Часть: Часть 3: Культы (религии)

Раздел: Древние религии

Глава:

Древнегреческая и древнеримская религии.

О древнеримской и преимущественно, о древнегреческой религии, жителям бывшего СССР известно значительно больше, чем о своих богах и культах. Исторически сложилось так, что большинство славянских форм культа трансформировалось в христианские культы, а боги заменились импортными богами после крещения Руси.

О греко-римских богах известно по разнообразным приукрашенным произведениям поэтов и писателей строивших сюжеты своих произведений на содержании греко-римских мифов. Мифическая история богов и их борьба с гигантами и титанами изложена в основном по подвергшейся литературной обработке и интерпретации поэме древнегреческого поэта Гесиода «Теогония» («Происхождение богов»). Некоторые сказания также отредактированы и взяты из поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» и римского поэта Овидия «Метаморфозы» («Превращения»). Начиная с эпохи Возрождения многие известные писатели, художники и скульпторы широко пропагандировали мифологию древних греков и римлян, включая сюжеты из их сказаний в свои произведения и распространяя таким образам мифические знания по всему миру. Но не только произведения поздних авторов о мифических богах привлекательны, все легенды Древней Греции и Древнего Рима интересны и легко читаются.

Отличительной особенностью древнегреческой мифологии о создании мира и жизни от других мифологий, является то, что в создании мира, самих богов и людей не упоминается какой-либо бог, а всё произошло, само собой. Начало жизни по древнегреческому мифу было таким. «Вначале существовал лишь вечный, безграничный Хаос. В нём заключался источник жизни. Всё возникло из безграничного Хаоса – весь мир и бессмертные боги». Из Хаоса произошла, и великая богиня Земля – Гея, мрачный Тартар, всё оживляющая Любовь, тёмная Ночь. От Ночи (женское начало - Инь) и Мрака (мужское - Ян) произошли вечныё Свет и День, ставшие сменять друг друга. В дальнейшем Земля порождала всё необходимое для жизни живых организмов, а жизнь людей породила в жизни как хорошие, так и плохие начала.

Уже вначале становления жизни началась на Земле борьба за власть. В этой борьбе победило разрушающее всё время – коварный Крон (Хронос, время) хитростью низвергший своего отца Урана и отнявший у него власть. Время (в мифе – богиня Ночь) родило целый сонм ужасных божеств: Таната – смерть, Эриду – раздор, Апату – обман, Кера – уничтожение (разрушение), Гипноса – сон с роем мрачных тяжёлых видений и спокойным сном для отдыха. Царство времени (Крона), или проще говоря, время жизни на Земле внесло в мир людей ненависть и раздоры, войны, обман и лукавство и много других пороков.

О происхождении богов и их жизни можно читать в древнегреческих и древнеримских мифах и легендах, мы остановимся только на некоторых особенностях этих религий и мифов.

Крон, как и все другие «боги», захватившие власть, боялся, что против него восстанут дети и также свергнут его с трона, как и он отца. Так и получилось, Зевс (у римлян верховный бог Юпитер) получивший прозвище по происхождению от Крона – Кронид, сверг его и сам стал у власти. Поэта как Гесиод в Греции, чтобы художественно описавшего приход к власти в древнеримской мифологии бога Юпитера, очевидно у римлян не было, поэтому до нас дошли только его характеристики и формы культовых отправлений древних римлян. Проходило время менялись представления о богах и их культы и в этих религиях.

Юпитер в древнеримской религии считался владыкой богов (верховным богом), могущественным властителем неба, олицетворением солнечного света, грозы, бури, громовержцем в гневе метавшем молнии, поражавших ими непокорных его божественной воле людей.

Жрецы-понтифики совершали особо торжественные церемонии в тех местах, куда ударяла молния. Этот участок огораживался, чтобы никто случайно не прошёл по этому месту и не осквернил его. Земля собиралась и закапывалась вместе с куском кремния, считавшегося в то время символом молнии. На этом месте жрец устанавливал жертвенник и приносил в жертву Юпитеру двухгодовалую овцу.

В построенный на Капитолийском холме посвящённый Юпитеру храм полководцы приносили доспехи побеждённых ими вождей и самые ценные сокровища, награбленные в военных походах. В честь этого бога несколько раз в году проводились празднества, его имя упоминалось при всяком значительном деле и т. д. Поскольку черты Юпитера были сходными с Зевсом, то с усилением влияния греческой культуры в римскую религию вошли элементы греческой мифологии и многие сказания, связанные с Зевсом, были перенесены на Юпитера.

До Юпитера божеством неба и солнечного света в древнеримской религии был Янус, затем он уступил место Юпитеру, но и сам остался в богах вместе с Юпитером. Янус в римской мифологии божество дверей входа и выхода, затем – всякого начала. Изображался с двумя лицами (одно обращено в прошлое, другое – в будущее). В переносном значении – «двуликий Янус» - лицемерный человек.

Были в древнегреческой религии и ассоциации богов с животными, примером может служить Пан, бог стад, покровитель пастухов, затем всякой природы. Изображался он в виде человека с козлиными рогами, копытами и бородой. В римской мифологии ему соответствует Фавн. Кроме этого имеются и легенды о превращении богов в животных.

Леда, в греческой мифологии была супругой спартанского царя Тиндарея (см. Троянская война). Зевс же, пленённый красотой Леды и, не устояв перед соблазном, овладел ею, обратившись в лебедя. Из двух яиц, рождённых Ледой, вышли на свет Елена и сыновья Диоскуры. Диоскуры, сыновья Зевса и Леды, герои-близнецы (смертный Кастор и бессмертный Полидевк). Кастор славился как укротитель коней, Полидевк – как кулачный боец.

Больше всего богов и богинь посвящено в религиях природе и животным. Фауна (от лат. Fauna, произношение близкое к Фавну – покровителю всей природы), богиня лесов и полей, покровительница животных в римской мифологии). В современном значении фауны остались только животные и фауна, это сложившаяся в процессе развития совокупность видов животных, обитающих на определённой территории. Флора (лат. Flora, по имени богини Флоры; и от flos, род, floris – цветок, род цветка), сложившаяся совокупность растений, населяющих какие-либо территории. В римской мифологии было такое божество, как божество границ – Термин, и в древнеримской религии в честь его были учреждены культовые праздники – терминалии.

Древнегреческие боги, имея человеческий облик, также как древнеегипетские боги сохраняли связи с тотемическими животными, только в отличие от почитания египтянками настоящих животных, древние греки и римляне посвящали богам определённых животных. Верховный бог Зевс связан с волком, но также мог превращаться в быка, лебедя или орла. Богиня плодородия Деметра, чтобы уйти от преследования Посейдона, превращалась в коня и даже иногда изображалась с лошадиной головой. Лошадь почиталась древними людьми в земледелии как помощник и незаменимое в древности орудие труда для обработки земель и улучшения их плодородия, поэтому и представления людей о плодородии связаны с лошадью.

В обеих религиях были и вестники богов. Гермес, в греческой мифологии сын Зевса, вестник (или посланник, выражавший волю богов) олимпийских богов, покровитель пастухов и путников, бог торговли и прибыли. В римской мифологии ему соответствует Меркурий. Гермесу (Меркурию), как вестнику богов, покровителю торговли и государственных дел, были посвящены петух и собака, а как покровителю скотоводства – ягнёнок. Все посвященные богам животные в религиях связаны с жизнью людей, в которой, по их мнению, роль животных и их польза в жизни была характерной и для богов.

Главным в религиях является культ и его установления-отправления, ритуалы которые обычно устанавливались для каждого бога. Невыполнение этих культовых установлений рядовыми исполнителями и простыми людьми наказывалось, а наказания за попытку людей жить естественной жизнью бывали очень жестокими. Таковой была судьба жриц богини Веста вольно или невольно нарушивших обет безбрачия. Веста в римской мифологии богиня домашнего очага (в греческой Гестия), культ которой отправлялся жрицами-весталками.

Жрицы богини Весты (весталки) в Древнем Риме поддерживали в храме посвящённом богине священный огонь. Избирались они из девочек знатных семей, должны были служить богине 30 лет, соблюдая обет безбрачия. Весталок, нарушивших обет безбрачия, живыми закапывали в землю. Вот такие обычаи существовали в религии, где власть была в руках высших «служителей» культа и рабовладельцев, убийц по своей природе.

Аполлон (Феб - Аполлон), в греческой мифологии сын Зевса, был богом солнца и юности, бог-целитель и прорицатель, покровитель искусств. До нашего времени дошли изображения Аполлона художниками прекрасным юношей с луком или кифарой. Но это только одна сторона характеристики Аполлона как бога, он также и бог-убийца, кроме губительных стрел, лишавших жизни, он насылал в мир смерть, болезни, моровые язвы. Поэтому не случайно Аполлону был посвящён волк и изображался он ещё с волком и мышью у ног.

О связи древнеримских богов с животными говорит круглый алтарь, использовавшийся в культе древнеримской религии и символизировавший годовой цикл. Этот алтарь был разбит круги с 12 секторами по числу месяцев года, на внутреннем круге алтаря были изображены бюсты двенадцати богов, соответствующих двенадцати месяцам. Этот круг окружал внешний зодиакальный круг с приуроченным к каждому месяцу зодиаком и атрибутами соответствующих божеств. Начало года открывает бог Солнца Аполлон, второй месяц – Юнона, третий - Нептун и т. д. На внешнем круге нарисованы знаки зодиаков - Козерог, Водолей, Рыбы и т. д. до двенадцати. Как мы видим из названий зодиакальных знаков часть из них посвящены животным и имеют названия животных, а рядом с ними находятся ещё и изображения животных посвящённых богам – павлин, посвящённый Юноне, рядом с Водолеем дельфин, посвящённый Нептуну. Рядом с Церерой (Деметра), богиней плодородия (август месяц) и зодиакальным знаком Льва, изображена корзина Цереры, символизирующая урожай и время его сбора. Все боги, их атрибуты, а также посвящённые им животные, вместе с зодиакальными знаками, имели для древних людей практический смысл, указывающий на определённый период времени и говорящий об основном занятии или работе в этот период. На начало выполнения определённых видов работ указывал и увеличившийся подъём солнца над горизонтом, символизирующий начало весны и весенних работ – это всё отражено в древних богах и символике.

На характер богов или их сыновей могут указывать и другие посвящённые им или «их детям» символы, так, например, на агрессивный характер бога войны Марса и его «сыновей» указывает волчица, по мифологии выкормившая сыновей Марса.

Некоторые предания греческой мифологии поучительные и указывают на бесплодную деятельность людей (миф о Сизифе), о попытке Прокруста выровнять всех людей под один шаблон-мерку, или о призрачности человеческого благополучия – меч Дамокла. Сизиф (Сисиф), в греческой мифологии царь Коринфа. Дважды сумел избежать смерти, перехитрив богов, и был за это приговорён ими вечно вкатывать в подземном мире на гору камень, который, достигнув вершины, скатывался обратно. Эта легенда говорит о том, что любая деятельность и усилия человека, направленные на то чтобы избежать смерти, бесполезны и бессмысленны, т. к. смерть неотъемлемое свойство всякой жизни. Распространённое выражение «Сизифов труд» применяется для определения тяжёлой бесплодной работы.

Гея, богиня земли, от которой произошли горы и море, первое поколение богов, циклопы, гиганты. Ей соответствует римская богиня Теллус.

Гелиос (Гелий) бог Солнца. Ему соответствует римский бог Соль.

Деметра, богиня плодородия, покровительница земледелия. Дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, мать Персефоны. Ей соответствует римская Церера.

Дионис (Вакх), бог виноградарства и виноделия, сын Зевса и фиванской царевны Семелы.

Прокрустово ложе, в греческой мифологии ложе, на которое великан-разбойник Прокруст насильно укладывал путников: тем, кому ложе было коротко, обрубал ноги; тех, кому было длинно, вытягивал (отсюда и произошло имя Прокруст – «растягивающий»). Переносное значение– искусственная мерка, не соответствующая сущности явления.

Дамоклов меч. Согласно древнегреческому преданию, сиракузский тиран Дионисий I Старший (конец V-IV вв. до н. э.) предложил престол на один день своему фавориту Дамоклу, считавшего Дионисия счастливейшим из смертных. В разгар веселья на пиру Дамокл внезапно увидел над своей головой обнажённый меч, висевший на конском волосе, и понял призрачность благополучия. Это предание о постоянно угрожающей опасности видимому благополучию лицам незаконно его создающим. В этом конкретном случае Дионисий сам повесил меч над своим троном, так как он правил своими поданными применяя к ним насилие и произвол в своём правлении.

Религия орфиков.

Орфики, последователи религиозного учения в Древней Греции, возникшего в VIII веке до н. э. и связанного с культом Диониса и Деметры. Основание орфизма приписывается полулегендарному поэту Орфею.

Учение орфиков представляло мировоззрение разоряющегося крестьянства и рабов и своим мировоззрением противостояло мифологии-мировоззрению родовой аристократии. В древнегреческой мифологии загробная жизнь считалась продолжением земной, душа рассматривалась как некое телесное существо. Орфики же связывали загробную жизнь с блаженством, земную – со страданием и пребывание души в теле рассматривали как её падение из загробного мира. Они также считали, что тело грешно и смертно, а душа чиста и вечна. В учении орфиков нарушалось первоначальное единство души и тела, свойственное древнегреческой мифологии, познавательная способность человека направлялась на созерцание бога.

Идеи орфиков выражали протест против превращения человека в раба (говорящее орудие). Своё освобождение орфики связывали со смертью, при которой душа покидает тело, принадлежащее господину-рабовладельцу. Оказав большое влияние на возникающую философию, особенно на древнегреческий идеализм, орфизм к V веку до н. э. утратил своё позитивное содержание и превратился в мистические культы.