Часть: Часть 3: Культы (религии)

Глава:

Джайнизм, синтоизм.

Джайнизм, одна из неортодоксальных систем индийской философии возникшая около VI века до нашей эры, система онтологического плюрализма (учения о бытии).

В основе джайнизма лежит учение о таттвах – сущностях, являющихся материалом из которых строится мир, и вместе с тем фундаментальной истиной, из которой строится знание. Две главные таттвы – это джива (душа), основное свойство которой сознание, и аджива (все, что не является душой). Материя в джайнизме относится не к душе, а является одной из разновидностей адживы, обладающей качествами осязаемости, звука, запаха, цвета и вкуса. Материя атомарна, доступна органам чувств, подвержена изменениям, не имеет начала и конца и не является результатом божественного творчества.

Кроме этого существует ещё тонкая, так называемая «кармическая материя», обуславливающая связь души с телом. Единой души, или высшего бога нет, а в мире существует огромное и неизменное количество душ, воплощённых в живые существа или невоплощённых. Примечание: в индуизме наличие невоплощённых душ (брахманов) находящихся в постоянном движении не отрицается, а подтверждается, учения имеют общий территориальный источник познания. Души, как и материя, никем не созданы, существуют изначально и всегда. Всякая душа потенциально всеведуща, всепроникающая и всемогуща, но её возможности ограничены конкретным телом, в котором она живёт.

Этика джайнизма опирается на учение о непричинении зла (ахимса) живому существу. Основателем джайнистской религии считается мудрец (титрханкар) Варджамана еще называемый Махавира (или Джина), живший в IX-VIII веках до нашей эры. Культ джайнизма включает в себя поклонение Махавире и другим тиртханкарам (лидерам ордена).

Джайнизм имеет около трёх миллионов последователей. Даты жизни Махавиры точно не известны, по основным источникам считается, что жил он в VI веке до новой эры и был современником Будды. Как и буддизм, джайнизм явился реакцией на ритуализм и отвлечённую умозрительность брахманизма. Он отвёрг авторитет вед, открыл доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех варн (каст), сохранив индуистское учение о перерождении душ и воздаянии за поступки.

Цель джайнов, как и буддистов – освобождение от перерождений (нирвана), достижимое согласно их учению, для аскета, соблюдающего строгие правила, в частности ахимсы – непричинения вреда живым существам. Джайны делятся на монахов-аскетов и мирян, занимающихся преимущественно торгово-ростовщической деятельностью (согласно джайнизму соблюдение ахимсы делает невозможным для джайна земледелие, ибо вспашка земли может повлечь за собой смерть живых существ – червей, насекомых). Кроме ахимсы, утверждающей право на жизнь всех существ, в джайнизме считается важным отказ от категоричных суждений и от собственности – причин и источников самомнения человека.

Даты жизни основателя джайнизма Махавиры традиционно относятся к 624-544 или 564/63-484/83 годам до нашей эры. Так же, как и его старший современник Гаутама Будда, Махавира принадлежал к касте кштариев и проповедовал в долине реки Ганга. Будда проповедовал своё учение 45 лет, а Махавира 30 лет.

В семье Варджамана, правителя Кундаграмы (вблизи современной Патны, Индия) Махавира был младшим сыном. По одной из версий он женился на принцессе Яшоде и имел дочь Аноджу. От семейной жизни отказался и присоединился к аскетическому ордену Парсвантха. В течение 12 лет путешествует в молчании и медитации, обнажённый и нищий. В возрасте 41 или 42 года он достигает вершины знания (кевалы) под деревом сала в Джримбхиаграме на реке Риджупалика. Был провозглашён тиртханкарам (лидером ордена) и основал джайнизм. После того как одиннадцать брахманов стали его главными учениками (гаданхарами) вовлёк множество последователей (мужчин и женщин, монахов и мирян) в свою организацию. Умер в Паве недалеко от места рождения в возрасте 72 года, уморив себя голодом. Был объявлен Махавирой (Великим героем). Махавира делал упор на вегетарианство и математические концепции. Сформулировал «пять великих обетов»: воздержание от секса, непричинение вреда живому, отвержение всякого материализма, правдивость, отвержение стяжательства.

В конце первого века джайны раскололись на две секты – Дигамбары («Одетые светом», т. е. обнажённые, и Шветамбары («Одетые в белое», из них некоторые также ходят обнажёнными). Дигамбары считают, что женщины не могут обрести спасения в этой жизни, но перерождение может изменить их статус в следующей жизни через аскетизм. Верят, что истинный канон утерян и следуют различным предписаниям. Шветамбары верят, что XIX тиртханкар Маллинатха был принцессой, следуют канону Агама. Члены этой подсекты стханакаваси (основана в 1653 г.) перевязывают рот, чтобы нечаянно не проглотить насекомое. Возражают против поклонения изображениям.

Синтоизм.

Синтоизм (японское «синто» буквальный перевод – путь богов), религия, возникшая в Японии при первобытнообщинном строе и претерпевшая в своём развитии значительные изменения. Примечание: путь в переводе синто означает учение, или жизненный путь богов. Впервые термин «синто» стал употребляться в XVIII веке, чтобы отличить его от буддизма, из которого были заимствованы многие обряды и представления. В 1868 г. синтоизм был провозглашён государственной религией и формально был ею до 1946 г., фактически начав терять своё значение ещё с конца XIX века. Главным в синтоизме является поклонение многочисленным ками (духам), которые первоначально олицетворялись в животных, растениях, предметах, явлениях природы и душах предков.

Верховной богиней в синтоизме считается богиня Аматерасу, олицетворяющая Солнце (богиня солнца). Её мифический потомок Дзимму - предком японских императоров. С учётом этого мифического происхождения императоров в синтоизме связь между божествами и людьми осуществляется через императора (микадо), потомков и представителей богини Аматерасу на земле. Микадо считается родоначальником всех японцев, и ему воздаются божественные почести. С поражением Японии во второй мировой войне божественное происхождение микадо стало отрицаться. Однако день (11 февраля), когда в 660г до новой эры Дзимму, согласно мифам, вступил на престол, с 1873 г. по 1948 г. и с 1967 г. решением правительства отмечается как день основания империи.

Как и в других древних религиях, животные почитаются – дикий боров символизирует изобилие и храбрость, черепаха – долговечность, тигр – силу веры, журавль – удачу, лошадь – сельскохозяйственное процветание. В Японии часто бывают землетрясения, они также олицетворялись, считалось, что землетрясение вызывалось движениями Морского кота – гигантского сома, живущего на дне океана под Японией.

В синтоизме имеется семь богов удачи: Бентен – богиня искусства и литературы, Бишамон – бог войны и победы, Дайкоку – богатства и удачи, Джуроджин – долголетия и долговечности, Фукурокуджин – пророчества и чудес, Хотен – мудрости, Эбису – удачи рыбака.

В японской культуре кагами имеется Три Великих Сокровища, к которым относятся зеркало, меч и драгоценный камень.

К священным местам в Японии относятся не только храмы, но и горы. Самая почитаемая из гор самая высокая гора Фудзи (3776 м), вторая по святости гора Онтаке и т. д., кроме гор Касихара, могилы первых императоров и святилище 1889 г. Захоронение принца Сётоку (594-607 гг.), буддийского святого (Таши-чо), храм павшим солдатам Ясукуми (Токио), Камакура, бронзовый Великий Будда (1252 г.).