Часть: Часть 3: Культы (религии)

Раздел: Гадания, предсказания, пророчества

Глава:

И Цзин.

«И Цзин», буквальный перевод – «Книга перемен», священная (или почитаемая) книга, лежащая в основе древнекитайской системы гадания. Эта книга посвящена тому, как человек должен реагировать на происходящие перемены, с которыми он неизбежно сталкивается в жизни. Собрание текстов в том виде, в котором оно дошло до нашего времени появилось не сразу, оно, эволюционируя вместе с человеком, составлялось и дополнялось в различные периоды древней и более поздней истории Китая. И Цзин является одним из главных текстов в конфуцианстве и одним из древнейших произведений китайской литературы.

Книга перемен состоит из описания шестидесяти четырёх гексаграмм. Гадание или предположения за которыми обращаются к И Цзин (Книге перемен) даются в ней в виде советов как реагировать на эти перемены и используется человеком для подготовки к ним. Предсказания, основанные на гадании, как правило, редко сбываются полностью или могут не сбыться совсем, поэтому И Цзин учит человека не противостоять, не сопротивляться переменам, а следовать за ними и учиться обращать их в свою пользу. Практически это древний учебник по приспособлению или адаптации к новым жизненным условиям, постоянно происходящим в жизни в виде положительных или отрицательных перемен. В И Цзин эти перемены изложены в виде принципов Инь и Ян, о них уже вкратце говорилось в макробиотической системе питания в первой книге, а сейчас напомним о ней.

Инь и Ян обозначаются два основополагающих принципа жизни или две полярные силы, два противоречия, являющиеся источником всякого движения и жизненных перемен. Инь и Ян едины, но по своим тенденциям они противоположны по направлению и во взаимодействии выражены законом единства и борьбы противоположностей. Если это понятие Инь и Ян малодоступно для понимания, то упростите его до двух основных перемен, происходящих в жизни которые на ваш взгляд благоприятные (Ян) или неблагоприятные (Инь) (соответственно позитивные или негативные). От негативных перемен человек стремится избавиться, а к положительным приблизиться. Инь и Ян это две противоположные энергии, лежащие в основе всего происходящего в жизни, положительного или отрицательного её изменения.

Инь считается женской и пассивной энергией, Ян наоборот, мужской и активной, являясь противоположными друг другу, они, взаимодействуя вместе, дополняют друг друга. Инь и Ян – это тьма и свет, ночь и день, женственность и мужественность, негативное и позитивное начало и другие противоположности. Все эти разделения, созданные для определения характеристики происходящих перемен в жизни условны и относительны, и не бывают в чистом виде. В китайской традиции Инь соответствует Луне и властвует над Землёй, а Ян соответствует Солнцу и властвует над Небом.

Согласно мифам эта система гадания возникла с созданием триграмм, создание которых считается заслугой первого китайского императора Фу Си, который в отличие от работавших на него людей имел свободное время и был обучен грамоте. Он посвятил часть своего времени поиску глубинных принципов устройства вселенной. Согласно представлениям древних людей на которых основана И Цзин, Высшее Первоначало породило два главных принципа – Инь и Ян и две первые триграммы из которых в процессе дальнейшего деления возникло восемь триграмм лежащих в основе И Цзин.

Триграммы, изобретённые Фу Си постоянно разрабатывались и дополнялись. В XI веке до нашей эры Вэнь Ван (основатель императорской династии Чжоу) и его сын Чжоу Гун преобразовали триграммы в символы, состоящие из шести линий, и разработали систему шестидесяти четырёх гексаграмм. Гексаграммами называются фигуры, состоящие из шести черт (чёрточек). Используются черты двух типов: сплошные черты соответствуют энергии Ян, а прерванные соответствуют энергии Инь. Гексаграмма для ответа на заданный вопрос определяется с помощью своеобразного жребия – тремя бросками трёх монет или перекладыванием пятидесяти стеблей тысячелистника. Каждая гексаграмма имеет комментарии, своё собственное имя, ключевые слова, образ и черты, а также совет или «суждения» как себя вести.

Спустя несколько веков, в начале V века до нашей эры, к И Цзин добавилась ещё серия текстов в виде комментариев на текст Взнь Вана. Эти комментарии известные под названием «Туань-чжуань» или «Десять крыльев», приписываются Конфуцию. Благодаря почитанию Конфуция в Китае «Книга перемен» стала пользоваться ещё большей популярностью.

Суждения к гексаграммам имеют общий характер и имеют определённую ценность для человека как кодекс или правила поведения, для примера приведём отрывки из некоторых из них. Г18 (гексаграмма 18) употребите свои силы на то, чтобы обнаружить истоки упадка и беспорядка, воцарившегося в вашей жизни. Разрешите эту проблему и исправьте ситуацию. Г43 «Не пытайтесь добиться своего силой; полагайтесь на присущие вам добродетели, проявите целеустремлённость и честность в стремлении к достойной цели». Г60 «Ограничения и сдержанность необходимы для восстановления равновесия и порядка. Но здесь следует проявлять умеренность и гибкость, старайтесь выносить мудрые и справедливые решения».