Часть: Часть 3

Глава:

Иллюзия жизни

Все вещи в этой жизни не являются такими, как это нам кажется это и есть иллюзия, иллюзия и есть отсутствие тех вещей, событий, явлений и оценок, что мы даём видимому, слышимому, ощущаемому – нас обманывают чувства. Вследствие чувств, перед нами являются образы, как в замедленном кино.

Прежде чем начинать читать этот материал, и согласится или не согласится со сказанным выше, я прошу читателя задать самому себе вопрос «В чём смысл жизни?», учитывая следующее замечание. Человек, родившись в этом мире всю жизнь что-либо делает, улучшая свою жизнь, что-то создаёт, чего-то добивается, удовлетворяя потребности, а жизнь заканчивается, и он всё оставляет. Результата своих деяний умирая, он взять с собой не может. Это говорит о том, что вся жизнь напрасна, пустая суета и иллюзия. Также и все кажущееся «достижения» человечества ведут к разрушению жизни и его самоуничтожению, а затем к повторению цикла.

Об иллюзии уже вкратце говорилось, а здесь вначале принятые в мире представления об иллюзии. Будет сказано и о том, что представлялось иллюзией раньше, всё иллюзия, включавшая и галлюцинации – наиболее яркие её проявления. Материал изложен так, чтобы его мог принять и тот кто верит во всё существующее, и тот кто не верит в реальность.

Определения иллюзии.

Иллюзия (от лат. illusio - обман) – искажённое восприятие действительности и вызванные этим чувственным восприятием ложные представления человека о мире и жизни. С французского языка термин иллюзия (фр. illusion) переводится как ошибочное представление об объектах и явлениях, вызванное обманом чувств. Создавать иллюзию, синоним выражения – вводить в заблуждение. Представления человека, это чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, его выводы, умозаключения и т. п. о жизни.

Иллюзии (обман, заблуждение) – искажённое восприятие действительности, обман восприятия. Формы иллюзий: 1). Иллюзии как следствие несовершенства органов чувств, свойственные всем людям (например, оптические – палка, частично погружённая в воду, кажется переломанной). 2). Иллюзии, вызванные особым состоянием психики (например, страхом, снижением тонуса психической деятельности); наличие ложно воспринимаемого реального объекта отличает иллюзии от галлюцинаций. 3). Ложные представления, связанные с определёнными социальными установками индивида. 4). Несбыточные надежды.

Чтобы как-то понять это, мы рассмотрим энергетическую составляющую чувственных восприятий. Всё что воспринимает человек с помощью чувств ложно, отсутствует в действительности, т. к. ничего этого нет в реальности, а есть только в чувствах. Для того чтобы это понять нужно смотреть природу чувств. Все ощущения имеют электрическую природу и предаются электрическими импульсами. Ощущения, имея электрическую природу, создают кажущуюся реальность, если это упростить до сравнения с телевизором, то в нём также ничего нет реального, но мы смотрим фильм, и все образы в нём кажутся реальными, а их нет в реальности, а есть в чувствах.

Ещё более эффективно-реальные ощущения даёт стереоскопическое кино, если его смотреть в кинотеатре, то может показаться, что вы находитесь в центре действий и ощущаете себя участником. В мире вы ощущаете себя более реально и можете взаимодействовать с объектами, но эту иллюзию, как и тела, так и окружающего мира создают электромагнитные и электрические поля. В реальности ничего нет, а есть только образы, с которыми мы взаимодействуем, а на деле их нет, весь мир, это пустота и воображение создающее образы объектов, которых нет. Часть образов создаётся человеком, а неизменные и стационарные объекты общим сознанием или Богом. Всё это не один раз проверено, только объяснить это реально невозможно. Пусть это сравнение грубовато, но оно хоть как-то поясняет возникновение иллюзии.

Мир манит, соблазняя, прельщая человека жизненными наслаждениями, благами, неисчерпаемыми возможностями и обещаниями в будущем лучшей жизни, предлагая большинству людей страдание и терпение в настоящей жизни. Обман, привлекательный блеск и сияние ложного великолепия жизни и есть её свойство и иллюзия.

Для тех, кому всё кажется реальным, нужно посмотреть на ряд явлений в жизни внимательнее. Иллюзии представляют собой один из видов обмана чувств, при котором кажущаяся видимость тех желанных и приятных вещей в этих вещах (событиях) исчезает при их изучении или взаимодействии, объективном рассмотрении содержания. Эти представления о них являются продуктом эмоциональных состояний и невнимательности человека и создаются чувствами.

Жизнь, это чувства, точнее переживания человека, которые являются проявлением отталкивания и притяжения к тем или иным вещам, явлениям мира, а любовь к жизни, это привязанность к тем или другим переживаниям и ощущениям, оставившим приятные впечатления. Но в жизни немало и других впечатлений, поэтому, когда мы говорим о жизни, мы говорим лишь о переживаниях человека – чувствах вызванных теми или иными явлениями. Явления не зависят от чувств, они вызывают чувства, а происходит это всё в сознании.

Жизнь и мир, это всё то, что человеку кажется, ничего этого нет, а то, что человек в ней видит - это образное воображение, созданное мировой душой или сознанием. Напомню читателю о том, о чём уже говорилось, о том, что чувства создаются Абсолютом, Пурушой, Богом. Далее об этом подробно.

Кроме всего этого нужно добавить, что чувства не появляются просто так – их создаёт Бог, Абсолют, Брахма, Индра или Дао, а через чувства и условия и управляет миром чувств. Чувственный мир, это иллюзия (обман, заблуждение), мир, существующий только в чувствах и сознании человека. Для того, чтобы это понять смотрите о Дао или начало бытия в Ветхом завете. «Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». Получается, что Бог сотворил землю в пустоте, и она была невидна и пуста. В пустоте из нечего создать землю, а можно создать лишь её образ чувственно ощущаемый реальным.

В современном мире человек встречается с образами довольно часто – смотрит кино Вы и видит то, чего нет рядом, а кажется реальным из-за трансляции по телевидению образов. Выключили телевизор и экран пустой. Отключили свои чувства, засыпая, и нет ничего кроме тьмы и пустоты. В дзен буддизме «Инь и ян» (противоположности) – две руки Бесконечности, Абсолютной Самосущности, Бога или Бесконечной Пустоты».

Если понять сказанное вам здесь недоступно для понимания, то взгляните на жизнь со стороны, и вы увидите, что рождение в ней есть принудительный процесс, с которого начинается вынужденное существование. В жизни тысячи болезней вызывающих страдание. В ней есть насилие и паразитизм, имеется кажущиеся независимость и свобода при реальной обусловленности и рабстве. Все живущие в этом мире рабы рождений и смерти, рабы чувств-потребностей трудящиеся для их удовлетворения.

Иллюзии и галлюцинации.

Дословный перевод слова иллюзии с латинского языка (illusio - обман) в древности имело такое же значение по своему смыслу, как и индуистское майя – нереальность земного существования. Майя – иллюзия, мираж.

Майя, понятие древней и средневековой индийской философии, имеет несколько значений, наиболее известное, развитое особенно в адвайта-веданте, - иллюзорность всего воспринимаемого мира, скрывающего под видимым многообразием свою истинную сущность – Брахмана как единственную реальность.

В «Бхагавадгите» – Майя (как внешняя красота и притягательность мира и жизни) считается энергией Всевышнего Господа, заставляющей живое существо забыть о своей духовной природе и о Боге. Это и неудивительно, т. к. как и вся иллюзия жизни построена на чувствах им же и созданная, он и человека создал, только неведомо с какой целью. По логике вещей человек и создан им для жизни и ощущения реальности тела и мира это всё же больше, чем ничего. Майя или сансара затягивает человека в круговорот бытия, т. к. чувства и потребности понуждают его к жизни.

Неразумность и бессмысленность творения очевидна, т. к. всё это создано в расчёте на поклонение творцу этого мира, а не на нормальное существование. Разумный человек не станет поклоняться и молиться неразумному творцу, вообразившего себя личностью и проявленному им миру. Кроме всего прочего в этом мире никто и ничего не может изменить, ни Абсолют, ни боги, ни демоны, т. к. всё созданное существует в неизменном состоянии в сознании миллиардов «живущих» на земле людей. Оно лишь может входить в непроявленное состояние и вновь циклично проявляться через определённый промежуток времени. В безвременном существовании оно может быть проявлено одновременно, только одним оно видимо, а другим нет – т. н. «параллельные миры». Имеются четыре Юги постоянно сменяющие себя в круговом цикле. Примечание: о Югах смотри в книге «Жизнь открытыми глазами».

Цикл – синоним круга, круговорота. Круг жизненный, ограниченная видовая деятельность и жизнь человека, повторяющая одни и те же состояния. Его жизненный круговорот вокруг одних и тех же дел с их повторением и возвращением к исходному состоянию, т. е. превращения и деятельность, не имеющие смысла, как процесс с нулевым результатом.

Цикл (от греч. kyklos – круг), совокупность явлений, процессов, составляющая круговорот в течение определённого промежутка времени (например, месячный, годовой, жизненный и т. п.). Термин цикл употребляется в отношении многих явлений и дел человеческих, например, цикл лекций, производственный цикл и т. д.

Цикличность жизни, это повторение одних и тех же состояний развития и разрушения (достижение максимальной точки развития и возвращение в первоначальное состояние) характеризующихся подъёмом и спадом самочувствия и физиологических состояний живых одноклеточных и многоклеточных организмах.

Циклично протекают и многие хронические заболевания, обостряющиеся через определённое время. Например, онкологические болезни, при лечении химиотерапией временно наступает улучшение, затем через промежуток времени следует ухудшение, и промежутки улучшений состояния сокращаются по времени. Болезни прогрессируют и время ухудшения состояния увеличивается, смерть приближается и как неотъемлемое свойство жизни наступает.

Разумный человек не станет отвергать никаких теорий или взглядов, пока их сам не проверит. Мы приходим в мир с разными знаниями и индивидуальным сознанием, т. е. с тем, что мы называем душой. За многие века создано много теорий об устройстве мира, но нет правильных представлений, т. к. чувства запутывают сознание, а точнее обманывают человека, создавая иллюзию реального бытия. Этого мира и всего в нём происходящего в нём, или жизни нет. Мы не знаем душу и не знаем мира бытия. Мир этот образный и стационарный, делящийся на индивидуальную составляющую и общую и нереальный. Объяснить это сложно, т. к. смертный ум не только может этого понять, но и согласиться с этим, т. к. ощущает себя и весь мир реальным, поэтому вернёмся к образу.

Только здесь мы рассмотрим образ не как результат и форму отражения предметов и явлений мира в сознании человека, а как основу всей жизни - созданных образах кажущихся нам реальными. Всё, что мы воспринимаем в этом мире чувствами как реальное, относится к образным формам, например, имеется образ слова и звука, образ дождя комбинированный со звуком и видимыми образами его проявлений. Всё мы это видим и слышим, но оно нереально и существует только в чувствах и сознании. Для примера возьмём образ перехода летнего солнцестояния приходящегося на 22 июня. Сразу вместе с началом сокращения продолжительности дня в солнечном свете начинают появляться едва заметные жёлтые тона, вместо белесо-голубых тонов преобладающих до 22 июня. Если присмотреться внимательно, то можно найти и другие примеры.

О том, что мир нереален можно найти подтверждение в «Бхагавадгите», буддизме даосизме и т. д. О Дао в даосизме, как подтверждение того, что этот мир не существует, как заключение Лао-Цзы о том, что нематериальное (то чего нет «не есть», или невидимое) и материальное (то что «есть») является одним и тем же, т. е тождественно или равно друг другу, но ощущается нами как реальное.

То, что мы считаем объективной реальностью или действительностью не является таковой. В Европе есть такое представление о мире, как солипсизм.

Солипсизм (от лат. solus – единственный и ipse - сам), 1) крайняя форма субъективного идеализма, признающего несомненной реальностью только сознающего субъекта (собственное «я») и объявляющая всё остальное существующим лишь в его сознании. 2) в этическом смысле солипсизм, это крайний эгоизм, эгоцентризм. Отбросьте второе значение и вы получите собственную реальность без Абсолюта. Однако «несомненная реальность» не может быть без таких же окружающих «я» и внешних проявлений. Поэтому ничего невозможно изменить, т. к. любое изменение потребует и других изменений и всё идёт как создано в непроявленном состоянии..

Вернёмся к европейским представлениям об иллюзии и галлюцинациях мирского бытия.

Раньше в понятие иллюзий входили и галлюцинации, но в XIX веке Эскиролем (Esquirol) они были разделены с иллюзиями, а в настоящее время такое разделение общепринятое. На самом деле земное существование иллюзорно и это вызвано обманом чувств – иллюзией (искажённые восприятия – обман чувств), так и галлюцинации (обман чувств) – мнимые (отсутствующие в реальном мире события) чувственные восприятия, что соответствует смысловому значению буквального перевода термина иллюзии.

До начала XIX в. термин галлюцинации применялся и для иллюзии - обмана чувств, в принципе в обоих случаях смысл их один, т. е. это всё то, что человеку кажется реальным, а его нет в действительности. Иллюзия, это общее свойство мира и обмана чувств всех людей, но есть принятые человеком за действительность обманы, и непринятые мнения одних людей другими. Однако в мире нет ни одной вещи, предмета или события, о котором не было бы различных мнений у каждого человека, это представление может быть лишь относительно принятым при указывании на конкретный, видимый предмет.

Даже в случае указания на определённый предмет, это только его класс, так как всё делиться на конкретные размеры, но отношение даже к конкретным вещам у людей различное – это общая иллюзия. Именно это отношение различения и является главной иллюзией мира, вся жизнь, это и есть иллюзия жизни. Даже при наличии критического отношения к видимому в облаках очертанию образов человека, животного или на грязной стене, это всё только воображение – впечатления движения (кружения в мире) вызванного обманом чувств.

Галлюцинации (от лат. hallucinatio – бессмысленная болтовня, бред, видения), мнимые восприятия. Галлюцинация, это обман чувств, ложное восприятие, возникающее без соответствующего внешнего раздражения и раздражителя, видимого или ощущаемого другими людьми. Галлюцинации бывают слуховые (шумы, голоса), зрительные (видение людей, предметов, насекомых, событий, предметов) и другие. Наиболее часто наблюдаются при психических заболеваниях. Галлюцинации обычно воспринимаются как реальные явления, без критического отношения к ним, но возможно и критическое отношение к ним.

Характерны галлюцинации для лиц употребляющих наркотики, но это не означает, что они не бывают при других отклонениях в деятельности сознания и медитации. Ярок делириозный синдром при морфинизме и опиофагии, когда могут наблюдаться микрооптические галлюцинации. При кокаинизме синдром близок к белогорячечному, но сопровождается резко выраженными слуховыми галлюцинациями. Единообразие синдромов при различных экзогенных вредностях объясняется нарушениями, связанными с фазами гипноза. Эти фазы являются причиной, как затемнения сознания, так и возникновения обильных зрительных галлюцинаций. Переходное состояние между сном и бодрствованием создаёт условия, благоприятные для галлюцинаторного творчества с его фантастичностью и отрешённостью от реальности. Яркость и красочность галлюцинации соответствует степени возбуждения подкорковой области мозга. Фантастичность, отрешённость, помимо галлюцинаций и преобладания аффективно окрашенных образов, характерны для уровня первой сигнальной системы.

Галлюцинации (как бессмысленная болтовня, и бред), это и плод частного воображения индивида, выраженный его представлениями о несуществующем в действительности событии, а созданного в его воображении (придуманного) чувственного восприятия, без наличия предмета или события, несуществующего в сознании других людей. Галлюцинации часто вызываются внутренними процессами раздражения нервной системы при патологических воспалительных процессах организма.

Термин галлюцинации употреблялся раньше в самом различном смысле. И только в начале XIX века был разделён на две группы: галлюцинации – мнимые восприятия, и иллюзии – искажённые восприятия. В обоих случаях возникает восприятие несоответствующее действительности, но при иллюзии имеется предмет, воспринимаемый искажённо. Поскольку все жизненные восприятия чувственные, то чёткое теоретическое разграничение иллюзий и галлюцинаций практически невозможно.

Галлюцинация – явление обмана органов чувств (зрения, слуха, обоняния и др.) вследствие психического расстройства или неправильной работы нервной системы. Это указывает на нарушение сознательной (психической) деятельности человека, отсутствии нормальной деятельности ума, умопомешательстве человека. В органах чувств могут возникнуть ложные восприятия, которые человек не может отличить от восприятий действительности??? (которой нет, а есть общие представления людей о ней). Это происходит из-за внутренней дезориентации, вызванной нарушением организованной деятельности мозга, человек не может определить где это происходит – в органах чувств, или во внешней среде. Нарушения деятельности мозга могут быть вызваны неправильным течением физиологических процессов, и неспособностью анализаторов правильно работать при наличии значительных помех - импульсов самовозбуждения, вызванных патологией.

Галлюцинации, бред, иллюзии и общие представления всё это является ложным восприятием несуществующего в реальности мира и бытия – обманом чувств.

Неспособность отличить происходящее в объективной физической видимой жизни и в мыслительной деятельности может быть из-за хаотического состояния мышления, неспособного к организованной деятельности. Эти явления есть, но они невидимы и не имеют существенного значения в жизни, так как не всегда способны к материализации в этом мире. В них нет необходимости в этой области материального мира, они заторможены стационарной системой мира. Мир — это лишь работа сознания, общего организованного или человеческого неорганизованного и хаоса представлений, имеющих прерывистый импульсно-волновой характер, в раздельные моменты которого попадают мысли из других сознаний.

Краткое заключение.

Не имеет значения, считаете ли вы мир и жизнь иллюзией или реальностью, ведь в обоих случаях нужно жить и это важнее чем мнения о реальности или нереальности мира. В жизни мы больше всего встречаемся с реальным обманом – ложью, её нужно остерегаться и не лгать самому. Что касается жизни, то её нужно принимать такой, какая она есть и жить, придерживаясь нормы. Гораздо проще говорить об иллюзии имеющейся в общепринятых представлениях о которой сказано ниже, т. к. она видна или доступна чувствам.

Иллюзия, это восприятие объекта, дополненное воображением, если в сумерках силуэт дерева или другого предмета кажется человеком или животным, то это иллюзия, если в словах других людей вы слышите не то, что говорят в действительности, а то, что вы себе возомнили или хотите услышать, это тоже иллюзия. Такая иллюзорность жизни создаётся вашими представлениями и мнениями, непроверенными на практике.

В обычных условиях человек не воспринимает внешний объект во всех его деталях, он дополняет его представлениями, связанными с прежними восприятиями данного предмета. Его чувственные впечатления и связанные с ним представления сливаются в целостное восприятие предмета, что является загрязняющим фактором заблуждений, так как каждый предмет имеет свои определённые свойства, не всегда видимые. Кроме всего представления человека о любом предмете имеют индивидуальный характер и не всегда правильны. Если к представлениям, которые в действительности соответствуют объекту, присоединяются другие, несоответствующие ему качества, то восприятие искажается и возникает иллюзия.

Человек часто видит то, о чём он думает - может в очертаниях облака видеть образы людей, образы животных или другие сцены, в шуме ветра или журчании воды слышать мелодии. В мерцании отблесков света на кладбище может увидеть образы привидений, а в состоянии страха и многое другое.

В природе существуют и другие явления, которые воспринимаются здоровыми людьми одинаково иллюзорно, это миражи – появление в атмосфере мнимых изображений отдалённых объектов, из-за увеличения атмосферой солнце и луна в зените видимы меньшими чем на горизонте, из-за преломления световых лучей, палка, наполовину опущенная в воду, кажется переломанной. Из двух предметов одинакового веса и вида, но разных размеров, меньший кажется более тяжелым, так как вес сконцентрирован в меньшем объёме. При длительном путешествии в поезде на стоянке, когда поезд стоящий рядом приходит в движение, кажется, что двинулся с места поезд, в котором находится наблюдающий, так как он сам (его сознание) находится в движении, и отсутствуют в поле зрения неподвижные объекты. В светлой одежде человек кажется полнее, чем в тёмной, так как светлое легче для зрительного восприятия и рассеивает световое отражение, а тёмный цвет больше поглощает свет. Иллюзорными могут быть и другие представления – всё зависит от собственного состояния и обстоятельств.

Бывают и фантомные ощущения (от греч. phantasma – призрак, фантом), ощущение утраченной части тела. Эти ощущения в определённой мере подтверждают что чувства в в какой-то степени сохраняют своё первоначальное состояние, после изменения в теле, как заранее установленные для него, После ампутаций конечностей фантомные ощущения наблюдаются почти у всех больных в остальном совершенно нормальных. Больнве ясно ощущают свою ампутированную конечность, чувствуют её движение и т. д. Нередко к этому ощущению присоединяются фантомные боли, иногда весьма мучительные. При агнозии (нарушении процессов узнавания) больной может утверждать что у него несколько рук или ног и даже осознавая нелепость своего ощущения, переживает его как реальность. Так что чувствам не всегда можно доверять и при сомнении нужно проверять их, т. к. вся деятельность сознания связана с ощущениями и их восприятиями. Фантом – 1) призрак, привидение; 2) модель человека (или части тела) в натуральную величину, служащая наглядным пособием.

Если учитывать законы обмена веществ и энергий, то в мире и жизни ничего не меняется, а только обменивается одно на другое и эти изменения являются видимостью или главной иллюзией жизни. В основном в жизни происходит обмен «шила на мыло», да ещё и то, что создано своим трудом отбирается «сильными мира» - властями-ворами. Все, кто поклоняется видимым проявления мира (богатству, кумирам, различным деятелям) забывает о невидимых, чаще всего неправедных и отрицательных их действиях, основанных на хитросплетениях лукавства, лжи, насилии. Если вы уже это понимаете и видите, т. е. владеете знанием, вы можете выбросить все учения и книги, включая книги автора, которого вы сейчас читаете или просматриваете и жить своей жизнью. Свою жизнь вы проживёте, ведь не было такого несчастья в мире, чтобы кто-либо из людей не дожил до смерти.

Немногие задумываются над иллюзорностью жизни и живут так, как им определено. Что касается чувств, то без них нет жизни, так что выбирать в ней и достигать каких-либо состояний искусственно нецелесообразно, т. к. это создаёт новые чувства и больше ничего – процесс бесконечен. По возможности упростите свою жизнь и живите. О некоторых искусственных состояниях прочтите в словаре для йоги и медитаций.

В заключение о свойствах жизни.

В принципе почти все книги написанные в этом мире о жизни в нём, о тех или иных сторонах бытия. В этом заключении попробуем рассмотреть жизнь такой, какая она есть, если вы не считаете её иллюзией, о том, что мы видим в этом мире и представляем о ней. В принципе считаете ли вы жизнь иллюзией, или реальностью для жизни существенного значения не имеет и в жизни не меняет. Пока оставим вопросы иллюзорности жизни и посмотрим, что мы видим и чувствуем, т. е. то, что мы считаем в ней имеющимся. Вопрос с чего начать, т. к. всё уже сказано – пожалуй, начнем со стихотворения С. Маршака

С. Маршак.

Всё умирает на земле и в море,

Но человек суровей осуждён,

Он должен знать о смертном приговоре

Подписанном, когда он был рождён.

Но сознавая жизни быстротечность,

Он так живёт, наперекор всему,

Как будто жить рассчитывает вечность

И этот мир принадлежит ему.

Далее об истине – о том, что есть или чего нет в жизни.

Всё сотворённое, созданное разрушается, оно имеет начало и конец существования, т. к. существует во времени – временно. Сколько бы лет не жил человек, его жизнь заканчивается смертью. Смерть – неотъемлемое свойство жизни, поэтому и мир не принадлежит человеку, а наоборот человек принадлежит миру бытия. Вечности в жизни нет, но она есть в пределах доступных нашему знанию о мире, как о цикличности и круговороте четырёх Юг (смотри «Жизнь открытыми глазами»). Это взято из индуизма, но оно имеет смысл, т. к. и в индивидуальной жизни человека циклически всё повторяется.

В материальном мире нет и неживых вещей (камни, гранит и т. д.) которые бы не претерпевали изменения и не разрушались. Отсутствуют изменения, отсутствует и жизнь, в материальном мире свои круговороты-повторения природы – обмены веществ и энергий и т. п., смена дня и ночи, фаз луны и другие.

Итак, вечность. Вечность жизни, это неразрушимость и повторяемость существующих круговоротов бытия от века человека, до веков человечества, включая индивидуальное существование. Всякий человек, любящий жизнь должен об этом помнить, помнить о том, что его данная (эта) жизнь в которой он живёт сейчас, конечна и будет повторена через какой-то промежуток времени после смерти. Жизнь и время не отделишь и связано это с чувствами – ощущением времени, которое связано с изменениями. Здесь так – нет изменений, нет и времени, и наоборот нет времени – мы не видим изменений, всё как бы остановлено. Вечности во временном мире, как таковой нет, всё изменяется и в конечном итоге перестаёт существовать. Мы считаем, что время разрушает всё, а ощущаем время благодаря происходящим изменениям, нет изменений, нет ощущения времени, нет и жизни. Вся жизнь и её познание связано с чувствами, чувства с возрастом изменяются, постепенно угасая, и наступает смерть. С какой стороны не смотри, ничего вечно постоянного, кроме изменений нет – вечны изменения, а жизнь существует только вместе со смертью.

Основой жизни всего живого мира является удовлетворение потребностей своих организмов, обеспечение их жизнедеятельности. Такова и жизнь человека, в которой главной задачей является удовлетворение естественных потребностей, к которым его понуждают чувства. Понуждают ли человека собственные чувства, болезни, или внешние обстоятельства, это в той или иной мере насилие. Жизнь не бывает без насилия, это её свойство, бытовое ли это насилие или внешнее, насилие власти, постоянное или временное, или какое-либо другое это не имеет значения, оно всегда было и есть. Рождение в мире, это также насильственный процесс, а сталкиваясь с насилием человек в определённой степени сам склоняется к насилию. Для того чтобы удовлетворить голод или другую потребность человек должен сделать усилие – выполняя те или иные действия и эти действия и изменения называются жизнью. Потребности человека являются основной движущей силой и основой жизни.

Вся жизнь человека вертится вокруг удовлетворения потребностей, и он всегда будет стремиться к положительному результату - их удовлетворению и это естественно. Внешне может показаться, что он живёт так, как ему нравится, а на самом деле он не сможет жить, не удовлетворив свои биологические потребности. Истина в том, что вся жизнь человека, независимо от его социального положения в обществе, сводится к удовлетворению потребностей – чувств-желаний. Стремление человека улучшить свою жизнь всегда связано с улучшением быта и в этом отношении люди все одинаковы, т. к. они живут в обществе и подвержены общим настроениям. Вся деятельность человека, какой бы она не была всегда вызвана теми или иными потребностями, включая бездействие и действие, отрешённость, уединение и другие.

Отрешённость, погружение в себя, отношение безразличия к окружающему. Скажем об отрешённости несколько по иному, что будет более понятно и правильно. Отрешённость, это самоустранение человека от решения жизненных вопросов на эмоциональном, чувственном уровне и не являющихся необходимыми для него. Не считает человек нужным что-то определённое делать, он не делает, ничего особенного в этом нет. Это в медитациях и йогах е состояния отрешённости выделены в тренировки.

Отрешённость, как и все психические состояния, может быть различной степени выраженности. Поэтому выраженность отношения безразличия к вопросам, не касающимся жизни конкретного человека, к делам несущественным для него, является нормальным состоянием психики. Погружение в себя на какое-то время для обдумывания насущно необходимых вопросов или возникших проблем вполне нормальное состояние, связанное с удовлетворением потребностей. Всё исходит из необходимости жизнеобеспечения организма – универсальной потребности человека.

Кроме постоянной деятельности человека по удовлетворению потребностей в жизни ничего нет. От того как происходило удовлетворение потребностей, насколько они были удовлетворены или не удовлетворены зависит и оценка человеком своей жизни. Больше о ней и нечего говорить. Существенны в жизни в основном два восприятия – положительные и отрицательные - имеющие отношение к жизни человека.

С одной стороны в жизни постоянны изменения в окружающем мире, с другой стороны в ней постоянны и повторения удовлетворения одних и тех же потребностей (например, питание). Жизнь людей, это основные чувственные восприятия индивидов и их переживания (прожить жизнь или пережить её), связанные с удовлетворением потребностей. Остальные восприятия идут как бы фоном в жизни не вызывая существенных переживаний (события в мире, спортивные зрелища и т. п.).

В обзоре «Бхагавадгиты», гл. 2 т. 14, сказано: «…временное проявление счастья и несчастья и их исчезновение в должный срок подобны приходу и уходу зимы и лета. Они рождаются из чувственного восприятия и человеку нужно научиться выносить их так, чтобы они его не тревожили». Практически это означает, что человек должен быть в определённой степени бесчувственным или тренировать в себе безразличие к происходящему. В жизни есть много всего, как нам кажется, но в ней нужно выбирать только необходимое – это рациональное отношение к жизни.

Будда сказал о бессмысленности жизни. Здравомыслящий человек к этому выводу придет сам, если будет видеть вещи такими, какие они есть. Будда: «Быстро протекает человеческая жизнь, хоть и сто лет проживёт человек, он всё равно умрёт, а человеческое самолюбие приносит людям в этом мире только страдания, заботы, несчастья, вот почему, когда человек познаёт эту суету, он отказывается от такой бессмысленной преходящей жизни». У кого больше страданий у самолюбивых или обычных простых людей трудно сулить, т. к. самолюбивые лица надоедливы и часто вмешиваются в дела других людей. Все высказывания можно подвергнуть критике и сомнению, т. к. все они основаны на чувствах в определённых ситуациях

Все наши идеи о жизни вертятся вокруг работы сознания – анализа восприятий и их конечного продукта - представлений. В нормальном состоянии обычно нормальные и восприятия, они в какой-то степени искажаются при болезнях, волнении в возбуждённых состояниях и других случаях, когда состояния чувствительности отклоняются от нормы. Когда потребности человека удовлетворены, тогда и настроение его лучше. В мире неравенства и насилия настроения и отношения всегда хуже, т. к. потребности удовлетворяются сложнее, а когда у всех материальное благосостояние примерно одинаково (равенство), то даже при неудовлетворении ряда потребностей настроения и отношения людей лучше.

Не считайте себя выдающимся и слишком разумным, а будьте просто человеком, об этом человеку напоминает постоянно история жизни людей и высказывания пророков. Лао-Цзы: «Нельзя считать себя драгоценным как яшма-бриллиант, а нужно быть простым как камень». Не рвитесь стать знаменитым, как Марк Тулий Цицерон, постоянно восхвалявший сам себя и стремившийся стать знаменитым, в результате чего погибшим от рук заурядных человечков - властей. Он, находясь в Элладе, обратился к пифии с вопросом, как ему стать прославленным и знаменитым. Пифия ответила Цицерону: «Надо следовать в течение своей жизни правде естества, а не мнению большинства».

Жизнь является внутренними переживаниями (от: он это пережил) человека, связанными с происходящим в жизни. Мир, в котором живёт человек, это его внутренний мир эмоций, чувств и переживаний. Мир кажущийся всем реальным, существует в чувствах и сознании людей, как только отключаются чувства (сон, наркоз, потеря сознания), он исчезает в сознании индивида и остаётся в сознании других людей. Этого мира нет, нас обманывают чувства.

А если учесть то, что вся жизнь до её проявления создана в непроявленном состоянии и практически в ней никто не может отклониться от заранее написанного сценария, то всё написанное в этой книге не имеет значения. Это означает, что мир и роли в нём являются неизменными, и каждый человек проходит через свои ролевые образные состояния, ничего не в состоянии изменить в этом сценарии. Практически человек живёт в этом мире так, как ему суждено, независимо от того любит или не любит он жизнь. Можно в какой-то степени изменить свои переживания, а можно просто жить как суждено, и об этом не задумываться.

В чём всё же иллюзия жизни. Если считать мир стационарной поточной системой, то в нём ничего нельзя изменить, т к. всё в жизни течёт так, как заранее создано. То же самое будет если считать жизнь работой безостановочного механизма, то в ней тоже нельзя ничего изменить, так как все взаимоотношения и связи нарушаться. Мир существует сам по себе, а человек лишь маленькая частичка в нём подчинённая движению. Иллюзия жизни больше всего связана с «я» человека считающего себя личностью и способным изменить мир, но если вспомнить о душе, то она обусловлена, а «я» человека в мире это и есть иллюзия бытия.

Какой бы не казалась жизнь, разумной или неразумной, и какими бы не были чувства человека, они ничего не меняют, так как мир и жизненные взаимоотношения, вызывающие чувства человека остаются неизменными.

В принципе всё уже сказано о жизни, в том числе и в двух предыдущих книгах и это можно использовать для расширения представлений о жизни. Что выбрать, а что отбросить решайте сами, это ваша жизнь и ваше право. Жизнь индивида не вечна и пролетит она быстро или будет идти как-либо по-другому, она закончится. На этом закончим и эту книгу.