Часть: Часть 3

Глава:

Медитация

Прежде чем начинать разговор о медитации и ставить себе какую-либо задачу по достижению через неё, поговорим о нашей жизни – её основах. Чтобы ориентироваться в жизни и её делах, нужны знания, хотя о познании и знаниях уже говорилось, мы опять возвращаемся к познанию. Нравится или нет, но главной задачей в жизни, которая есть постоянно, является приспособление к условиям жизни. От неё мы не сможем уйти независимо от того течёт ли наша жизнь стабильно, равномерно, или идёт суетно. Жизнь – это движение, а её движение проявляется в постоянных изменениях условий, внешних или внутренних, это имеет значения и к этим изменениям человек вынужден приспосабливаться.

Адаптация необходима, когда жизнь усложнена, а если она простая и без значительных изменений, как скажем когда-то бывшая бесхитростная сельская жизнь, может быть и другая, тогда адаптация к изменениям происходит естественно и просто. Когда изменения в жизни серьёзные, тогда приходится перестраивать свою динамическую составляющую и другие стереотипы поведения, привычки и ряд других составляющих нашего привычного ритма жизни. Каждый это делает так, как умеет, а если человек подготовлен морально и физически это происходит быстрее и проще.

В «Жизнь открытыми глазами» говорилось об онтогенезе, и даже если всё происходит хорошо, и мы приспосабливаемся к переходным стадиям быстро, тем не менее, это наша адаптация. Все хотят, чтобы всё было хорошо, но кроме желания нужны и действия по нормализации ситуации до нормы, если что-либо изменилось. Если мы простудились, или заболели, мы начинаем лечиться, а если говорить практически, то прилагаем усилия для возвращения нашего организма до нормального состояния. Это касается как физиологии, так и психики, т. е независимо от обстоятельств мы должны держаться нормы (синоним здоровья и порядка в поведении).

Исходя их выше сказанного, если у вас сложился определённый ритм жизни, режим дня, нагрузки и прочее, во всех случаях изменений необходимо возвращаться к этой норме. Избегать самостоятельного создания стрессовых ситуаций, перенапряжений и прочих неблагоприятных факторов, а в случаях если это произошло, то опять же возвращаться к норме. Все мы с этим знакомы и согласны, но, как правило, об этом всегда забываем, а затем вынуждены тратить больше времени для возвращения к норме. Нас всегда понуждают к этому возникающие проблемы, поэтому нужно не доводить эти проблемы до обострения и возвращаться к норме не накапливая нерешённые вопросы.

Важны в жизни не поиск вечности или увлечение одной из противоположностей или идеей, а поиск и сохранение стабильного состояния в той жизни, которая вам досталась и не усложнять её самому. Желательно обдумать вначале, как быстрее адаптироваться, но не так уж и страшно, если вы что-либо поправите по ходу перемен, главное меньше суетиться. Ведь обдумывание, размышления это один из видов медитации.

Медитация, или размышление человека, это естественный процесс и ничего особенного в нём нет, но все думают об «особой» медитации, которая наиболее известна благодаря йоге. Иногда человек вынужден размышлять, если что-то случилось, или необходимо решить вопрос и т. д., или просто размышляет о чём-либо. Это одна из функций ума человека.

В йоге медитация систематизирована, как всякое учение и вид деятельности человека. Медитация, как и йога, включает в себя многообразные методы и направления (цели и задачи) размышления. Йоги занимались медитацией длительное время, поэтому для неё были разработаны специальные позы (совершенства, лотоса). Суть этих поз с ладонями рук на коленях такова – они представляют собой как бы пирамиду, имеющую надёжную устойчивость и позволяющую сохранять длительное время прямой позвоночник на одной линии с головой. Позы эти можно найти во всех книгах по йоге, да и боги индуизма нарисованы в этих позах. Медитация и йога отчасти популярны из-за незнания их смысла и задач, а также от моды на них.

Медитация (от лат. meditatio – размышление), умственное действие, цель которого – приведение человека в состояние углублённости и сосредоточенности ума на какой-либо идее или объекте; должна сопровождаться телесной расслабленностью, отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью от внешних объектов. В Древней Греции медитация используется в пифагореизме, платонизме и неоплатонизме, в мистике суфизма, она имеется и в православии (в нём она называется «умное делание»), католицизме и т. д.

Итак, основное в медитации сосредоточенность на теме (или объекте) медитации с отрешённостью от других идей, объектов. Телесное напряжение отвлекает от предмета медитации, поэтому желательно занять удобную (или специальную) позу и расслабиться физически. Это нужно делать перед медитацией, а если не получается то потренироваться. Со временем это войдёт в привычку, как сосредоточенность и отрешённость от многих жизненных явлений и объектов.

Крестьяне тех времён когда йоги медитировали, едва ли занимались медитацией и философией, т. к. вынуждены были работать для обеспечения своего существования. Для занятий йогой и медитациями нужны возможности, поэтому этими науками занимались те, кто имел возможность и свободное время. Имея свободное время можно было создавать различные учения, как правило, отвлечённые от жизни. Были похожие учения и в Европе, например исихазм.

Исихазм (от греч hesychia - покой, отрешённость, безмолвие), стремление в жизни к покою, отрешённости от её и состоянию безмолвия ума. Мистическое течение в Византии. В широком смысле этико-аскетическое учение о пути единения человека с богом через «очищение сердца» слезами и самососредоточения сознания. Включало систему психофизического контроля, имеющую некоторое внешне сходство с методами йоги. Возникло в IV-VII веках, возродилось в конце XIII-XIV веков.

Медитация, это и философский термин и говорит о деятельности философов, как об основном занятии философов – размышление есть медитация и в жизни это бывает у каждого человека, только называем мы это обдумыванием. В жизни мы зачастую занимаемся медитацией, рассматривая и размышляя над теми практическими вопросами, которые нам необходимо решать или рассматривать, А к сложным вопросам мы можем возвращаться не один раз, обдумывая их. Поэтому, исходя из жизненной практики и буквального перевода термина медитация, с латинского языка – размышление, и добавления к нему из санскрита – углубление, мы получим термин медитации в его смысловом значении.

Итак, медитация. Медитация, это углублённое размышление на любую жизненную тему. Медитацией занимается и простой, вдумчивый ученик, решая заданную ему задачу, и ученый, размышляющий над сложной научной проблемой и т. п. Медитация, это также и углублённое размышление на разнообразные темы. Вдумчивый человек часто занимается медитацией, поэтому единственный вопрос, который вы должны решать, это то, с какой целью вы размышляете (медитируете). Если у вас есть свободное время и возможность, то конечно, лучше всего размышлять в тишине, чтобы никто не мешал и не отвлекал от размышлений. И самому не следует отвлекаться от того вопроса, над которым вы размышляете – сосредотачиваясь на нём. Медитирует и хозяйка, например, когда собирается приготовить ужин для гостей, а углублённо или нет, это зависит от наличия необходимых продуктов и знания гостей – их вкусов. Иногда медитация бывает вынужденной – появилась острая проблема (неприятные обстоятельства, беда и т. п.) и её необходимо срочно решать.

В медитации нет ничего сложного, кроме сосредоточения внимания на решаемой теме, если вы решаете просто жизненно важные для вас вопросы. Имеющие свободное время философы, монахи и религиозные деятели занимались и занимаются медитацией специально, а у человека мирского и занятого не всегда для этого есть время. Они и придумали различные методы медитаций. Во многих случаях термин медитация можно заменить словом обдумывание – это та же медитация, только по-другому названная, и может быть не очень углублённая.

Медитация, это работа со своим сознанием и начинать её следует с восприятий, т. е. учиться видеть вещи (всё происходящее в жизни) такими, как они есть. В первую очередь это работа со своими чувствами и ощущениями. Если человек неправильно видит, он неправильно воспринимает происходящее, совершает ошибки в своей жизнедеятельности. Медитация, это и целенаправленная работа для достижения какой-либо цели или целей, главной задачей в которой является умение владеть собой, т. е. своим поведением – поступками и делами. Правильные действия и такое же выполнение любых задач требует кроме знаний организованности, которой не бывает без самодисциплины.

Даже если считать медитацию просто углублённым размышлением, практические действия всегда требуют навыков, поэтому и успехи в медитации появляются только спустя время с приобретением определённого опыта. Прежде чем начинать медитацию, нужно определить то чего вы собираетесь достичь и зачем вам это нужно, определяя последнее вы, может быть, и не станете ей заниматься специально.

В некоторых случаях медитация может происходить непроизвольно – например, если вы попали в беду и начинаете обдумывать, почему это произошло и как из неё выйти. В этом случае сделать правильные выводы для того чтобы избежать в будущем подобных ситуаций. Могут помочь общеизвестные правила и принцип «не зная дна, не прыгай в воду». Прежде чем что-либо делать, нужно обдумывать свои действия, а не вначале сделать, а потом устранять последствия.

Йога и медитация, это одновременный процесс тренировок и размышления. Внимательно размышляя, контролируя свой ум, чувства и деятельность следует исполнять практику йоги для правильной организации своей жизни, для просветления, постижения истины и решения других вопросов. При этом хочу предупредить читателя, что нужно заниматься йогой и медитацией только для практического применения в жизни, для достижения просветления и упорядочения своей жизни. Познание просто так, для того чтобы знать или говорить об этом, а ещё хуже хвастаться, это ложный путь йоги и медитации. Занимайтесь тем, что необходимо в вашей жизни, не тратьте время попусту, жизнь не так длинна, как представляется при бессмысленной деятельности в ней и таком же времяпровождении.

Впрочем, это ваша жизнь и вы можете попробовать достигнуть при помощи медитации высшей форма познания, помня о том, что достижения в чём-либо требуют ограничения в чём-либо другом. Для этого нужно порвать с иллюзорностью внешних впечатлений, доставляемых ощущениями, и находить опору в разуме (шэнь), единственно дающем истинное знание. Конечной матрицей восхождения разума есть его объединение «в одно» с Дао. Таким образом, в даосизме подчёркивается, что конечная цель жизни человека не достижения в земной жизни, а объединение с Дао. В индуизме – соединение (иудж – йога) с богом или божественным началом, на которое направлена вся деятельность человека и его жизнь. В буддизме – просветление и «нирвана». Всё это цели йоги и медитации, а вы можете выбрать что-либо практическое, необходимое для вашей жизни. От такого выбора для вас будет польза, а что касается объединения с Дао в одно, то это произойдёт естественно при выполнении норм морали.

Чтобы лучше понять, откуда появились йога и медитация, несколько слов о законах жизни. Нравится нам это или нет, хотим мы этого или нет, вся жизнь построена на законах, и их нужно выполнять. Кто-то делает это лучше, кто-то хуже и это уже зависит от качества человека, его совершенства или несовершенства. Если вы станете совершеннее, то это вам не повредит, как и окружающим людям.

Как вы уже поняли медитация, это углубленные размышления человека о жизни, о поведении, о чем-то, что нужно решать, обо всей жизнедеятельности. Т. е. медитация, это углубленное размышление и больше ничего, поэтому в медитации важно то, для какой цели она проводится. Размышлять можно на любые темы, но первая задача человека навести порядок в своём поведении, в своей жизни, упорядочить свою жизнедеятельность, поэтому не случайно, вначале раздела говорится о порядкезаконе, или дхарме, закономерностях.

Дхарма (санскрит) – универсальный закон мироздания, включающий в себя господствующие в материальном мире законы и все причинно-следственные закономерности. Отдельно понятие дхарма может включать любой закон или закономерность, или понятие, например, Дхарма Раджа – Царь Закона, Будда.

Дхарма является одним из центральных понятий в индийской философии и её религиях имеющее несколько значений: вечный моральный закон (аналог Абсолюта); нравственно-социальное установление для «правильной жизни» (долг) – в смысле долга каждый человек имеет свою дхарму. Примечание (авт.): выделен долг, как основная обязанность каждого индивида живущего в человеческом сообществе – выполнение человеческого долга.

В буддизме дхарма, это первичные элементы бытия и психофизические элементы жизнедеятельности личности; дхармы вечны, постоянно появляются и исчезают (т. к. жизнь постоянно меняется): Волнение их (дхарм) – источник страдания, которые прекращаются с исчезновением волнений, их угасанием. Примечание (авт.): страданий и беспокойств меньше, если уравновешены положительные и отрицательные стороны и законы выполняются (смотри второй пункт ниже),

Возможно, что уже достаточно и этих определений дхармы, но для более чёткого представления приведу ещё три определения дхармы. Эти определения немного отличаются от приведённых определений, они такие же по сущности, но возможно эти определения несколько расширят и улучшат ваши представления о дхарме. Начнём с первого, основного и символического определения дхармы, а второе и третье определения дополнят понятие уже приведённых определений.

Дхарма, буквально – «закон». Имя бога правосудия и справедливости, которого называют также Дхарма Раджа, то есть «царь закона». Примечание (авт.): в первом определении Дхарма Раджа – Царь закона, Будда. В индийской мифологии идентифицируется с Ямой, богом смерти и правосудия. Бог Дхарма является отцом Юдхиштхиры, «царя справедливости». Поэтому, когда говорят «сын Дхармы», то это понимается как сын закона и справедливости.

Дхарма, буквально – «то, что держит». Термин, который во многом равнозначен понятию религии или религиозного видения мира в ряде буддийских школ. Дхарма (закон, порядок) удерживает и защищает людей от бедствий. Возвышенные дела, возвышенная речь и мысли – всё это может рассматриваться как благая дхарма, благодаря которой человек удерживается от всех видов несчастий, а это защищает его и даёт ему жизненные силы.

В индуизме дхарма понимается как закон, регламентирующий общественную и личную жизнь человека и конкретно указывающий правила поведения в жизни.

Законы во всех религиях направлены на поддержания порядка и нормального бытия людей при их совместном проживании и деятельности. Они общие для всех людей и их выполнение упорядочивает жизнь и отношения между людьми. Об этом понятно и кратко сказано о логосе. Логос (греч. logos – слово, мысль, разум, закон), термин, первоначально означавший всеобщий закон, основу мира. Именно в этом смысле о логосе говорил Гераклит: «всё совершается по логосу, который вечен, всеобщ и необходим». Законы есть, но, к сожалению, в этом мире они постоянно нарушаются и теми лицами, которые их создают.

Медитация в своей основе служит познанию мира и бытия. В Египте и Европе начало наук и познания связано с именем Гермеса Трисмегиста, Триждывеличайшего легендарного творца мира и открывателя всех наук. Сам термин медитация с санскрита и греческого языка переводится одинаково, одинаков и смысл, и применение.

Медитация.

Медитация, (санскрит «дхьяна») – внутреннее сосредоточение сознания на определённой идее, обычно подкрепляемое абстрактным созерцанием. Абстрактное созерцание, это мысленное отвлечение от тех или иных сторон, свойств или связей предмета с целью выделения его существенных и закономерных признаков.

Медитация используется не только для познания сущности и закономерностей бытия, она может использоваться для прекращения блуждания ума, его остановки, для прекращения чувственных восприятий, мешающих созерцанию и пониманию тех вещей, о которых размышляют - об объективной действительности, событиях, явлениях, объектах.

Медитация занимает важное место в познании в индийской философии, религии и йоге. Методы медитации многообразны, её основными составляющими являются созерцание и сосредоточение – концентрация внимания на объекте. Объектами медитации может быть и содержание ума, т. е. мысли ума, влечения, идеи и т. п. Созерцание, это пассивный процесс непосредственного восприятия действительности, чувственное познание без взаимодействия с действительностью, наблюдение и размышление о сущности бытия. Однако учитывая то, что медитация это лишь созерцательный процесс, то она, как и йога в определённой степени оторвана от жизни и действительности. Она оторвана в том смысле, что познание происходит теоретически, а познание на практике происходит быстрее и знания надолго сохраняется в памяти.

Ну что же, начинайте медитировать над приведёнными ниже комментариями к буддийской медитации и самой медитацией в буддизме. Определение медитации взято из буддизма.

Медитация (санскр. «дхьяна»), внутреннее сосредоточение сознания на определённой идее, обычно подкрепляемое созерцанием соответствующего объекта и ведущее к успокоению, внутренней гармонии и предполагаемому прорыву на новый уровень понимания сущности бытия. В буддизме она выступает как последний этап восьмеричного благородного пути и является непременным условием достижения просветления.

Комментарии.

Начнём с просветления. Что такое просветление для мирского человека, это его способность видеть происходящее в мире таким, какое оно есть – без приукрашивания и без сгущения тёмных красок. Или без преувеличения или преуменьшения происходящего. В основном люди и видят мир таким в пределах своей деятельности, если их оценки бесстрастны. Если это касается каких-либо незнакомых вещей и событий, то для этого есть окружающие люди и учебники – можно узнать и уточнить. Что может дать медитация для мирского человека, если он ею занимается, то он начинает лучше и глубже понимать происходящее в жизни и этого достаточно если понимает правильно.

Успокоение. Успокоение при медитации естественный процесс созерцания. Это происходит при пассивном наблюдении, т. к. медитирующий просто смотрит на объект или рассматривает его, но не взаимодействует с ним. В этом случае причин для волнения нет.

Нас интересует, как достичь успокоения в жизни, если что-либо раздражает нас. Состояние нормы необходимо восстанавливать при возбуждении или волнении и всё зависит здесь от степени возбуждения. Каждый индивид успокаивает себя, как умеет – отвлекаясь, идёт к друзьям за сочувствием и т. п.

Можно попробовать следующую медитацию: сев в удобную позу расслабиться и сконцентрировать своё внимание на подъёме и опускании диафрагмы при дыхании, или на счёте секунд примерно до 900 (15 мин.). Примечание: если счёт прервался, начинать вновь с ноля. Если отвлекаетесь от указанных выше процессов медитации из-за причин, вызвавших возбуждение, уделите отдельно внимание физическому расслаблению, проверяя состояние тела от стоп до макушки.

Самый надёжный способ успокоения при длительном волнении, это возвращение к основному занятию (работе или другой деятельности) и сосредоточении на ней и первое время больше времени быть среди людей. Сложившийся ритм деятельности постепенно приведет ваше сознание к стабильному состоянию без вмешательства ума. Этот метод можно использовать и для выхода из стресса.

Созерцательность. Одна из самых широко распространённых практик медитации – медитация с помощью созерцания какого-либо культового предмета. Созерцание – процесс познания, состоящий в том, что познание происходит при пассивном процессе восприятия, созерцания, когда внешний мир действует на органы чувств человека, а последний лишь воспринимает их.

Основной недостаток чувственного познания в том, что знания при таком подходе не подтверждены на практике и являются лишь теоретическими, непроверенными. Основанные на этом типе познания построены без обращения к опыту и в практической жизни малопригодны. Как сказал Гёте «Теория без практики мертва, а древо жизни пышно зеленеет». Практика, это деятельность людей обеспечивающая им существование и являющаяся основой жизни, а теория не может обеспечить жизнь человека. Деятельность йогов индуизма, как и буддизма это образ жизни людей находящихся на обеспечении людей практически обеспечивающих их питанием. Человек живёт сегодня, а достигнет он нирваны или нет его мало интересует – кто, чем увлекается, тем и занимается. Мудрости крестьянина, получаемой им в его практической деятельности, достаточно для его, а всё что сверх этого – излишества и блажь.

Видения, наблюдаемые монахами и йогами.

В норме здоровый человек не видит видений и снов, т. к. не думает о них. Монахи и йоги специально занимаясь психотренингом их видят, т. к. думают о них, ищут выход из мира и попадают с другие области или потоки сознания. Всякое видение, не имеющее отношение к жизни человека, не является реально необходимым и к ним ненужно искусственно стремиться.

При аменции возбуждение временами ослабевает, а иногда больные застывают на длительное время (часы, дни) в одной позе (ступор). При делирии, одном из синдромов расстройства сознания, бывают обильные зрительные и отчасти слуховые галлюцинации и иллюзии, порождающих возбуждение и бредоподобные переживания. Яркость и красочность галлюцинации при делирии соответствует степени возбуждения подкорковой области мозга. Переходное состояние между сном и бодрствованием создаёт условия, благоприятные для галлюцинаторного творчества с его фантастичностью и отрешённостью от реальности. Фантастичность, отрешённость, помимо галлюцинаций с преобладанием аффективно окрашенных образов, характерны для уровня первой сигнальной системы.

Основная задача познания – знание той жизни, в которой человек живёт. При таком подходе нет необходимости насыщать свой мозг излишней информацией. Достаточно знаний для практической жизнедеятельности, при которых знания служат умению. Знать, это ещё не значит уметь их применить, истинные знания равносильны пониманию и умению. Нужно пользоваться простыми задачами и в созерцании. О таком созерцании ниже.

Созерцание чистой сущности объектов, это познание реальных свойств объектов с отвлечением от различий и ассоциаций с другими объектами (проще без сравнения с другими объектами), без чувств – приятно, неприятно или нравится-не нравится. Т. е. задачей созерцания всегда является определение сущности вещей. Что вы будете созерцать, если есть желание и время, это вам решать, хотя и в этом случае человек исходит из своих потребностей. Задача созерцания в основном сводится к тому, чтобы видеть вещи и мир такими, какие они есть, истинными или естественными, без примесей чувственных оценок. В свою очередь знание вещей и явлений мира необходимо для практических целей – чтобы лучше ориентироваться в этом мире и использовать знания о сущности вещей в своей жизни.

Теперь рассмотрим, как происходит познание сущности объектов в обычной жизни без медитаций созерцания, а в практическом взаимодействии. Возьмём для рассмотрения топор. Что называют топором, многие знают, но если они им не пользуются, то они лишь знают для чего он используется, а чтобы уметь пользоваться нужна практика.. Для плотника топор инструмент с которым он работает и он знает какой топор ему нужен для определённой работы и может им пользоваться. Он знает и умеет то, что и как делать, а умение не постигается при созерцании.

Если взять из современных вещей ноутбуки или смартфоны, то тот кто ими пользуется знает что они собой представляют и умеет с ними работать. Кто не пользуется ими, он имеет лишь общее представление о них. Есть ещё те, кого они не интересуют, для таких людей они ненужные вещи.

Так и с медитацией - есть желание и время, можете попробовать. Если собираетесь медитировать то нужно помнить, что кроме сосредоточения внимания на объекте вы должны в глубине своего сознания помнить о том что вы медитируете. Бывают случаи, когда медитирующие засыпают и их просто так не разбудить. Нежелательно медитировать на реальности и нереальности мира, т. к. даже опытному йогу трудно выйти из состояния неравновесия сознания. Бывают случаи, что сходят с ума.

В принципе медитация и углубленное размышление индивида равнозначные понятия с различными названиями. Отличие в том, что у современного человека это делается как бы попутно, на ходу. Нужно лишь для правильного восприятия и отражения действительности преодолеть чувственные барьеры – притяжение и отталкивание. Необходимо отбросить симпатии и антипатии (по нраву, или не по нраву) и научится оценивать содержание явлений и предметов беспристрастно, т. е. такими, какие они есть.

Если что-либо трудно понимается, тогда нужно упростить его, разложив на простые составляющие, а затем для полной сущности объединить в одно целое. Мы часто применяем метод редукции в учёбе, при решении математических задач, раскладывая уравнения на более простые составляющие (части, элементы) – дифференцируя их, и сводим эти части (элементы) воедино - интегрируя в правильный результат, или ответ решённой задачи. Примечание: в современных представлениях это анализ и синтез в математике и размышлениях, которыми многие пользуются. Редукция, это определение основы объекта, свойств или матрицы заложенных при его создании – корня, или сущности (для живого) объекта. Редукция используется и в медитации как физиологическое и психическое расслабление, для спокойного, не отвлечённого и углубленного размышления, для чего используются средства хатха-йоги (физической йоги).

Обычно при созерцании, или рассмотрении объектов материального мира мы имеем дело с её внешней формой или видом, которая уже в определённой мере говорит нам о сущности материального или живого объекта. Форма представляет собой внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета и сама по себе представляет специфический принцип вещи и определяет её назначения. Сложнее с человеком. Что касается сущности живого человека, его качеств, то они в малой степени определяются формой его организма или внешним видом. Когда мы говорим – «человек», мы имеем в виду его тело, внешнюю форму или вид. Сущность человека, это его характерная функциональная деятельность, как и применение какой-либо вещи, отражающаяся в его поведении, делах, которые и говорят о его сущности – психических или душевных качествах, характере. Если вы обдумываете необходимость сотрудничества с человеком, то здесь нужно смотреть на его поведение и делать выводы.

Словарь к йоге и медитациям.

Некоторые слова и термины для размышлений просто для того чтобы прочесть и подумать. Некоторые термины неоднозначны и их понимание зависит от смысла словосочетаний, в которых они употребляются. Понимание их значений способствует их правильному употреблению и пониманию смысла того, о чём говорят другие люди. В разговоре с другими людьми человеку многозначные слова (термины) лучше заменить более простыми и понятными словами, это способствует правильному мышлению и пониманию смысла не только слушающими людьми, но и самого говорящего.

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З.

Анализ (от греч. analysis - разложение), мысленное или реальное расчленение объекта на элементы, неразрывно связан с синтезом – соединением элементов в единое целое. В формальной логике анализ, это уточнение логической формы (структуры) рассуждения.

Бесполезное, это ненужное земное и небесное, то, что обещают, но отсутствует в жизни – иллюзия, мечты. Пустые представления о жизни, наполненные неразумностью людей, их домыслами о реальной действительности, людей неспособных видеть мир таким, какой он есть.

Беспомощность, в широком значении этого слова, это неспособность человека к активной и правильной целенаправленной деятельности в сложившихся условиях, в жизни.

Бессмертие, состояние, не создаваемое и не разрушаемое – оно постоянно, т. е. вечно и не принадлежит миру изменений (нашему миру), существующему во времени. Есть ли такое состояние вообще, никто не знает, также, как и то откуда взялись мир и мы. Вопрос о бессмертии возникает при жизни человека, к тому же он заложен в начале библии по принципу противоположности. Однако смерть противоположна жизни и другой реально существующей противоположности, т. е. бессмертия нет.

Если принять мир и жизнедеятельность живых существ как образно-чувственный и существующий в непроявленном состоянии только в виде образов, то он проявиться в чувствах и сознании. Непроявленные образы жизнедеятельности существуют стационарно, и при создании чувств кажутся реальными. Примерно так, как фильмы в телевидении и интернете – они кем-то созданы и создают ощущения реальности происходящего. Мира и тела нет, нас обманывают чувства.

Вопрос ещё связан с душой, которая считается вечной и связана с ассоциацией «я» человека и его чувствами. Чувства создаёт Бог, или Абсолют, а человеку кажется, что весь мир и жизнь существуют, а этого ничего нет. Мир находиться лишь в сознании человека и только благодаря созданным чувствам. Вообще-то, если считать, так как мы приучены и привыкли, мы окончательно запутаемся, как в вопросе что раньше произошло яйцо или курица. Даже считая, что мир иллюзия, мы ничего не сможем объяснить

Бессознательное поведение. Формируется инстинктивными формами поведения, подражанием другим, неправильным поклонением видимости, усвоенными формами неправильного понимания о главной роли в жизни тела, а не сознания. В корне неправильного поведения лежит неправильное содержание сознания, наполненное неправильными представлениями, бессодержательным сознанием понятий и целей, не содержащих в себе реальной задачи здравомыслия.

Смысл жизни человека в познании и достижении постоянных составляющих жизни, а не погоня за иллюзорными, эфемерными и исчезающими проявлениями жизни. Невзирая на всю «научность» и «знания», которыми гордится современный мир и человек, это лишь самолюбование искусственными достижениями, которые легче создаются, чем правильное и полезное, в силу того, что последнее даётся значительно труднее. Развитие и торжество ложных идей и бессмысленности главное достижение человечества.

Бесстрастие, это не апатия или равнодушие, или безразличие, бесстрастие, это нейтральность.

Бесцельная деятельность человека, это постоянный поиск и стремления, связанные с влечениями, привязанностями, ненавистью и отвращением. Из-за невежества и неведения потеряна цель в жизни, люди внемлют вместо истины ложному знанию, заблуждениям, привязанностям, слепой любви.

Важность, главная потребность или интерес для человека по отношению к другим потребностям или второстепенным интересам. Сегодня важным может быть одно, а завтра другое.

Видеть вещи такими, какие они есть, это видеть их суть ни с чем их не сравнивая и без внутреннего чувственного отношения к ним – нравиться, или не нравится. В основном человек и видит те вещи, с которыми он постоянно сталкивается, такими, какие они есть. Что - либо непривычное может вызвать неправильные представления, которые изменятся после контакта с этими вещами. Сложные вопросы взаимоотношений, политики и другие должны подвергаться в размышлении анализу и синтезу.

Влечение, это стремление человека к удовлетворению какой-либо потребности. У человека часто вызвано желаниями обладания чем-либо в этом мире. Исходя из состава слова, это стремления или желания требующие лечения здравым смыслом, чаще всего отсутствующим у жадного (алчного) человека. Влечение, как и множество других желаний требует сдерживания и контроля, как источника и причины отклонений и даже психических болезней человека. Управление своими желаниями, это свойство высокоорганизованной материи – человека, потакание или слепое следование своим желаниям, это уровень живой низкоорганизованной материи - животного. Влечения, это одна из форм стремления человека к положительным эмоциям и контактам с объектами их дающим, а при укоренении в страсти желаний они приобретают формы патологического влечения и отклонений в психике.

Возвышенное, категория эстетики, характеризующая внутреннюю значительность (важность), величие предметов и явлений.

Возмущение человека в его поведении или отношении к происходящему в мире, это болезненная психическая реакция гнева, негодования или недовольства, характеризующая болезненное начало в психике человека и обнаруживающее себя в его ответной реакции на раздражение или конкретный раздражитель. Оно может характеризоваться бурным началом и протеканием, как при аффекте патологическом или иметь другие виды, что зависит от типа и силы воздействующего раздражителя и состояния ЦНС человека. Это один из видов чувственных многочисленных типов реакции человека на происходящее, выражающий отношение индивида к событиям и явлениям, которые для него неприятны или неприемлемы.

Воображение (фантазия), психическая деятельность человека, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимающихся человеком в действительности. Это способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования получаемых от действительности впечатлений. Вообразить человек может всё, что ему захочется, но оно рассыпается при первой встречей с реальной действительностью.

Впечатление, то событие, действие, зрелище, то, что оставило отпечаток, осталось в памяти как раздражитель – след, хороший или плохой не имеет значения, впечатления бывают разные. Многое из того, что нас впечатляло раньше, со временем становится обычным.

Высказывание, мысль, выраженная повествовательным предложением, единица речевого общения, оформленная по законам данного языка.

Гедонизм, этическое учение, первоначально развитое древнегреческими философами в IV веке до н. э. утверждающее, что целью жизни и высшим благом является наслаждение, впоследствии выродившееся в оправдание моральной распущенности. Многие люди оправдывают свою половую распущенность и любовью, оправдывая свою страсть и стремясь к физиологическому удовольствию (наслаждению) – сладострастному ощущению.

Движение, это процесс непрерывных изменений, за причиной появляется следствие или результат, результат воздействует на свойства, порождает новые причины и следствия и воздействует на свойства, вновь изменяя их. Все изменения и движение связаны с единством и борьбой противоположностей, с антагонизмом и единством (неделимостью, нераздельностью) мира материи. Ни одна вещь в мире не может существовать без другой, если вещи разделить, то мир исчезнет как таковой, останутся только раздельные вещи.

Дегенерация (вырождаюсь), для человека термин определяет ухудшение биологических и психических признаков организма, вырождение. Поскольку нас интересует человек больше, как его психологическая характеристика и психика, то соотнесём это к его сознанию.

Эволюция, это развитие, или расширение (развёртывание) сознания до высших показателей качества знаний и поведения, до совершенства человечности всех человеческих начал в жизни человека.

Дегенерация, это духовная смерть человека, вырождение умственных качеств (отупение ума) и вырождение нравственных качеств, отклонение их от нормального развития до разрушения положительных человеческих качеств (полезных для людей как вида или рода существования). Выпадения из среды обитания, как представления о человеке, хотя они все разные (представления), но общая характеристика и закон один для всех. Человек теряет разум, остается физический организмом и основное функционирование ума направленно на удовлетворение потребностей, ограничение работы ума до подчинения потребностям организма, их удовлетворению.

Деградация, постепенное ухудшение, утрата ценных свойств и качеств, упадок. Этот термин подходит и для человека, но он выделен в отдельный термин - дегенерация

Демонстрация (от лат. demonstratio -- показывание), действия человека часто демонстративно, публично показывающие какую-либо сторону своих особенностей или деятельность, которая не всегда соответствует реальным действиям (обман). Демонстративное поведение человека обычно направлено на отвлечение внимания от истинного содержания его деятельности и характера дел.

Друзья, люди, имеющие близкие взаимоотношения и общие интересы, основанные на взаимном доверии, уважении, взаимопомощи.

Дружба должна иметь бескорыстный характер, она также и способствование правильным взаимоотношениям между людьми, настоящие друзья и удерживают своих друзей от плохих поступков. При правильных взаимоотношениях не может быть ложной похвалы, и поддержания эгоизма.

Духовная смерть, это угасшее (потухшее) сознание человека, не желающего развивать свою познавательную деятельность, расширять кругозор, свой интеллект и совершенство, ограничение своей жизни материальными потребностями.

Духовный путь каждому человеку необходимо пройти самому, сдерживая ментальную деятельность ума и возвращаясь к своей истинной духовной природе. Каждому дано право по рождению наследие мудрости, радости, счастья, вечности. Вечности достоин тот, кто отбросил в сторону эгоизм, жестокость, высокомерие, желания, гнев и алчность, кто самоотвержен и спокоен.

Человеку следует развивать следующие качества – прямоту, помощь бальным и старым людям, ненасилие, миролюбие ко всему живому, целомудрие и воздержание, терпение и выдержку, великодушие. Тренировать в себе уравновешенность ума, дух служения, самоотверженность и терпимость, покорность, честность и другие положительные качества, доводя их до наивысшей степени. Необходимо быть прямым, искренним, чистосердечным, отказаться от самоутверждения, одержимой горячности, тщеславия и высокомерия.

Не достигнуть успеха на духовном пути тем, кто предан чувственным удовольствиям, кто высокомерен и горд, нечестен, неискренен, коварен и вероломен, кто не почитает старших, учителей и находит удовольствие в пустых спорах и земных делах. Человеку смертному присущи много грязных, нечистых качеств, это страсти и желания, сластолюбие и развращённость, гнев, алчность, слепая любовь и привязанность, ложное знание, заблуждения, высокомерие и гордыня. С грязной совестью, и низменными чувствами человек ничего не достигает, ибо он смертен и нечестив.

Душа. Общее наше «Я», или душа, не является подверженной законам материального мира, она свободна от состояний изменений и пребывает в неизменном состоянии – мир внутри при созерцании и вне сознания при отречении от индивидуального «Я».

Дхарма в индуизме, образец которому надлежит следовать как норме; вечный закон, моральный по своему содержанию.

Единство и борьба противоположностей, один из основных законов диалектики, раскрывающий источник развития и самодвижения мира и познания.

Желание, это то, что хочешь, а нежелание, это также желание, только наоборот – того чего не хочешь.

Жизнь, это не то что хочешь-желаешь, а то, что есть.

Запечатлены от чего-либо, это выражение имеет значение для деятельности сознания, например, «запечатлены от греха», это сохранённый в сознании (памяти) человека вид поведения, деятельности без греха - без негативной, отрицательной деятельности.

Значение, важность, значительность, роль предмета, явления, действия в вашей деятельности.

И, К, Л, М, Н, О.

Избирательность, выделение в объекте, вещи, человеке отдельных признаков, определённых свойств, качеств. Препятствует истинному знанию.

Интрига (от лат. intricare – запутывать), тайные действия, направленные против кого-либо, козни. Интрига, это происки, скрытые действия, обычно неблаговидные, для достижения каких-нибудь целей. Интриговать, значит и возбуждать интерес, чем-нибудь неясным, загадочным.

К медитации из маниакально-депрессивного синдрома. По окончании работы над психикой обо всём надо забыть, а при МДП, память на прошлые события не страдает, фиксация событий (с момента заболевания) затруднена: больные не помнят событий дня, фамилий врачей. В тяжёлой депрессии больной не может обосновать, развить свои пессимистические взгляды, стереотипно повторяя одну и ту же фразу о нежелании жить. Напоминания, что аналогичные состояния проходили бесследно, не меняют положения вещей, не рассеивают мрачного настроения. Настоящее и будущее оценивается как бесперспективное, бесцельное существование?

В медитации не нужно стремиться к предельным вещам или состояниям, придерживаясь средины человек стремится к норме.

Карма (санскрит – деяние), также одно из основных понятий индийской религии (индуизма, буддизма, джайнизма) и философии дополняющее понятие сансары. Карма в широком смысле – общая сумма совершённых всяким живым существом поступков и их последствия, определяющая характер его нового рождения, перевоплощения (если в это верить).

В узком смысле – влияние совершённых действий на характер настоящего и последующего существования. В жизни не всё так однозначно, когда просто рассматриваешь карму в ограниченных условиях, то всё кажется правильным, когда расширено смотришь на практическую жизнь, то всё окажется не так. Например, в войне погибает множество невинных людей и, причём здесь их карма? Можно найти множество и других примеров.

Из дзен-буддизма: Коан, это иррациональная загадка содержащая элемент парадоксальности, которую невозможно решить с помощью логического мышления. Решение таких загадок помогает сделать ум свободнее, учит мышлению нелогическому, помогая человеку таким образом освободиться от установок и ограничений логического мышления (т. е. от раскладывания по полочкам в строго определённом порядке, существующем в математике).

Это элементы парадокса, или случайности, неоднозначности, исключения из правил, существующие в познании. Парадокс (от греч. paradoxos – неожиданный странный), 1) мнение, суждение, резко расходящееся с обычным, общепринятым, противоречащее (иногда только на первый взгляд), здравому смыслу. 2). Неожиданное явление, не соответствующее обычным представлениям.

Колебания, отсутствие относительного равновесия, спокойствия и изменение настроений, вечная борьба взаимно противоположных оценок происходящего и отношения к происходящим явлениям жизни в сознании.

Физические колебания тела – противоположные состояния, отклонения от нормы, это лихорадочные состояния (состояния возбуждения клеток) и оцепенение вплоть до полной неподвижности и отсутствия реакций. В предельных состояниях эти оба отклонения могут привести к смерти живого организма.

К неустойчивости и нарушениямгармонии относятся колебания человека при принятии им решений, неустойчивых мнениях, или его нерешительности. Все эти колебания вызваны чувствами человека, отсутствием твёрдых и проверенных знаний и субъективными оценками окружающей среды, его неведением или невежеством, незнанием своей роли в собственной жизни и правил нормального поведения.

Для понятия гармонии, нормы рассмотрим, что собой представляют гармонические колебания. Гармонические колебания, это колебания, характеризующиеся равномерными отклонениями от положения покоя, от нормального состояния здоровья, нормы. Для человека эти показатели относятся ко всем функциональным показателям организма, гомеостазису – относительному динамическому постоянству организма. Жизнь, это постоянное движение, а, следовательно, и изменение состояний колебательных процессов. Состояния живого организма постоянно отклоняются (колеблются) в ту или иную сторону, что связано с постоянно происходящими в нём процессами, реакциями на изменения внешней и внутренней среды. Отклонения от гармонии, это потеря устойчивости, прочности или прежнего значения всех или отдельных показателей гармонических колебаний (состояний).

Контакт (от лат. contactus – прикосновение), соприкосновение, соединение чего-нибудь, а также место соприкосновения. Кроме этого термин контакт имеет широкое употребление и применяется в значениях: связь, взаимодействие, согласованность в работе, взаимопонимание. Исходя из этого контакты, это необязательно прямое соприкосновение с объектом контакта, это и зрительный контакт, взаимодействие по слуху и другие виды взаимоотношений и связей.

Конфликтность. Корень конфликтности в неправильности поведения человека, в его притязаниях на незаслуженное вознаграждение, превосходство, преимущество над другими. Среди главных причин конфликтности любовь и ненависть человека, она проявляется в его поведении постоянно. Вследствие этого неправильность поведения человека обусловлена невежеством, необъективным восприятием действительности, собственным эгоизмом и предпочтением различным видам извращений. Конфликты могут быть спровоцированы как самим человеком, так и другими людьми, не умеющими себя вести и неспособных этому научиться, поэтому нужно учиться избегать их (конфликтов), а если возможно и таких людей) самим.

Любовь и ненависть, развитие двух противоположных чувств от начальных чувств - нравится и не нравится. Начало нарушения восприятия действительности, отклонение от нормы отражательной деятельности сознания.

Любознательность, это любовь человека к знаниям и стремление к их получению, желание узнать больше и лучше использовать эти знания в своей жизни, так и к их углублению, т. е. более глубоким знаниям. Любознательность может иметь целевую направленность, т. е. стремление к определённым видам знания, исходя из интересов человека.

Любопытство, это чувство повышенного интереса к событиям и знаниям, не всегда касающимся человека и его деятельности и часто мелочность в интересах и познании несущественных деталей событий и дел касающихся других людей. Любопытство, это и аналог пытливости, от слова пытка (мучение, чувство беспокойства при незнании тех или иных деталей событий) с желанием знать все подробности, особенно пикантные. Слово пикантный французского происхождения (piquant), в дословном переводе оно означает: острый на вкус, пряный. В переносном смысле слово пикантный, это задорный, соблазнительный; вызывающий любопытство особого рода (например, пикантные, острые подробности какого-либо происшествия).

Мечта, это созданное мысленное представление о ком-либо или о чём-либо. Мечтать, мыслить – «строить умозаключения» оторванные от действительности.

Мировоззрение, система обобщённых взглядов на мир и место человека в нём, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные их взглядами убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.

Мировоззрение образуется на основе естественных восприятий и процессах жизни. Оно может включать в себя научные, социально-исторические, технические, философские, этические, культово-религиозные и другие знания. Мировоззрение может быть идеологически направленным или окрашенным. Носителем определённой формы (одинаковых взглядов) мировоззрения является личность или социальная группа, живущая в определённых условиях.

Мировоззрение проявляется в формах поведения, жизненных стремлениях, интересах, деятельности и быте людей. На мировоззрение влияют условия жизни людей и в классовом обществе оно различно у господствующего класса и подчинённых классов.

Мироощущение, чувства человека, вызванные окружающей действительностью.

Мораль – нравственность, совокупность норм и правил, определяющих поведение людей, их обязанности по отношению к обществу и друг к другу. Нравственный вывод (мораль басни). Наставление, нравоучение.

Мысль, это продукт деятельности ума, сознания человека. К мысли (деятельности мышления) человека побуждает чувственное раздражение вызывающее изменение его состояния и требующее ответных действий или другой реакции на эти изменения. В уме вначале появляется ответ что делать, т. е. мысль.

Надежда, это надетые затемнённые очки, приткрывающие для человека действительность в его ожидании благоприятного событий.

Наркотические вещества (от греческого - приводящий в оцепенение, оглушающий), группа веществ избирательного воздействия на ЦНС, приводящего к полной потере сознания, утрате всех видов ощущений и расслаблению скелетной мускулатуры, т. е. к состоянию наркоза.

Наслаждение и чувственные удовольствия, зависящие от бренных объектов, человек смертный считает счастьем, разве это счастье - это зависимость от бренных объектов – наркотическая зависимость от видимой и ощущаемой (необъективно воспринятой, без анализа) иллюзии.

Невнимательность – то, что вызывает отсутствие интереса к средствам реализации сосредоточения. Это отсутствие деятельности сознания направленного на все составляющие объекты (жизни) окружающей среды, а направленное лишь на объекты влечения, содержание которых скрыто вожделением, страстью.

Невоздержание – жажда соединения с чувственным объектом, страстное влечение.

Нейтральность, в правильном смысле этого слова, это и есть бесстрастие – не проявление (безразличное отношение к внешним формам) чувств и отсутствие чувственных оценок, вносящих различия между объектами. Нейтральность, это способность человека не увлекаться и не вовлекаться в несущественные для него вопросы жизнедеятельности, в жизненный круговорот.

В принципе все отношения между людьми основаны на предполагаемом их различии по внешнему виду и по качествам характера, но во взаимоотношениях именно различение (именно разные качества) и являются главным критерием (причиной) выбора. Если объект нравится, то это заранее предполагаемое отличие (или различие) от других объектов приписываемое ему при чувственной оценке. В объекте мы ничего не можем изменить, но надеемся, что в нём есть то, что нам нужно, а потом оказывается, что этого в нём нет. Чувственные оценки зачастую приписывают объектам те качества, которые в них отсутствуют, но, тем не менее, они всегда имеются у человека, т. к. человек ориентируется в мире с помощью чувств.

Неприхотливость, это одно из свойств отрешённости, так как предполагает отсутствие хотения, желания иметь больше и лучше имеющегося.

Нравиться – то, что человек считает для себя более приемлемым, то, что ему по вкусу.

Не нравится, то, что не по нраву, то, что человек считает для себя непривлекательным, неинтересным,

Хотя слово нравиться содержит в себе определение нрав, нравиться может не только черты характера, как нрава, но и внешние качества человека, а также вещи, погода и многое другое. Из нрава вытекает определение нравственности, тех правил и принципов поведения, которые приняты в сообществе людей. Эти принципы разные у разных слоёв населения, но общий принцип нравственности норма – нормальное поведение, т. е. соблюдение человечных принципов, которые способствуют общему благу жизни сообщества и его члену - человеку.

Эти два критерия являются главными при выборе человека, но основой жизни являются общая, или совместная жизнь, в которой нет постоянных вещей, которые нравятся. В жизни человека есть обязанности, долг которые необходимо выполнять и потребности, которые необходимо удовлетворять, независимо от того нравится нам это или не нравится.

Осознанность отличается от знания способностью владеть знанием и применять его для постижения Истины. Просто знание и понимание не есть осознанность, это только правильное отражение или восприятие происходящего, в то время как осознанность, это способность воздействовать на развитие сознания и свою деятельность для постижения истины и сути вещей и происходящих в жизни событий. Высшая форма управления жизнью, это осознанность и контроль над деятельностью сознания, над психическими, душевными функциями – их правильным функционированием. Для жизни достаточно обычной, правильной и нормальной деятельности сознания направленного на нормальное взаимодействие человека с людьми и окружающим миром.

Отрешённость правильная, это отрешённость от всего лишнего и ненужного в жизни. Слишком длительное погружение – погружение в самого себя (например, размышления при медитации, при которой человек не обращает внимания на окружающий мир) не рекомендуется, т. к. из него можно не выйти. Состояние отрешённости может быть при оцепенении, в трансе и т. д.

Радость и печаль, любовь и ненависть, это чувства, препятствующие объективному отражению действительности, нормальной деятельности сознания. Вообще все чувства являются препятствиями в самореализации человека, если самореализация направлена на беспристрастное отношение к жизни.

П, Р, С, Т.

Познание я в принципе невозможно. Из познания нам кажется важнее всего познание своего я, я - сознания, т. к. материального я нет в действительности, это обман чувств. Как это проверить? От я человека ничего не зависит, и оно ничего не изменит в этом мире – невежественное я смертно, ибо оно чувства человека. Познавая мир, человек находит в нём только то, что он ищет, прекратив искать, он не потеряет ничего кроме смертных устремлений и представлений (своих страстей). Успокоится душа (чувства и переживания) человеческая поняв, что никакого я нет в этом мире иллюзии.

Предвидение. Способность человека определения последствий своей деятельности, результатов поступков, дел. Развивается предвидение анализом поведения и результатов собственной деятельности человека, помогающим определить последствия деятельности (поступков, поведения, усилий и т. д.). Это своего рода развитие более высокой ступени сознания – предупреждение неблагоприятных последствий, предупреждение ущерба.

Принцип (лат. principium – основа, первоначало) – первоначало, руководящая идея, основное правило поведения. В основе этого определения лежит причина всего сущего, начальная основа жизнедеятельности человека и жизни. В логическом смысле принцип, это центральное понятие, основание или фундамент всей системы (в данном случае жизни), представляющее обобщение и распространение, какого- либо положения на все явления той области, в которой совершаются события.

Принцип, это внутреннее убеждение человека на основе которого он формирует своё поведение, деятельность, поступки. Каждый человек руководствуется в жизни какими-то своими принципами, убеждениями, своими взглядами на вещи и явления жизни.

Причинность и следствие. Причина это событие или явление, вызывающее за собой обусловливающее возникновение другого явления. Причинность и следствие, причина, которая дала результат или то, что следует за этим событием или явлением.

Причинность, это генетическая связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах её движения и развития, а более просто, это взаимная связь явлений, при которой одно явление является причиной другого явления. Материя находится в постоянном, непрерывном движении, движение, это постоянное изменение свойств живого и неживого мира. Все изменения свойств имеют свои основания в предшествующих состояниях материи, эти основания являются причинами изменений, а изменения этих свойств – следствием.

Психическая тренировка – целевые упражнения для достижения управления своими чувствами и правильной организации общей чувственной деятельности с помощью определённых методов и приёмов. Тренировка может быть направлена на правильную жизненную ориентацию в действительности (окружающей и внутренней обусловленности), или достижение каких-либо качеств.

Равновесие. В норме всё должно быть в уравновешенном состоянии, но в человеческом мире этого нет. Равновесие предполагает равноправие, а его нет, и оно поддерживается властью искусственно – при помощи насилия. Вся система стремится к равновесию, а если оно не устанавливается, то в живом мире равновесие достигается взаимным уничтожением двух противоборствующих систем, их гибелью. В этом случае система установится в равновесии, и будет в уравновешенном состоянии до нового нарастания внутренних антагонистических противоречий.

Ролевые конфликты, это конфликты, возникающие от нарушения ролевых соотношений, незнания обязанностей и правил взаимоотношений в совместной деятельности людей. Причиной ролевых конфликтов между людьми чаще всего является невыполнение, или нежелание выполнять распределённые обязанности. Противостояние собственного желания имеющейся действительности и разнообразные роли в деятельности человека являются внутренними ролевыми конфликтами. Это конфликты между желаниями человека и имеющейся необходимостью выполнения определённых ролей (дел). Сущность конфликта – неумение выполнения роли, вида деятельности и противостояние представлений о своём статусе.

Каждый человек в обычной жизни выполняет несколько ролей – работа, домохозяин, муж, отец и воспитатель и т. п., поэтому должен уметь быстро переключаться на любую роль.

Самодвижение, это движение, имеющее источник, причину в самой движущейся вещи. Это внутренне, самопроизвольное изменение внутренних составляющих материальной системы, определяемое взаимодействием этих составляющих и их скоростью изменения во времени. Даже если система находится в относительном покое (например, камень), то эти изменения происходят, только в течение более длительного времени.

Самодостаточность, состояние замкнутости процессов (отсутствие внешних потреблений и потребностей) в автономном механизме, психофизиологическая гармония, равновесие процессов.

Самодостаточность человека, его внутреннее чувство удовлетворённости существующим положением, своей жизнью и её условиями. Как правило, работает человек для того, чтобы создать для себя жизнь удовлетворяющую потребностям, требованиям к качеству и т. д. Плохо, если он не может остановиться в своих желаниях, т. к. в этом случае у него развивается чувство недостаточности, неудовлетворённости.

Саморазвитие, один из видов самодвижения, для которого характерен переход на более высокую ступень организации. Это та же эволюция, противоположность ей инволюция, или упадок, деградация.

Саморегулирование, это автономный режим организма, определяемый его внутренними законами существования. Человеческий организм, это сложный и высокоразвитый уровень организации взаимодействия (имеющий стройный вид) органов и систем. Во время сна он работает без вмешательства сознания (автономно), а если человек выспался, или вмешательство раздражителей прерывает сон, то процессы продолжаются, только изменятся их скорость и во время деятельности устаёт нервная система. Устаёт она вследствие необходимости повышенной интенсивности деятельности по регулированию других видов движения – работы, бега, любых других занятий.

Жизнь, это один из видов самодвижения, т. е один из видов постоянных изменений и в живом организме и в сознании, так как изменения требуют новых форм приспособления или адаптации. Поэтому, независимо от желаний, попав в поток, в нем будешь двигаться в соответствии со складывающимися условиями. Но лучше в случае возможности выбраться, чем плыть по воле волн, ведь утонешь, потеряв силы или энергию.

Самоуправство, самовольное нарушение порядка осуществлением своего действия или предполагаемого права, причиняющее существенный вред отдельным гражданам, народу, группам людей, общественным организациям. Самоуправство вполне можно отнести к самодурству, т. к. самоуправство, одна из форм нарушения установленного порядка существующего в нормальной деятельности и природе и относится к психическим нарушениям, их патологии связанной с представлениями человека о своей роли в жизни – дури человеческой. Всякая неспособность человека правильно поступать относится к умственной недостаточности и невежеству, т. к. это его неспособность правильно ориентироваться и общее слабоумие.

Все находящиеся и находившиеся у власти диктаторы, властные правители и другие самонадеянные лица, кроме ограниченности сознания своим самомнением, имеют больную психику, поражённую вожделением. Пытаясь доказать, что они выше всех остальных людей в своём государстве, или на своём посту, они не в состоянии правильно воспринимать окружающий мир, и пытаются опровергнуть существующие закономерности, или природные законы. Не умея управлять собой, они управляют другими людьми, имеющими такой же ограниченный кругозор, и противостоят вместе с ними истине (см. определение сатаны и наркотические вещества - оглушающий) и естественному ходу вещей.

Состояние неудовлетворённости, стремление получить желаемое богатство, славу, один из главных источников насилия в этом мире, разделяющих мир и людей стремящихся удовлетворить свои безмерные желания и ненависть. Тем более он не останавливается, если это может привести к гибели других, когда это противоречит его желанию, а он имеет власть и в его возможности получить это насилием. Это основной источник войн и насилия в мире – стремление к превосходству над другими и получению наслаждения от грабежа и страданий других. В этом развивается его жажда к убийствам, войнам, стремление к ненависти и ненависть к человеку и человеческой норме – шизофрения власти и желание поклонения других людей. Чем ближе власть к норме и учёту взаимных интересов в обществе, тем меньше в ней отклонений от истины. Истории известно много таких императоров и царей и нынешних властителей, требующих поклонения и почестей и добиваясь этого с помощью власти и присвоения незаслуженного, а награбленного богатства.

Стремление к насилию над другими, в том числе и ближними своими, существует во всех сферах отношений между людьми – преимущественное большинство стремиться к власти и насилию над другими, для удовлетворения своих потребностей. Это потребительская сущность и потребность поклонения и служения других, говорит об обыкновенной недееспособности человека. Неспособность человека выполнять свои функциональные обязанности, правильно использовать свои права и нести ответственность за свои действия, своё поведение.

Санкхья.

В философии Санкхья (индуизм) есть три главных жизненных принципа, или три природные силы, именуемые по-санскритски: раджас, тамас, саттва. В современных понятиях психической и физиологической деятельности человека эти три принципа можно называть: возбуждением, торможением и состоянием относительного покоя (нормой равновесия – невозбуждённым, бесстрастным состоянием). Такая деятельность человека относится к саттве - уравновешенности человека. к его добродетельному поведению, порядочности или праведности. Примечание: если человек ведёт себя неправильно, внутренней уравновешенности или равновесия он не достигнет. Подробности читайте ниже.

Тамас олицетворяет темноту и бездействие (принцип Инь). Во внешнем физическом проявлении материального мира – тьма, плотность, тяжесть. В психике – тупость, неведение, инерционность в проявлении аффектов.

Раджас – деятельность, выражающуюся притяжением и отталкиванием (принципы Инь и Ян), во внешнем мире движение, стремление к чему-либо. В психике – обнаруживается в страстном начале, в экспансии (расширении за пределы нормы) желаний за естественно необходимые пределы. Примечание: если смотреть принципиально, то многие йогические «достижения» выходят за естественные пределы.

Саттва: есть равновесие между ними, невовлечённость в отрицательную, негативную деятельность человека с чистыми помыслами, уравновешенность, прозрачность. В психике – прежде всего отражающая способность сознания (отражательная деятельность), иллюзорно уподобляющая эту гуну Пуруше. Пуруша – чистая энергия сознания, однако не тождественная всем тем содержаниям, которые присутствуют в сознании.

Из этих трёх принципов формируется сознательная деятельность человека, умственные данные, его характер и поведение. Из гуны добродетели (саттва) развивается знание, из гуны страсти (раджас) – жадность, безумие и иллюзия, из гуны невежества (тамас) – бессмыслица (бессмыслие).

Источник знания принятый в Санкхье.

Авторитетное словесное свидетельство.

Восприятия.

Умозаключение.

Цель авторитетного свидетельства – вызвать у слушателя состояние сознания, объектом которого являются слова вместе с их значением. К этим принятым в Санкхье источникам следует добавить познание на практике, т. к. без практики знания приобретаются только теоретические, а теория без практики мертва. Для тех времён эти знания были запредельными для большинства людей, нужны ли они вам – решайте сами. Всё это излишне в обычной жизни, если вы научились вести и ведёте себя просто (скромно и с достоинством) по-человечески. Помните, что ракшасов и Равану победили не боги, а человек (Рама), который поняв бессмысленность всех земных богатств и приобретений после потери своей возлюбленной Ситы ушёл от мира в лес и уединение, став отшельником.

Сдержанность и безмолвие. «Переставший вмешиваться всюду чувствует себя в безопасности» (Сутта-нипатта»). «Кто знает предел, тот не будет подвергаться опасности» («Дао-дэ цзин», 44). Выделенную жёлтым цветом фразу можно понимать и как недеяние, или нейтральность – невмешательство человека в жизненные дела других людей с желанием что-либо изменить в окружающем мире.

Сдержанности и безмолвию ума содействует чистое наблюдение, которое проводится без вмешательства в дела окружающих людей. Сдержанность и безмолвие ума очень важны в современном мире среди неистовых побуждений к ускоренным действиям (темпам жизни) вне и внутри человека к вмешательству, суждениям, оценкам. Благодаря простому наблюдению и сдержанности, без вмешательства в происходящее словами, действиями и поступками, человек замедляет реакции на раздражители и трезво оценивает сложившиеся ситуации. Это помогает разобраться в ситуациях и предотвращает импульсивные порывы чувств, мыслей, слов и поступков (предпринимать что-либо сгоряча) и учит избегать осложнений.

Никто и никогда не сможет достигнуть совершенства или самореализации без соблюдения правил морали, достижения высоких моральных качеств. Это есть во всех религиях, а выделено отдельно это в буддизме. Главной в работе над собой является опора на нравственность.

По традиции восемь ступеней буддизма делятся на три группы: моральные качества, сосредоточенность (спокойствие ума) и мудрость (прозрение).

Сиддха – совершенный йог.

Сиддхи – совершенство, достигаемое посредством Йоги; необыкновенные или оккультные силы и способности

Скандха, объединение Дхарм по одному типу психофизической деятельности. Существует пять скандх: рупа (всё материальное, всё обладающее чувственными свойствами – например, пять органов чувств; то, что возникает в момент их деятельности), ведана (ощущения-эмоции), санджня (восприятие, представление), самскара (ассоциация, впечатление, фиксированное понятие; привычка, привычная реакция, порождаемая прошлыми впечатлениями) виджняна (совершенный разум). Совокупное функционирование этих пяти наборов Дхарм тождественно понятию души. Всё это обнаруживается в психической деятельности человека

Слабоумие – стойкое, трудно обратимое снижение познавательной деятельности с потерей той или иной степени ранее приобретённых знаний и практического опыта и затруднением или невозможностью приобретения новых. Слабоумие и слабость по своей сути имеют одну суть, одно содержание – потерю силы (физический фактор) и воли (психологический фактор) к познавательной и практической деятельности, вместе оба фактора можно определить одним термином – жизнедеятельность. В жизни эти факторы могут быть раздельно могут быть и отдельно и комбинированно.

Слабоумие, это низкая способность мышления по обобщению и выводам из событий воспринимаемых посредством чувств реальной действительности и практической деятельности человека. Часто человек может вести правильные и внешне разумные рассуждения, не проверенные на жизненном опыте и принимать неправильные решения, затягивающие не только решение вопроса, но часто препятствует его решению. Все эти недостатки связаны с преувеличением, или неправильным пониманием своего «Я» и своей роли в жизни.

Суждение, 1). То же, что высказывание. 2). Умственный акт, реализующий отношение говорящего человека к содержанию высказываемой мысли и связанный с убеждением или сомнением в её истинности или ложности.

Сущность и явление, философская категория. Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех его многообразных свойств и отношений. Явление – то или иное обнаружение предмета, внешние формы его существования. В познании выступает как ступени постижения предмета (от явления – к сущности).

Совесть, есть способность к ответственности за свои жизненные дела в соответствии с долгом - моральной нормой, регулирующей поведение людей. Отсутствие совести, это отсутствие осознания человеческой сущности бытия, неправильные представления о человеке.

Для каждого человека главное не подражать отрицательным качествам других, чтобы не усвоить это для себя и не поступать так же.

Созерцание (философ.), процесс пассивного восприятия действительности с помощью чувств.

Состояние человека, это сложный функциональный комплекс, включающий в себя физиологическое функционирование органов и организма и психическое функционирование. Это деятельность человека, характеризующаяся взаимосвязями между его физиологической и психической деятельностью и внешней средой, это положение, в котором находится человек в определённый момент времени, с учётом внешних условий.

Характеристика состояний:

Физическое состояние, это самочувствие, и функциональная (исполнительная) деятельность организма и всех его органов, тканей и систем.

Психическое состояние, это настроение, расположение духа, функционирование сознания.

На способность к жизнедеятельности человека и выполнению им определённого круга обязанностей влияют обе эти функции, внешние условия и волевые усилия.

Обе эти составляющие характеризуют человека и его деятельность в комплексе, в совместном взаимодействии и могут колебаться в широких пределах от нормы, от нормального состояния здоровья до болезней, самих болезней и других различных отклонений.

Такие отношения как занимаемое человеком положение, его социальный статус, звание, занимаемая должность, имущество и собственность рассматриваться не будут, так как они относятся к внешним условиям и не характеризуют состояние человека.

Последний пункт определяет только возможности в жизни человека и очень часто отрицательно влияет на его психическую деятельность, способствуя развитию и укоренению отрицательных психических состояний – неправильных его представлений о себе и своей роли в жизни, вплоть до прогрессирующего развития психических болезней.

Способности, индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Они не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами деятельности. Диагностика некоторых сложившихся способностей проводится с помощью тестов. Высокий уровень развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности.

Стихия (первоначало, элемент), 1) одно из первовеществ, основных элементов природы (например, вода, огонь, дерево, металл, земля), в древнекитайской философии, земля, вода, воздух, огонь, эфир. В древнегреческой философии – квинтэссенция и т. п. 2) Явления природы, проявляющиеся как могущественная разрушительная сила.

Теория относительности – все физические процессы происходят единообразно во всех системах, движущихся одна относительно другой прямолинейно и равномерно (специальная теория относительности), а также с ускорением (общая теория относительности). Она исходит из классического принципа относительности Галилея – Ньютона, согласно которому механические процессы происходят единообразно в системах, движущихся одна относительно другой прямолинейно и равномерно. Эта теория сформулирована Эйнштейном, специальная в 1905 году, общая – в 1916 году. Из теории (система обобщённого знания) следует, что о движении системы можно судить только по изменению расстояний между образующими эту систему телами и другими телами («телами отсчёта»), при наличии которых и имеет смысл понятия движения.

Ступор, застывание на длительное время (часы, дни) в одной позе, а сопор, это застывание (оцепенение) на одной идее, мысли.

Суеверие означает ложную веру человека, а ложная вера человека, это болезнь души человека, его психики (психо…, от греческого – душа, в сложных словах указывает на отношение их к психической деятельности человека). Суеверие, это вера в суетную жизнь, её ложные, иллюзорные и безумные проявления, вера в силу и возможности смертного. Термин суета означает, тщетную, пустую и бессмысленную житейскую деятельность, синоним - помешательство.

Сумасбродный, человек безрассудный, действующий по случайной прихоти. Человек, поступающий бесконтрольно, без установившихся человеческих норм, свойственных умному человеку, неспособность к самоконтролю вызванная отсутствием смысловой деятельности и волевых качеств.

Сумасшествие, потеря рассудка, умопомешательство. В обоих случаях (сумасбродный, сумасшедший) одно значение, только зависящее от степени расстройства. Если вы вдумчиво и внимательно прочтёте, и сравните все приведённые слова, то всё зависит от степени и уровня наклонной поверхности, по которой идёт человек, шествие это у него или бредовые поступки. Степень сравнения имеется во всех словах и приведённых ниже.

Тождество, это отношение между объектами (предметами реальности, восприятия, мысли), рассматриваемыми как «одно и то же» «предельный» случай отношения равенства. В математике Т. – это уравнение, которое удовлетворяется тождественно, т. е. справедливо для любых допустимых значений, входящих в него переменных.

Синонимы, это слова, обладающие определённой чувственной окраской (выражающие чувства), часто запутывающие человека. Об одном и том же говорится по-разному, что увеличивает заблуждения человека, и он ищет познания об одном и том же предмете, вещи, меняя свои представления вследствие их разнообразного названия (разными словами).

Вещь по своему содержанию не меняется, а вот представления о ней разные, поэтому в сознании человека появляется неведение – неспособность видеть вещи такими, какие они есть. Возможно, что и правы специалисты, вводя синонимы для определения узко-специфических понятий, но, учитывая широкую информативную возможность их употребление часто неправильно, т. к. они переходят в обыденную жизнь и употребляются по аналогии. Таким образом, можно сказать, что в жизни ничего не познаётся и не изобретается, оно только по-разному называется и используется благодаря свойствам и возможностям их реализации. Это вполне можно сказать и об аналогии и тождестве.

Толерантность (терпение), терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Защитная реакция, иммунитет. В психике это тренировка в замедлении реакции на словесные и услышанные неблагоприятные высказывания в ваш адрес – не спешить с ответными действиями словом или физической реакцией, это и развитие или тренировка сдержанности.

В психике толерантность или терпимость к чужим мнениям и другим психогенным раздражителям увеличивается при уменьшении самомнения и реакций, принимающих раздражители на своё «я». Принятие раздражений на свой счёт и реакций на них уменьшается и при безразличном отношении к лицам, от которых исходит раздражение не физическое (например, толчок, или другое механическое воздействие), а связанное с общением или зрительным воздействием.

Транс (франц. transe – оцепенение) - вид сумеречного помрачения сознания. Трансом называется и состояние отрешённости, экстаза, «ясновидения» и другие. Транс может выражаться в бессознательном и автоматическом совершении привычных действий. Транс – внезапно наступающее кратковременное расстройство сознания, возникающее главным образом при эпилепсии.

Трансцендентальный (от лат. transcedento – выхожу за пределы), устранение чувствительности и отключение сознания от объективного мира. Трансцендентный, запредельный по отношению к какой-либо сфере, к миру в целом..

У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я.

Ум, способность мышления и понимания. Более высокая ступень развития ума – интеллект, разум.

Ум не является принадлежностью человека, его нужно обнаружить, выполняя правила поведения, поэтому человек может быть разумным и неразумным – оценивается деятельность человека, большинство людей бредущие вслепую по жизни.

Умозаключение, умственное действие на основе присущих индивидуальному сознанию норм выводов, во многом совпадающих с правилами и законами логики.

Умысел (в праве), одна из форм вины. Заключается в том, что лицо, совершающее преступление, сознаёт общественно опасный характер своего действия (или бездействия), предвидит его общественно опасные последствия и желает их или сознательно допускает.

Умысел, заранее обдуманное намерение (обычно предосудительное).

Умысел постоянно присутствует в поведении людей, допускающих сознательно действия, причиняющие ущерб по отношению к окружающим его людям, если у них отсутствует совесть. Это способ постоянного поведения низменных людей, пытающихся ложью опровергнуть или скрыть свои настоящие намерения, свое настоящее лицо, свою сущность. По виду люди, но на самом деле человеческого содержания не имеют. Порочное эго - «Я», само-превозношение над другими людьми, самообольщение и демонстрация своих низменных «достоинств», стремление к собственному превосходству над другими и практическое доказательство этим собственной низости.

Установка, состояние предрасположенности субъекта к определённой активности в определённой ситуации. Т. е. это предрасположенность человека к определённой форме взаимодействия или действия в определённой ситуации или обстановке. Установка, это и отношение человека к другим людям, к своему поведению и поведению других людей и в определённой степени представляет собой шаблон, какой-то образец или образ – должно и правильно так, а не по-другому. Это и такие формы деятельности или поведения человека, которые он заранее установил для себя в некоторых ситуациях по отношению и для взаимоотношения с окружающим миром, для своего поведения.

Уметь, обладать умением, делать что-нибудь. Слово умение и уметь состоит из двух частей, предполагающих иметь ум. Чтобы жить и правильно человеку поступать, необходимо иметь ум, в свою очередь неправильные поступки, акты поведения говорят или об отсутствии ума, или о том, что человек глупый, с ограниченными умственными способностями. Высокое самомнение, эгоизм обычно главная черта характера таких людей. Кроме того, такие люди стараются доказать своим поведением, своими делами что они лучше и умнее других и ненавидят всех, кто считает, что это не так.

Близкое к нему слово – иметь, где ум и умение заменены желанием владения, желание владеть материальным миром или чем–то другим в этом мире, женой, мужем, материальными благами, наслаждением или другими вещами.

Уныние – есть нарушение ментальных функций вследствие препятствия (реализации) желания.

Целенаправленная деятельность всегда требует усилий, поэтому она носит характер насильственный, как и вся жизнедеятельность живого организма. Только есть два подхода в этой деятельности, то, что действительно необходимо и дополнительное, искусственное, вызванное неумеренными желаниями (страстью), жадностью и стремлением человека к ложному самоутверждению.

Цель, в общем смысле цель, это то к чему человек (индивид) стремится, т. е. конечный результат его желания или желаний.

Ценность, положительная или отрицательная значимость материальных предметов для человека. Ценность может быть признана не только индивидом, но и какой-либо общностью людей - группой, классом, обществом в целом или только индивидом. Ценность вещей или предметов для индивида определяется их первоочередной необходимостью.

Чувственное удовольствие, это удовольствие заблуждения десяти психофизических органов, из них пять воспринимающих: глаз, ухо, кожа, нос, язык и пять действующих: пищеварительный, две пары двигательных, речевой и детородный.

Эйфория, это состояние приподнятого настроения, довольства, не соответствующее объективным условиям. Более просто - ненормальное весёлое или хорошее настроение без существующих для этого причин, а ещё проще – болезненное веселье без причины. Легко запоминается если изменить на краткое выражение-восклицание своего внутреннего состояния человеком при эйфории – «Эй хворый я» и хорошо отражает смысл термина.

Эффект, это действие, производящее впечатления различной силы на человеческое сознание. Любое эффективное действие вызывает аффективное состояние сознания, неправильное восприятие и искажённое отражение действительности. Цель эффективных действий, это один из способов привлечения внимания человека к различным мероприятиям, событиям, делам и вещам и к себе, создание иллюзии (световые, шумовые и другие эффекты). Второе значение эффекта, это результат, следствие каких-либо причин, действий.