Часть: Часть 3

Глава:

Йога

Индусы считают йогу наукой, которая делится на несколько отраслей. Из них главные и больше других известные: Хатха-Йога, Раджа-Йога, Карма-Йога и Жнани-Йога. То, что индусы считают йогу наукой неслучайно, т. к. в занятиях йогой всегда были учителя и йога включает в себя методы достижения её целей. Термин «Йога» имеет около двадцати значений, но мы остановимся на основном значении.

Йога, слово йога происходит от санскритского корня «Йудж» и в буквальном переводе означает (соединяться, объединяться). Хотя термин йога и означает, объединяться, соединяться, практическая йога, это способы и средства достижения целей объединения, усилия, или труд, направленный на достижение соединения с тем или чем решили объединяться.

Кроме двадцати значений йога имеет и свои ступени. Одно из таких значений йоги в понимании индусов приведём сейчас. Высшая Йога непосредственно связана с дхьяной (медитацией) и дхармой, это седьмая ступень Йоги. Йога в широком религиозном толковании термина, это союз, связь, единение; соединение души с бессмертным бытием, сознанием и блаженством Божественного; постоянная работа по самосовершенствованию путём развития скрытых потенциальных возможностей в человеке; слияние индивидуального человеческого существования с существованием универсальным и трансцендентным.

Представления индивидов о йоге различные и они немного отличаются, но, в общем-то, говорят об одном и том же. В современном представлении независимых от религий людей представления о йоге связаны с философией. Более универсальным и независимым от представлений индуизма будет следующее определение йоги, как бы взгляд со стороны.

Йога (санскрит, буквально – связь, единение, сосредоточение, усилие). Примечание: здесь дан развёрнутый перевод, включающий в себя и методы йоги – способы достижения её цели – единения.

Учение и метод управления психикой и физиологией человека, составной элемент религиозной и философской систем Индии, ставящих целью достижение состояния «освобождения» (мокши или нирваны). Эта йога признаёт существование в человеке неосознанных сил и возможность управления ими, через определённую организацию психики, органическими и неорганическими процессами и телами. В ней разработана система физических упражнений. Йога достигла известных успехов в управлении дыхательными и другими физиологическими функциями организма, в реализации желаемых психических состояний человека. Основная философская идея йоги соотнесённость человеческой психофизиологии и космоса (тела Вселенной).

Йога одна из шести ортодоксальных (признающих авторитет вед) систем индийской философии основанная Патанджали, осмысляющая природу и функции йогических методов, этапы их применения и другие вопросы. В общих философских вопросах придерживается учения санкхья.

Довольно сложное объяснение и санкхьи, которое приведено ниже, а затем всё поясню, речь идёт о познании законов материального мира. Познание это одно, а выводы могут быть разными.

Санкхья (санскрит), одна из шести ортодоксальных (признающих авторитет вед) систем индивидуальной философии. Основана Капилой (около VII в до н. э.). Время расцвета (т. н. классической санкхьи) с III-IV до VIII-IX вв. В основе дуалистических концепций санкхьи – двух вечных начал: пракрити (первоматерии) как основы всего существующего и пуруши (духа), выводящего пракрити из первоначального бездеятельного равновесия и тем побуждающего её к созданию всего психического и материального мира. Цель бытия – разъединение пуруши и пракрити, «освобождение» пуруши (в форме индивидуальных духовных начал).

Примечание: бытие это целостная жизнь по удовлетворению потребностей, ни чем не отличающаяся от животных кроме различных и теорий и мнений о ней человека. Животное просто живёт естественной жизнью, не думая о высоких материях или низменных устремлениях, а человек внёс в неё множество искусственных уловок и хитростей, чтобы жить за счёт других людей. Бытие человека циклично, также как и жизнь животных, начинается с создания (или рождения), развивается до определённых уровней (это и есть бытие) и разрушается (или умирает). В период жизни человек производит себе подобных для продолжения жизни и этот цикл повторяется в новом поколении. Нет ничего в мире созданного, чтобы оно не разрушилось – всё имеющее начало имеет и конец, поэтому каков смысл бытия никому неведомо. Кроме этого бытие неразрывно связано с пракрити (материальной природой) и ощущениями жизни (духом) - чувствами, дух или сознание свободно само в себе и в освобождении или разъединении с телом не нуждается – исчезнут чувства, исчезнет тело и материальный мир.

Пракрити – буквально» производящая»; природа; первоначальная субстанция (можно назвать её первовеществом); природные условия чего-либо; материальная основа и первопричина материального мира.

В учении даосизма о Дао у Лао-Цзы говорится чудесное и материальное одно, поэтому независимо от того что человек изучает-познаёт бога через преданное служение (духовный мир) или материальный мир достигает одинаковых результатов. И первое, и второе – философия, т. е. рассуждения о жизни. Однако надо отметить, что материальное и нематериальное едино и раздельно не существуют, поэтому разъединение пуруши и пракрити невозможно. Может быть временно разъединено при искусственном отделении чувств от органа восприятий (тела) в трансе и других экстатических (трансцедентальных) состояниях являющихся отклонениями от нормы.

Аналитическое изучение материального мира (санкхьи), даёт тот же результат, что и преданное служение Господу описанное в «Бхагавадгите»). Весь мир дан человеку в чувствах, есть чувства – есть и психика (сознание) и йога, нет чувств - нет ничего. Йога это соединение, которому предшествует познание бытия, которое не может быть познано без санкхьи, т. е. изучения материального мира, В сознании человека духовное (психическое) начало не может быть без материального начала, которые в нём едины. Обратите внимание на выделенный выше во втором пункте определения йоги текст.

Ум и сознание человека свободны, их нельзя заковать в оковы, но можно привязать к йоге, санкхье или другому учению, поэтому «освобождение», это лишь чувства индивида – ощущение свободы, но не освобождение от бытия. Вопрос об освобождении более всего связан с потребностью человека в свободе – жизни без насилия. Реальное насилие в этом мире исходит от власти государства имеющего возможность воздействовать на поведение людей и их деятельность с помощью принуждения – права, экономического давления, системы госорганов, политики, религий. Все религиозные установления, философии, государственные и политические режимы и их деятельность направлена на эксплуатацию людей для обеспечения своей жизни не работая. Однако всегда алчные, они пытаются заставить человека ещё мыслить так, как им это удобно, поэтому у людей всегда остро стоял и стоит вопрос о свободе и побуждает искать «освобождения» от насилия всех видов. Но эти деятели не в состоянии заковать в кандалы разум. Они имеют ограниченный, несвободный ум, поэтому пытаются ограничить и ум людей, не умея управлять собой.

Результат любой деятельности человека, так же, как и его жизни в целом, зависит от целенаправленной деятельности и усилий, затраченных им на достижение её целей – бесплатный «сыр» бывает только в пасти сансары, и в бесконечном повторении циклов рождений и смерти. Не судите о человеке по должности, по богатству, по демонстрируемой им показной деятельности, а только по результатам его дел. Достигнув совершенства, идя путём йоги или честного труда и добродетели, вы оставите всех живых кумиров и идолов, как жизненный ненужный хлам, думая о них так, как они заслуживают.

Да возвысит человек себя сам,

Да не унизит он сам себя;

Ибо только он один себе друг

И нет большего ему врага, чем он сам себе.

Махабхарата.

Даже для того, чтобы понять смысл этих слов, сказанных в Махабхарате, нужно понимать, что это возвышение человека не в своих собственных глазах или в этом мире в своём социальном положении, должности и т. п., а в совершенствовании и развитии своих человеческих высоконравственных качествах. В этих словах Махабхараты говорится об уме человека, от которого зависит его возвышение и унижение, а добавив к уму знания, мы получим сознание.

В переводе с санскрита «йога» только буквально означает «соединение» со своей духовной сущностью, но это и – «то, что соответствует такому соединению» и «то, что неуклонно и последовательно применяется в поведении человека». Второе – цель, последнее – целенаправленная деятельность. В принципе всё обычное, ничего особенного в этом нет, если человек не любит насилия, то он и сам должен избегать его по отношению к другим людям. Это относится и к другим человечным качествам заложенным в духовной сущности человека и их человек должен открыть в себе и для этого нужно работать над собой.

Главным в деятельности человека является его поведение в обществе (дома, на работе, во всех взаимоотношениях с людьми), все другие мнения неправильны. Всё достигается только поведением и Йога предназначена для регулирования этого поведения. Смотри дальше по тексту, дополнительно Медитации, Качества. Йога, это деятельность человека его труд (Йога-Карма) и она включает в себя цель и средства (определённый вид работы-деятельности) достижения этой цели. Поэтому прежде чем заниматься йогой, нужно поставить себе задачу и узнать её приёмы и средства, с помощью которых можно достигнуть конечной цели. Не нужно ставить перед собой слишком сложные задачи и высокие цели, любое восхождение начинается с простых задач и закрепления на определённой ступени – затем усложняется.

При этом нужно помнить, что любая деятельность человека начинается с чувств, а чувства создаются Атманом и лучше выбирать то, что просто и полезно, т. к. все отзывчивы на тепло и добро. Что всё начинается с чувств, это хорошо заметно в аскетизме, о котором, как и о йоге у людей разные представления. Многие из состояний указанных в аскетизме, как и в йоге, могут встречаться в жизни и их не относят к аскетизму, т. к. они вызваны обстоятельствами и не являются специальными упражнениями. Из всего можно сделать науку и систему, а если взглянуть со стороны, то йога и аскетизм окажутся лишь системой целенаправленных тренировок, упражнений.

Аскетизм (от греч. asketes – упражняющийся в чём-нибудь), ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение боли, одиночества и т. п., присущее практике философских школ (например, киников) и особенно различных религий (монашество и т. п.). Целью аскетизма может быть достижение свободы от излишних потребностей, сосредоточение духа, подготовка к экстатическим состояниям, достижение «сверхъестественных способностей» в йоге. В христианстве – соучастие в «страданиях» Христа. Нередкий мотив аскетизма отказ от пользования привилегиями в условиях общественного неравенства (толстовцы и др.). Характерная черта ранних крестьянских движений грубоуравнительного коммунизма и «казарменного коммунизма».

В жизни среди людей не всё так однозначно, как это понимают многие люди, т. к. как основная задача йоги, это развитие человеческих качеств, а жизнь всё же это обстоятельства и время. Вся йога, это только психофизиологическая тренировка человека, требующая затрат времени и усилий не каждый человек может уделять ей много времени, да и в древности ей занимались преимущественно те, кто не работал. Практически простая, нормальная и естественная жизнь человека безо лжи и обмана равносильна всем достижениям йогов, некоторые из которых оторваны от реальности.

Вообще йога, это апробированная тысячелетиями практичная система тренировок, самосовершенствования развития тех или иных качеств и её можно использовать для этого. Как в спорте в ней есть ряд общих для всех тренировок и ряд специальных.

Йогой увлекаются многие, но часто используют её методы без понимания целей и задач, которые должны решаться с её с помощью. Нет необходимости заниматься йогой для достижения каких-либо сверхъестественных способностей, которые называются сиддхами, необыкновенными или оккультными силами и способностями. При незнании методики и стремлении к особым возможностям, такая йога не только не принесёт вам пользу, а по неумению вы просто можете сойти с ума или упасть на более низкий уровень жизни.

Лучше всего заниматься йогой, если рядом с вами есть кто-либо, кто знает йогу и может помочь вам в начальный период, это будет быстрее, чем если вы будете заниматься самостоятельно с ноля. Если вы хотите самостоятельно достичь каких-то результатов, то начинайте с самой простой йоги, следуя методическим указаниям, и постепенно осваивайте более высокие уровни.

В йоге, как и любом другом виде человеческой деятельности, нужно выбирать для себя доступный уровень самосовершенствования, с учётом своих возможностей и знанием, с какой целью это делается и нужно ли это вам вообще. Если есть желание попробовать, тогда пробуйте – занимайтесь. Научится простым человеческим вещам, и человеческому поведению, это вполне достойный путь и достойный уровень совершенства и йоги, достигнув которого вам и не будет нужно достигать каких-то ненужных трансцендентальных уровней. Ведь все брахманы, и другие почитаемые деятели, жили за счёт простых людей-тружеников, обеспечивающих все эти категории религиозных и других деятелей-нахлебников продуктами питания и не только ими.

Для обычных людей, самая лучшая йога, это самовоспитание в жизненных ситуациях дисциплины поведения с усвоением её правил, норм морали, нравственности. Идя другим путём, не усваивая и не поступая так, как это продиктовано нормами правильной жизни, выработанными человечеством и указанным в религиозных учениях (заповеди) и других правилах, законодательстве, вы ничего не сможете достичь. Какой бы деятельностью вы не занимались и в каком месте вы бы не жили, везде имеются свои законы и правила, которые вы обязаны выполнять. Йога в первую очередь предназначена для достижения совершенства в поведении и достижения человеком высоких, благородных человеческих качеств.

Человек всегда к чему-либо стремится в жизни, кто-то хочет стать математиком, кто-то лётчиком и ищет, как это осуществить. Помимо профессии есть ещё и интересы, влечения, которые человек удовлетворяет помимо основной деятельности. Что бы он ни делал, чем бы он не занимался, это всегда связано с отношениями с людьми. Отношения с окружающими людьми обычно способствуют человеку в достижении его целей, если он дружелюбен, неэгоистичен, с уважением относится к окружающим и т. д. В этом нет никакого секрета, это обычная жизнь в процессе которой людьми и выработаны эти нравственные требования. Если человек осознаёт их пользу и понимает как норму жизни, он их выполняет, и такое поведение для него становиться привычным, он об этом даже не задумывается. Поэтому, если вы решили заниматься йогой, то в первую очередь отрегулируйте этот вопрос, а достигнув успехов в занятия йогой возвращайтесь к этим строчкам и не зазнавайтесь..

Нестандартные представления о йоге.

Представления о йоге это взгляды и мнения людей о ней и у каждого индивида они могут отличаться. Считается, что главная и конечная цель всех йог, это освобождение, или спасение человека - мокша или нирвана. Неясно только от чего нужно освобождаться или спасаться – от жизни или её страданий? Поэтому освобождайтесь от ненужных психических установок, заблуждений и другого мусора загрязняющего сознание. Но далеко не все занимающиеся йогой достигают этого «спасения или освобождения» подразумеваемого йогами. Многие бросают занятия на каком-то этапе и возвращаются к обычной жизни и живут как преимущественное большинство людей. Причины для этого разные, но, как и во всех других видах жизнедеятельности йога есть как «образ» жизни человека, а есть йога для достижения или развития каких-либо состояний.

Живя простой человеческой жизнью и соблюдая человеческие нормы поведения, вы уже освобождены от большинства искусственных зависимостей, простота и естественность только кажутся очень доступными, но уже на первых шагах сделать жизнь такой вы столкнётесь с трудностями. Только после их преодоления вы скажете, что это очень просто, т. к. начнёте понимать свою жизнь и себя и вы не будете мудрить.

Считается, что освобождение (спасение, мокша, нирвана), это преодоление человеком-индивидуумом зависимости от мира и вовлечённости в круг рождений и смертей – их повторений. Примечаниеавт.: полного освобождения от зависимости от мира никто не достиг, так же, как и не избежит вовлеченности в круг рождений и смертей, т. к. не всё так устроено как чувствуется йогам.

Йога – индуистское религиозно-философское учение, основание которого приписывается Патанджали (около 1 века до или после н. э.). На самом же деле Патанджали просто выделил дисциплину Йоги в отдельную Йогу, до этого она была составляющей частью индуизма.

Разделяя основные положения индуизма, йога считает главным на пути слияния индивидуальной души с божеством систему упражнений, ведущих к состоянию мистического экстаза и полного транса, в котором исчезает реальный окружающий человека мир. Упражнения эти восходят к глубокой древности, когда подобные им приёмы помогали обрести или подчинить себе сверхъестественные силы. Примечание: к подчинению себе сверхъестественных сил не нужно стремиться человеку, главная ваша задача в жизни человека научиться управлять собой, хотя это на первый взгляд и кажется простым, для многих людей это может оказаться довольно сложной задачей.

Йога, как и все её формы и методики, первоначально использовались в индуизме, поэтому имели и имеют религиозную направленность. В общем смысле, это деятельность, направленная на формирование определенного типа сознания, по заранее определённой и выбранной программе. Йога, особенно по достижению высших форм сознательной деятельности, как работа с сознанием (психикой), довольно сложный и трудный путь формирования сознания, требующий немалых усилий и терпеливой работы над собой. Вместе с этим она имеет и простые методики для простых людей. Например, грихастха – домовладелец, это вторая ступень духовной жизни (соответственно и йоги), период, отведённый для семейной и общественной жизни в соответствии с предписаниями Шастр. Примечание: Шастры – систематизированный в виде предписаний и положений моральный и социальный кодекс правил поведения человека, своеобразный свод законов и знаний о правильной жизни. В общем смысле Шастры, это совокупное название священных учений и сочинений.

Патанджали систематизировал эти упражнения и изложил их в своей «Йога – сутре». Низшей ступенью йоги считается «Хатха - йога», которая содержит физические приёмы, направленные на такое овладение телом, которое даёт возможность перейти к «Раджа – йоге». «Раджа – йога» представляет собой систему психических упражнений, ведущих к полному отрыву от реальной действительности (от жизни). Считается, что с помощью йоги можно становиться бесконечно малым и невидимым, разрастаться до огромных размеров, переноситься по желанию в любое место, видеть предметы за тысячу километров, читать чужие мысли, знать прошлое и будущее, беседовать с умершими. Все эти сиддхи (сверхъестественные способности) существуют только в мысленном плане и бесполезны в практической деятельности человека, да и не нужны ему. Примечание: в случае необходимости вы можете воспользоваться телевидением или Интернетом и посмотреть события воочию (наглядно), да и эти «сверхъестественные» возможности в обычной жизни не обязательно нужны.

Упражнения йоги вошли как один из путей спасения в большинство религий Индии, включая буддизм. В упражнениях Хатха – йоги содержится много рациональных методов оздоровления, многие из них, особенно методика дыхания нашли применение в системах оздоровления, лечебной физкультуре. Принципы работы организма едины и независимы от признания или непризнания тех или иных религий, взглядов, от индуизма или христианства, ислама или буддизма.

Основные правила совершенствования – йоги труда над собой,

или просто труд над собой.

Вся человеческая жизнь проходит в сообществе людей в котором обычно существуют свои правила взаимоотношений, даже если они и несовершенны вас обязывают их выполнять и вы вынуждены это делать, независимо от того нравится вам это или нет. Йога направлена на воспитание в человеке высоконравственных качеств, таких качеств которые выше правил во всех «цивилизованных» законах и государственных системах. Йога эта система занятий, труда над собой по достижению более высоких человеческих качеств.

И. П. Павлов говорил: «Раз это система, то элементы, конечно, взаимодействуют друг с другом, а наше дело – начинать изучение с взаимодействия их». Это в равной степени относится как к физиологии, так и к общественным отношениям в которых больше нюансов, но также существуют свои закономерности действия - результат. Как говорил Будда – «С какой стороны не пробуй океан, он окажется солёным». В любой системе самосовершенствования, в любой йоге существуют свои правила-законы и запреты – запрещённые формы поведения человека.

Основные запреты – ограничения йоги для начинающих занятия.

Воздержание не только от действий, но и от мыслей которые могут нанести вред всему живому, не только людям, но и всему органическому окружению человека, включая экологический вред.

Воздержание человека ото лжи, клеветы, оскорблений.

Воздержание от присвоения чужого имущества, от его присвоения с помощью любых в т. ч. и оправдательных «законных», от кражи.

Воздержание в широком смысле слова от ненужного и излишнего и в первую очередь от неупорядоченной сексуальной жизни, развращающей человека также как и присвоение, или желание чужого имущества-добра материального и другого.

В этих ограничениях много современных «законов - выкрутасов», поэтому необходима внимательность, чтобы в их уловки не попасть и не лишиться всех достижений йоги, сделав свои усилия напрасными. Избежать этого срыва помогают знания и понимание происходящего в окружающем вас мире, поэтому даже если вам не нравиться это, нужно учиться смотреть на окружающий мир и жизнь открытыми глазами. Ведь не зря вас побуждают пробудиться, пробудится к правильной, естественной, нормальной человеческой жизни.

Нияма (предписания) йоги.

Забота о чистоте тела и духа.

Удовлетворённость жизнью и существующим жизненным окружением, общий положительный настрой.

Самодисциплина и аскетический образ жизни, но такой, который не вредит здоровью.

Постоянное самосовершенствование.

Покорность и преданность судьбе.

Запреты и предписания Йоги имеют целью обеспечить человеку психическое и физическое здоровье.

Всё сказанное о йоге и о правилах поведения можно свести к одной задаче – выполнению человеком своего человеческого долга – своих обязанностей в семье, коллективе и т. д. и развитие человеческих качеств. Если вы выполняете это из побуждений совести, вы уже достигли определённой степени совершенства, а если продолжаете улучшать эти достижения, то больше ничего и не нужно.

Свойства жизни по буддизму.

Говоря о Йоге, нельзя не сказать об индуизме и буддизме, т. к. Йога пришла от них. Оба эти учения посвящены, познанию жизни и освобождение человека от её оков. Знание о мире и жизни в те уже далёкие от нас времена не были такими обширными как сегодня, и знание считалось редким достоянием и достоинством человека. Поэтому все люди стремились к знаниям, считая, что знания облегчат их жизнь. До какого-то времени так и было, но когда грамотных людей стало больше, появились новые проблемы, и жизнь у грамотных людей уже не становилась легче.

Все учения о медиации, Йоге и многие другие посвящённые освобождению человека больше всего связаны с основными проблемами и вопросами жизни и смерти и главным из них о цели и смысле жизни. Наук сейчас много, а ответа на эти вопросы так и нет, впрочем, также как и об освобождении человека. Здесь всё становится ясным, если отделить сознание или ум от бытия тела. Ум и сознание человека могут быть свободными при жизни, но освобождения от бытия в теле нет, также как и от повторения циклов рождения и смерти в нём. Они зафиксированы в системе отношений и их оттуда человек, да и Абсолют не в состоянии удалить. Нельзя удалить как составляющую всей системы (или механизма), или важную часть из общей программы в ноутбуке или компьютере. Жизнь человека запрограммирована, это ясно сегодня, но до появления числительной техники это невозможно было понять и предположить.

Начнём с главной цели учения Будды. Цель учения Будды – освобождение от алчности, ненависти, духовной слепоты, распознавание истины и достижение этических целей в жизни. Т. е. главная цель учения это всё же достижение высших человеческих качеств. Есть и другие цели, но для бытия человека эта цель главная – ведь жизнь человеческая, а не какая-либо другая.

Как всякая идея или цель она требует определения пути и средств её достижения, а также её поэтапного достижения, учёбы, деятельности по познанию мира от простых составляющих к сложным их группам. Требует усилий и постоянной концентрации внимания. Будда о внимании: «Бдительность – это помощник для всех».

О сознании человека Будда говорил по отношению своих представлениях о нём: «Эти существования омрачили моё сознание, ибо я не знал». «Я индивидуальность, ибо я имею сознание пропитанное сознанием этой личности». «Это сознание создалось вследствие моих прежних существований», Причина человеческих невзгод в незнании окружающего мира и неспособности человека правильно воспринимать происходящее вследствие личностного самомнения. Будда призвал людей к просветлению.

Будда: «Братья! Не для того я пришёл, чтобы предложить какие-либо догмы, и я не требую от вас веры в то, во что веруют многие другие. Только к просветлению, ничем не ограниченному, призываю я вас; пользуётесь своим умом, развивайте его вместо того, чтобы позволять ему тупеть. Я заклинаю вас – не уподобляйтесь диким зверям или глупым овцам. Я молю вас – будьте здравомыслящими людьми, - людьми, трудящимися неутомимо для овладения истинным знанием, которое победит страдание».

Будде пришлось потратить немало усилий, прежде чем появилось учение. Учитывая его огромный объём, мы остановимся только на некоторых его положениях, начиная с характеристики свойств жизни. Главная составляющая, из которой формируется сознание человека, выделена автором курсивом

Жизнь по буддизму.

Что такое рождение – появление сущности в том или ином виде, происхождение, зачатие, вступление в существование, появление группы существования, образование органов чувств.

Что такое старость, то, что происходит с сущностью – есть дряхлость, выпадение зубов, седые волосы и морщины, иссякшие жизненные силы, угасшие чувства.

Что такое смерть – когда сущность покидает тот или иной вид существования – конец, растворение, исчезновение, гибель, умирание, прекращение жизни, распад групп существования, разложение трупа.

Что такое забота – то, что вызвано смутившим нас вожделением или страданием, есть забота – тревога, беспокойство, внутренняя тревога, внутреннее беспокойство.

Что такое горе, то, что вызвано тем или иным смутившим нас вожделением или страданием – несчастье, сожаление, горести и жалобы, состояния несчастья и сожаления.

Что такое боль – то, что болезненно и неприятно для тела, что обусловлено телесными впечатлениями, как болезненное и неприятное чувство.

Примечание: всё относится к чувствам, смерть – прекращение чувствительности и отсутствие чувств.

Определение чувств из буддизма – характеристика чувств.

Каждый из нас понимает эти чувства по-своему, вследствие разного восприятия человеком. Основа жизни человека, это его влечения, или главное чувство - его желания. Для лучшего представления даны пояснительные определения.

Печаль – то, что вызывает душевную боль и неприятное чувство, то, что вызвано душевными впечатлениями и порождает болезненное и неприятное чувство.

Отчаяние, то, что вызвано каким-нибудь смутившим нас вожделением или страданием – безотрадность и безнадёжность, безотрадное и безнадёжное состояние духа.

Это состояние человека, попавшего в безвыходную ситуацию, в которой нет возможности её изменить на лучшую – он не видит выхода из тупика. Безотрадное, это не содержащее радости, удовольствия и невозможность его достижения, или изменения состояния в лучшую сторону.

Страдание в соединении с нелюбимым человеком. Это переживания, вызванные в пребывании с нежелательным, безотрадным, неприятным по форме, звукам, запахам, вкусам, прикосновениям и мыслям. Или сущность, по отношению к которой мы испытываем стыд, злобу, неприязнь, ненадёжность, связь соединения с ними

Страдание в разлуке с любимым. Отсутствие того, что является для человека желаемым, приносящим радость, приятным по форме, звуку, запахам, вкусам, прикосновениям, мысли о нем. Это сущность, которой мы желаем добра, счастья, благополучия и безопасности, - отсутствие встречи с такими, невозможность совместного пребывания, невозможность связи с ними.

Страдание от неполучения желаемого. Вот у сущности подверженной повторному рождению возникает желание; ах, если бы более не были подвержены повторному рождению. Ах, если бы нам не предстояло повторное рождение. Или у сущности подверженной старости, смерти, заботам, горю, боли, печали, отчаянию, зарождается желание – ах, если бы мы более не были подвержены этим вещам. Если бы нам не предстояли больше такие горести.

Но этого нельзя достигнуть через желание, а это и есть страдание от неполучения желаемого.

Четыре благородных истины знания, в соответствии с истиной:

Это страдание.

Это возникновение страдания.

Это прекращение страдания.

Это путь, ведущий к прекращению страдания.

Истина о страдании:

Рождение есть страдание.

Старость есть страдание.

Заботы, горести, боль печаль, отчаяние – всё это страдание.

Соединение с нелюбимым – страдание, не соединение с любимым – страдание.

Не достигнуть желаемого – страдание.

Плюс пять групп привязанностей.

Благородный восьмеричный путь.

Правильное познание. Познание возникновения страдания, познание прекращения страдания, познание пути ведущего к прекращению страдания.

Правильное размышление. Размышление без привязанностей. Размышление без ненависти. Мирное размышление.

Правильная речь. Воздержание ото лжи. Воздержание от двусмысленности. Воздержание от грубых слов. Воздержание от безрассудной болтовни.

Правильное действие. Воздержание от убийства живых существ. Воздержание от присвоения чужой собственности. Воздержание от неправильного образа жизни вследствие мысленного соблазна.

Правильные средства пропитания. Отказ от извращённых занятий и зарабатывать на пропитание правильным путём.

Правильное усилие. Пробуждение воли, укрепление всех сил, побуждение своего ума к борьбе, чтобы избавиться от низких, вредных качеств, чтобы не дать им проявиться. Чтобы преодолеть уже проявившиеся низкие, вредные качества. Чтобы вызвать к жизни ещё не проявившиеся благотворные качества, не дать им исчезнуть, привести их к росту, развитию и полному расцвету.

Правильная внимательность. Находясь в теле, созерцания тела, старательно, вдумчиво, бдительно, стремясь преодолеть алчность и печаль по отношению к миру. Находясь в чувствах, созерцает чувства. Находясь в уме – созерцает ум. Находясь в объектах ума – созерцает объекты ума. Во всех созерцаниях старательно, вдумчиво и бдительно стремясь преодолеть алчность и печаль по отношению к миру.

Правильная сосредоточенность.

А) Освободившись от предметов ума, от вредных состояний ума, приобретение того, что приносит размышление и рассуждение, то, что порождено освобождением от вещей. Это первая джхана – наполнена восторгом и чувством счастья.

Б) После успокоения размышлений и рассуждений - достижение порождённой сосредоточенностью наполненной восторгом и чувством счастья – вторая джхана.

В) Отвернувшись от восторга пребывание в уравновешенности, бдительности, вдумчивости ощущение в глубине своей счастья, о котором благородные мужи говорят «Счастливым пребывает уравновешенный, бдительный – третья джхана.

Г) Преодолев чувства радости и скорби, благодаря исчезновению веселья и печали, свободное от страданий и радости, очищенное уравновешенностью и вниманием (сознание) – четвертая джхана.

Понятия учений.

Для тех, кто интересуется учениями и их терминами дан краткий справочник.

Буддхи, в буддизме термин означает очищенный разум, который может быть развит в совершенную мудрость. В общем переводе буддхи, это интеллект, интуиция, разумная воля.

Бодхи, просветление, пробуждение (Будх – пробуждаться), бодхи – дерево под которым Будда достиг просветления.

Бодхисаттва, состоит из двух слов бодхи – просветление (или просветлённый), саттва – сущность сознания по своей природе – ясность.

Нирвана (санскрит nirvana, пали nibbana – «угасание»), центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений. В буддизме психологическое состояние полноты внутреннего бытия, отсутствия желаний, совершенной удовлетворённости и самодостаточности, абсолютной отрешённости от внешнего мира. В ходе развития буддизма наряду с этико-психологическим понятием нирваны возникает и представление о ней как об Абсолюте.

В джайнизме – совершенное состояние души, освобождённой от оков материи, бесконечной игры рождений и смертей (сансары).

Исходя из дословного перевода нирвана всё же «угасание» относящееся к чувствам, естественным образом наступающее в старости (смотри выше второй абзац - «Жизнь по буддизму»).

Нирваны свойство – ничего не нужно, ни хлеба, ни воды, никого не нужно видеть – ни любить, ни ненавидеть, не о чём печалиться, нечему радоваться. Ничего не нужно ожидать, ни на что не нужно надеяться, ни о чём сожалеть, нет, кого осуждать и некого унижать или почитать. Нет забот и тревог, нет наслаждения и отвращения, и мира вовсе нет, нет ничего - Пустота, нет Абсолюта и неабсолютного, т. к. отсутствуют чувства.

Просветление, пробуждение, есть очищение сущности человека, его ума, сознания от загрязнений, заблуждений, страха и тревог и обретению правильных представлений о жизни. Достигается просветление (в буддизме) человека развитием внимательности и переходом от правильного внимания к правильному пониманию и поведению.

Комментарий к просветлению. Всё просветление человека сводится к его правильному пониманию происходящего в жизни и поведению в тех условиях жизни, в которых он живёт. Больше ничего не нужно, все остальные знания, не имеющие существенного значения в деятельности человека – без них он может обойтись.

О мудрости и истине.

Говорить и размышлять о мудрости можно много и долго и этим подтвердить свою неразумность. Это замечание к размышлению о мудрости и привело нас к определению мудрости, но это не значит, что размышлений о ней не будет. Размышления о мудрости и её различные пояснения связаны с различными уровнями знаний, условий жизни людей и другими причинами.

Мудрость человека, это синоним его разумности. Это такая ступень познания жизни, в которой человек понимает необходимость своей деятельности или бездеятельности, понимает как проще и быстрее достичь необходимого результата или цели на практике и предвидит последствия этой деятельности.

О мудрости можно сказать и так: это знание жизни – её закономерностей и взаимосвязей, предвидение следствий деяний человека по закону причинности. Понимание происходящего в жизни, основанное на практическом опыте незагрязнённое страстями.

Развивается мудрость в результате практического опыта и мыслительной деятельности человека (осмысления жизни).

«На всякого мудреца достаточно простоты». Это пословица отражает суть жизни - жизнь проста, а мудрость нужная для жизни передаётся от старшего поколения, в т. ч. и от родителей. Всякое мудрствование ведёт человека к заблуждениям и создаёт ненужное разделение и антагонизм среди людей. Мудрёное – трудное для понимания; замысловатое; странное, искусственно усложнённое и непонятное представление или понятие.

То, что просто всем понятно, т. к. не содержит каких-либо замыслов и хитростей, оно соответствует норме сознания и психике. Хитрый, это неумный - лукавый, неблагонамеренный и живущий обманывая других людей. Ум и хитрость – разные вещи, т. к. хитрость предполагает обман и ложь, а умом не каждый может блеснуть. Чем проще и естественна жизнь, тем больше в ней совершенства и мудрости.

Невзирая на то, что жизнь усложняется, основой мудрости являются знания и проповедуемая добродетель, т. к. она способствует нормальной (праведной) жизни и благу для всех живущих, являясь самым разумным и чистым видом деятельности. Все остальные виды деятельности загрязнены чьими-либо интересами предполагающими выгоду. Такая жизнь людей бессмысленна, вследствие того, что в ней нет здравого смысла, а кто-то мудрит, пытаясь обмануть других и прожить жизнь в своё удовольствие от чужих трудов.

Всякое понимание начинается с восприятий, правильные восприятия делают сознание ясным и правильным Лао-Цзы называл ясность восприятий мудростью. Ясность – мудрость. О чистоте восприятий он говорил: «Желания и страсти сокращены, глаза и уши прочищены, слух и оптика далеко простираются – способны хорошо слышать и видеть».

Так или иначе, в своих оценках ума, сознания, разумности (мудрости) и неразумности людей мы опираемся на чувства. Выглядит это примерно так: это разумные (неразумные) люди, а те ещё разумнее (глупее). К тому же нам может что-то нравиться или не нравиться в определении и т. п., ну что ж, попробуем сказать о мудрости в другом стиле, хотя эти определения одинаковы. Начнём.

Мудрость, это высшая степень ума и сознания, если вы конечно знаете низшую, среднюю, высокую и другие ступени. Получается какая-то безмерная мудрость, поэтому скажем о ней иначе. Мудрость, это наиболее высокий или совершенный уровень систематизированных знаний человека и также предвидение результатов действий, поступков. Она включает в себя понимание сущности жизни и её явлений и умение применить эти знания в жизни. Мудрость человека это и его толковость (умение правильно разъяснить, истолковать явление), в отличие от бестолковости.

Мудрость, это не наличие огромного объёма пустых или ненужных знаний засоряющих сознание, это и не их отсутствие или недостаток знаний обедняющих сознание до патологических состояний, это наличие знаний необходимых для правильного применения (использования) их в жизни, знаний насущно необходимых для конкретной или индивидуальной жизни. Мудрость, это синоним праведности, правильного восприятия действительности и правильных действий, поступков человека. Давайте рассмотрим, в чём заключена мудрость или праведность человека и его жизни.

Мудрость жизни в простоте и её естественности, и жизнь человеческая дана для того, чтобы жить человеком, а не быть кем-то или чем-то. Но человек любит выделяться из своей среды, потому что не в состоянии быть нормальным и пренебрегает добрыми путями жизни вследствие своей неспособности и безволия жить с пользой для всех, а выбирает для себя путь алчности и ложной славы. В жизни большинство поступает неправильно, желая хорошо жить сами и создавая препятствие в жизни для других. Неразумные люди стремятся к обратному от более труднодостижимых качеств к эгоизму, власти, богатству, другим внешним преимуществам владением чем-либо, силой и т. д, ведь ум и мудрость не купишь и не отберёшь у других.

Всё должно быть в пределах нормы и необходимости и если никто особенно не выделяется в лучшую или худшую сторону, тогда все мудрые. Но мудрость и неразумность могут и уровняться, если они выходят за пределы необходимости. Выход чувственных ощущений и сознания за пределы мира или бытия (жизни), это отклонение от нормы, т. к. даже из того что есть в этом мире всё не такое как нам кажется. Многое из того, что достигается длительными тренировками, вы увидите сами на практике при условии правильного поведения. Это жизнь и она, также как и различные тренировки не исключает ошибок, но это практика и она ценнее умозаключений. Для мудрости человеку достаточно видеть жизни то, что в ней есть, а для неразумности всё остальное, включая и то чего в ней нет. Какой смысл человеку искать в жизни то, чего в ней нет за пределами мира, и находит там то, чего нет в жизни на земле. Этим человек не воспользуется, даже если это там есть.

В чём проявляется мудрость человека в жизни. Мудрость, как и знания человека отличаются в разном возрасте. Связано это с тем, что жизнь учит человека и с возрастом он становится мудрее, это простая закономерность практической деятельности человека. Обычно и разума для жизни у человека хватает, если не вмешиваются чувства под названием страсти с желанием выгоды или превосходства над другими людьми. Если человек в жизни стремится к простоте и справедливости он и становится мудрым, т. к. в жизни всё взаимосвязано. Знания и мудрость, только тогда настоящие и истинные, если они воплощены в нормальную и естественную жизнь и служат для человека, способствуя нормальной, правильной организации его жизни.

Знания и мудрость, только тогда настоящие и истинные, если они воплощены в нормальную и естественную жизнь и служат для человека, способствуя нормальной, правильной организации его жизни.

Знания и мудрость, только тогда настоящие и истинные, если они воплощены в нормальную и естественную жизнь и служат для человека, способствуя нормальной, правильной организации его жизни.

Многое зависит от того, как мы понимаем значение тех или иных слов, но если смотреть на их без страстей, тогда они приобретают заложенный в них смысл. Например, ябеда.

Ябеда – я говорю ябеда, я пришла к тебе, чтобы возвестить пришедшую к тебе, в твою жизнь беду – мужайся. Начальное понятие слова ябеда, это характер беды пришедшей к человеку. Пришедшая беда - «я беда» обрела вначале символ человеческой беды, а впоследствии она перешла в обозначение человека ябедничающего (говорящего о беде) – ябеды. Ябеды возвещают о различных бедах, как бы говоря – ябеды твои, человек.

Ябеда только возвещает, или сообщает о пришедшей к вам беде скрываемой от вас, а ведь главным является виновник вашей беды, а не тот, кто говорит об этом – ябеда. Если ябеда открывает вам глаза на то, что происходит в действительности, то это не означает, что он неправ. Всё же учитывая, что ябедник может и врать, всё нужно проверять. Учитесь делать правильные выводы.

Об истине.

Истина – правда, противоположность – неистинность, неправда, ложь. Все человеческие понятия связаны с чувствами, т. к. восприятия находятся в самом начале наших представлений о жизни, истине, мудрости и т. п. Для того чтобы правильно видеть жизнь человеку нужно помнить об этом.

Истина – верное, правильное отражение действительности, при котором человек видит жизнь и её события такими какие они есть. Характеристика истинности относится только к мыслям, а не самим вещам и средствам их языкового выражения. Она не конструируется по воле и желанию людей, а определяется содержанием отражаемого объекта, что и обуславливает её объективность. Поскольку представления человека о многих вещах и явлениях в результате его взаимодействия с ними меняются, то основой правильного отражения действительности является практика.

Наиболее устойчивы в мире изменений материальные объекты то и истина об их содержании более устойчива, т. к. о них можно получить исчерпывающие знания в процессе взаимодействия с ними. Знание абсолютной истины, как её синоним - абсолютная истина, истина, полностью исчерпывающая предмет познания, окончательное знание определённых объектов действительности.

Брахман (индуизм) – Абсолютная Истина, под Брахманом понимается безличный аспект Абсолютной Истины. Отсутствие личности, индивидуальности, вызванных чувствами и индивидуальными человеческими представлениями, его различением и воображением, созданных умом и разумом вследствие несовершенства чувств и неспособностью к реальной, объективной деятельности человеческого сознания.

В разделе о религиях можно встретить другие определения Брахмана, но все они одинаковы по смыслу, только по-разному сказаны и пытающиеся выразить понятие сущности сознания или непроявленного ума как первопричины всего видимого мира. Все понятия бога относятся к уму – источнику всех проявлений. Понятие об истине к его проявлению и продукту - в мыслях

Познание истины в вопросах отношений между людьми усложняется их различными представлениями о событиях, страстями и ложью. С ложью мы встречаемся довольно часто, иногда она бывает из-за незнания событий, часто умышленной.

Ложь, высказывание, искажающее действительное положение вещей. Аристотель, считая ложным то, что находится в противоречии с действительностью, определил ложь как суждение соединяющее то, что разъединено в действительности, или разъединяет то, что в действительности соединено. Немного сложное определение лжи, но его мы упростим.

Ложь – высказывание искажающее действительность, неправда. С психологической и этической точки зрения ложь может быть сознательной и ненамеренной. Для сознательной лжи определение немного изменится и будет следующим: ложь – умышленное искажение истины, неправда.

Сознательная ложь может иметь различные мотивы - получение выгоды, исполнения своих желаний в ущерб интересам других людей, для клеветы на других с целью преимущества над ними и чаще всего для того чтобы избежать наказания за проступки, преступления. Ложь всегда содержит умысел, если человек её использует в своих интересах.