Часть: Часть 3

Глава:

Работа психики, чувств, настроения и отношения

Всё возникает и становится реальным в результате взаимодействия. Если вы считаете что можно жить без взаимодействия, то ошибаетесь, т. к. любой индивидуальный образ жизни появляется от взаимодействия с другими, отличающимися, образами жизни. Пока есть различие, есть и взаимодействие, ибо оно построено на разнообразии свойств вещей и явлений мира.

Последовательность формирования наших взглядов на жизнь.

Ощущения-восприятия формируют представление об объекте, являющееся конечным продуктом восприятия и его сохранение в памяти в виде образа, впечатления.

Одной из форм завершённого продукта восприятий (представления) является образное впечатление – то, что сохранилось, отпечаталось в памяти человека, как индивидуальное или как общее - инстинктивное. Практически впечатление (представление), это оставшаяся в памяти человека форма переживаний (чувств) вызванных жизненными событиями. Поэтому считать это представление впечатлением или образом-впечатлением не столь важно, главное понимать о чём идёт речь. Дело в том, что мы считаем впечатлением тот эффект или аффект, который на нас произвело какое-либо событие, предмет и т. д. и оставило след в сознании. Ведь и восприятие само-по-себе представляет целостный образ предмета, возникающий в результате воздействия «объективного» мира на органы чувств. Примечание: объективный мир, это только чувственный мир, имеющийся в чувствах, а не в действительности, но считающийся нами реальным (см. иллюзии).

Отделять, или отличать восприятие от представления следует только в тех случаях, когда какое-либо конкретное восприятие дополнено другими восприятиями и этим изменяет наши представления о вещах и событиях. Дополненных восприятий большинство, т. к. события и вещи повторяются и формируют о себе представления. В этих случаях мы обычно говорим: «Имею или не имею об этом представление. У меня такие представления, или предположительно – я представляю себе это таким образом». Во всех случаях наша деятельность во многом зависит от восприятий-ощущений.

В основе всех отклонений и психических заболеваний лежит неправильное восприятие действительности (или отличающееся от общепринятых восприятий). Поэтому восприятия человек в большинстве случаев должен анализировать, чтобы избегать ошибок в суждениях и поведении. Вместе с этим нужно отметить, что не все неправильные восприятия ведут к психическим заболеваниям или даже небольшим отклонениям в психической деятельности. Ложные восприятия могут формировать ошибочные знания, неправильные представление о событиях или объектах, вещах и т. д. К тому же наше сознание отражает действительность, а даже зеркало может отражать внешний мир неправильно, если невыполненное следующее условие. Зеркальное «правильное» отражение происходит от зеркальных поверхностей, у которых микронеровности поверхности малы по сравнению с длиной волны света.

Любовь и ненависть, пессимизм и оптимизм, симпатии и антипатии, это всё чувственное отношение, нарушающее объективное отражения действительности сознанием. Судите сами – все эти противоположные мнения о вещах и событиях в мире относятся к чувствам людей. Они совпадают в одной точке зрения – при правильном восприятии сути вещей. Все вещи в мире такие, как они есть в своём содержании-сути, а все противоположные мнения о них, приведённые выше, отражают только субъективное мнение людей о вещах или событиях. Поэтому страстные любовь и неприязнь, ненависть, это неправильные восприятия человеком окружающей действительности, вызванные его чувствами и его внутренним отношением к действительности, мира в котором никто и ничто не зависит от чувств человека, кроме его самого. Всё сказанное выше может вызвать, да наверняка и вызвало у вас возражения, но это только чувства, а как они нас подводят можно посмотреть на примере зрительных восприятий.

Если бы мы ориентировались и смотрели на мир на основе отдельных восприятий и представлений, то мы не смогли бы всё запомнить и вместить это в памяти и организовать свою жизнь. Для успешной психической деятельности и работы памяти мы пользуемся ассоциативным мышлением и используем для него ассоциативные связи.

В жизни человек делает те или иные выводы из произошедшего с ним события. Иногда появляется такая привычка делать выводы исходя из ассоциаций, особенно если похожее событие вызвало удовольствие. Человек всегда стремится к удовольствиям и наслаждению и на основе ассоциаций (временных связей) связанных с эмоциями удовольствия, полученными в прошлом опыте, он стремится к повторению события, хотя оно может и не вызвать удовольствия. На ассоциативной деятельности сознания остановимся подробнее.

Ассоциативная деятельность.

Начнём с определения. Ассоциация (от лат. associare – соединять), в психологии связь, возникающая при определённых условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, идеями, эмоциями и т. п.). Различают ассоциации по смежности (в пространстве или времени), сходству и контрасту. В мышлении это такое явление, когда одно представление, вызывает по сходству, смежности или противоположности другое.

Ассоциативное мышление. Формирование привычных установок, оценок и решений происходит путём тесно связанных друг с другом и автоматически протекающих мысленных ассоциаций. Из тех вещей, идей, ситуаций и людей, с которыми мы встречаемся, мы подбираем отдельные признаки и опознавательные знаки и ассоциируем их с нашими на них реакциями. При повторном возникновении тех же самых или сходных впечатлений последние будут ассоциироваться, прежде всего, с ранее отобранными отличительными признаками, а затем и с тогдашними реакциями. Эти признаки, таким образом, служат как бы сигналами, вызывающими стереотипные реакции и цепи реакций. Функции подобного рода избавляют человека от постоянно возобновляющегося напряжения, необходимого для того, чтобы тщательно проверить каждую отдельную фазу в цепи реакций и вынести по поводу этой фазы отдельное решение. Получается то же самое, что и во время разучивания каких-нибудь приёмов, облегчающих труд и освобождающих время для решения других задач.

Наряду с преимуществами ассоциативное мышление имеет и ряд недостатков, избежать которых можно проверяя все свои реакции.

Недостатки следующие:

В механизме ассоциативного мышления могут повторяться и сделаться привычными реакциями единичные ошибки, предпосылки и предрассудки.

Ограниченность частными аспектами при вынесении суждения, которая была достаточной для целей какой-то отдельной ситуации, может оказаться недостаточной и невыгодной, если ассоциативные суждения механически перенести в другую обстановку.

Нередко могут встречаться случаи, когда ощущается сильная инстинктивная неприязнь к людям, вещам или местам лишь потому, что они каким-то образом напоминают неприятные переживания, не будучи, тем не менее, непосредственно с ними связаны. Такие поверхностные и ошибочные ассоциации могут порождать сильное предубеждение и неправильное поведение.

Примечание к пункту 3. В случаях, когда ощущается неприязнь к людям и местам нужно временно оставить это место и прекратить контакты с людьми, к которым возникла неприязнь. Это просто сделать, если вас ничто не держит в этом месте или во взаимоотношениях с людьми, сложнее, если вы вынуждены там оставаться или поддерживать отношения. Если тянет (влечёт) к продолжению взаимодействия его во всех случаях временно нужно прекратить и выяснить причину вызвавшую неприязнь. Первоначальное предубеждение и неприязнь может быть как правильной (интуитивной), так и неправильной.

Сказанное выше показывает, как сильно наши привычки, обусловленные ассоциациями, и сами ассоциации, формирующие новые привычки, нуждаются в регулярной критической проверке. Если вы стремитесь видеть вещи в жизни такими, какие они есть, то проверяйте свои выводы о них постоянно. О привычках уже говорилось, но я напомню определение, подчеркнув и выделив в ней важное. Привычка, сложившийся способ поведения человека, осуществление которого в определённых ситуациях приобретает для него характер автоматизма или потребности.

Ассоциативная связь имеет отношение не только к представлениям, но и ко всем видам психической деятельности. Таким образом, ассоциация признаётся основным и всеобщим принципом психической деятельности.

Память подчиняется законам ассоциации, т. е. сравнительному анализу прошлых, или имеющихся в сознании восприятий, ощущений и чувств, вызванных этими восприятиями - по их сходству или различию (противоположности).

С позиции учения о нервной высшей деятельности человека физиологической основой ассоциаций являются образовавшиеся между двумя функциональными участками коры головного мозга временные связи. Появление возбуждения в одном из этих участков вызывает возбуждение в другом участке, который был с ним раньше связан. Исходя из этого, становится понятным механизм воспроизведения тех или иных представлений и понятий, возникающих вследствие чувственно-образных и логически-смысловых ассоциаций.

Ведущую роль в этом процессе занимает электромагнитный потенциал, возникающий в результате восприятия и преобразования в форму, воспринятый чувствами. Внутреннее торможение в таких его формах, как угасательное, дифференцировочное или запаздывающее, играет большую роль в процессах памяти. Как всякий электромагнитный потенциал, проходя по системе имеющей определённое сопротивление, дифференцируется (распределяется по уровням сопротивления) и запаздывает, благодаря снижению скорости проходя через участок сопротивления. Именно благодаря внутреннему торможению сопротивления, дифференцированию электромагнитной волны возбуждения воспроизводится то, что необходимо человеку в данный момент, и не воспроизводится ненужное. При этом несомненную роль играет и отрицательная индукция или внешнее торможение. Значение первой и второй сигнальных систем заключается в их взаимодействии и появлении в сознании человека чувственно-образных или логически-смысловых воспоминаний, сохранённых в памяти воздействий электромагнитной волны.

Ассоциация по смежности, называется связь представлений, действий и т. п., благодаря их близости в пространстве или следованию друг за другом во времени. Пространственная смежность вызывает переход представлений об одном предмете к другому, расположенному по смежности (находящиеся рядом, имеющие одну границу), от одной части к другой, от полного предмета к его части и, наоборот, от части - к целому. Смежность по временной последовательности влечёт за собой представление других предметов, восприятие которых протекает вслед за восприятием первых. Так, например, вспышка молнии вызывает ожидание раскатов грома. Цепь последовательно повторяемых действий создаёт их прочную последовательность. Привычные действия представляют собой наиболее типичный пример связи ассоциаций по временной связи.

Ассоциация по сходству, представление об одном предмете, вызывающее представление о другом предмете, на него похожем.

Близкая к нему категория по контрасту, когда представление о тепле может вызвать представление о холоде, представление о добре – вызвать представление о зле.

Ассоциации делятся на внешние и внутренние. Первые отражают внешнюю связь явлений; А. по смежности представляют связь внешнего характера. К внешним ассоциациям относятся также рифмы, привычные словосочетания. Ассоциации внутренние представляют и отражают внутренние связи явлений и процессов. При этом представления связываются отношениями причинности, связи целого и части, вида и рода и т. п.

Об обмане чувств.

Чувства не только помогают ориентироваться в этом мире, они и обманывают нас и являются главной движущей силой жизни. Примечание: об обмане чувств дополнительно см. «Познание».

Оценка восприятий должна происходить без примесей чувственных оценок (нравится или не нравится), т. к. эти чувственные оценки являются главным препятствием познания сущности вещей и явлений. Препятствием для объективного познания является и обусловленность жизни человека – условия жизни и социальная среда, в которой он живёт, т. к. социальная среда увеличивает субъективность познавательной деятельности, отрицательно влияя на отражения относительной истины (действительности).

Человека обманывают чувства, скрывая внешними проявлениями иллюзорность мира и создавая ощущение его существования. В то время как объективное познание приводит к отрицанию мира и иллюзорности бытия вследствие чувственности мира и его пустоты. Чувства создают этот мир и жизнь с внутренним движением сознания между двух противоположностей, из которых одна временно преобладает в разные периоды времени и нарушает этим покой и равновесие. Чтобы это хоть как-то понять, нам нужно вернуться к нашим ощущениям и органам чувств.

В природе человеческого познания и получения информации от внешнего мира зрение у человека занимает 85%. Немаловажна роль слуха, воспринимающая слово и речь, меньше роль тактильных ощущений (контактного прикосновения) и осязания. Всё познание человека сводится к взаимодействию с объектами (вещами, событиями) и начинается с приближения к ним на расстояние взаимодействия – расстояние взаимного влияния или воздействия. Однако во всех видах познания существует индивидуальная субъективность, нарушение восприятия дефектами оценок или отклонениями в деятельности органов восприятия, органов чувств.

Все восприятия несут в себе ещё и дополнительные отклонения, связанные со сравнением (ассоциациями) или сравнительным анализом происходящего или внешней среды. Долговременное отсутствие контакта с приятными или близкими людьми и вещами при встрече с ними вызывает приятные воспоминания и такие же чувства, а с неприятными наоборот. Однако в жизни всё абсолютно неоднозначно, то, что приятно для одних, может вызывать неприятные чувства у других людей. Так контакты с другими лицами в случае неверности лица, с которым имеются отношения, вызывают ревность и ненависть у одних и приятные ощущения у изменивших лиц. И то и другое неблагоприятно, но единственный и правильный выход из этого, это прекращение контактов с одними и другими. Для того чтобы не продолжать бесконечных повторений и мучений в жизни необходимо ограничение этих контактов взаимодействия или хотя бы ограничение их до необходимой потребности – потребности, без которой невозможна жизнь. Ограничивать необязательно до предельного уровня потребности, а только до уровня нормы (ни много, ни мало), или среднего уровня.

Все представления о жизни, исходят из чувственных восприятий и полученных на их основе мнений-представлений человека, выраженные в образах, но они неистинные, ибо они созданы чувствами. Даже у здорового человека органы чувств воспринимают одни и те же явления и вещи по-разному в различные моменты времени и в разных условиях, поэтому большинство представлений (чувственных восприятий) человека отличаются, и они всегда отличаются у разных людей. Чувственные восприятия человека могут быть, как правильными, так и неправильными, но именно восприятия формируют представления человека о нашем мире. Многие представления о жизни созданы воображениями людей. Все неправильные или необъективные восприятия относятся к предположениям и воображениям людей – характеризующих объекты и события в мире представлениями, не связанными с их конкретными свойствами, или сущностью, а основанные на чувственных оценках, дополненных фантазией. Большую же часть общих представлений о мире и жизни в нём представляют собой шаблоны.

Ведь наши жизненные представления включают в себя и представления множества людей о жизни, представляя собой чувственней лабиринт, идти по которому уверенно может только знающий человек. Все мнения о жизни, её благах, счастье и любви, это вымыслы людей. Наиболее реальны в жизни болезни и чувства боли - страдания, вызванные отклонениями от нормы и правлением с насилием в ней неразумных людей.

Представления человека, это чувственный образ в памяти, представляющий его знание или смутное представление о предметах и явлениях, их сущности и сути. Лучшими представлениями человека являются те знания сути и содержания явлений, которые сформированы без примеси чувств и сравнений, привязанностей – чистое знание без загрязнений ассоциациями с другими явлениями.

Нарушение восприятий может быть связано и с неправильной нервно-психической деятельностью человека. Восприятия могут быть и извращены. Дизестезииизвращения или качества получаемых восприятий, или их пространственных или временных состояний. Негативная деятельность может вызвать эмоции удовольствия, но это ведёт к извращению восприятий и нарушениям психической деятельности человека, часто к неизлечимым заболеваниям, т. к. это всё взаимосвязано. Спектральная чувствительность глаза совпадает с максимумом кривой энергии солнечного излучения. Длительное выключение солнечного света неизбежно нарушает нормальную деятельность органа зрения и теснейшим образом связанную с ней деятельность ЦНС человека. Инфракрасные и ультрафиолетовые лучи не вызывают зрительных ощущений, хотя их непосредственное действие на ткани глаза может быть резко выражено и искажать восприятия.

Реально существующая в жизни действительность отличается от человеческих представлений о ней, т. к. она у человека представляет собой отражённый чувственный образ – ощущения при контакте с другими образами. В реальности ничего не изменяется, а все ощущения являются результатом внутренних изменений, связанных с влечениями и отношениями к объектам (чувствами). Все объекты созданы сознанием, также и чувства создаются сознанием (умом) на основе электрических импульсов, а в реальности ничего этого нет – этот мир, только кажущийся нам, он есть только в сознании и восприятиях. Чувства обманывают человека.

Какими бы не были жизненные ситуации в них сохраняются законы и закономерности, определяющие порядок развития ситуации и результата этого процесса. Следствие и результат происходящего вне человека в большинстве случаев мало зависит от человека, но от него может зависеть собственное поведение в этой ситуации и то не всегда. Любое действие, в случае возможности повлиять на его результат, может иметь несколько вариантов правильных и неправильных решений и действий. В экстремальных ситуациях, в которых можно избежать гибели или погибнуть у человека, имеющего опыт правильных действий шансов для того чтобы избежать гибели больше, но всё зависит от возможностей представленных ситуацией или наличия шанса.

С развитием мира количество различных ситуаций увеличилось, как обычных, так и экстремальных, но приспособляемость человека уменьшилась. Всё больше жизнь заставляет применять защитные меры для сохранения своей жизни, в мире создаются различные службы спасения для спасения человеческой жизни. Психическая деятельность человека основана на восприятии (отражении) объективной действительности, но находится под постоянно нарастающим давлением ненужной информации и навязываемых ему обязанностей, засоряющей сознание и ведущей к раскалыванию, разделению ума.

Раскалывание, или разделение ума имеет смысловое значение разделение ума и жизнедеятельности человека в противоположную сторону от целостности умственной и физической деятельности, от человеческой нормы, что и является болезнью. Можно знать о многом, но нужно знать, как поступать в обычных жизненных ситуациях, от которых зависит жизнь человека. Сложилась парадоксальная ситуация, в которой человек, считающий себя разумным, вынужден искать, где правильно, где лучше, а на самом деле он ищет потерянный ум. Чем более многообразна деятельность человека, тем больше разнообразия психических и физических болезней, вызванных этой деятельностью. Мир и жизнь всякого существа и человека едины в мире и взаимосвязаны, а постоянное стремление разъединить, разделить мир и искусственно преобразовать для подчинения себе, ведёт к увеличению всех болезней. Это попытка разделить неделимое и потом соединить, чтобы было удобней, если в организме всё не работает совместно, нарушено взаимодействие органов и систем, тогда организм болеет, так и мир и человечество. Ведь человек не может быть и осознавать себя человеком без других людей, но всё время пытается это доказать.

Настроения, чувства и отношения.

Здесь будет сказано о некоторых настроениях человека, отражающих его отношение к жизни, т. к. сказать обо всех невозможно. Настроения, это внутренние состояния человека проявляющиеся снаружи. От настроения человека зависит его отношение ко всем жизненным делам, к людям, а отношение окружающих людей к человеку, внешние обстоятельства (погода, обстановка вокруг и другие факторы) в свою очередь отражается на его настроении. Это заключение подтверждает, что все явления жизни взаимосвязаны и человек зависим от условий или обстоятельств жизни..

Чувства, ощущения передаются от раздражителей внутренней и внешней среды в организме человека электрическими импульсами. Всё постоянно изменяется из-за колебаний и это воспринимается человеком как жизнь. В жизни всё подвержено волновым колебаниям, которые воспринимаются живым организмом и возбуждают его, живая система переходит в состояние возбуждения, представляющие собой волновые колебания. Это внутренние психомоторные состояния, в которых противоположные состояния колебания могут достигать верхнего (положительного) и нижнего (отрицательного) максимума отклонений от состояния покоя (равновесия).

Соответственно колебания настроения человека могут доходить до повышенного (вплоть до эйфории) или пониженного (вплоть до депрессии и аффектов) настроения от состояния равновесия, относительного состояния покоя, нормы или здоровья. Настроения человека напрямую связаны с его восприятиями внешнего мира и ощущениями, вызванными внутренними и внешними причинами (раздражителями).

Настроение, это показатель, отражающий внутреннее психосоматическое состояние человека, проявляющее себя в его поведении и внешнем виде - мимике, тонусе, раздражении или удовлетворении, спокойствии. Настроение сказывается на поведении человека и его поведение сказывается на настроении, эти состояния, как физическое и психическое состояние, тесно взаимосвязаны. К настроениям относятся все эмоционально-психические состояния человека, они проявлены в тонусе человека, тоне его речи (тон разговора), во всех формах взаимодействия с окружающим миром.

Настроение, целостная форма жизнеощущения человека, общее состояние его переживаний (состояние чувственной сферы). Сфера настроения неоднородна, она простирается от нерасчленённо переживаемого «тонуса» человека («приподнятое или «подавленное» настроение) до таких отчётливо выраженных форм, как например, скука, печаль, страх, отчаяние или, напротив, радость надежда, увлечённость и т. п.

Настроение, это нервно-психическое состояние человека, отражающееся на его взаимоотношениях с окружающим миром, на его работоспособности. Физиологическое состояние организма человека в свою очередь сильно сказывается на эмоциональной стороне, настроении. Работоспособность человека снижается при монотонном труде или деятельности, утомлении, болезнях и настроение человека ухудшается. Эмоции (чувства), или настроения человека, его тонус, сказываются на восприятиях окружающего мира человеком, увеличивая их субъективность.

Тонус (от лат tonus – напряжение) нервно–мышечныйрегулируемая совокупность характеристик возбудимости нервно-мышечного аппарата и механических параметров мышцы (её ненагруженной длины, модуля упругости, коэффициента вязкости).

Тонус, это относительно длительное, не сопровождающееся утомлением возбуждение (напряжение) нервной системы или мышечной ткани. В обычном понимании, это степень жизнедеятельности организма или отдельных тканей.

Термин тонус широко применяется для определений степени жизнедеятельности человека и его нервно-психических состояний, таких как пониженное настроение (пониженный тонус), или повышенное настроение (повышенный тонус). Примечание: без правильного соотношения с отдыхом, тонус может привести к заболеваниям и переутомлению, т. к. он является отклонением от нормы – повышенным по отношению к норме возбуждением (напряжением), стрессовым состоянием.

Повышенный тонус (приподнятое настроение) человека, при половом возбуждении, называемом любовью, это также напряжённое состояние нервной системы.

При таком состоянии может возникать чувство беспокойства и тоски от напряжения в половом аппарате, связанном с накоплением секрета и гормонов и неполного их удаления из половых органов. Это подтверждает и то, что состояния тоски и тревоги могут исчезать после совокупления и успокоения. Но при этом нужно помнить, что чувства беспокойства и тоски (настроения) могут быть вызваны любыми болезнями организма и неправильным поведением, отражающимся на нервно-психических состояниях человека.

Сейчас много говорят о здоровом образе жизни и о питании, забывая главное правило здорового образа жизни – правильное поведение. Сам перевод с греческого термина диета (образ жизни, режим питания), говорит о том, что правильная организация питания является важным условием здорового образа жизни, но на первом месте находится правильное поведение. Питание используют и для похудения, и для набора веса, используется питание и для изменения тонуса, настроения, но при этом забывают, что правильное питание, режим, это образ жизни человека, его поведение.

Настроения.

Все настроения человека отражают его временные отношения к явлениям жизни.

Гнев, это чувство сильного возмущения, негодования. Крайняя степень отрицательного состояния психики, сильное нервно-психическое возбуждение.

Грусть – чувство уныния, лёгкой печали.

Отчаянье, отворот от чаяний и надежд, неожиданный и неприятный итог ожиданий и поворот в жизни, вызывающий чувство отчаяния – чувство крайней безнадёжности и безвыходности в сложившейся ситуации, потеря надежды на благоприятный исход и продолжение жизни.

Печаль – чувство грусти и скорби, состояние душевной горечи. Горесть – горе, печаль, скорбь. Тяжёлое переживание. Горечь – горькое чувство обиды, неудачи, несчастья. Горе – скорбь, глубокая печаль.

Скорбь – чувство крайней печали, горесть, страдание. Страдание - физическая или нравственная боль, мучение. Страдать можно от боли, болезни. Но можно страдать и от любви и от других чувств, которые по своей сути являются возбуждёнными состояниями - от желаний и вожделений человеческих, когда ум человека находится в западне.

Все эти жизненные состояния имеют форму чувств, чувства человека связаны с условиями, в которых он живёт, а изменить условия, это изменить обстановку, но чувства у живого человека всегда остаются с ним и в других условиях. Жизнь не бесконечна и пройдёт, какими бы небыли чувства человека до смерти каждый доживёт, но не каждый за это время научится правильно жить.

Страх, это отрицательная эмоция в ситуации реальной или воображаемой опасности. Как философское понятие введено С. Кьеркегором, различавшим эмпирический страх-боязнь перед конкретной опасностью и безотчётный метафизический страх-тоску, специфический для человека. В некоторых философских теориях страх рассматривался как причина возникновения религиозных верований (Лукреций, Д. Юм, П. Гольбах, Л. Фейербах и другие).

Ещё необходимо добавить и созданный самим человеком страх, страх перед последствиями отрицательных поступков, действий, например, воровства, грабежа, насилия и других видов деятельности, влекущих за собой наказание. Страх перед наказанием за содеянное является одной из причин лжи и способствует её укоренению в человеке.

Страх патологический, это состояние постоянного тревожного ожидания (тревога) неблагоприятных явлений, событий и разоблачения при неправильной деятельности, поведении с нарушением установленных норм и правил. Патологический страх может быть вызван и физиологической патологией.

Скука – тягостное душевное состояние, томление от отсутствия дела или интереса к окружающему.

Тоска – душевная тревога, соединённая с грустью; уныние. Тоска, это состояние, вызванное отсутствием необходимых для жизни условий, которые сложились в деятельности человека и приняты им как неудовлетворительные для его жизни.

Тревога, это состояние постоянного напряжения нервной системы в ожидании неблагоприятных событий, опасности, или беспокойство, вызванное неблагополучным течением внутренних процессов в организме.

Уныние – безнадёжная печаль, гнетущая скука. Гнетущая – тягостная скука, время тянется невероятно долго и неприятно, мучительно.

Фоб, …фобия (от греч. phobos – страх, боязнь), часть сложных слов, означающая ненавидящий, враждебный, боящийся, яростный противник чего-либо (например, жёнофоб; указывающая на страх перед чем-либо, боязнь чего-либо (например, гидрофобия).

Все страхи относятся к страстям человеческим, одно из значений слова страсть в разговорной речи – страх, ужас (например, «Рассказывают про всякие страсти», «Натерпелся страстей»).

К фобиям. Одна из распространённых фобий, страх покраснеть. В её основе лежит повышенная возбудимость у конституционально-нервных субъектов, ведущая к тому, что любые ничтожные поводы прямо или косвенно касающиеся человека ведут к покраснению его лица. Это вызвано нарушением динамики кровоснабжения тканей в зависимости от их функциональной деятельности. Вследствие покраснения щёк может развиваться чувство страха и напряжения у человека, что окружающие могут принять покраснение щёк за необходимость скрывать что-нибудь нехорошее, особенно если такие отклонения от нормы имели место. Постоянное напряжение и страх развиваются также от мыслей, что краснота выдает тайные мысли человека, этот симптом нередок и сочетается со страхом при невропатиях.

Когда человек пытается управлять некоторыми процессами через сознание, тогда наоборот можешь покраснеть. Это происходит, потому что на этом процессе акцентировано внимание, а это неестественно. Если для вас не имеет значение, покраснеете вы или нет, то шансов покраснеть намного меньше.

Источником заблуждений человека являются его чувства и неправильное восприятие действительности, симпатии и антипатии, делящие мир на плохое и хорошее, добро и зло, на любимое и ненавидимое.

Чувства не могут ничего опровергнуть или изменить в этом мире, так же, как и «Я» самомнение человека, т. к. и то, и другое являются продуктом бытия и уровня развития общественных отношений людей. Печалиться или радуется человек по поводу происходящего в мире, любит что-то или ненавидит, это внутренняя проблема человека и его переживания о том, чего нет в действительности. Многие люди, предаваясь чувствам, так и не могут в течение своей жизни научиться управлять своим поведением.

Симпатия и антипатия – оба определения относятся, как и к отношениям, так и к видам деятельности, к вещам и определяют внутреннюю привязанность или отталкивание человека от других людей или дел и вещей.

Симпатии и антипатии, оптимизм и пессимизм, любовь и ненависть, блаженство и боль отражают чувственное отношение человека к жизненным явлениям, его эмоции – субъективные внутренние ощущения и переживания.

Оптимизм и пессимизм, а между ними, или посредине, оптимальное отношение к жизни, отношение реальное и беспристрастное, т. е. без значительного проявления чувств, чувственной окраски – оптимум, наилучший или кратчайший и правильный путь поведения, или отношения к событиям. Сумма оптимизма и пессимизма, как и всех равных и направленных в противоположные стороны составляющих отклонений, равна нулю.

Оптимизм по своей сущности ближе к стрессовым ситуациям, в то время как пессимизм ближе к унынию. И то и другое неправильно, правильной будет норма, т. е. объективное восприятие. Оптимизм связан с ожиданием и верой в лучшее будущее, лучшую жизнь или какие-либо собственные достижения или успех. Пессимизм наоборот, это неверие и не ожидание. Обычно от человека в его жизни зависит немногое, а человек зависит от своего умения, от правильных усилий, от своей способности приспосабливаться к изменениям в жизни и правильно себя вести во всех складывающихся условиях.

Так при оптимистическом настроении человек чаще терпит поражение и стрессы, что связано с его ожиданием успеха или реального улучшения в жизни. Кроме того, оптимизм стремится к лучшему и очень часто попусту тратит много усилий и времени на пустые достижения и стремление изменить мир к лучшему. В этом случае пессимизм лучше, т. к. он меньше связан с ожиданием лучшего будущего и надеждами, но вместе с этим он источник нерешительности человека и его неспособности к активным действиям в жизни и ожиданием худшего. Будет и бывает в жизни, так как будет – всё идёт своим чередом, и это не зависит от человека, а чувства и переживания только выражают отношения человека к действительности.

Оптимизм и пессимизм, это два противоположных вида мировосприятия человека – веры и неверия. Примечание: оптимизм и пессимизм, вера и неверие это один вид представлений и веры, только разного направления, так как неверие в одно, предполагает веру в что-либо другое, только поэтому эти представления и существуют раздельно. В то же время оптимизм и пессимизм, это и настроения человека, которые меняются от его соматического (физического) состояния – состояние хорошее, то человек оптимистичен, плохое, наоборот – пессимистичен.

Резюме (краткое изложение сути, франц. resume): как оптимизм, так и пессимизм, являются субъективными чувственными восприятиями и отражают чувства человека и его отношение к действительности. Преобладание одного или другого в представлениях человека является отклонением от нормальной деятельности сознания, мир ведь таков, какой он существует в действительности, с наличием обоих видов представлений, неправильно отражающих действительность.

Отражение объективного мира зависит от состояния сознания человека, от его ощущений и зависит любое мировосприятие, меняются условия и меняются представления человека от оптимизма к пессимизму и наоборот. Истина жизни и реальности в том, что этот мир, такой как есть, объективно независящий от чувственных оценок человека, его человеческих страстей, а пессимистические или оптимистические у вас настроения, это лишь чувства имеющие значение для вас.

Это заключение можно отнести к любви и ненависти, к счастью и несчастью и другим парам противоположности чувств.

Оба термина переводные и всё зависит от того, как их использовать, т. к. человек где-то оптимистичен, а где-то пессимистичен, это настроения человека. Настроения меняются от обстоятельств, а если это мировосприятия, или представления, то они более постоянны, чем настроения, но также изменчивы.

Оптимизм (от лат. optimus – наилучший), мировосприятие, проникнутое жизнерадостностью, бодростью, верой в лучшее будущее; склонность видеть во всём хорошие, светлые стороны. Представление о том, что в мире господствует положительное начало, добро. Как представление термин введён для характеристики учения Г. В. Лейбница о существующем мире как наилучшем из возможных.

Пессимизм (от лат. pessimus - наихудший), мировосприятие, проникнутое унынием, безнадёжностью, неверием в лучшее будущее; склонность во всём видеть дурные, тёмные стороны. Представление о том, что в мире преобладает негативное начало (хаос, зло и т. п.); настроения безысходности, неверия в будущее и т. п. Впервые назвал (представление) пессимизмом своё учение А. Шопенгауэр.

Эйфория.

Эйфория (от греч. euphoria < eu хорошо + phoreo переношу), это повышенное настроение больного, характеризующееся беспечностью, чувством радости, ощущением физического довольства и т. д., не оправданное объективными условиями и состоянием здоровья.

Проще об эйфории можно сказать, как о ненормальном весёлом настроение, ни с чем не связанным переживанием радости, с эмоциональным подъёмом, отдалённо напоминающим первую фазу опьянения, ощущением полного здоровья и отсутствием самокритичности. Господство положительных эмоций и стенических (возбуждающих) аффектов при эйфории сопровождается расторможением влечений, особенно сексуального. Психомоторная живость и быстрота восприятий обостряют интеллектуальные процессы, в частности память легко воспроизводящее казалось уже забытое прошлое.

Повышенное настроение (эйфория) бывает при наркомании, где причина проявления такого настроения неправильное восприятие окружающей действительности вследствие обмана чувств. Обман чувств в этом случае вызван анестезией, подавлением чувствительности болевых (неприятных) ощущений как оцепенение и одностороннее восприятие только видимых – зрительных чувств. Человек всегда будет иметь повышенное настроение, если он не испытывает неприятных ощущений, т. к. его чувствительность односторонняя – он видит и воспринимает только видимое и не раздражающее его. Остальные раздражители, которые в сумме создают объективное восприятие действительности, отключены. Чтобы представлять этот процесс ограниченной чувствительности более-менее реально, можно взять для примера местный наркоз или анестезию, когда человек относительно нормально воспринимает окружающее и ощущает остальные участки организма, кроме участка, находящегося под наркозом.

Эйфория присутствует и при других видах деятельности, особенно она заметна, когда человеку обманом других удаётся выиграть преимущества, богатство и позволяет ему сохранять всё это видимым поведением порядочности.

В группу эйфории – беспричинно возникающего радостного настроения, входят и экстатические состояния. Экс…(от лат. ex – из, от), часть сложных слов означающая: выход, выделение, извлечение наружу, или бывший. Добавим статическое состояние равновесия и получим экстатическое состояние (выход за пределы равновесия) такие как транс экстаз и другие. Экстатическое состояние, это крайняя степень восхищения, восторга, иногда принимающее форму исступления – предельную форма жизнедеятельности, крайнюю степень возбуждения, страсти с потерей самообладания.

По отношению к естественному, или нормальному состоянию сознания, экстатические состояния являются отклонениями, или нарушениями деятельности сознания и в медицинском понимании являются сумеречным состоянием сознания. Человек видит то, чего нет в реальной действительности, это галлюцинация воображения - обманные ощущения.

При экстатических состояниях сумеречного сознания больные слышат торжественное пение, какую-то необычную музыку, в других случаях видят огонь, пожар, выстрелы. Поэтому выделяют галлюцинаторно-параноидный вариант сумеречного помрачения сознания, который иногда определяют как эпилептический делирий. Больные считают, что они в аду или рае, либо среди врагов, видят соответствующие сцены, сообразно с которыми ведут себя.

Экстатические состояния, нередко описываемые в истории религий, религиозных сект, вызываются чаще всего различными дурманящими веществами наряду с факторами психогенного характера.

Чаще всего эйфория возникает у больных страдающих органическими психозами (прогрессивный паралич, опухоли мозга и другие). Впоследствии при этих болезнях головного мозга развивается слабоумие, снижающее и обедняющее эйфорию, лишают её интеллектуального содержания. Это естественный процесс по снижению возбуждения и напряжённого психофизического состояния организма, так как повышенное возбуждённое состояния требует больших затрат энергии по сравнению с нормой. Это защитная реакция организма, вызванная нарушением взаимодействия психической деятельности со средой обитания.

Бывают случаи, когда тяжёлые расстройства дыхания у человека не сопровождаются одышкой – ощущениями недостатка воздуха. Такие явления наблюдаются при бурно нарастающей артериальной гипоксемии. Это может возникнуть у лётчика при быстром подъёме на высоту, при работе в аппаратах типа изолирующего противогаза при недостатке кислорода, или при отравлении высокими концентрациями окиси углерода. В этих случаях наблюдается чрезвычайно учащённое дыхание, но никакими неприятными ощущениями или чувством недостатка воздуха это не сопровождается, а наоборот, часто появляется состояние эйфории. Отсутствие одышки, как сигнала, предупреждающего об опасности, может стать причиной гибели человека. Такие состояния эйфории появляются при недостатке кровоснабжения мозга, как при наркомании и других видах опьянения, включая восторг.

Транс (французское transe - оцепенение), вид сумеречного помрачения сознания. Транс обозначает и состояние отрешённости, экстаза, «ясновидения» и другие.

Транс (оцепенение, нахождение за пределами) – состояние выхода за пределы реальной действительности, кратковременное перемещение сознания в один из видов чувствительности и определённой сферы сознания, с потерей ориентации в пространстве и времени. Отключение сознания, или умственной деятельности от мира и вход в предельную сферу сознания – высшую или низшую по отношению к обычной сфере. Может иметь форму припадка – внезапного и сильного проявления какой-либо болезни (эпилепсия, истерия) или какого-нибудь чувства - кратковременных нарушений психической деятельности.

Это вид сумеречного состояния, помрачения сознания (от нескольких минут до многих часов) и поведение, обусловленное аффектом страха, злобы, галлюцинациями, бредом. Он напоминает по своей форме судорожное состояние сознания, ума сведённого к одному спазматическому и циклическому действию.

При трансе больной в бессознательном состоянии сравнительно непродолжительное время автоматически совершает привычные действия, например, раздевается или бессмысленно передвигает мебель.

Экстаз (от греч. extasis – исступление, восхищение) – крайняя степень воодушевления, восторга. При этом надо заметить, что экстаз иногда принимает болезненные формы, переходя в исступление. Экстаз, это крайняя форма эйфории находящаяся на грани между восхищением и исступлением. Всё это чувственно-психическая сфера и в ней нет граней или границ, которые могут предостеречь от срыва при попытках достичь состояния экстаза искусственно.

Для опьянения и блаженства люди принимают наркотические, опьяняющие и одурманивающие вещества, а также внемлют другим эффектам (в том числе зрительным и слуховым), являющимися дефектами восприятия и ведущими к аффективной патологии сознания. Чрезмерное проявление эмоций на видимые эффекты, это перевозбуждение ЦНС, которое может привести к заболеванию.

Ряд чувств человека является субъективным, но имеется ряд и не полностью субъективных, а объективно представленных в ощущениях, например, такие чувства как голод, жажда, боль и т. п. Такие чувства вызванные физиологией имеют место и при нормальной деятельности сознания, хотя их характер имеет некоторые субъективные значения – может быть неизвестный источник боли, сила ощущений боли неодинакова при различных порогах чувствительности. Многие чувства необъективны при волнении, возбуждении, при преобладании влечения над объективным отношением к действительности. Поэтому эмоции условно разделяются на объективные и субъективные, невзирая на то, что все чувства иллюзорны – обманно вызванные эмоции изменением состояния восприятия. В эмоциях невозможно определить истину, потому что они относятся к впечатлениям человека, вызванным отношением к раздражителям – одни приятны, другие неприятны, третьи просто ложны, например при наркоманиях. Но и последние при первом знакомстве (употреблении) дают отрицательный эффект в ощущениях – неприятную реакцию на их приём, но вследствие привыкания они уже дают ложные ощущения.

Рассмотрим для примера блажь и блаженство. Блаженство, это полное, невозмутимое счастье. Блаженствовать, это испытывать (чувствовать) блаженство. Блажь, нелепая причуда. Разговорное употребление названия блаженный – глуповатый (первоначально – юродивый).

Блаженны верующие – в русском языке слово блажь означает нелепую причуду, дурь, т. е. отклонение (нарушение) деятельности сознания человека - неправильное отражение действительности. Это и незнание реальной действительности, неправильная оценка, иллюзия - искажённое восприятие происходящего. Вот и решите, что здесь правильно, а что нет.

Противоположное эйфории состояние и настроение может быть любое из отрицательных настроений, а для примера рассмотрим депрессию.

Депрессия (от лат. depressio – подавленность) – угнетённое, подавленное психическое состояние. Это одно из видов жизненных стрессовых состояний, вызванное различными неблагоприятными жизненными ситуациями – неудачами, обидами, лишениями, смертью близких людей и другими событиями. Одно из проявлений давления жизненных обстоятельств (ситуаций) на нервную систему. Это состояние вызывается внутренними причинами или внешними обстоятельствами или их совместным стечением.

Депрессия, как подавленное, угнетённое, тоскливое настроение проявляется почти при всех психических заболеваниях. Она может быть вызвана любым соматическим заболеванием, сопровождающим основную болезнь как вторичное явление. Это появляется в тех случаях, когда основное заболевание внушает опасения в полном или частичном выздоровлении и мнительности больного.

Депрессивные состояния встречаются и в жизни здорового человека, но они преодолеваются деятельностью, работой, отвлечением внимания от проблем. Депрессия в обычном понимании, это снижение и уменьшение активности жизни, уменьшение тонуса (напряжения) и ритма. Это падение напряжения, регулируемого в нормальном состоянии совокупности характеристик жизнедеятельности человека.

В случаях психических заболеваний депрессия характеризуется заторможенностью движений, замедлением мышления, снижением аппетита (вплоть до отказа от пищи), нарушением общего обмена. Она может быть лёгким, быстро проходящим явлением, но может развиваться до мучительной тоски, часто сопровождающейся ощущением беспокойства и сжатия в области сердца или других органов и развиваться до состояния депрессивного синдрома.

В современной жизни много отрицательных ситуаций, которые часто сопровождаются депрессией, которая бывает в таких случаях нестойкой и проходит по мере исчезновения причин её вызвавших, или когда время сгладит реакцию психики. При неблагоприятных условиях и наслоении тяжелых различных ситуаций, а также при болезненной предрасположенности депрессия может затянуться и стать компонентом какого-либо психогенетического заболевания. В тяжелых депрессивных состояниях сознание больного суживается, могут появляться галлюцинации, бред и попытки к самоубийству.

Депрессию вызывают отрицательные различные ситуации, которые невозможно перечислить и на страницах целой книги. Это обиды причинённые другими, неудачи связанные с безысходной невозможностью решения необходимых жизненных проблем, смерть близких людей, негативное отношение окружающих и т. д.

Всё это чувственные восприятия, из которых возникает счастье и несчастье.

Счастье и несчастье.

Можно давать различные формулировки счастья и несчастья, а в общем понимании, то, что относится к счастью, имеет для человека положительные значения, к несчастью – отрицательные. Эти два состояния чувств бывают, как любовь и ненависть только вместе, в единстве взаимодействий. Не зря существует и пословица: «Не бывать бы счастью, да несчастье помогло». Пословица указывает на взаимозависимость и связь пары противоположностей – если нет несчастья, то и нет счастья. Счастье и несчастье, это две противоположные категории ощущений.

К счастью относят успех, удачу, благо и всё то, что его даёт - достаток, благополучие, удовлетворяет потребности, т. е. всё то, что приятно. К несчастью, наоборот - горестные события, бедствия, несчастные случаи и т. п., а в общем плане – неприятности. Счастье вызывает у человека положительные эмоции и переживания, а несчастье наоборот – отрицательные. Несчастье - неудовлетворение желаний, а счастье их удовлетворение – разные варианты чувств связаны с удовлетворением потребностей человека и относятся к его моральному сознанию.

Несчастье, горестные события, бедствия, несчастные случаи и т. п.

Счастье, понятие морального сознания, чувства и состояния человека, соответствующее внутренней удовлетворённости своим бытием, полноте и осмысленности жизни.

Как видно из этого определения, счастье человека в удовлетворении его потребностей (удовлетворённость своим бытием). Бытие и потребности людей отличаются, но если жизнь человека течёт нормально, то он обычно ею удовлетворён, это вполне можно считать как нормой, так и равновесием между этих двух противоположностей или обычным счастьем.

Обычно больше говорят о счастье других людей, однако понятия счастья и несчастья связаны с чувствами человека и являются его внутренними ощущениями, поэтому и судить об этом может только сам человек. О том счастлив или несчастлив человек, определяют по его настроению, но это лишь временные состояния человека, а какая у него сложилась жизнь, он знает только сам. Мне приходилось разговаривать с людьми, у которых жизнь сложилась нормальная, всё хорошо у них и у их близких и они себя считают счастливыми.

Многое в этом мнении зависит и от человека, от его отношения к жизненным событиям. Во всяком случае, соотношение ощущений, имеющихся в жизни человека, определяют его гармонию или дисгармонию – счастье или несчастье. А если говорить откровенно, то в мире нет ни счастья, ни несчастья – это всё только придуманные и создаваемые воображением, мечтами и фантазиями чувственные состояния психики. Представления человека о счастье постоянно меняются и поэтому его поиск в мире бессмыслен, т. к. счастье и несчастье, любовь и ненависть находятся внутри человека (это его чувства).

В жизни много причин для отрицательных эмоций, вызывающих страдания человека, положительные эмоции – реже, во всех этих состояниях человек будет стремиться сохранить равновесие, или состояние нормы.

Попробуем порассуждать о счастье и несчастье, хотя все эти рассуждения ничего не дают, но могут заставить вас задуматься и меньше уповать на счастье в жизни. Счастье и несчастье, это ощущения на жизненные изменения, в которых реальны изменения, но не чувства.

О счастье.

В этом мире человек редко бывает счастливым, потому что счастье обрести невозможно в условиях борьбы двух противоположностей счастья и несчастья, находящихся в постоянном движении. Если сегодня преобладает одно, то завтра жди другого. Стремясь к состоянию покоя, человек не может достигнуть его ещё и потому, что если он и достигает чего-либо, то тут же появляется немало охотников его побеспокоить, или воспользоваться его достижениями.

Счастье, это чувство, внутреннее переживание человека, связанное с ощущением удовлетворения, достаточности, умиротворения и отсутствия желаний и возбуждения, состояние относительного покоя. Несчастье, это состояние переживаний, вызванное событиями вынуждающих человека к неблагоприятной и нежелательной для него деятельности, требующих напряжения и усилий для приспособления к изменившимся условиям жизни.

Счастье и несчастье, противоположные внутренние ощущения человека и они складываются в общие состояния счастья и несчастья из других пар противоположностей создающих в сумме эти состояния. Естественно, что счастье, являясь чувством удовлетворения само по себе не приходит, оно является результатом удовлетворения многих потребностей. Для их удовлетворения человек вынужден трудится. Что же касается негативных явлений, т. е. несчастья, проблем или неприятностей, то они приходят сами по себе и вопреки желаниям и ожиданиям человека.

Для примера можно взять одну из основных пар противоположностей влияющих на счастье и несчастье человека – любовь и ненависть, о которой уже говорилось.

Счастье, как состояние с отсутствием страданий, появляется только в результате страданий (или несчастья) или одного из его видов, не зная несчастья, человек не познает счастья. Счастье, таким образом, в его разнообразных формах, является продуктом страданий (несчастья). Ему препятствуют дефекты сансары, воспринимаемые человеком как неприятные события или несчастья: разочарования, конфликты с окружающими, повседневная суета, болезни, беспокойства и т. п. Счастью также препятствуют: самомнение, страх перед жизнью и жажда жизни, субъективное восприятие окружающей действительности и наличие других разнообразных форм внутренней неудовлетворённости своим бытием.

Счастье как полное удовлетворение жизнью, очень редко встречается в ней. Говоря о содержании жизни можно с уверенностью сказать, что каждый из живущих людей ищет в ней удовлетворяющую его жизнь, а будет ли он от этого счастлив, это отдельный вопрос. Жизнь, это постоянные изменения, в которых трудно найти покой, а значит и счастье, хотя как временные состояния они возможны.

Счастье, это гармония, это соразмерность и постоянство её сохранения, без изменения внутренних и внешних составляющих гармонию компонентов. Гармония (связь, стройность, соразмерность), для человека это соразмерность внутренних компонентов и слияние их в одно органическое целое с внешней средой. Это стройность в сочетании внутренней и внешней жизнедеятельности, в противоположность суетной жизни.

Это определение счастья говорит об относительном состоянии покоя, отсутствии вовлеченности в круговорот постоянных изменений. Счастьем человек может считать какой-либо образ жизни составленный по собственным представлениям. Но как только человек начинает что-либо делать для этого или искать, возникают те или иные проблемы, а их нужно решать. Удовлетворение может наступить при их положительном решении, но решение одних проблем приводит к возникновению новых проблем и отодвигает счастье. Ведь счастье, это состояние предполагающее мир и гармонию жизни, её нормальное благосостояние, справедливость в отношениях, поэтому оно может быть только общим и относительным.

Несчастье, это несоответствие жизни человека его потребностям, представлениям об условиях жизни и сложившиеся в ней неблагоприятные явления. Несчастье, это практически все события, вызывающие у человека внутреннее неудовлетворения крайней степени – горе, скорбные и печальные чувства. Большинство несчастий, это события внешнего мира, изменившие условия существования, которые заставляют человека менять образ жизни, сложившиеся привычки и взаимоотношения, требующие усилий для создания новых благоприятных жизненных условий.

В заключение о счастье, несчастье, блаженстве. Все эти состояния относятся к эмоциональным состояниям человека – его чувствам. И в конечном итоге, что бы мы ни говорили об этих состояниях, как бы мы о них не рассуждали, все они сводятся к степен удовлетворения или неудовлетворения потребностей. Когда потребности удовлетворены в норме, тогда можно говорить о счастье, при условии что человек самодостаточен, иначе его потребности безразмерны и счастья он не достигнет.

Для счастья человеку больше чем идеалы и высоты нужна самодостаточность (аналог чувство меры) и следующая из этого простая нормальная жизнь с имением насущно необходимого (необходимого для существования). В общем, это среднестатистическая жизнь, без недостатка и излишеств. У вас могут быть другие представления о счастье, ну что же, это ваша жизнь – вам и решать, как её прожить и найти «своё» счастье.

Воля и безволие, право, выбор, свобода.

Прежде чем говорить о воле, праве и выборе человека, его свободе, напомню читателю определение психопатии. Психопатии (от греч. psyche – душа, дух, сознание и pathos - страдание, болезнь; синонимы: психопатические конституции, конституциональные (врождённые) психопатии, психопатические личности, патологические характеры, аномалии характера, аномальные варианты личности).

Патологические состояния, характеризующиеся дисгармоничностью главным образом эмоционально-волевых свойств личности. Для психопатов характерна неполноценность (недостаточность) эмоционально волевой сферы и мышления без слабоумия. Из этого выделим патологические характеры, аномалии характера, аномальные варианты личности. В данном случае нас интересует эмоционально волевые свойства личности, т. к. некоторые дефекты в психике можно исправить с помощью волевых усилий.

Проявления психопатии многообразны, это психастеники, истеричные, возбудимые, паранойяльные, психопаты и так далее. Чёткая грань между психопатическими и вариантами «нормальных» характеров отсутствует. Но пусть вас это не беспокоит, т. к. для болезни имеются три основных признака: выраженность патологических свойств до степени нарушения адаптации; тотальность психопатических особенностей, определяющих весь психопатический склад индивидуума; их относительная стабильность, малая обратимость. Что же касается вариантов между психопатическими и нормальными характерами, то и здесь есть формулировка для практической оценки личности: психопатические личности – это такие личности, которые сами страдают от своей ненормальности, или от неё страдает общество.

Вначале будут приведены формулировки, встречающиеся в литературе и философии, для обозначения и толкования многосложного слова (термина) воля, а далее более простые и раздельные понятия, для правильного понимания. Это сделано так, как в математике - разложение сложного уравнения на составляющие для его анализа и решения и понимания. Понятие воли многозначно, поэтому и формулировок несколько, но они в нашем вопросе не столь важны, т. к. нас интересуют волевые усилия, для которых подходит второе определение.

Воля, это способность человека управлять своими реакциями на ощущения (поведением и целенаправленной деятельностью), в соответствии с установками и своим выбором. Или так, воля, это способность человека к самостоятельным действиям, направленным на достижение поставленной цели в жизни.

У Лао-Цзы о воле сказано несколько иначе, но смысл такой же, как в определении приведённом выше. Воля, есть отклик на ощущения, сообщаемые индивиду пятью имманентными органами. В даосизме пять имманентных органов, это органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус и осязание), а имманентность указывает на различие в чувствительности органов ощущений и их индивидуальный характер. Понятием «воля» переводится термин чжи, стоящий в одном ряду с такими понятиями, как Матрица, эфир, разум, частицы цзин. Примечание: о даосизме есть небольшой раздел в книге «Жизнь открытыми глазами».

Воля – сознательная целеустремлённость человека на выполнение тех или иных действий.

Воля, способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления. Специфический акт, несводимый к сознанию и деятельности как таковой. Осуществляя волевые действия, человек противостоит власти непосредственно испытываемых потребностей, импульсивных желаний, страстей. Для волевого акта характерно переживание не «я хочу», а переживание «надо», «я должен», осознание ценностной характеристики цели действия. Волевое поведение человека включает и принятие решения, часто сопровождающееся борьбой мотивов «акт выбора», и его реализацию.

По своей сути коренное значение слова воля, это желание человека, как подтверждает смысл завещательного распоряжения, о котором говорят: «Последняя воля человека» - жизненное последнее желание. Примечание: сильное желание (страсть) побуждает человека к волевым действиям для его удовлетворения и здесь главный вопрос в правильном выборе этих действий.

Воля также обозначает свободу человека в выборе решений, желаний: «У каждого человека своя воля поступать и выбирать то, что он хочет, или желает», что говорит о свободе человека в выборе своего поступка или желания. Воля обозначает и общую свободу человека, когда о нём говорят «человек на воле», или «вышел на волю» – на свободу.

Воля также обозначает и право человека на выбор и осуществление определённых действий и говорит о степени свободы человека. О свободе и праве выбора человека говорит более сложный термин, или слово – волеизъявление, т е. подтверждающее право на выбор, выражение своего желания, согласия или несогласия с чем-либо.

Термин воля также употребляется для характеристики и способности человека своими действиями достигать исполнения своих желаний – о волевых усилиях человека по достижению целей-желаний, способности достигнуть желаемого результата. В этих случаях слово воля употребляется как обозначение волевого акта (усилия), или сознательной, целеустремлённой деятельности человека требующих определённых волевых усилий для выполнения желаний, мечты, удовлетворения своих устремлений. Воля, это способность человека к усилиям и самостоятельной жизнедеятельности, к управлению своим поведением и делами, своей жизнью. В этом значении (выделенное предложение) слово воля употребляется для обозначения волевых качеств человека – решительности, способности волевыми усилиями достигать поставленной цели, преодолевать жизненные невзгоды, принципиальности и т. п.

Противоположный воле термин безволие - неспособность человека к активной и целенаправленной деятельности, к усилиям необходимым для достижения целей, решения жизненно важных задач. Для обозначения безволия применяется термин абулия, греческого происхождения. Промежуточный термин – слабоволие, неспособность человека управлять своей целенаправленной деятельностью и его подверженность различным влияниям.

Абулия (от a - отрицательная частица и греч. bule – воля), буквально отсутствие воли, или безволие. Это крайняя степень безволия – болезнь. Термин абулия используется в медицинской практике для обозначения болезненного безволия при отсутствии желаний и побуждений к деятельности. Примечание: выделенное жёлтым подтверждает, что воля, это желание-побужденье относящееся к чувствам. Безволие в более широком смысле этого слова, это слабость человека, указывающая на его неспособность к волевым актам, к волевым жизненным усилиям, говорит о слабости его воли. Противоположность – человек с сильной волей, способный преодолевать жизненные трудности своими усилиями, человек сильных волевых качеств.

Право, совокупность общеобязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством. Всегда носит классовый характер. С помощью права господствующий класс закрепляет порядок отношений соответствующий его интересам и утверждает бесправие для простых людей, ограничивая их права. В этом смысле право – возведённая в закон воля господствующего класса. Характерная особенность права в том, что соблюдение его норм обеспечивается принудительной силой государства и этим ограничивает права человека. По этому поводу несколько слов о буржуазном праве.

Буржуазное право носит лицемерный характер, ибо выражает и закрепляет реальные права капиталистов, а трудящимся предоставляет чисто формальные права. В современную эпоху империализма буржуазия в значительной степени отказывается от созданной ею законности и переходит к внеправовым методам подавления. Уступки, на которые вынужден идти господствующий класс под давлением протестов трудящихся не изменяют классового содержания права и развивают в обществе антагонизм.

Для человека в его повседневной жизни, это понятие права несколько далёкое, поэтому приведём более простое понимание права, которое автоматически включает и право установленное государством и являющееся принудительным, т. к. оно защищает интересы власти.

Право человека, это его свобода в выборе образа жизни. Но жизнь человека, как правило, обусловлена теми обстоятельствами и обществом, в которых он живёт. Человек вправе выбирать, как поступить в том или ином случае, но при этом он должен помнить, что неправильные поступки могут нанести ущерб окружающим людям и его собственной свободе и здоровью, жизни. Поэтому человек должен научиться делать правильный выбор, выбор, способствующий нормальной, здоровой жизни. Таким образом, право человека всегда ограничено законами, условиями и правилами морали – нравственными законами (основными законами для человека) способствующими такой жизни, или здоровому образу жизни. Выполняя нравственный закон, человек не нарушит и остальные.

Свобода, понятие, определяющее возможность для человека действовать в соответствии со своими интересами и целями - со своими желаниями. Понятия свободы, права и выбора взаимосвязаны, поэтому о них приходится говорить в их взаимосвязи. О свободе можно говорить, как и о воле - «Вольному – воля». Противоположность свободе (несвобода) – неволя.

Обусловленность жизни и свобода.

Свобода, вследствие обусловленности жизни человека, является ограниченной, или относительной – он может выбрать только то, что определено его правами и условиями жизни. Жизнь человеческая всегда обусловлена – местом жизни, окружающими условиями жизни, индивидуальными возможностями, временем. Поэтому, проживая в каких-либо условиях, он может выбрать только то, что ему позволяют эти условия и только из того, что есть в наличии и доступно, это конкретный выбор, предоставленный конкретными условиями. Желание может быть, но выбора нет, тогда приходится делать или выбирать то, что есть. Выбор и свобода предполагают, как правило, минимум два варианта выбираемого и право (свободу) выбрать любой из них, пусть даже одинаковые вещи, например по цвету – жёлтый и зелёный.

Если нет вариантов, то нет и выбора, и нет свободы, когда человека вынуждают выбирать то, что ему не нужно, это уже не свобода, а принуждение. Вследствие этого свобода и право человека неразрывно связаны между собой. В практической жизни свободный человек всегда стоит перед выбором – делать или нет, если он может выбрать любой вариант из этих двух, то он свободный человек.

Выбор, определяется сознанием человека и является его отношением к своей жизни, жизнедеятельности и взаимосвязан с его правом. В своей деятельности человек всегда стоит перед выбором как поступить в одном или другом случае, но только там где это не определено жёсткими рамками условий. Во всех случаях выбор человека определён его правом, его относительной свободой. В жизни выбор всегда связан с взаимоотношениями человека с другими людьми и внешней средой, и он определяет характер выбора условиями и волей человека.

О свободе, праве и выборе многое сказано, это и демократические свободы и свобода воли, но все эти свободы, права и возможности, ограничены условиями законами или правилами. Для человека важно свободное время, время, когда человек может свободно заниматься своими делами. Но и здесь этого времени может не быть, да и может использоваться неправильно, на пустые дела по удовлетворению желаний.

Начав разговор о воле, праве и свободе человека мы не можем оставить без внимания справедливость. Справедливость, категория морально-правового и социально-политического сознания, понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Содержит требование соответствия между реальной значимостью различных индивидов (социальных групп) и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между их деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием и т. п. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость.

Освободительные движения в ходе истории неизменно выдвигали требования справедливости, однако всегда верх брала несправедливость существующая и поныне.

Все оцениваемые нами положительные состояния, как правило, имеют противоположные, или отрицательные состояния. Они необязательно могут присутствовать в сознании вместе, а может быть отдельно любовь, или ненависть, или ни того ни другого. Что бывает обязательно при сильном чувстве любви, так это ревность и чем сильнее чувство любови, тем сильнее чувство ревности. Чувство ревности человека может быть вызвано и его желанием, владеть объектом наслаждения или распоряжаться им, в таком случае всякое неподчинение лица ревнуемого, вызывает у ревнующего лица более сильное чувство ревности.

Многое о чём уже сказано зависит и от раздражителей, и хотя любовь и не существует без ненависти, тем не менее, в человеке они могут быть отдельно или какое-либо направление чувств может преобладать. О чувствах можно говорить до бесконечности, поэтому сделаем небольшое заключение этого раздела, на этом не завершая разговор о них, т. к. жизнь, это чувства.

В заключение об отношениях.

Основа всего живого мира чувства и подверженность раздражителям. Чувства как помогают человеку ориентироваться в этом мире, так и запутывают его. Пока чувства не покинули человеческое тело, он ощущает жизнь и на каждые более-менее значимые для его раздражения реагирует. Обычно в тех случаях, когда происходящие изменения его касаются и нарушают его покой, он отвечает на них реакцией, чтобы восстановить состояние относительного равновесия (если оно нарушено) и начинает действовать.

Первоначально на все раздражения реагирует организм и на полученные им ощущения отвечает реакциями. Если раздражения изменяют состояние организма, то реакция обычно противоположная и является противодействием изменениям. Например, нас толкнули, мы пошатнувшись не думая стараемся восстановить предыдущее состояние. В простых случаях требованиям организма подчинён и человек. Нам холодно, мы греемся, жарко – принимаем меры к охлаждению и так происходит всегда, нам не нравится сообщество, а это тоже чувства, мы ищем другое с иными условиями. В простых случаях человек отвечает рефлекторно. В более сложных случаях - комплексом различных мероприятий или действий по созданию благоприятных условий для организма и себя и для этого включает процесс обдумывания.

Не все раздражения отрицательно воздействуют на организм и человека, есть и приятные раздражители и реакции здесь иные, тем не менее, все раздражители влекут за собой взаимодействие с ними. На действиях мы останавливаться не будем, а вернёмся к отношениям с раздражителями, которые и влияют на способы взаимодействий с ними.

Отношения к раздражителям проявляется в ответных реакциях на них, которые своём множестве сводятся к двум основным вариантам - влекущие и отталкивающие. Остальные характеристики этих вариантов зависят от силы влечения или отталкивания развивающихся в этих двух противоположностях. Оба чувства влечение и отталкивание в свою очередь определяют отношение к объектам и способ взаимодействий с ними. В мире причинности ничего не бывает просто так, на всё влияют причины.

Все антипатии и симпатии чем-либо вызваны, т. к. человек всё оценивает с точки зрения удовлетворения своих потребностей. Исходя из оценки значимости раздражителей (вещей, объектов, событий, живых существ) у него формируется к ним отношение. Всё зависит от восприятий: счастье и несчастье, любовь и ненависть, промежуточные очарованья и разочарования и т. п., от того, как эти изменения воспринимаются.

Очарование и разочарование.

Чарует человека, то, что сильно привлекает его (не только вид объекта, но и определённые действия), производя на него сильное впечатление, завораживает его. Отсюда появление ворожбы, чародейства, магии колдовства и т. п. Это страсти человеческие и подверженность иллюзии которая может перейти в очарование жизнью, в которой ничего этого нет, т. к. реальность независима от чувств. Жизнь ведь вся идёт так, как идёт, нравится или не нравится это нам, и мы не в состоянии что-либо изменить в ней, или найти в ней какой-либо смысл.

Очарование, временное или длительное нарушение деятельности сознания, вызванное видимым и привлекательным объектом или событием, сильным влечением, желанием (в том числе и желанием познания), похожее на гипнотическое или наркотическое оцепенение.

Это неотразимое впечатление (фиксация внимания человека, чувственного восприятия, его оцепенение – застывшая неподвижность) на сильной привлекающей видимости события, деятельности, прелести чего-либо - страсть, отвлекающая от реальности или объективного существования.

Разочарование, чувство неудовлетворённости от чего-либо несбывшегося, крушение веры в кого-что-нибудь. Это чувство неудовлетворенности вызывается отсутствием ожидаемого содержания в привлекательности надежды, веры во что-либо – разрушением впечатлений человека. Т. е это крушение образов, представлений человека созданных его умом на основе чувств, субъективного и неправильного (отражения) восприятия действительности. Всё сказанное о разочаровании, говорит о том, что разочарование бывает чаще, чем очарование, так как для него больше причин, а очарование встречается реже как чарующая сила, прелесть кого-чего-нибудь.

Всё это относится к чувствам и страстям человеческим, а их основой являются потребности. Все люди, независимо от их социального положения (должностей и званий), в этом отношении одинаковы, все стремятся удовлетворить свои потребности, а точнее чувства. Что же касается их характеристик - различных эпитетов и синонимов, то многие из них появились благодаря писателям, режиссёрам, которые для усиления эффектов своих сочинений, постановок, фильмов, пьес расписывали страсти.

В жизни больше прозаичности, хотя и страсти есть, а впечатления о жизни зависят от того, чего в ней было больше. Всё мошенничество, магия, колдовство и прочая муть существует лишь потому, что многие из людей хотят что-либо получить, чего-либо необычного достигнуть и попадают в эти сети. Вместе с тем многие из людей, независимо от их социального положения (должностей и званий), в этом отношении одинаковы и стремятся удовлетворить свои потребности-чувства, хорошо устроиться и красиво жить за счёт других. Да, в общем-то, нет людей, которые не хотели бы жить лучше, или нормально, а всё потому, что живут, как получается, поэтому и эти желания у них всегда есть.

В чувствах нельзя быть и категоричным, как и в формулировках их значения, например антипатии, чувстве неприязни, нерасположения к кому-либо, чему-либо. Чувство нерасположения (не нравится или не хочется) могут возникать по самым различным причинам, а переходят ли они в неприязнь (недоброжелательность, враждебность), это отдельный вопрос. Проще антипатическими считать настроения, при которых с этими кем-чем-либо, нет желания взаимодействовать, вступать в контакт.

Вера и безверие.

Вся жизнь человека связана с такими понятиями и чувствами как нравится и не нравится, верится или не верится, особенно в тех случаях, когда он сталкивается с чем-либо новым. Да и в обычном бытии вера и неверие относится к мировоззрению человека, его убеждениям и взглядам – что-либо он принимает на веру, а во что-то другое не верит.

Вера, это признание истинности тех или иных явлений. Может опираться как на проверенные на опыте знания, так и на предположения, т. е. вера в надежды, чувства и желания человека в те вещи и явления, которые отсутствуют в действительности. Вера во что-либо, как правило, является фиксированным убеждением человека.

Безверие (неверие), состояние ума противоположное вере, т. е непризнание тех или иных явлений, являющихся для других людей ориентирами в жизни. Чистого безверия как такового не бывает, т. к. вера и неверие основа взглядов человека.

В жизни оба термина, вера и безверие, употребляются в случаях характеристик людей, говоря о них «Верующий» и «Неверующий» в бога в культовых религиях.

В жизни человека в окружающем его мире происходит множество событий, в которые он может верить или неверить, в таких случаях, если имеется сомнение и есть возможность, эти события необходимо проверять. Много событий человек не в состоянии проверить, или проверить их очень трудно, поэтому люди часто доверяют своим чувствам по принципу, нравится им это или нет. Чувства более всего вводят человека в заблуждение, т. к. чувства, ум и разум человека, это пристанище вожделения, как сказано в Бхагавадгите.

У буддистов, религия которых основано на корнях индуизма, распространённого в то время в Индии, развивших и дополнивших и развивших религию, на этот счёт такое же мнение, и о своей реализации они говорят: «Когда ни во что не веришь, пришло время раздавать дары». Примечание: такое заключение связано с общей иллюзией жизни и сделанной ими проверкой всех доступных её явлений.

Свойства веры и мировоззрений человека.

Вера, как и неверие, имеет множество вариантов, которые выражены иными словами, но относятся они к вере или неверию. Всё это связано со степенью того и другого, как и в других противоположных чувствах, возрастающих от первоначальных названий. Я приведу некоторые варианты, а всё остальное добавите сами.

Если мы верим кому-либо, то мы ему в определённой степени доверяем – это одна степень, а более высокая степень – уверенность в нём. Неверие наоборот – мы не доверяем человеку или вовсе ему не верим.

Вера и неверие могут иметь как положительное значение, так и отрицательное и человек может ошибиться как, поверив, так и не поверив во что-либо (всё зависит от ситуации)

Без веры человек не может быть уверенным в себе и без неё он не способен сделать никакое дело. Обычно приступая к какому-либо делу человек верит в то, что он достигнет желаемого результата, это и есть его вера. Близкое к вере понятие, а в некоторых случаях и совпадающее с ним - надежда.

Надежда, это ожидание и предположение в осуществлении чего-либо. Надежда, это та же вера, только несколько иначе воспринимаемая, т. к. надеяться мы можем и на человека и на благоприятный исход каких-либо событий. Люди часто надеются на то, что погибший человек жив – в этом есть и вера и безверие. Надеяться можно, на что угодно и на кого угодно, также как и верить и не верить во что-либо и кому-либо. Надеясь на кого-либо человек, верит в него и в то, что он что-то сделает. Веря в бога, человек надеется на его помощь.

Это связано с тем, что надежда только на собственные силы не способствует делам, без помощи окружающих один мало совершишь. Как правило, любое дело человеком планируется для исполнения с участием других людей, с их помощью, поэтому частных или чисто личных успехов нет как таковых. Личное, это знание человека, способствующее или препятствующее его и общей деятельности.

Убеждения и убеждённость в чём-либо, это тоже формы веры разной степени. Убедить человека в чём-либо, это заставить его поверить в это, а убеждённость, это твёрдая вера человека в истинности чего-нибудь.

В неверии или безверии, человек во что-либо просто не верит, считает что-либо ложью, или категорически отвергает. Кроме этого у человека может возникнуть сомнение, даже при наличии веры. Сомнение предполагает неуверенность в истинности чего-нибудь и говорит об отсутствии твёрдой веры в кого-что-нибудь.

О вере в заключение.

Как видно из выше изложенного о вере и неверии в этих чувствах имеются различные варианты. Вера ничего не стоит, если она не подкреплена фактами или практическими делами. Человек может верить во что угодно, но если он не может себя правильно вести он придумывает различные оправдания, в том числе обвиняя бога в своих неблаговидных делах, то о какой вере и убеждениях можно говорить. В средневековье, например физиологические инстинктивные желания, оправдывали неведомой божественной силой, волей бога, оправдывая собственное безволие, неспособность управлять своими побуждениями. Немало таких оправданий в разнообразных вариантах существует у человека и в настоящее время.

Человек больше склонен верить выдумкам, чем реальности, т. к. не учится видеть вещи такими, какие они есть и больше доверяет тому, что ему нравится. Вера, основанная на чувствах, мечтах и надеждах, является слепой верой чувствам. Для лучшего понимания слепой веры, приведу отрывок из стихотворения «Фанатизм» Рабиндраната Тагора:

Обиды, заблуждения старины,

Страх, муки, злоба, бредовые сны –

Всё в веру внесено слепцами,

Себе темницу строят сами!

Вера, основанная на чувствах, мечтах и надеждах, является слепой верой чувствам. Для лучшего понимания слепой веры, приведу отрывок из стихотворения «Фанатизм» Рабиндраната Тагора:

Обиды, заблуждения старины,

Страх, муки, злоба, бредовые сны –

Всё в веру внесено слепцами,

Себе темницу строят сами!

В событиях вокруг Трои, никто не верил тем предсказаниям Кассандры, которые сбылись, потому что не нравился результат пророчества и та женщина (Кассандра), которая предсказывала будущее. У апостола Павла есть пророчество «Люди будут верить лжи, не принимая здравого учения», это время уже наступило. Человек, верящий лжи, не верит правде. Последнее подчёркивает взаимозависимость веры и неверия.

С верой или безверием связана наша жизнь, достаточно вспомнить слова недоверие и доверие. Во что-то человек верит, а во что-то другое не верит, кому-либо доверяет и верит на слово, а кому-то нет. Все учения, мировоззрения и взгляды также связаны с верой человека – одни он принимает и верит в их, другие нет. Это подтверждает, что в своей основе чувства от любых двух простых противоположностей могут развиваться бесконечно.

Казалось бы, что вера человека в лучшее не позволяла бы делать плохое, но это не так. Вера в бога для многих веровавших в него людей удерживала их от зла, но она не в состоянии устранить зло, т. к. оно существует благодаря добру – противоположности.

Впрочем, и вера в бога не мешала церковным и гражданским властям уничтожать людей, вести войны и жить паразитируя. Они всегда преследовали людей с другим мировоззрением и взглядами, с другой верой.

Немногим отличается от других верований и поклонений и диалектический материализм, мировоззрение, скатившееся в СССР до уровня других религий и уничтожения людей с другими мировоззрениями. Это мировоззрение было также использовано правящим авторитарным сталинским режимом в корыстных интересах лицами совершавшими акты насилия.

О многом ещё можно говорить, однако вернёмся к сознанию и сделаем заключение о его деятельности.