Часть: Часть 3

Глава:

Страсть и бесстрастие

В жизни мы обычно имеем пару противоположностей, с которой и начинается развитие противоположных проявлений чувственной деятельности человека и страсть с бесстрастием не является исключением. Во внутренних переживаниях человека и его взаимоотношениях с окружающим миром могут быть и страсти и бесстрастие одновременно, т. к. что-либо возбуждает человека, а другое нет. Назвать все сильные влечения страстью тоже нельзя, т. к. влечения бывают как кратковременными, так и длительными, да и все они относятся к чувственной сфере жизни человека и не выражаются в каких-либо единицах. Единственное, что всегда бывает во всех чувственных проявлениях, как и в жизни вообще, это норма и различные варианты отклонений от неё в ту или иную сторону. Ниже и будут изложены представления людей о страсти и бесстрастии.

Страсть, сильно выраженное чувство; крайнее увлечение. Страсть (разговорное), страх, ужас. Рассказывать про всякие страсти. Натерпелся страстей. В дополнение к нашему определению, привожу термин страсть в переводе с английского языка. Passion 1) страсть, пыл; 2) любовь, увлечение; 3) гнев; о страстном человеке: passionate 1) страстный, пылкий; 2) вспыльчивый, невыдержанный. Обычно перевести точно слово с другого языка затруднительно, поэтому подбирают случаи, в которых термин используется, а это и раскрывает значение слова. К тому же, если говорить о страсти, как о сильном чувстве то насколько это чувство сильно у человека знает только он сам, поэтому страстность человека определяется по его поведению. О страсти лучше всего говорят писатели, много страстей и в политике, вместе с пристрастным отношением к происходящим событиям.

Возьмём один из признаков страсти – пыл, горячие чувства. Воспылать страстью к чему-либо. Из этого следует, что страсть, это чувство-желание, более сильно выражено стремлением человека к его удовлетворению. А в чувствах человека, она является крайним увлечением кем-либо или чем-либо. О страсти можно говорить как о сильном желании, сильно хотеть (похоть в половых отношениях), всеми силами стремиться к чему-либо, добиваться осуществления, или получения чего-либо, т. е. удовлетворения своего желания. Страсть впросторечии имеет следующие значения – очень, крайне, чрезвычайно. 2. Очень много. Это хорошо отражает количественную сторону страсти в сравнении с обычным желанием. Дострасти – очень сильно или очень много. В речевом разговорном употреблении страсть имеет и такое значение – страх, ужас. Страстный, это проникнутый страстью, чувством любви: чувственный.

Пристрастие 1) сильная склонность к чему или кому-либо (например, к футболу, кино и т. п.). В то же время пристрастие может говорить о несправедливом, предвзятом отношении к кому - чему-нибудь, необъективном предпочтении кого, чего-нибудь. П. в суждениях, судить с пристрастием о чём-нибудь.

О страсти вы можете прочитать в интернете высказывания писателей, философов и других людей, но это лишь их взгляды на страсть и они могут отличаться от ваших представлений, т. к. страсть это чувство и внутреннее переживание человека. Главное для человека чтобы страсть не привела его к порочному поведению, преступлениям и другим негативным явлениям. Для того, чтобы уменьшить влияние страсти на жизнедеятельность у человека есть воля и разум и ими нужно учиться правильно пользоваться. В процессе жизнедеятельности страсть может развиваться, или угасать. Всё зависит от обстоятельств, но многие из страстей поддерживаются и в обществе и в большей части это связано с высоким самомнением людей и их невежеством. О некоторых страстях и бесстрастии будет сказано далее, также как о воле и безволии.

Как и все другие крайности, страсть губительна для человека, примеров этому много и в мифах и легендах. Одолеваемый страстным желанием Давид (Библия) отправляет своего военачальника на верную гибель для того, чтобы овладеть его женой. Геракл (Смерть Геракла), решивший взять себе в жёны дочь Эврита Иолу. Узнав об этом, убитая горем его жена Деянира, из любви к Гераклу и страха потерять его, натирает плащ кровью кентавра Несса и убивает Геракла (сплошные страсти с обеих сторон отношений). Ясон (Агронавты), желая обзавестись новой женой, отказывается от Медеи и теряет своих сыновей, Медею и губит Главку и её отца, в конечном итоге сам погибает под обломками Арго. Страстью являются и желания овладеть богатствами (алчность), сама жизнь Ясона подтверждает это, как жизнь, потраченная впустую на походы и войны с желанием овладеть богатством. Это лишь маленькая часть примеров страсти, их можно найти множество и в современной жизни. О некоторых из них далее.

Все страсти включают в себя влечения и сильное желание их удовлетворить, т. е. жажду к удовольствиям. Жажда, это не только сильное желание пить, это и сильное желание чего-нибудь (например славы). Влечения, стремления к удовлетворению каких-либо потребностей живого организма. Влечения выражаются в инстинктивных реакциях, опосредствованных индивидуальным опытом. Возникают независимо от сознания человека, но могут им управляться. Влечения человека связанные с мотивациями, мотивами и интересами личности, могут управляться им – тормозиться и подавляться, переноситься с одного объекта на другой и т. д.

Даже в тех случаях, когда человек стремится к славе, богатству он в конечном итоге стремится к удовольствиям, не говоря уже о половых влечениях, так что в основе влечений, пусть не чётко различимые, всё же потребности организма.

Вожделение.

Для страсти и её проявлений характерно название вожделения, только вот определить насколько сильное это желание определить довольно сложно, даже если сравнивать страсть с нормой. Поэтому проще будет исходить из того, что этот тип влечения человека превышает или заметно отличается от окружающих его людей. Во всех случаях это влечение доминирует у человека его имеющего. Можно взять за основу определения сильной страсти или вожделения Влечения + Жажду к ним, т. к. жажда, желание пить в горячую и сухую погоду всем известна. Или исходить из того, что жажда, это сильное желание постоянно или периодически о себе напоминающее и требующее удовлетворения. Обычно усиливается при длительном постоянном неудовлетворении чувств, желаний, вызванных патологическим возбуждением. Возбуждение может поддерживаться и контактами с раздражителями, что часто бывает при отсутствии самоконтроля у человека.

Вожделение, сильное чувственное влечение; страстное желание чего-нибудь. Вожделенными могут быть разные вещи и душевные порывы. Вожделенный, желанный, страстно ожидаемый. В. час. Вожделенная цель. К вожделению можно отнести многое – влечение к желанному объекту, стремление к удовольствию или удовольствиям, к наслаждению. К нему можно отнести и самомнение человека, как никак в самомнении большая доля желания выделятся из среды людей, и быть выше их.

К вожделению относится всё то, что приятно, а также и знание, вместе с познанием добра и зла в царстве невежества и иллюзии – земном мире.

Из библии. «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому, что даёт знание и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел». То, что вожделенно и приятно для глаз и доставило наслаждение при употреблении, принесло свои плоды несколько позже, «…ибо прах ты и в прах возвратишься», «…и не стал жить вечно» человек, стал смертным, как всё живое на земле, как любой живой организм. Человек, следующий телесным желаниям, вожделению, страстям и желаниям тела превратился в живой организм – превращающийся и изменяющийся как весь животный мир.

Следуя животным функциям, имея вид человека и полагая, что он будет «…как боги» - он превратился в обыкновенный земной прах, живой организм – продукт эволюции живых организмов. Кроме этого человек забыл о старении и смерти, имеющихся на его жизненном пути, инволюции, являющихся неотъемлемыми составляющими его жизни. Всё это можно оспаривать, кроме того что этот мир полон страстей-вожделений.

Эго «Я», вожделение человека, это воображение человека о самом себе, о своей роли и статусе в жизни в сравнении с другими людьми. Самооценка человека редко исходит из имеющихся в действительности у него качеств, она происходит, как правило, из сопоставления себя с другими людьми. Человек, сопоставляя себя с другими людьми и делая относительную самооценку, противопоставляет себя другим людям, так делит их не по качествам, а по своим субъективным меркам и своим чувственным отношениям. Самооценка человека чаще всего завышается им вследствие его самомнения (эгоизма) и неведения, или невежества и неспособности видеть вещи такими, какие они есть. Обычно в жизни, чем ниже у человека качественно-нравственные показатели, тем выше его самомнение, порождающее шизофрению или паранойю, или наоборот шизофрения или паранойя порождают самость.

Рождение в теле создаёт «я» человека, вследствие отождествления себя с телом, кроме этого ему с детства внушают индивидуальность. Но нет ни тела, ни «я», всё создаётся умом и чувствами – иллюзией, или Майей – мировой иллюзией. Но и иллюзия мировая является индивидуальной, она существует в сознании (уме) до тех пор, пока человек не начнёт понимать, что никакого «я» нет. Ролевые ситуации, с которыми человек отождествляет своё «я», от человека не зависят, и он ничего не сможет сделать или изменить, до тех пор, пока не поменяется ситуация, условия или обусловленность души. Это очень трудно понять человеку до тех пор, пока его влечёт к взаимодействию с объектами влечений. Чувства человека создают у него впечатления своего «я» и это начало вожделения человека.

Борьба с этим вожделением «Я» представлениями человека, или желанием заключается в объективном познании действительности и отрешённости от чувственных влечений к объектам. Основной смысл такого подхода это пресечение желаний, а желания обычно имеют два вида – хочу или не хочу, или меня это привлекает или не привлекает. В своём выборе человек обычно руководствуется своими критериями оценки и выбора симпатией или антипатией, это то,что является вожделением человека. Слово вожделения по своему смыслу содержит в себе три определения: вождь (желание, ведущее человека к тому, что он считает для себя нужным), лень (нежелание человека к проверке мотивов своих желаний и действий) и индивидуальное «Я» (самомнение). Проверка, или понимание восприятия своих побуждений, это есть понимание сущности явлений, или объективная деятельность сознания по отражению действительности – видение вещей и событий жизни таковыми, какие они есть. Таким образом, источником, или пристанищем (вернее того и другого) вожделения являются чувства, ум и разум человека.

Алчность.

Речь идёт о человеке и его отношении к деньгам, богатству и другим сторонам материального мира. Один из основных признаков алчности человека является его ненасытность, такой человек не удовлетворятся ничем у него имеющимся. Ему постоянно чего-либо не хватает.

Алчный человек жаден и корыстолюбив. В переносном значении понятие алчности человека шире, к ней относятся и страстные желания чего-нибудь, стремления к чему-нибудь. Второе значение считается устаревшим, но в жизни оно не устарело, т. к. к алчности кроме богатства относится и жажда власти, славы и стремление к ним вследствие их неразрывной связи с богатством. Алчность людей причина многих негативных явлений в мире – конфликтов, междоусобиц, войн, споров и т. п. Внешне это может быть не всегда заметно, но обычно это хорошо видно по делам людей.

Об алчности Будда сказал: «Алчность, это императрица нашей жизни; алчность порождает стремление, желание, она же и подталкивает людей их исполнять». Примеров алчности достаточно во внешней и внутренней политике современных государств, большинство действий которых, и их чиновников основано на алчности – жажде к господству (власти), стремлении к обогащению, славе и т. д. На этом разговор о страсти не заканчивается, он продолжится после характеристики состояний бесстрастия.

Бесстрастие.

Для бесстрастия в отдельных случаях подойдут близкие ему по смыслу слова: безразличие, равнодушие, апатия и другие. Разговор о бесстрастии начнём с апатии, состояния с которым временно встречается почти каждый человек. Такое состояние может временно появляться в результате усталости от суетной и бессмысленной деятельности. Одновременно скажем и о близких к апатии состояниям бесстрастия – безразличия, индифферентности, невозмутимости и других. В жизни есть множество вещей, которые нас не волнуют, но есть и вещи, которые нам не безразличны, поэтому в каких-либо вопросах у человека имеются проявления страсти, а в других - бесстрастия.

Для термина апатия можно использовать и перевод из апатического синдрома. Апатический синдром (от греч. a – отрицательная частица и pathos - страсть) в буквальном переводе не страсть, т. е. бесстрастие. Можно взять и другие переводы термина апатия, но здесь нужно быть внимательным к содержанию перевода. Для примера приведу два перевода из разных источников. Апатия (гр. apatheia) состояние полного безразличия, равнодушия. Апатия (от греч. apatheia), состояние безразличия, резкое снижение активности, отсутствие побуждений к каким-либо действиям (часто следствие нарушения НВД). Эти переводы можно использовать и для определения апатии как заболевания, т. к. полное безразличие и равнодушие в жизни редко бывают у человека. К тому же отсутствие побуждений (желаний) считается болезненным безволием (абулией), поэтому нередко говорят об апатоабулическом синдроме.

Перевод терминов всегда имеет предполагающий смысл, т. к. термины употребляются первоначально обычно в каком-то конкретном случае, а используются во многих случаях, или ситуациях, которые могут значительно отличаться от первоначальной ситуации, а иногда и совсем не соответствовать конкретному смыслу. В данном случае нас интересует обычное бесстрастие и для его характеристики вполне подходит приведённый первым буквальный перевод для апатического синдрома

Отсутствие страсти, это не отсутствие чувствительности и желаний, это отсутствие сильных, чрезмерных чувств, т. е. страсти. Страстное влечение само по себе является отклонением от нормальной деятельности человека, в его чувственной сфере, т. к. она говорит о наличии у человека чувственной чрезмерной раздражимости и возбуждения. Когда речь идёт об апатическом синдроме как о заболевании, то у человека имеются не отдельные симптомы, а их комбинации или синдром.

При апатии может быть и снижение активности, и временное отсутствие побуждений, и безразличие, а если говорить без детализации, то это состояние можно определить как такое, когда ничего не нужно и ничего не хочется. Термин апатия появился давно, и теперь мы понимаем апатию как ненормальное состояние. В то же время, в этических учениях стоиков под апатией понимается бесстрастность, душевная невозмутимость, состояние, когда чувства не мешают деятельности разума. Такая апатия, согласно стоикам, является идеальным условием для размышлений. Это понятие бесстрастия (апатия) было введено для понимания и развития устойчивого отношения без страсти к объектам в постоянно меняющемся мире с основным смыслом термина апатия в отсутствии страстей и аффектов, а не в болезненных симптомах отсутствии чувственных реакций или параличе эмоций. Понятие апатии, как свобода от страстей – бесстрастие, было выдвинуто Стилпоном, развито стоиком Зеноном из Китиона, Эпиктетом.

В дополнение к апатии рассмотрим значения слов безразличие, равнодушия и отрешённости. Отрешённость – (близкое к нему по смыслу понятие - безразличие) состояние не проявления (отсутствия) интереса к делам жизни происходящей вне человека и не имеющих к нему отношения, так как вовлечение в них, делает человека принадлежностью мира бытия, вовлекая его в бесконечный круг иллюзионных изменений. Все указанные здесь состояния могут быть не только результатом отсутствия интереса к кому чему-либо или потери влечения, а продуктом тренировок.

Если рассматривать значение слова безразличие, то оно означает равнодушие, безучастное отношение к кому-чему-нибудь. Равнодушие в свою очередь будет означать безразличие, безучастность. Практически получается одно и то же самое, только сказано разными словами, к тому же речь всегда идёт о частностях, т. е. о ком или чём-либо, а не о полном безразличии или равнодушии человека. Всё это игра слов, основанная на игре чувственных представлений. Индифферентный (от лат. indifferentisбезразличный) – равнодушный, безучастный, безразличный. В отличие от апатии, слово безразличие означает отсутствие интереса к вещам или событиям и заинтересованности в определённых видах деятельности, включая познание. Безразличный человек, это человек, не проявляющий излишнего интереса и любопытства к делам других людей, равнодушный к объектам повышенного интереса, страстного влечения.

Полное безразличие к раздражениям, как таковое, отсутствует только при потере чувствительности у живого организма – больного, под наркозом. Бесстрастие, это не полное безразличие и отсутствие чувств у живого человека, это отсутствие страстей, чрезмерных влечений и страстности в жизни. Бесстрастие не является болезнью, это состояние противоположное страсти и возбуждению. Оно означает нейтральное отношение к объектам чувств не вызывая волнения, но не является отсутствием чувств и чувствительности человека к внешнему миру. Бесстрастный, это уравновешенный человек между двумя противоположными вариантами, спокойно относящийся к жизненным событиям и окружающему миру и людям. Пока жив человек, он не может быть полностью бесстрастным или страстным, равнодушным и безразличным. Страсть и апатия, это временные состояния, а время изменяет отношение человека к внешнему миру и разрушает страсть. В крайних вариантах и страсть и апатия переходят в заболевания.

Об апатическом синдроме как о заболевании уже говорилось во второй части, поэтому напомню лишь главную характеристику – об отсутствии побуждений, так называемом параличе чувств и душевной опустошённости. Отсутствуют чувства-влечения, естественно, что при этом в сознании человека нет побуждений, т. е. оно, сознание человека, без них пусто вот вам и душевная опустошённость. Нет желаний-побуждений, отсутствуют и волевые импульсы по их удовлетворению, появляется безволие (при болезни болезненное – абулия). Сама по себе апатия, это не болезнь, это бесстрастие (с греческого языка а частица отрицание, патия – болезнь, страсть). Временное или не болезненное состояние апатии может появляться и у здорового человека. Она может появиться как временное явление при невозможности удовлетворения желаний, достижения поставленных целей, от безуспешной и бесцельной деятельности, которые вызывают преодолимое расстройство психики – временную неспособность к активности. Обычная апатия, это нежелание что-либо делать, незнание, чем заняться, из-за временного отсутствия побуждений и мотиваций.

К страсти и бесстрастию.

Со страстями – сильно выраженными чувствами мы встречаемся довольно часто, что позволяет говорить о человеческом мире, как о мире страстей. Страсти, это и состояния чувственной сферы и разговоры о страстях. Не всегда страсти выделены в характеристиках состояний, а разговорах-страстях и о страсти мы можем услышать, что страсти вокруг какого-либо события утихли. Достаточно взять определение наркомании, и мы встретимся нём со словом страсть. Страстные состояния встречаются чаще, чем апатии, т. к. они ярко выражены в поведении человека, а апатию мы можем и не заметить у другого человека. Во всех страстях и апатических состояниях всё зависит от силы их проявления.

О безразличии или равнодушии не говорят так часто как о страсти, а для чрезмерных страстей есть ряд определений (например, наркомания, фанатизм). Гнев, ярость, злоба, ненависть, пылкая любовь – все термины, указывающие на страстные состояния, во многих из них страсть, это крайне выраженное состояние возбуждения, раздражения. Это все эффектные состояния, имеющие в основе аффективные, патологические состояния нервной высшей деятельности, вызванные слабостью нервной системы и субъективностью «я» - восприятия. Эти предельно-пороговые возбуждения ЦНС человека, поднимаясь до крайнего уровня возбуждения, могут привести к срывам в психической деятельности человека – аффектам разной силы проявления. Страсти часто становятся причиной преступлений, ненависти к другим людям, примеров этому много, один из них фанатизм.

Фанатизм (от лат. fanaticus – исступлённый), 1) доведённая до крайней степени приверженность к какому-либо верованию или воззрениям, нетерпимость к любым другим взглядам (например, религиозный фанатизм). В переносном значении означает страстную преданность чему-либо человека – фанатика (фаната). Фанатик, человек страстно преданный какому-либо делу, всецело поглощённый какой-либо идеей. В религии (от лат. fanaticus – исступлённый и от fanum - храм) человек, отличающийся исступлённой религиозностью, крайней нетерпимостью к другим воззрениям и верованиям, изувер. Изувер, человек, доходящий до крайней, дикой жестокости (первоначально произошло из религиозной нетерпимости). Об этом качестве страсти сказано в одноименном стихотворении Рабиндраната Тагора.

Вот иноверца изувер убил.

Он преступленьем веру оскорбил:

От имени Отца вселенной

Кровь сына пролил дерзновенно.

Кровавый стяг с молитвой в храм несут.

Не бога – сатану безумцы чтут!

Страсти распространены в жизни, не обошли они и богов, о чём говорится в легендах. Пример приведём из истории и легенд Древней Греции.

На всю Лидию славилась Арахна своим искусством ткачества. Она вызвала на состязание по ткачеству Афину Палладу (дочь Зевса). Нимфы и лидийские женщины низко склонились перед любимой дочерью Зевса и славили её. Одна лишь Арахна молчала. От этого у Афины вспыхнул гнев, и лицо её зарделось краской гнева. Самомнение и самолюбие (те же страсти человеческие, что и гнев) Афины было ущемлено. Пристрастные боги присудили победу Афине, невзирая на то, что работа Арахны была верхом совершенства. Дело в том, что Арахна изобразила на своём покрывале сцены из жизни богов, в которых боги показаны слабыми, одержимыми человеческими страстями. Безволие и страсти и сейчас являются главными «богами» в человеческих отношениях и земном мире. О страстях разговор будет продолжен в других разделах, а сейчас несколько слов о воле и противодействию страстям.