Часть: Часть 3: Культы (религии)

Глава:

Иудаизм.

Иудаизм – монотеистическая религия евреев с культом бога Яхве.

Иудаизм возник в Палестине из языческого политеизма древних племён и с VII века до н. э. стал монотеистической религией. Характерные особенности иудаизма: вера в единого бога Яхве и мессию (спасителя), догмат о «богоизбранности» евреев. Как и другие религии, иудаизм основан на ритуально-культовых отношениях, установленных в обществе, и он содержит множество ритуальных предписаний, охватывающих почти все области быта верующих. Источниками вероучения иудаизма и его культово-политической системы является Ветхий завет (признаваемый и в христианстве) и Талмуд (сложная схоластическая система комментариев к ветхозаветным книгам). Религия распространена среди евреев, большая часть исповедующих иудаизм живёт в Израиле и США. Являясь государственной религией Израиля, иудаизм является и основой его политики. Иудейская церковь – синагога.

Религиозная философия современного иудаизма проникнута мессианистической мистикой, которая связана с историей учения иудаизма и выводом евреев из Египта Моисеем, считающимся мессией. Однако догматизм иудаизма о «богоизбранности» евреев не позволяет им принять мессию, который не устраивает их, т. к. он проповедует равенство людей, а они стремятся к обогащению и господству над людьми не только в своей стране, но и в мире.

Учение иудаизма.

Главным, в вероучении, религии и культе иудаизма, является еврейское священное писание Танах, в которое входят Тора (пятикнижие), Невиим (книги пророков), Ктувим (писания).

Тора содержит пять книг библии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие и Талмуд – комментарии Торы, Мишна вместе с книгой более поздних толкований Гемарой.

Тора известна ещё как священное Пятикнижие, с названием «Пятикнижие Моисеево». Толкователь к Торе, интерпретированный раввинами - Талмуд, представляющий собой собрание догматических, религиозно-этических и правовых положений иудаизма. Термин Талмуд переводится с древнееврейского языка как – изучение). Талмуд складывался и оформлялся длительное время и окончательно сложился в течение нескольких веков (IV до н. э. – V века н. э.). Он состоит из двух частей – «Мишны» и «Гемары».

Самые древние копии Торы переписывались в Вавилоне и Палестине масоретами (хранителями традиций), которые посвятили себя передаче потомкам точного текста Торы. Тора хранилась на свитках, а эти свитки переписывалась от руки на пергаменте писцами с использованием специальных чернил и гусиных перьев.

Раввины, или учителя закона, интерпретировали Тору в комментариях, которые были записаны в «Мишну», разделённую на шесть частей и представляющие основные положения правовой и бытовой организации жизни. Эти шесть частей касались ритуала и жизненного уклада евреев того времени и освещают следующие вопросы в разделах: Сельское хозяйство, Праздники, Гражданское/уголовное право, Брак и развод, Храмовые жертвоприношения и законы питания, Ритуальное очищение. Мишна была книгой более раннего толкования Торы и вошла в Талмуд вместе с книгой более поздних толкований и дополнений-установлений Гемарой.

Невиим (Книги пророков), состоит из восьми книг, из них четыре книги ранних пророков: Иисус Навин, Судьи Израилевы, Самуил, Цари и четырёх книг поздних пророков: Исайя, Иеремия, Иезекииль, 12 малых пророков. Примечание: в синодальном переводе две книги Самуила и две книги Царей обозначены как 4 книги Царств. Они и представляют собой жизнеописание царей и царств.

Ктувим (Писания), содержит одиннадцать книг: Псалтирь, Притчи Соломоновы, Иов, Песнь Песней, Руфь, Плач Иеремии, Екклесиаст, Есфирь, Даниил, Ездра и Неемия, Хроники (Паралипоменон).

Из этих свитков в богослужении особое место занимают пять свитков. Чаще всего читаются псалмы. Песнь Песней читается во время Пасхи. Книга Руфь читается во время Шавуота. Плач Иеремии читается в постный день, когда поминают разрушение Храма в Иерусалиме. Книга Екклесиаста читается во время Суккота. Книга Есфирь читается во время Пурима.

Книги Торы.

Бытие (первая книга Торы) содержит историю формирования родовых отношений патриархата людей до Потопа и после него, а более точно историю рода (родословную) иудеев начиная с Адама и начала родовых отношений после первобытнообщинного строя. Имя Адам в древности означало человек, а имя Ева – жизнь (можно понимать, как перевод имён). Примечание: о происхождении человека смотри раздел в ч. 1 Инволюция и инволюция и заключение к эволюции и инволюции в конце раздела Мутации.

Исход (вторая книга Торы) содержит рассказы о жизни израильтян в Египте, об их возвращении обратно в Ханаанские земли, о происходивших в этот период событиях. Примечание: Возвратиться в Ханаанские земли евреи были вынуждены вследствие их притеснения и принуждения к труду в Египте. Желание евреев получить свободу от рабства встретило сопротивление египетского фараона и ожесточило отношения евреев с властью фараона. Моисей стал вождём, предводителем евреев, используя магию и магические приёмы, превращая жезл в змею и обратно, этот приём был и у египтян. В этой же книге говорится о получении Моисеем Синайского законодательства на горе Синай – Десяти заповедей.

Левит (третья книга Торы) повествует об установлениях касающихся принесения жертв Богу, об учреждении у израильтян особого жреческого сословия (таких же нахлебников народа, как и во многих других религиях), наставления о соблюдении Синайского законодательства, чтобы евреям оставаться «народом божьим».

Числа (четвертая книга Торы) повествует о подготовке евреев к переходу в другие земли и дальнейшем пути в землю Ханаанскую до Моавитских равнин.

Второзаконие (пятая книга Торы) содержит длинную речь Моисея на равнинах Моавитских о божьих установлениях, и о последних днях Моисея.

Книги библии, касающиеся истории еврейского народа (его правящей или господствующей части).

Книга Иисуса Навина (преемника Моисея) содержит описание завоевания иудеями земли Ханаанской и её разделение между двенадцатью племенами (коленами), предсмертное завещание Навина, рассказ о его смерти и погребении.

Примечание: Евреи, возвратившись в когда-то покинутые ими земли, нашли их обжитыми другими народами и начали их завоевание для своего расселения. Завоевали, а точнее захватили евреи земли других народов (Ханаана), около 1235-1200 гг. до н. э. В этой книге еврейский бог одобряет захват чужих земель с помощью войны.

Иисус Навин, в библейской мифологии слуга и сподвижник Моисея. После смерти Моисея стал его преемником. Он не является автором «Книги Иисуса Навина» Ветхого завета, т. к. первоначальное написание этой книги датируется приблизительно V веком до новой эры. Книга написана жрецами, служившими рабовладельческому строю, поэтому и то, что бог дал им эту землю, обычная политическая уловка оправдывающая насильственное присвоение чужих земель и собственности.

Книга Судей о судьях и событиях их времени. Описание истории междоусобной войны колена (племени) Вениаминова и остальных одиннадцати иудейских племён.

Книга Руфи – короткий рассказ о моавитянке Руфи, жившей во времена Судей. По её линии родства произошёл знаменитый у израильтян царь Давид, который царствовал примерно в 1000-961 годах до н. э.

Первая Книга царств повествует об истории установления у иудеев царской власти и событиях, происходивших во время власти (около 1050-1020 годов до н. э.) первого царя Саула.

Вторая Книга Царств описывает события во время царствования Давида до нового неблагоприятного явления жизни - дней моровой язвы в Израиле.

Третья Книга Царств описывает события конца царствования Давида, времени царствования Соломона. Империя Соломона существовала – около 961-922 гг. до н. э., в период его царствования происходило и строительство Храма. О разделении еврейского государства между сыновьями Соломона и вызванным этим расколе между образовавшимися царствами Израиль и Иудея (922-722 гг. до н. э.). Раскол длился до 722 г. до н. э., до той поры, пока ассирийцы не разрушили Самарию, третью и последнюю столицу северного царства и аннексировали Израиль.

Примечание: строительство знаменитого храма Соломона в Иерусалиме было начато в четвёртый год правления Соломона и завершено в течение семи лет в 950-х годах до н. э. Здание храма служило культовым центром евреев до его разрушения вавилонянами в 586 г. до н. э. Храм входил в часть комплекса, располагающегося к северу от Иерусалима и включал в себя дворец Соломона.

Четвёртая Книга Царств содержит описание времени правления израильских царей, повествует о пророках Илии и Елисее. Также об уводе евреев в Вавилонский плен. Примечание: Вавилонское пленение евреев – 586-539 гг., возвращение из Вавилона 538-525 гг. до н. э.

Выборочно о содержании учения.

Бытие, первая книга Торы, или «Пятикнижия» Моисея начинается с истории о сотворении мира, животных и высшей ступени живых организмов – человека. В самом начале книги указывается, что создание живого мира началось с водного мира: «Да произведёт вода пресмыкающихся, душу живую; и да полетят птицы над землёю, по тверди небесной». Описания сотворения мира очень схематичны, но их изложение не лишено эволюционной последовательности.

Создание человека из праха земного заимствовано в иудаизм из древнеегипетской религии, как аналогия создания священных жуков скарабеев перенесённая на человека, при условии, что у египтян и других народов с которыми сообщались евреи, не было такой легенды о сотворении человека из праха (вещества) земного. В этом заключении нет ничего нового для современного человека, т. к. всё земное состоит из тех материалов, которые есть на земле. До нас из всех мифов и легенд дошла только какая-то их часть, отобранная людьми и записанная в книги. Древние люди, в отличие современных людей и «учёных», живя в постоянном контакте с природой, видели, что всё создаётся и произрастает из земли и в неё же возвращается. Из этого они могли сделать вывод о том, что всё на земле создаётся из земного вещества (глины или праха, которые вследствие изучения позже стали называться химическими органическими элементами) и после смерти и распада на элементы всё в землю возвращается. В древнегреческой и древнеримской религии об этом сказано – земля породила, или создала Небо, Урана, а затем ею были рождены шесть сыновей и шесть дочерей (по числу месяцев года) – могучих, грозных титанов.

Основное, о чём повествует книга Бытие, это хроники жизни патриархов, родовой знати (лиц господствующего класса, сословий) евреев без указания дат или периода времени, в которое они происходили. Наряду с описаниями некоторых событий жизни, особенно первая книга полна родословных – кто от кого и как зачинал (в библии – «входил») и поимённым указанием, кто в результате этого родился и как образовывались еврейские племена. Колен (или племён) у евреев, согласно библии, двенадцать: Иуда, Завулон, Иссахар, Рувим, Гад, Симеон, Ефрем, Вениамин, Манассия, Дан, Асир, Неффалим. Век патриархов Авраама, Исаака, Иакова и Иосифа, о котором рассказывается в библии охватывает период около 2000-1400 гг. до н. э.

Адам, в Библии и Коране первочеловек, и отец рода человеческого. Ева, жена Адама, сотворённая богом из ребра Адама. Первая женщина и праматерь рода человеческого. Поддавшись искушению змея, Ева, а за ней и Адам, вкусили в Эдеме (раю) запретный плод с древа познания добра и зла, нарушив предписание бога. За это Ева и Адам лишены богом бессмертия и изгнаны из рая.

По книге Бытие первого человека бог поселил в саду (оазисе – имеющемся в пустынной местности на востоке от места развития описанных событий) в Эдеме для того чтобы человек возделывал землю Эдема и хранил его, запретив ему вкушать плоды познания добра и зла. Бог сотворил для Адама (Адам в истории подразумевается не как физическое лицо, а как обобщённый образ человека) и помощника, точнее помощницу – жену, которая соблазнилась на хитрость змея сама и соблазнила Адама на познание добра и зла. За нарушение запрета и познание добра и зла, начавшегося с совокупления со змеем, и нежелание человека трудом своим обеспечивать свою жизнь бог изгнал Адама и Еву из Эдема, для того чтобы трудились и возделывали землю в других местах. Примечание: Африка колыбель человечества, в которой на определённом этапе эволюции и размножения человеку уже невозможно было заниматься только собирательством плодов и охотой на диких животных, поэтому им пришлось выращивать плоды, возделывая землю. Рай Эдемский (прообразом которого стал оазис в пустынной местности) не мог прокормить и вместить размножающихся и не трудящихся людей, поэтому их изгнали из рая для расселения по земле и работы на ней. Всё это произошло естественным путём, только истолковано в библии иначе – с помощью схоластических мудрствований и ухищрений.

Далее от детей человеческих начинаются дары «богу» (точнее каким-то человеческим и обожествлённым лицам), которые нравятся или не нравятся богу, и он начинает делить подносящих ему дары на угодных и неугодных людей, а это говорит только об обычных человеческих представлениях на подношения и подарки. Стремление к удовлетворению желаний-похотей «богов» приводит к разделению ими людей на добрых и злых. В результате такого разделения людей на добрых и злых, которое создал бог на основе «преподношений», Каин убивает брата своего Авеля. Примечание: всё это писали жрецы, которые жили вначале на подношениях от людей, а затем за счёт налогов на них. А есть и история, в которой Иисус говорит, что Каин родился от змея-Диавола обольстившего Еву, превратившись в красивого юношу, после чего Адам преисполнился желания греха и удовлетворил его с Евой в прославление змея. Все эти истории, являются представлениями людей того времени, не знавших глубоко процессов биологического развития живых организмов.

Хотя в книге Бытие и говорится о том, что Адам был первым человеком на земле, это в ней же и опровергается. О том, что люди уже были на земле до Адама, говорит и библейский диалог Каина с «богом», когда он изгонял его от семьи Адама и лица своего. При этом также говорится и то, что бог сделал убийце ближнего своего Каину знамение, чтобы никто (из людей), встретившись с ним, не убил его в чужеземных странах. По указанному мифологическому сюжету можно заключить, что еврейский бог оберегает убийц, т. к. их религия оправдывает агрессивную политику Израиля. Но не только иудаизм реакционная религия, реакционными являются и её ответвлённые религиозно-политические системы – христианство и ислам, которые также оправдывают агрессивность и войны, жизнь за счёт других людей и народов. Заветы у них вполне нормальные «Не убий», покорность (проповедуемая в христианстве и исламе), и не бери чужого, а вот дела их религиозных деятелей и властей этим заповедям не соответствуют.

Похожий сюжет с убийством брата имеется в древнеегипетской религии-мифологии, в котором Сет, считающийся богом пустыни и чужеземных стран, убивает своего брата Осириса. Затем в библии этот изменённый и подработанный сюжет появляется как убийство Каином своего брата Авеля. Евреи не один раз бывали в Египте, причём довольно длительное время, и это не могло не сказаться на их мифологии.

В мифологии ряда народов упоминается Всемирный потоп, который ими считается «божьей карой», ниспосланной на человечество и на всё живое на земле. В книге Бытие, это истребление всего живого на земле произошло за великое развращение человека. По библейскому мифу, во время всемирного потопа спаслись в ковчеге (судне) праведник Ной с семьёй и по паре «от всякой плоти». Только не указывается в ней, где сыновья его взяли женщин для размножения, или пользовались размножением с кровосмешением, как Лот со своими дочерями. Да и семья Ноя была далеко не праведной, как об этом полагают.

Говоря в отношении Потопа в свете современных знаний, о котором указано в библии, нужно отметить - люди того времени и не представляли себе какого размера Земля, так что речь может идти, в лучшем случае, о каком-то местном затоплении долины между горами. Он мог появиться как изменённый миф существовавший в Вавилонии, да и Вавилонская башня находилась в долине Сахи окружённой горами и возможно подвергшийся затоплению. Затопления больших участков суши и сейчас не редкость, не говоря о более древних временах, когда стихийно менялся облик Земли. Относительно ковчега Ноя, то даже если он был величиной с самое большое современное судно, оно не могло вместить многообразия животного мира даже относительно небольшого участка суши.

С тех времён понятие ковчег в религиях расширилось образно, как «спасение». В христианстве термин ковчег употребляется и как общее название предметов церковного обихода, служащих вместилищем культовых реликвий. В синагогах ковчегом называется шкаф для хранения «Пятикнижия». Учитывая эти значения употребления термина ковчег, можно заключить, что этот термин употребляется в значении синонима - «средство или средства спасения, а также и место обитания».

У Ноя, обрётшего благодать у бога за праведность в роду евреев, было трое сыновей, которых он взял в свой ковчег спасения – Сим, Хам и Иафет. Если же судить по указанному в «Бытие» происхождению населения всей Земли от трёх сыновей Ноя (Сим, Хам и Иафет), то примерно одна треть её населения обычные хамы.

Ведь и у старца Ноя сын был – Хам,

Заносчив, низок в помыслах, упрям,

И предал старец Ной его проклятью,

И отчужденья заклеймил печатью.

Джами (1414-1492).

Если же не верить в происхождение от потомства Ноя всего населения земли, а только одного из народов, то остаётся только одна двенадцати коленная нация на одну треть или больше хамская.

Примечание: в иудаизме радуга считается знамением завета, данного богом Ною после потопа, якобы исходящего от бога: «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтобы она была знамением вечного завета между Мною и между землёю». В отличие от даосизма, в котором радуга считалась неблагоприятным явлением, в иудаизме это довольно обычное явление в средних широтах истолковано не только как благоприятный признак, а как знамение завета.

В Книге Бытия уже с первых глав повторяется девиз евреев, якобы данный им богом: «Плодитесь и размножайтесь, заполняйте землю и обладайте ею» - да страшится и трепещет перед вами всё живое, «…вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней». Главное направление в жизни евреев, утверждаемое ими в Библии – обогащение и размножение, вместе с гордыней, выраженные в якобы «избранности богом» еврейского народа и отделении его в обособленный «божий» род или народ.

Из Харрана потомок Ноя и родоначальник еврейского народа Авраам для того чтобы производить «великий народ» отправляется в Ханаанскую землю. И из-за усиления голода в той земле, до которой он дошёл, он пришёл к Египту. Перед входом в Египет, расчётливый Авраам для получения выгодных условий для проживания в Египте договорился с Сарой о лжи, они обманули египтян, сказав, что Сара не жена Авраама, а его сестра. Сара стала женой фараона, а Авраам-сутенёр его «родственником» и благодаря лжи увеличил обманным путём своё богатство. При этом, как это ни странно, еврейский бог поразил фараона и дом его за Сару, а не лжеца Авраама с Сарой, возможно и приложивших к болезням фараона руки. Фараон оказался благоразумным – отдал Аврааму жену, но всё же для избегания подлогов, он решил изгнать его из Египта и дал повеление своим людям выпроводить Авраама с его женой и всем его имуществом, рабами и рабынями за пределы своего царства.

Второй раз сутенёрский приём с обманом Авраама помог ему получить от Герарского царя Авимелеха приличное вознаграждение. Произошло это, потому что Авимелех верил снам. Во сне он увидел, или услышал угрожавшего ему смертью еврейского бога за то, что он взял себе чужую жену (проститутку-жену Сару, которую Авраам назвал своей сестрой по древнему бизнесу). Вместе с тем этот эпизод подчёркивает и качества еврейского бога и «праведности» его служителей, бог который не в первый раз наказывает невиновных и оправдывает Авраама, виновного в подлоге – делайте выводы о боге, которому они поклоняются и всей религиозно-политической системе евреев. На упрёк Авимелеха за сделанную подлость Авраам ответил; «да она и подлинно сестра мне: она дочь отца моего, только не дочь матери моей». Этим в Бытие ещё подчёркивается и кровосмешение – половые отношения между близкими родственниками, существовавшие и распространённые в быту евреев.

Непонятно почему и взамен чего бог обещает Аврааму бесчисленное потомство, и дать его семени землю десяти народов (хотя надо заметить, что кроме Авраама об этом никто не знал и не слышал), лишив земли работающих и живущих на ней людей. Вот уж поистине – пути господни неисповедимы. Авраам стремился к размножению и нашёл для этого «праведный» путь. От праведника-пророка Авраама беременеет служанка Сары, а Сара, узнав об этом, выгоняет беременную служанку Агарь в пустыню. Агарь не найдя пристанища вскоре вернулась. Позже, когда Сара смогла родить, то уже Авраам сам выгнал рабыню-служанку Агарь с ребёнком из своего дома в пустыню, даже не дав ей и сребреника, так велика была его лживая «праведность», а любовь к богатству больше любви к потомству, правильно называемая чрезмерной жадностью. Да и как не выполнить требование Сары, если сутенёр Авраам с её помощью дважды увеличил своё богатство.

Лот, племянник Авраама. После гибели города Содома и превращения жены в соляной столб (за то, что она оглянулась, несмотря на запрет бога) дочери его вступили с ним в половую связь, напоив его, чтобы продолжить потомственный племенной род? Так истолковали беспорядочные половые связи евреи, но на самом деле причиной для этой связи послужил ещё преобладавший у рода полигамный уровень стадных половых отношений. После бегства из Содома Лот с двумя дочерями жил в пещере и здесь нет смысла говорить о том, что была необходимость таким образом продолжать племенной род, т. к. на земле было много людей. Примечание: о соляном столбе Лот мог узнать только в том случае, если жена его шла впереди него, иначе ему пришлось бы оглянуться. Да и сказано Лоту было только то, что обычно говорится людям чтобы они не задерживались. «Не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей», Огонь и сера, погубившие Содом говорят о вулканическом извержении, для которого характерен выброс диоксида серы и огня, или раскалённой лавы. Да и спасаться Лоту предложили на горе, т. е. там, где можно избежать потоков растекающейся лавы вулкана.

Примерно также вёл себя и Иаков, завладевший обманом богатством Лавана, угнавший скот и похитивший имущество. А все эти объяснения о рождении пёстрого скота от пёстрого или с крапинками обычный обман, с помощью которого Иаков завладел имуществом. Не рождается от бурого скота белый или зелёный, как и от еврея цыган, хотя склонности к воровству и присвоению чужого есть у обоих народов. Иаков, хотя и считается патриархом, он, как и Авраам уже был рабовладельцем, и ему служили люди, ставшие его рабами, в том числе и из еврейского народа. А ведь сам Иаков, отказавшись от оплаты и постепенно прибравший к рукам имущество Лаваны за свою службу ему, сам не отдавал своё имущество рабам его создавшим, поэтому это обычные уловки с рассказами о том, что это было божьим повелением – обычная чушь, скрывающая ложь. Иаков угоняет весь скот Лавана, а Рахиль ворует божков Лаваны, а позже Иаков нарекает себя вторым именем - Израилем, в переводе или смысловом значении означающим - одолевающим людей (в библии человеков). Это одна из форм комменсализма, присущая Израилю и господствующим классам всех капиталистических стран, включая государства образованные на территории СССР.

В книге Бытие также рассказывает об истории правнука Авраама – Иосифе, проданном соплеменниками в рабство и попавшего к царедворцу фараона. В Египте, благодаря разгадыванию снов Иосиф достигает вершины власти при фараоне. Израильтяне в это время вновь столкнулись с таким неблагоприятным явлением жизни как голод, и чтобы избежать страданий, вынуждены были покинуть Ханаанские земли и уйти в Египет.

Евреи искали более благоприятной жизни и нашли её в Египте при Иосифе, но шло время, и ситуация изменилась, Иосиф умер, власть сменилась. В Египте евреи сильно размножились и своей многочисленностью стали представлять угрозу для новой власти и коренных египтян. Египетские власти начали больше притеснять евреев пытаясь ограничить их размножение.

После этих возникших разногласий начинается исход евреев из Египта и возвращение в Ханаанские земли. Главное действующее лицо в изложении книги Исход – Моисей. Моисей был магом, и использовал для того чтобы стать вождём евреев, магические приёмы, распространённые в то время у всех народов. Маги находились у власти у многих народов, у евреев и царь Соломон был магом.

Моисей, предводитель израильских племён, считается евреями призванным богом Яхве вывести израильтян из фараоновского рабства между расступившимися водами «Чермного» (Красного) моря. На горе Синай Моисею даны богом скрижали с «Десятью заповедями». В иудаизме, христианстве и мусульман Моисей считается пророком. Пророки - религиозно-политические проповедники и ораторы в иудаизме.

Десять заповедей данных Богом Моисею на горе Синай.

  1. …Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения и не служи им.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно…
  4. Помни день субботний (седьмой день недели в то время), чтобы святить его…
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились годы твои на земле…
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай его жены, ни раба, ни рабыни…- ничего, что есть у ближнего твоего.

Вслед за этими нравственно-правомерными заповедями и ритуальными требованиями в книге Исход идут законы, которые утверждают частнособственническую структуру общества и рабство людей, с собственностью на них. Например, раб должен был безвозмездно работать и служить еврею шесть лет с последующим его продлением навечно, если раб отказался уйти на волю без своей семьи, при условии, что она у него была. Маловероятно, что евреи так просто и легко отпускали своих рабов через шесть лет. Кроме всего прочего рабу то и идти было некуда, как от одного рабовладельца к другому, т. к. всю собственность, созданную рабом присваивал себе его еврей-рабовладелец.

Есть и другие, правомерные законы, которые, как правило, господствующие классы игнорируют, имея власть и привилегии. Например, «Не следуй за большинством (по примеру следующих за злом людей) на зло, и не решай тяжбы, поступая по большинству (как большинство людей); и бедному не потворствуй в тяжбе его». Содержание приведённого установления говорит о тои, что большинство евреев следовало по пути зла. Далее: «Не суди превратно тяжбы бедного твоего». Примечание: характерной чертой евреев является превратность – искажение фактов в свою пользу – ложь, неправда. «Удаляйся от неправды и не умерщвляй невинного и правого, ибо Я не оправдаю беззаконника» - здесь речь только об убийстве, а о неправде сказано только – удаляться от неё. Поэтому часть этих установлений можно истолковывать так, как это кого-то устраивает, например, власть имущих. В качестве примера и практического опыта страдания человека, попавшего в беду сказано: «Пришельца не обижай и не притесняй душу его, вы знаете душу пришельца, потому что сами были пришельцами в земле Египетской». Это напоминание было существенным только после исхода из Египта, а когда родилось новое поколение евреев, оно утратило свою актуальность. Да и кто разберёт сейчас, кто из людей коренной житель, а кто пришелец и где территория народа, населявшего её, а где захваченная завоевателями. Решили для себя сделать Иерусалим столицей государства и сделали, вопреки всем требованиям международного сообщества.

Дары и подарки осуждаются во всех религиях, т. к. принявший подарок, дар или подношение в любом виде поступает противоправно. Сказано: «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дела правых». Получивший дар, подарок или взятку поступает в своекорыстных целях, и правое дело он истолковывает неправильно, прибегая ко лжи.

Практически почти все книги Ветхого завета содержат описания определённого периода времени и жизни евреев, точнее их царей, включая и книги пророков. Если кому-то нравятся изложенные повествования пророков, то их можно читать, прикладывая выводы пророков к нынешним взаимоотношениям людей, независимо от их национальности. Изложенные в Библии истории ничем не отличаются от историй других народов, кроме того, что евреи считают себя «избранным народом». За эту их избранность они подвергались неоднократным гонениям, и их бог разбросал их по всему миру как создателей-строителей Вавилонской башни, и зачинщиков столпотворений подобных вавилонскому.

Книга Есфирь. Повествует о спасении еврейского народа Есфирью от истребления, которое готовил один из царедворцев персидского царя Артаксеркса. Есфирь стала главной женой царя вследствие отказа царицы Астинь прийти на смотрины перед гостями царя, и он решил её заменить. Выбор пал на красивую и схитрившую Есфирь, как её научил Мардохей, и ничего не сказавшую о своём происхождении и принадлежности к еврейскому народу. Влиянием на царя ей удалось превратить истребление евреев в истребление евреями своих врагов.

Несколько отличается от других книг пророков, книга пророка Екклесиаста. Она представляет собой основанные на его личном опыте рассуждения о возможности земного счастья для человека и о том, какой путь человеку следует избрать, чтобы избежать несчастий и разочарований и достичь на земле уравновешенности и нравственного покоя.

Вероучение иудаизма в процессе эволюции дополнялось и неоднократно претерпевало изменения, как и вся природа земли и быт людей. Не все книги еврейского вероучения появились одновременно. Например, «Книга Есфирь» была составлена около 200 г. до н. э., «Книга Даниила» около 164 г. до н. э., около 60 г. до н. э. были составлены псалмы Соломона (сравните со временем его царствования). Около 200 г. н. э. Иегудой га-Наси в «Мишне» записан еврейский закон, а в 425-75 гг. н. э. происходит составление палестинского Талмуда, а 500-550 годах н. э. составляется вавилонский (считается окончательной версией) Талмуд.

Как и все другие религиозно-культовые политические системы, иудаизм содержал в своём учении установления и законы, правовые нормы рабовладельческого общества и внутриобщинного сосуществования евреев. Это подтверждают и свитки Мёртвого моря, обнаруженные в 1947 году. В Кумране обнаружены манускрипты, включающие весь Ветхий завет и общинные правила ессеев. В Вади-Мураббат найдены два письма Бар-Кохбы, лидера еврейского восстания 132-135 гг. н. э. против римлян, и юридические документы того времени. В Вади-Далия обнаружено около 40 арамейских папирусов с печатями 375-335 гг. до н. э.

Ветхий завет прошёл своё эволюционное развитие и дополнялся по временной документальной хронологии создания Библии, да и один документалист или человек не мог написать всех книг библии. Пятикнижие Моисея могло получить своё название по имени центральной фигуры во всей истории евреев. Моисей умер в 1451 г. до н.э., а весь Ветхий завет формировался и претерпевал изменения длительное время, Исход также не является исключением. Не все мифы были записаны сразу, многие из них передавались устно, а потом записывались редкими в древности писцами, служившими у царей. Примером такой записи может быть и Вавилонское столпотворение, наверняка появившееся только после вавилонского плена, под впечатлением вавилонских зиккуратов и существовавших в Вавилонии легенд.

Не нужно забывать, что и единый бог во всех религиях мог появиться только в результате обобщения явлений, которое сделано людьми с развитием общественных связей, вначале с появлением матриархата и патриархата родовых общин и впоследствии рабовладельческого общества. Язык людей, вместе с их понятиями, также постоянно претерпевает изменения, в процессе эволюции появляются новые формы общества с другими представлениями, укладом и изменёнными именами бога и богов. Примерами смены богов может служить древнеегипетская религия, в древнегреческой религии боги поменялись в результате войны за власть.

В период Иудейского царства (X век до н. э.) бог в книге Бытие называется именем Яхве – характеризуя появление личности в человеческом сообществе и диалогами общения между богом и человеком. Бог поэтому и представляется в Библии как подобный человеку. С развитием государства (IX-VIII века до н. э.) называется именем Элохим, могущественным Богом-Творцом. Примечание: Элохим, в переводе с еврейского буквально «бог богов», Единый Бог, заимствованный из зороастризма. Для ранних религий такое разделение характерно, например, в индуизме бог-творец Брахма, а верховный бог имеет три имени - Ишвара, Нараяна, Махашакти, а от того как назван бог ничего не зависит. В славянской традиции бог Триглав, по трём принципам Инь, Ян и Уравновешенность между творящими началами (между Инь и Ян). Во всех религиях мира много общего, да и всё человечество произошло из Африки, только вот религии придумали разные, чтобы разделить людей и заставить повиноваться авторитарной и далеко не божественной власти.

На формировании культовой системы и религии евреев сказалась история их жизни проживание в Египте, вавилонский плен и другие события. Второзаконие если не написано так изменено в VII веке до н. э. (реформа царя Иосии 621 г.), в VI веке до н. э. сформирован кодекс жрецов. Догматическая косность духовенства и проповедуемых ими учений изменялась с большим трудом, но утверждать, что она оставалась неизменной тоже нельзя, иначе бы и не было христианства и ислама. Нет ни одного законодательства в мире, чтобы оно не изменялось в редакции, записанной в первый раз. При изменениях в текстах не менялись родословные, т. к. в этом нет смысла, и основные десять заповедей, а остальное изложение корректировалось и по ритуалам, и по стилю изложения. Не было смысла и в изменении десяти заповедей (основные заповеди примерно одинаковы во всех религиях) и относятся к морально-этическим нормам поведения людей. Но и эти простые человеческие заповеди не исполнялись жрецами и царями в древности и не исполняются сейчас, а это говорит о неспособности всей религиозно-политической верхушки евреев, их царей и духовенства, а также последователей иудаизма научиться нормальным человеческим правилам поведения в течение шести с лишним тысячелетий.

Что же касается богословских концепций иудаизма, то в них нет ничего особенного, это только одна из форм ранней религиозной политики, которая при поддержке властей Рима превратилась в христианство. Обо всём этом можно было бы и не говорить, если бы не было продолжения этих историй и религиозно-политической системы иудаизма с переходом её в религиозно-политическую систему христианства и ислама, а затем в общую политику капиталистических государств.

Все истории, изложенные в Ветхом завете обычные, жизненные и ничего необычного, и божественного в них нет. Обычные бытовые неурядицы жизни (бытия), а стремление уйти от неблагоприятных условий в лучшие условия и земли были и есть у всех народов и сегодня. Уходили и славяне, пока была возможность переселиться, и были свободные земли - при большом количестве хищных животных там, где они поселились, после землетрясения, когда их дома провалились в образовавшиеся трещины, войнах и т. п., об этом говорится в «Книге Велеса». Однако не все народы, как евреи, претендовали на избранность и власть в новых или покинутых ими прежде землях, землях, обжитых другими народами и ставшими пригодными и благоприятными для проживания. Все такие претензии на избранность и власть основаны на стремлении к паразитизму, господству в своей стране и в мире и ведут к войнам, рабству, насилию над людьми и т. п. явлениям.

Существование евреев, также, как и других народов, связано с войнами (в том числе и с междоусобными) и рабством, эти истории не содержат побед, поэтому излагались в других исторических повествованиях. Кроме этого уже перед началом новой эры появились и другие исторические жанры, стало больше людей способных писать, и письменное повествование уже не было исключительным правом жрецов-священников. Позже появились и художественные повествования, специальная литература и т. п.

События до нашей эры, оказавшие серьёзное влияние на жизнь евреев, но не указанные в Ветхом и Новом заветах. В 332 г. Иерусалим захвачен Александром Македонским, 323-198 годы – Палестина под властью Птолемеев, в 198 г. Банионская битва и Селевкиды завоёвывают Палестину, и она находится под их властью до 168 г. В 168 г. – восстание Маккавеев. 143 г. – восстановление независимого еврейского государства. В 63 г. Помпей ходит в Иерусалим и штурмует Храм и начинается римское правление. Всё это происходило, несмотря на то, что евреи считают себя «богоизбранным» народом. Неясно и по каким причинам бог для себя избрал евреев составляющих 0,3% части человечества. Возможно по этим причинам и возмутило Муххамеда то, что Иисуса называют сыном Бога, при условии, что уже давних времён иудаизм утверждает, что никто не видел бога в человеческом образе. А рождение Иисуса от бога, а не физического лица, заимствовано из греко-римской мифологии, как рождение от Зевса некоторых действующих лиц этих мифов.

Не является исключением из подобных религиозно-исторических книг «Книга Велеса» - священное писание славян, написанное волхвом Ягайло Ганом. Эта книга содержит сказания о пращурах (родоначальниках рода, предках) и богах славян. Она рассказывает об истории не только славян (библия – только евреев), но и других народов Евразии от эпохи прародителей до IX века нашей эры. У славянских народов таких историй как в иудаизме возможно набралось бы и больше, но никто их своевременно не систематизировал и не писал хроники-родословные, т. к. не было такого культа, а позже при христианстве постоянно преследовалась другая вера. Нужно отметить, что волхвы у славян (в отличие от жрецов иудаизма) были не только служителями культа, они как наиболее сознательная и грамотная часть населения в конце X-XI веков принимали активное участие в народных восстаниях на Руси против господствующих классов и угнетения ими людей.

Можете сами прочитать библию и разбираться в еврейской истории жизни, их родословной и «богоизбранности» народа и человека от которых бог отказался сразу, как только они были созданы, выдворив их из Эдема. Это было первое изгнание в их истории, за ними последовали и другие.

Первое крупное преследование евреев было в 1096-1215 годах. В 1099 г. крестоносцы (в крестовых походах) истребляют евреев в Иерусалиме. В 1144г начинаются средневековые обвинения евреев в кровавых жертвоприношениях детей. В 215 г. четвёртый лютеранский собор обязывает евреев носить жёлтые знаки отличия. 1290 г. евреи изгнаны из Англии, 1306 г. их изгоняют из Франции (и повторно в 1394 г.), 1349-1360 из Венгрии и т. д. Из России евреи изгонялись в 1727 г. и из неё они эмигрировали в Польшу.

В 1942-1945 гг. Холокост пытался решить возникшую проблему евреев как «окончательное решение еврейского вопроса» их уничтожением. Во время Холокоста лишилось жизни более 6 миллионов евреев из 16 миллионов, живших во всём мире. Больше всего их погибло в СССР и Польше – 4 600 000, в Венгрии 402 000 и в меньших количествах в других государствах.

Типы иудаизма.

Неортодоксальный: Тора может быть адаптирована к современному миру. Мужчины и женщины молятся вместе, женщины могут быть раввинами. Во время службы применяется иврит и родной язык.

Ортодоксальный: мужчины и женщины молятся раздельно. Женщины не могут быть раввинами. Во время службы используется только иврит.

Реформистский: начало XIX века, Германия, затем США.

Консервативный (1845 г/): порвал с реформистами и развился в США. Принимает Библию, но не Талмуд. Смешивает ортодоксальную практику с реформистскими убеждениями. Первым в Америке целиком поддержал сионизм.

Ультраортодоксальный Хасидский: реформистское движение, сформировавшееся в конце XVIII века на Украине и на юге Польши. Делает упор на внутреннее служение богу и благодать в душе, а не на ритуал. В настоящее время имеет сильные позиции в США и Израиле. Любавичская группа особенно популярна у молодёжи.

Либеральный (1902 г.): ещё более неортодоксальный, чем первые две группы, основан в Лондоне как британская версия американских реформистов.

Политический сионизм (1896-1897 гг.): националистическое движение во имя возвращения евреям исторической родины в Святой земле. Добились своего с провозглашением независимости Израиля в 1948г, и с тех пор поддерживается всеми группами иудаизма.

Разделение на различные ветви, или течения в иудаизме было и до новой эры, ниже перечислены те группы, которые упоминаются в христианстве.

Книжники, переписчики и толкователи Торы, появившиеся до Изгнания 586 г. до н. э. Связаны с фарисеями, а некоторые и с саддукеями и Синедрионом (Синедрион – верховный суд). Починялись писаному кодексу, как залогу спасения. Около 200 г. н. э. составили запись устных преданий (под названием Мишна).

Фарисеи (от греч. отделившиеся), братства, преданные Торе и её строгому соблюдению появившиеся около 150 г. до н. э. в Иудее. Выражали интересы преимущественно средних слоёв населения. Став народной партией они поддерживали пассивное сопротивление греко-римскому владычеству. Они верили устным интерпретациям Торы, в ангелов и демонов, свободу воли, в воскресение из мёртвых. Отдавали 10% всей собственности Храму.

Саддукеи, консервативная и богатая аристократическая партия поддержания статус-кво (первоначального положения), существовавшая в Иудее примерно со 150 г. до н. э. Объединяла высшее жречество, землевладельческую и служилую знать. Обычно поддерживали высшее духовенство и большинство из 71 члена Синедриона. Сотрудничали с Иродами и Римом. В воскресение мёртвых не верили, также, как и в свободную волю человека, ангелов и демонов или устные предания Торы. Считали, что следует радоваться этой жизни. Видные священники обладали монополией на жертвенных животных и брали 10% налог на поддержание Храма. Жизнь в роскоши и брак считали допустимыми.

Ессеи, известная приблизительно со 130 г. до н. э. монашеская группа, удалившаяся в пустыню - главным образом в Кумран на Мёртвом море. Жили без личной собственности общинами как крестьяне или ремесленники под началом Учителя праведности и Совета. В воскресение из мёртвых не верили, ожидали скорого конца света. Календарь, духовенство и храмовые жертвоприношения для них не имели значения.

Зелоты (от греческого – ревнители), экстремистские боевики, рассматривавшие политическую свободу как религиозный императив (повеление). Подпольное движение сопротивления, особенно сильное в Галилее. Наиболее фанатичные из них становились «сикариями» - убийцами вооружёнными кинжалами. Их девиз: «Нет правил, кроме Закона, нет царя, кроме Бога». Ожидали мессию, который поможет их делу. Зелоты выступали против римского владычества и местной иудейской знати. Руководили восстаниями против римлян в 6, 42, 66-73 годах н. э. Последнее сопротивление 900 зелотов было подавлено во время еврейского восстания 66-73 гг. (Иудейская война). Римский полководец Сильва подошёл к крепости Масада и, построив на огромной насыпи 30-метровую осадную башню, смог взять город, обнаружив после взятия города, что все зелоты покончили с собой.

Фетишизм в иудаизме.

Святые места евреев, это материальные вещи-предметы ценные для евреев и места их поклонения, связанные с историей народа. Некоторые из этих мест - Западная стена Храма в Иерусалиме – почитается как единственная сохранившаяся часть Храма, гора Сион, Иерусалим – предполагаемая могила царя Давида. Гора Кармил и могила Илии в Хайфе. Пещера Махпела, священная усыпальница патриархов в Хевроне, Вифлеем (Бетлехем), традиционное местонахождение могилы Рахили и место рождения Давида. Сихем, место крупного святилища и место собраний в период расселения еврейских племён (около 1200-1050 гг. до н. э.).

Еврейские праздники.

Основных праздников шесть.

  1. Праздник кущей (Суккот), сукка или кущи (шалаш). Древний праздник связанный со сбором урожая.
  2. Рошашана (Новый год), молитвы к Богу. Во время службы в синагоге дуют в шофар, призывая к покаянию.
  3. Песах – праздник пресного хлеба, связан с освобождением, исходом из Египта.
  4. Шминиацарет, праздник радости Торы.
  5. Ханука, праздник света в память о восстании Маккавеев. Символизирует победу Бога над злом, длится восемь дней.
  6. Пурим, праздник веселья с масками и погремушками, напоминающий о спасении в Персии евреев от уничтожения Есфирью.

Пасха в иудаизме. Пасха (песах) или праздничный ужин (седер). По ритуалу отличается от христианской пасхи. Во время праздничного ужина имеется пасхальная ритуальная книга, кубок Илии, хранимый до возвращения пророка, праздничные свечи. Обязательная принадлежность маца (пресный хлеб), вино – выпивается по четыре кубков память о четырёх обещаниях Господа об искуплении, бейца (крутое яйцо) – символ жизни и надежды и другие ритуальные блюда, напоминающие о страдании, египетском плене и о пасхальном агнце.

Краткая справка об основателе иудаизма и продолжателе религиозно-политических традиций иудаизма государстве Израиле.

Израиль.

Израиль (по Библии – поражающий людей), наносящий ущерб людям. Государство Израиль расположено в Западной Азии, на восточном побережье Средиземного моря. Территория государства (по решению Генеральной Ассамблеи ООН) 14,1 тыс. км2, вместе с захваченной в арабско-израильской войне 1948-49 гг. территория – 20,7 тыс. км2. Основное население евреи и в меньшинстве арабы, подвергающиеся дискриминации со стороны евреев. Государственный язык иврит, государственная религия иудаизм.

Государство Израиль провозглашено 14 мая 1948г на части территории Палестины (до 1947г - английский мандат) в соответствии с решением Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947г. К власти в Израиле пришла крупная сионистская буржуазия, правительство проводит политику экспансионизма, шовинизма в союзе с США. Постоянно ведёт агрессивные войны. В экономике велика роль иностранного капитала (в т. ч. сионистского, главным образом американского). В основном стимулируется промышленное развитие, направленное на увеличение военно-экономического потенциала, а как следствие и применение вооружённых сил для войны и экспансии.

Изменения, происходившие в окружающем мире и жизни людей, не могли не коснуться и религии иудаизма. Различные направления в религии начали появляться задолго до начала новой эры, а коренные изменения произошли в период правления римлян – зародилось христианство.