Часть: Часть 3: Культы (религии)

Раздел: Кратко о ранних религиях

Глава:

Анимизм.

Термин анимизм произошёл от латинского термина anima – дух, душа, как верование в душу и духов и их влияние на жизнь людей, животных, на предметы и явления окружающего мира. Анимистические представления возникли в первобытном обществе людей, которым представлялось, что вещи (предметы), растения, и животные имеют свою душу. Основной причиной анимизма был невысокий уровень знаний первобытных людей, т. к. знания только начинали накапливаться и систематизироваться, и неспособность человека противостоять стихийным силам природы, которые представлялись им таинственными, а порой и чуждыми. Олицетворение этих сил на определённой ступени развития общества служило формой их освоения. Анимистические представления легли в основу всех религиозных позднейших верований, анимизм, как и фетишизм присущ всякой религии и является её обязательным элементом.

Современному человеку трудно представить, как это всё происходило, ведь у него совершенно иной запас знаний об окружающем мире. В те времена был совершенно иной образ жизни, она была естественной, на природе и в единстве с ней и человек не отделял себя от природы, поэтому он и приписывал многим вещам и явлениям, такие же свойства, которые имел сам. Он олицетворял окружающий его мир, одушевляя предметы и явления, приписывал им свойства живых духов, богов и т. п. Олицетворение - перенесение свойств одушевлённых предметов на предметы неодушевлённые. Одушевление животных и предметов мира сохраняется и в настоящее время в анимистических фильмах (мультфильмах), в литературе в виде метафоры (например, у А. Блока «Её сиделка – тишина…»).

Путь эволюционного развития религий и верований людей тесно связан с познанием ими окружающего мира. Формирование общих знаний первобытных людей начинались с развитием у них речи и присвоения вещам мира названий. Окружающий мир природы был диким, содержал много непонятных явлений, но вместе с этим и в те ранние времена люди искали сущность явлений в каких-то механизмах, сравнивая и отождествляя весь движущийся мир со своим внутренним миром. Поэтому во всех религиях мира можно найти одушевление предметов и явлений мира природы, а во многих из них указывалось и на глубокие связи с животным миром и происхождение человека от животных. Такие примеры не являются какой-либо научной теорией вроде эволюционной теории Дарвина, они просто говорят о глубоких связях человека с животным миром, частью которого он является сам. Например, в индийской мифологии «Сказание о Раме» Хануман (вождь или бог обезьян) разговаривает с Рамой и оба понимают друг друга, а это ещё и подтверждает то, что на определённом этапе эволюции человек не очень отдалился от своих предков приматов.