Часть: Часть 4: Современный культ – общая культура человечества

Раздел: Время и история

Главы раздела:

Время и история.

Вся наша жизнь связана со временем и его циклическим ходом. Время циклично и его временные периоды или циклы начали классифицировать древние люди, связывая их с божествами и астрономическими явлениями. При этом уже в древности время классифицировалось не только по его длительности, но и по характеру событий, происходивших в определённый период времени. Все видимые события, касающиеся циклов времени, так или иначе связаны с жизнью людей, те космические циклы времени, которые намного превышали время жизни человека, в древности условно связывали с богами и временем их существования или жизни.

Цикл является синонимом круга, круговорота человеческого бытия, жизни и смерти и у человека жизнь состоит из коротких циклов (см. онтогенез) объединённых в многолетнюю жизнь. Основные циклы существования материальных предметов состоят из их появления, периода целостности и исчезновения после разрушения или преобразования, а для живого мира из рождения, жизни и смерти. Любой большой цикл состоит из более коротких циклов, которые можно выделить из большого цикла и это лучше всего прослеживается в наблюдениях за движением небесных светил. Наиболее доступны для наблюдения перемещения Солнца и Луны по ним и определялись годы, сезоны, месяцы и время жизни.

Представления древних людей о жизни в исторических эпохах и их циклах.

Цикл (от греч. kyklos – круг), совокупность явлений, процессов, составляющая круговорот в течение определённого промежутка времени (например, месячный, годовой, жизненный и т. п.). Термин цикл также употребляется в отношении многих явлений и дел человеческих, например, цикл лекций, производственный цикл и т. д.

Циклы времени, или эпохи в древних учениях говорят не только о качестве жизни в них, а также о характерных чертах человеческих поколений и взаимоотношениях людей с ними связанных. Оценки веков во всех отношениях могут использоваться и применительно ко времени и веку, в котором мы живём. Они имеются и во всех религиозных учениях, в предсказаниях и пророчествах, в современной политике, только из них необходимо выбирать правильные и систематизировать.

Древнеиндийские представления.

Согласно восточным принципам летоисчисления самым большими космическим периодом является век мадхья, составляющий период времени равный десяти тысячам биллионов лет. Нас такие длительные периоды и насколько они точны по времени не интересует, но поскольку они связаны с религиями кратко на них остановимся. Кроме этого во Вселенной нет таких процессов, которые были бы нецикличны, смена эпох также, как и дня и ночи происходит циклично или ритмично. Поэтому крупные эпохи жизни и считаются днями и ночами богов. В древнегреческой религии длительность этих эпох не указана, она упоминается названием века (например, «Медный век»), в индийской космологии - индуизме и буддизме весте с названием указывается и длительность века, для абстрактного применения можно использовать термин эон (буквально – «век», «вечность»).

Мировой цикл или кальпа в индуизме равен одному дню Брахмы, длящемуся 1000 маха-юг (великих эпох), или 4 320 000 000 земных лет. Цикл развития материального мира по этому учению включает в себя «день» и «ночь» (или сутки равные 8 640 000 000 лет). Существование этой эры проходит в своём цикле, как и любое живое существо в жизни или материальный объект, три состояния: созидание (или становление), существование в зрелости, разрушение (или гибель) и входит в пралайю (пралайя – состояние покоя). Можете посмотреть три гуны индуизма Саттву, Раджас и Тамас, или Инь и Ян плюс равновесие в даосизме и дзен-буддизме, они являются составляющей всех этих процессов в Югах (Юга – эпоха).

В этих учениях можно встретить и определение лока (санскрит – «мир», «свет», «планета»). Это слово входит в состав сложных терминов буддизма, например, девалока – мир богов, кармалока – мир причинности (земной мир), в индуизме Кришналока – высшая обитель или планета Господа Кришны. Как видите, понятия этих терминов мало отличаются, главное уяснить, о чём идёт речь.

Кальпа (санскрит – «порядок», «закон») – период существования Вселенной, эра в индуизме, один поворот «колеса времени» Вселенной в буддизме.

Циклы жизни и существования материального мира чередуются, сменяя свои состояния. В буддизме понятие кальпа переработано под этот круг и жизненный круговорот бытия. Буддисты считают, что существует махакальпа («великая кальпа»), которая разделяется на четыре кальпы разной продолжительности. В конце каждой кальпы Вселенная разрушается, а затем всё начинается сначала. Кальпы состоят из четырёх эр (юг): крита-юги, трта-юги, двапара-юги, кали- юги.

Имеются индийской космогонии такие понятия о времени как Антара-кальпа (антара – между, кальпа – мировой период), малый эон (космический период времени). Асанкхья (а – отрицание, санкхья – число), бесчисленные кальпы или эоны – бесконечность. Школы разные и понятия отличаются, в основном же понятие о веках доступных истории примерно одинаковы, т. к. страна происхождения одна.

Это не столь существенно, так как относится к разделению понятий и процессов циклов большой продолжительности и зависит от принятого в основу исчисления расчёта времени. При отличии в расчётах времени для всех этих понятий могут быть и разные представления о времени. В них нет необходимости разбираться, т. к. это для нас не имеет значения, нас больше интересует наше время – Кали-юга. Что же касается истории, то мы не можем знать насколько эти данные точны, но об основных её этапах скажем, т. к. это эволюция и инволюция. Основные изменения в отношениях людей связаны с правами и равноправием, но в этих эпохах подчёркиваются инволюционные процессы взаимоотношений людей, похожие на процессы в старости (см. онтогенез). Ну что ж, закономерность естественная.

В индуистской мифологии обозначение мирового цикла (периода) соответствует тысячной части кальпы. Она также носит название «век мира», насчитывающий четыре юги представляющие Великое колесо Вращения жизни. Юга, буквально «поколение» (человечества), «упряжка» (образ жизни и отношений).

Великое колесо Вращения жизни состоит из четырёх сегментов круга, относящихся к Сатье-юге (в буддизме Крита-юге), Трета-юге, Двапара-юге, Кали-юге составляющих круговой замкнутый цикл.

Таким образом, древнеиндийская космогония насчитывает четыре Юги, постоянно сменяющие друг друга. Подверженные инволюции, старению и деградации качества людей ухудшаются в каждой эпохе вместе со «старением» века времени. Принцип подхода к истории человечества и его развитии в учении космогонии сохраняется в буддизме, в древнегреческой религии и только в зависимости от места и времени формирования имеет некоторые отличия. Ниже приведены характеристики Юг взятые из индуизма.

Сатья-юга (Крита-юга), совершенная Юга («Золотой век»), люди этой эпохи наделены всевозможными достоинствами, не знают горя и болезней, царит всеобщее равенство, все поклоняются одному Божеству и существует лишь одна Веда. Благодаря равенству людей в «Золотом веке» было надёжное основание для справедливости и это способствовало развитию у людей всевозможных человеческих достоинств. Позже единство людей стало распадаться, возникли различные учения, люди разделились на классы, главным культом в мире стало насилие, ложь и лукавство.

Трета-юга, эпоха, в которой три части принадлежат истине, а одна часть – невежеству («Серебряный век»). Справедливость постепенно уменьшается, появляются пороки, но все строго выполняют свои обязанности, начинает распространяться обряд жертвоприношений.

Двапара-юга, истина и невежество содержаться в равных частях («Медный или бронзовый век»). В мире начинают преобладать зло и пороки, единая Веда делиться на четыре части или направления (направлений больше чем у Лебедя, Щуки и Рака, пытавшихся сдвинуть с места воз с поклажей) и уже не все способны постичь и исполнить её, людей поражают недуги.

Кали-юга (чёрная Юга), последняя из четырёх Юг, эпоха невежества, отсутствия истины («Железный век»). Добродетель приходит в упадок, жизнь людей становится короткой, полной зла и грехов, люди истребляют друг друга в войнах. Правители грабят свой народ, праведники бедствуют, преступники процветают, женщины распутствуют. В человеческих отношениях царят ложь, злоба, алчность, лукавство. Веды в полном забвении. Это век ссор, лжи, лицемерия.

В индуизме Кали, богиня разрушения, двойник Шивы. Этот век Кали (чёрная)-юга ещё называют по её имени «Мать тьма, Ужасная мать», век уничтожения мира, перехода его во тьму, беспросветный мрак.

Космогония о Югах указывает на постепенную потерю людьми единственно надёжной опоры в жизни, опоры на нравственность. Сначала закон (дхарма) держится на четырёх столбах, затем на трёх, двух, одном. Во время первой юги нравственность «стоит на четырёх ногах» опираясь на единый для всех закон и священное писание – Веды. Во второй юге «стоит на трёх ногах», священное писание – Смрити. Во время третьей юги нравственность «стоит на двух ногах», священное писание - Пураны. Во время четвёртой юги нравственность «опирается только на одну ногу», священное писание – Тантры.

Пять веков древнегреческой мифологии.

Несколько по-иному изложены временные циклы существования людей по поэме Гесиода «Труды и дни» в древнегреческой мифологии, где они разделены на пять веков. Качества людей и в этой мифологии от века в век постоянно ухудшаются вследствие разделения людей на классы, человечество деградирует.

История также начинается с «Золотого века», в котором не было власти богов, среди людей было равенство, и их жизнь была безмятежной (точнее размеренная и естественная). Боги приходили к людям советоваться, миром правил Крон, или время (Крон – Кронос обозначение времени), алчных и неразумных богов-политиков на земле не было. Земля сама давала людям плоды, стада животных были многочисленны. Смерть похожая на засыпание после долгой жизни была естественной и воспринималась без печали. С ростом численности людей и уничтожением ими животного мира соответственно уменьшались и естественные плоды Земли, которыми человек пользовался. Золотой век закончился вместе с приходом цивилизации и власти неразумных богов – земных царей и жрецов.

В «Серебряном веке» люди росли неразумными и подчинялись ещё менее разумным земным божкам и материальным вещам, возрастал фетишизм и антагонизм в человеческой среде. Началось присвоение собственности в отдельных частях земли и вследствие этой неразумности много несчастья и горя видели люди в жизни.

В третьем «Медном веке», люди были могучими и страшными, громадного роста и несокрушимо силы. Возлюбили люди медного века гордость и войну, обильную стонами. Из-за гордыни люди медного века уничтожали друг друга и быстро сошли в царство Аида. Как ни гордились люди этого века собой и своей силой они не могли противостоять смерти.

Четвёртый век, «Век полубогов-героев» когда на земле есть войны, тогда есть и герои войн. Войны ведут к гибели людей, и четвёртый век закончился гибелью героев в войнах. Эти войны велись за богатство (фетиши), и в них кто-то терял жизнь, кто-то богатство и жизнь, при этом в войнах гибли и неповинные люди, многие попадали в рабство. Гесиод считал этот род людей героями, людьми благородными, но этот род не был таковым. Эти представления Гесиода связаны с культом-религией древнего мира, в котором героев считали защитниками людей, посредниками между людьми и богами. В сражениях герои убивали других людей, с одной стороны они считались героями, с другой - убийцами. Приводя пример сражений, в которых погибли герои, Гесиод называет Трою, в которую никто героев не приглашал, и Фивы в стране Кадма, где они сражались за наследие Эдипа. Такие войны, где люди уничтожали себе подобных, были характерны и для медного века и остались характерными для железного века.

Последний, пятый век «Железный век». Он продолжается и теперь на земле. Ночью и днём, не переставая, губят людей печали и изнурительный труд. Изнурительный труд был характерен для рабовладельческого строя, современником которого был Гесиод (VIII-VII вв. до н. э.). Современные капитализму люди и сегодня работают на земных «богов», которые, как и прежде посылают людям тяжкие заботы. Зла больше чем добра, зло царит повсюду. Не чтят дети родителей, друг не верен другу, гость не находит гостеприимства, нет любви между братьями. Друг у друга разрушают люди города. Всюду властвует насилие. Ценятся лишь гордость и сила.

Во всех характеристиках веков отмечается постоянное нарастание в человеческом обществе отрицательных явлений с их общим названием зло, и его преобладанием над добром. Это просматривается и в исторических данных имеющихся сегодня. Для того чтобы примерно оценить, как развиваются общие явления жизни во времени и что является добром или злом нужно знать историю и как классифицировать события. Этому помогут краткие отрывки истории и определения, изложенные в этой книге-справочнике. В знаниях об окружающем нас мире и космосе, о точном времени смотрите в следующих разделах.