Часть: Часть 3

Глава:

Мотивации (влечения, побуждения)

Жизнь, это взаимодействие человека с окружающим миром в определённой степени зависящее от его отношения к предметам и явлениям мира. Обычно это два основных типа отношений к взаимодействию – принять или отклонить, выраженные чувствами – влечение-притяжение и отталкивание-нежелание взаимодействовать выраженные. Все мотивации человека имеют значение или ценностную ориентацию человека в этом мире, или определённую значимость.

Чувства, имеющиеся у человека, служат не только для ориентирования в окружающем мире, они являются и главной движущей силой жизни. Из чувств возникают желания-влечения, побуждающие человека к жизнедеятельности, и они определяют его поведение. Нет на земле человека в сознательном состоянии без желания, да и во сне человек меняет своё положение на более удобное, если это требует (желает) организм. Желаниями удовлетворить свои потребности мотивируется вся деятельность человека. Определённым обоснованием и оправданием волевого действия человека является мотив-желание, а все действия человека чем-либо мотивируются. Мотивации можно назвать влечениями, или просто желаниями т. к. они побуждают человека к определяемым ими действиям.

В мотивациях нет ничего особенного, т. к. человек, как и любое другое живое существо, имеющее потребности наделено чувствами и необходимым умом для их удовлетворения. Весь живой мир постоянно занят удовлетворением своих желаний, т. к. от них зависит жизнь живого существа. У животных потребности-желания ограничены естественными нуждами, а у человека много и искусственных потребностей и все они требуют удовлетворения, отсюда и все мотивации.

Мотив, это осознанное желание (побуждение), обусловливающее действия человека для удовлетворения какой-либо потребности. О мотиве можно сказать и так: мотив, это побудительная причина, повод к какому-нибудь действию. Возникая на основе потребности, мотив представляет её более или менее адекватное отражение. Т. е. мотивы поведения человека, говорят о том, ради чего определённое действие совершается. В широком смысле слова к мотивам (и мотивациям) относят все желания человека, которые он стремится удовлетворить – потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы.

Мотивации (синоним; «побуждение», «влечение»), активное состояние сознания (или деятельности мозга для биологических мотиваций) побуждающие человека к совершению действий направленных на удовлетворение потребностей. Биологические мотивации отличаются от мотиваций сознания тем, что они продиктованы субъективно окрашенными состояниями целого организма, возникающими под влиянием автоматического раздражения нервных центров, преимущественно факторами внутренней среды и заставляют организм активно совершать целенаправленные действия. В основном это физиологические потребности (голод, жажда, размножение и др.), инстинкты и приобретённые условные рефлексы. Мотивации подразумевают наличие мотивов обосновывающих поведение, поступки человека, поэтому можно о них сказать, как о мотивах во множественном числе.

К безусловным (первичным) мотивациям относятся такие состояния организма, как голод, жажда, страх, половое возбуждение и другие, вызывающие целенаправленные поведенческие реакции. Это «основные влечения» организма относящиеся к сложнейшим безусловным рефлексам. К более примитивным мотивациям относятся: позывы, которые предшествуют таким актам организма, как мочеиспускание, дефекация, кашель, чихание и т. п. Механизмы первичных мотиваций, как правило, являются врождёнными. Основное биологическое значение первичных мотиваций состоит в обеспечении нормальных условий для обмена веществ в организме. Они же являются исходными реакциями организма, приводящими к продлению его рода.

Инстинктивное, или условно-рефлекторное побуждение, являющееся безотчётным, это подсознательное желание, находящееся в подсознании человека. Безотчётные инстинктивные побуждения человека относятся к деятельности подсознания, они как бы закрыты надстройкой на них сознательной деятельности и срабатывают автоматически в критических ситуациях. А когда вы просто хотите есть или сделать что-либо другое, вы предварительно будете думать, где и как удовлетворить эту потребность сознательно, т. е. включите сознание. Все акты сознательной и бессознательной жизни по своему происхождению рефлексы, т. к. любая деятельность начинается с раздражения и следующего за ним ответа-реакции, то сознательные рефлексы являются выработанными, условными.

Высшие (сложные мотивации) приобретаются в течение индивидуальной жизни организма и возникают на основе первичных мотиваций и механизма приобретённых навыков. То или иное состояние (включая отклонения, болезни) внутренней среды организма предопределяет образование соответствующих временных его связей с многочисленными факторами внешней среды.

Высшие мотивации человека очень разнообразны, т. к. они определяются, прежде всего, наличием у человека второй сигнальной системы и абстрактного мышления. Несмотря на то, что в основе высших мотиваций, как правило, лежат механизмы «основных влечений», высшие мотивации могут значительно изменять их.

Смысл всех мотиваций поясняется синонимами термина – «влечения» и «побуждения» исходящие из потребности. Вся деятельность человека мотивирована, т. е. она имеет в своей основе определённые потребностями побуждения. Отделение человеком своих действий от самого себя предполагает выделение из психических состояний побудительных сил этих действий – мотивов поведения. Мотивы, прежде всего, проявляются в желаниях. Осознание желания, отнесение его к самому себе, осознание действия как способа осуществления этого желания связано с формулированием цели своего поступка, со способностью сохранять эту цель и практически реализовать её.

Желания и нежелания, притяжение и отталкивание человека от чего-либо относятся к побуждениям (мотивациям). Желания, или влечения (притяжение) имеют положительную направленность, нежелания (отталкивание) - отрицательную. То и то желание, только с разной чувственной окраской и направленностью, Т. е. если вы не хотите что-либо делать – не делаете, или хотите делать – делаете, это ваше желание. Это имеет значение для вас и это ваши побуждения (желания), или мотивация поведения.

Имея желания-побуждения, человек регулирует своё поведения, создавая для себя те или иные цели, и совершает целенаправленные действия по их достижению. Даже если мы говорим, что человек «бродит или бродил бесцельно», это брожение было чем-либо вызвано-мотивировано и имело какую-то цель, а у него просто не было пункта целевого назначения. Цель является одной из мотиваций предварительно создающей ожидаемый результат.

Цель, предварительно мысленно созданный предполагаемый результат деятельности (мысленно-образное представление о нём) - мысленное предвосхищение результата. Содержание цели связано с жизненными условиями, а её достижение зависит от реальных возможностей человека и применяемых им средств. В условном смысле термин «цель» в биологии и кибернетике обозначает состояние системы, достигнутое путём обратной связи. Примечание: о кибернетике и обратных связях смотри предыдущий раздел.

Результат, или достижение цели, всегда зависит от (обстоятельств) объективных законов действительности, реальных возможностей человека, целесообразности и правильности его действий. Цели (или результата) невозможно достичь без взаимодействия и взаимоотношений с внешней средой. Полученный результат, его качество (положительный или отрицательный), в виде обратной связи воздействует на человека и заставляет его правильно направлять и регулировать свою деятельность, если он разумен.

Целесообразность, соответствие процесса или явления определённому состоянию, материальная или идеальная модель которого выступает в качестве цели. Ц. – форма проявления причинно-следственных отношений. Понимание Ц. в кибернетике связано с принципом обратной связи (т. е. с воздействием результата процесса на его исходный пункт). Или проще так: целесообразность, это свойство процессов и явлений приводить к определённому результату, т. е. к цели в широком или условном смысле слова. Для человека Ц., это правильные действия (поведение, деятельность) направленные на достижение целей в жизни кратчайшим путём, определяется следствием (результатом) деятельности.

Можно взять любую из вышеприведённых формулировок целесообразности, а проще разделить слово на цель и сообразность и так мы получим понятие Ц. Целесообразность - действия сообразные (соответствующие) поставленной цели.

Мотивации жизни.

В жизни много разнообразных мотиваций, обо всех и не скажешь, тем не менее, в них есть определённые закономерности, зависящие от возраста, интересов и условий и во многих случаях они похожи или одинаковы. Каждый человек свои действия и поведение мотивирует и поэтому считает себя личностью-индивидом, но мотивации других людей могут быть такими же. При этом зачастую действия бывают в одинаковых ситуациях одинаковы, а мотивации разные, и наоборот мотивации одинаковы, а действия разные - кто как умеет и понимает, так и делает. Все мотивации, это влечения человека к чему-либо, его идеи и интересы, как один из видов влечений, повод для деятельности, всё это желания человека. Все желания человека имеют для него определённый смысл или значение и являются движущей силой его жизни. Эти желания, влечения можно называть разными словами, но их смысл один – побуждения, или мотивации жизни с желанием сохранить её и улучшить. Такое желание есть у всех, а вот подход и мотивации, а, следовательно, и поведение могут значительно отличаться.

Последовательно будут даны определения их значение, внимательно читая их, вы убедитесь в том, что речь в них об одних и тех же мотивациях (влечениях) – причинах деятельности человека, его желаниях, стремлениях. Примечание: стремление человека к чему-либо, это целенаправленная мотивация, побуждение человека.

Однако прежде чем говорить о мотивациях человека, я хочу напомнить читателю о том, что человек всегда зависит от обстоятельств, об индивидуальной обусловленности души. Условия жизни человека влияют на его мотивации, т. к. он завися от условий жизни вынужден приспосабливаться к ним. Условия сильнее человека и появляясь вместе с рождением человека, они влияют на его влечения до конца жизни. Основные мотивации биологические, т. к. от них зависит жизнь и состояние организма, а вслед за ними и все другие. Эти зависимости мотиваций от условий жизни заметны во всём и могут проявляться в интересах людей.

Интерес, это то, что интересует человека, важно для него и в определённой степени влечёт его и превращается для него в потребность, оставаясь ею до тех пор, пока не перестанет интересовать. Интерес и сам по себе, это влечение-побуждение, мотив или мотивация.

Интерес, понятие, характеризующее что-либо объективно значимое, нужное для индивида, семьи, коллектива, класса, нации, общества в целом.

Перевод термина интерес и его определение данные выше сами за себя говорят, что к нему относится всё имеющее для человека значение. Интерес (от лат. interest – имеет значение, важно), 1) (социология, экономика) реальная причина социальных действий, лежащая в основе непосредственных побуждений – мотивов, идей и т. п. – участвующих в них индивидов, социальных групп, классов. В социальных группах, классах общие интересы всегда присутствуют.

Объективное основание интереса – экономические отношения данного общества, при этом материальные классовые интересы являются коренными, обуславливающие все другие интересы, отношение класса или социальной группы к совокупности общественно-политических институтов, материальных и духовных ценностей. Интерес не продукт сознания и воли индивида, а порождение объективных социальных условий, определяющих соответствующую направленность воли и действия людей. Общий интерес есть всегда интересы людей, которые входят в состав какой-либо социальной и исторической общности (класса, нации), того или иного коллектива, объединения.

Для примера можно привести интерес к книгам. Было время, когда художественные книги интересовали большинство населения СССР и их читали и скупали. Для того чтобы прочесть интересующую книгу приходилось записываться в очередь в библиотеке. Это было обусловлено и бесплатным образованием в СССР и тем, что ещё телевидение только начинало развиваться. Все, кто умел читать, услышав от других читателей об интересной книге стремились её прочесть Общие интересы имеются и в возрастных группах населения, например, интересы молодёжи всегда отличаются от интересов людей старшего возраста и это связано с потребностями, т. к. молодёжи нужно устроить свою жизнь, обзавестись семьёй и т. п.

Если брать интересы общества в капиталистических государствах, построенных на существовании одних людей за счёт других, интересы буржуйской среды, будучи в ней общими всегда противоположны интересам работающих на них людей. Поэтому их интересы не просто противоположные они становятся антагонистическими.

В психологии интересом считается отношение личности к предмету как к чему-то для неё ценному, привлекательному. По отношении к человеку (субъекту) ценности служат объектом его интересов, а привлекательность сама за себя говорит о влечении. Интерес, это мотивация, а термин «мотивация» является психологическим. Содержание и характер интересов связаны как со строением и динамикой мотивов и потребностей человека, так и с характером форм и средств освоения действительности, которыми он владеет. Целенаправленное формирование интересов происходит в процессе воспитания и обучения. В упрощённом виде интерес может возникнуть и закончиться внутри человека – его что-то заинтересовало, он узнал что это не удовлетворяет его интересам или потребносятям и оно его больше не интересует.

Интерес (от лат. interest – имеет значение), реальная причина действий человека, лежащая в основе его непосредственных побуждений–мотивов, идей и других желаний. Он может проявляться как влечение человека к определённому виду деятельности, предмету, объекту, познанию чего-либо, ко всему тому, к чему его подталкивают внутренние желания.

Как видно из всех определений интересов как мотиваций и причин действий человека все они зависят от условий жизни, т. е. обусловлены. В жизни главными являются обстоятельства, мотивирующие деятельность человека, одним из таких обстоятельств может быть и повод.

Повод, обстоятельство, способное быть основанием для чего-либо. Поводом может быть внешнее, чисто случайное событие, обстоятельство, дающее побудительный толчок для наступления других событий. Он отличается от причины, т. к. им могут быть самые разнообразные факты, не связанные необходимо с наступлением других событий, действий (следствий). Если же говорить о мотивациях человека, то любой повод, по которому он действует, даже если он зашёл к соседу или другу просто так, имеет побуждение-мотивацию.

Обстоятельства, понудившие человека к конкретным действиям, иногда нежелательным, являются не только поводом для них, но и создают мотивации. На первый взгляд может показаться, что причины побудили человека к действиям для него нежелательным, и немотивированным, это не так, мотивации всегда есть. Например, сильный дождь заставил забежать человека в укрытие – желание не намокнуть. Нежелание человека, это его проявленное отрицательное желание или защитная реакция с мотивацией (желанием) самосохранения или сохранения нормального состояния в данной ситуации.

Основными мотивациями жизни в определённом периоде её течения, являются половые мотивации. Вся жизнедеятельность человека чем-либо мотивирована и в первую очередь она мотивирована желанием жить, материально обеспечив своё существование. О половых мотивациях будет говориться и в других разделах, и, если это вам нужно, обобщите всё сами. Хотя Фрейд считал половые рефлексы основными побуждениями, это не так, т. к. защитные рефлексы для сохранения жизни не менее, а скорее всего более важные. И то и другое – врождённое, инстинктивное.

О половых мотивациях. Это условные видовые рефлексы, выработанные в течение длительного периода жизни и борьбы за существование направленные на сохранение вида и выражающиеся в безусловно-рефлекторной деятельности мозга. Кроме этого они сопровождаются (и подтверждаются) приятными ощущениями, сладострастием и удовлетворением при половом акте вследствие последующего расслабления половых органов от напряжённого состояния. Сладострастие стимулирует половые контакты для продолжения жизни и сохранения вида и способствует выработке условных рефлексов. Дополнительно смотри «любовь половая».

Фрейд считал основными побуждениями человека половые рефлексы. Тем не менее, у человека это только один из основных видов физиологической и биологической деятельности человека. Примечание: о Фрейдеу кого есть какие-либо внутренние проблемы, на них он и заостряет своё внимание и ведёт в этом направлении свою деятельность. В норме, когда у человека здоровая психика, в этом нет проблем. Не менее важны и другие безусловные рефлексы, обеспечивающие приспособление вида (человека и животных) к условиям среды обитания и сохранение жизни. В психической деятельности человека важен комплекс всех мотиваций, а не выделение одного полового инстинкта, что наглядно видно при половой анестезии, холодности и других изменениях, и патологиях.

Половое влечение, как и все влечения, угасает с удовлетворением его или с возрастом человека. Оно может продолжаться влечением к плодам любви – детям, т. к. дети отвечают матери, родителям взаимностью, привязанностью, но даже если они не отвечают этим, то они рождены для жизни в среде людей. Но это уже не половое влечение, а влечение к плодам своей жизни. У животных это выражено слабее, так как возникающая половая потребность, обусловленная безусловным инстинктом, в результате естественного сближения заканчивается воспроизводством живого организма. После привития навыков потомство начинает самостоятельное существование, так как животное живёт естественной и самостоятельной жизнью и не ждёт «любви» от других животных, препятствующей естественному отбору. При этом необходимо отметить, что выбор в среде животных ограничен условиями жизни животных – в наличии только то, что есть рядом в месте обитания.

У человека возможности несколько больше, но в нормальных отношениях они также ограничены необходимостью взаимного влечения или требованиями окружающей среды, порядком взаимоотношений, установленных в определённом сообществе людей. Нормальному проявлению и удовлетворению влечений препятствует также и безумие людей, желающих построить свою жизнь насилием над другими для удовлетворения своих желаний-похотей.

Интересы, половые влечения и другие мотивации могут стать причиной привязанностей человека.

Общие мотивации.

Человек живёт в обществе, поэтому его мотивации поведения могут быть вызваны мотивациями общества. К основным мотивациям относятся физиологические потребности человека. Это естественные потребности, или потребности организма, а остальные создаются по ходу жизни человека. Об этом уже говорилось выше. Половые мотивации выделены отдельно, т. к. они являются основой продолжения жизни вида, его воспроизводства.

Не менее важная общая мотивация в человеческой жизни, это влечение к лучшей жизни и познание её новых проявлений. Стремление к лучшей жизни может пробудить в человеке побуждение к смене мест проживания – поиска тех мест, где лучшие условия жизни, работы, быта. Так одно побуждение порождает другое, и желания превращаются в движущую силу жизни. В основном влечение к лучшей жизни относится к материальному благосостоянию, которое не всегда приводит к лучшей жизни, но постоянно заставляет человека заниматься её улучшением и порождает различные мотивации по этому поводу.

Ну а если рассмотреть человеческую жизнь в сравнении с жизнью других людей, то она или как у всех, или где-то немного лучше или хуже. Так или иначе, мы повторяем жизнь прошлых поколений и в определённой степени подражаем друг другу в текущей жизни.

Подражание, это один из общих принципов жизни в человеческом обществе и способ усвоения человеком форм поведения и деятельности имеющихся у других людей, заключающееся в их копировании. Как мотивация поведения она закрепляется у человека в детском возрасте – во всём животном мире начальное обучение потомства для самостоятельной жизни основано на подражании родителям. Жизнь только кажется разнообразной, но вся она повторяет (в определённой степени это подражание) поведение других людей, т. к. связана с удовлетворением потребностей. Вместе с тем в любом действии человека имеется конкретный мотив-причина, который скрывает подражание как общую мотивацию, сводя её к конкретной мотивации поступка.

Подражание или копирование может быть сознательным и бессознательным, полезным и вредным, т. е. копировать как надлежащее, так и ошибки, и заблуждения. Вообще подражать, это делать что-нибудь по какому-нибудь образцу. Поэтому подражание всеобщая мотивация человеческого сообщества, в котором все кому-либо подражают, т. к. все образцы берутся из мира сего, да и подражать намного проще, чем вновь «изобретать велосипед». Убедиться в этом можно, если смотреть новости – политики довольно часто подражают. Возьмём для примера высылку из страны дипломатов. Если из какой-либо страны высылают дипломата, то государство чьего дипломата выслали, высылает из своей страны такого же дипломата, выполняя т. н. «симметричный ответ». Оно копирует действия государства инициатора высылки и практически подражает ему. Зачем думать, да ещё и делать, если проще скопировать то, что уже сделала противоположная сторона. Не имеет значения, каков реальный мотив, важно то, что, если кому-то нужно сократить своих дипломатов, достаточно выдворить дипломатов другого государства. Сделай это и всё произойдёт автоматически количество и чужих дипломатов и своих уменьшится одинаково через подражательные ответы.

Подражание каким-либо кумирам, артистам и просто нравящимся людям более всего присуще молодёжи. Позже это у большинства проходит, т. к. получив определённый опыт, и обустраивая свою жизнь, они начинают вести жизнь по общему, привычному, образцу. Привычка также мотивированы, даже если они сложились, как нам кажется, стихийно, т. к. такие привычки являются продуктом обусловленности человека. Обстоятельства всегда являются причиной и мотивом поведения.

Привычка, сложившийся способ поведения, осуществление которого в определённой ситуации приобретает для индивида характер потребности. (Потребность это уже мотивация). Они могут складываться стихийно, быть продуктом направленного воспитания, перерастать в устойчивые черты характера, приобретать черты автоматизма и т. п.

Привычка, это и выработанный условный рефлекс автоматизма поведения в определённых и повторяющихся условиях. Например, вы привыкли подниматься в своём доме на лифте, его временно по каким –либо причинам временно отключили, и вы об этом знаете, но идя домой вы, зайдя в подъезд думаете о чём-либо постороннем, и привычка приведёт вас к дверям лифта. Да и вход в подъезд своего дома, для вас вещь привычная, как и многое другое.

Хотя буддизм и предупреждает человека – «во всём избегай привычки и наслаждения», это предупреждение можно подкорректировать так: избегай привычки к наслаждениям и к нему добавить избегай дурных привычек. Есть много привычек, без которых нам не обойтись, это их положительная сторона, например, такие привычки как утром умываться и чистить зубы, распорядок дня ит. п., приобретающие характер автоматизма. Но привычки имеют отрицательную сторону – если меняется ситуация и вы не можете поступить привычным образом, вы можете начать нервничать или значительно замедлите выполнение процесса из-за обдумывания «где что лежит и т. п.» или как его выполнить. Тем не менее, то, что привычно, всегда просто и легко выполняется и надёжно, потому что проверено. Кто может отрицать, что привычный для него способ поведения, это хорошо ему известный, не требующий ознакомления или изучения и едва ли он от него откажется просто так.

Более серьёзные привычки, это распорядок дня, общий уклад жизни, которые относятся к динамическим стереотипам. Тем, кто служил в армии известно, как трудно привыкать к новому укладу, дисциплине, распорядку дня и т.д. после гражданки, происходит практическая ломка динамического стереотипа — это стресс, но он в этом возрасте преодолевается проще, чем в зрелом. Человек ко многому привыкает, например, к семейной жизни, к своим близким, к климатическим условиям и т. п. Привыкание, это одна из форм адаптации, поэтому человеку без привычек никак не обойтись.

Привычку, как и все остальные мотивы можно как оправдать, так и обвинить. «Во всём избегай наслаждения и привычки». Удовольствие или наслаждение, вызванное результатом деятельности или контактов человека, способствует укоренению привычек в автоматизме поведения и закреплении их в безусловно-рефлекторной деятельности, превращаясь в безусловные рефлексы, или инстинкты. Жизнь человека превращается в инстинктивную деятельность по удовлетворению своих потребностей. От каких привычек отказаться, а какие оставить решайте сами.

Вместе со стремлением к познанию и смене мест обитания в большинстве случаев животные и человек предпочитают привычное и знакомое, т. к. это не требует приспособления – перестройки поведения и изменения уклада или способа жизни. Привычки могут быть общими мотивациями для группы людей и поэтому закрепляются в поведении индивида. Мотивации в этих случаях могут немного отличаться у индивидов, но они примерно одинаковы. К таким привычным и мотивированным действиям относятся обычаи, традиции, пережитки, предубеждения и другие – они есть в укладе жизни окружающих людей, будут и человека живущего в этом окружении.

Обычай, стереотипный способ поведения (авт. примечание – это своего рода образец для подражания), который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Устаревшие обычаи сменяются в процессе исторического развития новыми обычаями или видоизменяются во взаимоотношениях людей вместе с общественными отношениями. К новым обычаям молодёжь привыкает быстрее, т. к. у неё меньше привязанности к старым обычаям.

Обряды, совокупность установленных обычаем действий. Это традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и производственной деятельности человеческого коллектива. Обряды, связанные с рождением, свадьбой, смертью (погребение, инициации) называются семейными, или бытовыми; сельскохозяйственные и другие обряды – календарными (дожинки), религиозные - культовыми. К обрядам относятся и все официально принятые церемонии, которых много в политической деятельности государств.

Церемониал (от лат. ceremonia - обряд), официально принятый распорядок торжественных приёмов, шествий и т. п.

Традиция (от лат. traditio – передача), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени. Традиции и обычаи, это тоже подражание предыдущему поколению.

В качестве традиций выступают определённые общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни. Наиболее всего традиции распространены в религии. Реакционные традиции служат сохранению отживших общественных и культурных форм, прогрессивные – способствуют развитию творческих начал в человеке, в общественных отношениях и культуре.

Пережитки, «остаточные» явления прошлого сохраняющиеся в современной жизни при другом уровне социально-экономического и культурного развития. Обычно пережитки прошлого унаследованы от старого общества и прежних отношений в них, и они могут быть присущи как отдельным людям, так и группам лиц. К ним относятся остатки прежних социально-экономических отношений, а также взгляды, идеи, нравы и традиции. На территории бывшего СССР сейчас укоренились пережитки старых частнособственнических обществ и отношений в них.

Устремления человеческие. Стремление, это настойчивое желание-мотивация чего-либо добиться, что-нибудь осуществить; устремлённость к чему-нибудь. Слабое стремится стать сильным, сильный тратит силу (часто попусту), ущербный стремится к превосходству. Каждый стремится к тому, чего у него не хватает, а, в общем, к противоположному. В норме же, все процессы уравновешены, а эти устремления являются отклонениями от равновесия и пропитаны страстями.

Эгоизм – смотри «Личность и индивидуализм», как мотивация эгоизм является завышенным самомнением человека и стремлением к превосходству над другими людьми. Наиболее характерен для частнособственнических отношений и связан с владением материальными ценностями – богатство поддерживает завышенную самооценку. Гордыня человека имеет различные формы и может выражаться в его поведении как превосходство – «я умнее вас всех, лучше всех или вас и т. п.» и ничем необоснованная. Отношение индивидуалиста к обществу и другим людям выражается в том, что он руководствуется в своём поведении лишь собственными интересами, не считаясь с интересами общества и других людей, считая себя независимым и выше их. Вместе с тем следует отметить, что без общества и других людей эгоист со своей самостью-гордыней ничего не стоит.

Страх – мотивация, продиктованная инстинктом самосохранения, но при неправильной ориентации и использовании может перейти в обычную трусость, не обеспечивающую самосохранение вследствие неспособности к адаптации (нормальному приспособлению) в окружающей среде, в том числе и среди людей.

Предрассудок, буквально – мнение, предшествующее рассудку, усвоенное не критически, без размышления. Иррациональные компоненты общественного и индивидуального сознания – суеверия, связанные с религией, различные предубеждения, неблагоприятная социальная установка к какому-либо явлению. Все предрассудки не основаны на критически проверенном опыте, стереотипные и эмоционально окрашенные, но они весьма устойчивы. Предрассудки могут быть вызваны необъяснимыми явлениями, если эти явления необъяснимы или временно не нашли объяснения. Предрассудок в человеческих отношениях, это предосудительное, или предубеждённое отношение к другому человеку или группе людей.

Суеверие, предрассудок, в силу которого многое из происходящего представляется проявлением сверхъестественных сил, предзнаменованием будущего (зависит от общего сознания или господствующего).

Предрассудок, предшествующий рассудку – размышлениям, анализу и является предвзятым мнением, предубеждением человека. Предрассудок и предубеждения препятствуют нормальной деятельности психики человека, создавая у него чувство-настроение, препятствующее критическому отношению к явлениям или объектам и способности видеть их такими, какие они есть. Это чувство-настроение пропитано или симпатией, или антипатией и является установкой человека, его вожделением.

Предрассудки являются иррациональными компонентами сознания определённой группы людей или индивида. Они обычно связаны с суеверием, предубеждением, религией и другими видами установок и отношения к каким-либо явлениям. Предрассудки очень устойчивы, они, как правило, стереотипны и эмоционально окрашены.

Проблемы, это те жизненные задачи или вопросы, которые человеку необходимо решать. Часть этих задач, это естественные потребности организма требующие удовлетворения, вторую, более обширную часть формируют болезни, неустроенный быт, и интересы-влечения их создающие. Обширный ряд всех проблем представляют мотивации человека - его влечения во всех областях жизнедеятельности.

Даже глядя на простые вещи мы видим проблемы, связанные с противоположностями. Когда человек постоянно занят, то проблемой является свободное время, а когда он незанят, то проблемой является занятость (точнее, чем заняться или как убить время), так проблемы чередуются, составляя круговорот превращений. Сама жизнь является проблемой вследствие постоянных изменений и беспокойства живущего человека, а собой она представляет постоянную суету – бессмысленное повторение и решение одних и тех же проблем в несколько изменившихся условиях.

Все общественные науки мира учат человека учиться от жизни, от её естественности, но человек, полагая себя разумным, предпочитает порочную жизнь и поведение и учится порокам. Это связано с желанием быть впереди.

Силой исторического процесса человек поднялся до уровня личности, как сознательного субъекта, но в некоторых случаях он собственной умственной деятельностью опускается ниже животного, следующего инстинкту. Человек заменил инстинкт (сложные безусловно-рефлекторные реакции, приспосабливающим каждую особь к конкретным условиям обитания) на желание быть выше других, себе подобных, и на жадность обладания богатством и властью над другими.

Один из жизненных соблазнов человека, это превосходство над другими людьми, как формы индивидуального существования. Превосходство, которое определяется не внутренними качественными показателями сознания, а наличием богатства и власти над другими, чаще подчёркивает отсутствие объективной деятельности сознания – психические установки или болезни личности.

Установки человека предполагает некий стимул, т. е. его желание, потребность или раздражитель, побуждающие его к определённому виду деятельности. Стимул(буквально остроконечная палка, которой погоняли животных, стрекало), это побуждение к действию, побудительная причина поведения человека. Стимул подгоняет человека в его делах, например, если ему куда-либо нужно, он стремится быстрее закончить дела и отправиться туда, куда ему нужно. Обычный стимул для человека, это его желание. Установки человека относятся к мотивациям - влечениям, побуждениям человека.

Принцип (от лат. principium – основа, первоначало), первоначало, руководящая идея, основное правило поведения. В ранней античной философии в качестве первоначала принимали воду, воздух, огонь, землю и т. д. Принцип рассматривали как выражение необходимости или закона явлений. Под принципом действия подразумевается, например, этическая норма, характеризующая отношения людей в обществе. У каждого человека имеются свои принципы поведения, которые он считает необходимыми и их можно выразить словами «Так правильно и нужно». Их, т. е. принципы, вполне можно отнести к установкам.

Установка, состояние предрасположенности субъекта к определённой активности (действиям, поведению) в определённой ситуации. Если вы установили себе определённое поведение в каких-либо ситуациях, это является вашим принципом поведения и одновременно вашей установкой (от слова установили). Наряду с простейшими, неосознаваемыми установками (инстинктивными рефлексами), у человека могут быть более сложные социальные установки, ценностные ориентации личности и т. п.

Ценность, положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира. Ценность объектов или вещей мира может быть признана группой, классом, обществом в целом или только индивидом. Значимость или ценность объектов не определяется свойствами предметов как таковыми самими по себе, а определяется их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей человека.

Критерий и способы оценки этой значимости (ценности) предметов очень условны, они колеблются и меняются в зависимости от условий и времени оценок и необходимости в их. Например, когда человек голоден или испытывает жажду, то главную ценность в данный момент времени для него представляет пища и вода, а когда эти первостепенные потребности удовлетворены, у него появляются другие интересы и ценности. Проще говоря, для человека ценность вещей или предметов определяется их необходимостью. Ценность явлений – их значением в жизни. Для индивида многие вещи, имеющие ценность для других людей, могут не иметь значения, если он не нуждается в них.

Все представления о ценности объектов мира являются мнением людей о них, хотя оно (мнение) людей не бывает надлежащим мерилом их ценности. Все мнения человека об объектах и явлениях появляются из собственных оценок и зависят от качества его восприятий, мировоззрения, социальной позиции, уровня культуры, интеллектуального и нравственного развития. Подчёркнуты те факторы, которые влияют на оценку и поэтому они у людей отличаются. Во всех случаях, согласны мы с мнениями других людей или нет, для того чтобы считать что-либо ценным или неценным нам его нужно оценить, т. е. составить о ценности объекта или вещи своё мнение.

Оценка представляет собой мнение о ценности, уровне и значении, необходимости и возможности использования всех вещей для удовлетворения собственных нужд. Основой индивидуальной оценки вещей является потребность или необходимость в них. Вообще же оценивается человеком практически всё, включая и поведение, для этого имеются другие критерии оценок, например, моральные оценки. С точки зрения морали мы одобряем или осуждаем различные явления социальной действительности и поступки людей в зависимости от того, какое нравственное значение они имеют. Этой оценкой устанавливается соответствие или несоответствие уже совершённых поступков требованиям нравственности. Общая моральная оценка явлений производится в категориях добра и зла. Качество этих оценок зависит от представлений человека о нравственности, добре и зле и т. п., убеждений человека и его знания по каким мотивам эти явления совершены – например, преступления. Поступки и явления могут быть вызваны и обстоятельствами, при которых невозможно было поступить иначе.

Всё нужно рассматривать с учётом обстоятельств и мотивов событий, тогда ошибки в оценках уменьшаются. Здесь мы ничего нового не открыли, всё это было и происходило и происходит с начала происхождения человека. И сказал Господь Бог: «Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; …». Таким образом всё происходит благодаря познанию человеком добра и зла, а оценки этих явлений не у всех соответствующие действительности из-за заблуждений.

Исходя из собственных оценок человек мотивирует своё отношение к окружающим условиям, социальным явлениям, человеческой деятельности, поведению, установлению их значимости, соответствия определённым нормам и принципам морали (одобрение и осуждение, согласие или критика и т. п.). Основой для правильной оценки является не только учёт мотивов, а также средств и целей действия, обусловленности, места в поведении личности. Все эти условия оценок может показаться трудно выполнимым, но если эти мнения о ценности делаются для себя и не наносят вреда окружающим, то никому кроме вас оно и ненужно. Представления о ценности вещей и явлений бывают ошибочные не только у индивидов, но и у классов, сообществ, органов власти и т. д.

Многое из того, что считается у смертных ценным таковым не является. Возьмём для примера одну из таких почитаемых «ценностей» почитаемой ныне и почитавшейся в древнем мире.

В 86 г. до н. э. посредине форума Романума в Древнем Риме, разверзлась земля. Яма была очень обширной, таковой, что казалась бездонной пропастью, засыпать её никак не удавалось. Обратившись к пророческим книгам, прочитали следующее: «Знайте: сомкнётся земля лишь тогда, когда в чёрную бездну сброшено, будет всё то, что усмертных считается ценным». Римляне, узнав об этом, понесли и сбросили в яму всё самое ценное на их взгляд - золото, серебро, плоды и другие ценности. Однако пропасть ничуть не уменьшилась, поэтому многие усомнились в истинности оракула. И тогда Марк Курций, молодой муж, прекрасный телом и духом, сказал, что понял о чём пророчествовала сивилла.

Простившись с семьёй, одевшись и вооружившись он оседлал боевого коня. Т. к. он понял, что пророчествовала сивилла о войнах направленных на завоевание богатств (алчностью), и её атрибутах - мужской доблестью и тех ложных ценностях, которые почитаются смертными людьми в мире. Марк бесстрашно ринулся в бездну, которая тотчас над ним сомкнулась.

Когда нет войн, нет крайних форм насилия, убитых и раненых, покалеченных и т. д., и нет героев (от слова героин) – опьянённых победами и славой.

Пророчество указывало на бессмысленность войн, в которых уничтожаются люди и захватываются чужие богатства, материальные ценности, население теряет свою свободу и порабощается захватчиками. Войны наносят существенный ущерб и экономике государств их ведущих, население этих государств беднеет. Эта бездонная пропасть закроется лишь после того, когда человечество прекратит войны, связанные с захватом богатств, уничтожением людей в войнах с погоней за властью в мире. Войнами в мире пропасть можно лишь расширить. Однако мирской алчной властью не восприняты предупреждения о пагубной роли незаконного захвата искусственных и ложных ценностей, из-за алчности они стремятся к их завоеванию, поэтому в современном мире постоянно нарастает насилие, войны и другие проблемы.

Алчность.

Алчный человек, 1. жадный, корыстолюбивый. 2. Переносное значение. Страстно желающий чего-нибудь, стремящийся (устарелое). к чему-нибудь. Страстное желание и стремление к чему-нибудь, жадность и корыстолюбие отдельно сами по себе являются мотивами ряда поступков человека. Термин алчность употребляется редко, чаще могут говорить о жадности и корыстолюбии человека, хотя термин алчность более универсальный и включает в себя страстные желания и стремления к чему-нибудь. Пусть вас не смущает второе значение считающееся устарелым, т. к. именно оно отличает страсти (крайне выраженные увлечения)) от умеренности Алчность порождает стремления-желания и подталкивает людей их исполнять.

Отдельно говорить о жадности и корыстолюбии человека нет смысла, т. к. это частные дефекты сознания людей, а личность в сочетании с богатством и властью заслуживает некоторого внимания. Будда называл алчность императрицей мира и это полностью подтверждается политикой империалистических государств, стремящихся к господству в мире. Особенно это заметно в политике США, Великобритании, Израиля и ряда других государств, стремящихся к господству в этом мире.

Стремление к материальным богатствам чаще всего связано и со стремлением к власти подталкивающем человека к господству и правлению над другими людьми, порождая таким образом другие страстные желания-мотивации. Тот, кто беден не имеет власти, власть имеют имущие и управляют бедными. Значительное богатство, как правило, приобретается незаконно. Тот человек, который стремится к богатству одновременно стремится и к власти, а получив богатство у него возникают стремления к его увеличению (обогащения), а если у него есть и власть, то это способствует обогащению. Поэтому страстное стремление к власти (жажда власти) также относится к алчности. Примеров тому много, это незаконное обогащение чиновников – чем выше должность, тем больше возможностей.

Имея власть человек не работает, а повелевает другими людьми, эта ещё одна из причин жажды власти. Большая часть войн, переворотов, незаконных захватов власти и борьба за власть объясняется алчностью. Политики не обвинят сами себя в алчности и обычно они скрывают истинные мотивы своего поведения и борьбы за власть поэтому лгут. Мотивации человека, это его внутренние побуждения, которые частично проявляются в делах.

В порядке заключения.

Если отбросить страстные (сильно выраженные) желания мы обнаружим, что все действия человека так или иначе чем-либо мотивируются. Никто не станет отрицать, что каждый человек хочет находится там, где он считает, что ему будет лучше, т. е. там, куда его влекут его желания. Вся жизнь человека связана с его естественными потребностями, жилищно-бытовыми проблемами, проблемами здоровья и взаимоотношений с людьми и окружающим миром и от этого никто не может отказаться.

От рождения человека его жизнь постоянно приближается к смерти, а вся его жизнь, посвящена удовлетворению влечений (или желаний). Основные мотивации человека взаимодействий с окружающим миром объясняются потребностью удовлетворения своих желаний.

Все влечения человека, требующие удовлетворения, непосредственно связаны с представлениями об окружающем мире и людях, в основе которых лежат восприятия, или познавательная деятельность человека и его знания. Чувства человека, возникающие в организме как физиологическое влечение, преобразовываются в сознании в мотивации – целенаправленные избирательные влечения к чувственным объектам, связанные с впечатлениями и представлениями человека об удовлетворении своих чувств-желаний. В конечном итоге мы вернёмся к ценностям, представления о которых зависят от желаний человека.

Ценность для индивида, это то, что человек считает для себя ценным, дорогим или важным в жизни, в противоположность тому к чему он относится отрицательно или безразлично. Любая вещь, которая по каким-то причинам дорога (не по стоимости) для человека является для него ценной, он относится к ней бережно. Много вещей которые нужны в быту, но их чаще делят по их стоимости. Тем не менее понятия о ценности вещей произошли от цены (стоимости вещей), да к тому же мы вольно или невольно оцениваем все вещи. Эти оценки важны для индивида, т. к. они формируют его отношение к вещам и явлениям. Они индивидуальны и поэтому разные, для кого-то одинаковые вещи дороги, а для кого-то нет. Ценностные характеристики предмета добавляются к нему и выражаются отношением – имеет большие достоинства, важный и нужный предмет, высокие свойства, качества. Поэтому важной и ценной для индивида может быть и лопата, которой он неоднократно копал на своём дачном участке и привык к ней.

Так у человека формируется ценностная ориентация, его избирательное отношение к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений выраженная в поведении и стремлениях. Это стремление человека к ценностям, которые могут быть сугубо индивидуальными или общими для общества, группы и т. д.

Основой для определения ценности для человека являются его влечения и стремление взаимодействовать с объектами своего влечения и владеть ими. В связи с этим ценность проявляется в различии, различном отношении человека к вещам и объектам материального мира и их делении на положительные и отрицательные явления по своему отношению к ним, по своим чувственным оценкам. Таким образом, человек делит мир на добро и зло, на плохие и хорошие вещи – на влекущие и отталкивающие, любимые и ненавидимые и т. п.

Ценность, это лишь положительная или отрицательная значимость объектов и явлений окружающего мира для человека не относящаяся к их свойствам. Это в полной мере относится и к ценностям определённой группы людей, классу, обществу в целом, что связано с их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересами и потребностями, оценками людей, социальными отношениями. Критерий и способы оценки этой значимости выражаются в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях человека и в своей основе являются обычными желаниями и стремлением к их удовлетворению. Влечения человека и определяют ценность и значимость объектов и явлений и являются различительной формой деятельности сознания (ума) – целевой и ценностной осознанности бытия.

Ценности могут различаться по материальной, общественно-политической и духовной принадлежностям. Во всех людских сообществах имеются различные представления о ценностях - добре и зле, справедливости, свободе. А в антагонистическом обществе классы вырабатывают различные представления о ценностях – добре, справедливости, свободе и т. п. отличающиеся от общечеловеческих. Вместе с тем в мире существуют общечеловеческие ценности (определённые нормы нравственности, прогрессивно культурное наследие), приемлемые во всех обществах и во все времена

К мотивациям, распространённым среди людей, относятся приобретение ценностей и владение ими, принципы жизни, и конечно же развлечения (разнообразные или разные влечения). Из них можно выделить материальные ценности, служащие основой для поклонения им – фетишизм. Начало поклонения заложено в мотивациях (влечениях) и ценностной ориентации человека в жизни. Вся жизнедеятельность человека направлена на удовлетворение своих чувственных желаний, всё производство и технические достижения человечества служат только донной цели – удовлетворению потребностей в своём корне являющихся желаниями.

Поклонения человека вызваны его желаниями и его стремлением к обладанию желаемыми объектами, чувством собственности. Вследствие своих заблуждений и нежелания рассматривать объекты принципиально, их поверхностного чувственного восприятия и рассмотрения по принципу «нравится или нет» человек поклоняется своим неправильным восприятиям, связанным с его верой и доверием, тем объектам, которым он поклоняется.

Всё то, чему человек поклоняется в жизни, является чувственной формой поклонения, к ним относятся и религии. Поклонение, это предметное чувство, выражающее покорность превосходству или внутреннему влечению человека.

О сути мотиваций.

Мотивации в своей основе есть чувства человека, точнее его желания, или влечения. На проблему влечений взглянем с точки зрения их удовлетворения и процессов к ним относящимся.

Что касается самого влечения, то оно, как и всё другое происходящее с человеком бывает различным не только по содержанию, но и по силе. Условно мы их разделим на три типа – слабое, умеренное или нормальное и сильное. Об этих желаниях мы можем сказать и иначе, т. к. их мы будем рассматривать отдельно: слабое – может хочу, а может не хочу (необязательно), умеренное – нормальное, или это нужно делать (важно) и сильное – страстное. Это всё чувства человека, и то что для одного кажется сильным или слабым, для другого может казаться нормальным. Но во всех случаях чем сильнее индивидуальное влечение, тем больше оно вызывает проблем, да и само по себе оно может быть болезненным.

Несколько слов о понятии влечения, как чувства мотивации.

Влечение (от слова влечь – тянуть, тащить, манить, притягивать к себе), можно определить, как тягу, или склонность к чему-или кому-либо. Всегда, когда мы испытываем чувство влечения к кому или чему-либо нас к этому тянет, притягивает какая-то «неведомая сила», т. е. нам хочется с этим объектом взаимодействовать или быть рядом с ним и т. п. Влечение обычно предполагает получение удовольствия при взаимодействии с его объектами, а каковым оно будет зависит и от действий человека которого влечёт к объекту и от объекта влечения.

Влечения могут тормозится и подавляться, а будучи неустойчивыми переносится с одного объекта на другой (сегодня нравилось одно – завтра другое) и т. п. Они могут быть самыми различными, но в своём большинстве влечения проходят, если лежащая в их корне потребность удовлетворена. В некоторых случаях они могут проходить по причине надоедания или пропадания интереса, после более близкого знакомства пропало желание и т. п. Хотя это в большей степени относится к вещам, тем не менее всё происходит примерно так и в отношениях с людьми, только здесь отношения усложняются, т. к. они двухсторонние, а влечения двух сторон могут не совпадать. По этой причине появляются разногласия и споры, конфликты, неприязнь и другие проблемы.

Так как в корне всех влечений лежит какой-нибудь раздражитель, то раздражение в той или иной степени возбуждает или волнует человека, со слабыми или умеренными раздражениями можно легко справиться, а сильные раздражения трудно подавлять, но можно. В этих случаях нужно рассматривать причины почему оно появилось, и так ли важно его удовлетворение как считается. Чрезмерное раздражение вызывает ненужное напряжение нервной системы, может вызвать утомление физическое и психическое, переутомление и болезни. Всё это происходит и в тех случаях, когда человек стремится удовлетворить все свои желания-влечения, когда их много и начинает зря суетиться.

Вот мы решили удовлетворить своё влечение, т. е. сделать то, о чём говорит нам термин влечение. Если разделить термин на составляющие, то мы получим наше действие по удовлетворению нашего желания отправляясь в лечение – т. е. в объективное и активное излечение практически удовлетворив влечение-болезнь, называемые в общем обиходе удовлетворением потребности. Бывает и так, что влечение не удовлетворяется и действия по его удовлетворению получают отпор. Но и при удовлетворении влечения беда в том, что влечения бесконечны, хотя в определённой степени и однообразны, от одного мы излечились как появляется другое. Для примера возьмём любое побуждение, связанное с организмом, например, вы проголодались – хорошо поели и от желания есть избавились (излечились), но захотели вздремнуть или просто отдохнуть так дальше. Пройдёт какое-то время и вам опять хочется есть.

Однообразие всех влечений в том, что равновесие (нормальное состояние) после возбуждения обретается удовлетворением желания, но новое желание появиться опять. Желания (влечения) человека, это обоюдоострый меч, поражающий не только объекты влечений, но и самого человека испытывающего (удовлетворяющего) свои влечения. Чем острее лезвие меча (ощущения), тем сильнее поражение сознания. Влечения, это движущая сила жизни и мира сего, ведущие к жажде жизни - бесконечных круговоротов рождений и смертей и самих влечений. Удовлетворив одно желание, человека возбуждает новое раздражение и появляется новое желание жизни в других её проявлениях – получается постоянный круговорот. Всё это можно проследить на своих влечениях – они всегда имеются, т. к. их источник чувства.

Чувства, ум и разум человека работают совместно – чувства создают влечения, ум их переводит в потребности, а разум рассуждает и систематизирует их и определяет, как их удовлетворить. Чувственный организм работает, как механизм, в котором все процессы взаимосвязаны и заставляет человека поступать согласно требованиям чувств. Научившись управлять чувствами, человек научается контролировать своё поведение.

Иногда человек не может объяснить почему он поступил вопреки своим убеждениям и принципам поведения. Причины могут быть различными: внушение, обстоятельства и т. д., всё зависит от внутреннего состояния и импульсно-волновой природы передачи сигналов управления в организме.

Вся деятельность живого организма построена на электрических импульсах, кроме обычных восприятий они же и создают импульсивное восприятие и соответствующий побудительный толчок к действиям. Импульсивное восприятие, кратковременный эффект, вызванный нервными импульсами или воздействием потока мысленных раздражений, воздействующих на сознание человека. Импульсное восприятие относится к волновым импульсам. Импульс волновой, однократное возмущение, распространяющееся в пространстве или мысленной среде и быстро исчезающее. Импульс (или проще толчок) – является началом побуждения к деятельности, им может быть мысль, мимолётное желание-влечение от неожиданного раздражителя и т. п. В потоке сознания в котором находится живой человек витает множество желаний, включая и кратковременные волновые импульсы различной силы.

Механизмы мотиваций.

Организм человека сложное устройство и во множестве случаев работает как хорошо слаженный механизм, и мы не задумываемся о его работе, также, как и о причинах наших мотиваций. Всё в нём находится в причинно-следственной связи, если условия изменяются, меняются и реакции организма на них, примерно такой же последовательности подвержены и мотивации. Принципиальная структура различных мотиваций в общем является аналогичной.

Каждая мотивация объединяет два взаимосвязанных механизма:

Физиологические реакции, в которых находят своё выражение те или иные смещения жизненно важных констант внутренней среды.

Физиологические реакции, направленные на выравнивание того нарушенного равновесия, которое в данный момент наступило во внутренней среде организма – иначе говоря, реакции, дающие полезный для организма приспособительный эффект. Последние включают и целенаправленное поведение.

Такая структура присуща как простым, так и сложным мотивациям.

С точки зрения функциональных систем организма, обеспечивающих его приспособительные реакции, механизмы различных мотиваций могут быть представлены следующим образом.

Механизмы первичных мотивацийосновных влечений») по упрощённой схеме.

Как правило, первым толчком для возникновения первичных мотиваций является изменение внутренней среды организма. В их формировании первенствующее значение принадлежит смещение основных констант крови, отклонению их от уровня, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность организма. Так голод в значительной степени определяется снижением уровня питательных веществ в крови («голодная кровь» требует пищи – возникает влечение к пище). Жажда возникает при понижении осмотического давления в крови, половые мотивации – при возрастании в крови половых гормонов.

Формирование мотиваций и их удовлетворение осуществляется по принципу саморегулирования. Удовлетворение мотивации почти всегда заканчивается значительным успокоением, снижением уровня функциональной активности центральных и периферических нервных образований. Значительное успокоение наблюдается и тогда, когда организм избавляется от болевых раздражений, страха и т. д. Принципиально то же самое наблюдается при опорожнении мочевого пузыря, кишечника и т. д.

Возникающее на основе первичных мотиваций поведение животного и человека по своей сути является внешним завершением функциональных изменений, возникающих в структурах мозга. Основным итогом всех процессов, связанных с мотивациями, является восстановление постоянства внутренней среды организма, этим «круг» (цикл) процессов начавшийся с изменений замыкается. Эти круговороты повторяются, как и все другие циклы, включая круговороты «рождений и смерти».

Механизмы сложных мотиваций и их роль в поведении.

Как правило, все высшие мотивации возникают на основе низших мотиваций. В процессе индивидуальной жизни для удовлетворения «основных влечений» организм всё в большей мере «знакомится» с внешним миром и учится внешним мотивациям. В процессе обучения и результате установления связей между «основными влечениями» и внешними воздействиями роль мотивационного стимула может перейти уже к любому внешнему раздражителю. Таким образом, в формировании высших мотиваций прежде всего участвуют условно рефлекторные механизмы.

Уже первое подкрепление у ребёнка приводит к тому, что в ЦНС на основе эфферентного синтеза начинает формироваться специальный аппарат оценки последующих событий: «акцептор действия». Его биологический смысл и значение состоит в том, чтобы ещё более быстрым образом способствовать удовлетворению потребностей организма. Этот аппарат мобилизует те положительные эмоциональные приборы, которые уже ранее возбуждались подкреплением. Он совместно с исходной мотивацией направляет поведение на поиск соответствующего подкрепления. Постепенно механизмы акцептора отшлифовываются и начинают проявлять своё побуждающее действие всякий раз в связи с возникновением той или иной мотивации. Аппарат акцептора действия человека может возникнуть и действовать и без наличия непосредственно первичной мотивации, а только на основе раздражителей второй сигнальной системы, которые могут быть связаны с «первичными влечениями» самым отдалённым образом.

Сложное поведение человека не сводится к действиям только внешних раздражителей. Любая безусловно-рефлекторная поведенческая реакция целого организма включает в себя обязательно определённую мотивацию, обусловленную первичными изменениями во внутренней среде. Эта мотивация, выступая в роли своеобразного «фильтра», в значительной степени определяет характер реагирования организма на внешние раздражители.

Патологические мотивации.

Наряду с естественными нормальными мотивациями имеется множество случаев их патологических расстройств аффект патологический, шизофрения и другие относящиеся к психическим заболеваниям). Мотивации непосредственно связаны с восприятиями человека. Неправильные восприятия мешают объективному отражению действительности, а вслед за этим и способствуют патологическим мотивациям.

Шизофрения, прогрессирующее психическое заболевание, расстраивающее в той или иной мере выраженности высшие формы психической деятельности, всестороннее отражение действительности в её конкретных взаимосвязях. Всестороннее отражение действительности для многих людей довольно сложный процесс, но в простых делах вполне осуществимый. Усложняя же вопросы человек запутывается и со временем деградирует.

Наиболее яркий пример патологических мотиваций наркомания. Заболевание этого рода основано на физиологических механизмах избирательного действия различных фармакологических и особенно наркотических веществ на специфически активирующие механизмы различных мотиваций. Некоторые наркотические вещества искусственно устраняют различные мотивации, приводя примерно к такому же эффекту, как и натуральное подкрепление. Например, алкоголь и морфин тормозят половые влечения, голод и жажду и т. п.

Наркомании, это проявленные патологические мотивации имеющие клинические формы заболеваний кроме которых имеется масса отклонений у лиц, считающихся здоровыми? К ним можно отнести: эгоизм с амбициями – вообще завышенное самомнение, алчность и ложь, вызванные разными мотивами и другие отклонения являющиеся слагаемыми сознания. К сознательной деятельности с учётом мотиваций мы вернёмся после этого раздела с учётом изложенного в нём материала, а сейчас несколько слов б лжи.

Ложь.

У термина ложь имеется синоним – неправда, или более подробно – искажение истины, которое может быть сделано намеренно или по неведению. Ложь в действии – умышленный обман, производная лжи – клевета (оболгать). Клевета, распространение заведомо ложных, позорящих кого-либо измышлений.

С ложью человек знаком с древности, поэтому естественно, что её не оставили без внимания религиозные деятели и философы. Ниже и приведены определения лжи.

Ложь – высказывание, искажающее действительное положение вещей. Гносеологически Л. определил ещё Аристотель, считая ложным то, что находится в противоречии с действительностью: если суждение соединяет то, что разъединено в действительности, или разъединяет то, что в действительности соединено, то оно ложно.

От лжи отличается бессмыслица или абсурд. С психологической и этической точки зрения ложь бывает сознательной и ненамеренной.

Ложь обычно мотивируется какими-либо мотивами, чаще всего стремлением избежать ответственности. Или, например, желанием приобрести какую-нибудь выгоду или причинить кому-либо обиду, разорение, когда не хватает смелости сделать это открыто. Или это есть желание-мотив избежать посредством лжи заслуженного наказания, потерь.