Часть: Часть 3

Глава:

Познание и знания

Человеческая жизнь невозможна без знаний, все это понимают, да и занимаются этим всю жизнь, нас всех постоянно учат, и мы сами познаём жизнь, поэтому вкратце рассмотрим особенности познания. Познание, это естественный процесс, заложенный в человеческой природе. Знания нужны живому человеку для того чтобы ориентироваться в мире и жизни, т. к. жизнь — это движение, а движение без знаний приводит к аварии или в тупик. Все знания, как элементарные, так и научные о мире и внутренней среде организма человек получает через чувства. Внутренний духовный мир человека представлен сознанием, а состав слова сознания говорит, что его наполнителем являются знания. Если говорить о познании кратко, то процесс познания, это способы получения знаний, усовершенствованные или выработанные людьми. Естественное, или присущее человеку познание происходит само по себе, т. к. всё незнакомое вызывает один вопрос: «Что это?» и поиск ответа начинает познание. Что же касается познания «добра и зла» то этот вопрос сложнее, т. к. он касается отношений между людьми и относится к сфере чувственной деятельности и зависит от внутренней организации человека. Об этом познании будет сказано в других разделах.

Познание, это процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении, получаемый в процессе наблюдения, взаимодействия с окружающей действительностью. Процесс отражения, это то, как мы всё ощущаем или чувствуем (зеркало отражает видимый объект, таким, какой он есть), а воспроизведение в мышлении – это то, как мы его запомнили и как он воспроизводится в сознании даже без его наличия. Воспроизведение может быть названо и отражением в сознании. Конечно, это не просто зеркальное отражение и воспроизведение действительности, т. к. оно осмыслено индивидуально, может быть систематизированным или дифференцированным и связано с особенностями мышления человека и его способностями.

Указанный процесс познания в определении говорит о самостоятельном познании человека в сознательный период жизни. На самом же деле познание происходит практически во всех возрастах – при учёбе, чтении, просмотре фильмов и т. д. и у нас что-то остаётся в памяти и в какой-то степени меняются и наши представления о жизни. Источник познания наша жизнь, в которой мы что-либо познаём сами или берём из массы представлений других людей.

При познании действительности получаемые представления о ней бывают разрознены, в этих случаях нужно производить их перевод в общую форму всеобщности и удержание в них того, что может быть необходимым самому, или может быть передано другим в качестве основы для использования в практических действиях. Для обозначения, именования образных представлений объектов материального мира – предметов, живых существ, явлений и т. п. мы пользуемся словом и благодаря языковой информации также познаём мир. Мы также получаем для себя знания из общественной познавательной деятельности людей.

Отдельные предметы, процессы, события, так и весь мир в целом существуют вне сознания человека, сознание человеку необходимо для его жизнедеятельности. Корень слова сознание, это знание – именно оно необходимо человеку для успешной жизнедеятельности. Восприятие мира человеку дано в ощущениях, которые формируются в представления – правильные или неправильные. Познание, это процесс отражения действительности, происходящей при чёткой и ясной работе сознания или ума и дающий правильные результаты, или при неправильной или загрязнённой работе ума, дающий знание искажённое или неясное, затемнённое. Характеристика первого ясная и разумная деятельность сознания, второе - неведение, т. е. представления, неправильно отражающие действительность. Кроме этого необходимо отделить знания необходимые для человека, насущные знания – «хлеб наш насущный» и знания пустые, не представляющиеся необходимыми для жизни, а только заполняющие сознание и засоряющие его.

Свойства познания таковы, что после изучения объекта мы видим его не таким, каким он нам казался до его изучения. Особенно это свойство заметно по отношению к людям, которые вследствие своей подверженности чувствам часто меняют своё поведение и взгляды.

Знание.

Знания человека бывают различными, а правильными, такие как указано в следующем определении. Знание, проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в мышлении человека воспроизводящийся в мозгу в языково-образной форме. То, что является важным в получении знаний - это проверка на практике результатов познания. Это касается тех знаний, которые мы используем в своей жизни. Что же касается, например, слона или какой-либо вещи, то достаточно знать, как он или она выглядит, чтобы в мышлении возник соответствующий образ. Знание о материальных предметах-вещах обычно у всех примерно одинаково. Знания же, применяемые в жизни, могут быть получены и теоретически, и от других людей и отличаться, тогда насколько они верны и как усвоены, на практике человек должен проверять сам.

Знание, как и все другое, только тогда является нужным, если оно приносит пользу для жизни. Бесполезное знание, как ненужная вещь – занимающее место и требующая ухода, а выбросить жаль из-за потраченных времени или средств. Обычно сознание человека заполнено различными знаниями, которые накапливаются длительное время. Можно знать многое, но лучше знать необходимое для жизни, потому что когда в жизни что-то требуется, то, как правило, приходится изучать – мы расспрашиваем, рассматриваем, т. е. пополняем наши знания. Получается, что мы познаём постоянно и чем проще жизнь, тем меньше нужно лишних или бесполезных знаний.

От начала нынешнего века (от Адама и Евы) и до сего дня человек так и вкушает запретный плод древа познания «добра и зла». Все, кто стремиться блеснуть своими знаниями или гордится ими в сфере отношений, лишь в большей степени заблуждается, чем обычный человек. Чаще всего такие знания не являются насущными (необходимыми для существования), а бесполезны и вредны, так как уводят человека от истинного смысла жизни. Знания, и желание быть как боги, знающими добро и зло, привело человечество к ложным знаниям, заблуждениям – люди не стали богами, да, к сожалению, и простого человеческого постичь не в состоянии, но смертными, как обещано богом – стали. И по сей день человечество внемлет видимости и ложным знаниям, отвергая истину, и считает человек себя разумным существом, которое, однако, не в состоянии реально видеть многие явления в жизни.

Символическое древо познания, а точнее его плоды, увлекли человеческие существа в современном мире очень далеко или от естественной и нормальной жизни. Соблазны славы и признания, богатства, уводят человека в сторону. Признание экспертов и авторитетов – это лишь подтверждение того, что они находятся при знании, но не имеют необходимого для жизни знания, а ещё лучше сказать не владеют правильным знанием. Но даже если это не так, они всё равно будет искать что-то лучшее и новые знания продолжая вращаться вокруг естества и его потребностей. Процесс этот бесконечно-круговой.

Познание, как процесс.

О познании можно было бы и не говорить, т. к. мы познаём и занимаемся познанием с самого детства, познаём сами, и нас этому учат. В основном мы познаём мир и всё в нём для того, чтобы правильно ориентироваться в жизни. Познание, это изучение сущности вещей мира и их взаимоотношений в объективных отношениях и связях (чем являются и для чего предназначены). Оно происходит в чувственном виде и начинается с элементарных ощущений, постепенно формирующих целостные восприятия и представления о жизни. Происходящее с помощью чувств познание по своему содержанию представляет собой полученные ощущения и представления об объектах и явлениях, т. е. знания о них.

Познавательная деятельность человека относится к умственной деятельности, его мышлению, к его выводам, или умозаключениям. Поскольку познание окружающего мира и себя у человека связано с осознанием своей жизни, то оно и формирует человеческое сознание. Сознательная деятельность человека и его сознание основываются на тех знаниях и выводах, которые человек получил в процессе своей познавательно-практической деятельности. Человеку доступны общие знания, знания которые он получает в семье или процессе воспитания, последующей учёбы в общеобразовательных учреждениях и те знания, которые его заинтересовали, и он получил их в результате своих поисков и изучения,

Познание человека преимущественно целенаправленное, он познаёт то, что ему необходимо в жизни и то, что влечёт его, т. е. те объекты, которые возбуждают в человеке желание и стремление удовлетворить его. То, что для человека приятно, или приносит ему удовольствие, человек желает иметь при себе (включая и знания) и распоряжаться им, а то, что неприятно - этого он отстраняется, избегает. Но иногда обстоятельства заставляют человека иметь дело и с неприятными вещами и воспоминаниями и знаниями.

Человеку всегда нужно помнить, что всё познание является чувственным, т. е. окружающий мир, свой организм человек познаёт чувствами в процессе взаимодействия. В отношении материальных вещей вопросы возникают редко, а в отношениях между людьми они постоянны из-за чувственных оценок качественного содержания людей. Поэтому познание этих качеств и законов отношений должно проводиться без примеси чувственных оценок (нравится или не нравится), т. к. такие примеси искажают правильность восприятий. Правильному познанию может препятствовать и обусловленность жизни человека, т. к. условия часто вынуждают производить субъективные оценки под давлением социальной среды или окружения, в которых он живёт.

Процесс познания.

Познание обычно происходит по своим законам и практически автоматически, когда оно происходит самостоятельно, а процесс познания может регламентироваться при учёбе в учебных заведениях. Наиболее распространённый процесс познания в учебной практике от простого к сложному. Сами же то, что мы видим или слышим незнакомое, и нам нужно его узнать лучше мы начинаем познавать, хотя если говорить о процессе познания, то он уже начался с восприятия незнакомца. Обо всём этом уже говорилось, но чтобы не искать повторим это в несколько ином виде.

Итак, восприятие раздражения – начало познавательного процесса. Восприятие, это основной процесс приёма и преобразования информации об окружающем и внутреннем мире человеком. Органами чувств информация принимается и преобразуется ЦНС в образные представления о раздражителях мира и организма являющиеся нашими знаниями. Если мы видим какой-то предмет, или объект впервые, вполне естественно, что мы вначале запомним его внешние стороны – форму, размеры и т. д., это будет представление об этом предмете или объекте. Насколько точно всё это отразилось в нашей памяти, будет видно тогда, когда мы попробуем воспроизвести то, что мы увидели. Когда мы видим вещи несколько раз, то и представления о них будут более точными и объёмными.

Для процесса познания важно внимание. Какое бы то ни было восприятие объектов невозможно без внимания – одной из основных функций сознания. В том случае, если появляется какой-нибудь достаточно сильный новый раздражитель, внешний или внутренний, пробуждается и наше внимание. Сначала мы просто замечаем объект, а затем, если считаем это необходимым, начинаем его наблюдение.

Внимание – избирательная и сосредоточенная направленность деятельности сознания в данный момент на определённый объект и его наблюдение, с одновременным отвлечением его от всех других объектов. Характеризуется внимание устойчивостью, объёмом (количество объектов воспринимаемых и запечатлённых человеком в относительно короткий момент времени), распределением (способностью одновременно удерживать в поле сознания объекты различной деятельности) и возможностью переключения. Внимание является одним из факторов устойчивой и правильной работы сознания и деятельности человека.

Внимание обычно сопровождается приспособлением организма для более продуктивного восприятия и усвоения определённых внешних воздействий и для более чёткого ответного реагирования. Функционирование внимания выражается в усилении восприимчивости: это обнаруживается в понижении порога восприимчивости. Среди людей отмечается способность сосредоточить внимание на новых впечатлениях, особенно внешних раздражениях.

Сосредоточение внимания является важным для памяти. Например, страдающие неврастенией постоянно жалуются на то, что им трудно сосредоточиться, уже после 10-15 минут чтения или письма они ловят себя на том, что они думают о чём-то постороннем. Они делают над собой усилие, но через короткий срок замечают что отвлеклись. Ухудшение памяти в значительной степени зависит от плохого сосредоточения и отвлекаемости. В более тяжёлых случаях имеет место как затруднённое запоминание нового, так и расстройство в воспроизведении ранее заученного материала (в первую очередь собственных имён и цифр).

Мы получили в процессе восприятия образное представление об объекте. Примечание: слово образ будет повторяться многократно, т. к. это типа фотографий или звуков (например, раскаты грома), которых нет и нельзя рассмотреть или услышать в это время и они лишь отражаются у нас в сознании. В основном представления, это образы ранее воспринятых предметов или явлений (в памяти как воспоминания о них). Кроме них могут быть и образы, созданные воображением человека. Представления человека являются образной формой чувственного восприятия в виде наглядно-образного знания.

Мы видим различные вещи или объекты, которые могут быть одинаковыми, похожими, разными и иметь какие-либо отличия или особенности, о которых вы можете сказать. Видимый вами объект отразился или отобразился у вас в мозгу в виде наглядного образа предмета. Отражение, это воспроизведение отражаемого объекта или процесса в вашем мозгу и их особенностей. Отражение, это одно из основных понятий материалистической теории познания. Не углубляясь в философские мудрствования отражение предмета или явления, представляют собой отображение (воспроизведение) и знание о них. Практически это наши представления о них. Например, при упоминании о легковом автомобиле, вы представите себе тот, который вы лучше знаете или просто автомобиль не грузовой, а легковой.

Вроде всё просто, но это в отношении материальных вещей, а в отношениях между людьми в жизни всё оказывается не так, потому что жизнь умудрена различными науками ухищрений или хитросплетений отношений и ритуалами. Кроме этого имеются и отклонения в работе органов чувств, психики, памяти и т. п., есть ложь, насилие, зависть, раздоры и другие дефекты жизни.

При всём этом нужно научиться видеть жизнь такой, какая она есть. В таком познании явлений и мира нужно опираться только на собственные знания, а это можно сделать, только проверяя всё самому на практике, и самостоятельно делая умозаключения. Нельзя в данном случае отдавать предпочтения тому, что нравится, и пренебрегать тем, что неприятно, нужно учиться видеть мир таким, какой он есть без страсти и эмоций - беспристрастно. В этом случае не имеет значение ни должность, ни социальное положение человека, неприятен он или приятен на вид, ибо все отклонения восприятий от истины искажают их правильность и ведут к неправильной деятельности сознания.

При внимательном рассмотрении все вещи и события в мире являются не такими, как они кажутся, потому что вся жизнь и переживания, это чувства, обманывающие человека, или искажающие видимость, иллюзия, но не истина.

Мышление.

Познание, однако, не ограничивается ощущениями и восприятиями. Жизнь всегда ставит перед человеком такие вопросы и задачи, которые нельзя решить непосредственными чувственными данными. Эту работу в познании выполняет мышление, оно входит в процесс отражения объективной действительности.

Мышление является высшей формой познавательной деятельности, являющееся активным процессом отражения объективной действительности в понятиях, суждениях, теориях и т. п. Оно позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть восприняты чувствами. Мышление человека непосредственно связано с практической деятельностью, но вместе с тем, оно может быть и абстрактным и воображаемой формой.

Задача и цель мышления, это точное отражение объективной действительности. Это достигается при мышлении в процессе отбрасывания малозначимого, второстепенного, чётком выделении главного, анализе и синтезе, обобщении, чёткого установления внутренних связей между предметами и явлениями мира.

Продуктом познавательной деятельности мышления является умозаключения, выводы, понятия, отражающие объективную действительность. В мыслительном процессе человек опирается на предшествующее знание, обобщённое и оформившееся в понятия и категории которые способствуют достижению новых поставленных целей. Без категорий человек не может связать в мысли двух фактов. Категория, понятие обозначающее разряд предметов или наиболее общий их признак, например, автомобили.

Законы и формы мышления, их последовательность в познании разработаны в логике.

Логика (от греч. logike), 1) наука о законах и формах мышления; 2) разумность, внутренняя закономерность, последовательность. Задача логики, или логического мышления, состоит в исследовании того, как выразить в человеческих понятиях движение, развитие, внутренние противоречия явлений, их качественное изменение, переход одного в другое и т. д.

В науке логика, наука о способах доказательств и опровержений; совокупность научных теорий, в каждой из которых рассматриваются определённые способы доказательств и опровержений.

В познании важно не только правильное мышление, но и память, т. к. все образы и понятия в ней сохраняются. Каждый акт мышления направленный к установлению причинных связей и зависимостей между предметами и явлениями мира приводит к образованию понятий. Понятие, одна из форм отражения мира в мышлении, с помощью которого познаётся сущность явлений, процессов, обобщаются их существенные стороны и признаки. Понятие, 1). (Философ.) форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия – выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса. 2). В логике – мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам.

Память.

Все понятия, так же, как и представления, оставляют в головном мозгу следы, называемые энграммами. Оперирование энграммами и составляет сущность памяти.

У человека память проявляется в смешанных формах, и они выступают в его сознательной деятельности в единстве, но основные формы две, это логически-смысловая и чувственно-образная. Логически-смысловая память оперирует преимущественно понятиями и является высшим типом памяти, а чувственно-образная оперирует представлениями (в памяти – воспоминание) и является низшим типом памяти.

Понятия, продукт деятельности мышления человека, высший тип сознания - логически-смысловая деятельность, присущая человеку разумному. Представления, это образ ранее воспринятого предмета или явления, а также образ, созданный продуктивным воображением, это низший тип деятельности сознания. Сознание человека отражает происходящие события субъективно (в зависимости от свойств восприятия отдельного человека), а память удерживает, сохраняет эти представления отражённых событий.

По мере развития сознания человека из представлений развивается всё больше понятий, логически-смысловая память приобретает всё большую руководящую роль. Чувственно-образная память, оперирующая преимущественно представлениями, делиться, подобно восприятиям, из которых они образовались, на различные виды соответственно органам чувств. Наибольшее значение имеют слуховой, зрительный и моторный (двигательный) виды памяти. В зависимости от индивидуальных свойств человека, эти виды памяти у каждого развиты различно.

Память – сознание прошлого, знание о прошлом, отражение предметов и явлений, а также связей определяющих их причинную зависимость. Назначение памяти, её основная функция, это способность к воспроизведению прошлого опыта, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить её (информацию, знание) в сферу сознания и поведения. В деятельности памяти выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание.

По видам память различают: произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная (память – привычка), эмоциональная или аффективная (память чувств), образная и словесно-логическая.

Память является помощником, если она содержит знания позволяющие ориентироваться в новой обстановке и не совершать нарушений в деятельности ведущих к неприятным, нежелательным последствиям. Плохо если память содержит и негативные и позитивные воспоминания, засоряющие ум и приводящие человека к отклонениям в поведении. Даже если человек сделал что-то благое для других, но он желал получить выгоду или какое-то преимущество перед другими, то это деяние его своекорыстно, не благое, это зло. Ещё хуже если это сделано с вожделением. В мире чувств, игра на чувствах, это опасная игра, ум человека, это источник и добра и зла. Нормальное человеческое поведение в значительной степени скрашивает эти полярные проявления, а все достижения в этом мире являются порочными, ибо они сделаны с умыслом, стремлением человека возвыситься над другими людьми или приобрести какие-либо заслуги.

Нельзя не сказать и о свойстве памяти – забывать, благодаря чему мы забываем то, чем не пользуемся, лишнее и ненужное. Особенно нужно это свойство в тех случаях, когда необходимо избавиться от плохих, угнетающих воспоминаний. В определённой степени это регулируется и периодически можно проводить очистку памяти, а иногда это происходит непроизвольно и чаще всего, когда мы забываем то, что нужно.

Если говорить проще о том, для чего предназначена память, то, конечно же, для запоминания. Запоминание, процесс памяти, зависящий от способности человека образовывать новую временную связь. Запоминание бывает как непреднамеренным, так и целенаправленным. У детей, по мере развития психики, непреднамеренное запоминание постепенно заменяется всё более целенаправленным. Чем больше выражена эта целенаправленность, тем лучше становиться запоминание. Чем более чувственно окрашенным, интересным и осмысленным является запоминание, тем оно совершеннее в смысле впечатления произведённого на человека, но оно более субъективно окрашено из-за произведённого эмоционального эффекта и интереса. Запомнив нужно сохранить в памяти необходимое.

Сохранение (удержание в памяти), может быть механическим заучиванием и удержанием в памяти, сравнительным с имеющимся в памяти образом и реконструктивным. Последний вид памяти характерен тем, что в процессе деятельности человека и накопления знаний запоминаемое изменяется и происходит более точное отражение объективной действительности. В запоминании более чётко запоминается главное и обобщённое. Процесс сохранения связан с мышлением человека, его способностью отбрасывания малозначимого, второстепенного, выделения главного, синтеза и анализа, и окончательного обобщения.

Не все поступающие и полученные сигналы остаются у человека в памяти, многие из них, обычно не представляющие интереса, и не привлекающие его, при поступлении в мозг не принимаются во внимание и забываются.

Важным для запоминания является сосредоточение внимания. Например, страдающие неврастенией постоянно жалуются на то, что им трудно сосредоточиться, уже после 10-15 минут чтения или письма они ловят себя на том, что они думают о чём-то постороннем. Они делают над собой усилие, но через короткий срок замечают что отвлеклись. Ухудшение памяти в значительной степени зависит от плохого сосредоточения и отвлекаемости. В более тяжёлых случаях имеет место, как затруднённое запоминание нового, так и расстройство в воспроизведении ранее заученного материала (в первую очередь собственных имён и цифр).

Помимо нашей воли некоторые вещи или события, произведя сильное впечатление, надолго остаются в нашей памяти, как впечатанное в книгу и не забывающееся. Впечатления (буквально то, что отпечаталось «впечатано» в память, сознание), это оставшиеся в памяти человека события, факты, переживания с их чувственными оценками. Ряд впечатлений долго сохраняется в сознании (в памяти) человека, это те явления, которые при их проявлениях, или их выполнении (эффекты) вызвали возбуждённые эмоциональные состояния человека, или длительные переживания. Такие впечатления часто являются отклонением от нормы, т. к. волнение человека или сильные переживания препятствуют правильной оценке происходящего. Общая впечатлительность человека обычно связана с его повышенной чувствительностью и свойственна излишне возбудимому и страстному человеку.

Для впечатления есть такой термин, как запечатлевать (от англ. imprinting - отпечаток, штамп), импринтинг, впечатление, оставленное в памяти. Запечатление (импринтинг), в этиологии специфическая форма изучения животных, фиксация в их памяти отличительных признаков объектов, некоторых врождённых поведенческих актов. Наиболее изученная форма запечатления – «реакция следования» (подражания) зрелорождающихся птенцов или детёнышей млекопитающих за родителями и друг за другом. Запечатлению подвержен и человек, для которого запечатлением может быть врождённая форма поведения и следование этому образу в течение жизни.

Запомненное и сохранённое восприятие или понятие нужно вспомнить или воспроизвести, как в компьютере. Не удивляйтесь, т. к. все технические изобретения и сделаны по аналогам имеющегося движения (жизнь-движение) в живом мире. Для этого я временно отвлеку вас на кибернетику, о которой мы все слышали и имеем некоторые представления, но не знания, ведь рассматриваемая здесь тема познание.

Кибернетика.

Кибернетика (от греч. kybernetike – искусство управления), наука об общих закономерностях процессов управления, связи и переработке информации в организованных системах (машинах, живых организмах и их объединениях – человеческих организациях). Основной объект исследования – т. н. кибернетические системы, рассматриваемые абстрактно, вне зависимости от их материальной природы. Примеры кибернетических систем – автоматические регуляторы в технике, ЭВМ, человеческий мозг, биологические популяции, человеческое общество. Каждая такая система представляет собой множество взаимосвязанных объектов (элементов системы), способных воспринимать, запоминать и перерабатывать информацию, а также обмениваться ею.

Обратные связи.

Обратная связь, одно из основных понятий, характеризующих системы управления (регулирования) в живой природе, обществе и технике.

Обратная связь, это обратное воздействие управляемого процесса на управляющий орган, или воздействие результатов функционирования какой-либо системы (или объекта) на характер этого функционирования. Если влияние О. с. усиливает функционирование системы (объекта), то такая О. с. является положительной, если ослабляет – отрицательной.. Положительная О. с. имеет место, например, в работе усилителей и генераторов в радиотехнике, при взаимодействии различных органов в процессе роста живого организма, в обществе (например, процессы расширенного воспроизводства).

С помощью отрицательной О. с. осуществляются: процессы поддержания на заданном уровне какого-либо параметра регулируемой системы, процессы контроля и т. п. Понятие О. с. необходимо для анализа функционирования и развития сложных систем управления в живой природе и обществе, для раскрытия структуры материального единства мира. В этом состоит его методологическое значение. Для человека О. с. важна при корректировке самоуправления, при регулировании своего поведения и отношений, для совершенствования. Использовать её человек должен для соотношения результатов управления и у других людей к самому себе, понимая и чувствуя хорошо или плохо это и делать выводы и изменения в своём поведении.

Без обратной связи управление человеком своим поведением и деятельностью невозможно, т. к. это основное условие правильного взаимодействия. Если человек что-либо делает, и видит что в процессе его дела что-то идёт не так и сам может это исправить, то он его исправляет, если всё идёт нормально, то он не вмешивается. Так управляемый процесс воздействует на управляющий орган - на человека или его мозг. В данном случае управляемый процесс и управляющий орган в одном лице, и человеком не отделяется управляемый процесс от управляющего органа и считается им одним процессом и прямым управлением.

Человек видит, что происходит и вносит изменения в процесс, не считая, что это обратная связь и процесс воздействует на него. А если управление процессом происходит на расстоянии, то для этого нужна связь с данными о результатах функционирования процесса, чтобы менять управление. Если брать за основу взаимодействие (а управляемый процесс и управляющий орган это одна из форм взаимодействия) то они взаимосвязаны и обратная связь (взаимное влияние) как бы сама собой подразумевается. Можно для примера взять переговоры, в которых многое может меняться во время их процесса, который и воздействует на договаривающиеся стороны. Во всех процессах есть промежуточный результат, влияющий на управление.

В отличие от устройств, преобразующих энергию или вещество, для кибернетических систем характерны процессы переработки информации. Наиболее совершенные из самоорганизующихся систем сформированы в живой природе, включая человеческий организм. Человеческий организм имеет сложную систему управления и обладает определённой способностью сохранения или достижения устойчивых состояний в условиях воздействия внешних факторов, нарушающих эти состояния или мешающих их достижению. Довольно часто для сохранения нормы от человека требуются волевые усилия, иначе он не научится рационально регулировать свои эмоции, влечения и другие побуждения в практике своей личной жизни. См. последний пункт требований к сознанию человека.

Вернёмся к воспроизведению отражённого явления сохранённого в памяти.

Воспроизведение (репродукция, реконструкция события), процесс извлечения в поле своего сознания из имеющегося (сохранённого) в памяти того, что необходимо в данный момент. В этот момент происходит сравнительный анализ и изменение (реконструкция) воспроизводимого материала. Участие речи и мышления при воспроизведении способствует лучшему отражению события. Здесь мы снова встречаемся с мышлением человека, реконструирование воспроизводимого материала в процессе воспроизведения в памяти более отчётливо, если оно происходит при ясном сознании, не окрашенном чувствами.

Узнавание, это процесс, в котором восприятие сравнивается с воспроизведением аналогичного представления прошлого. Здесь проявляется единство памяти и восприятия.

В отличие от узнавания воспроизведение, происходящее без повторного восприятия того или иного предмета, носит название воспоминания. Память подчиняется законом ассоциации.

Ассоциация имеет много значений, нас интересует, как это соединение и сравнение происходит в памяти, когда мы встречаемся с чем-либо похожим, смежным или противоположным. Ассоциация (от лат. associare – соединять), явление, когда одно представление вызывает по сходству, смежности или противоположности другое.

Продукт познания - знание и незнание.

Можно взять за определение знаний ту формулировку, которая приведена выше, но можно воспользоваться и более простым определением. Знание, это то, что мы знаем наверняка и уверены в нём, а незнание, или неведение, то о чём мы не знаем, или имеем о нём неправильное или смутное представление.

Все науки, это углублённое познание фактического, или имеющегося в мире (материи) и знания о нём, всего имеющегося в реальности. Ничего нового человек не в состоянии изобрести, он может только познать то, что имеется в существующем мире и использовать свои знания в практической жизнедеятельности. Тех вещей и законов, которых нет в проявленном мире, человек не только не познаёт, он и не может их познать т. к. они находятся за пределами его чувственных восприятий и ума (непостижимы). Всё познание человека вызвано его жизненными потребностями и направлено на улучшение своего бытия и применение знаний в практической жизни. Проще говоря, познание человека является процессом приобретения знаний, сохранением их в памяти для дальнейшего использования.

Знание о вещах материального мира – знание названий, знание имён и представления о них и их упрощённых функциях, это самый обширный перечень знаний человека. Названия вещей мира относится к номенклатуре, т. е. к их названиям и систематизации – обозначении знаками, символами. Познанием функциональных возможностей и свойств составляющих материи (материалов и др.) их применением занимается наука, т. к. эти вопросы требуют дополнительных исследований. Научное познание заключается в постижении (познании, исследовании) предмета – от явления к сущности (к его свойствам). В общем-то, и этот тип познания имеется у человека, когда он познаёт суть или сущность явления и от него научное познание заимствовано.

То, что мы знаем, представляет собой часть продукта общественно-трудовой и мыслительной деятельности людей, представляющий идеальное воспроизведение в языковой форме, это и есть наши знания. Нас постоянно что-то нужно и если мы это не знаем, то возникают как простые, так и сложные вопросы, например, «сколько сейчас времени» и, конечно же, на этот вопрос нам нужен правильный ответ. Тем более это касается сложных проблем. Вопросы мы можем задавать, если что-либо не знаем, но вопросы могут быть и к нам, и для ответа мы используем свои знания. В знаниях всегда важна правильность или их истинность, ведь истинность, это верное, правильное отражение действительности в мысли человека, критерием которого, в конечном счёте, является практика. Характеристика истинности относится именно к мыслям, а не к самим вещам и средствам его языкового выражения.

Критерий истины – мерило достоверности наших знаний, их соответствия объективной действительности. Критерием истины является практическая деятельность людей, она на деле доказывает истинность познания, соответствие знаний фактически имеющемуся в действительности. Критерий (от греч. kriterion – средство для суждения), признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило оценки.

Достоверность, это форма существования истины, обоснованной каким-либо способом (например, экспериментом, логичным доказательством), для познающего субъекта. Основа и критерий достоверности – общественно-историческая практика (проверка). Более просто о достоверности можно сказать – достоверное, это то, что достаточно верно и правильно истолковано.

От истинности своих знаний зависит сам человек, поэтому ненадолго остановимся на истине.

Истина.

Истина, адекватное (соответствующее) отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом, с доверием фактам, бесстрастно без эмоций. Истина, это правильное отражение действительности человеком в мыслях (сознании). Характеристика истинности относится к мыслям, сознанию человека, а не к самим вещам и средствам их языкового выражения, или к представлениям о них. Поэтому желательно чтобы знания были правильными.

Все вещи в мире существуют сами по себе, но в единстве с миром, они независимы от представлений и впечатлений человека о них. Это главный критерий оценки вещей и всех явлений в мире, рассмотрение их (их свойств) независимо от своей субъективности, не искажая их свойств, т. е. в том виде или состоянии в каком они есть. Истина в мире относительна, так как критерии оценки всех явлений всё же в определённой мере связаны с представлениями и уровнем развития человека и общества. Тем не менее, и эта истина должна быть объективной, правильным отражением действительности. Рассмотрим, что же такое объективная истина.

Объективная истина в сознании человека, это такое содержание знаний человека, которое не зависит от его воли и желаний, а определяется содержанием отражаемого объекта в сознании. Это содержание объекта независимое от человека - такое как есть, оно не конструируется по желанию или воле человека, к его содержанию ничего не добавляется и не убавляется, содержание не искажается и не дополняется домыслами человека.

Таким образом, исходя из определения, мы видим, что истина независима, она существует вне правильных и неправильных представлений человека. Искажение истины появляется тогда, когда, человек выбирает из содержания свойств объекта только то, что ему нужно, нравится или не нравится, или неправильно воспринимает действительность, мир же был и остаётся такой как есть.

Особенности познания и знаний.

Мы остановимся на некоторых особенностях познания и наших знаний, а также и отклонениях в процессе познания и сознательной жизни. Познание человека не всегда происходит планомерно и как в любом процессе деятельности в нём не исключены ошибки, а оно формирует ошибочные знания человека. Знания человека, это его представления о тех вещах или явлениях, их сущности которые он знает в результате опыта предыдущей жизни. По своему характеру они могут быть разнообразными, специальными, общими и индивидуальными, правильными и неправильными и т. д. Ошибочные знания могут быть вызваны неправильными восприятиями и многими другими причинами.

Основная задача познания, это изучение с целью получения знаний основных закономерностей и свойств жизни для использования их человеком в своей жизнедеятельности. При этом, помня, что мир является чувственно-обманным (иллюзией), в познании жизни нужно доверять только своим знаниям постоянно проверяя их, а не чувствам. То, что воспринято как видимое благо, или как правильное и нормальное всегда может оказаться не таким, каким оно нам кажется когда с этим сталкиваешься на практике. Многое из полученных знаний можно проверить в деятельности, получив их как результат практического опыта, многое проверяется размышлением, обдумыванием в последовательности – событие, его результат, причина – следствие в познании свойств и сути без примеси чувственных оценок.

Что касается тех вещей и явлений, которые нужно познавать, то это решает сам человек. Тем не менее, нужно помнить, что познать всё невозможно, да тому же в этом и нет необходимости. Где нужны углублённые знания, там нужно и соответствующее познание, на углублённом изучении и необходимо сосредоточиться. Для этого временно можно самому ограничивать своё взаимодействие только с теми объектами или явлениями, которые важны. Человека часто многое интересует, здесь всё происходит само собой - те объекты, к которым человек испытывает влечение или представляют для него интерес, он познаёт, то, что его не интересует, он оставляет в стороне.

Обычно изучение направлено на какой- либо вид деятельности, технические средства и так далее. Познавая же мир и жизнь, человек может исследовать и изучить существующие закономерности, законы и процессы, используя их в своей деятельности, но он не в состоянии их изменить. В этом смысле в мире нет ничего нового, вся основа мира и жизни неизменна и неразрушима. Поскольку наше познание связано с чувствами и в первую очередь с восприятиями, то разговор о познании и будет продолжен в соответствующих разделах, а сейчас о том, что важно в познании.

Все вещи в мире познаются в их собственной сущности, а не в сравнении с какими-нибудь шаблонами. Мы об этом забываем и допускаем ошибки. Основная ошибка в познании, это то, что человек считает, что мир и его объекты познаются в сравнении, это иллюзия того различия (противоречий, противоположностей), которого нет и материальном мире, а имеются лишь качественные отличия объектов материи и их движение. Примечание: всякое изменение есть движение, но материя от этого, как и энергия, не убывает и не прирастает, она неизменна в количественном и энергетическом состоянии. Несколько слов о сущности.

Явление, сущность, знак.

Явление, это то или иное обнаружение предмета, внешней формы его существования, под явлением понимается любая проявленная в мире форма бытия или существования. Проявленными считаются все формы бытия, в том числе и невидимые глазу элементарные частицы, они всегда существовали в этом мире, а возможность их открытия и познания появилась при наличии определённых технических средств. Явления, это конкретные события, свойства или процессы, представляющие определённую форму.

Сущность, это внутреннее содержание предмета, выражающаяся в единстве всех его многообразных свойств и отношений. Более просто сущность, это смысл данной вещи или явления, его причины и основания. Сущность вещи или явления, это то, что она собой представляет сама по себе, т. е. такая как она есть

Несколько сложнее с достижимостью истины, если иметь в виду только относительную истину, то во всех явлениях она существует и познаваема. Что же касается познания истины абсолютной, то она недостижима, особенно если это касается смысла жизни человека. Наука ведь не отрицает, что движущаяся материя в целом ничем не обусловлена и не ограничена, вечна и неисчерпаемая, т. е. абсолютна. Это лишь подчёркивает, что и жизнь постоянные изменения, а её основа физиологические потребности, она в отличие от движущейся материи обусловлена и ограничена с целенаправленным удовлетворением потребностей. Вся она временна и конечна.

Вместе с этим нужно отметить, что все наши знания появляются из чувственных восприятий, чувственные восприятия создают и обнаруживают весь этот мир. Вся материя создана сознанием, движением мысли в материализованном виде, эта мысль развернулась в кажущийся человеку огромным мир, мир двух противоположностей от состояния покоя. Он волнообразно отклоняется от этого покоя в одну или другую сторону с временным преобладанием одной из двух сторон – добра или зла. Меняются только формы добра и зла, а первоначало или основа остаётся неизменной, вечной и равной нулю, пустоте в которой нет ни добра, ни зла, которые проявляются в самодвижении благодаря своей взаимной противоположности и взаимодействию чувств.

Если сущность, это смысл данной вещи, т. е. то, что она есть сама по себе. А вот отношение к ней (сущности), это чувства человека, если они продиктованы принципом - нравится или не нравится и отражает субъективное мнение человека.

Для изменения отношения к миру и правильной отражательной деятельности сознания необходимо научиться относится к миру отрешённо, т. е. отказаться от чувств–сравнений, различений и ассоциаций, вызванных событиями и научиться видеть вещи такими, какие они есть.

Сравнения, это определение отношения к объектам (вещам) выраженное чувственным отношением – одно лучше другого или хуже другого. Например, это отношение к человеку – он более красив на вид чем другой и мне нравится. Другой менее красив и мне не нравится, это ваши чувства, в которых содержатся сразу все три признака – сравнения, различение и ассоциации, но они не отражают сущности человека. Отражение сущности человека, это знание его внутренних черт и свойств характера, определяющих его поведение, т. к. они определяют его качества важные в жизнедеятельности и во взаимоотношениях с другими людьми и внешним миром.

Если идти другим путём, т. е. опираясь на чувства, то в этом случае появляется масса ошибок восприятия, продиктованных субъективностью индивидуального «я». Чувства человека постоянно изменяются, это вызвано постоянными изменениями физиологии тела и внешнего мира. То, что нравиться сегодня может надоесть завтра или вызвать отвращение в результате этих процессов, болезни, отравления и т. п.

Знак, материальный, чувственно-воспринимаемый предмет (явление, действие), который выступает как представитель других предметов, указывающий на их свойства или отношения. Каждый знак имеет своё значение, поэтому его понимание невозможно без знания того, о чём говорит знак или что он обозначает.

Под знаком понимается метка (опознавательная), предмет которым обозначается, выражается что-нибудь; жесты, как признак – знак внимания, согласия и многое другое. Самые распространённые и известные знаки имеются в дорожном движении – указательные, предупредительные, предписывающие и др., ведь жизнь - движение В математике это знаки больше, меньше, равенства, бесконечности.

Знаков в мире было немало и стало настолько много, что их изучением занимается целая наука Изучением знаков, признаков занимается наука семиотика, она исследует свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе, природе (коммуникации в мире животных), или в самом человеке (зрительные, слуховые и другие восприятия). Семиотика в медицине, учение о признаках (симптомах болезней) и их характерных сочетаниях – синдромах.

Символ (от греч. symbolon – знак, опознавательная примета), в науке (логике, математике и других) то же что знак. Символ отличается от знака своей многозначностью.

Номенклатура (лат. nomenclatura – перечень, роспись имён), представляет собой перечень названий, терминов, категорий, употребляемых в определённой сфере деятельности (научной, технической, экономической и т. п.). Этот перечень (номенклатура) представляет собой систему абстрактных и условных символов, назначение которых дать максимально удобное с практической точки зрения средство для обозначения предметов.

Всё, что написано выше, все наши представления о жизни являются лишь нашими идеями о жизни, невзирая на то, что термин идея философский и относится он к мысленным представлениям человека. Представления же человека сформированы из чувственных восприятий – ощущений.

Все представления о жизни, о её сущности, смысле, мечты и прочее, так или иначе, относятся к идеям или мировоззрению и поэтому они в какой-то степени отличаются из-за индивидуальности восприятий людей. Учитывая важность идей в познании жизни, кратко остановимся на идеях.

Идеи жизни.

Идея (греч. idea – буквально, «то, что видно», образ) – философский термин обозначающий «смысл», «значение», «сущность» и тесно связанный с категорией мышления и бытия. Когда идея рассматривается только как существующая в сознании, она обозначает: 1) чувственный образ, возникающий в сознании как отражение чувственных предметов; 2) «смысл» или «сущность» вещей, сводимые к ощущениям и впечатлениям или к творческому началу порождающему мир.

Практические идеи, это все представления человека о жизни, о её сущности, смысле, т. е. мировоззрение человека. В свою очередь теоретические идеи, это предположения о жизни, изменениях в будущем (замыслы, помыслы), мнения о прошедшем времени, предположения (например, о создании мира и жизни на Земле) и будущем.

Термин идея употребляется очень широко и смыслы этого термина различны. Наиболее широко он употребляется как отражение реальной действительности, или представления о ней. Действительность всегда воспринимается человеком с определённым мнением, идеей о вещи и содержит индивидуальную идею.

Идея, форма отражения в мысли объективной реальности в сознании человека – его представления и идеи о ней (реальности). Постигая действительность человек, принимает те или другие теории (теоретические идеи) о мире, его сущности и ставит себе цели познания и преобразования своей жизни в соответствии с образом (идеей) составленным в сознании. Идеи о жизни обобщают в себе опыт и знания предшествующей жизни – услышанные идеи от близких людей, принятые теории (идеи) предшествующих поколений и т. д. Идеи служат для объяснения явлений, их происхождения и принципов действия, а также для создания новых устройств.

Идея породила и два противоположные представления, как об идейности, так и безыдейности человека, добавив к идейности признак передовых идей. Если смотреть практически, то идейность индивида, это приверженность личности, определённой системе идей, взглядов, идеалов, которая есть у всех людей. Идейность с добавлением передовых идей (развитая в СССР) звучит уже иначе. Идейность, сознательная приверженность личности определённой системе (передовых) идей, идеалов своего времени. Проявляется во всех сферах общественной деятельности и духовной жизни – философии, науке, искусстве, политике, морали и т. п.

Идейность антипод безыдейности (безыдейность - буквально отсутствие идей), мещанской обывательской ограниченности интересов, противостоит приверженности реакционным идеям. Идейность источник великой энергии, мужества, героизма. Она сплав знаний, убеждения и практических действий, критерий оценки социальной значимости деятельности.

Идея, это лишь форма отражения в мысли явлений объективной реальности. По своему содержанию, это выражение представлений человека в его взглядах на любую вещь или событие, его мнение о вещах и событиях и отношение к ним. Идея и идеал каждого человека индивидуальны, что является для него главным препятствием для нормального и правильного отношения к действительности и умственного развития. «Не делай себе кумира и никакого изображения», суть этой заповеди Библии в предупреждении человека и запрещении создания им ложных богов, почитаемых людей, идей и образов. Это определение частично взято из общих представлений людей, далее сказано несколько иначе, чтобы привести ум к правильным представлениям и понятиям.

Идея, это предположение, мечта или представления о тех свойствах и явлениях мира, которых нет в действительности, а существуют они только в мысленном воображении человека. Такие идеи переходят в идеализацию чаще, чем другие.

Идеализируя свои представления, человек считает кого-либо, или что-либо лучшим, чем это есть в действительности – наделение качествами, соответствующими идеалу, или более просто - приукрашивание. Мы можем идеализировать любой объект, включая живой, но практически эти объекты не соответствуют представлениям об идеале.

Идеализация, это мысленное конструирование (создание) понятий об объектах, процессах и явлениях, не существующих в действительности, но таких, для которых существуют прообразы в реальном мире. Относится к умственной деятельности человека (деятельность сознания) по созданию представлений, изображений чего-либо в лучшем виде, чем это есть в действительности, преувеличение положительных сторон (качеств) кого-либо или чего-либо, приукрашивание. Это фантазии человека, препятствующие объективному познанию мира, один из видов навязчивого патологического состояния сознания, иллюзии создаваемые воображением человека – брожением ума.

Более просто об идеализации можно сказать так. Идеализация, приписывание (наделение) объекту тех свойств и качеств, которые соответствуют представлениям человека об его мысленном идеале. Как правило, эти качества у идеализированных объектов отсутствуют. Идеализация объектов соответствует приверженности индивида и особенно часто бывает при его влечениях к кому или чему-либо. Чаще всего человек идеализирует то, что ему нравится, особенно лиц противоположного пола.

Идеализация связана с индивидуальными представлениями человека, это отклонения от объективного восприятия действительности, присущая практически каждому человеку. Человек всегда идеализирует желанное и подыскивает себе идеал, соответствующий своему желанию, а это не даёт ему видеть то, что есть в действительности. Идеализация действительности присуща романтикам.

Романтика, это умонастроение человека, проникнутое субъективной идеализацией действительности, мечтательной созерцательностью. Романтика, это принятие человеком обычного за необычайное, обычных поступков людей за героизм или героичность, чего-либо из происходящего вызывающего у субъекта восторженность, восторженно-приподнятое настроение, воодушевление, подъём. Восторженность, это один из признаков мании, просто в случае романтической идеализации, этот вид мании (пристрастного восприятия) не относится к психическим болезням. Вместе с этим, это один из видов отклонения в деятельности сознания человека, восприятие действительности по чувственно-страстным оценкам.

Романтичность человека, это выдвижение человеком на первый план в своих восприятиях чувств и личностного «я» отношения к действительности. Романтичный человек субъективно воспринимает действительность, так как его восприятия проникнуты чувствами, выражая его увлечённость (повышенное влечение, страсть) к чему, кому-либо, с идеализацией обычной, а иногда и непривлекательной, неприятной действительности. Такой человек, завися от своих влечений, неправильно воспринимает окружающую его действительность.

Эти состояния (романтики) относятся к аффектам восприятия, нарушениям психической деятельности. Романтика, это форма отношения к действительности, как и все другие психологические настрои человека (предубеждения, предварительное настроение), отражающие его отношения к объективной реальности - все отношения кроме бесстрастия.

Познание заключается в оценке ощущений, сравнительном их анализе и выводах, а это подтверждает, что всё оно зависит от чувств. Чувства могут подвести к необъективным восприятиям и ошибочным знаниям. На познание существенное влияние оказывают и общие представления людей, формировавшиеся в процессе его исторического развития. Это заметно по представлениям о душе, психике, астрономии и т. д., т. к. все представления у человека — это мысленно сконструированный образ. То, что вы сейчас читаете, это также познание, поэтому и все последующие разделы относятся к познанию.

Дефекты восприятия.

Познание начинается с восприятий, а неправильные восприятия ведут к ошибкам в познании. Восприятия могут быть и вовсе извращёнными, но мы сейчас для примера рассмотрим отклонения в зрительных восприятиях здоровых людей. Эти дефекты не имеют оказывают существенного влияния на познание и знания человека.

В природе человеческого познания и получения информации от внешнего мира зрение у человека занимает 85%. Изложенное ниже о зрительном восприятии относится к ограниченности чувственных ощущений и иллюзии ими создаваемой. Обманы зрения относятся к обману чувств, а по отношению к галлюцинациям (мнимое видение), это частичный галлюциноз.

Нарушения зрительных восприятий.

Обманы зрения оптические. Оптические иллюзии (обманы зрения), это ошибки зрительного восприятия объектов – их цвета, величины, формы, удалённости и др. Иллюзии оптические связаны с влиянием цветового контраста, освещённости окружающих предметов, движения объекта и др. К иллюзиям оптическим можно отнести стробоскопический эффект, а также аффекты, связанные с иррадиацией.

Цветовой контраст, ощущение изменения цвета, вызываемое одновременным или предварительным воздействием на глаз излучений другого (индуцирующего) цвета. Например, серое поле на белом фоне темнеет, а на чёрном светлеет.

Иррадиация (от лат. irradio – сияю, испускаю лучи) в оптике, кажущееся увеличение размеров светлых фигур на чёрном фоне по сравнению с тёмными фигурами равной величины на белом фоне (положительная иррадиация) или при малых яркостях фона – обратная картина (отрицательная иррадиация).

Аберрация (от лат. aberro – уклоняюсь) – нарушение резкости или искажение оптических изображений, даваемых оптически точно изготовленными линзами или системами линз. Она не связана с недостатками изготовления оптических систем, а является отклонением от нормы. Различают несколько видов аберрации – дифракционные, геометрические. Наибольшее значение имеет геометрические аберрации лежащие в основе образования точных изображений. Оптической системе глаза человека в той или иной степени присущи все виды аберрации. Для восприятия зрительного наибольшее практическое значение имеют два вида геометрической аберрации – сферическая и хроматическая. Сферическая аберрация, это нарушение резкости изображений в результате отсутствия одного фокуса для всех падающих лучей, так как падающие лучи находятся на различном расстоянии от оптической оси. Хроматическая аберрация – нарушение резкости изображений и их окрашивание вследствие разности значений показателей преломления для различных волн (волн различной длины) выраженной в диоптриях. Хроматическая аберрация у различных людей различна.

Сферическое восприятие зрения. Наше зрение ограничено расстоянием от глаз внешних объектов, или дальностью восприятия. Поэтому человек поворачиваясь вокруг своей оси, видит окружающий мир (если нет препятствий ограничивающих дальность восприятий) в определённом радиусе-луче зрения, ограничивающем круг его зрительных восприятий величиной радиуса, или луча дальности зрения, в центре которого он находится сам.

Радиус (лат. radius, буквально – спица колеса, луч), отрезок, соединяющий какую-либо точку окружности или сферы с центром. Радиус, это также его длина, длина этого отрезка.

Сфера неба, видимая глазами, представляет собой небесный свод, т. е имеет видимость полушария, очерченного радиусом дальности зрительного восприятия. Как материального объекта, представляющего собой твёрдое тело неба, а на самом деле неба или небес нет, восприятие, ограниченное длиной радиуса дальности видимости создаёт иллюзорное впечатление существующего твёрдого купола небес вследствие ограничения видимости газовой оболочкой земли и дальностью зрительного восприятия. Это создаёт впечатление воображаемой небесной сферы. Небеса обетованные и небесные царства, это также воображение людей. Ведь не случайно для того чтобы определить условное расстояние до объектов в астрономии для небесной сферы используется воображаемая вспомогательная сфера произвольного радиуса.

В заключение о познавательной деятельности.

Познавательная деятельность человека вызвана жизненной необходимостью знаний о мире, в котором он живёт. Знания нужны человеку для удовлетворения своих естественных потребностей, а для этого нужно ориентироваться в окружающем мире и взаимодействовать с ним. Познание достигается через обучение. Первое чему учится человеческий ребёнок это сигналы общения, слова и их значение, с которых собственно и начинается взаимодействие с доступным в его окружении миром. Примечание: глухонемые для общения пользуются другими сигнальными средствами. Далее начинается изучение свойств и функций вещей и предметов, необходимых для взаимодействия с ними.

Все знания относятся к чувственной сфере деятельности, ибо они получаются через чувства-восприятия человека. Многое в познании зависит и от условий, в которых живёт человек. Все получаемые знания наполняют сознание человека и сохраняются в памяти. Ненужные, лишние знания загрязняют сознание, но они со временем обычно забываются из-за отсутствия в их необходимости и применения на практике. Больше всего загрязняют сознания заблуждения, или ошибочные знания и от них нужно избавляться – очищая своё сознание самостоятельно.

Противоположность знаниям незнание или неведение. Обычно большая часть знаний человека связана с его образом жизни, профессиональной деятельностью и интересами. Неведение, или незнание человеком каких-либо вопросов может быть связано с отсутствием интересов или неосведомлённостью, отсутствием информации. Сейчас есть интернет, работают СМИ, однако в нём есть информация и та не всегда правильная и нужно следить, чтобы она не вводила вас в заблуждения и не навязывала ложные знания. Знать можно многое, но важнее знать необходимое и делать то, что следует - то, что необходимо для жизни и чему человек в состоянии и обязан научиться. Это правила поведения, которые все знают, но редкие знатоки их выполняют. Нужно научиться или возделать в себе навыки правильной жизненной организации, которые касаются поведения и от этого самим стать свободнее. Ничего не делая плохого, вы перестанете думать о последствиях таких дел.

Возможно, вы сомневаетесь в сказанном, тогда попробуйте это на практике и если она будет достаточно длительная, вы в этом убедитесь сами. Сомнения, или неуверенность в истинности чего-нибудь часто бывают у человека, бывают они и при неуверенности правильно ли мы что-либо делаем, поступаем, ведём себя. В познавательной деятельности также присутствуют сомнения и от тех и других можно избавиться практической проверкой. Сомнение познавательной деятельности, затрагивает обе стороны — это наличие двух мнений об одном событии, вещи и т.п. - «быть может это так, а быть может это не так».

Если мы считаем, что в мире всё только так как нам кажется, мы ошибаемся, т. к. однозначны только наши мысленные представления, называемые убеждениями. Если мы внимательны, то заметим, что в норме наши представления постоянно меняются – с возрастом, с опытом и т. д. Нужно всё постоянно проверять и анализировать, или жить просто, не вникая в хитросплетения деятельности людей, ограничив свои представления нормой необходимой для жизни. Ведь ничего не изменишь в ней кроме своего внутреннего отношения – своих убеждений. В норме эти убеждения в процессе нормального функционирования сами станут нормальными, упорядочив деятельность.

Когда всё необходимое познано, то жизнь теряет свою привлекательность, становится неинтересной и бессмысленной. Исчезает привязанность к жизни, практически в ней нет ничего такого, чтобы было разумным и достойным созерцания или привязанности (поклонения), в ней ничего не меняется и не зависит от индивида, а всё существует само по себе. Всё является иллюзией, обманом чувств человека. Человек только маленький элемент материи, частичка живой природы и песчинка среди миллиардов людей. Основная причина заблуждений человека – его чувственные восприятия и влечения, его самосознание, неосознанность роли и своего места в жизни.