Часть: Часть 1

Глава:

Жизнь, судьба, душа

Понятия и преставления о душе.

Все понятия о душе, это представления людей о жизни, включающие в себя понятия о душе индивидуальной, духе, мировой душе, и просто о живой душе (как о каком-либо) живом существе. Всё это примерно одинаковые понятия, касающиеся невидимой составляющей жизни. Понятие о душе существует и сегодня, когда говорят о человеческих качествах. Первобытные люди одушевляли и неживой мир, полагая и в нём невидимую душу и творца. Что же касается мировой души и духа, то это понятия аналогичные богу, управляющему жизнью всех людей. Все эти понятия дополнялись, развиваясь вместе с эволюцией человечества, но поскольку душа и дух невидимы и их нельзя описать, то чётких определений нет. Поэтому всё, что касается свойств души можно отнести к поведению человека, поведение видимо, и оно характеризует душу, как принцип жизни.

В настоящее время о душе говорят меньше, а чаще говорят о сознательной, или психической деятельности человека, употребляя вместо слова душа термины психика или сознание. Понятие души как определение психики и её синоним, пришло к нам из греческого языка, с греческой мифологией. Олицетворение или образ человеческой души в греческой мифологии представлен Психеей, которая изображалась и представлялась древними людьми бабочкой или девушкой. Практически имя Психея, и бабочка и образ девушки представляют обобщённые синонимы жизни, или живые воплощённые образы души.

Всё, что мы говорим о душе, о характере или о психике человека, мы говорим об одном и том же – о свойствах жизни (поведении человека), только разными словами. Поэтому мы постоянно повторяемся, но ничего нового не скажем, т. к. речь идёт о разных человеческих представлениях, связанных с жизнью и относящихся к жизни.

В представлениях первобытных людей душа рассматривалась как нечто материальное олицетворённое и одушевлённое (тень, кровь, дыхание и т. п.), подчёркивающее жизненные изменения. Хотя конечно тень мы видим, и она передвигается вместе с человеком и изменением местоположения Солнца, но пощупать её не можем и поэтому как вещь нереальна. Дыхание, это физиологический процесс, а не душа, но с его прекращением прекращается жизнь и поэтому появилось представление, что душа оставило тело и во фразе «испустил дух», дух можно понимать как синоним души. В современном языке слово душа также может употребляться для обозначения различных живых существ, например, животных, люди, говорящие выражение: «Ни одной живой души», говорят об отсутствии людей или животных в каком-либо помещении, или месте, в зависимости от того, что они понимают под живой душой – человека или животное.

В религии под душой понимается невидимая нематериальная сила (душа, или дух), имеющая самостоятельное, независимое от тела существование. В идеалистической философии душа отождествляется с тем или иным элементом сознания и это отождествление близко к психике. У Платона душа, это вечная идея, у Гегеля – низшее, чувственное проявление духа в его связи с материей (чувствующая и деятельная душа). Имеется очень много представлений о душе и всё это представления людей и едва ли они правильны, т. к. этими терминами пытаются определить то, что не проявлено (невидимо) в материальном мире и не может быть воспринято чувствами. Т. к. душа не имеет материальной формы она, поэтому, не может быть определена или познана как существующий материальный объект.

Можно просто считать душу тем образованием, благодаря которому живёт человек, а когда он умирает, говорят, что его душа покинула тело. Не умерла душа, а только покинула тело, т.е. душа бессмертна, и она может переселяться в любое живое существо. Египетский символ человеческой души назывался Ба и душа древними египтянами представлялась в виде птицы отлетающей после смерти человека. У народов Кавказа и Закавказья существовала легенда о матери-рыбе и вера в то, что после смерти человека его душа переселяется в рыбу и живёт в воде. В древнегреческом эпосе о переселении душ, об их перевоплощении, говорится о героях, души которых находятся в подземном царстве и им предстоит родиться ещё раз среди людей. Здесь мы встречаемся с тем, что душа бессмертна в отличие то тела, и что она может перевоплощаться в различных образах, имея какие-то отличающиеся признаки. Если отбросить все эти теории и посмотреть реально, то мы увидим главное свойство живого существа, отличающее его от неживой материи в способности чувствовать. Живая материя имеет определённого типа нервную систему, управляющую деятельностью организма и по современным представлениям для человека свойства души, это его нервная высшая деятельность или психическая деятельность.

В индуизме - душа (санскрит – атма) называется Атман. Атман, это одновременно и Мировая душа, и индивидуальная душа человека, считающаяся частичкой Мировой души, образованной в результате отделения или создания Мировой душой человеческой души с индивидуальными признаками. В обеих религиях индусов имеется и перевоплощение души, что указывает на её бессмертие, хотя в буддизме считается, что бессмертной человеческой души нет. В буддизме перевоплощение сохраняется, но оно в нём понимается не в полном объёме поведенческих признаков (если душа не приобрела устойчивое состояние бессмертия в слиянии с первоначалом, например, как у бодхисатв), а в наборе основных или главных признаков, сохраняющихся после распада (скандх) индивидуальности. О переселении душ можно говорить долго, но это не имеет смысла, т. к. при смерти распадается тело, включающее психофизические элементы, являющихся признаками индивидуальной души. Истоки буддизма находятся в Индии и, несомненно, это сказалось и на представлениях буддизма.

В даосизме Лао-Цзы определяет индивидуальную душу человека как матрицу – форму определённых качеств, или свойств. Матрица (немец. Matrize), углублённая металлическая форма, применяемая при обработке металла давление, при отливке типографских литер пр.

Из христианства догмат о перевоплощении души был изъят по настоянию императора Юстиниана I. Но в евангелие он сохранился как перевоплощение пророка Илия в Иоанна Крестителя, а в последующем – как второе пришествие Христа и воскресение мёртвых праведников для жизни в Тысячелетнем царстве. Душа в христианстве понимается и как синоним жизни. В евангелие от Матфея 16:25, душа в подлиннике psyche, переведено как «жизнь» с греческого языка, слово в подлиннике означающее душа (психика), т. к. понятие души человека тесно связана с его жизнедеятельностью. В принципе это и есть и жизнь, и душа, и все эти значения термина душа зависят от представлений людей, от их знаний, т. е. от того, что они имеют ввиду под любым из этих понятий.

Представление и понятие о мировой душе есть и в европейской философии - мировая Душа на латинском языке AminaNundi. В учениях античных философов, это божественная сущность, пронизывающая и одушевляющее всё живое во Вселенной. Понятие о мировой душе, одно из центральных в философии неоплатонизма, восходящее к учению Платона о мировой душе как о движущем начале космоса. Мировая душа выступает посредницей между идеальным (бестелесным) миром и созидаемым ею чувственным миром. Учение о Мировой душе было воспринято панпсихизмом эпохи Возрождения (итальянские неоплатоники Дж. Бруно и немецким романтизмом идеалистической философии XIX века Ф. В. Шеллинг, Г. Ф. Фехнер, Э. Гартман).

Просматривая онтогенез человека («Жизнь открытыми глазами») мы можем заметить, что в определённые возрастные периоды у людей много одинаковых процессов не только в физиологическом, но и в психическом развитии. А рассматривая общие черты для всех людей, мы можем увидеть много одинаковых представлений и взглядов и у человечества, что наводит на мысль о существовании Мировой Души. Мировая Душа, это мировой дух, или общий ум человечества – основа всех миров, как проявленных, так и непроявленных.

Понятие термина душа многозначно и можно заключить, что представления о ней, как и о жизни постоянно изменяются. Поэтому, душа, это понятие, выражающее исторически менявшиеся и меняющиеся воззрения на внутренний мир человека. В религии и идеалистической философии душа, это особая нематериальная субстанция, независящая от тела. Душа, это и образ жизнедеятельности человека, отражающий её индивидуальные свойства.

Дух.

Дух (лат. spiritus, буквально: дуновение, тончайший воздух, дыхание, запах), в широком смысле слова понятие, которое тождественно идеальному, сознанию как высшей форме психической деятельности; в узком смысле однозначно с понятием мышления. Дух, понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного начала. Уже само это определение говорит о многообразии этого понятия, не говоря о различных представлениях людей о духе, и по нему видно, что оно дополнялась значениями, как в узком, так и в широком смысле этого слова.

Дух понимался и как сверхразумное начало, познаваемое непосредственно, интуитивно. Эта точка зрения внешне близка к религиозной идеологии, согласно которой Дух, это и Бог, сверхъестественная сущность, могущая быть лишь предметом веры. Иногда о духе говорят, как о боге, иногда как о прекращении жизни человека - «Испустил дух», имея в виду прекратившееся дыхание. В некоторых случаях эти понятия сближаются с понятием души, психики. На этих представлениях мы подробно останавливаться не будем, а вернёмся к душе. В начальных переводах термина психика с греческого языка входили следующие переводные значения и смысл - душа, дух, сознание, иногда и в настоящее время термин душа употребляется в качестве синонима термина психика. Устаревшие названия психических болезней - душевные болезни, таким образом, термины психика и душа можно понимать как одинаковые.

В греческом языке термин душа употребляется для обозначения психической деятельности человека. Психо… (от греч psyche - душа), в сложных словах указывает на отношение данных слов к психике и к душе - psyche - душа. В наше время говорят о душе как о качествах человека, о его характере, в котором проявляется его психика (или нервная высшая деятельность человека - НВД). Душа, это образ психической деятельности человека, об этом говорит и первая часть сложных слов, относящихся к психической деятельности и включающих в себя начальное psyche, например, психопатология, психология, где выделенная часть термина переводится с греческого языка – psyche - душа. Таким образом, душа и её свойства, это понятие синоним психики.

Человек, как общественное существо, представлен в мире своими (индивидуальными) нравами, характеризующими его поведение среди людей, которые говорят о его психических качествах. Эти характеристики дополняются темпераментом человека - формой и скоростью реакций. Говоря о каком-либо человеке, мы говорим о его поведении и нравах, его духовных, или душевных качествах характеризующих человеческую душу, о его внутреннем мире, проявленном в поведении. Эти проявления относятся к индивидуальной душе.

Душа индивидуальная.

Душа человеческая, это отдельный образ человека – личность или индивидуальность, наделённая чувствами. В практической жизни мы говорим о душе, как об отдельной личности или индивиде, имеющем отличающийся от других людей характер и нравы, качества и поведение.

Ниже приведены понятия об индивидуальной душе, первое религиозное (индуизм), второе расширенное, возможно оно будет ближе для восприятия современному человеку. Вместе с тем, эти понятия не характеризуют деятельность человека, а только говорят о дхарме, в данном случае дхарма - свойства и совокупность действующих элементов души (психики) и её образ. К характеристике и образцу души или духовного совершенства можно отнести пункт 5 характеризующий совершенство. Однако надо заметить, что этот пункт большей частью относится к ощущениям, в то время, как для совершенства достаточно нормы, а для познания достаточно знания сущности, свойств объектов необходимых для практической деятельности. Всё это условно, но в определённой степени характеризует свойства деятельности человека.

Понятие индивидуальной души, включает в себя пять функционирующих в совокупности Дхарм.

Всё материальное, всё обладающее чувственными свойствами (например, пять органов чувств; то, что они воспринимают; то, что возникает в момент их деятельности).

Ощущения и эмоции.

Восприятия и представления.

Способности, наклонности, волевые кармические импульсы и усилия.

Совершенный разум; свободный Божественный или духовный интеллект; идея, лежащая в основе чего-либо, причина; истина; гнозия; супер-разум, широкое всеохватывающее сознание, присущее супер ментальной энергии, которое вбирает в себя все истины, идеи и объекты познания и видит одновременно как их суть, так и взаимосвязь во всей полноте, и все частные их проявления или аспекты каждого из них.

Примечание: пункт 5 указывает на функциональную деятельность сознания человека на высшем уровне. Такое сознание достигается длительной тренировкой и недоступно в обычных условиях, в которых достаточно его нормального состояния. К тому же оно является чувством йога и не охватывает противоположную или отрицательную сторону деятельности психики, которая нередко бывает в жизни.

Дхарма – вечный закон, моральный по своему содержанию, образец, которому надлежит следовать человеку как норме. Понятию души тождественно совокупное функционирование этих пяти наборов Дхарм, объединённых по одному типу психофизической деятельности, называемых скандхой.

Понятиеиндивидуальной души можно представить и как умственную деятельность и личные качества человека, характеризующие его деятельность, его нравы, или характер (в первую очередь это сознание, психическая деятельность человека) и его организма (тело). Тело в данном случае является органом чувств, и представляет вместе с особенностями поведения идентификацию индивидуума среди людей.

Живое тело человека, обладающее действующими органами чувств, имеющими индивидуальную чувствительность, воспринимающими то, что воздействует на них в процессе их деятельности.

Ощущения и эмоции, которые вызваны восприятием раздражений внутри тела и в окружающем мире являются индивидуальными (внутренними) чувствами и формируют представления человека о жизни.

Восприятия, которые сформировались в виде образных представлений в памяти и сознании человека в результате его представлений о жизни и сопоставлений с ними. Эти восприятия формируют представления человека о себе, как об индивидуальной живой душе и выражаются в его поведении.

Способности, наклонности, волевые импульсы человека и его усилия по их реализации в своей жизнедеятельности (в поведении и действиях, делах).

Ум человека и разум, обусловленный условиями жизни человека в сообществе людей (в определённых условиях). Ум человека индивидуален, но он зависит и от знаний и ума накопленного общественно-экономической формацией и от общества, в котором этот человек живёт. Личные представления человека формируют индивидуальный ум и его поведение.

Совокупность этих черт (пункты 3-5) является личной характеристикой человека, его душой, характером и психикой.

Слово психика в переводе с греческого означает – душевные состояния или душа, таким образом, понятие души человека и включает все свойства психической деятельности, можно говорить о характере человека, это примерно то же самое, что и душа. Душа отражает принцип поведения человека в окружающей его среде.

Нравственность (дхарма) – вечный закон, моральный по своему содержанию, образец, которому надлежит следовать человеку как норме. Эти нормы вырабатывались людьми как образ и закон срединного пути-движения, в поведении избегающий неискренности – лжи, лукавства и лицемерия, неправильного поведения в целом.

Всегда, когда речь идёт о человеке, всегда говорят о его характерных чертах, качествах, или свойствах, оцениваются поступки, дела, относящиеся к взаимоотношениям в обществе. Это и есть характеристика человека и его качества – свойства души, или психики. Поведение человека в различных ситуациях является отражением его психической деятельности, оно проявляет черты характера человека, т. е. его душевные свойства. Таким образом, о душе мы говорим и тогда, когда имеем в виду душевные качества человека – его нравы, характер взаимоотношений с окружающим миром и людьми.

В настоящее время больше употребляются аналогичные понятия свойств души, такие как – духовные качества, духовное развитие, психическая деятельность человека и т. п., тем не менее, в основе всех оценок лежит поведение человека. Эти характеристики деятельности человека относятся к живой душе, выражаются они во взаимоотношениях индивида с окружающими людьми, со всем животным и материальным миром. К душе и её деятельности относится общение, характер, сознание, внутренние переживания,чувства человека, связанные е его существованием. Все качества человеческой души связаны с умственной деятельностью человека, его способностью к самоконтролю за своей деятельностью, а при отсутствии, или недостатке ума они проявляются в отклонениях, болезнях, лжи, слабоумии и общем безумии и в бессмысленности поведения. Всё поведение и деятельность человека зависит от его ума.

Представления о душе приведены для сведения и расширения кругозора, их запоминать необязательно, они у всех людей разные и это не столь важно. Важно понимать, что чтобы не говорили о человеческой жизни, мы в первую очередь говорим о делах человека, а говоря о делах, мы говорим и о его характере. Иногда о человеке окружающие его люди говорят: «душа-человек», имея в виду хорошие нравственные качества человека, как выраженное (проявленное в характере) его отношение к окружающим людям. С ним и говорить приятно и быть во взаимоотношениях хорошо. Поэтому нужно помнить, что главное в человеке это поведение, а всё остальное – как оно сформировалось, или как названо, не так уж и важно. Но если вы заботитесь о своём совершенствовании, то вам нужно знать и истоки, и правила формирования. Об этом можно будет прочесть в других разделах.

В заключение о душе человеческой.

Говоря о человеческой душе, или психике мы говорим о характерных свойствах человека проявляющихся в его материальной жизнедеятельности – в жизни. Эти свойства оцениваются нравами человека – способами ответа на окружающие воздействия среды и взаимодействие с окружающим его миром. Все свойства души (или психики) человека проявляются в его жизни, в его деятельности. Только по деятельности человека определяется его ум и разум, сознание, моральные и нравственные качества, но и эти оценки свойств субъективны, так как субъективны и критерии оценок – нравится или не нравится, подходит или нет. Ведь эти оценки свойств души или психики другого человека относятся к психической деятельности и чувствам оценщика.

Ни дух, ни ум, ни разум не имеют чувств. Дух не имеет чувств, т. к. он нематериален, ум и разум человека подверженный чувствам — это источник вожделения, ибо они опираются на чувства и ищут удовлетворения для чувств, разделяясь на добро и зло. Дух и душа, не имея чувств, не подчиняются чувствам и не зависят от человека. Человек, считая себя телом, наоборот, зависит от чувств и их объектов, воспринимаемых телом и от своего влечения к ним или отталкивания от них. От этих чувств человек и начинает вести деятельность свою или жизнь, стремясь удовлетворить свои чувства-желания.

Поскольку в понятие о душе входит и человеческое тело, которое рассыпается после смерти, то возможно перевоплощение образа, т. е свойств души. Жизнь есть сегодня и сейчас, поэтому и жить следует во время жизни, правильно поступая и не беспокоясь о последствиях.

Судьба.

Какой бы не была жизнь, мы говорим - такая судьба, но чаще это определение встречается в неблагоприятных случаях жизни в синонимах судьбы. Синонимы термина судьба – участь, доля, рок – преимущественно несчастливая судьба. Судьбой у верующих в бога считается человеческая жизнь, определённая богом – судит бог и решает участь человеческую. В христианстве судьба выступает в виде божественного промысла.

Мойры, в греческой мифологии три дочери Зевса и Фемиды, богини судьбы. Клото прядёт нить жизни, Лахесис распределяет судьбы, Атропос в назначенный час обрезает жизненную нить. Мойрам соответствуют римские Парки. Со временем судьбу стали представлять, как верховную справедливость, управляющую миром (у греков – Дике, Немезида).

Представления о судьбе, как о божественном предопределении, присуща всем современным религиям. В протестантизме оно носит ярко выраженный фаталистический характер. Часть религиозных направлений (например, католицизм, православие) стремятся ослабить фатализм представлений о судьбе посредством сочетания идеи божественного предопределения и свободы воли человека. В широком смысле слова понятие судьбы употребляется для выражения стечения обстоятельств в жизни человека или целого народа.

Фатализм (лат. fatalis), концепция взглядов, рассматривающая жизнь человечества, включая человека, как предопределённую высшей волей, роком судьбой. Ещё в древней мифологии были распространены представления о господстве рока над людьми и даже над богами. Есть и другие теории, наоборот признающие человека творцом своей судьбы. Если судьба в полной мере и не зависит от человека, то его поведение, наоборот, зависит от человека в большинстве случаев, оказывая непосредственное влияние на его судьбу.

Судьба, это жизненный путь человека в материальном мире от рождения до смерти, вызывающий суждения о качестве жизни, как самого индивида, так и окружающих его людей. Поскольку в жизни человека основными критериями жизни является окружающая действительность (среда существования), или условия жизни, на которые он может повлиять только частично своим трудом, то его жизнь обусловлена. Она зависит от возможностей представленных обществом, условий жизни и времени существования организма – тела человека.

Можно говорить о судьбе как о фатализме, а можно говорить проще – об обусловленности жизни, о её обстоятельствах или условиях. Обусловленность жизни человека, это условия существования, от которых зависит и судьба человека – время его жизни в определённых условиях. Человек, как и любое другое живое существо, вынужден приспосабливаться к условиям жизни, в этом и есть его судьба и обусловленность. Обусловленность конкретными условиями может быть временной, но из этих кратковременных промежутков и складывается жизнь и судьба человека. К обусловленности жизни человека относится и понятие предопределение.

Предопределение, в религиозных воззрениях исходящая от воли Бога детерминированность поведения человека, отсюда его «спасение» или «осуждения» в вечности. Но если так действительно определено богом человеку, тогда жизнь бессмысленна и нет смысла человеку поклонятся богу и чтить его, если он определил кому быть царём, а кому - рабом. Тогда нет смысла и служить ему, да, впрочем, ему это и не нужно, а нужно людям. Теория служения придумана жрецами и властями, для того, чтобы сохранять свою власть и понуждать людей трудиться на них. Теория предопределения возникла в Европе – Августин, Лютер, Кальвин. Эта теория одновременно определяет свойство жизни как процесс, подчинённый строгой механической необходимости и признаёт бессмысленность какой-либо деятельности. Впрочем, в восточных религиях имеется так называемое недеяние, но оно не отрицает деятельность человека по самосовершенствованию. Предопределённость есть (она же – обусловленность, судьба) в целом, но не в деталях поведения и в «спасении» или «осуждении».

Жизнь всегда заканчивается смертью, а человеку в этом случае остаётся только право выбора жизненного пути между двумя противоположностями, между нормами и отклонениями от них. Она зависит от условий, т. е. она действительно обусловлена, при этом поведение и самореализация человека в жизни всё же в какой-то мере зависит от его выбора и усилий, как и его отношение к своей судьбе - жизни.

Общечеловеческая норма для всех людей едина, хотя и устанавливается разными религиями, это моральный кодекс, закон общечеловеческих и человечных моральных норм. Но до тех пор, пока в действиях есть неправильная предрасположенность к нарушению этих норм и отсутствуют усилия по исправлению собственного сознания и поведения до установленной нравственной и физиологической нормы, человека постоянно ставят в «рамки» результаты его собственной деятельности и внешние обстоятельства. Внешние обстоятельства в мире и обществе характеризуются различной степенью насилия, связанной с несправедливостью не только собственной каждого человека, но и с насилием власти.

Предопределены обстоятельства жизни и её конечный результат, а отношение к жизни определяется самим человеком. Нравственность в поведении и самовоспитание человека зависят от его усилий. Часто преждевременный финал жизни человека, или роковые последствия могут наступить от поведения, от предрасположенности человека к отрицательным деяниям и поведении противоречащим нормам. В общем-то, эти теории появились тогда, когда жизнь была относительно спокойной, хотя и тогда были стихийные бедствия, войны и тут о предопределении трудно говорить. На судьбу больше влияние оказывает индивидуальная предрасположенность человека к поведению с отрицательными последствиями.

Предрасположенность, это заранее создавшаяся склонность человека к чему-либо и наличие условий для развития этих отрицательных свойств, или склонностей. Для людей, живущих страстями, это общая подверженность или предрасположенность к страданию и боли (страстность). В одном из значений слово страсть, имеет значение страх, ужас (например, натерпелся страстей). Предрасположенность, это неустойчивость человека к влечениям с внутренними побуждениями и стремлениями к соблазнам и удовольствиям, наслаждениям, стремление их получения. Кроме этого предрасположенность формирует и неправильное восприятие действительности, и ориентацию (направление) в жизни. Вызванные этими причинами отклонения в деятельности человека влекут за собой и отрицательные результаты.

Предопределение имеет смысловое значение – судьба, рок. Это обусловленность жизни человека, предполагающая, что жизнь индивида, это звено в цепи целой системы жизни, в которой человеку отведена определённая роль и место. Вместе с тем единичные и общие изменения в определённых пределах возможны, многое зависит и от самого человека. Человек чаще всего не выполняет свою человеческую роль, чем выполняет её, поэтому имеет результат нежелательный и требуется принудительное исправление. Исправление человека возможно при изменении его мышления или жизненных обстоятельств, а больше всего от волевых усилий самого человека. Вместе со сказанным о судьбе и роке нельзя не отметить, что нет в материальном мире живого человека, жизнь которого не закончилась смертью – жизнь и смерть, это единое понятие, поэтому общее предопределение жизни это последующая за ней смерть. Всё рождённое умрёт, а всё созданное разрушится.

Предустановленная гармония – признание установленных богом гармонических изменений души и тела. На самом деле есть принцип поведения, ведущий к установленным нормам или к отклонениям от нормы, соответственно и результат переживаний человека, возвышающее вдохновенье, или угнетающее состояние безысходности от тупиковой ситуации, в которой оказался человек. В любую тупиковую ситуацию может зайти сам человек, и она может быть, как от тупости, так и от интеллектуального поиска в мире несуществующего и несущественного для жизни. Гармонию может нарушить или разрушить болезнь, неблагоприятные внешние условия жизни и их изменение. Гармония предполагает стройность и соразмерность, которая трудно достигается в этом бренном мире, поэтому разумный человек стремится прервать круговорот жизни и пересечь поток бытия, разорвав круг жизней и смертей, не ища спасения или какого-либо «выдающегося» отклонения от естественной жизни в этом мире.

Во всём есть пределы, как и в условиях, так и в возможностях человека, обусловленного условиями. Конечный предел жизни – смерть, а какова судьба и как сложилась жизнь, зависит от условий (обусловленности), по собственной воле или по принуждению. «Такой уж, видно, ему предел был – на чужбине умереть», так что предел в данном случае обозначает и судьбу.

Все термины - судьба, предопределение, предрасположенность, предустановленная гармония относятся к философским понятиям детерминированности жизни человека. Детерминизм (от лат. determinare – определять), признание объективной всеобщей закономерности и причинной обусловленности всех явлений природы и общества, т. е. жизни. Рассмотрим жизнь с точки зрения детерминизма – обусловленности жизни человека, вновь вернувшись к свойствам жизни.

Свойства жизни.

Обусловленность жизни человека.

О физиологическом развитии человека, естественном отборе, о его наследственности и изменчивости, эволюции и инволюции уже говорилось в книге «Жизнь открытыми глазами», здесь речь пойдёт о человеческих качествах и свойствах жизни. К некоторым понятиям, изложенным в ней, мы вернёмся, т. к. физиологическое существование живых организмов и есть жизнь, в т. ч. и человеческая. Вне всяких сомнений, что условия жизни, или обусловленность живой души в этом мире, являются одним из главных свойств жизни и определяющим фактором жизни, её детерминированностью (закономерной взаимосвязью и причинной обусловленностью).

Жизнь содержит в себе три главных свойства, это рождение и смерть, и промежуток между ними называемый жизнью. Она не бывает без рождения и смерти, а промежуток или длительность существования между ними, т. е. жизнь, может быть различной длительности. Продолжительность жизни и её условия для человека можно назвать судьбой или просто длительностью жизни, принципиально это не имеет значения. Определения живая душа и индивидуальная жизнь в определённой степени аналогичные и вместе с понятием судьбы определяют её свойство.

Жизнь человека проходит в определённых условиях, в определённой среде или в окружающей обстановке от которой она и зависит. Рождаясь в этом мире, человек начинает свою жизнь там, где он рождается. Рождение, это результат принудительного процесса размножения, который свойствен всем живым организмам, т. к. условия жизни и сам организм понуждают к деятельности по удовлетворению потребностей, в которые входит и размножение. Жизнь и воспроизводство всех видов живых многоклеточных организмов проходит в среде подобных себе организмов, без отсутствия разнополых особей и их спаривания размножение невозможно. Получается, что ещё до рождения жизнь человека уже обусловлена – наследственностью, местом и другими особенностями, это уже предопределение жизни и слагаемое судьбы. Ниже будут перечислены слагаемые жизни, или человеческой судьбы, все они включают три главных свойства, или уровня жизни: выше нормы, норму или средину, ниже нормы. Норма встречается реже, да к тому же она относительна. Эти определения относительны и условны, так как жизнь не зависит от определений, которыми практически невозможно ничего описать, из-за множества составляющих, так же, как и её норму, поэтому норма называется срединой или срединным путём человека в жизни. Эти характеристики лишь относительно характеризуют судьбу человека, а просто дают понять и представить, что такое судьба и жизнь человека, разделяя её на составляющие части.

Слагаемые условия жизни, или состав судьбы человека.

Происхождение и наследственные физиологические качества организма (тела) включающего в себя наследственные заболевания и пороки, или норма. Это наследственность, предопределяющее состояние организма.

Место рождения – климатические и другие природные особенности, среда обитания, определяющие возможности существования и качество жизни.

Условия жизни в сообществе и само сообщество, способствующие или не способствующие развитию и воспитанию человека до самостоятельной нормальной жизни.

Возможность устроить свою жизнь – быт, бытие, как и проблемы с обустройством жизни.

Деятельность человека и её следствия, результаты – карма.

В живом мире действуют основные законы: единства и борьбы противоположностей, причинности и другие. Подчинить себе мир и его законы никто не в состоянии, а стремление сделать это подчёркивает бессмысленность и безумие людей, не только тех, которые стремятся сделать это, но и тех, кто их почитает. Лукавые люди заменили свою неспособность жить своим трудом на подчинение себе людей, на власть и насилие, ритуалы поклонения, подчёркивающих их лживость.

Для лучшего понимания обычно пользуются сравнениями и сравнительными оценками, которые никогда не бывают соответствующими сути. Кто-то сравнивает жизнь с попаданием в пасть дьявола, как апостол Павел, а попав в пасть, человек не выйдет из неё, до тех пор пока не будет сожран или не умрёт. Кто-то другой с механизмом неуклонно и безостановочно работающим, перетирающим всё живое в отходы и элементы праха и создавая новые образования. Тот человек, у которого жизнь идёт нормально, спокойно и ритмично, может сравнить её с потоком воды безостановочно влекущий его к смерти, или с равномерно горящей свечой. Всё это представления людей о жизни, душе и судьбе. Все они появились как выводы о качестве жизни, а её качество и есть судьба.

Основные условия или принципы жизни, так же, как и существование всех видов живых организмов происходит благодаря другим организмам, или за их счёт, с поеданием одних видов другими никто не может изменить. Это главная обусловленность живого существа и органического мира и естественной жизни. Никто не может отменить и искусственное насилие «изобретённое» людьми, власть в мире созданную ими, или отменить рабство, существовавшее от начала жизни и существующее сегодня, войны, насилие, стихийные бедствия и болезни. Вполне уместен вопрос, в чём смысл жизни, в чём её счастье, если оно несчастье для другого человека? в чем мудрость жизни и её творца, если человек находится в тисках обусловленности придуманной богами, людьми и творцом натворившем в мире безобразий и неразумную жизнь.

В чем смысл сказок, которых наслышан человек о благой и райской жизни, которой нет и в помине сейчас и неизвестно, когда она была или вообще будет, а то, что имеется сейчас видно при внимательном анализе всех жизненных явлений. Смысл этих сказок есть для тех, кто живёт насилием и наслаждается мучениями других людей, их поклонением богатым ворам и власть имеющим лицам - ложным богам, существующим благодаря насилию и паразитизму, нахлебничеству над смертными поклонниками и рабами лжи. Человек может поменять место проживания, частично изменив условия жизни, но это временное изменение, т. к. его жизнь течёт и в других местах по тем же принципам.

Жизнь в определённой степени зависит и от образа жизни человека. Образ жизни, понятие, характеризующее особенности повседневной жизни людей, определяемые данной общественно-экономической формацией. Он охватывает все области его жизнедеятельности. Это труд, быт, половая жизнь, формы использования свободного времени, формы поведения, участие в большем или меньшем количестве видов деятельности, например, в политической, общественной и так далее. Определяющим фактором уровня жизни являются её условия, тип государства, принадлежность к определённому классу, сословию и другие отличия, поэтому он у людей отличается и в отдельном сообществе, а не только в общественно-экономической формации. Различный образ жизни у сельского и городского жителя, у господствующего и трудящегося класса.

Жизнь человека, как и любого другого живого организма, зависит от способа (образа) жизни и способности приспосабливаться к условиям внешней среды, её изменениям, включая соматические. Приспособительные реакции в свою очередь зависят от способности ориентироваться и правильно приспосабливаться к новым условиям жизни. Значение имеет и деятельность человека, или деяние, т. н. карма. Вообще любое деяние влечёт за собой и другое деяние вместе с новыми проблемами, деятельность по избавлению от проблем создаёт другие проблемы, так и образуется общий круговорот дел и жизни. Образ, есть образ, он, как и организм, не вечен и разрушается, и зависит от условий, а не наоборот, как некоторые полагают. Есть более устойчивые – простые, естественные и поэтому надёжные пути жизни, но многие из людей стремятся быть подобием человека, а не просто человеком.

Все формы жизни живых существ, какими бы они не были, ограничены и обусловлены средой обитания. Эти ограничения – время жизни, законы движения материи, установленные в обществе законы, возможности среды обитания. Как бы человек не старался обрести над другими преимущество и выиграть, он ничего не изменит этим в своей жизни, кроме получения временной выгоды, а вместе с ней потеряет человеческие качества. Человеческая нравственность, моральные качества, это основа человеческого существования и закон жизни среди людей. Обусловленность жизни человека, это возможности, ограниченные временем жизни и внешней средой – время в котором человек живёт, сообщество, место, индивидуальные возможности и способности человека. Человек всегда приходит в жизнь с определёнными условиями, существующими до его рождения и меняющимися в течение жизни, но кроме этой обусловленности, предпочитая собственные желания и пренебрегая нормами жизни, он обуславливает собственную жизнь многими дополнительными проблемами, которые не всегда сам в состоянии решить. Желания часто бывают бесконечными, а жизнь коротка, не приняв её условия, она теряется на погоню за призрачными удовольствиями и счастьем.

Подводя итог сказанному добавим, что судьба, это участие человека в жизнедеятельности живых организмов, обусловленное внешними условиями жизни и сложившаяся жизнь – конкретная жизнь человека, а не его представления и переживания, связанные с нею. Судьба, это и есть обусловленность жизни условиями существования. Основные из них – место жизни и природные условия проживания, сообщество людей и возможности по самореализации человека. На жизнь и судьбу человека также воздействуют законы движения живой материи и взаимодействия, а также и искусственные законы общества, извращающие жизнь. Искусственные законы, ритуалы поклонения и отношений изобретены лукавыми «творцами», нахлебниками-паразитами и понуждают человека обслуживать и содержать их, и следовать лжи становясь её рабами.

В условиях сообщества людей судьба предопределена, а учитывая, что мир существует и создаётся вначале в непроявленном состоянии (человек и сам, когда предпринимает что-либо, вначале обдумывает и создаёт план дел), то жизнь человека заранее предопределена. Это заключение касается жизни индивида в целом, а детали жизни, или судьбы, относятся к переживаниям происходящего в заранее спрограммированном мире.

Говоря о свойствах жизни человека и её обусловленности в современный период нужно учитывать множество факторов окружающей действительности и возможностей организма человека, с которым связана его жизнь и судьба. Физические сроки существования организма не беспредельны, в нём многое зависит от условий жизни и его использования, каким бы крепким он не был, время его существования ограничено. Кроме всего этого в период жизни могут быть войны, стихийные бедствия, которым человек не может противостоять, неразумные законы и паразитическая власть. С учётом всех этих факторов жизнь редко бывает простой и естественной, а естественная тоже не бывает без неблагоприятных условий и событий.