Часть: Часть 4: Современный культ – общая культура человечества

Раздел: Культура и насилие

Глава:

Медицина.

Медицина (лат. medicina, от medicus - врачебный, лечебный), область науки и практическая деятельность, направленные на сохранение и укрепление здоровья людей, предупреждение и лечение болезней.

Отвлечёмся от определения и рассмотрим главные задачи медицины в свете истории и современных представлений. Медицина, это одна из древнейших наук, имеющая целью лечение и предупреждение болезней человека. Появление медицины не случайно, она возникла из потребностей человека в глубочайшей древности, сопутствуя ему с первых ступеней существования. За многовековую историю медицина прошла сложный путь накопления и усовершенствования опыта и знаний в деле распознавания, лечения и предупреждения болезней, в понимании их механизмов и в разработке мероприятий по сохранению и укреплению здоровья людей. Вместе с этим она не в состоянии изменить законы природы, поэтому её развитие ограничено ими.

Древняя медицина, о которой нам известно, как о зарождающейся науке, существовала уже в первобытнообщинном строе, источниками сведений о ней для нашего времени являются археологические раскопки поселений и захоронений первобытного человека, сравнительное языкознание, т. к. элементы медицинской деятельности нашли отражение и в языке. О первобытной медицине говорит народный эпос, сказания, пословицы, поговорки, а также произведения древнего народного искусства, нередко посвящённые изображению разнообразных болезненных состояний и медицинской помощи при них, а также данные этнографии и антропологии.

Первобытная медицина развивалась вместе с развитием первобытнообщинного общества. С расширением мест обитания и увеличением форм деятельности человека расширялся круг лекарств, инструментов для врачевания, позволяющих вмешиваться в болезненные процессы. Возникновение гончарного дела и появление глиняной посуды облегчило изготовление и хранение лекарственных снадобий. Появление бронзовых и железных орудий привело к расширению набора инструментов для врачевания и т. д.

Неизбежность многообразных заболеваний исходила из условий существований первобытного человека: его пребывания в сырых пещерах, несовершенства одежды, питания (отравления, голод), частые нападения диких зверей, стихийные бедствия, эпидемии, паразиты внешние и внутренние. Для лечения болезней применялись различные приёмы и средства, взятые с окружающей природной среды. Вместе с врачеванием складывались и представления людей о болезнях и здоровье человека. Много древних средств и приёмов лечения сохранилось и в обычаях. В тех случаях, когда человек выздоравливал без вмешательства других людей, эти исцеления могли приписываться духам, богам. Медицинских учреждений не было, за помощью в лечении больных обращались не только к шаманам и целителям, но и к духам или богам, поэтому и при лечении растениями, или другими средствами, взятыми из природы, успех приписывался не только этим средствам, но и помощи духов или богов. Так одновременно с развитием медицины развивались различные верования людей и религии, и фетишизм (поклонение материальным вещам мира).

Опытным путём в течение многих веков были накоплены лечебные средства и приёмы, которые сохранились в так называемой народной медицине и (позднее) частично вошли в научную медицину. Вершиной врачебного искусства в древнем мире была деятельность Гиппократа. Во II веке представления античной медицины были систематизированы Галеном. Его система, дополненная Ибн Синой и канонизированная церковью, господствовала в медицине вплоть до начала нового времени. Анатомо-физиологические открытия А. Везалия, У. Гарвея, труды Парацельса, клиническая деятельность А. Паре и Т. Сиденхема (XVI-XVII века) способствовали возвращению медицины на основы опытного знания.

Достижения естествознания и техники, развитие клинико-анатомических и клинико-экспериментальных направлений, методов объективного исследования больного (XVIII-XIX века) обусловили становление научной медицины. В процессе развития медицина дифференцировалась на ряд самостоятельных отраслей, изучающих строение и функции организма здорового человека – анатомия, физиология, гистология, биохимия и другие. Больной организм – патологическая физиология, патологическая анатомия и другие. Болезни и их лечение – терапия, хирургия и другие; влияние на здоровье людей окружающей среды, труда, быта и т. п. – гигиена.

Гиппократ (около 460г – около 370г до нашей эры), древнегреческий врач, реформатор античной медицины. Родился на острове Кос, где в течение многих поколений существовала семейная врачебная школа асклепиадов, к которой принадлежали предки и родные Гиппократа. Первым учителем Гиппократа был его отец, мать Гиппократа была повитухой. Деятельность Гиппократа как врача связана с его наследственностью и практикой врача. После смерти родителей Гиппократ покинул Кос и жил в Афинах, где продолжал образование, потом вёл жизнь странствующего врача в Греции, Египте, Малой Азии, Ливии, посетил берега Чёрного моря, был у скифов, что позволило ему не только ознакомиться с медициной этих народов, но и пополнить свои врачебные знания.

В трудах Гиппократа, ставших основой дальнейшего развития клинической медицины, отражены представления о целостности организма, индивидуальный подход к больному и его лечению, понятие об анамнезе, об этиологии, прогнозе, темпераментах и другие. Гиппократ известен и как выдающийся хирург древности. С именем Гиппократа связано и представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача. Он считал, что врачу должно быть присуще трудолюбие, постоянное совершенствование в своей профессии, серьёзность, приветливость, чуткость.

Заслугой Гиппократа в истории медицины было освобождение медицины от влияния жреческой храмовой медицины и определение пути её самостоятельного развития. Средством решения этой задачи служил метод Гиппократа, сводящийся к «мыслящему» наблюдению у постели больного, а вообще - к освещению опыта разумом и проверки теории практикой.

Гален (около 130г – около 200г), древнеримский врач. Гален изучал многие науки, но особенно он увлекался медициной, изучением которой он сначала занимался под руководством врачей Пергама, а затем для пополнения медицинских знаний совершил путешествие в Смирну, Александрию, Коринф, занимаясь у видных представителей медицины того времени. По возвращению на родину Гален занялся врачебной практикой среди гладиаторов, в особенности по хирургии, т. к. у гладиаторов были частыми ранения. Гладиаторы (лат. gladiator, от gladius - меч), рабы, военнопленные и другие лица в Древнем Риме, которых заставляли сражаться на арене цирка между собой или с дикими зверями. Обучали их в специальных школах (в Риме, Капуе, откуда и началось восстание Спартака, в Пренесте). Бои гладиаторов перестали практиковаться с начала V века. В 164г Гален переехал в Рим и стал придворным медиком императора марка Аврелия, а затем его сына Комода.

В классических трудах «О частях человеческого тела» Гален дал первое анатомо-физиологическое описание целостного организма. Ввёл в медицину вивисекционные эксперименты на животных. Показал, что анатомия и физиология - основа научной диагностики, лечения и профилактики. Обобщил представления античной медицины в виде единого учения, оказавшего большое влияние на развитие естествознания вплоть до XV-XVI веков.

Ибн-Сина (латинизированное Авиценна, около 980-1037 гг.), учёный, философ, врач, музыкант. Жил в Средней Азии и Иране, был врачом и визиром при разных правителях. В философии продолжал традиции арабского аристотелизма, отчасти неоплатонизма. Основные философские сочинения – «Книга исцеления», «Книга указаний и наставлений» и другие – содержат также естественно-научные воззрения, музыкально-теоретические положения Ибн Сины. Трактаты Ибн Сины были необычайно популярны на Востоке и на Западе. Энциклопедия теоретической и клинической медицины «Канон врачебной науки» (в 5 частях) итог взглядов и опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей – была много веков обязательным руководством, в том числе в средневековой Европе (около 30 латинских изданий).

Ибн-Сина отрицательно относился к астрологии, отрицал влияние звёзд на здоровье и был одним из тех, кто содействовал разоблачению этого ложного учения. Именно Ибн-Сина требовал особого подхода к каждому больному, утверждая, что одно и то же лекарство по-разному действует на разных больных и его необходимо индивидуализировать. Современные же врачи чаще применяют лекарственные средства широкого спектра действия, чем индивидуализацию лечения, и специализация врачей не всегда способствует лечению. Один врач «специалист» отправляет к другому и так начинается хождение по кругу для выяснения причин болезней и лечения и так получается индивидуализация наоборот.

Парацельс (настоящее имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, 1493-1541 гг.), выдающийся немецкий врач и химик, естествоиспытатель эпохи Возрождения, принявший античное академическое имя Парацельс. Родился в Швейцарии, в семье учёного-врача, образование получил в Ферраре (Италия). Один из основателей ятрохимии. подверг критическому пересмотру идеи древней медицины. Способствовал внедрению химических препаратов в медицину. Писал и преподавал не на латинском, а на общепонятном немецком языке. В лекарствоведении развил учение о дозировке: «Всё есть яд, и ничто ни лишено ядовитости одна только доза делает яд незаметным».

Хирургия и терапия внутренних болезней к тому времени противопоставлялась. Однако Парацельс считал, что и та, и другая область медицины «исходят из одного знания». Ещё до А. Паре он настаивал на наложении чистой повязки вместо повсеместно применявшегося в средние века прижигания ран и заливания их кипящим «бальзамом».

Парацельс боролся против злоупотребления и стяжательства аптекарей и связанных с ними врачей с городскими заправилами Базеля. Вынужденный бежать из Базеля в 1528г, спасаясь от преследований, он часто менял своё местопребывание, встречая во многих местах препятствия к публикации трудов и преподаванию. Примечание: власть денег и стремление к наживе всегда существовали в человеческом обществе, во всех её сферах, и теперь фармацевтической отрасли и её заправилам присущи «болезни» времён Парацельса.

Паре Амбруаз (1517г, по другим источникам, 1509, 1510-90 гг.), французский хирург. Обучался ремеслу цирюльника, случайно присутствуя на операции знаменитого специалиста по камнесечению Кало, заинтересовался хирургией. В 1532 или 1533г поступил в низшую медицинскую школу, прошёл больничную стажировку и стал цирюльником- хирургом в действующей армии. Все свои труды паре писал не по-латыни, а на французском языке, чем вызвал многочисленные нападки со стороны «учёных врачей», озлобленных его борьбой против догм схоластической медицины.

Разработал методы лечения огнестрельных ранений, ввёл мазевую повязку вместо прижигания ран раскалённым железом и другими средствами, предложил ряд ортопедических аппаратов. Сыграл значительную роль в превращении хирургии из ремесла в научную медицинскую дисциплину.

Сиденхем Томас (1624-1689 гг.), английский врач, один из основоположников английской клинической медицины. Рассматривал болезнь как процесс борьбы природных сил организма с внедрившимся в него вредоносным началом и реакцию на него организма заболевшего, лечение – как помощь целительным силам организма больного. Дал классическое описание скарлатины, хореи, подагры и других заболеваний. Рекомендовал применение лекарственных средств и процедур в строгом соответствии с диагнозом. Сиденхема называли «английским Гиппократом».

Боткин Сергей Петрович (1832-89 гг.), русский терапевт, один из основоположников клиники внутренних болезней как научной дисциплины в России, основатель крупнейшей школы русских клиницистов. В 1860-61 гг. организовал клинико-экспериментальную лабораторию, где проведены первые в России исследования по клинической фармакологии и экспериментальной терапии. Высказал предположение об инфекционной природе катаральной желтухи (гепатита).

Перечень выдающихся врачей можно при желании продолжить, но в этом нет смысла. Мы часто жалуемся, что у нас плохая медицина, но это не так, она везде примерно одинакова, да и здоровье от медицины не зависит. Те редкие случаи, когда известны «чудеса» медицины известны из средств информации, но это только редкие случаи, а не общий уровень медицины. Это редкие случаи и не всем доступны, да и не во всех случаях болезни можно излечить. Во многих капиталистических странах здравоохранение представляет собой регламентируемые государством мероприятия преимущественно в области противоэпидемической работы. Лечебную помощь в основном оказывают частнопрактикующие врачи. В постсоветских государствах медицинская помощь более доступна и этим мы обязаны СССР и здравоохранению в нём.

Здравоохранение, в СССР система государственных и общественных мероприятий по охране здоровья, предупреждению и лечению болезней, и продлению жизни человека. Было основано на принципах бесплатной и общедоступной медицинской помощи, и профилактическом направлении медицины. За годы Советской власти была создана материально-техническая база здравоохранения, развёрнута сеть больниц и амбулаторно-поликлинических учреждений (поликлиник, диспансеров, профилакториев), созданы санитарно-эпидемиологическая служба, система охраны материнства и детства, сеть учреждений для оказания специализированной медицинской помощи.

На территории СССР были ликвидированы особо опасные инфекции, значительно снизилась заболеваемость инфекционными болезнями, общая, детская и материнская смертность, увеличилась продолжительность жизни.

Из этой краткой заметки очевидны успехи общенародного государства в медицине, в капиталистических государствах такое внимание к здоровью людей отсутствует, в них медицина платная, но это не означает, что она гарантирует выздоровление. Медицинская помощь населению это одна из сфер его обслуживания и её качество не зависит оттого платная медицина или бесплатная, а зависит от её возможностей в данном периоде времени и квалификации врачей.

Современная медицина, как и всё другое в этом мире, имеет свою историю, о врачах вкратце сказано, приведём и краткие выдержки из истории восточной медицины.

Из истории медицины.

Лечение травм, укусов животных, различных ранений и повреждений нередко бывавшим при жизни в природных условиях было вызвано естественной необходимости. В тех случаях, когда эти повреждения были мелкими, человек устранял их самостоятельно, в других случаях и при заболеваниях он нуждался в помощи других людей. Постепенно знания в этой области расширялись, накапливался опыт, удачные приёмы оказания помощи и лечения запоминались и передавались из поколения в поколение. Так зарождалась народная медицина, позже к исцелению больных приобщились целители, шаманы, жрецы и медицина стала одним из приложений к религиям. Как и религии, медицина в различных странах отличается только некоторыми особенностями, вызванными различными условиями жизни людей и уровнем их знаний. Её развитие всегда было тесно связано с уровнем материального производства и местом проживания, связанного с климатическими условиями, однако это влияло только на направления её развития и некоторые особенности. Для лечения болезней использовались доступные природные средства.

Профессиональная медицина стала формироваться вместе с разделением труда в рабовладельческом обществе на основе народной медицины первобытного общества людей. В рабовладельческом государстве господствующие сословия нуждались в медицинской помощи и появились целители или лекари независимые от жрецов. С возникновением письменности (пиктография, клинопись, иероглифы и пр.) стало возможным появление медицинских текстов и сочинений и передача через них медицинских знаний.

Для стран Древнего Востока, расположенных в бассейнах великих рек – Нила, Ганга, Хуанхэ, Тигра и Евфрата, характерна определённая однотипность религий и медицины. Кратко о медицине любой страны говорить сложно, поэтому о ней даны краткие отрывочные сведения. Нам больше известно о достижениях европейской медицины, тем не менее, её история тесно связана с Древним Востоком.

Медицина Египта.

История Египта делится на период архаики (5 тыс. лет до н. э.), Древнего, Среднего, Нового царств, Поздний (Ливийско-Саисский период) и историю эллинистического Египта. В 30-х годах до н. э. Египет был завоёван римлянами и потерял свою самостоятельность.

Необходимость вычислять периоды разлива Нила способствовала созданию египетской астрономии, у египтян также имелись обширные знания в геометрии, прикладной химии, ветеринарии и медицине.

В общебиологических представлениях древних египтян главное место занимало влияние на жизнь основных сил природы: огня, земли, воды, воздуха. В происхождении жизни, смерти, здоровья, болезни первое место отдавалось воздуху (оттуда произошло понятие «пневмы»), прохладой воде. Представления о строении и отправлениях живого организма накапливались при бальзамировании трупов человека и животных. В папирусе Смита (оригинал относится к XXX веку до н. э.) упоминается о мозге, движении крови, работе сердца. В нём отражена хирургия с рисунками частей и органов тела до и после операций. В папирусе нет заклинаний и магии, т. к. хирургия относится к практической работе людей, а не к религиозно-мистическому учению и это говорит, что не все знания были привилегией жрецов.

Начиная с эпохи Древнего царства (3 тыс. лет до н. э.) в Египте существовала школа «Дом жизни». Медицинскую подготовку юноши получали в школах при храмах Гелиополиса и Саиса, Мемфиса, Фив. В эту эпоху в Египте уже существовали и лечебники. К концу Среднего царства (XXI-XVIII века до н. э.) появляются своеобразные своды по лечебной диетике, по женским болезням и лечению животных.

В Древнем Египте основной специальностью врача считались внутренние болезни, были и глазные врачи, а также специалисты по лечению болезней желудочно-кишечного тракта, хирурги. О развитии зубоврачебного дела и искусстве древнеегипетских врачей свидетельствуют обнаруженные у мумий зубы (3 тыс. лет до н. э.) прикреплённые к другим зубам золотой проволокой, просверлённые при операции челюсти.

Античные авторы считали Египет родиной понятий о кожных болезнях. В его древнейших письменных памятниках приводится большое число симптомов кожных болезней кожи: экземы, чесотки, карбункулов, рожи, хронических сыпей. Имеются данные подтверждающие существование в то время проказы, датируемое не позднее середины 3 тысячелетия до н. э.

Особенностями климата и быта египтян была вызвана забота о чистоте тела. Его умащивали ароматическими веществами. Быт бедных людей всегда отличался от быта богачей, живших за счёт из труда. Простой народ в гигиенических целях коротко стриг волосы на голове и бороду. При каждом доме строились уборные и виде выгребных ям. Для борьбы с блохами полы в хижинах густо посыпались золой. Против клопов и клещей стены и потолки красились натронной щёлочью. Для отпугивания грызунов в домах, закромах, у нор раскладывались клубочки шерсти хищного млекопитающего ихневмона.

Для лечения в Египте применялось огромное количество лекарственных средств, лечебные травы не только собирались, а и разводились в ботанических садах и огородах, некоторые из них привозились издалека. Также привозились медикаменты из других стран, это подтверждают их сохранившиеся длинные списки.

Наиболее ранние связи возникли у Египта со странами Передней Азии. Из Индии завозились пряности, служившие источником фармацевтического сырья. Иран пользовался египетской медицинской литературой, врачами. Желательность следования египетской цивилизации подчёркивается в произведениях античных авторов – Гомера, Геродота, Диодора, Тацита. Многие приёмы лечения, теоретические концепции, рецепты египетских врачей были заимствованы медициной западноевропейского раннего средневековья.

Медицина Иудеи.

На медицину Иудеи сказались ранние отношения с Египтом и длительное пребывание евреев в этой стране. Сведения о древнейшем периоде развития медицины у евреев ограничиваются почти исключительно данными книг Моисея, воспитанника египетских жрецов, посвятивших его в медицину. Медицина носила у Моисея теургический (магический) характер, первым исцелителем у него считался сам бог: «Я, Иегова, твой врач», им же ниспосылаются болезни на людей и наказание за отступление от заповедей. Врачами были только жрецы – левиты, при этом их медицинские знания получались по наследству. Свои медицинские обязанности они выполняли исключительно в качестве общественных служителей и должны были исследовать больных проказой, половую зрелость, половые болезни и т. д. Одной из существенных сторон в древнееврейской медицине было её профилактическое начало, т. к. правила гигиены были частью религиозного закона евреев, они предписывали им чистоту, опрятность, обрезание.

Были подробно разработаны правила о разрешённых в пищу животных и способах их убоя, предписания, касающиеся половых болезней, половых извращений, браков между родственниками. Разработаны вопросы изоляции больных и подозреваемых в них, времени погребения умерших и обустройства кладбищ. Много внимание уделялось борьбе с проказой. Из-за религиозных воззрений и установлений очень слабо была развита хирургия, даже раненые на поля сражений оставлялись без оказания им помощи. Из известных хирургических операций была распространена кастрация для ограничения размножения и обрезание.

Медицина Ассирии и Вавилона.

Цивилизация Ассирии и Вавилона оказала значительное влияние на весь древний мир. В письменных памятниках Месопотамии сохранились обширные анатомические данные организма. Общебиологические представления основаны на признании главенствующими в жизни четырёх стихий. Жизненную сущность составляла кровь «дня и ночи» - артериальная и венозная.

В медицине большое значение придавалось распознаванию болезней и их прогнозу, для этого существовала целая книга из 19 таблиц с симптомами болезней. «Медицина ножа» олицетворяла хирургию, «травная медицина» - терапевтическую. Врачами были представители высшего жреческого сословия, занимавшие привилегированное положение. Врачи из вольноотпущенников и рабов не допускались во врачебно-жреческую корпорацию. Начальные тексты глиняных медицинских табличек нередко сопровождались надписью: «Непосвящённый да не прочтёт». Примечание: медицинская наука была на одном уровне с оккультными мистическими науками доступной только «посвящённым» лицам, простые люди к ней не допускались также, как и к религиозным «таинствам». Да и помимо того, что жрецы не хотели посвящать в это простых людей, большинство из них и читать не умело.

К тому же и вся медицинская часть кодекса Хаммурапи (датируемого XVIII веком до н.э.), предусматривавшая положение врача, плату за лечение, наказание за неудачу в операции, относилась к врачам хирургам из рабского сословия. Если неудачная операция случилась с господином, то за это неудачникам-хирургам могли выколоть глаза, отрезать пальцы, отсечь руку лечили одних, других калечили. Таковы законы неравноправного общества.

На составе лекарственных средств всегда сказываются природные особенности района проживания, в государствах Междуречья, находившихся на торговых путях их местный недостаток легко компенсировался. Их привозили из Индии, Ирака, Средиземноморья, Египта. Основу благосостояния жителей составляли плантации финиковых пальм, поэтому дерево считалось священным. Из плодов и косточек фиников приготавливались медикаменты. Лекарственные растения культивировались (выращивались, возделывались) в садах. При лечении болезней использовались и пищевые растения - лук, чеснок.

В основном медицинское обслуживание было доступно богатым и религиозным «деятелям» живших за счёт эксплуатации рабов. В документах рабы иногда именуются «глаза не имеющими». Рабов содержали в особых казармах («домах узника»), их нещадно эксплуатировали – работа была непрерывной, для рабынь отдыхом были дни менструации, т. к. в эти дни женщина считалась «нечистой».

Влияние медицины Вавилонии сказалось на соседних странах Малой Азии – Сирии, Иудеи, Финикии, Ирана, Греции. Влияние Ассиро-Вавилонии обнаруживается и в медицине Древней Руси. Хирургия на Руси называлась «хытрость железная», а терапия «хытрость зелейная», по аналогии с «медициной ножа» и «травной медициной».

Иран.

На культуру и медицину Ирана повлияло его окружение и общение с Египтом, Ассирией, Вавилоном, переднеазиатскими странами, на эти страны также оказал влияние и Иран. Характерной чертой представлений иранцев было признание существования в мире двух противоборствующих начал – доброго и злого, света и тьмы. Это учение сказалось на медицинских теориях Ирана. Двадцатая книга Авесты «Вендидат» содержит некоторые данные о древнеиранской медицине. Большое количество афоризмов о народной медицине, врачах, болезнях, способах их лечения и предупреждения содержит сборник басен «Калила и Димна» эпохи Сасанидов приписываемый молодому врачу-иранцу в Индии Бозрое.

Китай.

Естественнонаучные знания в Китае начали развиваться давно. В эпоху Шань-Инь (вторая половина 2 тысячелетия до н. э.) а нем появилась астрономия. Был создан лунно-солнечный календарь. В IV веке до н. э. астрономом Ши-Шэном был составлен первый в мире звёздный каталог, включавший до 800 светил. На высоком уровне знаний находилась и древнекитайская медицина.

Ещё в XI веке до н. э. (династия Си-Чжоу) существовали отдельные виды медицинской помощи: ши-и (терапия), янь-и (хирургия), жэ-и (диетотерапия), шоу-и (ветеринария) и другие. В древнейшем памятнике «Чжоу-Ли-Тян-Ган» (о правилах поведения), относящемуся к V веку до н. э., говорится, что число придворных врачей в то время равнялось 22.

Размер жалования придворным врачам устанавливался после ежегодной поверки качества лечения. Самое высокое жалование получали врачи, не допустившие ни одной ошибки в лечении больных; врач, допустивший одну ошибку получал меньше, две –ещё меньше. Самое низкое жалованье получали те врачи, которые допустили четыре ошибки и более. Часть врачей того времени, с учётом общедоступных представлений о мире и жизни, находилась во власти мистики и суеверий, часто обращалась к гаданию, магии.

Все физиологические и обще-патологические явления в организме объяснялись взаимодействием двух начал: инь – инертного, тёмного, женского и ян – светлого, активного, мужского и участием пяти стихий, или первоэлементов мира (металл, вода, дерево, огонь, земля). То или иное сочетание элементов проявлялось в феноменах здоровья или болезненного состояния.

Многообразие флоры Китая отразилась на фармакопее. Введению в лекарствоведение неисчислимого количества средств медицина Китая обязана не только разнообразному ландшафту и флоре, а и наблюдательности, и трудолюбию народа. Известия о корне женьшень появились не позже V-VI веков до н. э. В Китае же в это время началось применение корня ревеня. Морскими водорослями моряки и рыболовы лечили зоб. Тунговое масло применялось при кожных заболеваниях, орехи бетеля – против глистов, цветы камелии – от ожогов, цветы персиков - как мочегонное, от запоров, против опухолей. Широко употреблялись в медицине: семя подорожника, лотос, папоротник, одуванчик. Для лечения болезней применялись – рис, гаолян, сахарный тростник. Список средств можно продолжать долго. Созданный до нашей эры «Трактат о корнях и травах» Шэнь-нуна, включавший в себя описание 365 лекарственных растений, является древнейшей фармакопеей мира.

Медицина Древней Индии.

Веды, являясь основой религиозного учения Индии, содержат и свод конкретных знаний о природе. Основным источником сведений о древней медицине Индии является Аюрведа («Знание жизни»).

Аюрведа, приложение к священным книгам индуизма Ведам, была составлена до возникновения буддизма. Известны три её редакции, самая древняя и менее сохранившаяся принадлежит врачу Атрейе, более поздняя врачу Хараке (Чараке), сохранившаяся лучше других и более поздняя врачу Сушруте. С момента своего появления Аюрведа подвергалась многократным доработкам и дополнениям.

Всё содержание Аюрвед носит печать жреческой, или храмовой медицины. При объяснении причин болезней и их лечения много места отводится вмешательству сверхъестественного или божественного, поэтому в Аюрведе описываются религиозные обряды, сопровождавшие лечение - жертвоприношения и заклинания. Вместе с этим в ней много рациональной медицины, опирающейся на многовековой опыт лечения недугов.

Причины болезней приписываются не только гневу богов, а также изменениям климата и погоды, нарушениям диеты, правил личной гигиены. В диагностике заболеваний применялись расспросы больных, осмотр, ощупывание, проверялся цвет и температура кожи, языка, исследовались выделения организма.

В Аюрведе описаны признаки более 150 различных болезней. Наряду с лечением физическими методами (ванны, массаж и пр.) и диетотерапией описано 760 лекарственных растений, средств животного происхождения, минеральных веществ. В разделе хирургии описан 121 инструмент, шёлковые и льняные нити для наложения швов. Большое значение в сохранении здоровья и профилактике болезней в индийском учении придаётся режиму дня и гигиене

Медицина Тибета.

Медицина Тибета, как часть общей культуры, формировалась под влиянием медицины Индии и Китая. Краеугольным камнем тибетской медицины было понятие о трёх основных производителях и началах всего сущего в природе – газе, слизи и жидкости.

В задачи врачей при лечении больных входило – «больного видеть, слышать и исследовать». При лечении, прежде всего, приписывалась осторожность и последовательность его проведения. Процесс лечения считался подъёмом по лестнице и включал в себя следующие этапы: вначале совет о безвредном образе жизни, нормальная (не вредящая и легко усваиваемая) диета, потом – лекарство, в случае необходимости нож (хирургическое вмешательство).

В лечении наиболее трудными считались детские и женские болезни, бытовало мнение врачей: «Труднее вылечить одну женщину, чем десять мужчин, и одного младенца, чем десять женщин». Источники развития медицины Тибета относятся к векам новой эры, в них имеется описание симптомов 400 болезненных форм и 1616 их разновидностей.

Заключение.

Развитие медицины в значительно большей степени, чем астрономия и религии обязано потребностям человека. Если религии возникли из представлений людей об управлении явлениями жизни богами и зависимости от них, астрология, а вслед за ней астрономия из потребности определять время и сезонные изменения, то потребность в оказании первой медицинской помощи была постоянной необходимостью. Жизнь на природе всегда сопровождалась неблагоприятными факторами, отрицательно влияющими на здоровье, кроме этого она связана с движением и наличием различных механических повреждений. В случаях мелких и доступных осмотру и устранению повреждений человек мог справиться сам, в других случаях ему необходима была помощь. Так естественным образом начала развиваться медицина, начальной школой познания в ней была жизнедеятельность человека, а учебным классом для усвоения знаний природа и окружающий мир. Млекопитающим животным свойственно ухаживать за потомством и прививать ему необходимые для жизни навыки. Школой по оказанию помощи и приобретению навыков по уходу за больными был уход матери за ребёнком, эти навыки могли применяться и при лечении больных.

Прежде всего, медицинская наука является результатом длительного накопления знаний и практических навыков людей в лечении заболеваний. Вначале она была народной, сведения и практические навыки по лечению болезней передавались из поколения в поколение устно. С ранних времён в медицине главными целительными средствами были различные природные вещества и растения из мест проживания. Выбор и их применение были основаны на поиске и отборе, заключавшемся в практическом опробовании их и последующим выделением из них средств способствующих излечению болезней. Оказавшись в лесу, или поле человек применял подручные средства, например, при небольшом кровотечении останавливали листьями растений. Можно было это сделать при помощи любых трав, но лист подорожника оказывался и по размеру, и по своей прочности более удобным и т. д.

С образованием классового общества стала складываться профессиональная медицина. Вместе с её появлением и разделением общества на господствующее и живущее за счёт народа меньшинство, развитие народной медицины начало ограничиваться не только церковью и властью, но и профессиональными лекарями. Лекари были при дворах богатых и обслуживали господствующий класс, сословия или господ, нуждавшийся же в медицинской помощи народ вынужден был самостоятельно искать, как излечиться от болезней, поэтому, невзирая на различные запреты, народная медицина продолжала развиваться, накапливать и хранить медицинские знания.

Возникшая в классовом обществе профессиональная медицина начинала развиваться таким же образом, как и народная, отличалась она от народной только тем, что у профессиональных врачей врачевание было основным занятием, основной работой, и они могли уделять ей больше времени. Вначале эти знания и навыки передавались по наследству, затем с появлением письма начали записываться и сохраняться для будущих поколений врачей. В медицинской области знаний, также, как и в религиозном учении, частью врачей скрывались сведения о методах успешного лечения, эффективных лекарственных средствах, делая из них «таинства» и допуская к ним только «посвящённых», и этим тормозили развитие медицины.

В живом мире всё когда-то зарождается, достигает максимальной ступени своего развития и начинает стареть или угасать, приходить в упадок. Не являются исключением в этом отношении и само человечество, и все его науки, связанные с углублением знаний об окружающем мире. Период расцвета медицины уже прошёл, и она постепенно вместе с другими науками приходит в упадок. Ничего нового сейчас не изобретается, да его и не изобретёшь, да и от того что мы знаем, что такое атом или квант, как называется болезнь или не знаем, в жизни ничего не меняется. Улучшилось техническое оснащение медицины и её возможности в различных областях терапии и хирурги, но это не уменьшает количество болезней (время их даже увеличивает) и не всегда позволяет их излечить. Существующие в материальном мире законы человечество изменить не в состоянии, поэтому оно вынуждено, как и прежде, искать способы как избежать заболеваний, поддерживать здоровье в норме и лечить болезни.

Медицина относится к сфере обслуживания людей. Дать медицине и её достижениям однозначную оценку невозможно, также, как и рассчитывать на то, что медицина благодаря научным достижениям стала всесильной. Возникновение болезней связано с воздействием на организм вредных факторов внешней среды (физических, химических, биологических, социальных), с генетическими дефектами и массой других причин. Воздействие некоторых патогенных факторов в современном мире увеличилось как результат научно-технических достижений и эти патогенные факторы не может компенсировать профилактика болезней. Поскольку медицина относится к сфере обслуживания людей, то ей свойственны недостатки древних времён. Разделение общества на классы и появление в медицине отдельных направлений и «узких» медицинских специалистов, сделало их недоступными широкому кругу больных людей. Капиталистическое государство является измененной формой рабовладельческого, и в нём так же как в рабовладельческом обществе, лечить сложные болезни могут только имеющие капитал лица.

Технические достижения могут приводить и к косвенным недостаткам в медицинском обслуживании, например, технические средства диагностики заболеваний увеличивают надежды больных и врачей на технику, и врачи становятся невнимательными к больным. Часто и с аппаратурой невозможно определить причину развивающегося патологического процесса, не говоря о его лечении, да и диагноз заболевания устанавливается уже при имеющихся в организме изменениях, которые чаще всего невозможно исправить. Поэтому при многих заболеваниях лечат только симптомы, купируя их обезболивающими или успокаивающими лекарствами, а также сдерживают развитие патологических процессов лекарственными средствами. Профилактика заболеваний и вакцинации снижают риск заболевания, однако профилактические меры не гарантируют человеку жизнь без болезней.

Медицинская наука в какой-то мере пытается противостоять законам естественной жизни, пытаясь её продлить, даже если это и противоречит естественности процессов старения. Всё в мире стареет, поэтому старость и смерть неизбежны, только вот смерть может наступить раньше старости и проблем старости и продления жизни для умерших людей больше нет. Старение живого организма неизбежно и в первую очередь связано с его механическим износом, ведь жизнь, это движение и всё что движется, изнашивается от нагрузки или трения, а когда прекращается движение крови в сосудах, прекращается и жизнь.

Всё это нам известно, как и то, что чудеса встречаются больше в сказках, чем жизни, тем не менее, многие в них верят. Здоровому человеку врач не нужен, поэтому он к нему и не идёт, даже самый безнадёжный больной всегда ищет врачей или целителей, чтобы выздороветь, такова жизнь. Профилактика не гарантирует от заболевания, всё же нужно соблюдать элементарные правила по сохранению здоровья, а когда они входят в привычку и соблюдаются без напряжения, они становятся для человека его образом жизни.