Часть: Часть 2

Глава:

Материальный мир и бытие

Отношения человека распространяются и на материальный мир и отношения с ним, также как и с другими людьми являются его жизнью, поэтому остановимся на человеческих представлениях о материи, являющихся частью бытия.

Наша жизнь, это бытие – быт и связанное с ним взаимодействие с окружающим миром. Как правило, человек живёт среди людей и его бытие общественное. Не случайно «Бытие», название у первой книги Пятикнижия Моисея. Это и есть одна из первых книг о жизни (бытии) людей, излагающая историю жизни и представления древних евреев о создании Вселенной, Земли и человечества. Бытие есть и у материи, это независимое от сознания существование материального мира, материи, природы.

Существование материального мира во времени и его бытие, это практически тождественные понятия, а поскольку живой мир является его частью, то в общем случае все изменения в мире мы называем жизнью. Бытом людей традиционно считается домашняя жизнь, которая охватывает всё существование людей вне их производственной и общественно-политической деятельности. В принципе это всё условно и не так важно, т. к. работает человек для того чтобы удовлетворять свои потребности в пище, одежде, жилище, отдыхе, развлечениях, поддержании здоровья и т. д. и это его бытие. Мы можем думать и говорить о жизни все что угодно, но она вся сводится к удовлетворению потребностей, а также к переживаниям вызванных событиями жизни. Для удовлетворения своих потребностей и для того чтобы жить человек вынужден взаимодействовать с окружающим миром и обществом.

О том, как это происходит в организме и о душе, т. е. о внутреннем мире человека уже кое-что говорилось, а теперь кратко остановимся на окружающем нас мире, вернее на представлениях об окружающем нас мире. Это общие современные представления о материи и материальном мире, возможно, вам хорошо знакомые, в таком случае подкорректируете свои взгляды на окружающий мир и жизнь или просто повторите. Все эти определения появлялись вместе с появлением и развитием письменности и наук, поэтому большей частью иностранные, как начинаешь приводить одно, так в нём нужно пояснять следующее. Надеюсь, что не запутаемся, т. к. эти различные названия объясняют одно и то же.

Вначале будут даны общепринятые представления о материи, реальности и действительности, а затем откорректированные, с которыми вы можете согласиться или не согласиться, т. к. то, что будет откорректировано, не укладывается в рамки установленных представлений.

Представления о материи, её объектах, реальности и действительности.

Материей считается как её основа, так и весь видимый мир во всех его формах, создающийся из элементарных частиц. Это понятие, отражающее представления человека об объективной реальности (об окружающем нас мире), полученные им в результате работы органов чувств - чувствования. Материя представляет собой субстанцию, субстрат (основу) всех реально существующих в мире свойств, связей и форм движения и бесконечное множество существующих в мире объектов и систем. Субстрат, общая материальная основа всех процессов и явлений (можете считать её как материал из которого создаются все формы, или как в библии – глиной, из которой всё лепится). Субстанция (лат. substantia – сущность; то, что лежит в основе) объективная реальность; материя в единстве всех форм её движения; нечто относительно устойчивое; то, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого.

Философы для обозначения объективной реальности пользуются категорией материя. Материя (от лат. materia), объективная реальность, существующая независимо от сознания человека. Она включает все вещи и явления доступные чувственным восприятиям человека, которые конечно же доступны чувственному восприятию не только индивида, но и другим людям – их можно видеть, слышать (если издают звук – например, шум прибоя), осязать с помощью органов чувств. Все материальные вещи не зависят от человека и существуют сами по себе, независимо от его сознания и его представлений о них. Проще говоря, материя, это бесконечное множество всех существующих явлений, объектов и систем, субстрат всех многообразных свойств, отношений и форм движения, доступных восприятиям органов чувств.

В материи (материальном мире) всё постоянно движется-изменяется, поэтому материи присуще саморазвитие и превращение одних состояний в другие - бытие в пространстве и времени. Она включает в себя все материальные объекты, от элементарных мельчайших частиц до огромных галактик. Особая форма материи, это живая материя – совокупность живых организмов способных к самовоспроизведению и социальной организации, к которой относимся и мы.

Материя представляет собой все объекты мира и как материал, из которого созданы все вещи, включая человеческое тело, созданное из живых (более подвижных и изменяющихся во времени) клеток, одного из видов материи, основа которого протоплазма. Постоянной в материи является её основа, субстанция, ещё встречаются её названия первоматерией, первовеществом, а для живых организмов – протоплазмой, которые являются постоянными, стационарными. Меняются объекты, вещи материи, их формы, а основа, или элементарные частицы не меняются, они обретают различные формы и свойства в зависимости от условий. Неизменной является и количество энергии, которая переходит из одного вида в другой.

Все материальные вещи, объекты, имеющие формы со временем распадаются и возвращаются к своей основе – первоматерии, распадаясь на элементы, из которых они составлены. Первоматерия, субстанция, или основа, это те неизменные элементы, из которых создаются все материальные объекты мира имеющие формы. Нет ни одного материального предмета в мире и живого организма, который не состоял бы из элементов первоматерии и не произошёл от подобного себе, в определённой степени изменив свои свойства. Все материальные объекты, имеющие форму, произошли и происходят от подобных себе объектов по форме и свойствам, делясь или размножаясь и меняя в процессе развития свои формы и свойства.

Любая живая душа – животное или человек находясь в материальном мире и являясь его частью, взаимодействует с ним, приспосабливаясь к условиям жизни. Движение уже само по себе взаимодействие, а любое взаимодействие это и есть отношения с материальным миром. Для того чтобы успешно ориентироваться в этом движущемся, изменяющемся мире все живые существа имеют чувства. Чувства отличают живые существа от неживого материального мира, и они же дают нам жизнеощущения – жизненные переживания во времени, которые мы называем жизнью. Таким образом, наша жизнь и состоит из чувств – раздражения, возбуждения-волнения и торможения. Когда эти процессы уравновешены, тогда жизнь простая, а когда они нарушены, то нарушается и психическое здоровье. Всему есть причины, о нарушениях в психической деятельности и медитациях будет сказано в следующих разделах.

Для живого человека важны его чувства. А все чувства возникают из отношений с окружающим миром, отношения человек может ограничить, но не может прекратить их полностью, пока он жив. Реальность ощущений тела и чувств, переживаний это и есть человеческая жизнь. Ощущения и мысли человека по их поводу – это эмоциональные модели объективной реальности. Что же представляет собой объективная реальность, или материальный мир - все, что мы видим и ощущаем (чувствуем).

Представления о материи.

В жизни мы встречаемся с массой вещей разных форм и содержания, объектов с них и начнём. О вещах и объектах материального мира имеются целые науки, и если их все изучать так перестанешь понимать, с чем имеешь дело – с вещью или объектом. В принципе это никого не волнует, поэтому, кто и как считает это его личное дело. На всякий случай приведём несколько формулировок о вещах и объектах, хотя обычно человек считает вещами те предметы, которыми он пользуется, а объектами те, которые он изучает. Обычно нас интересуют свойства вещей и возможность их применения в своей жизни, да и вещами мы считаем те материальные предметы, которыми мы пользуемся, а это зависит от их свойств.

Вещь, материальный предмет, имеющий определённую форму и обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования. Основным содержанием, или субстратом вещи является вещества, из которых сделана вещь и её место среди других вещей в материальном мире. Одна вещь может отличаться от другой по форме, по своим свойствам, качествам, благодаря которым она применяется, отличается и взаимодействует с другими вещами.

Вещь сама в себе, это понятие, характеризующее вещь, такой, какой она существует вне нашего сознания, без нашего познания и применения, т. е. без нашего понимания и различения, отношения к ней как к вещи, применяемой в нашей жизнедеятельности. Она существует вне нас и от нас не зависит до тех пор, пока мы её не используем для каких-то целей, т. е. обладает относительной независимостью и каким-то временем существования. Использование же любой вещи человеком является началом его отношений (взаимодействия) с вещами и общей взаимосвязи: человек – объект (вещь).

Объекты. Объект – (предмет, бросаю вперёд, противопоставляю) философская категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Объективная реальность, существующая независимо от человека и его сознания, выступает как объект для познающего индивида (субъекта) в формах деятельности, языка и знаний, выработанных в ходе исторического развития общества. Объект в языкознании, имя предмета или лица, на который направлено действие, выраженное глаголом (противопоставляется субъекту действия). То же, что дополнение при глаголе и отглагольном существительном. Все объекты, как и все вещи, имеют свою форму. Во многих случаях объектом может быть и вещь, в тех случаях когда к ней добавляется познающий или активно взаимодействующий с ней субъект.

Понятие «субъект» первоначально (например, у Аристотеля) обозначало носителя свойств, состояний и действий, и в этом отношении было тождественно понятию субстанции. Начиная с XVII в. понятие «субъект», как и соотносительное с ним – «объект» стало употребляться в теории познания. Теперь под субъектом понимается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей человек, а под объектом – то, на что направлена познавательная или иная деятельность субъекта. Например, «Иванов (субъект) находится на строительном объекте».

Форма (лат. forma), это внешний вид объекта материи, имеющий свои очертания, внешние контуры, то, что имеет определённые признаки и своё имя. По форме объектов их названиям, именам мы отличаем одни объекты материального мира от других.

Формы проявленной реальности являются неотделимыми от материи, материального мира. Часть форм мира представляют вещественные объекты, созданные из атомов, молекул, материалов представляющие многообразие материи, созданной из неорганических и органических материалов. Вторую часть человеческой жизни и жизни животного мира представляют формы поведения, или формы образа жизнедеятельности, наиболее разнообразные у человека. Человек, как существо высшей ступени развития животного мира, впитал в свой образ жизни (мысленную форму деятельности) кроме свойств и форм поведения животных, также и формы поведения (кроме естественного поведения), искусственные и извращённые.

Форма, это и способ существования и выражения содержания. Отношение содержания и формы характеризуется относительным единством, в ходе развития образуется несоответствие (противоречия) содержания и формы, которое, в конечном счёте, разрешается «сбрасыванием» старой и возникновением новой формы, соответствующей резвившемуся содержанию. В содержании и форме мышления отражается объективный мир. Воспроизводимые сознанием всеобщие связи и отношения действительности при определённых условиях приобретают специфически логические функции, выступают в качестве форм мышления (это понятия, суждения, умозаключения). А в форме поведения человека выступает образ его жизнедеятельности.

Отношение человека к жизни, это индивидуальные чувственные представления и образ жизни, выделенный в определённую форму из общих представлений. Частное, от деления целого, или Единого, Господствующего представления о жизни и деятельности людей. Индивидуальные представления человека и его ощущения формируют его отношение к самому себе и создают определённый (индивидуальный) образ «я» и определяют его отношение к окружающему миру и к своей жизни – нравится или не нравится ему жизнь, хорошая она или плохая и т. п.

Реальность и действительность и чувства.

Действительность, объективная реальность во всей её конкретности, совокупность природных и общественных явлений: понятие действительность употребляется также в смысле подлинной реальности, в отличие от видимости.

Действительность, это то, что реально существует и развивается, содержит свою собственную сущность и закономерность в самом себе, а также содержит в себе результаты своего собственного действия и развития. Такой действительностью является объективная реальность во всей её конкретности. В этом смысле действительность отличается не только от всего кажущегося, вымышленного и фантастического, но и от всего только логического (мысленного), хотя бы это последнее и было совершенно правильно, а также и от всего только возможного, вероятного, но пока ещё не существующего. Понятия действительность и реальность сходятся в одной точке при правильном восприятии окружающего мира и происходящих в нём событий при рассмотрении их беспристрастно и без соотнесения их к собственному «Я» - своей роли в жизни.

Реальность (от позднелатинского realis – действительный), существующее в действительности; объективная реальность понимается как материя (существующие вещи и субстрат), а субъективная реальность как явления сознания. Последнее, т. е. отражение реальности в сознании человека говорит о том, как каждый видит и воспринимает реальность – ощущает и понимает её по-своему и составляет свои образные преставления. Реальность, это то, что есть и происходит вокруг нас, и то, что мы видим в жизни. Вначале термин realis и переводился как вещественный мир, а изменился он позже, появившись в позднелатинском языке. Два определения, приведённые ниже, помогают лучше понять этот термин.

Реальный (от лат. realis – вещественный), 1) существующий в действительности, действительный, не воображаемый. Говоря о планируемом нами мероприятии, или плане, слово реальный понимается как осуществимый, выполнимый план, реальный понимается, как и практически соответствующий действительному положению вещей.

Реализм (от поздне лат. realis – вещественный, действительный) в психической деятельности человека, это признание и объективное отражение в сознании объективной действительности, существующей независимо от человека и его отношения к ней. А реалист, человек, исходящий в своей деятельности из учёта реальных, действительных условий и возможностей. С реализмом мы встречаемся и в литературе и искусстве. Реализм (от лат. realis – действительный) в понятии отображения действительности в литературе и искусстве, понятие, говорящее о правдивом изображении действительности в художественных образах. Все эти термины – реальный, реальность и реализм переведены с одного латинского термина realis, но переводятся по-разному, исходя из рассматриваемого вопроса.

Теперь понимая, что такое реальность и действительность мы рассмотрим, что же в нашей жизни нереально. Нереальны все наши чувства, т. к. от них действительность не зависит, и их в подлинной реальности нет (см. определение действительность). Таким образом, нереальными являются счастье и несчастье, любовь и ненависть, и другие эмоциональные проявления. Счастье и несчастье, любовь и ненависть и др., имеются только в переживаниях человека и выражают его отношение к действительности.

Реальность и действительность в некоторых случаях, это одно и то же самое, а в других они отличаются друг от друга. Реальность, это вещи, существующие в материальном мире по своей форме (или видимости), а в действительности и действительность, это вещи по своему содержанию (сути, сущности).

Примеры. В реальной жизни в определённое время он был президентом, а в действительности, по своему содержанию, оказался вором. Реально существующая вещь может оказаться только её формой, напоминающей или очень похожей на существующую, а в действительности она оказывается не совсем тем, что мы предполагали. Например, видимый по форме пистолет оказался в действительности зажигалкой, топор – искусной подделкой и т. п.

Кроме всего сказанного, реальность, это и возможность достижения чего-либо, каких-либо целей и совершение планов, но в делах реально видимое и действительное отличаются ещё больше чем в вещах. При достижении целей или выполнении планов мы говорим об их реализации, реальность в этих случаях переходит в действительность. А бывает и наоборот, реально есть повышение зарплаты, увеличение пенсий, а в действительности это есть снижение уровня жизни и их уменьшение вследствие того, что цены возросли относительно выше, чем зарплата и пенсии и инфляция уменьшила стоимость денег. Кажущаяся независимость государств, возникшая после развала СССР, в действительности оказывается ещё большей зависимостью друг от друга и от многих причин, возникших при раздельной экономике и ведении дел.

Реальность и чувства.

Реальность отличается от чувств тем, что она есть в чувствах как отражённый образ вещей, существующих в действительности, даже если этот образ отличается у людей. Но и реальность, воспринятая человеком, это только образ – образное восприятие, но не сама реальность. Нет чувств, нет и образов реальности, нет и самой реальности. Реальность, это феномен, создающийся чувствами. Слепой от рождения человек никогда не видевший действительности не имеет и образных представлений о ней человека зрячего. Даже если они есть, то они никогда не будут такими как у человека, который имеет зрение, т. е. у не слепого человека. Таким образом, реальность, это то, что нам является в чувствах, но её нет в действительности, т. е. в реальности. Нас обманывают чувства, например как во сне, мы воспринимаем сон как происходящее в реальности, как действительность. Понятия реальности и действительности, приведённые выше, сформированы давно и ими все пользуются, а в том, что вы будете знать или не знать, что написано здесь ничего существенно не поменяется, т. к. человеку достаточно знаний для бытия. В жизни нужно быть внимательнее во взаимоотношениях и определять самим, где вас водят за нос ваше окружение, а где вы сами ошибаетесь из-за влечения к объектам. Это поможет вам уменьшить количество проблем – вопросов, которые необходимо решать.

Действительность и реальность создаётся чувствами, а в реальности ничего этого нет - вся реальность, это иллюзия (феномен), за феноменальным миром Единая Пустота или Ничто, по дзен-буддизму - Абсолютная Самосущность, Бог или Бесконечная Пустота. Феноменальное, или являющаясяреальность (материальный мир, действительность) существует лишь в сознании «Я» человека, в уме и теле которых нигде, т. е. нет в действительности. Это трудно понять смертным умом, но ещё труднее это объяснить, поэтому попробуем это объяснить через чувства и знания адептов религий (первое уже приведено из дзен-буддизма).

Эти выводы сделаны также на основе чувств. Возьмём, например, выдержку из даосизма (см. «Жизнь открытыми глазами»). Первый параграф «Дао дэ Цзин» гласит: «Дао, которое может быть выражено словами не есть вечное Дао, (и) имя, данное ему не (является именем) вечного. То, что не может быть названо, есть мать всех вещей. Я всегда смотрю в то, что «не есть» (нематериальное), чтобы созерцать чудеса (Дао) и смотрю в то, которое «есть» (материальное), чтобы созерцать его границы. Примечание: и «не есть» и «есть», т. е. нематериальное и материальное является одним и тем же, из чего возникают все вещи, но различаются названием. Эта тождественность чудесна – она есть дверь ко всем чудесам». Эти чудеса появляются в чувствах и кажущиеся (видимость), при взаимодействии и глубокой медитации этот феномен и представления о чудесах исчезают, и появляется ноумен.

Чувства, или эмоции, это душевное переживание человека, т. е. чувство, это то чего нет в материальном мире, нет в реальности. Ели бы в материи была любовь или ненависть, то она была бы реальной вещью, которую можно было бы отделить от переживаний человека и сделать её независимо существующей от чувств человека. Но нет чувств человека, которые были бы, или проявлялись без реальности (материального мира), но нет и реальности, которая явилась бы человеку бесчувственному - он её не воспринял бы. Таким образом, получается, что нет мира, или реальной действительности вне чувств человека, без его ощущений реальности и нет реальности, если нет органов чувств.

Иллюзия жизни человека в материальном мире создаётся индивидуальной душой (чувственным феноменом) человека, а иллюзия общей жизни в мире среди людей создаётся – Мировой душой или Духом независящим от человека, мировым разумом. Все проявления Майи – мировой иллюзии, окружающего мира, включая и индивидуальные восприятия человека, создаются (по индуизму) Брахманом. Являющееся, или феномен, это восприятие нереального (окружающего нас) мира как реальной действительности, являющееся нам в чувствах и познаваемое нами ощущениями через чувства. Феномен (от греч. phainomenon – являющееся), понятие, означающее явления мира данное человеку в чувственном опыте – восприятиях. В реальности этого нет, но оно является нам в чувствах. Например, как видение, сон.

Наши представления о мире и жизни являются нашими чувствами, сформированными на основании воспринятых ощущений, но если даже считать, что есть этот материальный мир, то все представления о нём, это чувственные образы в сознании. Чувства и реальность отличаются друг от друга, т.к. чувств нет в реальности, они есть только у индивида, носителя «Я» чувств. Чувственные образы в сознании человека, это сумма знаний о явлениях и вещах мира полученная от сложения чувственных ощущений, вызванных практическим контактом с объектами чувств, т. е. образными представлениями. Образ, это примерно та же фотография или рисунок, картина, отличающаяся от оригинала тем, что он дополнен индивидуальными чувственными оценками и характеристиками и является лишь отражением созданного чувствами образа. С образными восприятиями человек встречается в кино, образы есть, но с ними нельзя ничего сделать или взаимодействовать, но когда человек их смотрит, его переживания реальны. Мир отличается от кино, только тем, что в нём можно взаимодействовать с образами, и человек не только зритель, а и участник событий.

Теперь можно поговорить о внутренней жизни человека, о внутренних процессах жизни, во взаимодействии с окружающим миром и о том, что мы имеем в жизни.