Часть: Часть 3: Культы (религии)

Раздел: Древние религии

Глава:

Зороастризм.

«Авеста», древнеиранский религиозный памятник; в зороастризме собрание священных книг. «Авеста» возникла, видимо, в 1-ой половине 1-го тысячелетия до нашей эры. Текст «Авесты» кодифицирован (сведён в кодекс, священный канон) при Сасанидах (III-VII веков). Содержит свод религиозных и юридических предписаний, молитвенные песнопения, гимны зороастрийским божествам. Включает в себя многие мифологические элементы.

Согласно зороастрийской традиции, уже в ахеменидскую эпоху (VI-IV века до н. э.) существовал первичный полный текст учения Заратуштры, записанный на пергаментах (бычьих шкурах) золотыми чернилами и хранившийся в столичных персепольских дворцах. Этот первичный список Авесты был уничтожен во время захвата Персеполя Александром Македонским (330 г. до нашей эры). Впоследствии этот сборник восстанавливался, редактировался и переводился на разговорный и литературный среднеперсидский язык. В первой половине VII века н. э. в состав канонической Авесты входила 21 книга. Из основного сводного текста Авесты сохранилось немногое, основная её часть погибла в огне арабского завоевания при насильственном распространении ислама в VII веке н. э. Та незначительная часть Авесты, которая дошла до наших дней, содержится в виде отдельных отрывков в различных рукописях.

Зороастризм, религия, распространённая в древности и раннем средневековье в Средней Азии, Иране, Афганистане, Азербайджане и ряде других стран Ближнего и Среднего Востока, сохранилась у персов в Индии, гебров в Иране. Названа по имени пророка Зороастра (греческая передача иранского имени Заратуштра). Заратуштра (между X и первой половиной VI века до нашей эры) пророк и реформатор древнеиранской религии, получившей название зороастризм, он и составил древнейшую часть «Авесты». Заратуштра ввёл новые молитвы, внёс в религию новые формы почитания бога и отменил кровавые жертвоприношения.

О Заратуштре.

Заратуштра родился между X и первой половиной VI века до н. э. (предположительно в 581/580 году до н. э.) в племени и сословии магов. Поэтому достигнув зрелого возраста, он стал белым магом-заклинателем и сам называл себя «сочинителем мантр». Маги, зная, что родился новый посланник неба и боясь потерять свою власть решили погубить его сразу же после появления в этом мире.

Отец Заратуштры при рождении младенца и по обычаю принятому в роду Спитамы, всё же пригласил в дом чёрных магов, попросив их осмотреть ребёнка и предсказать его судьбу. Один из чёрных магов незаметно попытался свернуть младенцу шею, но его руку поразила мгновенная болезнь и его рука отсохла. За якобы причинённое младенцем магу увечье, чёрный маг потребовал взамен, как это было принято по обычаям того времени, жизнь ребёнка. Заратуштру отобрали у безутешной матери и отдали магу.

Не рискуя своей рукой, первый раз маг положил младенца на узкую тропу, по которой каждый день ходило стадо коров на водопой. Но когда стадо приблизилось, от него отделился один из быков и забежал впереди вожака. Он как вкопанный остановился над ребёнком, загородив тропу. Вожак со стадом обошёл быка, а бык простоял над Заратуштрой, пока стадо, обойдя ребёнка на обратном пути, не вернулось в селение.

Второй раз разъярённый карапан положил младенца на пути конского табуна, но история повторилась. Один из коней обогнал вожака и простоял над Заратуштрой до вечера, пока табун не прошёл обратно.

Забрав младенца домой, маг бросил его в огонь, но огонь угас и больше не разжигался. После этого он отнёс его в логово волчицы. Волчица, увидев яркое сияние, исходящее от Заратуштры замерла и ребёнка не тронула. Ночью Добрый Помысел привёл к логову овцу, накормившую младенца и после этого она привела мать Заратуштры.

Заратуштра с детства любил животных и, проповедуя своё учение, он отменил кровавые жертвоприношения животных, распространённые в то время. По преданию, находившийся в плену у персов в городе Бабируш Пифагор, посетил Заратуштру правившего в то время городом Варой – обителью праведных. Пифагор впоследствии дал своим ученикам и последователям заповедь: «Смертью и убийством живых существ – богов не чтить». Заратуштра изложил Пифагору основы своего учения - закон причинности всего сущего или принцип (аналог Инь-Ян), свойственный восточным учениям и диалектике. Согласно учению Заратуштры изначальными причинами всех вещей в материальном мире являются: отец и мать; отец – свет, мать – тьма; части света – горячее, сухое, лёгкое и быстрое; части тьмы – холодное, влажное, тяжёлое, медленное. Из этих женских и мужских начал и состоит весь мир-космос, а также и два «вечных начала» - добра и зла. О Небесной Тверди Заратуштра говорил, что она создана подобно скорлупе яйца, а Земля – желтку яйца, т. е. Земля почти круглая.

Когда отец приводил ему девушек на смотрины, Заратуштра каждую из них просил; «Посмотри мне в глаза дева. Я хочу видеть твой взор». Если девушка отводила глаза, не выдержав его взгляда, он огорчался и говорил: «Того, кто отводит от меня глаза я не смогу чтить». Женился Заратуштра дважды. Одна из его жён была «служащей» (вдовой во втором браке), а другая «правящей» (выданной замуж девственницей с согласия родителей).

Служащая жена родила Заратуштре двух сыновей – Урвататнару и Хварачитру. Правящая (главная) жена родила пророку сына Исадвастру и трёх дочерей – Френи, Трити и Поручисту.

Френи и Трити стали великими сторонницами веры в Ахурамазду. Поручиста была выдана замуж за Джамаспу, царского советника царя Кави Виштаспа. Примечание: Кави Виштаспа – арийский царь, покровитель Заратуштры, принявший его вероучение.

Повелением Виштаспы в управление Заратруште был отдан город праведников Вара, некогда основанный Йимой. Примечание: Йима, Йима-Хшанта – «Йима блистательный», один из сыновей Вивахванта, прародитель арийцев. Пророк правил Варой вместе со своим подросшим сыном Урвататнарой, скотоводом и земледельцем.

Начальный период жизни Заратуштра ухаживал за скотом, помогал бедным. В отличие от других соотечественников он радел о праведности, о ней была его печаль и тревога, к ней одной он стремился в жизни и искал её на земле, ища совершенство и совершенное в жизни. О том, что более всего совершенно в телесной жизни, ему было открыто Ахурамаздой на берегу реки Аэватак в собрании небожителей. К нему явился в человеческом облике Воху-Мана (Добрый Помысел) и повёл его в собрание семи Бессмертных Святых. Он шёл впереди Заратуштры, и Заратуштре показалось, что ростом он был не менее чем в три копья, а идя за ним, Заратуштре на его девять шагов приходилось делать девяносто. От святых исходило сияние, при котором он не видел своей собственной тени на земле от солнца.

На вопрос Заратуштры: «Что наиболее совершенно в телесном мире в первую, вторую и в третью очередь?». Ахурамазда ответил: «Во-первых – добрые помыслы, во-вторых – добрые речи, в-третьих – добрые дела» (почти как в буддизме). Там же он поведал Заратуштре о двух изначальных духах – Благом духе и Злом духе.

Жизненный путь Заратуштры с его учением был нелёгким и требовал немалых усилий от пророка и мужества, как и всякий новый путь с добрым началом. Пророка нет в своём отечестве – это старая истина. Первым последователем Заратуштры стал его двоюродный брат, остальные соплеменники не слушали его.

Ради того, чтобы опорочить пророка ему злодей Ганнаг Меног подложил человеческие кости в карман одежды и во время проповеди по знаку злодея Заратуштре порвали карман и кости выпали, он обвинил пророка в том, что он презренный переносчик трупов. Заратуштру бросили в темницу и долго держали его в ней без еды и питья. Он обессилел и временно утратил слух и зрение, после этого племя изгнало пророка. Он покинул родину и ушёл на чужбину. Нигде не находил себе приюта изгнанник. После всех скитаний Заратуштра пришёл в царство Кави Виштаспы, в страну Партава (Хорасан – северо-восток Ирана) и попытался обратить Виштаспу в новую веру. Советники царя обвинили его в ереси и хулении дэвов, и Заратуштру бросили в темницу, связав ему руки и заковав ноги в кандалы. Ему не давали ни одежды, ни пищи, ни воды.

Выждав срок, при котором от истощения мог умереть самый дюжий силач, маги-карапаны велели стражникам открыть темницу и вынести мёртвое тело. К их изумлению пророк оказался жив, а когда связанного пророка привели к царю, произошло новое чудо. Истерзанное и истощённое тело Заратуштры на глазах растерявшихся карапанов и кавиев стало оживать и наливаться силой. Перед Кави Виштаспой и его свитой предстал целый и невредимый, полный сил благородный муж. Царь поверил, что перед ним истинный небесный посланник, но в новую веру обратился не сразу.

Жизнь его закончилась неестественной смертью. Согласно преданию, Заратуштру в 503 году до н. э. убил Чёрный маг-карапан Рвахш Тур. Сам убийца издох на том же месте в муках и содроганиях. Заратуштра покинул землю в возрасте 77 лет.

Основные принципы зороастризма – противопоставление двух «вечных начал» - добра и зла, борьба между которыми составляет содержание мирового процесса; вера в конечную победу добра, олицетворяемого в образе верховного божества Ахура-Мазды. Главную роль в ритуале зороастризма играет огонь. Добро и зло, два противоположных и взаимосвязанных между собой принципа, порождающие один другого и воспринимаемые человеком как положительное начало действия Ян (добро) и отрицательное – Инь (зло).

Зороастризм был господствующей религией трёх последовательных иранских империй на протяжении более 12 столетий.

Главное божество в зороастризме Ахура-Мазда, или - Властелин Мысли, верховная божественная сущность, творец бестелесного и вещественного (материального) мира. Ахура-Мазда олицетворение добра, противоположность ему дух зла – Анхра-Манью, Ахра-Манью, Ахриман (два первые разные имена одного духа, скорее всего, связаны с переводами книг, а Ахриман с более поздней традицией имён). Ахура-Мазда, это также многозначное имя, как и все другие имена древности. Ахура указывает на отношение к арийской категории божеств, Мазда – «мысль, память, мудрость» производное от сложного глагола «ма (н) з-да» - «устанавливать мысль, направлять своё внимание, разум».

«Заратуштра», также арийское имя в приблизительном переводе означающее - «обладатель старого верблюда», говорящее о магическом этикете его народа и призванное охранять носителя такого имени от влияний вредоносной магии. Заратуштра родился в племени магов. Его братья маги по сословию использовали магические обрядовые действия (жертвоприношения, магические обряды, заклинания) для нанесения вреда врагам, а для своих соплеменников чаще совершали обряды охранительной магии.

Для своего колдовства маги привлекали многочисленных богов (дзвов) различных природных явлений – ветра, наводнения, пожара, засухи, морового поветрия, а также Солнца, Луны и планет главным среди которых был Юпитер. Магов Заратуштра называл собирательным именем – карапаны.

Заратуштру пытались убить ещё до рождения в утробе матери, наслав на неё болезни и надеясь, что она обратиться к колдуну, который её отравит. Как они и надеялись, мать Заратуштры отправилась за помощью к знахарю-ягу, но её остановил голос, прозвучавший с небес, она возвратилась и, совершив рекомендованный ей очистительный обряд выздоровела. Покушения на жизнь Заратуштры были и в его младенческом возрасте, по аналогу также как покушения на Кришну и Иисуса при их рождении.

Главная жизненная задача, которую должен решать каждый человек, по мнению Заратуштры, это выбор между добром и злом, правдой и ложью. Этот выбор человек должен делать, как и на всю жизнь, так и в каждом отдельном случае. Добрые помыслы должны лежать в начале всякого человеческого действия, поступка. Зороастризм, учение, исходящее из справедливости в мировой борьбе добра и зла, в которой свободный выбор человека является решающим. Нравственно-правильный выбор является главным условием человеческой жизни. Содержание деятельности праведника должно состоять из триединства добрых помыслов, добрых речей и добрых дел. Примечание: в буддизме о таком триединстве сказано с сохранением смысла иными словами – правильное размышление, правильная речь, правильное действие. Заратуштра также считал, что для спасения души недостаточно веры и молитв, а необходимо действенное служение Ахурамазде.

Итак, согласно Авесте наиболее совершенными в телесном мире являются:

  1. Во-первых – добрые помыслы.
  2. Во-вторых – добрые речи.
  3. В-третьих – добрые дела.

По преданиям Заратуштра обладал способностью исцеления больных и использовал для этого несколько способов лечения. Лечил при помощи Святого Слова – молитвами, исцелял взглядом, рукоположением, ритуальным омовением водой, считая исцеление Святым Словом лучшим из всех средств.

Уже Заратуштрой были внесены в деятельность людей практические экологические рекомендации по защите земли от осквернения, защите полезных растений от вредителей и вредоносных ветров, украшении садов цветами, оберегании воды от загрязнения.

Заратуштра учил своих последователей действенной вере и поклонению истине, говоря, что вера должна подтверждаться делами и человек не должен бояться провозглашать правду и следовать ей. Из животных в зороастризме почитался бык, не только потому, что он спас в младенчестве Заратуштру от гибели, это связано с почитанием в древности полезных животных.

Зороастризм, это учение огня, представленное гатами и молитвами. Гаты – пять священных песнопений, гатами назывались пять дней в конце года, добавленные к лунному календарю Заратуштры в 360 дней до 365. В зороастризме строились храмы огня: в империи Ахеменидов (559-331 г. до н.э.), Парфянскоом царстве (около 240 г. до н. э. – 226 г. н. э.) и в государстве Сасанидов (226-657 гг. н. э.).

Для захоронения умерших людей строились круглые «Башни молчания» с высокими стенами открытые сверху и колодцем внутри. В «Башню молчания» сносили трупы умерших, чтобы они не оскверняли окружающую среду. Тела помещались на внутренних площадках, где их пожирали хищные птицы, после чего останки сбрасывались в колодец. Затем следовали длительные церемонии очищения.

Учение Заратуштры – Авеста (входила 21 книга или наск), как и все другие религиозные учения, содержало в книгах ряд канонических установлений с текстами и комментариями.

  1. О добродетели и благочестии.
  2. О религиозных обрядах.
  3. О маздаяснийской вере и её доктринах. Маздаясна – почитание «Мазды».
  4. О сотворении мира, об этом мире и о мире загробном, о Страшном суде и воскресении мёртвых.
  5. Об астрономии.

Дальше идёт содержание книг (насков) не в числовом порядке.

  • Правовые установления (8).
  • О справедливости в делах, гирях и мерах, о пути праведности (15).
  • О гражданских и военных законах, о браке с близкими родственниками, о принципах веры (16).
  • О ритуале, об обязанностях жрецов, о загробных наказаниях за прегрешения, об астрологии (17).
  • Закон против дэвов, об осквернении и ритуальном очищении (19).
  • О добродетели и о судьбе души после смерти (20).
  • Восхваление Ахурамазды и Амерта-Спентов (21).

Кратко о богах зороастризма.

Богов как таковых в зороастризме не было, так как Заратуштра уже знал, что вначале создаётся мир мысленный, непроявленный, а затем он проявляется в мире материальном. Боги зороастризма, это символический названия черт характера божеств и человека. До пророка Заратуштра у населения были другие боги покровители такие же, как и в других религиях, и они сохранились в названиях небесных светил, названиях богов. Да и сам Заратуштра не мог проповедовать, говоря непонятные людям названия или слова. Например, им употреблялось, Ардви-Сура Анахита – Светило Мощное Непорочное, имя планеты Венера (и богини).

Ахурамазда (Ахура-Мазда – Властелин - Мысли), верховный бог в зороастризме, творец бестелесного и материального мира, символизирующий свет и олицетворяющий доброе начало. Принцип действия Ян. Мазда Ахура – Мысль, Память, высшая сущность бестелесного мира, не имеющая формы, как говорил Иисус о боге – мой Отец невидим.

Ормазд (Ормузд), бог символизирующий Солнце, то же что и Ахурамазда. В эзотерической традиции понимается как творящий Логос, или синтез шести элохимов – ставший «богом богов» Элохим в иудаизме (Бытие).

Огонь в зороастризме выступает не как бог огня, а как символ божественной сущности и источник жизни. Огонь стоит одним из первых в благих творениях, последовательно созданных Ахурамаздой: огонь, воздух, воду, землю, растения, животных и человека. Огонь является в зороастризме символом праведности и присутствует во всех ритуалах зороастризма, поэтому последователей учения называют огнепоклонниками. Последовательность создания Ахурамаздой живого мира повторяет эволюционную теорию развития живых организмов, появившуюся намного позже в науке.

Анхра-Манью (Ахра-Манью), Ахриман – синоним всех перечисленных имён в русском языке - Дух Зла, верховная негативная сила в телесном (живом) мире. Принцип действия Инь. Бог Зла, демон, Асура и т. д. в других религиях, зло, сатана в иудаизме и христианстве. Дословное название имён переводится не как какая-либо проявленная сущность, а как дух зла, мысль.

Спента-Манью – «святой дух», понятие, в последующем заимствованное в христианство. Манью, Меног, «духовная сущность, бестелесный мир». Спента – «святой, благодетельный».

Амерта-Спента, Бессмертные Святые, высшие духовные сущности, сотворённые Ахурамаздой. Обозначение моральных качеств, проявляемых в действии: правдивости, благих намерений, святого благочестия, милосердной власти, здоровья и жизненности, обладание которыми ведёт к обретению Святого Духа - Спента-Манью.

Срош (Сраоша) – бог послушания и порядка, вестник Ормазда, борец с чудовищами.

Три грядущих спасителя, сыновья Заратуштры. Первый – Хушидар, второй – Хушидармах, третий – Сошйанс (Саошьянт) или Исадвастар.

Дэва (Дайва) – дэв, дух, демон.

Хешм (Аешма, библейский Асмодей) – дэв злобы, самый могущественный из дэвов.

Символ веры зороастризма – Фраваране (буквально: «Я признаю, выбираю, объявляю…»), который ежедневно произносится верующими как молитва. По своему содержанию символ веры и его ежедневное повторение является одной из форм молитвы-завета между людьми и богом.

Как эмблема зороастризма иногда используется изображение огня, но более характерным является специфический символ веры – изображение головы и туловища Ахурамазды в диске с крыльями. Самое раннее изображение этого знака высечено на барельефе, посвящённом победам персидского царя Дария на скале Бехистун, на караванном пути из Хамолдана в Вавилон.