Часть: Часть 4: Современный культ – общая культура человечества

Раздел: Культура и история

Главы раздела:

Культура и история.

Если даже исходить из переводного определения термина культура, то говорить о ней отдельно от других видов деятельности людей невозможно, и это не случайно, ведь культура, знания, идеология, религии, политика и все остальные стороны жизни развивались вместе. Отделять духовную культуру людей от общей мы вынуждены, т. к. она представляет сферу интересов людей их знания, мировоззрение, поведение и имеет нематериальные признаки. Духовная культура людей, имея общие основные признаки в группе людей, может отличаться даже в маленьком коллективе, т. к. у каждого его члена свои интересы (почитаемые ценности), свои убеждения и собственная культура.

Просматривая историю культуры, можно увидеть, что она полностью зависела и зависит от уровня экономического развития (материальных достижений) всего сообщества людей и господствующей в нём идеологии. Культура развиваясь, также, как и достижения в материальном производстве переходила от одного народа к другому. Сейчас, когда в мире развиты различные формы связей между людьми, общения между ними (радио, телевидение, интернет, транспортные системы), можно предположить, что в древности культура была ограничена отдельными племенами, но это не так. Культуры народов развивались не обособлено, ведь и в древности между ними были связи, хотя и не такие скоростные, как современные. Ведь о древних культурах говорят, имея в виду целые эпохи времени, за которые можно было обойти всю землю.

Начало новой эпохи, в которой мы живём, положил христианский культ оказавший существенное влияние на развитие европейской культуры. Эту эпоху можно назвать эпохой просвещения людей.

Вернёмся к созданию мира по библейской мифологии: «И сказал Бог: «Да будет свет». И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош и отделил Бог свет от тьмы». Свет, или просвещение лежит в основе знаний людей о мире и жизни, в основе общей культуры человечества.

Культура людей и не мыслится без знаний, поэтому она ассоциируется со знаниями, которые в древности связывались с богами и их посланниками. Боги и знания в свою очередь ассоциируются со светом. Носителями света и просвещения считаются: Христос – свет мира, Аллах – свет небес и земли, Ахурамазда – владыка света, в буддизме – свет, это освобождение или просветление, в даосизме – свет, это Дао или свет небес. «Носителей света» можно найти во всех религиях, в древнегреческой – Гермес (посланник богов, сообщающий волю богов и знания людям), в древнеегипетской – Тот, бог письменности.

По библейскому сюжету богом было запрещено не познание, как таковое, а познание добра и зла, т. к. оно делает человека смертным и невежественным и развивает склонности к паразитизму, поэтому сказал он человеку: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который вкусишь от него, смертью умрёшь». Но хитрый змей-демон обольщением познания добра и зла и его вожделением убедил Еву, сказав ей: «Нет, не умрёте, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». Люди богами не стали, а многие из них за всю жизнь и настоящими людьми не могут стать.

Свет – первое творение и он связан не только с сотворением мира, а и с его разрушением, его началом и концом, жизнью и смертью, вместе с этим свет является и основой знаний, познания человеческого. Как физическая единица человек смертен как знающий, так и незнающий, независимо от того ел он или не ел ядовитые плоды дерева зла. Зло жизни в том, что люди стремятся стать богами при помощи обмана и демонстрации своих «божественных» качеств. Эти качества - зло, ложь и лукавство больше присущи людям, чем нравственность, т. к. они не требуют таких усилий и труда от человека как развитие нормальных моральных качеств, поэтому человек и начал создавать видимость порядка с помощью ритуалов и религиозных систем культового почитания для служения земным «богам» самозванцам. Весь живой мир стремится избавиться от подобных себе или других паразитов и только человек их превозносит, потому что считает их могущественными ставленниками бога, а себя разумным и «культурным» человеком.

Вся культура человечества представляет собой потребительское творчество, связанное с интересами и потребностями человека и их удовлетворением. Основой жизни является удовлетворение естественных потребностей – потребностей в нормальных условиях для существования (благоприятное место для обитания и проживания) и физиологических (основу которых составляет пища). В основе же потребности людей в сообществе лежит удовлетворение не только половых потребностей, но и потребность в обществе подобных себе людях. Уже даже на этом основании культура господствующего класса нахлебников разделяется с культурой работающего на него народа.

В общности себе подобных начала развиваться система сигнального взаимодействия человека – речь и появились вначале естественные формы общения и отношений, затем лукавыми людьми были введены культовые религиозные взаимоотношения. Со временем естественный способ общения и выражения человеком своих потребностей перестал удовлетворять его и начал развиваться способ передачи информации различными нарисованными символами (рисунками) и появляться письмо.

До появления письма всё передавалось устно или с помощью определённого (ритуального) поведения – показывания того что нужно, или того что человек собирается делать, показывая, как он это будет делать. Такое показывание действий (их имитация с жестикуляцией) способствовала пониманию глухих людей, при отсутствии слов для конкретного выражения своих желаний, и объяснения при разных языках, т. к. показав что-либо или нарисовав на песке, можно было понять друг друга. Главным было и остаётся языковое общение и большинство того, что нам известно с древних культур и культов, вначале было создано устно и авторами этих устных произведений литературы были обычные люди. Позже появились литературная обработка сказаний и мифов, литература, поэты, писатели и другие деятели творчества, известные по именам, но в основе их творчества, также, как и в создании культуры и религий лежали и лежат мифы, легенды, сказания, созданные народом и события жизни.

Если мы знаем о греческой и римской культуре, она оказывает на нас незначительное влияние, или вообще никакого влияния, главной всегда остаётся своя национальная культура – традиции, обычаи, образ жизни. То, что известно из других культур интересует немногих людей, да и какой смысл в этих знаниях, если только человек не устремлен на запад и не ориентирован на западный образ жизни - туда, где заходит солнце и угасает цивилизация. С учётом этой склонности славянских народов вкратце и остановимся на древних культурах запада.

Чаще всего почитание чужой культуры связано с незнанием своей и с тем, что чужое кажется лучшим. Настолько у нас любят импортное, что даже религию импортировали от евреев и утратили единство. А ведь в Свято Русских ведах о единстве славян сказано: И вот потому мы смерть не имели, имели же мы – жизнь вечную, и братья всегда трудились для братьев!». В единстве сила людей и народов, государств, а не в разделении и импортных культах, несущих зло.

В культуре славянских народов греко-римская мифология нашла отражение большей частью благодаря писателям, художникам, скульпторам. Связано это с тем, что начиная с эпохи Возрождения русские писатели, художники и скульпторы стали широко черпать для своих произведений сюжеты из сказаний древних греков и римлян. Эти сюжеты уже были изложены в мифах и легендах в определённой литературной обработке, и придумывать, сочинять что-то новое или брать с окружающей жизни ничего не надо, ведь взять готовое не только проще, но и легче. Многие греческие термины вошли в науку и политику (термин политика и произошел от греческого «полис») и ими пользуются и в настоящее время. Тем не менее, в основе культуры всех народов всегда была и остаётся своя культура (обычаи, обряды), унаследованная от предков и мало изменившаяся под воздействием времени и других культур.

Стремление людей в древности к знаниям (и культуре) было вполне закономерным, да к тому же оно ещё и усиливалось желанием узнать что-либо неведомое или таинственное для других людей. Познание простых людей в древности было ограничено видом их деятельности, да и все науки придерживались жрецами и были для простых людей тайной, а это подогревало интерес у людей к знаниям, поэтому в древности они и стремились к знаниям больше, чем сейчас, когда знание стало доступным. Теперь у людей обратная тенденция в познании - все стремятся узнать больше о древности, да ещё и импортной, раз так в нескольких словах о ней и скажем. Например, даже когда говорят об античности в узком и более употребительном значении этого слова, имеют в виду Греко-римскую древность (историю и культуру) Древней Греции и Древнего Рима и только в широком смысле слова термин античность (от лат. antiquus – древний) равнозначен русскому «древность».

Культура, как и само человечество и его религии зарождалась на африканском континенте, в частности и в Египте. Для примера возьмём одно из учений Древнего Египта, эллинизм и герметизм.

Древний свод знаний в Священной книге Тота (древнеегипетского бога) изложен в виде арканов. Значение аркан в переводе с латыни означает «тайна». Второе значение термина аркан «петля» любители мистики не учитывают, но оно также существенно. Большинство людей связывают понятие «аркан» с картами Таро, считая их источником мистических знаний и способными предсказать будущее. Для этих людей арканы и гадания на картах Таро стали настоящей петлёй, удерживающей их у мистики и привлекающей к ней других таких же неразумных и доверчивых людей, пытающихся узнать что-то тайное при помощи гадания. Происхождение этой книги Тота в Западной Европе связывают с именем Гермеса Трисмегиста, также, как и учение герметизм связанное с эпохой эллинизма и европейской культурой. Ничего особенного эти учения не представляют, они были популярны в то время, когда они зарождались, как всякое новое течение в культе-культуре или жизни. Интересы людей были и остаются разнообразными, поэтому и сегодня наряду с современными культами и культурой сохранились и остаются популярными некоторые древние культы - религии, оккультизм и различные элементы древних культур.

Любая культура имеет свои истоки и её названия обычно связанные с местом её зарождения или названием народа. При желании можно найти много примеров развития культуры народов, этот пример может и неудачный, но он краткий и вместе с этим показателен для культуры, связанной со временем. Название эллинизма произошло от названия Греции (Греция на греческом языке Эллада), поэтому и жители Эллады (греки) называли себя сами эллинами (самоназвание греков), как жители России - россиянами. Элладская культура бронзового века относится к 2500-1100 годам, а эллинизм к 323-30 годам до новой эры.

Эллинизм, период в истории стран Восточного Средиземноморья между 323 и 30 гг. до новой эры (подчинение Египта Риму). Борьба за власть между диадохами привела к образованию на месте державы Александра Македонского нескольких государств: Селевкидов, Птолемеев, Пергама, Понтийского царства и других, политический строй которых сочетал элементы древневосточных монархий с особенностями греческого полиса. В течение II-I веков эти эллинистические государства постепенно попали под власть Рима, а культура эллинизма стала синтезом греческой и местных восточных культур.

Одно из религиозно-философских течений эпохи эллинизма - герметизм, сочетало в себе элементы популярной греческой философии, халдейской астрологии, персидской магии, египетской алхимии. То, что знали и представляло для них какой-то интерес они и объединили в учение. Герметизм представлен значительным числом сочинений, приписывавшихся Гермесу Трисмегисту (так называемый «Герметический корпус» II-III веков). В расширительном смысле герметизм, это комплекс оккультных наук (магия, астрология, алхимия). Происхождение всех наук связывается и с именем египетского бога Тота (бога письменности и покровителя всех наук), который в Западной Европе в античности отождествлялся с именем такого же мифического Гермеса Трисмегиста, Трижды Величайшего легендарного творца мира и открывателя всех наук. В этой аналогии просматривается обычное сравнение греческого бога Гермеса (посланника богов) с египетским богом Тотом, а также и происхождение культур от древних религиозных культов.

Современный человек не считается «культурным», если он не умеет читать, писать, считать, все к постоянному счёту, чтению уже привыкли, а для древних людей это было редкостью, и грамотность вызывала у них уважение и почитание. Счёт и письменность берут своё начало от арканов Священной книги Тота. Все буквы и алфавиты, десятеричная система счисления возникли из арканов имеющих свои символические соответствия в различных областях знания людей.

В древней Индии культура и наука развивалась благодаря индуизму. Только в индуизме не отделяли религиозный культ от науки и культуры, например, в Бхагавадгите указывается, что служение богу и аналитическое изучение материального мира (санкхья) дают одинаковые результаты в самосовершенствовании человека. В Индии, независимо от Европы развивалась не только культура, там зародились и начала наук, например, своя наука атомистика, философские учения ньяя и вайшешика – первоначальное учение об атоме. Теперь очень сложно определить, кто и в какой части земли был первооткрывателем наук и культуры, да для нас это и не имеет значения, также, как и то, кто создал то, что мы читаем, или смотрим - мифы или легенды, или сочинения на нравящиеся нам темы.

Взаимосвязи культа и культуры.

Культура и культ, это определённые способы организации жизнедеятельности людей, в исторический промежуток времени имеющие разнообразные формы в обществе и отражающие идеологию господствующего класса. Наряду с видимыми внешне культурными достижениями была и остаётся совершенно противоположная сторона жизни у людей, работающих на служителей всех форм культа и культуры. Только малая часть людей, жила и живёт в таких условиях, в которых им доступно свободное культурное творчество. Основная часть людей и в древности работала на «творцов» культов и культур, придумывавших культовый «порядок» - шаманов, жрецов, магов, императоров и господствующие классы, и творческих деятелей им служившим.

Многие из культов прививались людям длительное время прежде чем стали жизненными установлениями, некоторые же вымышленные мифические образы так и остались в мифах не найдя практического применения в жизни. Главной целью всех религиозных культов и установлений всегда было воспитание у людей повиновения церкви и её служителям, и у прививаемой людям господствующими классами культуре оставались эти же задачи, только изменилось служение богам и священникам на служение господам-политикам. О том, что культура является культовой формой воспитания людей и идеологией господствующего класса, говорит и перевод термина с латинского языка – возделывание, воспитание.

Впоследствии какая-то часть религиозного культа стала восприниматься в обществе как установленный порядок поведения, какая-то их часть постепенно перешла в гражданскую культуру, а часть осталась религиозными. Примером различных изменений во времени в отношении к культу может быть и употребление слов, относящихся к религиозным учениям. Это слова господи и боже, которые трансформировались в обычные восклицания с добавлением предлога «О!», «Ах!», «О господи! о боже! боже мой, и т. п.» выражающие удивление, сожаление и другие эмоциональные состояния человека. Эти выражения часто используются непроизвольно и независимо от веры или неверия человека в бога, или богов.

Общая культура человечества, сегодня существующая в мире, это современный культ включающий политику, искусство, интернет и другие стороны жизни. Сохранился и культ рода не только в поклонении родственным связям, но и в почитании всякого рода политиков, президентов и других деятелей государства, искусства и т. д. Форму культа приняло и поклонение-почитание политических систем и общественной организации людей – капиталистической, социалистической и различным общественным образованиям.

Культ, это начальная часть слова культура, выражающая её суть, таким образом, культура является культовой системой поклонения земным ценностям с их почитанием служащая господствующим классам. Культура, это почитание того в жизни, что принято в ней на ура (культ на уракультура). Культура более широкое понятие, чем искусство (творчество с созданием искусственных вещей, искусно или качественно сделанных). В культуре форму культа принимало и принимает всё новое, но в своей основе необходимое в жизнедеятельности, изделия из глины, из бронзы, металла, пластмассы. Когда же оно становилось широкодоступным, то оно теряло форму культа и становилось обыденным. Новое всегда воспринимается на ура, т. к. от него ожидают улучшений в жизни, но улучшения, как от нового, так и от старого при неравенстве составляющих никогда не бывает.

Напомню, что культ (от лат. cultus – почитание, поклонение), один из основных элементов религии, представляющих совокупность религиозных обрядов и служение божеству. Определение культуры на латинском языке отличатся от определения культа на две буквы, это отличие было введено для того чтобы можно было отличить религиозный культ от общего культа или культуры. Культура, это также совокупность обрядовых действий, только уже светских, со служением не мифическим богам или богу, а земным «богам» или господам. Общая культура сохранила культовое поклонение в законодательствах перед кем или чем-либо, чрезмерное возвеличение деятелей, обожествление или идеализацию личностей, поклонение материальным ценностям (фетишизм) и богатству в целом, творческим произведениям.

Материальная культура предполагает в себе какие-либо ценности и их почитание, или культ. Ценность, может выражать цену, стоимость предмета или его важность, значение, большие достоинства, и в культуре эти общие оценки сохранены. Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности; положительные и отрицательные ценности. Однако в антагонистическом обществе классами вырабатываются различные представления о ценностях – добре, справедливости, свободе и т. п., вместе с тем в обществе людей существуют и общечеловеческие ценности (определённые нормы нравственности, прогрессивно-культурное наследие).

Культура человека, это, прежде всего его нравственность, организованность, воспитанность и порядочность. Их можно назвать и по-другому – честность, правильное поведение или праведность (святость). Эти качества человека являются главными, когда же мы говорим об общей культуре общества, то мы подразумеваем общие культурные ценности и больше всего предметные ценности или материальные предметы-фетиши. Фетишизм как был предметом культа в религиях, так он и остался в общей культуре людей, вместе с ним в значительной мере сохранилось идолопоклонство, включающее в себя предметный фетишизм.

Идол – буквально – образ, подобие. В переносном смысле – значении, предмет слепого поклонения. В настоящее время, поклонение материальным предметам, и ложным идеям (идолопоклонство), приобрело многообразные формы, включая и разнообразные верования. Поклонение идолам во многом связано с навязыванием людям ложных идей, имеющее единственную цель – сохранение или приобретение кем-то привилегий, богатства, влияния и власти, и неуверенностью в будущем, свойственную буржуазному обществу.

Приведённый в главе отрывок из Библии ничего не представляет собой иного, как одну из многочисленных легенд о создании мира и человека имеющихся в религиях. Легенды и мифы являются обычными ранними литературными произведениями различного жанра, послужившими созданию культов, а что они собой представляют, читайте ниже и будете знать, о чём идёт речь.