Часть: Часть 3: Культы (религии)

Раздел: Древние религии

Глава:

Индуизм.

Индуизм, одна из наиболее крупных по числу своих последователей религий мира. Самое большое количество всех индуистов (около 95%) находится в Индии. Всех приверженцев индуизма, распространённого в Индии и в районах расселения индийских эмигрантов называют индусами (или индуистами). Индусами иногда могут неправильно называть и всё население Индии, однако правильное название населения Индии – индийцы. Индуистом считается каждый человек, имеющий, по крайней мере, одного родителя индийца и не наследующий иной религии. К середине двадцатого века восемьдесят три процента населения Индии придерживались этой религии. Сформировался индуизм как религиозная система в первом тысячелетии нашей эры.

Индуизм является результатом эволюционного развития ведической религии и брахманизма вместе с процессом слияния народных верований, поэтому индуистский пантеон содержит неисчислимое количество богов и богинь. Все боги и богини в индуизме имеют свою сферу влияния, географическую принадлежность, покровительствуют конкретному виду деятельности людей. Увеличению количества богов и богинь, созданию крупнейшего в мире собрания священных канонических текстов и комментариев к ним способствовали и более поздние наслоения верований над древними.

На ранней стадии своего формирования индуизм был ведической религией, известной по ведам, а её носителями были индоарийские племена. Характерная черта древне-ведической религии, как и других древних религий, обожествление сил природы, часто в мифологически неопределённо очерченных образах. Основа её культа – жертвоприношения со сложным ритуалом, в которых большое значение придаётся магическим обрядам. В основе всей философской и религиозной системы индуизма лежат древнейшие тексты - Веды.

Индуизм, как и все другие религии, представляет собой сочетание религиозных представлений, обычаев, культовой обрядности и социально-бытовых институтов, характерных для большинства населения Индии. Культовые обряды совершаются в храмах, у местных и домашних алтарей, в священных местах. В качестве священных животных в индуизме почитаются - корова, змея (например, кобра – символ плодовитости), а из окружающей людей природы: река Ганг, растения – лотос и другие.

От других религий индуизм отличает наличие в нём многогранных конкретных проявлений и разнообразие связей с различными сторонами человеческой деятельности, это заметно по крупнейшему в мире собранию священных канонических текстов и по количеству богов и богинь в пантеоне индуизма имеющихся на все случаи жизни. В индуизме, в отличие от других религий, отсутствует церковно-политическая организация с обязательной для всех системой вероучения, а также и решение связанных с религиозной деятельностью вопросов, при определённой терпимости к отклонениям от религиозных догматов и в то же время чрезвычайно сильны требования к общественно-бытовым традициям.

Общественно-бытовые традиции это и есть одна из форм культа (религии). Индуизм крайне нетерпим к нарушениям множества ограничений и запретов, предписываемых сферам общественной, семейной и личной жизни и различных для многочисленных групп, каст и подкаст на которые в индуизме разбито население, и перегородки между которыми подчас и сегодня остаются незыблемыми. Эта система требований к традициям, также, как и другие отличающиеся организацией ранние религиозно-политические системы способствовала подчинению низших и бесправных сословий высшим и была создана для их эксплуатации господствующими классами, сословиями, кастами, царями и другими нахлебниками. В Индии в 1950 году было закреплено конституцией равноправие и запрещена дискриминация «неприкасаемых», однако для того чтобы эти отношения изменились нужно время и конкретные меры в области отношений. Низшее сословие шудр до этого закона традиционно было обязано обслуживать три «высших» сословия, находившихся на определённых ступенях власти– брахманов (жрецов), кштариев (воинов, аристократию), вайшьев (земледельцев, торговцев).

Для индуизма свойственно представление о и том, что вечная индивидуальная душа - Дживатма (Атман – дух, высшее «Я» человека) стремится к слиянию с мировой душой - Параматмой (Брахманом). Этому слиянию препятствует поток непрерывно меняющихся, бесконечных проявлений материального природного бытия (пракрити). На пути к конечному «освобождению – спасению» Атман переживает непрерывные перевоплощения (круговорот рождений и смерти), каждая форма которого определяется кармой, судьбой, создаваемой поступками самого человека.

Согласно ведийской религии, брахманизму и индуизму, душа человека вечна и неизменна. Она теряет связь с мировой душой воплощаясь в мире, где отождествляется с материальным телом и другими объектами материи (например, Рама, седьмое воплощение бога, забыл о своей истинной природе). Этим она отличается от Брахмана (Бога), хотя и является его маленькой частичкой - частичкой Параматмы.

Пракрити, буквально - «производящая»; по смыслу означает производящая природа, или первоначальная субстанция (в материализме – протоплазма); конкретные природные условия чего-либо, материальную основу и первопричину материального мира объектов. Примечание: природные условия существования и среда, в которой проходит жизнь, в силу своих свойств и качественных различий постоянно взаимодействуя, изменяют свои качества, а среда существования, в свою очередь, меняет условия или обусловленность жизни.

Под природой может иметься в виду, первоначальная субстанция, или первовещество (её атомы, молекулы, элементарные частицы, а в живом мире – протоплазма, состоящая из этих элементов) которое группируясь в объекты, создаёт и разрушает их в результате своего непрерывного взаимодействия вследствие их различных качеств.

Основные направления в индуизме – вишнуизм, шиваизм, и в определённой мере шактизм. Шактизм, почитание шакти – женского творческо-энергетического начала, получил наибольшее развитие в тантризме и шиваизме, где шакти персонифицируется в одной из ипостасей супруги Шивы (Деви, Други, Кали). В общем, современный индуизм существует в виде двух основных течений: вишнуизма и шиваизма. Течение вишнуизма главным образом распространено в Северной Индии и вишнуиты почитают Вишну как верховного всемогущего бога.

Авторитетом у индусов пользуются не только ведийские боги, но и так называемые «профессиональные святые», нередко провозглашающие свои собственные системы «спасения». Примечание: Такие «спасители» бывают во всех сообществах людей, во всех религиях, они предлагают свои методы «спасения» и спасают самих себя от труда, живя за счёт служащих им легковерных людей. Богами и «спасителями» такого рода часто считают себя и политики, разного рода деятели власти, «всезнающие и всемогущие президенты» и т. п. деятели неспособные управлять не только подчинёнными им структурными подразделениями или государством, но и собой, и живущие за счёт народа.

О системе учения в индуизме.

В основе религиозной системы индуизма лежат Веды и ряд других текстов, природные свойства жизни – пракрити и гуны, плоды деятельности человека - карма, методы работы над своим совершенствованием или «освобождением» - йога.

Священные тексты индуизма написаны на древнем языке Индии – санскрите, общее название текстов-откровений – Шрути. Эти тексты изменялись на протяжении более 1500 лет.

Веды (санскрит веда, буквально – знание), теперь это не только религиозные тексты, но и памятник древнеиндийской литературы (конца 2-го начала 1-го тысячелетия до н. э.) на древнеиндийском (индийском) языке. Примечание: имеется в виду, что в начале 1-го тысячелетия Веды уже были систематизированы, оформлены в том виде, в котором они дошли до нашего времени, также, как и сформированный в современном виде индуизм. Веды, иди ведическую литературу составляют сборники гимнов и жертвенных формул (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа), теологические трактаты (брахманы и упанишады). Они также являются и источником сведений по социально-экономической и культурной истории древнейшей Индии. Индийцы убеждены, что Веды имеют божественное происхождение, и считают их знаниями древних богов, которое они передали людям сами или через риши (святых людей), - отсюда и общий корень – «ведать», т. е. «знать». Примечание: в русском языке слово знать закрепилось не только в понимании ведать, а также за лицами, имевшими знания в древности, которые находились у жрецов, духовенства и имеющих власть, лицам так называемого «знатного рода», живущего трудом простых людей.

Первой, наиболее древней и важной из Вед считается Ригведа, сборник текстов, оформившийся в современном виде к X веку до нашей эры, состоящий из 1028 гимнов, собранных в десяти разделах – мандалах. Мифопоэтические образы древних богов, их деяния, восславление в гимнах, космогонические теории, астрономические и другие сведения образуют в Ведах единое учение. Вторая Веда - Самаведа содержит гимны (1549 песнопений) с инструкциями для их пения. Третья - Яджурведа, гимны и заклинания с инструкциями к жертвоприношениям и другим ритуальным действиям. Атхарваведа, четвёртая и самая поздняя из всех Вед, сборник содержит 731 заклинания в двадцати частях. Все тексты вед взаимосвязаны между собой и очень часто тексты трёх последних Вед повторяют содержание первой – Ригведы.

Каждая из Вед включает в себя несколько так называемых «вертикальных слоёв», на которые они впоследствии разделились. Среди них главные – Мантры и Брахманы. Мантры («орудия духа» - священный слог, имя или фраза) – исходная центральная часть, состоящая из гимнов, формул и заклинаний. Брахманы (Писания жрецов) – более поздние тексты (VIII-VI века до н. э.) дополняющие Веды, содержащие ритуальные предписания или разъяснения мифологических сюжетов. Из Брахман в дальнейшем выделились Араньяки («лесные тексты») и Упанишады (буквально - наставления полученные «возле ног» Учителя). Упанишады примыкают к Ведам как объяснение их тайного смысла. Шрути содержит и комментарии жрецов к основным текстам – Сагмиты.

Главная мантра в индуизме (кришнаизм): Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна, Кришна, Харе, Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама, Рама, Харе, Харе. Имя Кришна в ней имеет значение «всепривлекающий», имя Рама – «всерадующий.

Упанишады, (санскрит – сокровенное знание), заключительная часть вед, их окончание («веда-анта»). Основа всех ортодоксальных (принимающих авторитет вед) религиозно-философских систем Индии, в т. ч. веданты. Из свыше 200 упанишад около 10 являются главными. Время создания VII-III века до н. э. и XIV-XV века нашей эры. Разнообразное содержание упанишад подчинено одной практической цели - достижению духовного «освобождения». В центре упанишад учение о тождестве или единстве понятий брахмана и атмана.

Веданта (санскрит, буквально – конец вед), наиболее распространённое индийское религиозно-философское течение. К веданте в широком смысле относятся собственно веданта, пурма-миманса, некоторые учения вишнуизма и шиваизма, а также неоиндуизма. Веданта является одной из шести ортодоксальных (признающих авторитет вед) систем. «Веданта-сутра» (или «Брахма-сутра») приписывается мудрецу Барадаяне (IV-III века до н. э.). Основывается она на высказываниях шрути, («священных текстов» индуизма) об атмане (индивидуальном духовном начале) и брахмане (высшей реальности). Целью бытия человека веданта считает «освобождение», достижение изначального тождества атмана и брахмана. Позднейшие варианты собственно веданты: адвайта-веданта Шанкары, учение Рамануджри. Представители веданты в новое время: Рамакришна, Вивекенанда, Радхакришнан и другие.

Пураны (от санскр. пурана, буквально – древний), священные книги индуизма, содержат мифы и легенды – 36 сборников рассказов о различных богах. Древнейшие из сохранившихся пуран относятся ко второй половине 1-го тысячелетия. В соответствии с культом того бога, которому каждая пурана посвящена, имеются вишнуитские, шиваитские и брахмаитские пураны. По своему содержанию они близки к древнеиндийскому эпосу.

Смрити, традиционные тексты (всего 20), рассматриваются в индуизме как дополнения к Ведам. Если Веды являлись достоянием исключительно жреческой касты брахманов, то смрити представляют собой более позднюю популярную устную традицию. В первую очередь к ним относится «Бхагавадгита», или в переводном значении - «Божественная песня». В Смрити, кроме Бхагавадгиты входят Законы Ману, Эпос – религиозные истории и поэмы, Рамаяна, Махабхарата, Пураны.

«Бхагавадгита», памятник религиозно-философской мысли, часть шестой книги «Махабхараты», возникший в середине первого тысячелетия до новой эры, философская основа индуизма. Главным путём к «освобождению» - мокше в «Бхагавадгите» считается карма-йога действия, включающая бескорыстное исполнение своего долга. «Бхагавадгита» - наиболее влиятельный текст в индуизме. Составлена «Бхагавадгита» в виде диалога между Арджуной и Кришной (Кришна был в битве на поле Курукшетра возничим Арджуны) из ответов не участвовавшего в сражении Саньджая (обладавшего виденьем по милости Вьясы) на вопросы царя Дхритараштры о происходящем на поле битвы. Даже не глядя на то, что за многие годы изменились представления людей и в переводном тексте «Бхагавадгиты» есть некоторые неточности, слова, вложенные в уста Кришны Саньджая, и сейчас не потеряли привлекательности и смысла.

«Махабхарата», эпос народов Индии, Великая индийская история. Современный вид приобрёла к середине первого тысячелетия. Авторство приписывается Вьясе. Состоит из 18 книг, вводных эпических сказаний главным образом фольклорного характера («Сказание о Нале», «Повесть о Савитри»). «Махабхарата» - источник многих сюжетов и образов, получивших развитие в литературах стран Азии.

Ману законы, наиболее известная из Дхармашастр – сборников предписаний и правил, регламентирующих поведение индийца в частной и общественной жизни в соответствии с религиозными догматами брахманизма. Содержат также наставления об управлении государством и по судопроизводству. Приписывается прародителю человечества полубогу Ману.

Основой для совершенствования в индуизме всегда считалось должное исполнение Дхармы (закона, свода предписаний, обязательных для исполнения в пределах каждой касты), общественного долга, а также совершение благих дел, бескорыстных по своей основе.

Шастры, систематизированное в виде учения знание; моральный и социальный кодекс; наука правильного знания, правильных деяний и правильной жизни.

«Рамаяна», древнеиндийская эпическая поэма на санскрите. «Рамаяна», поэма, посвящённая подвигам Рамы и истории Рамы и Ситы, приписываемая поэту Вальмики, современный вид приобрела во втором веке.

В изгнании-отшельничестве, куда отправили Раму первый раз, Рама с Ситой были вместе, где её и похитил царь ракшасов Равана. Похищение Ситы послужило началом великой войны по освобождению Ситы и людей от тирании Раваны. После победы над Раваной и царствуя на своей родине со своей супругой Ситой из-за молвы людей о том, что к ней прикасался нечестивый Равана и, опасаясь позора, Рама отрёкся от Ситы и она, уехав навестить отшельников, по решению Рамы была оставлена в лесу. Плачущую и беспомощную Ситу подобрал благочестивый отшельник Вальмики. В изгнании Сита родила двух сыновей. Сыновья Рамы выросли, и когда Рама пригласил всех друзей и благочестивых подвижников на праздник достижения им высшей власти на земле, сыновья Ситы следуя совету Вальмики, попали во дворец Рамы и спели ему сложенную Вальмики песню о подвигах Рамы и Рама, догадавшись, что перед ним его сыновья пригласил во дворец Ситу. Когда Вальмики привёл её во дворец Рама сказал, чтобы Сита перед собравшимися вновь подтвердила свою невинность. А после того как Ситу по её просьбе «приняла» её Мать-Земля Притхини и Ситы не стало, Рама больше Ситу не видел. Он был печален и безутешен от горя, он до конца своих дней больше не взял себе супруги, отрёкся от царства, разделив и отдав его сыновьям, а сам стал отшельником. Умер Рама в лесу на берегу Сарайю.

Так решил описать автор поэмы Вальмики заключительную её часть, есть незначительно изменённая заключительная часть поэмы о Раме и Сите – без трона и богини Земли. Рама обрадовался, когда Сита вернулась, и желая, чтобы она была с ним не требовал от неё никаких подтверждений невинности, но теперь Сита сама решила свою участь, сказав только несколько слов. «О Мать Земля, возьми меня назад в своё лоно; если я чиста сердцем, исполни мою просьбу!». Земля под её ногами развернулась, и Сита исчезла. Рама был вне себя от гнева. Появившийся в эту минуту Брахма напомнил Раме о том, о чём он забыл на земле, что он не простой смертный, а воплощение Вишну и стал человеком для того, чтобы спасти людей от истребления. Общий смысл и содержание выдержаны, только поменялись роли главных действующих лиц, т. к. время и передача легенд из поколения в поколения вносят свои коррективы не только в поэмы, но и во все культовые системы.

Основные понятия индуизма.

Брахман, одно из главных понятий философии и религии индуизма, космическое духовное начало, безличный абсолют, лежащий в основе всего существующего. Понятие Брахман имеет много различных толкований и определений от лишённых определённостей до тождества с определённым божеством. Брахман, это высшая объективная реальность, безличное духовное начало, из которого возникает весь мир и всё что в нём находится. Чаще всего Брахман и определяется лишёнными определённости названиями – немыслимый, невидимый, непознаваемый, неизменяемый, непроявленный, нерождённый, лишённый образа.

В этих понятиях о Брахмане есть аналогия с Дао (даосизм), также, как и задача человека слиться душой с Брахманом после смерти. Шалаграма Дао утверждает: «Брахман есть Вселенная, и в то же время Он существует вне Вселенной».

По своей сути Брахман, это Единый Бог, существовавший в индуизме до Кришны обновившего учение, и до его появления в иудаизме. Об этом говорят и мантры индуизма: «Сарвам Ева Брахман» - Всё есть Брахман, «Сарвам Хиетад Брахма» - вся эта вселенная – Брахман, «Ом Адватайа Намах» - Ом! Почтение Единому.

А в практической деятельности людей брахман, это член высшей жреческой касты. Брахманы, это одна из высших каст в Индии, по происхождению это древнее сословие (варна) жрецов. Источники же существования большинства брахманов всё же связаны не с религией и её культом, а с землевладением, государственной службой и прочими занятиями властей имущих лиц.

Основой индуизма является учение о перевоплощении душ (сансара), происходящим в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение, а также «освобождение» от перевоплощений-перерождений. Для освобождения применяется йога и почитание верховных богов (Вишну или Шивы) или их воплощений, с соблюдением кастовых бытовых правил.

Сансара (санскрит), одно из основных понятий индийской религии, перевоплощений души (в ортодоксальных брахманистско-индуистских системах) и буддизме в цепи новых рождений (в образе человека, бога, животных) осуществляется по закону кармы.

Карма (санскрит – деяние), также одно из основных понятий индийской религии (индуизма, буддизма, джайнизма) и философии дополняющее понятие сансары. Карма в широком смысле – общая сумма совершённых всяким живым существом поступков и их последствия, определяющая характер его нового рождения, перевоплощения. В узком смысле – влияние совершённых действий на характер настоящего и последующего существования.

Всё живое в мире, весь органический мир от травинки до человека, рабы рождения и смерти, причина которых карма – свойства деятельности и природных преобразований материального мира. Карма, от санскритского кри – делать, это любое действие, всё то, что мы делаем (спим, говорим или слушаем, дышим и т. д.) мысленно или физически - карма, и всё имеет своё следствие. Поэтому если говорить техническим языком, то следствие любого деяния или кармы (и сама карма) означает также и результат её действия. Если речь идёт о Карма-Йоге, то здесь термин карма употребляется в значении выполняемой человеком работы.

Нирвана, отсутствие материального существования или достижение освобождённой душой высшей обители Господа Бога (в «Бхагавадгите» Кришналока). Термин нирвана больше известен по буддизму, но он не нов и для индуизма, а учитывая многозначность архаичных терминов санскрита, то добавим к нирване ещё один термин – царство бога, ваикунтха – буквально, «место, где нет тревог», духовный мир, царство Бога (взято из Индуизма). Это понятие тождественно понятию нирваны – отсутствию материального изменяющегося мира и круговорота сансары.

В «Махабхарате» о йоге, о достигшем совершенства-блаженства человеке, говорится: «Став равнодушным к хуле и прославлению, безразличным к тому, что перед ним – камень, ком земли или золото, он постоянно был погружён в размышления, предаваясь чистой йоге знания. Черпая силы в йоге размышления, вкушая ни с чем несравнимое блаженство, он достиг непреходящего совершенства – главного признака нирваны».

Понятия сансары и нирваны связаны с кармой (деятельностью, поведением) человека и его достижениями в развитии своих качеств. Поведение человека зависит от условий, в которых живёт человек и влияния на него условий (его обусловленности) – трёх гун. Три гуны, это три начала, из которых сплетается вся ткань природы (Пракрити). Гуны, это природные начала жизни, характеризующие характер влияния, оказываемого материальным миром на живые существа, вызывающие у них чувства и заставляя постоянно двигаться, жить. В практической деятельности человека гуны характеризуют основные качественные свойства проявления его характера, выражающиеся в его поведении, жизнедеятельности, отношении к окружающему миру и в первую очередь, конечно же, к людям.

Саттва, гуна характеризующая ясность, истинные знания, правильное отношение к окружающему миру и нравственную чистоту человека. Практическая саттва, это равновесие (баланс, середина) между тамасом и раджасом, или гармония в жизни человека, именуемое смертными счастьем.

Раджас, гуна характеризующая деятельность человека, выраженная в притяжении и отталкивании объектов в отношении к ним, в его поведении. Выражает активное начало или принцип Ян. Считается Раджас царской, превосходной гуной (от Раджа), но не в смысле власти, а в смысле деятельности направленной на развитие и совершенствование качеств человека, его человечности, стремлении к свету и добру.

Тамас, гуна олицетворяемая с тьмой – бездействие и невежество, страсть человеческая, гуна лености, тупости. Эта гуна отражает принцип Инь в поведении, делах человека

Саттва, высшая из трёх гун, требующая усилий человека для её выполнения. Эта гуна основа умиротворённости, терпения, правильного благонамеренного поведения и праведной жизни человека. Она преобладает в деятельности высоконравственного, имеющего знания, совестливого и бескорыстного человека.

В популярной у населения Индии Бхагавадгите эта гуна относится к добродетели и управляется Вишну – хранителем мира и спокойствия на Земле. Её влияние влечёт за собой, для того, на кого она действует, знание, чистоту, владение собой, сдержанность и смирение. Добродетель и добрые намерения человека не вносят в жизнь человека своекорыстия присущего невежественным людям, политикам и властям и не влекут за собой страха перед разоблачением, это открытая деятельность человека для всех – направление добра и света.

Такое поведение имеется у немногих людей, чаще всего встречаются смешанные типы поведения в деятельности людей, которое зависит от количественного содержания смеси этих трёх начал. Саттва смешанная с раджасом (с деятельностью) отрицательного направления (с тамасом, или тьмой) направлена на удовлетворение похотей человека и развивает в нём жадность и незнание-невежество, высокомерие-гордыню и ведёт к потере нормальных человеческих качеств.

Йога.

Слово «йога» происходит от санскритского корня «йудж», означающего «связь, единение, воссоединение», духовная дисциплина, связывающая человека с Всевышним. Основной формой ранней йоги ведической религии была аскетическая практика с отречением от мирских материальных благ, аскетизм сохранился и в более поздних её формах. Этому способствовали условия жизни - в те древние времена было достаточно мест и возможностей для проживания отшельников и их питания в лесах. Такие изгнания и отшельничество вместе с принимаемыми ими различными обетами-отречениями и психической тренировкой были их йогой, тренировкой человеческих качеств вне дворцов в естественных природных условиях.

Для того, кто начал заниматься йогой, йога, это деятельность вместе со средствами достижения поставленной цели по самосовершенствованию или самореализации человека. Знание йоги и её доступность в древности, хотя оно и было отражено в Упанишадах и других текстах, было почти исключительной привилегией касты брахманов-жрецов, в некоторых случаях в неё посвящались и отдельные представители второй по значимости касты кшатриев (воинов). Хотя людям третьей касты (вайшьи - торговцы) и не запрещалось практиковать йогу, она была им недоступна. Что же касается четвёртой касты шудр («слуг»), то для них оставалось только преданное служение всем этим господам-нахлебникам из высших каст, неспособным трудиться и самостоятельно обеспечивать себя, и их обслуживание – работа на них.

В Упанишадах и эпосе «Махабхарате», более позднем памятнике по сравнению с Ведами, считается, что успех в освобождении души только в относительной мере зависит от касты, а полностью зависит от дел человека. Так или иначе, основой для совершенствования в жизни и йоге всегда считалось должное исполнение Дхармы (законов), а проще говоря, человеческого долга.

В индуизме имеется несколько форм йоги - Бхакти-Йога, Карма-Йога, Джнана-Йога, Раджа-Йога, «восьмиступенчатый путь» - Аштанга Йога. Для всех видов йоги ведами утверждено главное правило аскетизма: «Трудись бескорыстно, а не из себялюбия, отрешившись от плодов деяния». На других особенностях мы останавливаться не будем, т. к. этих особенностей хотя и много, все они примерно одинаковы. Характерное для индуизма представление об универсальности и всеобщности верховного божества особенно проявилось в учении о бхакти. Скажем несколько слов о Бхакти-Йоге, йоге начинающаяся и кончающаяся в любви к Богу, любви, которая не должна сопровождаться мыслями о каких-либо земных выгодах.

Бхакти-Йога, по текстам популярной у индийцев «Бхагавадгите», это воссоединение с Всевышним Господом через преданное служение Ему (бхакта – преданный слуга Бога). В «Бхагавадгите» через Кришну говорится: «Кто весь свой труд предлагает Мне, кто с полным упованием думает обо Мне, молится Мне и не имеет привязанности ни к чему, кроме Меня, тех я скоро подниму из океана вечно повторяющихся рождений и смерти». В этой «восьмиступенчатой» Бхакти-Йоге имеется обычая и высшая её форма – Пара-Бхакти, или йога Высшего поклонения. Первые четыре ветви Йоги ведут путём предков и помогают человеку достигнуть праведности, остальные четыре ветви высшей йоги, это путь богов, по которому шествуют праведники к высшей форме самореализации – постижению Брахмана и правильного видения сути мира. Имеет сходство с буддийским восьмеричным путём.

Бхакти (санскрит, буквально – преданность, любовь к богу), это и одно из течений в индуизме, на его основе которого развилось народное движение бхакти главным образом в XII-XVII веках. Народное движение Бхакти провозглашало равенство людей перед богом, отрицало их деление на касты. Из народного движения бхакти сформировался сикхизм.

Боги индуистского пантеона.

Богов в индуизме много, они имеются буквально на все случаи жизни, их и даже перечислить не просто, поэтому скажем только о некоторых из них. Корни индуизма восходят к древнеиндийской религии – брахманизму, поэтому религия тесно связана с этим течением. Связь с брахманизмом проявляется, например, в том, что к почитаемым индуизмом божествам относится троица (тримурти) брахманизма: Брахма (создатель), Вишну (хранитель) и Шива (творец, хранитель и разрушитель одновременно).

Брахманизм, это вторая стадия формирования религии (1-е тыс. до н. э.) индуизма, развившаяся в результате приспособления к ведической религии индоарийских племён местных культов. Большую роль в религии играла триада верховных богов, анимистические представления людей, культ предков. Культ религии содержит сложный ритуал, совершаемый жрецами-брахманами, строгую регламентацию жизни, аскетические подвиги в ней рассматривались как средства, обеспечивающие по закону кармы лучшее перевоплощение души (в сансаре) и конечное освобождение от цепи перерождений.

Верховный бог индуизма имеет три имена – Ишвара, Нараяна, Махашакти. Жизнь верховного бога не имела начала, не знает перемен, и не будет иметь конца. Тримурти, или триединство богов Брахма- Вишну – Шива его продолжение в сфере земной жизни.

Брахма, в брахманизме и индуизме один из высших богов троицы (тримурти - Брахма-Вишну-Шива), бог-создатель, творец Вселенной и всего сущего, прародитель всех живых существ. Среди его многочисленных потомков наибольшей известностью пользуются семь риши, бог мудрости Брихаспати, Праджапати и Дакша.

Культ Брахмы практически отсутствует, также, как и его значение в практической деятельности людей. Обычно изображается Брахма четырёхликим (с ликами, обращёнными к четырём сторонам света), четырёхруким, сидящим (и передвигающимся) верхом на лебеде.

Вишну, в ведической религии солнечное божество, не играющее большой роли в религиозных культах, т. к. он является на землю в различных формах, известных как аватары. Пребывает в своём собственном мире, Вайкунтхе. Его супруга – богиня благосостояния Лакшми. Всякий рез, когда силы зла грозят миру уничтожением, Вишну в облике зверя или человека (аватары) спускается на землю и спасает людей от гибели.

Аватара (санскрит – «нисхождение» бога), в индуизме воплощение бога Вишну в облике героев Кришны, Рамы, вепря, карлика и прочих, совершающих подвиги на земле. Традиционно насчитывается десять его инкарнаций, но только две из них (Рама и Кришна) играют существенную роль в индусских богослужениях и в средние века Вишну почитался в основном в их образах. В брахманизме и индуизме Вишну великий бог-охранитель, представляющийся главным образом в благожелательной к людям форме – он мягок и непротиворечив. Последовательность нисхождения аватар Вишну указывает на эволюционное развитие живого мира, развитие которого началось с воды. Первая инкарнация Вишну – Мтсья (Рыба), вторая – Курма (Черепаха), далее Варуха (вепрь), четвёртая - Нарасимха (Человек-лев). Следующие инкарнации такие – Вамана (Карлик), Парашурама (Рама с топором), Рама (Царевич), Кришна (молодой герой-любовник), Будда и десятая, которой предстоит быть в будущем – Калки.

Наиболее почитаемыми и священными животными в индуизме считаются обезьяна, корова и слон.

Лакшми, богиня богатства, красоты, жена Вишну. Индийская Венера. В индуистов отмечается праздник Дивали приходящийся на месяц картик (октябрь/ноябрь) и по традиции он знаменует начало Нового года в штате Гуджара. Поминается богиня богатства Лакшми, её благодарят за процветание в минувшем году. Многие из индусов рассматривают Дивали как празднование счастливого окончания Рамаяны, где Рама и обезьяний бог Хануман спасают жену Рамы Ситу от демона тьмы, повелителя ракшасов Раваны.

Шива, один из трёх верховных богов в брахманизме и индуизме, бог-разрушитель мира, уничтожающий материальный мир в конце каждой кальпы. По происхождению он доарийский бог «хозяин животных». Изображается в грозном виде, часто в священном танце, воплощающем космическую энергию, или аскетом, погружённым в созерцание, также символически в виде линги (фаллическое изображение). Этот культ шиваизма (Шивы) имеет созидательный аспект – куль жизненной силы и мужского начала (Ян), почитается в символической форме как культ фаллоса, мужского животворного органа. Культ фаллоса в Индии широко распространён, его свято почитают женщины, стремящиеся обрести детей. Третий глаз на лбу Шивы символизирует концентрацию, а огненный ореол вокруг него олицетворяет вечный цикл жизни и смерти. По преданию Шива, разгневавшись, силой этого глаза испепелил бога любви Каму.

Рама, главный герой Рамаяны, мудрый и добродетельный царь-герой, седьмой аватара Вишну, ставший объектом культа в средние века.

Сита, дочь богини земли, приёмная дочь царя Джанаки, который воспитал её.

Кришна (буквально – чёрный), бог в индуизме, восьмой аватара Вишну, представленный в мифологии в образе молодого пастуха и мудрого царя-воина, а также в образе молодого героя-любовника.

Рождению Кришны как аватары Вишну предшествовала история. В древнем городе Матхуре правил благочестивый и кроткий государь Уграсена. Его женой при помощи колдовского обмана овладел ракшас. Так родился демон Канса, отрешивший Уграсену от власти и ставший править в Матхуре. С той поры в стране воцарилось беззаконие и несправедливость, и Земля переполнилась людскими страданиями. Обернулась Земля белой пятнистой коровой и отправилась к Брахме и поведала ему о злодеяниях Кансы. И Брахма сказал ей, что недалёк тот день, когда на Землю придёт Вишну наречённый Кришной. По легенде, когда закончился свадебный пир двоюродной сестры Кансы Деваки, с неба раздался голос, что Канса погибнет от руки её восьмого сына, подтолкнув его на жестокость. Вначале Канса собирался убить только восьмого сына Деваки, но вмешался называемый индусами «божественный мудрец и вечный скиталец Нарада» и Канса стал уничтожать всех детей рождённых Деваки. Когда родился Кришна, его подменили Деваке на девочку, а Кришну отправили в другую семью. Это история немного похожа на убиение младенцев при рождении Христа, но ведь их и разделяет не одна сотня лет и километров, как и историю войны Рамы за освобождение Ситы с историей Троянской войны за Елену.

Агни, бог огня. Изображается с двумя головами, отвечающими за домашний и жертвенный огни, и в сопровождении барана.

Когда Рама освободил Ситу, он отказался от неё в присутствии народа как от жены жившей долгое время в доме Раваны. Сита попросила Лакшману разжечь ей погребальный костёр. Она приблизилась к огню и обратилась к нему со словами: «О! Агни, да будешь ты свидетелем перед народом тому, что сердце моё никогда не отвращалось от Рамы!». И Сита вошла в огонь, и неслыханные стенания и сетования поднялись и в народе, и среди обезьян, и среди ракшасов.

Когда Сита скрылась в огне, заколебался костёр, бог огня Агни вынес её на своих руках из пламени целую и невредимую. Он приблизился к Раме и сказал: «О! Рама, вот твоя Сита. Она чиста перед тобою, грех не коснулся её – я бог огня, свидетельствую о том перед народом. Возьми её – я повелеваю тебе». И поставив Ситу на землю перед сыном Дашаратхи, он исчез в дыму огня. Так гласит «Сказание о Раме», являясь повестью о земной любви Рамы «прекрасного как месяц» и Ситы, прекрасной как богиня счастья Лакшми.

Асуры (демоны), в «Рамаяне» - ракшасы, пожиратели мяса. В индуистской мифологии могучие соперники и враги богов, низвергнутые с неба и превратившиеся в демонов.

Кала (буквально – «время»), божество, являющееся аналогом времени и древнегреческому божеству времени Хроносу.

Кали (буквально – «Ужасная мать»), женский аспект смерти – всеразрушающего времени. Кали, богиня разрушения, двойник Шивы.

Калки, последняя, десятая инкарнация Вишну, которая предстоит в будущем, в буддизме эта инкарнация - будда грядущего века Майтрейя.

Кама (Манматха), бог любви.

Дхарма, бог справедливости.

Дурга, мать богиня и истребительница демонов.

Сарасвати, богиня знания (мудрости), красноречия.

Ардханаришвара, «Владыка, который является наполовину женщиной».

Индра, в ведической религии наиболее почитаемое божество, предводитель, царь младших богов, громовержец и устроитель мира.

Шива Ганеша, бог удачи, мудрости и благоразумия и устранитель препятствий. Изображается с головой слона. Сейчас он, главным образом, считается покровителем деловых людей.

Яма, бог смерти, владыка царства усопших.

Священные символы индуизма.

  1. Священный слог ОМ, символ духовной добродетели, используемый как самостоятельно, так и перед другими словами.
  2. Свастика, крест с загнутыми под прямым углом концами, на санскрите это слово или знак означает «способствующий благоденствию».
  3. Мандала (санскрит – круг, диск), рисунок-символ с кругом, основным в котором является геометрическая композиция, имеющая концентрическую структуру. Основная мандала в индуизме Шри-янтра – круги, вписанные в квадрат, указывающий на четыре стороны света (север, юг, восток, запад), мандала используемая при медитации символизирует целостность.

Храмы в индуизме называются мандирами. Знаменитые мандиры: Береговой храм Семи пагод, Махабалипурам в Южной Индии VIII века, Скальный храм Кайласа, Эллора, Западная Индия, VIII века, храм Солнца, Конарак, Орисса, Восточная Индия, XIII век.

Хотя обычно мандир посвящён какому-то одному богу, он может содержать множество святилищ других богов. Домашний алтарь индусской семьи обычно содержит изображение Шивы-Натараджи, книгу священных текстов, колокольчик, фотографию гуру (учителя). изображение священного слога ОМ, чётки и другие принадлежности.

Сикхизм.

Сикхизм, секта в индуизме в XVI-XVII веках, превратившаяся в самостоятельную религию, получившую распространение главным образом в Пенджабе. Основой является единобожие, отрицание идолопоклонства, каст, равенство сикхов перед богом. Основной текст в сикхизме Священная книга «Гуру Грантх Сахиб», начинающаяся символом сикхской веры «Мул Мантрой»:

  • Есть один бог,
  • Вечная Истина – Его имя;
  • Творец всего сущего,
  • Ничего не страшащийся и ни с чем не враждующий,
  • Существующий вне времени;
  • Всегда существовавший и существующий сам по себе,
  • Он стал известен людям по милости гуру.

В сикхизме строились различные гурудвары (храмы) по своим стилям: Золотой храм в Амритсаре, Сикхский храм в Амритсаре в память мучеников, построенная специально без заимствования стилей гурудвара в Манчестере, Англия.

Последователи сикхизма сикхи вели долгую борьбу с Великими Моголами (XVII начало XVII веков) и создали своё государство (1765-1849 гг.) в Пенджабе. Современные сикхи живут главным образом в индийском штате Пенджаб. Всего сикхов около 14 млн. человек.

Великие Моголы, династия правителей в т. н. Монгольской империи в 1526-1858 годах (Индия), основанная Бабуром – потомком Тимура (Тамерлана). Показательным является то, что после захвата в 1803 году Дели английскими колонизаторами, они выплачивали Великим Моголам пенсию, а в 1858 г. они упразднили династию Великих Моголов официально, и Индия перешла под прямое управление английской короны. Правители-грабители и завоеватели всегда поддерживали таких же как сами, народ их интересовал только как рабы, которые должны были на них работать. Это заметно и в нынешнее время, по славянским странам, Западной Европе, Америке, так как везде власть при капитализме паразитическая и находится в руках богов-нахлебников, живущих трудом других людей.