Часть: Часть 4: Современный культ – общая культура человечества

Глава:

О культуре.

О культуре много написано и сказано, но, как и во всех других областях человеческой деятельности пишут и рассказывают то, что может привлечь людей, и не говорят о сторонах непривлекательных. Всему в мире свойственна двойственность и нет ничего в материальном мире, что делалось бы бесцельно или не имело бы противоположности. Культура людей, это тот же культ, поэтому не сказать о ней, это оставить в стороне одно из свойств человеческой жизни. Понятия политики, религиозного культа и культа общего - культуры едины, они теперь разделены в мире, но независимо от того о чём мы говорим это всё разговор о беспрестанно текущей жизни людей.

Прежде чем рассматривать переводное значение термина культуры, обратимся вначале к растительному миру, в котором все самостоятельно растущие в природе растения называются дикими. К культурным растениям относятся культивируемые человеком растения, те растения, которые обрабатываются и возделываются им. В первобытном обществе человек «приручал» дикие растения, окультуривая их для своих нужд. Как только среди людей началось разделение на господ и подчинённых, у господ и жрецов сразу появилась потребность в приручении или окультуривании людей для служения и выполнения работ. Для этого начали изобретаться боги и культы служения и поклонения, затем укоренившиеся в обществе людей и ставшие их культурой. Значение слова окультуривание существенно для всей жизнедеятельности людей, т. к. оно имеет целью улучшение качеств не только для разводимых животных и растений, а и улучшение качеств людей. Показателен в этом отношении пример окультуривания растений и почвы, для людей этот термин сложнее воспринимается, тем не менее он является основой культуры и культов людей- их религий.

Окультуривание почвы, улучшение качеств почвы систематической обработкой, её удобрением, орошением и т. д. для выращивания на ней культурных растений. Для того чтобы ввести дикие растения в культуру их нужно вначале приспособить, или окультурить (сделать их культурными) для употребления плодов в пищу. Окультуривание растений, это работа по приспособлению диких растений человеком для своей жизни (для своих потребностей), включающее их обработку - выращивание и возделывание с превращением их в культурные. Определить какое растение культурное, а какое дикое легко, это видно по внешним признакам – виду, ухоженности и т. д. О человеке так однозначно не скажешь, человек может быть образованным и занимать высокую должность или пост, считаться по этим признакам культурным, но при этом быть некультурным.

Животные употребляют в пищу плоды дикой природы в не переработанном, в их естественном состоянии, не является исключением и мясо убитых животных в сыром виде. Перейти на обрабатываемую пищу, а также на её культивирование (выращивание) человека заставили условия жизни, изменение образа жизни и деятельность людей в свою очередь повлияли на взаимоотношения людей и их культуру. Уже в первобытнообщинном обществе людей начало формироваться разделение общества и ритуальные отношения, ставшие религиозными культами и основой общей культуры людей.

С возникновением классового общества культово-ритуальные отношения не только сохранялись, но и развивались. Необходимый вождям, господам, а затем господствующим классам порядок в обществе людей поддерживался при помощи культово-религиозных установлений с применением физического насилия (принуждения свойственного животному миру и человеку) к подчинённым людям. Такую форму взаимоотношений с принуждением людей к работе на рабовладельцев, феодалов, капиталистов или других господ едва ли можно назвать культурой, окультуриванием, или воспитанием у людей культуры поведения. Культура в наших представлениях далека от насилия и воспитанности. Однако деятельность властей всегда была направлена на подчинение людей определённым правилам поведения и главным образом правилам служения господствующим классам, вся культура классового общества имеет классовый характер и является культом насилия. Уже по одной этой причине употреблять термин культура для характеристики эпохи будет неправильно, ведь она указывает только на создание в этом периоде каких-либо материальных вещей, предметов, сооружений в процессе их обработки, а не на взаимоотношения людей.

В культуре людей более важными являются человеческие качества и взаимоотношения людей, а не какие-то созданные вещи-фетиши и богатство, которые ценятся большинством людей. Если материальные вещи и представляют собой какие-то ценности, то этого нельзя сказать о культуре господствующих классов в классовых обществах, т. к. это культура нахлебников, опирающаяся на насилие. В классовых обществах и общая культура сведена к выполнению культовых установлений выгодных властям, а культы никак не характеризуют культурный уровень людей, даже если они соблюдаются. Культы (ритуальное поведение - инаугурации, церемонии, различного рода саммиты, совещания и вся вешнее видимая деятельность) это только видимость культуры. Разве можно считать культурными тех лиц, которые воруют, паразитируют, находясь у власти, приказывают уничтожать людей (если они отказываются служить), лгут и т. д.

Термин культура произошёл от латинского языка и как все переводные термины древности его перевод многозначен, по той причине, что точно перевести с другого языка значение слов невозможно, да и по пути к современному миру он «оброс» дополнительными значениями. Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), в современном понимании характеризует исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Термин культура употребляется для характеристики различных эпох в жизни человечества (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (например, культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политики, художественная культура). Характеризуя культуру той или иной эпохи, обычно имеют в виду то, что было создано в эту эпоху, т. к. это в какой-то степени позволяет судить о жизни людей в этот период, однако эти суждения поверхностны. И только в более узком смысле о культуре говорят, как о сфере духовной жизни людей. Иногда говоря о духовной культуре человека, понимают его вероисповедание, т. к. религии представляют собой часть культуры людей.

Под культурой обычно понимается и общий уровень развития общества, т. к. культура включает в себя обширный список результатов деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т. д.). Соответственно культура характеризует человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей). В основе развития материальной и духовной культуры людей лежит время её формирования связанное с развитием материального производства, с которым, в общем-то, связаны все достижения и вся жизнь человечества.

Культура людей понятие относительное и не единое для всех людей в обществе, т. к. в любом человеческом сообществе у людей различные запросы и интересы, да вдобавок к этому в нём ещё имеется и классовое деление. В антагонистическом обществе (разделённом на классы) развитие духовной культуры вследствие этого разделения носит противоречивый классово-дифференцируемый характер. Все господствующие классы в той или иной степени паразитируют в обществе, живя за счёт других людей, препятствуют развитию нравственно-эстетических взаимоотношений и культуры в обществе. В этом отношении господствующая культура буржуазии аналогична религиозному культу, ведь все жрецы и священники, духовенство были и остаются или частью господствующего класса, или привилегированным сословием, живущим за счёт труда других людей.

Понятие культуры охватывает почти все стороны жизни людей, но в историческом плане оно говорит только об общих достижениях человечества в развитии материального производства (например, бронзовый век). В бронзовый век был культ бронзы и изделий из неё, её применения и использования, как в период развития гончарства культ гончарных изделий, но это ничего не говорит об общей культуре людей. Как и все другие культовые понятия, термин культура указывает на определённый уровень отношений и культового «порядка» частично определяя его культуру. Мы можем знать, что было достигнуто в каком-либо обществе, что было создано, но это ничего не говорит о культуре людей того времени. Говоря о таких достижениях, никто и не задумывается о жизни простых людей этих эпох, которая у большинства из них была нелёгкой и далека от этих «господствующих» культур. Вместе с тем надо отметить, что все культовые ценности появились только благодаря труду простых людей, которые содержали и кормили всех «выдающихся» деятелей культуры, создававших художественные «ценности», всех служителей религиозного и государственного культа.

В общественных отношениях под культурой понимается определённый уровень образованности и воспитанности людей. О воспитанности людей говорить и в настоящее время сложно, ведь образованность людей, также, как и их воспитанность различна. Образование стало всеобщим и в СССР по историческим меркам не так давно (в послевоенные годы), и только благодаря тому, что власть в нём была без резко выраженного разделения с народом. Говорить же о воспитанности и образованности лиц, находящихся у власти также бессмысленно как говорить о культуре хищников или паразитов, пожирающих чужие плоды и наносящих вред в тех местах, куда они проникли и «хозяйничают». Власть же чаще всего не только паразитирующая, но и хищническая, не только ворует, а ещё вдобавок к этому и уничтожает других людей. Хищное животное убивает жертву, когда оно голодно, а животное человеческого вида убивает других людей из ненависти за отказ служить ему и всегда ненасытное.

Когда речь идёт о древних культурах, то имеются в виду не отношения людей и их духовная культура, а материальные предметы и сооружения с предметами искусства того времени, созданные людьми. Создавались или строились храмы, крепости, захоронения руками рабов или подневольных людей, а не господствующими классами, императорами или князьями, считающими это своей заслугой.