Часть: Часть 3: Культы (религии)

Глава:

Буддизм.

О Будде.

Будда (санскрит, буквально – просветлённый), имя, данное основателю буддизма Сиддхартхе Гаутаме (624 – 544 годы до нашей эры), происходившему, по преданию, из царского рода племени шакьев в Северной Индии (одно из имён Будды – Шакьямуни – «мудрец из рода Шакья). Имя Будда Гаутама (название его семейного рода) получил после достижения им просветления, достижения высшего совершенства. Личное имя Будды - Сиддхартха в переводе с санскрита означает «тот, чья цель достигнута».

Будда Шакьямуни родился в царской семье рода Шакья, который правил небольшим государством расположенном на границе Непала и Индии. Сиддхартха родился днём, под знаком Тельца, когда в садах пели птицы и все цветы распустились. Майя (имя матери) протянула руки к младенцу, не издавшему первого крика при появлении в мире, и лицо его озарилось улыбкой. Мать Сиддхартхи была очень красива, точнее восхитительной красоты, не зря её выбрал своей первой женой царь Шуддходана (отец Сиддхартхи). Она действительно была миражом - Майей, Видением, Иллюзией и сразу после родов она была прекрасна, её огромные черные глаза, казалось, вмещают всю вселенную. Царь никогда не мог устоять против её чар, но она, будучи благочестивой, никогда не пыталась использовать эти чары в своих интересах. На седьмой день после рождения сына прекрасной царицы Майи не стало, она умерла, не выдержав охватившего её счастья. Сестра Майи, красавица Махапраджапати, добрейшая и заботливая девушка заменила царевичу мать.

Сын Шуддходана и Майи унаследовал божественную красоту своей матери, самой прекрасной женщины Капилавасту, он был прекрасен. Наиболее яркой чертой Сиддхартхи была улыбка, в которой была безмятежность и тёплое приветствие каждому, кто обращал свой взор на него. В ответ на его улыбку улыбнулся и великий святой отшельник Асита, пришедший навестить его и предсказавший младенцу великое будущее и возвещение им учения, которое освободит людей от страдания.

Маленького принца любили все. Сиддхартха рос очень милым ребёнком – тихим, уравновешенным, ласковым и приветливым, а устоять против взгляда его чарующих глубоких глазок было просто невозможно. Не чаявшая души в мальчике Махапраджапати попыталась однажды украсить руку царевича усыпанным бриллиантами браслетом из чистого золота, но на ручке малыша роскошный браслет потерял всю свою красоту. Золотая оправа на фоне золотистой кожи мальчика казалась свинцовой, а сияние бриллиантов было более тусклым, чем мягкое сияние самого тела Сиддхартхи. И теперь в полумраке покоев Махапраджапати ясно видела яркую золотую корону вокруг головы принца. Потрясённая увиденным, Махапраджапати сняла браслет с руки ребёнка и отпустила его гулять. Впоследствии она стала ученицей Будды, достигнув просветления.

Царевич рос непохожим на остальных детей, основным занятием Сиддхартхи была медитация – размышления о смысле жизни. Однажды во время таких размышлений царевича царь был встревожен криками и вбежавший в его покои слуга воскликнул, что увидел чудо и Шуддходана поспешил вслед за ним. Осторожно войдя в сад, они направились к одиноко стоящему дереву, под которым в медитации сидел мальчик. Сиддхартху окружало мягкое золотое сияние, и даже в лучах солнца царь ясно различал золотистую яркую ауру. Но не это привлекло внимание слуги, т. к. это сияние видели не раз. В то время, когда тени других деревьев, следуя движению солнца, отклонились к востоку, тень дерева, под которым сидел царевич, оставалась на одном месте, укрывая мальчика от палящих лучей. Шуддходана это и обрадовало, и встревожило, т. к. ему не хотелось, чтобы сын ушёл из дома, отрешившись от мира, и он лишился такого замечательного наследника.

Царь решил женить сына и, зная, что его больше интересуют медитации, чем девушки, он решил сам поговорить с ним. Этот вопрос озадачил Сиддхартху, наконец, он согласился, предложив отцу выбрать невесту. На примете у отца была красивая девушка – Ясодхира, однако её отец, знаменитый кштарий не пожелал отдавать свою дочь без испытаний своего зятя. Шуддходана устроил игры, на которых царевич должен был показать свою удаль.

В числе первых были испытания в науках, однако старый учитель царевича заявил, что это было бы напрасной тратой времени, т. к. сам Сиддхартха, будучи ещё ребёнком, учил его древним, ныне забытым стилям письма. В испытаниях по математике царевич, опережая экзаменаторов, задал своему главному сопернику один каверзный вопрос, и тот в смущении покинул арену. Царевич же сказал собравшимся, что он готов отвечать на вопросы. Отвечал царевич чётко и правильно, порой быстрее, чем заканчивались вопросы и учёный-кштарий Арджуна объявил его победителем и похвалил Сиддхартху.

Когда наступил черёд физических упражнений, царь стал волноваться сильнее, хотя царевич не был изнеженным и слабым, но перед воинами, пришедшими соревноваться с Сиддхартхой его фигура выглядела хрупкой.

Первым было заявлено соревнование по стрельбе из лука. Принесли луки и расставили мишени. Взял лук и Сиддхартха. Рядом с ним стоял великан, широкоплечий, выше на голову, руки которого были не тоньше бёдер Сиддхартхи. Он снисходительно посмотрел на принца, казавшегося рядом с ним мальчишкой. По команде натянулись луки, и раздался треск, лук в руках Сиддхартхи сломался, он смущённо передал его помощнику. Принесли лук покрепче, и его сломал царевич при натяжении тетивы. Послали за старинным луком, лежавшим в сокровищнице дворца, он был очень тяжёлым и со слишком тугой тетивой. Все считали, что по этой причине этот лук не подходит для стрельбы. Царевич с видимым усилием натянул тетиву и выстрелил не в мишень, а в едва различимое одинокое дерево. Толпа зрителей бросилась к этому дереву, чтобы посмотреть, можно ли вообще попасть в такую далёкую мишень. В дереве от стрелы осталось сквозное отверстие, а стрелу так и не нашли, решив, что она ушла в землю. Невдалеке от простреленного дерева пробился источник, который позже назвали – Колодец Стрелы.

Следующим состязанием был кулачный бой и уже теперь к царевичу относились с осторожностью, увидев его силу в соревновании по стрельбе из лука. Бои царевич вёл искусно и, хотя победы не давались ему легко, он победил.

По обычаю, победителю подвели огромного белого слона, на котором он с триумфом въезжает в город. В это время из толпы атлетов выскочил презрительно смотревший на царевича во время стрельбы из лука молодой Шакья, двоюродный брат царевича. Он схватил слона за хобот и особым приёмом вывернул его. Слон, громко трубя от боли начал падать, Сиддхартха бросился слону на помощь и успел подставить под его свои плечи, казалось, что огромное тело слона раздавит Сиддхартху, но слон восстановил равновесие, нашёл опору и твёрдо встал на ноги. Толпа облегчённо вздохнула, и раздались торжествующие крики, которыми жители Капилавасту приветствовали победу царевича, которому не было равных в их стране со времён её основания. Царевич доказал, что он достоин прекрасной девушки Ясодхиры.

Однако Сиддхартха имея жену, недолго с ней развлекался, он вновь и вновь возвращался к своей цели и медитациям, это заметил и Шуддходана и решил, что царевичу нужна ещё одна жена. Услышав это от отца, Сиддхартха опять надолго задумался и согласился, при условии, что она будет обладать следующими качествами.

  • Пусть невеста обладает всеми достоинствами, которыми только может обладать девушка.
  • Пусть она будет красивой, но не будет замечать свою красоту.
  • Пусть она будет скромной и добродетельной, но не будет этим гордиться.
  • Пусть её полюбят все, а она любит только меня.
  • Пусть она будет равнодушной к развлечениям и богатству, ибо самое большое развлечение и богатство для неё будет её семья.

Поисками невесты стали заниматься и царские визиры, и мудрецы и вскоре нашли невесту, девушку Гопи (Гопи – общее имя пастушек) принадлежащую к низшей касте шудр. Скромный и человечный характер с добродетелями простой, не испорченной самомнением и влиянием «высших» каст девушки произвели сильное впечатление на царского визиря, и он доложил своему повелителю о ней.

Теперь пришло время задуматься Шуддходане, т. к. по обычаям даже вайшьи не могли претендовать на родство с ним, потомком знаменитого рода кштариев (вторая каста воинов и правителей), а здесь нужно породниться с шудрами. Все сомнения разрешил сам царевич. Встретившись с Гопи на городском празднике, он был поражён её взглядом, открытым и чистым. Никто и никогда не смотрел на царевича как она и это заметили все окружающие их люди. Царевич взял её за руку и привёл во дворец, пренебрегая установленными индуизмом правилами неравенства и запрещение таких отношений между кастами.

Первый период жизни Гаутама провёл как царевич, царевичем он и возмужал, у него родился сын Рахула. Чтобы Сиддхартха не оставил дом и самому не остаться без наследника его отец Шуддходана построил для сына три дворца и окружил его заботой и вниманием, но всё это не смогло остановить Сиддхартху. Он, будучи одарённым умом, понимал, что в жизни есть много сторон противоположных радостным, в ней есть болезни и проблемы, которых не всегда может избежать человек, и какой бы приятной не была жизнь, в ней есть старость, и она заканчивается смертью. Осознавая, что все радости круговорота бытия имеют природу страдания и необходимо искать выход из него, Сиддхартха в двадцать девять лет отрешился от мира праха и, уйдя из дома, стал отшельником (человеком, отошедшим от мирской жизни). Великую жертву принял на себя Сиддхартха, встав на путь нелёгкого поиска облегчения страдания людей познавая присущие жизни законы и их причинно-следственный характер.

Путь создания нового учения был далеко не лёгким, не только потому, что новое с трудом принимается и понимается людьми, но и потому, что у Будды было много врагов. Шесть лет он бродил по долине Ганга, учился у мудрецов и сам искал путь разрушения оков жизни и цепей сансары, ведя аскетический образ жизни. В период последней длительной аскезы он убедился, что умерщвлением плоти не достичь результата и отказался от неё. Просветления он достиг, оставив своих подвижников и уединившись в глубокой медитации под деревом бодхи. Примечание: дерево бодхи – «дерево пробуждения», под которым на Шакьямуни снизошло просветление «бодхи» и он стал Буддой, считается реальным баньяновым деревом (вид Ficus religiosa). Особенность этого дерева в том, что оно размножается самостоятельно особыми побегами и другое дерево для размножения ему не нужно

Будда, как и всякий живой человек и сам перенёс немало страданий, сам болел, страдал от болей в спине, порождённых многочасовыми медитациями. Был свидетелем разрушения своей родины – царства Капилавасту и гибели родных. Он не смог отговорить царя Косалы Виручжаку, от его вторжения в Капилавасту, которое он предпринял из-за обиды на род Шакьев. Будда, со своим учеником Анандой находясь неподалёку, был свидетелем битвы, в которой войско его родичей было разбито. И, спустившись вечером в Капилавасту, он долго бродил среди руин города, В саду дворца, где маленьким гулял Сиддхартха, повсюду лежали тела молодых юношей и девушек, плавающие в крови – «убийцы-победители» обидчивого царя Виручжаку отрубили им руки и ноги. Те изуродованные и ещё живые «побеждённые» - безоружные и невинные люди, которое ещё не умерли, были обречены на медленную мучительную смерть.

Буддизм.

Буддизм, одна из трёх (наряду с христианством и исламом) мировых религий. Возник буддизм в VI-V веках до новой эры. Основные направления в буддизме махаяна («большая колесница» или «большой путь спасения») и хинаяна («малая колесница», «малый путь»). В центре буддизма учение о «Четырёх благородных истинах» и «Восьмеричный благородный путь» - доступная для понимания и практики всем людям, независимо от их социального положения йога, преобразованная из восьмиступенчатых йог индуизма.

Расцвета в Индии буддизм достиг в V веке до н. э. – начало 1-го тысячелетия н. э. Буддизм распространился в Юго-Восточной и Центральной Азии, отчасти в Средней Азии и Сибири, ассимилировав элементы брахманизма, даосизма и других религий. И это слияние не случайно, ведь изменение взглядов людей не происходит мгновенно, да и многие принципы религиозных учений похожи.

Будда жил и проповедал в стране, где во главе религиозной системы был индуизм, и основная часть населения Индии была подчинена его установлениям и ритуалам. Тяжесть и громоздкость индуистского учения к тому времени была для большинства индуистов непосильным грузом. И невзирая даже на то, что в более позднем учении индуизма уже появились некоторые изменения, не было у простых людей надежд не только на освобождение от страданий, которыми была полна жизнь, но и на их уменьшение. Ведь вся религиозно-политическая система индуизма была создана в интересах высших каст, и она понуждала работать на них простой народ, утверждая неравенство людей.

Будда прекрасно понимал, что провозглашаемые им истины не встретят с пониманием и радушием и ему придётся преодолевать сопротивление большинства религиозных деятелей и религии индуизма. Так и случилось, прежде чем учение прочно вошло в жизнь, оно вместе с самим Буддой встретило немало препятствий и сопротивления. Тем не менее, Будда, будучи девятой инкарнацией (аватарой) Вишну, внедрил новое учение, существенно обновив учение индуизма, поставив во главу своего учения равенство людей, отменяющее кастово-политические ритуалы с многочисленными правилами-ограничениями, утверждающими неравенство, и указал путь самостоятельного освобождения человеку от страданий.

Новые взгляды и проповеди Будды противоречили установленному брахманизмом социальному неравенству людей выгодному высшим кастам с преобладанием в индуизме внешних форм религиозной жизни (в том числе и ритуалов). Поэтому многие передовые идеи буддизма уже будучи принятыми, постепенно вытеснялись и заменялись старыми религиозно-политическими установлениями, выгодными правящим сословиям, и буддизм Индии растворился в индуизме (в XII веке), хотя и оказал на него сильное влияние. Но и само единое учение Будды уже в первые столетия своего существования разделилось на 18 школ. Буддийские Соборы в Раджатрихе (около 477 г. до н. э.) и при императоре Ашоке (253 г. до н. э.) не привели к их объединению. А в начале первого века нашей эры образовались две основные ветви буддизма: махаяна («большая колесница») и хинаяна («малая колесница»).

Дзэн-буддизм.

Дзэн (санскрит – ум и его субстанция) - (китайское Чань – имя ума или сам ум, его субстанция), одна из школ буддизма. Примечание: дзэн иногда неправильно переводится как дхьяна – медитация, сосредоточение, созерцание, т. к. медитация основа всего дзэна. Дзэн-буддизм возник в Китае в VI-VII веках, а с XII-XIII веков получил распространение в Японии, где существует и в настоящее время. В Китае буддизм развивался вместе с учением даосизма Лао-Цзы, называясь чань-буддизмом и позже, во второй половине VI века, он проникает в Японию через Корею и развивается в японский дзэн-буддизм. Дзэн – аналог Чань (т. е. Ум).

Основателем дзен-буддизма считается индийский миссионер Бодхидхарма (VI век). Для этой формы буддизма характерным является критическое отношение к тексту, как к средству передачи истинного знания, вера в возможность обретения «просветления» (сатори) посредством размышления над бессмысленным с позиции логики диалогом (вэнь-да, мондо) или вопросом (гунь-ань, коан). Как элементы интуитивизма середины XX века дзэн приобрёл популярность и среди западной интеллигенции в рамках контркультуры. Примечание: интуитивизм, идеалистическое течение, видящее в интуиции единственно достоверное средство познания.

Самое главное внимание дзэн-буддизм уделяет медитации, т. к. считается, что только с её помощью можно достичь пробуждения (просветления, сатори) через озарение и познать истинную природу вещей. Дзэн признаёт реальность окружающего мира, но воспринимает его как неистинный, иллюзорный, ничто (му). Важным принципом дзэн является учение о тотальной взаимосвязи всего в мире, отрицание противоречий, различия между объектом и субъектом и так далее. Последователи дзэн, также, как и индуисты, считают, что сокровенные истины можно передавать лишь от учителя к ученику, от человека к человеку, а не через трактаты учений, хотя вначале своего становления дзэн отрицал авторитеты в. т. ч. и учителей.

Со временем в дзэн сложилась своя литература, сборники коанов (нелепых, абсурдных загадок), правил медитации, искусства, свои трактаты и т. д. Примечание; коан, это иррациональная загадка содержащая элемент парадоксальности, которую невозможно решить с помощью логического мышления. Например, «Удар двумя ладонями - это хлопок, а как звучит хлопок одной ладонью?». Решение таких загадок помогает сделать ум свободнее, учит мышлению нелогическому, помогая человеку таким образом освободиться от установок и ограничений логического мышления (т. е. от раскладывания по полочкам в строго определённом порядке, существующем в математике).

Возникнувшее в Китае направление буддизма – дзен-буддизм Японии сохранил в себе основу китайского даосизма - понятие Дао. В основе японского дзэн-буддизма лежит представление о единой сущности Будды и всех существ, о естественном жизненном пути Дао, который выше всех теоретических методов. Главное отличие дзэн-буддизма от других школ, это расчёт на достижение озарения ума – «мгновенное просветление» или сатори, которое, тем не менее, не отрицает, а требует целенаправленной деятельности и поведения человека (включая йогу и медитацию) для его достижения.

Основные направления и понятия буддизма.

«Большая колесница» (Махаяна), самое распространенное в мире направление буддизма. От хинаяны отличается большой формальностью, наличием большого количества обрядов, священных текстов и многообразием религиозной практики. Не требует отречения от мирской жизни.

Тхеревада (пали), старейшая буддийская школа с названием строгого «учения старейшин» VI век до новой эры. Для русскоязычного читателя больше известно название этого направления буддизма как Хинаяна или «Малая колесница», «Малый путь». термином Хинаяна с XIX века буддологи начали обозначать буддийские южные школы Тхеревады. С середины XX столетия на Шестом буддийском соборе в Бирме, для обозначения Тхеревады, было решено больше не употреблять название Хинаяна.

«Алмазная колесница» (Ваджраяна – санскрит). Активно использует йогические практики с большим количеством медитативной техники. Наибольшее распространение получила в Тибете, под более известным там названием Тантра.

Тибетско-монгольская форма буддизма, сочетающая черты махаяны и ваджраяны называется ламаизм. Распространён в автономных районах Тибет и Внутренняя Монголия (КНР), в Монголии и отдельных районах Непала и на территории России.

Бхавачакра (санскрит – «колесо, бытия», «колесо жизни»), бесконечная цепь перерождений человека в сансаре вследствие кармы. Карма (санскрит – действие), термин, применяемый для Бхавачакры, упрощённо можно применять к понятию судьбы, как закон воздаяния, закон причин и следствий (причинности). Понятие кармы одно из основных в индуизме, в котором имеется Карма-Йога.

Четыре благородных истины:

  1. Жизнь в мире есть страдание. Примечание: к страданиям относятся боль, мучения, различные состояния неудовлетворённости жизнью, невозможность осуществления планов по достижению целей и недостаток насущно необходимого, огорчения, обиды и т. п.
  2. Страдания вызываются причинами, основными из которых является стремление к нахлебничеству и насилию части невежественных, низменных людей, жадность, или алчность людей. Будда называл алчность императрицей мира, жадные (алчные) люди стремятся к монопольной, имперской власти, незаконному обогащению доступному при её наличии.
  3. Страдания есть возможность прекратить (или уменьшить) отказом от привязанностей, и они могут исчезнуть, если люди преодолеют свой эгоизм. Примечание: практически страдания человека продолжаются всю жизнь, если не по его вине, так по вине человеческой общности или социума.
  4. Есть путь, который может привести к прекращению страданий, - т. е. благородный восьмеричный путь.

Поскольку перевод не отражает того смысла, который заложен в четырёх благородных истинах, даны примечания, а то что предписывает благородный восьмеричный путь дано в современной интерпретации. Практически первые шесть этапов восьмеричного пути, это развитие морально-нравственных качеств человека.

Благородный восьмеричный путь.

  1. Правильное отражение окружающей действительности (правильное познание) и достижение правильного понимания.
  2. Правильное мышление (размышление) – мирное размышление.
  3. Правильная речь. Основное в речи человека это воздержание ото лжи, оскорблений, двусмысленности, грубости.
  4. Правильные действия. Воздержание от убийства живых существ, от присвоения чужой собственности, от неправильного образа жизни.
  5. Правильное приобретение средств существования – приобретение своим трудом. Отказ от извращённых занятий для приобретения средств существования.
  6. Правильное усилие. Действия по избавлению от низких, вредных качеств, чтобы не дать им проявиться в поведении (делах).
  7. Правильная внимательность. Внимательность для преодоления (недопущения в поведении и мыслях) алчности и печали по отношению к миру.
  8. Правильная сосредоточенность. Сосредоточение на указанных выше целевых направлениях деятельности.

Восьмеричный благородный это усовершенствованная и приспособленная для человека йога из индуистских йог. Она определяет форму поведения, т. е. правильный образ жизни человека и применима как для буддийских монахов (бикшу), так и для не монахов, а для всех людей в повседневной жизни.

Основная мантра буддизма: ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ («Ом, ты сокровище на лотосе»). Ом – священный звук в индуизме и буддизме. Мани – в Тибете и Монголии название горок камней или отдельных камней с написанной на них мантрой. В мантре слово мани, означает драгоценность – драгоценный камень, жемчужину, падме – цветок красного лотоса, хум – закрывающий (завершающий) мантру краткий звук.

Мандала, символ-рисунок в круге, особая магическая диаграмма, используемая в медитации. Она символизирует совершенство или целостность и является символом нуля, тем самым означая конец или завершение. Мандалы являются вспомогательным средством для медитации. В тибетском буддизме выделяются две основные группы смыслов мандал, первая - обозначение Вселенной, вторая – с изображением богов.

Мандала индуизма янтра (янтра - инструмент) осталась и в буддизме и используется в нём как инструмент в медитации. Это чисто геометрическая мандала, представляющая схему в виде вписанных в квадрат кругов. В центре внутреннего круга изображают несколько наложенных друг на друга треугольников, образующих в центре маленький ромб. Треугольник, обращённый углом вниз, обозначает женское начало, вверх – мужское, символизируя соединение и уравновешенную целостность.

Боги.

Боги. Такого понятия богов как в индуизме в буддизме нет, но многие боги, не желая оставаться неустроенными, перешли в буддизм из индуизма, так как буддизм развивался на основе индуизма, и им было куда переместиться. Буддизм возникший на основе древних религиозно-философских учений Индии не отвергал богов, только Будда учил, что для достижения человеком освобождения главным является не вера в богов или в Высшего Бога, а его усердие в добродетели и целенаправленные усилия по самосовершенствованию изложенные им в Восьмеричном Благородном Пути.

Будда (санскрит Buddha - «просветлённый», «пробуждённый», для русского языка аналог пробудившийся, проснувшийся с очищенным сознанием), существо, достигшее высшей степени развития разума и вышедшее за пределы бытия.

Бодхисаттва (санскрит буддхи – очищенный разум, саттва – «ясность»), сущность достигшего ясного знания о бытии, о жизненном существовании.

Авалокитешвара, один из самых важных бодхисатв в буддизме махаяны и ваджраяны, олицетворяющий сострадание.

Майтрейя («связанный с дружбой»), бодхисатва и будда грядущего мирового порядка, который придёт на землю в будущем. Примечание: когда речь идёт о самом основателе буддизма, то Будда пишется с большой буквы, когда о других буддах, то с маленькой.

Мара (санскрит mara – убивающий, уничтожающий) бог зла, разрушения и всего того, что приводит к смерти, на хинди марна – убивать.

Яма, бог смерти, владыка царства умерших.

Буддийские культовые сооружения или храмы берут своё происхождение от ступы – надгробия над прахом Будды. в буддизме распространено почитание (культ) священных реликвий. К ним относятся зуб Будды, частицы его пепла, вещи буддийских святых, священные сутры (высказывании Будды и буддийских мудрецов и т. п.

Пагода (португ. Pagoda, от санскр. бхагават – священный), буддийское мемориальное сооружение и хранилище реликвий. Имеют вид павильона или башни (часто многоярусной), возникли в начале н. э. в Китае, известны в Корее, Японии, Вьетнаме.

Ступа (санскр., буквально – куча земли или камней) в индийской архитектуре буддистское символичное и мемориальное сооружение, хранилище реликвий. С первых веков до нашей эры известны полусферические ступы, позже башнеобразные.

В Азии известны такие священные места: Санчи, Великая ступа, строительство которой начато императором Ашокой, около 250 г. до н. э., Пра-Патомчеди, высочайшая ступа Таиланда (115 м), начатая около 500 г. н. э. (западный Бангкок), пагода Шведогон, покрытая золотом высшая точка столицы Мьянмы (100 м) и центр религиозной жизни страны и другие.

Тибет.

До появления в Тибете буддизма там были свои религиозные верования под названием бон (тиб. – «заклинать, призывать») включавшие в себя различные народные культы, шаманизм и заимствованные с древнеиранской религии культы. Эти верования оказали огромное влияние на формирование тибетского буддизма. Используя один и тот же язык и развиваясь в одном и том же культурном окружении, под влиянием буддизма религия бон приняла такую же, как и в буддизме, конечную цель – просветление (санчже, санскрит - бодхи). Буддизм в Тибете настолько прочно укрепился, что страна стала одним из основных центров буддизма, а тибетская культура и сегодня вызывает интерес во всём мире.

Тибетский буддизм ваджраяны очень отличается от буддизма других направлений. В тибетский буддизм вошло множество добуддийских представлений и божеств Тибета. А происхождение тибетцев, также, как и других людей не обошлось без животных, в древности считалось, что тибетцы потомки брака горной ведьмы и обезьяны.

В Тибете огромное значение придаётся медитации, техника которой передаётся от учителя к ученику, поэтому роль учителя в буддизме Тибета велика и в стране сложился институт учителей - лам.

Далай-лама [от монгольского – море (мудрости) и лама (тибетское, буквально – высший монах], титул с XVI века первосвященника в ламаистской церкви в Тибете (происхождение института далай-ламы относится к началу XV века). XIV далай-лама эмигрировал в Индию. Далай-лама считается земным воплощением Будды милосердия Авалокитешвары.

Это только одна часть истории буддизма Тибета и жизни в ней населения, а что происходило в действительности можно, и то только частично, узнать из истории. Как и везде в мире там были войны и свой жизненный путь и страдания людей.

О Тибете.

Тибет, район Центральной Азии в пределах Тибетского нагорья. Территория Тибета в административном отношении разделена между Тибетским автономным районом и соседними провинциями Китая.

Тибетский автономный район (Тибет, китайское Сицзан). Тибетское государство возникло в VII веке. В XIII-XIV веках Тибет находился в зависимости от Монголов. С XVIII века он в составе Китая (включён в него маньчжурской династией Цин) при сохранении правительства далай-ламы. В 1949 году Китай нападает на Тибет, а в 1951 г. между правительством КНР и тибетскими властями заключено соглашение о мероприятиях по мирному освобождению Тибета. В 1959 г. XIV далай-лама эмигрировал в Индию. В Тибете была организована система военно-контрольных комитетов. В 1965 г. был создан Тибетский автономный район.

Тибетское нагорье одно из самых больших (около 2 млн. км2) и высоких на земном шаре расположенное в Центральной Азии и Китае. Рельеф сочетает плоские или слабо всхолмленные равнины высотой 4-5 т. м. и хребты высотой 6-7 т. м. Климат резко континентальный, суровый, температуры в январе от 0 до -20°C, в июле от 5 до 15°C. Территория используется в основном как пастбища. Преобладают щебенистые высокогорные (холодные) пустыни и полупустыни. Условия жизни всегда накладывают свой отпечаток на поведение людей.

Древние тибетцы были воинственными людьми, перед ними трепетала вся Азия. Они несколько раз брали штурмом столицу китайской империи Тан. Одерживали победы над индийскими династиями, завоёвывали опорные города Великого Шелкового пути, в нескольких битвах разбили багдадского халифа. Луки и мечи никогда не покидали тибетцев, они почитали физическую силу и презирали старость, прославляли смерть на поле брани и считали за позор пасть жертвой болезни. Общество тибетцев подчинялось строгой военной дисциплине, основанной на насилии, с наказанием даже за ничтожную повинность. Они вырезали глаза, отрезали ступни или нос, устраивали провинившемуся порку кожаными кнутами. Позже тибетская нация демилитаризировалась. К концу XVII века преобразование Тибета было завершено, вместо мечей люди вооружились серпами, на месте крепостей были построены буддийские храмы, возникло мирное общество чуждое насилию.

На протяжении восемьсот лет Тибет обходился без армии. Правители соседних государств стали учениками тибетских лам, обещая защищать Тибет от внешних врагов. Однако окружающий «цивилизованный» мир не мог примириться с такой ситуацией. Уже в 1873-1874 годах «цивилизованные» хищники-грабители из Англии предприняли попытку захватить Тибет, и поэтому Тибет слал закрытой страной для иностранцев. А в марте 1904 года экспедиционный корпус британских захватчиков вторгся в пределы Тибета и буквально расстрелял его тысячную армию.

Дальнейшая судьба Тибета и его народа решалась земными «богами» и государствами, жаждущими власти и крови, с позиции силы и их возможностей насилия над другими государствами. 21 августа 1907 г. Англия и Россия подписывает договор, в соответствии с которым Тибет «представляет сферу интересов» Великобритании, а Монголия – России. После китайской революции 1911 г. Монголия и Тибет объявляют о своей независимости от Китая. А с начала 30-х годов сталинский режим делает ставку на Мао Цзэдуна, который считал Тибет неотъемлемой часть Китая. В 1949 году Китай нападает на своего беззащитного соседа – Тибет и китайские оккупанты начинают грабёж и уничтожение его населения с превращением живых людей в рабов, всячески издеваясь над ними и принуждая их работать от зари до зари.

Основные изменения, внесённые буддизмом в культ Индии.

Будда проповедал «срединный путь», отвергая крайности и чрезмерный аскетизм. Не отвергая существования культов, он обогащал их своими положениями, отменив жертвоприношения. Боги в буддизме есть, но роль бога в жизни людей Буддой отрицалась, также, как и обвинение бога в пороках человечества, в войнах, насилии, а виной всему этому считались люди и их алчность. Кроме этого им объявлено, что в достижении просветление главным является не упование на бога, а собственные усилия человека.

Благодаря демократичности Будды, буддизм не признавал решающего значения каст и кастовых различий в духовном развитии людей, утверждая равенство всех людей. Будда первым принял в общину женщин, первой из которых была его приёмная мать. И даже несмотря на то, что для женщин-монашек были дополнительные ограничения, женщины признавались равными с мужчинами, а некоторые из них достигли просветления при жизни Будды. Так, например, просветления достигла девушка Нагаканья, которая согласно Лотосовой Сутре предложила в дар Будде свою драгоценность, Будда, принимая от неё дар в присутствии учеников, засвидетельствовал достижение ею просветления, за время пока камень переходил из её рук в его руки. Показателен ответ одной из учениц Будды на вопрос «разумников» - «Как она смогла женским ограниченным умом достичь знания Нирваны, которое труднодоступно мудрецам?». Она ответила просто: «Когда сердце успокоено, когда сознание раскрывается, тогда видишь истину. Но если кто подумает женщина я или мужчина, или я то, или другое, пусть Мара занимается им. Врата Бессмертия открыты всем существам. У кого есть уши, пусть приходит, слушает Учение - и верит». Можно добавить к этому и работает, трудится в этом направлении, т. к. просветление и другие достижения зависят от приложенных человеком усилий.

Веротерпимость буддизма является примером для всех религий. В отношении разной веры людей Будда говорил: «Почитай свою веру, но не клевещи на веру ближнего своего». В буддизме нет таких реакционных понятий как в христианстве и исламе, как преследование за ереси, войны за веру, крестовые походы, «джихад» и преследование людей с другой верой.

Буддизм отрицает потусторонность освобождения, в нём нет души как неизменной субстанции, а человеческое «Я» отождествляется с совокупным функционированием определённого набора дхарм, нет противопоставления объекта и субъекта, духа и материи, нет бога как творца и безусловного высшего существа.

Заключение к буддизму.

На пути учения Будды и его жизни было много препятствий, об этом имеется немало историй, и о них невозможно рассказать. Учение Будды и сам он встречало сопротивление, как и среди брахманов, так и среди отшельников и произошло немало событий, прежде чем Учение воплотилось в жизнь.

Как только Будда и его учение стали приобретать влияние, и его община начала расти, поползли слухи, что Шакьямуни, как царский сын, прикрываясь философией, стремится приобрести звание верховного монарха Индии. Это встревожило царя Магадхи Бимбисару, и Будда, зная об этом, поспешил к нему, чтобы заверить его, что он не имеет намерений достигать каких-либо мирских целей. Учение Будды было принято Бимбисарой, и царь Магадхи подарил Будде парк Бенувака. Так Будда приобрёл могущественного покровителя – царя одного из самых сильных княжеств Индии. Кроме этого в подаренном ему парке (или бамбуковой роще) Бенувака был целый комплекс сооружений – жилые домики, беседки, склады для продовольствия, цветники, пруды и источники подземных вод. Благодаря всему этому община Будды стала быстро увеличиваться.

В дальнейшем Бимбисара был лишён трона своим сыном Аджаташатру и содержался в помещении, куда был запрещён вход всем министрам и чиновникам. Аджаташатру хотел убить свою мать царицу Вайдехи за то, что она не оставила своего мужа, навещала и помогала ему. Его остановили мудрый министр царя и сын Бимбисары от наложницы, заявив, что они уходят от принца, т. к. им известно из Вед, что 108000 принцев с начала этого эона захватили трон и убили отцов, он ни один из них не убивал своей матери. И если он совершит убийство своей матери, то это принесёт бесчестье касте царей, и они не могут быть свидетелями такого низкого и презренного поступка. Как видите представления о грехах касты и простых людей отличались и утверждались Ведами, служившими властителям и жрецам.

Аджаташатра отказался от этого намерения и приказал придворной страже заключить свою мать во внутреннем дворе, запретив ей покидать его. Вайдехи воззвала к Будде, и он с двумя учениками явился перед ней. По просьбе царицы он учил её как больше не возрождаться на этой нечистой Земле, где так много зла. Царь не был оставлен учениками Будды, они навещали его до ареста царицы вопреки желаниям сына. Будда представший перед Вайдехи помог царю достичь стадии невозвращения на Землю и научил этому царицу. Позже Бимбисара умер в заточении. Вслед за этим Аджаташатра начал гонения протии Будды и его учеников, но Будда одержал победу и спустя некоторое время Аджаташатра, также как его отец и мать, принял учение Благословенного.

В реальной жизни всегда было трудно найти благородного правителя, также, как и правителей, поддерживающих буддизм и Будду. В Индии таким правителем был император Ашока (III век до н. э.). Ашока был поражён результатом войны, которой он покорил независимое, свободолюбивое царство Калингу на юге Индии. Для его завоевания пришлось убить десятки тысяч людей. После этой войны Ашока отказался от войн. Он приказал вырезать на скалах по всем границам империи, что навсегда отказывается от войн. Эти надписи уцелели до наших времён, а колонна Ашоки со львами на капители, стала гербом современной Индии.

После войны с Калингой Ашока посетил буддийскую общину и стал последователем буддизма. Он строго следил, чтобы нормы буддизма по возможности претворялись в жизнь и поэтому вошёл в историю как первый правитель в мире, который пытался воплотить в политике этические нормы. При Ашоке буддизм из религии небольшой группы людей превратился в религию целой империи и начался его расцвет в Индии.

Демократичный буддизм приходился не по нраву большинству правителей и жрецов-священников, так как он отрицал авторитарные режимы правления и власть всех чиновников вместе с духовенством живущих за счёт других людей. Поэтому за время существования буддизма его приверженцы неоднократно подвергались гонениям и преследованиям. Так необычная популярность буддизма в Китае привела к тому, что в 842-845 годах буддисты подверглись жестоким преследованиям. Учение было запрещено, святилища разрушены, а монахов заставили вернуться в мир. В XX веке китайцы, захватив Тибет, уничтожали людей и принуждали население работать на новую власть и искореняли буддизм, в котором не было предусмотрено такого подчинения захватчикам, какого им хотелось. Мирному сосуществованию буддизма в Японии был положен конец в эпоху «просвещённого правления» императора Мэйдзи (1868-1912 г.), считавшего себя «просвещённым» наследником бога. Буддизм был объявлен в Японской империи вне закона, и его искоренение проходило под лозунгом – «Убивайте буддистов и плюйте на канон». В результате этого многие буддисты были уничтожены или были вынуждены обратиться к мирской жизни и службе на паразитическую власть, буддийские храмы были разрушены или превращены в синтоистские.

Враждебное отношение к буддизму отчётливо прослеживается в политике духовенства христианства и ислама. Тем не менее, буддизм, будучи более древней и миролюбивой религией, чем христианство и ислам, остаётся и сегодня мировой религией.