Часть: Часть 2

Глава:

Сознание

Сознание человека включает в себя всё – все знания и представления человека о жизни, ум, чувства и переживания её событий, убеждения, взгляды и этот список можно продолжать. Мы можем употреблять выражение «сознательная жизнь» не задумываясь о его смысле, а этот смысл простой – человеческая жизнь, это сознание, без сознания нет и человека, В бессознательном состоянии человек ничего не чувствует и временно отключается от жизни, а придя в себя (осознав себя) он вновь продолжает сознательную жизнь. Впрочем, и выражение «прийти в себя», как и «выйти из себя» говорят о том, что сознание или наше «Я» (или душа) и наше тело пребывают вместе временно – но это отдельный вопрос.

Сознание, высшая, свойственная человеку форма отражения объективной действительности – осознание им чувственных раздражений и происходящего в жизни.

Все формулировки о сознании, так или иначе, сводятся к функциональной деятельности головного мозга, и все эти функции сознания у человека имеется для того, чтобы он мог жить в этом мире, ориентироваться в нём и устроить свою жизнь. Ведь сознание человека, это и есть его жизнь, все его чувства, переживания и мысли по поводу жизнедеятельности и отношений ко всему в ней происходящему. Сознание индивида вмещает в себя всю его жизнь, ведь оно замыкается на его индивидуальных чувствах-переживаниях в течение жизни. Практически сознание выражается (что оно собой представляет) в отношении к жизни – поведении, характере человека. Сознание, или ум в той или иной степени есть у всех живых существ, какими бы они небыли большими или маленькими, он направлен на обеспечение их жизнедеятельности и его достаточно для их жизни. У человека благодаря хорошо развитой речи деятельность наиболее разнообразна, поэтому и сознание у него другого уровня, но, так или иначе, оно служит для организации и обеспечения жизни, а что касается уровня, то и среди людей уровень развития сознания отличается. Если говорить о сознании кратко, то сознание индивида представляет собой конкретную сумму знаний о жизни, его образ жизни и характер, а поскольку всё это индивидуально, то больше говорят о функциональной деятельности сознания. Всё нормальное в глаза не бросается и не выделяется, а вот отклонения всегда заметны. Пока мы всё оставим так, как об этом думает большинство, а выводы сделаете сами, после того как всё прочтёте.

Сознание, одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Отражение и воспроизведение действительности в сознании процесс в определённой степени пассивный, но с него начинаются раздражения и деятельность человека, которой, как принято считать, управляет его головной мозг. Управление и считается функциональной деятельностью всей нервной системы и головного мозга человека.

Отсюда и полная формулировка функциональной деятельности сознания. Сознание, высшая, функция человеческого головного мозга, сущность которой заключается в целенаправленном отражении объективных свойств и отношений предметов внешнего мира, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в правильном регулировании и самоконтроле своих взаимоотношений с природой и социальной действительностью. Если исходить из этого определения, то эта работа достаточно сложная в вопросе регулирования взаимоотношений с окружающим миром. Поэтому всё это так и не так, так, когда сознательная деятельность человека функционирует полностью, как это сказано в определении и не так, когда оно функционирует, если человек поступает неосознанно, так бывает у кого-то чаще, а у кого-то реже, а осознанность бывает не всегда. В общем-то, сознание, это знание и представления человека о жизни представленное мыслительной деятельностью человека и всецело зависящее от его ума. В определении сказано о том, что формируется сознание человека в центральном отделе нервной системы – мозгу человека (центре приёма и обработки информации и управления). Сознание человека большей частью представляет собой общие знания о жизни, необходимые для его жизнедеятельности. Каким является сознание человека можно с уверенностью сказать только одно – оно индивидуально и необходимо ему для организации своей жизни, а как оно работает, это нужно рассматривать в каждом случае отдельно.

Зная для чего необходимо сознание, а оно необходимо для организации отношений с окружающим миром, можно говорить о том, как это работает и как сознание формируется. Функции по формированию сознания принадлежит мозгу человека и к ним относятся - отражение действительности и формирование представлений о ней, систематизирование знаний о внешнем и внутреннем мире, сохранение знаний в памяти необходимых для ориентирования в мире и удовлетворения потребностей.

Сознание можно и нужно понимать как продукт функциональной деятельности всей нервной системы человека по осознанию жизни и своей жизнедеятельности, накоплению знаний о ней и созданию жизненных поведенческих установок. Исходя из функционального назначения сознания, мы видим, что для нормальной его работы и формирования сознания человеку нужны чувства для восприятий явлений жизни, ум для создания образных представлений, память для накопления знаний и т. д. и всё это относится к функциональной деятельности сознания.

Что бы мы ни говорили и не думали бы о человеке, как о разумном существе и его сознании, не нужно забывать о том, что человек лишь одна из ступеней развития живых организмов. Поэтому он, как и весь животный мир, в течение своей жизни занят удовлетворением своих потребностей, среди которых значительный удельный вес искусственных. Однако без удовлетворения естественных потребностей, как и все другие живые организмы человек не может жить, поэтому так или иначе всё его сознание на это и направлено и для этого предназначено.

Основой сознания являются знания, о чём свидетельствует и сам корень слова «сознание», как удовлетворить свои естественные и другие потребности-желания. Знание человек получает через все ощущения, однако огромное значение имеет язык, при помощи которого человек общается с другими людьми и объясняет свои действия, передаёт другим людям знания и т. д., без которого и этих строк не было бы. Разделим термин сознание, или применим его к практической жизни, как бы поступив в каких-либо обстоятельствах со знанием, и без последней буквы в слитном варианте мы получим сознание с выделенным в нём знанием. Такое действие и является осознанным, т. е. осмысленным и это является главной функцией сознания – осмысливать человеку свою жизнедеятельность, поведение. Иногда нам может показаться, что другой человек поступает неосознанно, или неправильно, оно может быть и так и не так, т. к. мы незнаем мотивов такого поступка, который продиктован его желаниями. В каком-то случае человек может поступить и неосознанно, но и неосознанный поступок имеет какие-то причины, возможно и неизвестные ему, если это сделано импульсивно. Напомню читателю, что в этом мире иллюзии действует причинно-следственный закон. В основном это так, но во всех законах и правилах бывают и исключения.

Вначале мы говорили о душе, или НВД психической деятельности человека, вот его и представляет собой сознание - совокупность психических процессов, активно участвующих в осмыслении им объективного мира и своего собственного бытия. Сознание возникает в процессе жизни и деятельности людей и неразрывно связано с языком, который так же древен, как и сознание. Общий образ жизни и форм жизнедеятельности людей формирует определённый поток сознания (исторический промежуток времени), в котором и формируется сознание индивида, это иногда подтверждают даже некоторые психические заболевания людей. Так в дореволюционном периоде при маниакально-депрессивных психозах встречались бредовые идеи религиозно-мистического характера, и почти исчезли после революции через полвека. Т. к. до революции был поток сознания с преобладанием религиозных идей, а после революции их количество в СССР уменьшилось, они исчезли из потока сознания и из психозов. А если говорить конкретно к жизни, то даже в современном мире сознание жителей одного региона отличатся от другого, жителя города от жителя деревни и т. д.

Сознание человека зависит от чувств и формируется из чувственных восприятий мира. Человек с самого рождения попадает во временной мир предметов, созданных руками предшествующих поколений, и формируется как таковой лишь в процессе обучения целенаправленному их использованию. Способ его отношения к действительности определён не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Овладение исторически выработанными способами деятельности, и особенно языком, делает отношение индивида к внешнему миру опосредствованным знанием объективных свойств предметов этого мира. Человек постольку выделяет и противопоставляет себя объективной действительности, поскольку его действия целенаправленны, т. е. его активная жизнедеятельность направляется представлениями или знаниями о реальных свойствах объектов. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием определённого уровня, способ его отношения к миру иназывается сознанием. Способ отношения человека к миру и жизни это образ жизни и его характер, т. е. то, что мы называем душой. Знания человека и его сознание формируются благодаря речи и способности человека называть вещи мира различными именами. Без понимания, без знания, которое несёт с собой общественно-историческая предметная деятельность и человеческая речь, нет и сознания. Любой чувственный образ предмета, любое ощущение или представление постольку является частью сознания, поскольку они обладают определённым смыслом в системе приобретённых через общественную деятельность знаний. Знания, значение и смысл, сохраняемые в языке, направляют и дифференцируют чувства человека, волю, внимание и другие психические акты, объединяя их в единое сознание.

Каждый человек нового поколения усваивает формы и приёмы познания с раннего детства, превращая исторически сложившиеся нормы общественного сознания, в нормы своего индивидуального сознания. Т. о. индивидуальное сознание представляет собой аккумулированный опыт истории. Все наши ощущения, восприятия, представления, понятия, категории как психические реальности могут быть фиксированы лишь в их отношении к реальным вещам, их свойствам и связям.

Знания, накопленные историей, политические и правовые идеи, достижения искусства, мораль, религия и общественная психология представляют собой сознание общества в целом. Нельзя, однако, отождествлять сознание только со знанием, логическим мышлением. Вне живой, чувственно-волевой, активной деятельности всей сферы психического мышление вообще не существует. Если бы человек только производил одну за другой логические операции, не чувствовал, не переживалбы постоянного соотнесения своих понятий с активными действиями и восприятиями действительности, то он не понимал бы и не осознавал бы ни действительности, ни самого себя, т. е. не обладал бы ни сознанием, ни самосознанием. Нельзя отождествлять понятия психика и сознание и считать, что все психические процессы у человека в каждый данный момент включены в сознание. Ряд психических переживаний может находиться определённое время как бы за «порогом» сознания (т. е. быть подсознательными). Сознание формируется деятельностью и в свою очередь влияет на деятельность, определяя и регулируя её. Тем не менее, всё сводится к чувствам, а точнее к жизненным переживаниям, так и должно быть, ведь жизненные переживания и есть главное свойство жизни.

В жизни мы имеем дело с образами, да и жизнь наша – деятельность образная, поэтому исходным пунктом в характеристике сознания как познавательного процесса и регулирующего начала в поведении человека является, прежде всего, рассмотрение природы образа. Сознание человека является результатом его функциональной мыслительно-образной деятельности и само представляет его образ. Говорим ли мы о человеке – «он священник, политик, или он рабочий», или о чём-либо другом, мы при этом представляем для себя образ его деятельности, образ поведения, или образ вещи, животного и т. п.

Сознание, как высшее проявление психики, способное отображать бесконечное многообразие внешнего мира и самого себя имеет много граней и свойств. К наиболее важным его свойствам и особенностям можно отнести следующие состояния:

Динамическое проявление психики в бодрствующем и деятельном состоянии.

Обладание способностью правильной ориентировки в пространстве, времени и конкретной ситуации.

Умение управлять своими привычными автоматизмами в области сенсорной, мыслительной и моторной.

Наличие привычных навыков к логически правильному осмыслению и пониманию окружающей действительности и самого себя, своего «Я».

Постоянная готовность в бодрствующем состоянии отдавать критически себе отчёт (в мыслях и действиях) в своём отношении к миру и другим людям.

Умение рационально регулировать свои эмоции, влечения и другие побуждения в практике своей личной жизни.

Сознание, это сформированные психические показатели человека (его характер, основные свойства, знания) деятельностью ума (сознания или ВНД) по отражению (восприятию) свойств вещей и явлений материального мира, или действительности и формирование взглядов и отношений человека к жизни. Отражение (или восприятие) действительности может быть правильным, как в обычном правильном зеркале, или искажённым как в кривых зеркалах. Отражение - общая функциональная деятельность сознания, с которой начинается формирование образа жизни человека, проявляющегося в поведении, психической деятельности человека. Поведение в свою очередь отражает (проявляет или говорит о) качественных сторонах сознания человека, его характере. Первичная деятельность (ума) сознания – восприятие объективной реальности в чувственных ощущениях. Вторичная функция сознания, сохранение в памяти воспринятого чувствами образа с представлениями о реальном образе, вещи или явлении (впечатления). Третья функция, это формирование отношения к вещам и явлениям, происходящим в жизни иформирование актов поведения, на основе своих потребностей или желаний – нужно или ненужно (приятно – неприятно) и представлений.

Формирование сознания.

Как мы живём, так мы и думаем, а правильно ли мы думаем, зависит от наших восприятий, их анализа и представлений. В каждой мысли есть свои нюансы, и эта фраза предваряющее формирование сознания не является исключением, т. к. мы можем вложить в неё различный смысл. Мы живём сами, можем наблюдать жизнь животных, других людей и делать из этого определённые выводы и важно, чтобы они были правильными.

Полная жизнь всех живых организмов циклическая: рождение, взросление и созревание, зрелый возраст, старение и смерть – иначе не бывает в живом мире, отличие между видами есть в длительности цикла. Наше сознание прекращает своё существование вместе с чувствами и организмом полностью, а развивается оно в норме по циклу развития организма, это закономерность. Формируется сознание по такому же принципу, начиная с рождения, и отличается оно для различных возрастных групп (если забыли сами, как это происходило, то см. «Онтогенез» в «Жизнь открытыми глазами»). Сознание относится к психической деятельности, зависящей от работы нервной системы, поэтому всё и развивается вместе.

Носителем сознания является человек, это его отличает от других живых организмов, благодаря сознанию он способен производить орудия труда и использовать их в своей жизни для создания различных вещей. Всё это возможно благодаря тому, что он имеет развитый головной мозг и владеет членораздельной речью, а с помощью речи может успешно взаимодействовать с другими людьми, вступая в общественные связи. Членораздельная речь очень важный атрибут человека, поэтому её символику изучают и глухонемые люди, чтобы общаться в своей среде. Поскольку человек – это общественное существо, то сознательно выделяя себя из среды других людей, в человеческом сознании образуется и индивидуальное самосознание.

Деятельность людей многообразна, поэтому и развитие сознания человека может быть направлена на любую из её основных форм. Политическое и правовое сознание, мораль, религия, искусство, философия, наука. Основу сознания человека составляют знания, его представления о мире и жизни, а также и убеждения в правильности поведения и образе жизни – самосознание человека, сформированное на основе чувств. Знания человека являют собой образные представления о вещах и умение использовать материальные предметы для удовлетворения своих потребностей.

Для того чтобы жить нужны не только знания, а также умение практически их применить, т. е. навыки, да и животные обучают своих детёнышей жизненно необходимым навыкам. Не является исключением и человек, который первоначально обучается родителями, а позже и учителями. Попадая во временной мир предметов, созданных руками предшествующих поколений, его сознание формируется как таковое лишь в процессе обучения целенаправленному их использованию. Вместе с тем ряд реакций на раздражения являются врождёнными и у человека – это инстинкты.

Инстинкты представляют собой сложные безусловные рефлекторные реакции, приспосабливающие каждую особь к конкретным условиям обитания. Они относятся к психической деятельности человека. Понятие инстинкта, появившееся в III веке до нашей эры, обозначало стремление животных и человека (в силу внутренних побуждений) к действиям, обеспечивающим определённый положительный результат. В представлении средневековых монахов и даже значительно позднее, инстинкт понимался как бессознательное, внутреннее побуждение, целесообразность которого обусловлена божеством.

Инстинкт (от лат. instinctus –побуждение), форма психической деятельности, тип поведения. Хотя в широком смысле инстинкт противопоставляется сознанию, но, тем не менее, они участвуют в формировании сознания человека. Чисто инстинктивный тип поведения более характерен для животных; он построен на основе биологических форм существования, вырабатывающихся в процессе приспособления к среде. К сознательному поведению относится поведение, строящееся осознанно, т. е. с определёнными целями. В более специфическом смысле инстинкт – закреплённое биологической наследственностью, свойственное данному виду животных поведение.

По И. П. Павлову инстинкт – цепь безусловных рефлексов. Наиболее резко инстинкт выражен у относительно низкоорганизованных животных (насекомых, рыб, птиц). Так считается, но например, если наблюдать за действиями насекомых, то можно заметить, что насекомые в помещении с ограниченным пространством при попытке его убить иногда не отлетает от человека, а наоборот приближается к нему, чтобы он не смог размахнуться, или кружится вокруг него. Возможно, это инстинктивная защитная реакция установлена для насекомых, а иногда мухи бывают назойливыми – все типы поведения нельзя объяснить выработкой их в процессе приспособления или передачей опыта, а спросить у них мы не можем. Да и рыбы и птицы живут естественной жизнью, стремясь сохранить свою жизнь и удовлетворяя физиологические потребности. Всё живое стремится сохранить свою жизнь, не является исключением и человек, только у животных жизнь не усложнена различными искусственными ритуалами поведения изобретёнными в человеческом обществе, поэтому и рефлексы у них естественные.

По мере эволюционного развития роль врождённых актов сокращается, и всё большее значение приобретает сложнорефлекторная деятельность, опирающаяся на индивидуальный опыт. И. П. Павлов выделил следующие основные рефлекторные (инстинктивные) реакции организма: 1) пищевые; 2) оборонительные; 3) половые; 4) ориентировочные; 5) родительские.

Как мы видим из этого, все инстинктивные побуждения связаны с необходимостью самосохранения, сохранения целостности организма и другими его потребностями. Это понятно, т. к. нет организма, нет и жизни. Этими побуждениями являются жажда, голод, стремление к безопасным условиям жизни и самосохранению, следующее из этого желание избежать боли, необходимость удовлетворения ряда других потребностей, вытекающих из инстинктивных реакций. Все инстинктивные побуждения, так или иначе, превращаются у человека в условные рефлексы, т. к. условный рефлекс представляет собой реакцию на раздражение.

Все пять инстинктивных реакций можно отнести к самосохранению, проявляющемуся в стремлении к продолжению своей жизни (сохранению целостности тела - пищевой, оборонительный, ориентировочный) и сохранению вида (половой, родительский). Инстинкт самосохранения человека требует не только сохранения целостности тела, но и удовлетворения всех физиологических потребностей. Также он требует положительного результата в жизни - продолжения жизни вида (рода).

Часть инстинктивных реакций самосохранения является безусловными, и считаются бессознательными, но они заложены в сознании и мы о них знаем. Мы обычно отдёргиваем руку при соприкосновении с горячим, бессознательно поворачиваем голову на резкий звук и другие неожиданные раздражители, почувствовав их, но, не успев осознать что происходит.

Бессознательное.

Бессознательное, совокупность психических процессов, не представленных в сознании субъекта. В ряде психологических теорий, это особая сфера психического (деятельности психики человека), качественно отличающаяся от сознания.

В понятие бессознательное можно вложить различный смысл. Так, если изменить в нём окончание, термин бессознательный будет означать человека упавшего в обморок – без сознания, см. «Бессознательное состояние» далее в «Патологии сознания». О бессознательности можно говорить как о поведении человека, который ведёт себя непроизвольно, безотчётно. Такое поведение может быть у пьяного, при сильном возбуждении, когда человек не контролирует и не осознаёт свои действия и т.д.

Бессознательное – 1. Действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, когда причина его не успела дойти до сознания (например, реакция защиты и т. п.), а также при естественном или искусственном отключении сознания (во сне, при гипнозе, в состоянии сильного опьянения, при лунатизме и прочее). 2. Активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении к действительности и поэтому в данный момент не осознаваемые. 3. Особая психическая область, в которой находятся вечные и неизменные влечения, мотивы, стремления, смысл которых определяется инстинктами. Бессознательная область практически является основой (фундаментом) психики, определяющим всю сознательную жизнь человека. Можно условно разделить сознание на бессознательную, подсознательную и сознательную части, но оно едино, т. к. мы, поступив неосознанно хотя бы изредка, но задумываемся над тем, почему мы вдруг поступили необдуманно бессознательно (без участия сознания). Все эти части участвуют в формировании сознания человека, как и ряд тех движущих частей, которые указаны ниже. Это факторы, формирующие представления.

Восприятия. Видимое, слышимое, осязаемое, все ощущения воспринимаемые органами чувств.

Сопричастность к происходящему, наблюдение или участие в событиях, чувственное сопереживание – отношение к происходящему.

Понимание событий, опирающееся на собственные знания, бытующие мнения, знания окружающих.

Выводы и отношение к событиям, как результат восприятий, потребностей и представлений человека.

Если внимательно посмотреть перечисленные факторы, то мы увидим, что все они индивидуальны. Мы эти факторы в жизни не разделяем, всё идёт как само собой разумеющееся, и мы накапливаем опыт и знания. Ничего особенного в этом нет, многое зависит от того в каких условиях это происходит и как оно сохранилось в памяти. Если мы уже встречались с подобной ситуацией и это сохранено в памяти, то оно остаётся в сознании и как бы переходит в подсознание, становится подсознательным.

Подсознательное, характеристика активных психических процессов, которые, не являясь в определённый момент центром смысловой деятельности сознания, оказывают влияние на течение сознательных процессов. Подсознательное является как бы фоном, на котором формируется сознательное восприятие.

Так, то, о чём человек в данный момент непосредственно не думает, но что в принципе известно ему и ассоциативно связано с предметом его мысли, может в качестве смыслового подтекста оказывать влияние на течение мысли, сопровождать её и т. п. Точно также и воспринимаемое (хотя прямо и не осознаваемое) влияние обстановки, ситуации, автоматических действий (движений) присутствует как подсознательное восприятие во всех сознательных актах. Определённую смысловую роль играет и языковый контекст речи, невысказанная, но как бы подразумеваемая самим построением фразы, мысль. В подсознательном нет ничего мистического или непознаваемого. Эти явления побочный продукт сознательной деятельности, и они включают в себя психические процессы, не принимающие прямого участия в осмыслении тех объектов, на которых сосредоточено внимание человека в данный момент.

Вся деятельность человека построена на рефлексах, независимо от того, когда человек реагирует на раздражение – сразу, или спустя время, или не реагирует вообще, это его реакция. Все, как условные, так и безусловные рефлексы относятся к приспособительным реакциям животных и человека, обусловленных раздражением рецепторов и деятельностью ЦНС различных уровней. То, что психическая деятельность имеет рефлекторную природу, впервые доказал Сеченов И. М. (1829-1905 гг.).

Безусловные рефлексы – врождённые ответные реакции организма, одинаковые у особей данного вида. Они характеризуются постоянной и однозначной связью между воздействием на тот или иной рецептор и определённой ответной реакцией, обеспечивающей приспособление организмов к стабильным условиям жизни. Б. р. осуществляются, как правило, с помощью спинного и низших отделов головного мозга. Сложные комплексы и цепи Б. р. называются инстинктами.

Условные рефлексы – приобретённые при жизни организма реакции в ответ на раздражения рецепторов. У высших животных и у человека У. р. вырабатываются путём образования временных связей в коре головного мозга и служат механизмом приспособления к сложным изменчивым условиям внешней среды. У. р. заканчиваются не действием, а восприятием и оценкой его результата (обратная связь).

Изменения условий внешней среды и усложнение условий жизни человеческого сообщества явилось необходимостью и способствовало развитию многочисленных условных рефлексов. Они развивались на основе безусловных рефлексов, как бы «обрастающих» приобретёнными при жизни реакциями на обусловленность человеческой жизни, требующей предварительной внутренней оценки результата восприятия и определения действия. При этом вся деятельность человека, всё его сознание, так или иначе, направлено на достижение положительного целесообразного результата своей деятельности, своего поведения, т. е. на удовлетворение своих потребностей или желаний.

Сколько бы ни жил человек, он постоянно вынужден удовлетворять потребности своего организма, т. е. естественные потребности, а вслед за ними и остальные. На формирование сознания влияет много факторов, все их и невозможно рассмотреть, т. к. это связано с чувствами человека и его индивидуальными реакциями на события в жизни, поэтому ограничимся их перечислением.

Факторы, влияющие на формирование сознания:

Врождённые защитные реакции сохранения жизни (инстинкты).

Условия существования человека, включающие его социальное окружение.

Воспитание.

Примеры и подражание им.

Знания о мире полученные на индивидуальном опыте, и из накопленных знаний людей, в окружении которых живёт человек.

Способности человека, в первую очередь умственные и его побуждения (желания насущные и не всегда являющиеся насущно необходимыми).

При рождении начинают работать органы чувств и врождённые рефлексы. Далее происходит постепенное освоение внешней среды и развитие организма и потом начинает развиваться сознание. Естественно, что работа органов чувств зависит от чувствительности и реакций на раздражения и в ё это сказывается на формировании сознания.

На формирование сознания влияют:

Индивидуальная чувствительность и суммарный эффект анализаторов ощущений.

тип нервной высшей деятельности.

ассоциативности и доминирующие цели.

влечения.

влияние внешних условий и обусловленность определённой деятельностью.

иллюзии, общие заблуждения, самомнения, идеологическая обработка как основы формирование патологического сознания.

Если начинать разговор о формировании сознания с самого детства, то мы надолго застрянем на этом описании, к тому же кое-что уже сказано раньше, поэтому сделаем только некоторые замечания. Все выше приведённые факторы неоднозначны, а главным в формировании сознания являются внешние условия формирующие индивидуальность. Чем проще и спокойнее жизнь, тем лучше для человека и формирования его психических показателей и сознания, т. к. в этом случае меньше напряжение и не травмируется сознание. Многое зависит от целенаправленного воспитания и такой же деятельности человека - самовоспитания.

Довольно часто условия жизни вынуждают человека поступать не в соответствии со своими желаниями, поэтому многое зависит больше от работы над собой, чем от типа нервной высшей деятельности. Человек со слабым типом нервной деятельности при соответствующих условиях может достигнуть многого и стать более полезным, чем представитель сильного типа без целенаправленной постоянной деятельности. Внешняя среда и обусловленность жизни каждого человека в значительной степени формируют сознание и жизнедеятельность человека.

Родители часто ошибаются, полагая, что богатая и сытая жизнь является общей меркой в состоянии благополучия и счастья человека. Здесь сказано, в общем-то, о нормальных родителях со здоровой практикой жизни, а ведь много их и с отклонениями в восприятиях и суждениях о существующей действительности и неправильно формирующих сознание детей, воспитывая их. Дети очень хорошие подражатели, но и взрослые тоже любят подражать, а неправильные действия всеми воспринимаются быстрее, так как они легче и не требуют труда для навыка в их выполнении, или размышления как этого требуют правильные действия.

На формирование сознания в детстве может оказать негативное влияние даже кажущаяся безобидной привычка поступать как все, укореняя аффекты и подражание другим. В новогодний праздник детей обычно обманывают, выполняя их желание, положив подарок под ёлочку и говоря что его принёс «Дед Мороз». Если подарок удовлетворяет желаниям, то он оставляет ложное впечатление удовольствия у ребёнка. Но здесь тоже очень много сторон, не учитываемых взрослыми, если подарок оказался не удовлетворившим желание, то формируется ложное впечатление, а иногда и обида. Кроме этого сравнения с другими подарками другим детям, могут сформировать зависть у ребёнка, если другой получил более хороший на его взгляд подарок.

Детей нужно поддерживать в развитии их склонностей и таланта, которые могут проявляться у них уже в раннем детстве или позднее. Обстоятельства благоприятные для развития склонностей и таланта в свою очередь способствуют и развитию и укреплению типа нервной высшей деятельности. Условия неблагоприятные, постоянно угнетающие нервную систему и препятствующие реализации нормальных склонностей и таланта наоборот, приводят к срывам и болезням нервным и психическим.

О формировании сознания будет сказано в других разделах, т. к. это объёмный материал, т. к. многое зависит от условий, чувств и возможностей человека. Основой сознания является мышление человека и ум формирующих сознане.

Формирование сознания человека начинается с восприятий окружающей действительности. Чувства (эмоции) человека, его реакции на происходящее в жизни, это его восприятия жизни, формирующие сознание и отношения человека с окружающим его миром. Возникающие из чувственных восприятий человека его желания, влечения формируют его потребности. Для удовлетворения потребностей человек формирует свою деятельность в планы. Основой сознания человека, его главным показателем является ум + знания и понимание своей роли, места в жизни. Сознание человека, таким образом, включает в себя знания, осознанность и сознательность.

Сознательность и стихийность. Сознательным называется то, что осуществляется людьми (делается ими) в соответствии с заранее поставленной целью. В более широком смысле сознательность, это и выполнение своих человеческих обязанностей и ролевых функций - долга. Стихийным называется то, что осуществляется непреднамеренно, не контролируется человеком. В психической деятельности человека имеются оба эти вида деятельности сознания, это сознательная (организованная и целенаправленная) деятельность, направляемая умом и знаниями человека и не полностью осознаваемая, стихийная (суетная) деятельность. А если рассматривать жизнь принципиально, то в ней общей суеты больше, чем организованного порядка.

Патология сознания.

Здесь общие сведения о патологии, а более подробно вы можете прочитать в других разделах. Как и во всей другой деятельности в сознании есть норма и отклонения о нормы, т. е. та или иная патология, причём в сознательной деятельности отклонений, наверное, больше чем в физиологической деятельности – ведь всё регулируется нервной системой человека. Сознание человека, будучи высшим проявлением интеграции психической жизни, по своей природе весьма чувствительно. Оно непрерывно испытывает различные воздействия и адекватно, избирательно и тонко реагирует на малейшие раздражения, исходящие извне и изнутри организма. Это при условии, когда всё в норме и сознание работает в обычном, здоровом режиме, но бывают и нарушения.

В обыденной жизни нормального здорового человека нередко при неблагоприятных ситуациях отмечаются кратковременно протекающие легко обратимые нарушения нервно-психических функций. Нормой высшей нервной деятельности является равновесие всех процессов в головном мозге. Сознание чувствительно реагирует на сильное переутомление, голодание, длительное отсутствие сна, различные резко выраженные боли, аффективные переживания и опьянение различными наркотиками. Все эти отклонения немедленно отражаются в различной степени на темпе, объёме и адекватной направленности сознания. В этом смысле можно сказать, что при острых и затяжных соматических заболеваниях, в особенности инфекциях и интоксикациях, в различной степени изменяется и сознание.

Норма условна, да и диапазон колебаний ясности сознания в пределах нормы достаточно широк и поэтому эти изменения сознания могут быть и не очень выраженными или даже незаметными. Имеются изменения в сознании и при психических заболеваниях. Заметно расстройство сознания, когда нарушена и искажена способность воспринимать внешние впечатления и ориентироваться в окружающей ситуации, т. е. это явно видно.

При оглушённости наблюдается общая заторможенность, сонливость, затруднённость и неотчётливость и обеднение психического функционирования. При этом обычно порог внешних раздражений повышается. Больные аспонтанны, вялы, апатичны, малоподвижны. Делирий – более выраженное нарушение бодрствующего сознания. При нём возникают живые, яркие, подвижные галлюцинаторные видения, текучие, быстро сменяющиеся бредовые переживания, сопровождающиеся аффективным и психомоторным возбуждением. К этому состоянию близко примыкает онейроидное состояние, которое характеризуется отрывочной смесью отражения окружающего и обильных, ярких фантастических представлений, а также несоответствием между сновидными, фантастическими образами и внешней малоподвижностью или нелепым возбуждением больного. При делирии, в отличие от онейроида, галлюцинаторные образы возникают во «внешнем пространстве» и самосознание не нарушается так глубоко.

Картина аментивного расстройства сознания выражает глубокую форму поражения психики. При этом возникает нарушение способности ориентироваться во времени, окружающей обстановке и в своём состоянии с наличием крайнего затруднения интеллектуальных процессов.

К явлениям спутанности сознания близко стоит картина растерянности при острых расстройствах психики: быстро возникают нарушения познавательной функции и приспособления к окружающей обстановке. Усвоение внешних явлений происходит с большим трудом. Весь облик и поведение больного выражают беспомощность, растерянность и недоумение. Речь становится неуверенной, непоследовательной, порой бессвязной. Растерянность иногда сопровождается сверхзначимостью и отвлекаемостью внимания. Внимание больного привлекается к случайным, не имеющим значения внешним явлениям и предметам. Эта быстрая изменчивость и отвлекаемость наблюдается в речи и движениях. Все указанные выше нарушения сознания наблюдаются при токсико-инфекционных заболеваниях и в ряде других экзогенных психозов.

Сомнолентное состояние сознания – патологическая спячка, возникновение которой обусловлено некоторыми вирусными мозговыми инфекциями, судорожными состояниями, нарушениями обмена веществ и др. Наблюдается либо в форме пароксизмов (нарколепсия), либо периодически наступающей спячки, длящейся от одной до трёх недель. Возможны сновидные состояния с фазовыми явлениями и возбуждением автоматизированных действий. Более глубокое проявление патологического сна, занимающего среднее место между сомноленцией и коматозным состоянием, называется сопором. Из этого состояния можно вывести на короткое время очень резким раздражением. Этот фактор отличает сопор от комы, глубокого бессознательного состояния, во время которого больной вовсе не реагирует на внешние воздействия. При сопоре, в отличие от комы, сохранены зрачковые корнеальные рефлексы.

При тяжело протекающих инфекциях с расстройством сознания при выходе из аментивного и коматозного состояний наблюдается состояние психической слабости и прострации. Последняя характеризуется чрезмерным ослаблением общего нервно-мышечного тонуса. Наблюдается также у астеников при переутомлении на почве длительных и сильных напряжений нервно-мышечной системы, особенно сердечной мышцы, а также при истощении на почве голодания и при длительных тяжёлых депрессиях. Прострация наблюдается при частичных расстройствах сознания и нередко принимает характер ступора. Поле выхода из выраженных состояний помрачения сознания при травмах мозга, инфекциях, интоксикациях, эпилепсии возникает амнезия, или беспамятство, т. е. выпадение из памяти событий либо предшествовавших возникновению бессознательного состояния, либо непосредственно возникших после окончания его. Эти состояния амнезии могут длиться днями, неделями и даже месяцами.

Сумеречное состояние сознания – кратковременное сужение сознания на определённом ограниченном круге его патологической продукции. При этом нарушается объём и внутренняя связь этого суженного круга патологического содержания с обычным потоком ассоциативных процессов и переживаний бодрствующего сознания. Поэтому психическая продукция сумеречного состояния обычно выпадает из памяти при восстановлении нормального сознания.

Чрезмерное возбуждение аффектов во время сумеречного сознания напоминает реакцию бурных аффектов у человека в момент опасности, когда его сознание, сосредотачиваясь на ней, выключает из своей психики всё то, что не относится к опасной ситуации. Во время сумеречного состояния на фоне глубокой дезориентировки в окружающем наблюдается внешняя упорядоченность взаимосвязанных направленных действий и поступков. Больные в этом состоянии бывают охвачены сильным страхом, гневом, сексуальным влечением или религиозным экстазом. Экстатические состояния входят в более широкую группу так называемой эйфории – беспричинно возникающего повышенного радостного настроения. Чаще всего эйфория возникает у больных, страдающих органическими психозами (прогрессивный паралич, опухоли головного мозга и др.). Последующее развитие слабоумия при этих страданиях головного мозга постепенно уплощает и обедняет эйфорию, лишая её интеллектуального содержания. Экстатические формы эйфории встречаются при эпилепсии и истерии.

Диапазон степени выраженности сумеречных состояний довольно широк. Сюда входит умеренное проявление транса с упорядоченным поведением, снохождение, делириозно-сумеречное состояние с галлюцинациями и аффективно бредовой продукцией с агрессивными действиями и др. Длительность этих эпизодических нарушений сознания – от нескольких минут до часов и дней; они начинаются и кончаются обычно внезапно (имеют пароксизмальный характер). Встречаются не только при эпилепсиях, но и при травмах головного мозга, интоксикациях и психогенных реакциях. При истерических сумеречных состояниях отмечается вытеснение реальной ситуации и замещение её другой, соответствующей скрытым желаниям или опасениям больного. Содержание сознания заполнено фантастическими и символическими образами и бредоподобными высказываниями.

Третья группа патологии сознания – расстройство «Я». Здесь обнаруживается факт двойной ориентированности: одновременно сосуществуют, с одной стороны, реалистически адекватная возможность правильного понимания действительности, с другой – галлюцинаторно-бредовое её истолкование, причём последнее подавляет и господствует над первой. Эта внутренняя раздвоенность сознания больного красной нитью проходит от ощущений и восприятий вплоть до мышления и действий.

Наиболее значительный диапазон расстройств сознания с меньшей избирательностью их проявления наблюдается при органических психозах, при которых мозг подвергается патологическим изменениям не только структурно, но и функционально. Здесь встречаются не только отдельные виды дефектов сознания, но и различные виды помрачения его, сумеречные состояния и даже шизофреноподобные изменения сознания личности. Несколько меньшим объёмом нарушений сознания отличаются судорожные заболевания эпилептического круга: здесь на первый план выступают сумеречные расстройства, нередко в сочетании с явлениями затемнения и оглушённости. Большей избирательностью патологии сознания характеризуются остро и бурно возникающие симптоматические психозы. Здесь возникают самые разнообразные формы помрачения сознания, которые, однако, при длительных, затяжных течениях заболевания видоизменяются и приобретают характер шизофреноподобных изменений сознания. Более типичны нарушения сознания личности в группе шизофрении. Всё же и здесь при остро возникающем процессе могут обнаруживаться картины оглушённости и даже спутанности сознания.

Бессознательное состояние.

Бессознательное состояние, или потеря сознания, характеризуется внезапным прекращением, часто кратковременным, всех проявлений нервной высшей деятельности. Бессознательное состояние может возникнуть и как следствие перераздражения нервной системы. Потеря сознания может произойти и в связи с патологическими процессами в организме, например при нарушениях мозгового кровообращения, апоплексиях мозга, опухолях его и оболочек, при некоторых психических болезнях, при патологически протекающих беременности и родах, а также иных состояниях организма, сопровождающихся дисфункцией коры головного мозга. Потеря сознания может возникнуть и в результате различных внешних воздействий – механической травмы, введения ядов, действия высокой или низкой температуры, электричества, повышенного или пониженного атмосферного давления и т. д. О потере сознания человеком свидетельствуют: безучастное выражение его лица, отсутствие реакций на внешние раздражители (световые, звуковые и др.), полная пассивность, определяемая исследованием мышечного тонуса, чувствительности и рефлексов. Иногда при неполной потере сознания - сохраняются некоторые рефлексы и защитные реакции, например при болевых раздражениях. При потере сознания отсутствует процесс восприятия окружающего мира, отсутствуют проявления психической деятельности.

Бессознательное состояние наступает в одних случаях внезапно, например при обмороках, в других же оно представляет собой завершение постепенно нарастающего комплекса клинических симптомов, например при различных видах комы. По своей продолжительности потеря сознания может быть кратковременной, быстро проходящей, даже в течение нескольких секунд (например, при лёгком, первой степени, сотрясении головного мозга, при эпилептических припадках), или же она бывает длительной – до нескольких дней или недель (например, при инфекционных заболеваниях, отравлениях, тяжёлой травме, комах). Одним из последствий, стоящих в связи с потерей сознания, является амнезия, степень которой может быть различной в зависимости от причины, вызвавшей потерю сознания, и её длительности.

Обморок – кратковременная внезапная потеря сознания, обусловленная острым малокровием мозга, сопровождающаяся рядом характерных общих симптомов. Причины и патогенез обморока разнообразны, тем не менее, все его виды (за исключением истерического) в конечном счёте связаны с острым нарушением мозгового кровообращения.

В заключение о сознании. То, что здесь приведено несколько формулировок о сознании, и то, что это функция головного мозга человека по отражению объективной действительности, как бы разделяет сознание на части и не даёт представления о сознании в целом. Конечно для того чтобы знать что такое сознание в целом, нужно знать и его составляющие функции и знать как работает головной мозг человека, но это относится к деталям, которые нам не всегда известны. Поэтому я предложу читателю понимание того, что такое сознание человека, тем более что весь предыдущий материал здесь изложенный говорит о формах сознания человека и в случаях его болезней. И что же такое представляет собой сознание человека: сознание, это всё то, что человек знает о жизни, то, что он чувствует в ней и как её он представляет, то есть всё то, как он индивидуально осознаёт себя и своё бытие. Последнее выделено в самосознание, но самосознание является составляющей сознания, его частью. Обо всём этом сказано по ходу изложения материала, в т. ч. и о сознании. Наша жизнь и есть сознание, т. е. всё то, что мы переживаем-чувствуем, и всё то, что мы знаем, и как мы ко всему относимся, а имея сознание и членораздельную речь, мы можем выразить это словами.

Бред.

Наиболее распространённые расстройства в деятельности психики человека бредовые, т. к. проявления бреда относятся к мышлению человека и его познавательной деятельности. Как и весь ранее изложенный здесь материал о бреде относится и к клиническим его формам и к нашим обычным понятиям. О бреде мы говорим, когда нам непонятно о чём говорят, например, при бессвязной речи больного находящегося в бессознательном состоянии – «больной в бреду». В то время как бред, как и различные бредовые идеи и высказывания людей встречаются в жизни значительно чаще, да и назвать его мы можем и по-другому – несёшь какую-то чушь, или вздор и т. п. В медицине бред рассматривается при психических и некоторых других заболеваниях и он классифицирован, а мы можем назвать бредом всё, что неверно, или ложно. Мы пользуемся своими понятиями о бреде, а у специалистов они другие. Простое определение бреда дано Павловым И. П. - бред, это искажённое отношение мысли к окружающей среде, являющееся результатом расстройства мышления, расстройства познавательной деятельности. Проще это неправильные представления об окружающем мире, и вопрос лишь в том в какой степени они неправильны.

Можно взять и любое из определений для бреда из двух приведённых ниже. В принципе они мало отличаются, первое говорит о симптоме психического расстройства, а второе о болезни, и в первом и втором случае бредовые суждения, идеи имеют стойкий характер и неисправимы. Если бред человека в развитой форме, то он практически неустраним. Попытки разубедить человека или больного с бредовыми идеями, доказать ему, что высказываемые им мысли неверны, не приводят ни к чему, несмотря на казалось бы неотразимую аргументацию. Скорее всего, они ещё больше укрепят человека в его позициях и дадут толчок для дальнейшего развития бреда. Поэтому лучше не терять время на бесполезные споры, т. к. они как бы доказывают человеку с бредовыми идеями, что он недостаточно умён.

Бред, симптом психического расстройства, проявляющийся в ложных суждениях, умозаключениях, которые имеют лишь субъективное обоснование и не поддаются коррекции.

Бред (delirium), бредовые идеи - неверные мысли, ошибки суждения и умозаключения, обусловленные расстройством мышления в результате психической болезни. Ошибки суждения могут являться и следствием недостаточности знания и отсутствия соответствующего опыта. При получении опыта и пополнения знаний такие ошибки суждения корригируются, тогда, как бред держится стойко, пока не устранены его причины – болезненные сдвиги в мышлении. Кроме того бред человека представляет нечто индивидуальное, тогда как заблуждения могут наблюдаться у ряда лиц, притом в одной и той же форме (например, как вера в колдовство, в «нечистую силу»).

Существо бреда и механизм его развития.

Как видно из вышеприведённых определений, бред это довольно широкое понятие. Название бреда применяется для обозначения различных явлений психических расстройств. С добавлением того или иного определения слово бред является названием определённого болезненного состояния, например, острый бред, затяжной алкогольный бред, инфекционный бред. С другой стороны, - это обозначение определённого признака психического заболевания при различных психозах. Поэтому у специалистов принято говорить в соответствующих случаях о бреде, бредовых идеях как об отдельных признаках психоза и бредовых или делириозных состояниях алкогольного, инфекционного или какого-либо другого происхождения.

Восприятие окружающего мира с бесчисленными действующими на органы чувств раздражениями и в нормальном состоянии не являются простым фотографическим отображением, а в значительной мере представляет творческий процесс. Оценка одного и того же явления у различных лиц не бывает одинакова, на неё влияет субъективное отношение к явлениям, то или другое настроение, особенности миросозерцания, а также личная заинтересованность. Всё это имеет ещё большее значение, когда при суждении о каком-либо явлении приходится пользоваться воспоминаниями. Чем больше прошло времени, тем неотчётливые они становятся и тем более забываются отдельные подробности. Этот процесс забывания отдельных деталей и даже крупных фактов происходит не случайно, а в определённом порядке, а именно в зависимости от того или другого эмоционального к ним отношения. При болезненных сдвигах настроения, сильной тоскливости, аффекте страха несоответствие представлений с действительностью может быть особенно сильным и дать в результате неправильную оценку отдельных сторон или всего явления в целом.

Эмоциональные моменты, влияя вообще на содержание, характер и течение психических процессов, при известной интенсивности их могут быть причиной расстройства мышления, приводящего к развитию бредовых идей. Поскольку исходным пунктом для них служат аффективные переживания, они получили общее название кататимических; по своему содержанию они могут быть различны. К ним относится липемания, выделенная французскими психиатрами для обозначения состояния тоскливости с бредом различного характера. В ту же группу кататимического бреда входят сенситивный и индуцированный бред. Тоскливость может быть результатом влияния неблагоприятных моментов, в особенности в случае их накопления. Они могут привести к развитию особого настроения, на фоне которого легко возникают бредовые идеи; иногда они развиваются в связи с повышенной ранимостью и очень большой чувствительностью личности – сенситивный бред.

Вообще видов бреда много, обо всех и не скажешь, некоторые из них проявляются при маниакально-депрессивных психозах и других психических заболеваниях, включая и индуцированный бред. Индуцированный бред, это бред, когда психически больной, или больные, страдающие ярким бредом величия или преследования, или другим видом бреда заражают некоторых из окружающих их людей, которые начинают высказывать тот же бред и в той же форме.

Бред в суждениях и умозаключениях не такая простая штука, как нам кажется и бредовые идеи и представления довольно часто возникают и у здоровых людей. Дело в том, что развитие бреда не является механической реакцией на те или другие воздействия. Развитию бреда способствует то, что этот процесс до известной степени творческий, т. к. эта деятельность относится к умозаключениям человека и его умению делать выводы. Поскольку на этот процесс влияют эмоции человека и его неправильная самооценка, то эти симптомы расстройства психики и способствуют развитию бреда.

Это не медицинский учебник, поэтому к бреду мы отнесём и мании (безумие), т. к. мания, это устаревший синоним бреда, если иметь в виду все идеи и суждения с ними связанные. К другим развитым видам бреда относятся фантастика и фанатизм в широком смысле понимания и проявления. Ведь фантастика, это систематизированный бред изложенный в увлекательной форме, хотя фантастическое воображение иногда и содержит рациональные идеи, а фанатизм это крайняя приверженность идее, воззрениям.

Таким образом, к бреду относится всё нереальное и ложное, а то, что касается степени его проявления, то это все его проявления в деятельности человека от обычной глупости до полного безумия. Когда речь идёт о психической деятельности человека, то это речь о его сознательной деятельности. Все человеческие переживания, связанные с жизнью человека от его внутреннего ума, от отношения к происходящему в жизни. Жизнь человеческая связана с эмоциями человека, переживания и жизнь, это только чувства – чувства от страдания до радости, которые в силу своей противоположности вызывают эффектные состояния восприятий и переживаний. При страстном отношении к происходящим в жизни событиям восприятия и переживания человека превращаются в аффективные и ложные выводы и отношения к жизни, деятельность сознания наполнена бредовыми мыслями и такими же идеями, приобретающими устойчивый характер. Причины бреда - сдвиги в мышлении человека, которые можно назвать и умопомешательством, если они серьёзные. В данном случае речь идёт и об обычных жизненных отношениях с действительностью, когда неверные мысли человека могут называться глупостью, а человек глупым. Для нормальной жизнедеятельности человеку достаточно и простого ума, практичного соответствия ума с необходимой для человека деятельностью.

Стремление к превосходству над другими и желание выиграть или извлечь выгоду в деятельности приводят к бредовым первичным состояниям, которые укореняются и развиваются в сознании. Умысел и ложь, это один из видов искажения отражательной деятельности сознания, болезнь несоответствия реального и воспринятого события. Умысел содержит в себе стремления человека обмануть других с корыстной целью, это бред своекорыстия или стяжательства, ложь это обманное восприятие своего поведения как нормального, связанное с отклонением в умственной деятельности. Оба вместе и раздельно можно назвать бредом человека, галлюцинацией или иллюзией.