Часть: Часть 4: Современный культ – общая культура человечества

Раздел: Культура и история

Глава:

Мифология.

Мифы, мифология (от греч. mythos – предание, сказание и …логия), совокупность мифов (рассказов, повествований о богах, героях, демонах, духах и других персонажах). Отражают представления человека доклассового и раннеклассового сообщества людей о мире, природе, о человеческом бытии.

Мифы и легенды, это не просто сказки, а предания, с помощью которых до нас дошли представления людей минувших эпох об устройстве мира и роли человека в нём, это понятия древних людей о человеческих ценностях, позволяющие нам судить об эволюции сознания человека. Происходившие в жизни события отражались людьми в мифах, легендах, сказаниях, при этом все эти произведения народного творчества постоянно изменялись. Так, например, борьба правителей номов на Севере и Юге в Ранний период (3050-2715 года до новой эры) за господство над всем Египтом значительно повлияло на культуру, и это отразилась в многочисленных легендах, мифах. До современного мира дошли только некоторые из них в литературно обработанном и изменённом виде.

Легенда (от лат. legenda буквально – то, что следует прочесть), в средневековой письменности – житие святого и религиозно-нравоучительный рассказ, притча. Переносное, вымысел, выдумка, то, что кажется невероятным.

Это первые произведения, которые были записаны. В фольклоре легенда – вошедший в традицию народный рассказ о чудесном, воспринимаемый рассказчиком и слушателем как достоверный (например, легенда о «золотом веке» и другие). В новейшей литературе легенда – всякое произведение, отличающееся поэтическим вымыслом, но претендующее на достоверность. В обиходном значении легенда – что-то невероятное, выдумка.

Предание, устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, местностях, передающиеся из поколения в поколение. Возникнув из рассказа очевидца, предание при передаче подвергалось вольной поэтической интерпретации, записывать в древнем обществе не было на чём, да и грамотными были очень редкие люди, в то время как поэтический слог легко запоминался и привлекал слушателя своим сложением. Предания относятся к фольклорному жанру – народному творчеству.

В Новом завете мы часто встречаемся с притчами Иисуса. Притча, малый словесный (литературный) повествовательно-иносказательный поучающий жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение «премудрость». Притча характерна тем, что, имея иносказательное содержание, заключает в себе скрытый смысл, который может использоваться во многих подобных или похожих случаях, являясь в своём роде универсальной. Притча близка к басне, малому стихотворному повествовательному жанру, нравоучительного и сатирического содержания, в начале или конце имеющая краткое резюме – «мораль».

Самым богатым в культуре всех стран является народное творчество или фольклор. Фольклор (англ. folklore), народное творчество, отражающее жизнь народа, его воззрения, идеалы во всех сферах искусства.

Сказ, фольклорная форма (в том числе устный народный рассказ), стоящая на грани бытовой речи и художественного творчества.

Сказание, в фольклоре общее название повествовательных произведений исторического и легендарного характера (предания, легенды, бывальщины).

Сказка, один из основных жанров фольклора, эпического, преимущественно прозаического произведения волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.

Эпос (греч. epos – слово, повествование), то же, что и эпопея, а также древние историко-героические песни (например, былины). Эпопея (от эпос и греческого – творю), обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях (например, «Илиада» о Трое, «Махабхарата» - Великая индийская история).

На протяжении многовековой истории человечества развитие культур происходило не одновременно, у одних раньше, у других позже, эти различия связаны с условиями существования народов. Так, например, «Сокровенное сказание» (иначе – «Тайная исповедь монголов»), первый из известных исторических и монгольских памятников возникший не ранее 1240 г. Содержит фрагменты древних мифов, былинного эпоса, легенды.

Древнерусским искусством, в широком смысле считается средневековое русское искусство, развивавшееся с IX до конца XVII веков.

Духовные стихи, жанр древних народов (русских, украинских, белорусских) песнопений религиозного содержания. Отражали народное понимание добра и зла, греха и искупления, справедливости, происхождения мира, исторических событий (духовные стихи о Лазаре). Исполнялись странствующими нищими-слепцами. Известны с XV века, с XVII века сохранялись главным образом среди старообрядцев. Существуют также духовные стихи письменной традиции (покаянные), распространившиеся с конца XV века и записывающиеся крюками. Соединили интонации знаменного распева и народной протяжной песни. В богослужении не использовались.

В древнегреческой религии мифы изложены по произведениям поэтов известных по именам, известны и имена создателей некоторых других мифов. Мифы о богах и их борьбе с титанами изложены в основном по поэме древнегреческого поэта Гесиода «Теогония» (т. е. родословная богов) некоторые из сказаний взяты из поэм Гомера, римского поэта Овидия и т. д.

Создатели многих мифов и легенд неизвестны, но они имели какие-либо основания и создавались людьми в определённой зависимости от их основной деятельности. Так Крон, Кронос, окончательно Хронос – по-гречески время, первоначально был богом земледелия (жатвы). Таким образом, его имя указывало на главное событие в жизни крестьян - время сбора урожая, календарей не было, а имя Кронос указывало на это важное событие. Когда это время проходило, в представлениях древних людей власть над жизненными явлениями и землёй, была у других богов, включая земную власть.

Родословная богов в Библии заменена на родословную рода евреев, тем не менее, её основными письменными повествованиями были события и персонажи из жизни людей. В нынешней культуре письменных повествований о жизни людей великое множество и каждый выбирает из них те, которые ему более интересны, т. к. вся культура построена на интересах людей. Если религия, произведения искусства, мифы и легенды, сочинения литературные, музыкальные не интересуют людей, тогда и культов нет и богов. Люди создали культы и сами находятся в их плену.

В своей поэме «Теогония» Гесиод (VIII-VII века до н. э.) впервые рационалистически систематизировал греческие мифы о богах. Это первый древнегреческий поэт известный по имени. В дидактически-эпической поэме «Труды и дни» Гесиод, в отличие от культово-религиозных произведений прославляющих земных «богов», славит крестьянский труд и грозит притеснителям крестьян гневом богов. Возможно, впервые в истории, Гесиод противопоставляет свою поэзию героическому эпосу как трезвую «правду» красивой «лжи», пронизывающей все религиозные и современные культы, как и жизнь классовых обществ. Это произведение Гесиода не пропагандировалась, т. к. оно не отвечало требованиям власти и установленному ими культу-порядку.

На культуру индийскую и других стран Азии значительнее влияние оказали произведения «Рамаяна» древнеиндийская эпическая поэма на санскрите приписываемая поэту Вальмики, «Махабхарата», эпоса народов Индии, приписываемая жрецу и писателю Вьясе. «Махабхарата» современный вид приобрёла к середине первого тысячелетия. Да и произведения на санскрите (литературно обработанном языке), известны только с I века до нашей эры.

Все указанные выше произведения имели первоначальные причины и какие-то основания, но они прошли многовековую обработку в человеческих сообществах, поэтому во многих случаях трудно определить их истоки. Даже если и есть источник, указывающий на время героев, мифических созданий, то он чаще всего не первоначальный, большинство из них было создано из-за незнания причин происходящих явлений и является вымыслом.

Для примера приведём несколько мифических понятий.

Мифические существа, придуманные людьми.

Атлант, в греческой мифологии титан, держащий на своих плечах небесный свод в наказание за участие в титаномахии (почти мафии) – борьбе титанов за власть против олимпийских богов.

Атлантида, по древнегреческому преданию, сохранившемуся у Платона, некогда существовавший огромный остров в Атлантическом океане к Западу от Гибралтара, плодородный, густонаселённый, из-за землетрясения опустившийся на дно. Надоело Атланту держать этот остров над поверхностью воды, он и оставил его.

Вампир (упырь, вурдалак), в народных поверьях мертвец, выходящий из могилы, чтобы сосать кровь живых людей. В переносном значении – кровопийца, жестокий человек.

Водяной, в народных верованиях демон в образе старика, обитающий в омутах, колодцах и других водоёмах, иногда в море (в русском фольклоре – морской царь).

Дионис (Вакх), в греческой мифологии бог виноградарства и виноделия, сын Зевса и фиванской царевны Семелы. В честь Диониса справлялись празднества – Дионисии и Вакханалии.

Нимфы, в греческой мифологии женские божества природы, живущие в горах, лесах, морях, источниках. Считались дочерьми Зевса, спутницами Артемиды и Диониса. Артемида, в греческой мифологии дочь Зевса, богиня охоты и луны, покровительница рожениц. Изображалась с луком и стрелами, иногда с полумесяцем на голове. Ей соответствует римская Диана, отождествлялась с Артемидой с V века до нашей эры.

Оборотень, в верованиях многих народов человек, способный превращаться в зверя, предмет и т. д.

Сфинкс, в древнем Египте существовало три разновидности сфинкса: с человеческой головой (мужской или женской) и телом льва и с головой барана. Самый древний и самый большой сфинкс, олицетворяющий власть фараона находится в Гизе, на подходах к пирамидам. Египетские сфинксы с головой барана, служившие надгробными памятниками, позднее в представлениях жителей Ближнего Востока превратились в крылатых существ имеющих защитное значение. Это изменение произошло в связи с ролью сфинксов, находящихся в Гизе и выполняющих роль охранителей, защитников подходов к пирамидам.

В представлениях жителей Древней Греции мистический сфинкс был не только женского, но и совершенно другого рода по отношению к людям, нарушавшим её покой. Греческий сфинкс (Сфинга), в греческой мифологии крылатая полуженщина, полульвица, обитавшая на скале близ Фив. Сфинга, охранявшая вход в Фивы, задавала прохожим казавшуюся неразрешимой загадку и затем, не получив ответа, пожирала их. Загадку Сфинги (кто утром ходит на 4-х ногах, в полдень на двух, а вечером на трёх) разгадал Эдип (ответив: «человек – который ползает на четырёх конечностях в детстве, ходит на двух ногах в расцвете сил, с палкой в преклонном возрасте). После этого правильного ответа Сфинга бросилась со скалы.

Сатир, символизирует мужской дух с дикой неукротимой природой, распущенность и похоть. Изображались с человеческими головами и рогами на ней, козлиной бородкой, от талии и ниже – телом козла. Менады, спутницы бога Диониса. В более широком смысле слова сатир символизирует двойственность человеческой натуры, состоящей из эмоций и разума.

Сатиры, в греческой мифологии лесные божества, демоны плодородия в свите Диониса. Сатиры по своей натуре похотливы, падки на вино, вместе с нимфами бродят по лесам, водят хороводы. Тело их покрыто шерстью, изображались иногда с хвостом и копытами. В переносном смысле – похотливый, сладострастный человек.

Сирены, в греческой мифологии полуптицы-полуженщины, завлекавшие моряков своим пением и губящие их. Переносное значение – соблазнительные красавицы, чарующие своим голосом.

Атрибуты сирен – лиры и флейты, музыкальные инструменты, олицетворяющие соблазн. Сирены символы искушения, совращения женщиной, обмана, отклонение мужчины от подлинной цели. Это также символ обольщения притягательностью преходящего и мирского, ведущего к духовной деградации душу человека, пойманную соблазнами.

Вместо заключения.

Кратко обобщим наши представления о культуре. Когда внимательно рассмотрите определения религий, культуры, политики и идеологии, то вы обнаружите, что речь идёт об одних и тех же понятиях, которые условно разделены и запутывают людей. Не бывает культуры без культа, культа не бывает без религии, и ни того ни другого не бывает без политики и идеологии, т. к. все они вместе говорят о жизни людей.

Политика, это управление делами в государстве зависящее от идеологии правящего класса, религия, это также управление делами в государстве зависящее от правящего класса и являющаяся политикой, проводимой церковной политической системой. Культура и культ сами по себе два одинаковых понятия, т. к. культура и культ (религия) представляет идеологию и политику правящего класса. Поэтому идёт ли разговор о политике, о религии или культуре, всё это разговоры о нашей жизни, только о какой-то её части с выделением какой-либо темы или вопроса, направления. Вы можете говорить и о науке, но вся наука и культура людей взаимосвязана, развивалось знание людей об окружающем мире, а вместе со знаниями и наукой менялась и культура людей.

Этого нельзя сказать только о нравственности человека, к которой ни один государственно-политический строй с его царями, духовенством и политиками ничего хорошего не добавил. Более этого, ни один из правящих классов (и лица к нему принадлежащие) никогда не мог и не сможет выполнить эти нравственные или моральные человеческие нормы. В последнее время все политики вообще скатились к хищническому паразитизму, а о какой культуре паразита или его нравственности можно говорить, если от паразита ничего кроме вреда и ожидать нельзя. Если происходит одно, а они твердят абсолютно другое, то нет и смысла говорить об этих тупых, невменяемых или слепых вождях, более того об их культуре. За последние годы не было принято ни одного решения в интересах народов или человечества, всё делается в угоду элитной воровской олигархии незаконно владеющей около 80% мирового богатства при численности этой олигархии всего около 2% населения земли.

Поскольку культовая культура охватывает практически все сферы жизни людей, то нельзя оставить в стороне и один из главных вопрос в жизни и являющийся существенным элементом культуры классового общества – насилие, существующее и существовавшее в ней, как одна из её частей и форма «культуры» - воспитание у людей покорного служения господам.