Часть: Часть 3: Культы (религии)

Раздел: Кратко о ранних религиях

Глава:

Магия.

Магия (от греч. mageia) – чародейство, волшебство, колдовство, а также направленные на создание этих явлений обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека (колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы. Магия возникла в первобытном обществе и стала элементом обрядов всех религий. Магия, как способность магов при помощи специальных действий создавать необычные явления-чудеса, воздействовать на других людей, и вера в неё, свойственна не только первобытному человеку, но и некоторым людям настоящего времени.

Магия, одна из форм первобытной религии, основанная на том, что многие явления в живом и материальном мире человеком приписываются не естественным закономерностям природы или ходу преобразований, а действию магических сил. Выражается она, как и другие религии, в совокупности определённых обрядов-ритуалов, имеющих целью воздействие на людей, животных, воображаемых духов и так далее с целью достижения определённого результата. Обычно и вера людей в магию представляет собой веру в исполнение желаний без труда или других целенаправленных действий, усилий человека (например, исцеление болезни, выпадение дождя, гибель кого-либо и других плохих или хороших желаний). Вера в «магическое» и магию, это также и приписывание человеку «магу» тех сил и свойств, которыми он практически не обладает и в этом смысле магия сходится с товарным фетишизмом.

Кроме магических приёмов в магии существовали и существуют ритуальные символы, которые в некоторых древних культурах считались наделёнными сверхъестественной силой. Таким считался квадрат, называемый магическим – таблица с числами, вписанными в клетки таким образом, что сумма чисел в каждом горизонтальном, вертикальном и диагональном ряду оказывается одинаковой. Или магический круг, в котором выполнялись все магические операции, этот вид магии называется церемониальной (обрядовой) магией. При этой церемонии для разных целей использовались разные круги, а их начертание также представляло собой определённый магический ритуал. Кроме всего прочего ещё считалось, что и сам процесс начертания кругов и надписей способствует развитию самообладания и походки мага.

Магия, возникшая в первобытном обществе людей вместе с её ритуалами, стала элементом обрядов всех религий. Многое из происходящего в окружающем мире казалось человеку сверхъестественным из-за недостатка знаний и его неспособности понять суть, причины происходящих явлений, поэтому многие непонятные явления приписывались действию магических сил. Для того чтобы можно было бы каким-то образом воздействовать на людей, животных, воображаемых духов и другие стороны жизни и окружающий мир создавались различные ритуалы и приёмы. Из древнейших форм магии до нашего времени дошли ритуалы для коллективов, рассчитанные на получение такого практического эффекта, как например, ритуалы для обеспечения удачной охоты, рыбной ловли и другие связанные с деятельностью групп людей. Такая магия или колдовство основано на представлениях о том, что имитируя желаемый результат, колдун или маг может заставить его воплотится в реальность. К магии и её ритуалам относятся и различные жертвоприношения, в том числе и кровавые ставшие, или бывшие элементом религий, завязывание и развязывание узлов, вкалывались булавки в восковые куклы и т. п. причуды.

В основе магии, как и во всех возникших на её корнях религиях, лежит исполнение каких-либо ритуальных действий для привлечения сверхъестественных сил, позволяющих магу или жрецу добиться той или иной цели. Формы магии и возникших на их основе религий очень разнообразны: от первобытных коллективных ритуалов, обеспечивающих благосостояние всему племени, до мелких магических приёмов, имеющих значение только для исполнителя. Хотя магия считалась и считается тайным искусством, доступным только посвящённому человеку, тем не менее, её приёмы не только передавали по наследству, но в некоторых культурах она ещё в древности была предметом торговли.

Вначале человек не рассматривал своё существование отдельно от всего племени или другой общности людей, в которой он жил. Когда же в деятельности людей началось разделение труда, то вместе с ним появилось собственное дело и собственность, которая разделила людей и магов. Те лица, которые занимались магией, начали понимать, что можно не напрягаться и трудится в поте лица своего для пропитания, а жить, занимаясь только магией или жречеством, забирая себе часть добычи от охоты, рыбной ловли и продуктов труда от других видов деятельности людей, они начали выделяться в отдельные сословия. Вдобавок ко всем этим преимуществам магия и жречество давала и власть над людьми, а рост численности племён и разделение труда в них создали все условия для полного отделения магов-жрецов от остальных членов общины или племени. Однако собственность и жажда власти отделила магов не только обычных людей племени, но и разделила между собой магов-жрецов.

Для большинства людей, верящих в магию, представления о магии и вера в её силу связана с тем же обычным желанием без собственных усилий, труда и затрат получить то что нужно и любым способом повлиять с этой целью на тех, от кого это зависит. Так просто в материальном мире ничего не бывает, а не так полагают только лица, живущие трудом других людей (нахлебники), и тот, кто обращается к магам, часто тратит впустую не только усилия и своё жизненное время, но и деньги.

Люди, не желающие трудиться всегда стремились к разделению и получению личной выгоды, а когда таких много, то они начинают враждовать между собой, поэтому маги, жаждущие богатства и власти, отделялись от других магов, а от этого появилось и разделение магии на два направления - чёрную и белую магию. Этому способствовали и люди верящие в силу магии, считая, что маг может вызывать как хорошие, так и плохие явления и обращаясь за помощью к магам для получения обеих результатов.

Белая магия стала считаться колдовством с помощью небесных сил; а чёрная – колдовством с помощью адских сил и дьявола. Целью чёрной магии считалось творение зла, а её деятельность, направленная на причинение вреда отдельным людям и обществу, деструктивной. Закономерным было то, что используя магические заклинания и ритуалы для уничтожения своих врагов и ради личной выгоды, чёрные маги и сами становились эгоистичными и злобными, даже если не были такими вначале.

Магам белой магии, не имевших злых намерений, ничего другого не оставалось кроме отражения атак чёрных магов и предотвращение природных катаклизмов. Однако современному человеку должно быть известно, что природные явления не подчинены магии, а зло совершать проще и быстрее, чем работать, поэтому и отражение нападок чёрных магов едва ли удавалось белым магам.

Магия, как и все другие религии, постепенно развивалась, эволюционируя вместе с людьми. Евреи, считавшие и считающие себя избранниками бога, не любили работать и со свойственной им традицией аллегорического толкования Библии создали (в XIII в.) мистическое учение каббала.

Каббала (древнееврейское, буквально – предание), мистическое течение в иудаизме. Окончательно оно оформилось в XIII веке в Андалусии и изложено в книге «Зогар», ещё называемой «Книга сияния», на арамейском языке. Практическая каббала (кабалистика) основана на вере в то, что при помощи специальных ритуалов магии и молитв человек может активно вмешиваться в божественно-космический процесс. Первоначально каббалой интересовались немногие, но после изгнания евреев из Испании (1492г) и Португалии (1495г) увлечение ею стало более широким.

Каббалистические амулеты и заклинания, каббалистическая демонология, «печати» (графические символы духов, необходимые для магических операций) и нумерология каббалы существенно повлияли на развитие западной магической традиции. В русском языке есть синоним слова каббалы, не как учения магов, а как зависимость от сумасбродства нахлебников – кабала. Кабала (араб. – расписка, обязательство), форма личной зависимости, связанная с займом. Известна на Руси с XIV века как одна из форм феодальной эксплуатации людей – договор или письменное обязательство, ставящее работника в личную или имущественную зависимость от заимодавца. С этой же целью и была изобретена каббала, для создания зависимости людей от различного рода «магов и жрецов» не считавшим нужным добывать средства существования своим трудом.

Одной из известных формул каббалы является абракадабра. Абракадабра (позднелатинское abracadabra), магическое формула, или таинственное слово, которому в каббале приписывалась чудодейственная сила. Позднее (и правильно) абракадаброй стали называть непонятный, бессмысленный набор слов или букв. Великим магом был и древнееврейский царь Соломон, которому по этой причине и известностью его причт, приписывается авторство сборника магических ритуалов и заклинаний «Великий гримуар», написанный не ранее XVI века.

Магами считали немногих добившихся соответствующего положения в обществе лиц, а вера в колдовство распространена широко у многих народов. Колдовство (волшебство, ведовство, чародейство) это синонимы магии. Ведовство, или в просторечии ведьмовство, это одна из форм язычества, которая известна ещё и под названием «Викка. Этим термином называют различные виды магии, практикуемые среди народов Азии, Африки и Латинской Америки. Ведовство, это деятельность колдуньи или колдуна, которые согласно народным поверьям способны причинять вред людям, или избавлять от него (насылать или снимать порчу – болезни). Вера в колдовство имеет те же основания, что и вера в магию, т. к. она является одной из её форм. Ведьмой (или колдуньей) называлась женщина якобы служащая дьяволу и обладающая сверхъестественными способностями вредить людям и животным.

К колдовству относили более простые приёмы магии, чем у считавших себя «образованными» магов, хотя все они примерно одинаковы и зависели от места происхождения и возможностей исполнителей ритуалов. Наверняка «образованные» маги пользовались теми же колдовскими приёмами и «чёрными книгами» (устаревшее название чернокнижье) как и колдуны, в то время как простым колдуньям книги были малодоступны.

Более широко у славянских народов известны знахарство, заговоры и заклинания, возможно, это связано и с тем, что в СССР было запрещено не только колдовство, но и знахарство. Медицины, как отдельной отрасли в древнее время не было, а людям нужно было лечиться, и кто-то накапливал знания об оказании помощи, в результате появилось знахарство (знания по лечению людей). Знахарство представляет собой возникшие в древности примитивные способы лечения, которое обычно сопровождалась ритуалами, заклинаниями и тому подобными действиями, помогающими человеку уверовать в выздоровление. Заклинание (заговор), это магическая словесная формула, имевшая по представлениям людей магическую силу и служившая для достижения какой-либо нужной цели - хорошего урожая, изменения погоды, избавления от болезни и т. п. Народные целители существуют во всех странах, и по сей день, но это не всегда связано с магией. А некоторые современные ведовские общества зарубежья и сегодня продолжают традиции знахарей и целителей.

Магия и колдовство преследовалось церковью как одна из форм религии противостоящая её диктату и безраздельной власти над людьми. Ведовство, мнимое умение колдовскими способами влиять на силы природы, на людей, на животных и т. д., вера в ведьм и в ведовство была широко распространена в средние века. Христианская церковь жестоко преследовала неугодных ей «подозреваемых» и ложно ими же обвинённых в ведовстве людей как «служителей дьявола», проводя ведовские процессы и сожжение «ведьм».

Главная причина этого неистового безумства была в том, что церковь стремилась сохранить свою власть над населением, не неся никакой ответственности за свои преступления, и совершала их вследствие крайней степени умопомешательства и неограниченной власти (диктатуры) духовенства. Изуверство служителей христианской церкви было направлено главным образом против беззащитных женщин, людей несогласных и неспособных противостоять насилию настоящих служителей Дьявола в сутане (католическим священникам). При этом церковных деятелей-убийц ничуть не смущало то, что они сами стали преступниками, уничтожая неповинных женщин и других людей. Не зря основатель христианства Иисус Христос ещё до его основания, называл отца священников Иудеи человекоубийцей, «служители» средневекового христианского культа унаследовали эти качества от еврейских первосвященников.

Причиной для обвинения людей у католических служителей бога-дьявола могли служить самые сумасбродные идеи и зацепки. Охотники-человекоубийцы на ведьм считали шрамы, родинки и прочие отметины на теле человека метками дьявола, а бородавки меткой ведьмы, якобы оставленные им на коже человека в знак власти над ним. Впрочем, вера в метки на теле человека распространилась по всему миру, как и в «дурной глаз» способный наводить порчу (болезнь) при помощи взгляда.

Последователями жрецов («священниками» и другими убийцами) были придуманы и такие разгульные пиршества как ночные собрания «ведьм» - шабаш. Шабаш это слово еврейского происхождения – древнееврейское шаббат – суббота, субботний отдых, праздник, предписываемый в иудаизме. Только паразитирующее, не привыкшее трудиться духовенство могло придумать еженедельное ночное собрание «ведьм, колдунов и демонов», сочетающее в себе разгульное времяпровождение с сексуальными оргиями, пиршеством и другими ритуалами. Так по ночам развлекалось само духовенство, по своему подобию оно и придумало ночной шабаш «ведьм» для людей, у которых оно могло отобрать и последний кусок хлеба для своего чревоугодия и развлечения, а потом добивалось признания несчастных женщин, применяя жестокие пытки к ним.