жрецы и князья, затем императоры и другие нахлебники власти, придумывали их для себя вместе с религиями, или религиозно-политическими культовыми системами.

Ритуалы.

Обручение, старинный обряд (бытовой и христианский церковный) помолвки (взаимное обещание вступить в брак) при обручении жених и невеста обмениваются кольцами. Обруч, в быту так назывался узкий обод, набиваемый на бочку, кадку для скрепления клёпок, чтобы бочка или кадка, сделанная из отдельных дощечек, не расходилась, и в ней сохранялось внутреннее содержимое. Венчание, христианский обряд возложения венца (короны) на головы верующих при вступлении их в церковный брак, а также при коронации монархов, при венчании на царство.

При рождении ребёнка в христианстве его крестят и празднуют крестины. Такой ритуал материально выгоден церкви, но для бедных, рабов и крепостных он ложился дополнительным бременем взносов на проведение ритуала крещения.

Постепенно эти обряды смешались с гражданскими и стали гражданскими обычаями, сопровождающими бракосочетание (сватовство, помолвки и др.).

Сват, 1) человек занимающийся сватовством, хлопочущий о свадьбе (женщина – сваха). Сватами обычно бывают родственники или родитель одного из супругов по отношению к родственникам или родителям другого супруга (женщина называется сватьей).

Помолвка, церемония (ритуал) объявления кого-либо женихом и невестой. Часто сопровождалась обручением.

Бракосочетание, ритуал сопровождающий вступление в брак, церковный - венчание, гражданский – регистрация и сопровождающие их церемонии.

Рождество Христово, один из главных христианских праздников, установленный, согласно церковному вероучению, в честь рождения Христа. Рождество сопровождается рядом ритуальных служб. Отмечается 25 декабря. Несовпадение во времени празднования Рождества Христова различными церквами связано с тем, что ряд церквей (русская, болгарская, сербская и другие православные церкви) пользуются юлианским календарём, 25 декабря которого соответствует 7 января григорианского календаря. Гражданские ритуалы–церемонии, приуроченные к этому празднику, связаны с празднованием Нового Года, а у славян и Старого Нового Года, и Коляды.

Крещение, одно из главных христианских таинств, обряд, означающий приобщение к церкви (человека погружают в воду, обливают или кропят водой). Крещение относится к одному из церковных таинств. Праздновать или не праздновать крестины это решали и решают родители, постепенно отмечать крестины вошло в бытовой обычай как празднование дней рождений. Крестины, в христианской традиции - празднество по случаю крещения новорожденного.

Обрезание, обряд удаления мужской плоти в религиозных ритуалах иудаизма (над младенцами) и ислама (над мальчиками 7-10 лет).

Жизнь человека начинается с ритуалов, проходит в ритуалах и заканчивается ритуалами. Последние ритуалы связаны с похоронами и поминками. Захоронение входит в обычаи людей, а обычаи, как правило, содержат ритуальные элементы, а в случаях похорон является ритуалом. Обычай, стереотипный образ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов.

Погребение (похороны), обычаи захоронения покойников. Появились обряды в эпоху мустьерской культуры. Обряды погребения отражали двойственное стремление людей – удалить, обезвредить умершего и проявить заботу о нём. Это провалялось в связывании, пеленании трупа, заваливании камнями, кремации и т. п. и сочеталось со снабжением умершего инвентарём, а также жертвоприношениями, мумификацией и другими действиями. Примечание: меньше всего «заботы» об умерших и останках простых людей уделялось в зороастризме – трупы относились в «Башню молчания», чтобы не оскверняли окружающую среду, и там они пожирались хищными птицами. Обряды погребения зависели от общественного положения, умершего (курганы вождей, пирамиды фараонов), религиозных представлений и других придуманных почестей. Примечание: название мустьерской культуры произошло от пещеры Ле-Мустье во Франции. Мустьерская культура (археология), позднейшая культура раннего палеолита в Южной и Западной Европе, на Юге СССР, в Южной Азии, Африке. Пещерные стоянки и грубые каменные орудия. Население – неандертальцы. После обряда погребения, или похорон могут быть поминки, тризна и другие действия, связанные со смертью человека.

Причитания (плач), традиционные элегические импровизации, связанные преимущественно с похоронами, свадебными, рекрутскими и другими обрядами, неурожаем, болезнью и т. п.

Панихида (среднегреческое pannichida, буквально всенощная), христианская церковная служба, совершаемая над телом умершего, а также в годовщину его смерти или рождения.

Гражданская панихида – траурный митинг возле гроба (урны с прахом), посвящённая памяти умершего (изменилась только форма проведения ритуала).

Тризна, часть погребального обряда у древних славян до и после похорон (поминки). Тризна проходила в состоянии нервного возбуждения. Сопровождались песнями, плясками, военными играми, жертвоприношениями, пирами. О тризнах упоминается и в легендах Древней Греции, на полуострове Кизик, где аргонавты три дня совершали тризну вместе с жителями по убитым самими в ночной тьме своих товарищей.

Поминки, обычай устраивать угощение после похорон, сопровождая его различными обрядами в честь умершего.

Эти ритуалы посвящены естественным жизненным событиям, кроме них сохраняется и жертвоприношение, один из главных ритуалов религий.

Жертвоприношение, часть религиозного культа, приношение богам, духам даров, заклание животных (раньше и людей) на жертвенниках, в святилищах и других местах. В современном мире распространено жертвоприношение, изменившее свои формы. Главными жрецами современных жертвоприношений стали политики, имеющие власть, приносящие в жертву людей в войнах, уничтожаются неповинные люди и при их сопротивлении произволу властей, при нежелании служить нахлебникам и многим другим причинам.

Проповедь, не только произведение ораторского типа, содержащее этические требования религиозного характера, это и один из ритуалов религии, как форма проведения церковной службы.

Паломничество (от лат. palma – пальма), странствование верующих к «святым местам» (у христиан в Иерусалим, Рим, у мусульман в Мекку и другие) в надежде на «сверхъестественную помощь». Название произошло от обычая паломников привозить из палестины пальмовую ветвь. Паломничество используется церковными организациями для укрепления влияния религии и как источник доходов в местах посещаемых паломниками. Странствование верующих, это также ритуальное действие по своей форме являющееся идолопоклонничеством, поклонением вещам материального мира. Паломничество перешло в обычную мирскую, гражданскую культуру (не церковную) как путешествия, туризм, походы к каким-нибудь достопримечательностям или к знаменитостям (знаменитому лицу).

Определения ритуалов.

Ритуал (от лат. ritualis – обрядовый), вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий (в т. ч. речевых, например, проповедь или церемониальная речь, посвящённая открытию мероприятия). Ритуал выражает определённые социальные и культурные взаимоотношения, ценности.

В древних религиях служил главным выражением культовых отношений. Ритуал играет важную роль в истории общества как традиционно выработанный метод социального воспитания. В современном обществе сохраняется главным образом в области церемониальных форм официального поведения и бытовых отношений (гражданская обрядность, этикет, дипломатический протокол и т. п.).

Ритуал, это определённая форма поведения людей на жизненные события, форма ритуала указывает на какое-либо событие и относится к нему, например, к бракосочетанию, рождению, назначению на должность и так далее. Вначале ритуалы были смешанными, затем из них выделились религиозные, постепенно и они, входя в быт людей, превращались в гражданские церемонии и этикет, т. е. смешались, превратившись в установленные в обществе нормы поведения людей.

Этикет (франц. etiquette), установленный порядок поведения, форм обхождения в каком-либо обществе, в определённой среде. Первоначально этикет был установлен в определённых социальных кругах, например, при дворах монархов, в дипломатических кругах и т. д., затем он широко распространился в обществе людей.

Обряды (то же самое, что и ритуалы), традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и деятельности человеческого общества. Обряды, связанные с рождением, свадьбой, смертью называются семейными. Сельскохозяйственные и другие обряды называются календарными (например, дожинки). Все обряды придуманы людьми для запоминания о важных моментах жизни, но они ничего в себе не несут особенного кроме обычного повторения всеми исполнительными одинаковых ритуальных действий.

К обрядам и ритуалам относятся таинства, которые по церковным вероучениям, сообщают верующим некую особую благодать, это причащение, крещение и другие обряды.

Традиция (от лат. traditio – передача), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени.

В качестве традиции выступают определённые общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни и часто представляют собой ритуальные формы действий. Наиболее распространены традиции в религии.

Церемония (от лат caerimonia - благоговение, культовый обряд), торжественный официальный акт, при проведении которого установлен определённый порядок – церемониал. Благоговение, чувство глубочайшего почтения и его выражение в церемонии.

Инициации (от лат. initiatio – совершение таинств), посвятительные обряды в первобытном обществе, связанные с переводом юношей и девушек в возрастной класс взрослых мужчин и женщин. Некоторые обряды инициации, утратившие первоначальное значение, совершались над лицами более молодого возраста. Пережитки инициации (или оставшиеся обряды в современном обществе) – обрезание в иудаизме и исламе, крещение в христианстве и т. д.

Иногурация, инаугурация (от лат. inauguro – посвящаю), торжественная процедура вступление в должность главы государства. Тот же посвятительный обряд, как и инициация в первобытном обществе, только поменявший форму вследствие изменения структуры общества.

Ритуалы являются составной частью всех религиозных культов, поэтому во всех религиях жрецы в первую очередь обучались не столько грамоте, сколько ритуалам ведения церковных служб. Грамотными были не все служители религий и не все богатые люди, не говоря о простых людях, да и просвещала людей церковь без желания, т. к. это было не в её интересах. Знания человека часто способствуют разрыву людей с религией. Но жизнь шла и своим чередом и вместе с появлением новых форм деятельности людей помимо обучения людей религиозным ритуалам возникла необходимость в грамотных людях в обществе – писцах, счетоводах и т. п., которые нужны были для управления делами в обществе и при церквах начали создаваться начальные школы. Обучение в них было подчинено религиозным установлениям и в определённой степени было ритуальным, тем не менее это был первый и значительный шаг к просвещению людей.

Приходские училища, начальные школы при церковных приходах. Возникли в Западной Европе в начале средних веков. На Руси создавались с XI века. С 1884г стали называться церковно-приходскими школами. Название приходских училищ в 1804г было присвоено также одногодичным начальным школам, подготовлявшим в уездные училища (начальные школы в уездных городах России 1803-1900 гг. для купцов, мещан и мелких служащих). В 1828-84 гг. одно или двухгодичные школы для низших слоёв населения.

Церковно-приходские школы, начальные школы при церковных приходах в России. Находились в ведении Синода. Ранее приходские училища. Название закрепилось в 1884г Правилами для церковно-приходских школ. Срок обучения 2 года (в некоторых 4 года), с начала XX века – 3 года (в некоторых 5 лет). Упразднены в 1917г.

Учителей для этих школ готовили церковно-учительские школы – 3-годичные педагогические учебные заведения (мужские и женские), бывшие в ведении Синода и также упразднённые в 1917г.

Учёба начиналась с молитвы, которая составляла часть ритуала обучения людей.

Составляющей всех религиозных культов являются молитвы, заклинания и другие словесные формулы, обличённые в определённую форму. Молитвы читаются во всех церковных ритуальных служениях. Многие верующие молятся сами, а кто-то поручает помолиться за него служителям церкви. В христианстве для верующих простая молитва, но многие из людей, то ли считают молиться трудным или не умеют, поэтому обращаются в церковь с просьбой помолиться за них или их близких. Такой подход к молитвам начался ещё от Авраама, но тогда может быть, и известных всем молитв не было, люди не знали их, да и читать они не умели, даже если они и были где-то записаны.

Евреи не любят работать, поэтому в Бытие составителем этого религиозного трактата, и сказано, хотя не явно, но понятно: «теперь же возврати жену мужу (Аврааму), ибо он пророк и помолится о тебе», а ведь Авимелех и не забирал жену у Авраама, а Авраама сам отдал её, как сутенёр проститутку ожидая получить гонорар и ему следовало молиться о прощении за себя. В церквях этот принцип – «работают и страдают пусть другие, а мы за них помолимся» (не бесплатно), сохраняется и в настоящее время. Для людей, не умеющих читать и не знавших молитвы в церквях они произносились служителями вслух и повторялись посетителями. Для тех, кто считает нужным знать молитву «Отче наш», она приведена ниже, небольшого размера и легко запоминается.

Молитва в христианстве, которой Иисус учил своих учеников – по латыни Oratio Dominica, её также называют и «Отче наш» (Pater Noster).

Отче наш, сущий на небесах!

Да святится имя Твоё;

Да придёт Царствие Твоё;

Да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

Хлеб наш насущный дай нам на сей день;

И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;

И не введи нас в искушение,

Но избавь нас от лукавого;

Ибо Твоё есть Царство и сила и слава вовеки.

Молитва подчёркивает, что на земле нет воли божьей (Да будет воля Твоя и на земле, как на небе) как и то, что на земле царство лукавого (Но избавь нас от лукавого). Можно самим научиться не только молится, но и зарабатывать себе хлеб насущный своим трудом, и не брать долгов. Главные должники в этом мире власти, политики и духовенство, живущие за счёт людей. Немного проку и от артистов, спортсменов, администраций и прочих деятелей. Должники появились задолго до появления религиозных систем.

В Библии долг человека перед ближними своими представлен пятью заповедям из десяти. И едва ли сегодня можно найти человека, который бы исполнял все заповеди надлежащим образом. Долг, то же самое понятие, что и обязанность человека, если человек выполняет свои человеческие обязанности и трудится, то и молится и просить что-то у других ему нет смысла. В этих заповедях было заложено неравенство людей, делением их на ближних и дальних, плохих и хороших, добрых и злых. Можно и нужно считать ближними всех людей в ближайшем окружении, людей с которыми вы постоянно сталкиваетесь устранив разделение, да и от них вы зависите больше, чем от лукавых властей, политиков и духовенства с их богами. Теперь это разделение между людьми узаконено и противоречия увеличиваются, поэтому больше рассчитывайте на свои силы, а не на чудеса, которых нет.

Чудо, в религиозных и мифологических представлениях это редкое явление, выходящее из ряда естественно-обычных (сверхъестественное), якобы вызванное вмешательством бога или божественной, потусторонней силы. В переносном смысле чудо, это нечто поразительное, удивляющее своей необычностью, т. е. это такое явление, которое оказывает на человека необычное впечатление, вызывает у него удивление (такого не бывает, или не может быть). В свете современных знаний чудес стало меньше, а обмана, лукавства и тайн о них больше.

Тайное событие (например, сговор, нераскрытое преступление и т. п.) или явление, это событие или явление составляющее тайну для людей, не находившихся при этом событии или не участвовавших в нём. Тайну чаще всего делают из неблаговидных дел, стараясь скрыть их от других людей. Праведники или просто честные люди свои дела тайком не делают и тайн из них не создают. Даже если считать, что нет ничего тайного, что не стало бы явным, то оно может стать явным спустя длительное время, утратив свою актуальность. Что же касается таинств церковных, например, крещения, то это обычный ритуал приобщения к церкви (например, как в СССР проводилось вступление в пионеры), введённый ею как порядок вступление в ряды верующих или прихожан и ничего необычного не содержащий.

В заключение напомним, что такое религия. Религия (от лат. religio – набожность, святыня, предмет культа), совокупность взглядов человека на жизнь (его мировоззрение) с соответствующим поведением, основу которых составляют ритуальные действия религии (религиозный культ). Предметом культа всех религий являются религиозные обряды, отличие которых в религиях связано с их разновидностью (например, индуистский, христианский, мусульманский и другие культы). Культы прививают человеку ритуальные формы поведения и служения не столько богу, сколько духовенству и светской власти. Все культы предусматривают в своей основе подчинение людей власти и её содержание. Они опираются на веру людей не только в бога, но и в способность бога и ритуалов удовлетворять потребности людей без труда, веру в чудеса и таинства, которые якобы помогают обрести благосостояние и счастье в жизни (благодать).

Вера в чудеса, чудотворное и быстрое исцеление от болезней и надежда избежать неумолимой смерти, часто приводит легковерных людей в сети мошеннических религиозных образований, сект и различных мошенников-целителей, деятельность которых является преступной, а истинные цели скрываются и представляют для людей тайну. Преимущественно тайной всегда является неправомерная и порочная деятельность и истинные цели служителей культа, чудеса связаны с незнанием причин необычных явлений, а таинства со стремлением жрецов привлечь внимание людей к определённому ритуалу.

Для любителей тайны напомню об Иуде, имя которого стало символом предательства, но даже если Иуда и показал, где находится Иисус за тридцать серебряников, то предали Иисуса смерти другие лица, имена которых не указаны в Новом Завете. Иисус проповедовал открыто и был неугоден власти и духовенству (жречеству, раввинам иудаизма) и привлекать Иуду для того чтобы найти его не было необходимости. Властям иудеев было хорошо известно, как найти Иисуса, уже и тогда была слежка за неугодными режиму людьми, но чтобы не брать его открыто и не вызвать этим возмущение людей поведением жрецов, а также и отвести от себя обвинения ими был избран или назначен Иуда Искариот. Что же касается Пилата, вынесшего приговор, то он как и многие другие лица, будучи у власти был ближе к иудейским властям, чем Иисус и простые люди.

Сюжет явной продажи Иудой своего брата Иосифа и будущего «спасителя» в рабство иудеями имеется и в Бытие, но и там Иуда был не один, а со своими братьями. Иосифа возненавидели братья за его сновиденья и рассказы о них, и они решили убить его, а Иуда сказал им «Что пользы, если мы убьём брата нашего и скроем кровь его? Пойдём и продадим его израильтянам…». Братья согласилась – и убивать не надо, и деньги выручили, и когда проходили купцы, они продали Иосифа израильтянам за двадцать сребреников, а купцы отвели Иосифа в Египет. Иисус был продан за тридцать сребреников, с учётом инфляции практически за ту же сумму что и Иосиф, т. е. история одна, а чтобы не утруждаться придумыванием новой её с изменениями применили вторично, обновляя религию.

На этом разговор о культах не заканчивается, следующая часть об общей культуре, или самом разнообразном культе человечества с его ритуалами.