Часть: Часть 3: Культы (религии)

Раздел: Древние религии

Глава:

Древнеегипетская религия.

О ритуалах древнеегипетской религии известно по её мифологии представленной сохранившимися разнообразными религиозными текстами, гимнами, молитвами богам, записями погребальных обрядов на стенах гробниц. Наиболее значительные из них «Тексты пирамид» вырезанные на внутренних стенах пирамид фараонов V и VI династий Древнего Царства XXV-XXIII веков до новой эры. Сохранились также и тексты саркофагов на саркофагах эпохи Среднего Царства (XXI-XVI века до новой эры), такие как «Книга мёртвых», сборники заупокойных текстов, «Книга о том, что в загробном мире», «Книга часов бдений» и другие. Все эти сохранившиеся тексты не обязательно говорят о том, что в древнеегипетской религии значительное внимание уделялось уходу из этого мира и ритуалам, связанным с погребением усопших. Ритуалы захоронения имеются во всех религиях, а сохранение текстов и книг связано и с тем, что все они доступны благодаря гробницам богатых людей и пирамидам, в которых захоронены фараоны. Пирамиды, строившиеся для погребения фараонов, были монументальными, долговременными сооружениями, построенными из камня, это и способствовало сохранению текстов и книг.

Египетские пирамиды, как необычные монументальные сооружения для захоронения, получили известность во всём мире. По этой причине у храмов, возводившихся в Древнем Египте, известность меньше. Тем не менее, храмы, связанные с древнеегипетской религией возводились на Ниле вплоть до новой эры и считались египтянами, наряду с пирамидами, священными местами. Древние храмы - храм Рамсеса II вместе с (8) Абу-Симбел, построенный около 1300 г. до н. э. Великий храм Атона в Амарне (около 1375 г. до н. э.), храм царицы Нефертити и другие. Абу-Симбел, местность на Западном берегу Нила, на которой находятся два скальных храма первой половины XIII века до н. э. Статуи, рельефы. На фасаде главного храма находилось четыре сидящих колосса Рамсеса II, которые при строительстве Асуанской плотины в 1967 г. были перенесены на скалу у старого русла реки. Атон, в древнеегипетской религии бог солнца, изображавшийся в виде солнечного диска. Нефертити (древнеегипетское, буквально – Красавица грядёт), египетская царица начала XIV века до н. э., супруга фараона Аменхотепа IV. Аменхотеп IV, египетский фараон в 1368-1951 гг. до н. э., сын Аменхотепа III. Пытаясь сломить могущество фиванского жречества и старой знати, выступил как религиозный реформатор, введя новый государственный культ бога Атона и сделав столицей государства г. Ахетатон (современное городище Эль-Амарна), сам принял имя Эхнатон (буквально – «угодный Атону»).

В отличие от других религий, в Древнем Египте за несколько тысячелетий до новой эры был сохранён и распространён культ поклонения богам-животным. В разных областях Древнего Египта почитались различные животные. Это поклонение-почитание зависло от условий проживания древних людей и роли этих животных в их жизни. Египетской религии больше чем другим религиям присущ анимизм, тотемизм, политеизм и другие виды почитаний, связанные с представлениями древних людей о мире и роли живых существ в жизни человека. Но уже, и их боги были очеловечены, а их изображение с человеческим телом и головой сокола, или ибиса и т. п., подчёркивало их главные признаки, по которым и определялось их положение в культе и их почитаемые «заслуги». Характерной чертой для религии Древнего Египта было и то, что среди богов-животных были не только звери, птицы и домашние животные, земноводные и пресмыкающиеся, а были даже насекомые, например, священный жук скарабей. Жук скарабей попал в культ потому, что он отличался от других насекомых некоторыми особенностями, за которые и получил почитание.

Имея определённые особенности, отличающие жука скарабея от других шестиногих, он считался священным. Эти жуки в определённое время года лепили шарики из навоза и упорно катили их в укромное место. При этом шарик мог быть в несколько раз больше самого жука, а это заслуживало уважение древних людей. В то время люди не знали, как размножаются насекомые, как и о том, что такое поведение жуков скарабеев связанно с их размножением. В дополнение к этой отличительной от других насекомых черте жрецы насчитали на каждой ноге у священного скарабея по тридцать отростков («пальцев»), как бы указывающих на число дней в месяце. Жрецы также видели, что из круглых шариков похожих на Солнце и олицетворявших в их культе верховного бога Ра, катаемых жуками, появлялись молодые жуки. Поэтому, не зная, как размножается скарабей, жрецы сделали вывод, что жуки собирают отбросы, нечистоты, чтобы создать будущего жука из праха земного без обычного размножения - участия самца и самки в творении потомства.

В некоторых областях Египта, особенно там, где было много ядовитых змей, священными считались мангусты, животные, питающиеся преимущественно грызунами и змеями и почитавшиеся людьми за уничтожение ими ядовитых змей, в других местах (вблизи Нила) почитались крокодилы. Когда же начали сооружаться плотины, и живительная вода пришла в бесплодные долины, а вместе с ней и крокодилы, люди связывая появлением воды с появлением и заслугой в этом крокодилов, стали почитать крокодилов. А мангустов, якобы поедающие яйца крокодилов объявили вредными. В каких-то других областях продолжалось почитание мангуст, а крокодилов продолжали считать вредными. Такое разное отношение к животным даже приводило между сторонниками мангуст и крокодилов к стычкам, иногда и кровавым, пока у всех почитателей по принуждению власти боги не стали одинаковыми.

Вследствие различных условий проживания людей в Египте, не всех древних богов признавали повсеместно. В городе Древнего Египта Гелиополе (Иуну) главным богом считался бог солнца Ра, а в XXVI-XXV веках до новой эры главным богом пантеона стал бог с именем Гор. Считается, что найденные изображения человека с головой сокола, увенчанной солнечным диском относятся к богу Ра. В Верхнем Египте наоборот, признавали бога в облике змеи, а сокола богом не считали. По причине разных культов почитания, между номами с разными богами была вражда, до тех пор, пока войны не объединили номы, и в объединённом Египте волей власти главным богом стал Гор, сын Осириса и Исиды, бог восходящего солнца. Возможно, что изменение имён богов и их обликов связано с изменением их исторической роли в жизни сообществ людей, или обычными изменениями представлений людей о богах. Так в древнеегипетской мифологии бог солнца Ра (Ре) почитался как царь и отец богов и изображался в облике фараона. А вначале бог Ра отождествлялся с богом Амоном. Амон сначала был богом-покровителем города Фивы, постепенно его стали отождествлять с верховной властью и верховным богом Ра (Амон-Ра). Проходило время и вместе с изменениями в жизни людей менялись их представления, в том числе и о богах.

В объединённом Египте при общей власти над ним фараона бог солнца Гор считался покровителем его власти, а фараона считали земным воплощением бога Гора. До нас дошли изображения в виде сокола или человека с головой сокола, относилось ли это к богу Гору, или только к отдельным его качествам, это не столь важно, как древние люди себе представляли власть и богов, так и изображали их. Боги Египта, как и во всех других древних религиях, это обожествлённые люди и как все живые люди они по представлениям древних людей имели родителей, считавшихся богами.

Исида (или Изида), супруга и сестра Осириса, мать Гора, олицетворяла супружескую верность и материнство. Верховная богиня. Считалась богиней плодородия, воды и ветра, волшебства, мореплавания, охранительницей умерших людей. Изображалась женщиной с головой или рогами коровы.

Осирис (или Озирис), бог умирающей и воскресающей природы, брат и супруг Исиды, отец Гора. Покровитель и судья мёртвых. Воскресение природы после зимней спячки-анабиоза заимствовано из древнеегипетской религии и перенесено на людей в иудаизм и христианство, в ислам как будущая жизнь в раю.

Сокол был одним из главных, но не единственным пернатым божеством Египта. Другим пернатым божеством был священный ибис, птица, появлявшаяся в Египте во время разлива Нила и улетавшая, когда вода спадала, а на берегах оставался плодородный ил Нила. С появлением ибиса люди и связывали разлив Нила, считая, что это ибис заставляет выходить Нил из берегов, т. к. других ориентиров времени кроме небесных светил и животных в ту пору и не было. Ибис (иногда и павлин) символизировал Тота, бога счёта и письменности, покровителя наук, писцов, священных книг и колдовства. Тот изображался с человеческим телом и головой ибиса, его символом являлась светлая сторона Луны, содержащая, как считалось египтянами, сущность творящей Мудрости. Греки отождествляли Тота с Гермесом.

Почитали в Египте и животных - собаку, шакала, быка и корову. Культ собаки связан с тем, что накануне ежегодного разлива Нила на горизонте в созвездии Пса появлялась яркая звезда Сириус, в те времена известная, как звезда Пса. Поскольку её восход с Солнцем был признаком разлива Нила, это считалось божественным предзнаменованием благодатного события, а, следовательно, и урожая, обеспечивающего пропитание людям, живущим рядом с рекой.

Из домашних животных почитался бык и корова, волы (кастрированные быки) использовались как мясное и рабочее животное), от коровы молочные продукты и приплод - телята. Почтение коровы даже выражено в найденном тексте называемым «Книгой коровы». Корова почиталась и в индуизме, а бык в зороастризме, как животные, приносящие пользу человеку.

Древнеегипетские боги.

Амон-Ра, верховный бог.

Анубис, бог-покровитель мёртвых, а также некрополей, погребальных обрядов и бальзамирования. Изображался в облике волка, шакала, или человека с головой шакала.

Бес, бог размножения и деторождения.

Хатор, богиня любви и судьбы.

Маат, богиня истины и порядка.

Пта (Птах), покровитель искусства и ремёсел, первоначально почитался в г. Мемфисе как создатель всего сущего (бог творения).

Себек, бог воды, плодородия и зла.