Часть: Часть 3

Глава:

Комментарии к психике

Эта книга и все её части касаются жизнедеятельности человека, его внутреннего мира и психических (душевных) процессов. Об основных принципах работы психики, о законах мира и отношениях (взаимодействии) с ним в основном всё уже сказано, а о чём не сказано будет добавлено после этого заключения. Обычно в деятельности человека повторяются процессы возбуждения и удовлетворения потребностей, поэтому здесь повторяются и ранее приведённые определения. Вся жизнь в этом мире построена на чувствах, а человеческие отношения построены на определённых правилах, которые не всегда выполняются из-за различных, а иногда противоположных и противоречивых желаний индивидов. Каким образом удовлетворить свои желание решает человек и здесь многое зависит от ума и осознанности человеком своего бытия и поведения.

Говоря о психической деятельности человека, мы говорим о качествах его души. Говоря о душе человека (как и об уме), мы можем судить лишь об их проявленных свойствах. Души, как какого-либо материального объекта, к которому можно приложить описание никто не видел, т. к. она непроявленная, т. е. невидима, а о ней мы судим по образу жизни - проявленному поведению человека и имеем о ней относительные представления других людей или собственные. Во всяком случае, мы можем с уверенностью сказать, что поведение человека индивидуально и отражает все стороны его психики, т. е. качества души.

Если исходить из того, что одинаковые качества поведения имеются у многих людей, а многие из качеств изменяются от болезней или обстоятельств, то можно говорить о развитии психики человека, как о продукте обстоятельств. Вместе с этим и здесь многое зависит от чувств человека, при болезнях изменяется чувствительность и восприятия, а в этих случаях меняются и условия и обусловленность души. Изменяющиеся и различные условия в свою очередь отражаются на чувствах и психической деятельности человека. И в том и другом случае многое зависит от устойчивости души к изменениям. А если считать душу вечной и неизменной, то в этом случае мы можем говорить лишь о том, что все качества души (свойства психики) человека установлены заранее, и их невозможно изменить.

Рассмотрим, что об этом говорится в религиях. В индуизме (Бхагавадгите) о душе говорится что «душа неразрушима, вечна и неизменна». Если сказанное о душе в индуизме так, то в этом случае сознание человека автономно (т. е. самостоятельно-независимое). Это подтверждает не только исчезновение объектов при глубокой медитации, но и наш сон, во время которого мы не видим внешний мир, а он проявляется с просыпанием и «включением» чувств. Исходя из этого, можно предположить, что глубокий сон (состояние покоя) и есть наше истинное состояние в отличие состояния возбуждения. Когда работают чувства, включается и сознание, и всё происходящее нам кажется реальным из-за обмана чувств.

Сознание, всегда является частью конкретного человека, субъекта, отражающего реальный мир в своём познании мира – суждениях, делах и всей деятельности. Каждому человеку свойственны свои переживания, свои чувства-эмоции, поэтому они субъективны. Такие чувства как боль, жажда, голод бывают у всех людей, только они разные по своей силе проявления и ощущениям, что и является в них субъективным. Сказанное в этом абзаце говорит об индивидуальности сознания и его зависимости от работы органов чувств.

В жизни всегда найдутся примеры, подтверждающие и отрицающие сказанное, т. к. все явления имеют противоположности. Считается, что окружающее общество и жизненные условия всегда оказывает влияние на формирование человеческой психики. Попав в среду преступников, алкоголиков, наркоманов и т. п. человек начинает скатываться до их уровня.

Это можно отнести и к власти, как попадает человек в их среду, так и начинает скатываться до их уровня и начинает поступать как они. В обоих случаях одинаково то, что если кто-то попытается поступать не так как его окружение, то начинаются конфликты и его просто вынудят уйти. Некоторые люди и сами не станут с ними иметь дело. Всё это относится к свойствам, качествам души. В то же время обусловленность жизни часто лишает человека возможности выбора и понуждает его поступать по обстоятельствам. Имея в виду вечность и неизменность души можно говорить о её обусловленности в этом мире, т. е о судьбе человека. В этом случае ничего не остается, как признать обусловленность жизни человека, а её условия неизменными и то, что происходит в жизни, человек не может изменить, хотя все думают иначе.

Обусловленность человека предполагает необходимость наличия у него определённых качеств, которые присущи душе, а это подтверждает наличие души, познание которой невозможно из-за её невидимости. Психиатрия также утверждает то, что непосредственное самопознание человеком самого себя (т. е. души) в принципе невозможно. Управление человеком имеет некоторые особенности, не описанные в медицине и религиях, но это не столь важно для жизни человека и долго объяснять. Во всяком случае, есть установившиеся в мире взгляды на человека как на личность, индивида и как существо с душой, поэтому оставим эти представления такими, какие они есть.

Внутренний духовный мир человека очень сложно характеризовать, поэтому мы остановимся на некоторых основных предпосылках или предрасположенностях человека. Нет чувств и сознания, то нет и мира, есть чувства, появляется мираж-иллюзия, восприятия и сознание. Если душа вечна, то меняется лишь восприятия человека, а вместе с ними все миры и все знания, а сущность человека при этом остаётся неизменной.

Всё устроено так, что кажется человеку реальным из-за его ощущений (чувств), чувства создают потребности, а потребности нуждаются в удовлетворении и действиях и начинаются круговороты жизни. В деятельности человека и проявляется его сущность - характеристика его духовных качеств, характеристика сознания (всё это свойства души или НВД) и проявление их в его в поведении – образ жизни человека. Форма, или образ жизни представляет собой идеальную характеристику внутреннего содержания, внешний же облик, или форма тела, у всех людей человеческий. Как видно и из этого определения сущности человека она проявляется в его поведении, и мы вновь возвращаемся к поведению, нравится нам это или нет.

О поведении человека можно просто сказать, что поведение, это процесс взаимодействия с окружающим его миром и на этом поставить точку, но это нам ни о чём не говорит. Поведение человека, это его основная деятельность и все отдельные действия во всех случаях жизни и оно опирается на его сознание, а о характеристиках поведения мы говорим как о его характере. Характер, это главное в человеке, с чем сталкиваются окружающие его люди и не только они, т. к. человек взаимодействует и с окружающей средой.

Слово поведение мы можем свести к поводу (поводок у собаки или повод на котором ведут животных) на котором человека ведут его чувства или ум, а, в общем, и то и другое вместе. Поведение опирается на сознание и в слове поведение имеется своего рода многозначность ведение - знание или незнание (неведение) и ведение (к чему ведёт), т. е. направление заключительной части поведения, то место или состояние к какому оно приведёт – результат. Детально мы не можем определить внутренний мир человека, поэтому мы определяем его свойства в общих чертах – по образу жизни и динамическому стереотипу поведения. Берём вид деятельности (рабочий, артист, политик и т. п.) и дополняем его чертами характера – хороший ил плохой исходя из его поведения. Обычно вид деятельности человека формирует в поведении человека динамический стереотип поведения. В этом есть целесообразность сознательной деятельности, чтобы постоянно не приспосабливаться к одинаковым условиям, а только приспосабливаться к изменениям.

Динамический стереотип, характер деятельности, поведения человека во времени, определяющийся его привычками и режимом (укладом) жизнедеятельности. Это привычный, шаблонный тип поведения, повторяющийся без особо значимых изменений. Практически динамические стереотипы поведения имеются у всех людей, т. к. сама жизнь состоит из повторений, или повторяющихся циклов. С точки зрения рефлексов, динамический стереотип, это уравновешенная и зафиксированная система из условных и безусловных рефлексов. Поскольку она динамическая, то может быть разрушена и вновь образована, но в этом случае могут быть проблемы, т. к. резкое нарушение стереотипа может вызвать невротические состояния. Эти изменения не изменяют свойств души, но отражаются на поведении человека, как и его настроения, а свойства души, это нравы человека. Динамический стереотип имеется и у определённых групп людей, у народов, это особенности жизненного уклада, некоторые особенности поведения и психики.

Динамика говорит о состоянии движения, ходе развития каких-либо явлений под влиянием действующих на него факторов. Изменения в жизни постоянны, но они в определённой степени упорядочены, поэтому вся жизнь и развитие материального мира можно сравнить с работающим механизмом. Обычно в механизме у каждой детали своя роль и человек в этом механизме жизни выполняет определённую заранее роль, а из этого можно заключить, что жизнь человека предопределена (у каждого своя судьба). Это позволяет предположить, что и свойства души (психики) определены и установлены заранее. Отсюда можно сделать вывод, что душа не изменяется, потому что в ином случае фиксированные факторы движения и самодвижение пришлось бы менять, а это невозможно, т. к. пришлось бы менять и всю работу механизма жизни и его детали. Отсюда напрашивается вывод, что сознание человеку даётся такое, какое ему необходимо для выполнения предназначенной роли в жизни.

Практическая психическая деятельность.

Независимо от сделанных здесь заключений о душе, человек должен приспосабливаться и налаживать свою жизнь сознательно. Психическая деятельность человека рассмотрена (нервная высшая деятельность - НВД) в предыдущих разделах, но мы вернёмся к этому и ещё раз повторим основы и рассмотрим взаимосвязи и организацию психической деятельности (НВД) человека. Вся эта деятельность относится к сознательной и её рассмотрение мы начнём с индуизма, а закончим современными представлениями. В общем-то, взгляды одинаковы, но некоторые вопросы НВД и применение этих знаний на практике хорошо изложены в индуизме и буддизме. Возвращаясь к психической деятельности или деятельности сознания рассмотрим требования к нему для приспособления к окружающей обстановке и организации жизни. Для этого вернёмся к определениям сознания и его функциональной деятельности, а начнём с кармы.

Итак, карма. Примечание: кратко карма и гуны рассматривалась в книге «Жизнь открытыми глазами». Карма не отрицает, а подтверждает принцип причинности, с тем исключением (по мнению автора), что всё происходит в течение одной жизни и не распространяется на «будущую». Да и вообще об этом и том что было и будет сказано можно было бы и не говорить, зная то, что всё это иллюзия, а говорится по той причине, что всё сказанное можно использовать для улучшения организации жизни. Закон причинности распространён только на материальную часть мира, а не на сознание, зависящее от работы органов чувств. Ниже приведено такое понимание кармы, какое имеется в индуизме и буддизме.

Карма (буквально «действие», «работа»); обычно означает результат действия или закон «причины и следствия», когда действия человека предопределяют его будущее. Карма – действие; в древнеиндийском учении о трансмиграции – закономерность, исходя из которой статус и судьба человека в настоящем предопределены его деятельностью в прошлом рождении. Примечание: жизнь есть в настоящем и она предопределена (т. е. есть судьба), а значит, что она состоит из определённых образов, которые не изменяются, также как и душа.

Более чёткое определение кармы дано в буддизме. В буддизме карма («деяние, поступок») – любые моральные и аморальные волевые намерения, приводящие к действиям, которые предполагают последующее вознаграждение. Считается, что карму создаёт мысль, а слова и действия являются лишь проявлением того, что задумывалось ранее. Для буддистов кармическими считаются лишь действия, определяемые волей человека, т. е. преднамеренные. Если же действие совершено непреднамеренно, то оно не создаёт кармы.

Для заключительной части о работе сознания возьмём из индуизма гуны – три основных природных начала, которыми мотивированы все проявления человеческого характера. Гуны – свойства, качества: 1) тамас, источник невежества, косности, заблуждений; 2) раджас, активное, деятельное, стимулирующее начало; 3) саттва, основа умиротворённости, терпения, благости. Эти разделения свойств мотиваций хотя и условны, но представляют интерес с точки зрения классификации качеств человека. О качествах человека мы говорим конкретно, а вид его деятельности нам о них не говорит, например раджа (от раджас) – титул владетельной особы в Древней Индии (царь, князь).

Первоосновы, или гуны жизни, деятельности души, психики.

Саттва – уравновешенность, прозрачность, психическое проявление, прежде всего её отражающая способность, иллюзорно уподобляющая эту гуну Пуруше. Примечание: отражающая способность – качество восприятий. В буквальном переводе с санскрита саттва. – «гармония», «ясность», это высшая из трёх гунн, проявляющая себя в просветлённости, равновесии, чистоте и спокойствии. Это самая чистая из трёх гун - гуна добродетели, т. е. образ поведения человека, который ведёт его к знанию, счастью, чистоте, владению своими чувствами, спокойствию, смирению и сдержанности.

Раджас, в буквальном переводе; «страстность», влечение, стремление». Эта вторая из трёх гун проявляет себя в деятельности живого существа – действием, страстью, борьбой, одержимостью действий, импульсивностью в поведении. Основным содержанием этой гуны является страсть – чрезмерно или сильно выраженное чувство-желание, привязанность к чувственным объектам и жизни.

Тамас, в буквальном переводе означает – «темнота», «инерция». Это третья, или низшая из трёх гун, проявляющая себя в помрачённости, неведении, инерции, бездействии. Общее или целое определение гуны тамас можно свести к помрачению сознания, она ведет душу к лености, иллюзии блага, разврату, лжи, распущенности, наркоманиям и зависимости, к бессмысленному поведению и содержанию жизни.

Саттва - (как модальность) сознания по своей природе есть ясность (свет).

Саттва смешанная с раджасом и тамасом стремится к неправедности, незнанию, неотрешённости и утрате сил.

Саттва смешанная с раджасом стремится к праведности, знанию, отрешённости и силе.

Саттва смешанная с тамасом стремится к неправедности, незнанию, неотрешённости и утрате сил.

Комментарии.

Во всех гунах без исключения имеются как положительные, так и отрицательные качества, вследствие их двойственности, т. е. содержания противоположных результатов, явлений, качеств. Пояснения в комментариях к тамасу.

Тамас, «темнота» синоним неведения, незнания и помрачённости сознания. Инерция и бездействие всегда присутствуют в жизни и являются нормальными состояниями, а в некоторых случаях гасящими страсть. Инерция (от лат. inertia – неподвижность, бездеятельность), в физике свойство тела сохранять состояние покоя или прямолинейного равномерного движения, пока какая-либо внешняя причина не выведет из этого состояния.

Не является исключением инерционная приверженность заведённому порядку, вошедшему в привычку поведению («добродетель). Отсутствие активности, т. е бездеятельность или неподвижность в некоторых случаях лучше проявлений пустой деятельности или «беготни».

Теперь о счастье, хотя о нём уже говорилось. Счастье несёт в себе зародыш своей противоположности и обычно состояние ощущения счастья кратковременно. Для мудрого всё есть страдание – из-за подверженности состояний чувств непрерывным изменениям, беспокойства, следов прошлых впечатлений, а так же по причине противоречивого развёртывания гун.

Гуны характеризуют состояние сознания – его предрасположенности и не у всех людей и не всегда они приобретают крайние формы указанные в гунах, поэтому несколько упростим их характеристику. Обычно эти состояния смешанные, или во время деятельности какое-либо из них доминирует (преобладает).

Саттва, предрасположенность сознания к ясности, возможно более понятным будет, если заменить «ясность» на «отчётливость». В любом деле желательно ясно, или отчётливо видеть, что делается, чтобы оно не «перекосилось» ещё вначале.

Раджас, предрасположенность сознания к активности – энергетический активный модус.

Тамас, предрасположенность сознания к неизменному состоянию - к стабильности, норме.

Уравновешенность достигается процессом торможения при излишней активности, более того состояния относительного покоя характерны для нормы, которая нарушается при воздействии раздражителей. Об этом говорилось в разделах о психической деятельности. Если человек поступает правильно, соблюдая человеческие принципы и делая добро, он меньше ошибается и этим уменьшает свои страдания. Его поведение не вызывает у окружающих враждебного антагонизма. Человек, делающий зло, наоборот раздражает окружающих и возбуждает у них антагонизм и неприязнь к себе. Всё зависит от пропорций смешения гун. Здесь почти как в пище, какой продукт, какая смесь приправ, такой и вкус и качество.

Сознание, ум человека, являются контролирующими по своей функции и должны направлять деятельность человека в соответствии с нормами физиологии, морали и совместного проживания в сообществе людей. Сознание, умственная деятельность человека является высшим проявлением психической жизни. Оно чувствительно реагирует на различные воздействия вешних и внутренних раздражителей организма и избирательно, правильно или неправильно реагирует на раздражения.

И. П. Павлов, русский физиолог, указывал, что нормой нервной высшей деятельности является равновесие всех процессов, протекающих в коре головного мозга. В обыденной жизни здорового и нормального человека в неблагоприятных ситуациях могут возникать кратковременные нарушения, которые легко обратимы, или требуют определённых усилий воли для их выравнивания до состояния равновесия. Эти состояния могут быть вызваны испугом, переутомлением, голодом, бессонницей, опьянением наркотиками и другими веществами, а также аффективными различными переживаниями.

Если нет серьёзных раздражителей, тогда ум человека уравновешен, процессы возбуждения и торможения также как и гуны уравновешены и обеспечивают нормальное физиологическое состояние. При изменении состояния под воздействием раздражителей организм самостоятельно рефлекторно стремится к восстановлению состояния относительного покоя - нормы. Это можно отнести и к сознанию, но при сознательном вмешательстве человека реакция на раздражение может измениться вместе с равновесием трёх гун и усложнить это состояние кармой. При правильной реакции равновесие установится быстрее. Все в работе сознания зависит от чувств, если они в определённой степени отключены (заторможены безразличием или отрешённостью) от внешнего раздражения тогда маловероятно, что состояние уравновешенности будет нарушено. Здесь тамас гуна играет положительную роль. Что же касается общего поведения и каких-либо целей общей деятельности, то в них должна быть осознанность и уважение нормам морали, т. к. эти нормы поддерживают нормальное состояние психики

Современные представления о сознании.

В практической жизни человек пользуется своим сознанием, при этом что-либо он делает сознательно, а что-либо неосознанно. Организация деятельности человека зависит от сознания и регулируется им, поэтому оно должно быть упорядочено человеком в первую очередь. Что должно быть сделано, или каким должно быть сознание человека сказано в его определении, определениях сознательности, самосознании и т. п., в карме и гунах.

Сознание, представляет собой функции мыслительной (умственной) деятельности человека, связанных с его способностью отражения свойств и отношений предметов внешнего мира, в предварительном мысленном построении своей деятельности и предвидении их результатов. Это способность к регулированию своих взаимоотношений с окружающим миром, внешней средой и людьми и способность к самоконтролю. Продукт сознания, это общие знания, знания о собственной роли в жизни (самосознание), регулирование и самоконтроль своих взаимоотношений с окружающей средой и обществом – контроль над своим поведением. Примечание: здесь больше говорится о способностях человека, а не об их качественных сторонах как в гунах, но мы это сейчас исправим добавив наиболее важные свойства сознания. Способности у людей разные, поэтому человеку нужно развивать свои человечные (разумно-вечные) качества.

Наиболее важные свойства сознания, являющиеся основой нормальной деятельности человека:

Способность к правильной деятельности в изменяющихся условиях - удержанию динамического равновесия.

Обладание способностью правильной ориентировки в пространстве, времени и конкретной ситуации.

Умение управлять своими физическими и мыслительными процессами – своей обычной деятельностью.

Наличие обычных навыков к логически правильному осмыслению и пониманию окружающей действительности и самого себя.

Постоянная готовность к критической оценке своих взаимоотношений с окружающим миром и людьми (осознанная деятельность и мышление).

Умение рационально регулировать свои эмоции, влечения и побуждения (своё поведение) в своей жизни.

Осталось только развивать эти свойства и управлять своим поведением в жизни, заменив окончания в выделенных свойствах там, где это нужно. Например, учиться самому, логически правильно осмысливать и понимать окружающую действительность и самого себя. Если не учиться, значит тупеть и неправильно поступать.

Жизненная ценность сознания состоит в правильном ориентировании человека в окружающем мире, в познании законов жизни, правил поведения и их практического применения для приспособления в окружающем мире, правильного использования знаний в своей жизнедеятельности. Сознание только тогда ценно, когда оно правильно, объективно отражает действительность и регулирует поведение человека и его взаимоотношения с миром живым и материальным, или неживым. Оно ценно при осознанности своих действий, поведения при полном самоконтроле и ведении своей деятельности с учётом условий (обстановки) и правильной целенаправленности, целесообразности.

Сознание и сознательность.

Сознание и осознанность человеком своей деятельности формируется постепенно и во многом зависит знаний. Знания являются основой сознания и осознанности человеком своего бытия и представляют собой продукт умственной деятельности человека. Знание, будучи теоретическим или практическим, всегда является результатом чувственного познания объективного мира и могут вследствие этого отличаться от действительности. Но это не окажет на него негативного влияния, если человек сознательный.

Сознательность человека существенно дополняет осознанность, хотя в какой-то степени они схожи. Осознанность, это понимание причин и знание необходимости и смысла и своей деятельности, предполагающее нужный для него результат. Сознание (или ум-разум – если строго сознание не дифференцировать) человека является определителем ценности отражаемых (воспринимаемых) в нём вещей мира, их отношение к его потребностям. Потребности человека требуют удовлетворения, он формирует свою деятельность в планы для их удовлетворения и осознанно им следует, это и есть осознанность,

Сознание (или ум-разум – если строго сознание не дифференцировать) человека является определителем ценности отражаемых (воспринимаемых) в нём вещей мира, их отношение к его потребностям. Потребности человека требуют удовлетворения, он формирует свою деятельность в планы для их удовлетворения и осознанно им следует, это и есть осознанность,

Сознательность человека, это осознанность того, что им делается, т. е. с какой целью это делается и знанием или предполагаемым следствием, результатом, который является для него важным, или имеющим значение. Сознательный человек учитывает интересы своего окружения (семьи, коллектива, сообщества и т. д.) и его дела приносят им пользу. Такое поведение человека можно отнести к выполнению им своего долга. Примечание: долг, нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести. В широком смысле слова долг, это и обязанности человека перед обществом, служебные и другие. человек выполняющий свой долг, это сознательный человек, а несознательный человек думает только о себе, а это эгоизм.

Бессознательное действие, это то, что делается человеком неосознанно, стихийно, непреднамеренно и необдуманно, по возникающим побуждениям. Побуждение, это желание намеренно действовать, обычно желание вызвано какими-либо причинами, но человек не может их определить. Побуждение может быть и импульсивным, подсознательным и т. д.

Подсознание, это основные, невыраженные состояния нервно-психической деятельности инстинктивно рефлекторного характера, или желания человека внешне скрываемые, или оставшиеся от впечатлений нереализованные раньше побуждения, ждущие условий для своего пробуждения и реализации. Инстинкт, это побуждение, синонимы – «влечения, желания, мотивации» - сознательные и подсознательные мотивы деятельности». Подсознание, в основном это неосознанные мотивации, или побуждения человека, могут иметь внутренние и внешние причины (пуруша), находящиеся в памяти в непроявленном состоянии. Пуруша создаёт условия (чувства), направляющие деятельность сознания.

Подсознание, это область инстинктивного сознания, когда человек мотивирует свою деятельность импульсивными побуждениями, возникающими в сознании от воздействия внутренних и внешних раздражителей. Внутренние инстинктивные побуждения, возникающие в подсознании бесконтрольно, без установления их источника, в этом случае могут преобладать над осмысленной деятельностью, а внешние способствуют их реализации или воплощению в деятельность. Это не является обязательным, так как импульсивные побуждения могут быть и вне сознания человека, и в определённых условиях (благоприятная почва) пробуждаться в его сознании.

Подсознательная область, это область сознания не контролируемая человеком, если она преобладает в деятельности человека, то в его деятельности преобладает слепая животная сила. При такой деятельности человек снижается до инстинктивной, грубой материальной и животной деятельности (механическое и слепое суждение и действие), сознание его дегенерирует к более низкому уровню животного.

Импульсивные побуждения человека также являются безотчётными, но они безотчётны как реакция быстрого толчка, высокой скорости нарастающего желания и бесконтрольны из-за слабого или опаздывающего, невыработанного на практике торможения. Они относятся к бесконтрольным побуждениям. При правильно выработанных привычках контроля, под контролем сознания находятся как подсознательные, так и импульсивные побуждения.

Любая из указанных выше гун или состояние может доминировать в целенаправленной психической деятельности человека, как временное, длительно или постоянно господствующее состояние сознания. Если господствует хорошая идея, тогда психическая деятельность человека улучшается, а если господствуют плохие идеи, то и психическая деятельность ухудшается. Доминирующими в сознании человека могут быть патологически направленные функции поведения – ложь, разврат, злоба, ненависть и другие вожделения с заблуждениями человека относящиеся к структуре управляющей функции мозга. Господствующие в сознании доминанты могут быть вызваны патологией и дополнительно создавать патологические состояния.

Доминанта (господствующий) – временно, длительно или постоянно господствующий в сознании очаг отклонения от равновесия (нормального функционирования), вызванный повышенной возбудимостью и вызывающий нарушения нервно-психической и практической деятельности.

Доминанты могут приобретать затяжной, застойный патологический характер деятельности сознания, например, сексопатологический, развращённый характер деятельности человека. Доминанты, связанные с переживанием аффектов, могут переходить в скрытое потенциальное состояние и являться источником психоневрозов. Патологические доминанты, возникшие в коре или подкорке головного мозга, могут стать у человека основой навязчивых страхов (фобий), сверхценных идей, галлюцинаций, различных двигательных автоматизмов и других психопатологических состояний.

При условиях бесконтрольности и безволия человека, и его следования только удовлетворению своих желаний, доминанты могут стать чрезмерно затяжными, неугасимыми и превратиться в «очаги застойного патологического возбуждения» - И. П. Павлов. В организме человека может существовать несколько доминант, они могут взаимодействовать, быть преобладающими, подчинёнными или составлять целую совокупность совозбуждённых центров находящихся в разных отделах ЦНС (спинного и головного мозга).

В то же время само возникновение недолговременных, легко сменяющих друг друга доминант является одним из принципов нормальной координирующей деятельности ЦНС. Сами доминанты (возбуждения преобладающие в данный момент времени) являются физиологической основой деятельности человека, его инстинктов, эмоций, восприятий, представлений, состояний внимания, рассеянности и т. п.

О самосознании.

Человек обладает способностью осознавать не только материальный мир и процессы, лежащие вне его, но и отличать самого себя, своё собственное «Я» от всего, что его окружает. Исходным началом в характеристике сознания является познавательный процесс рассмотрения природы вещей и существующих образов. Но здесь речь не о самом сознании как таковом, а о состоянии, характеризующем самочувствие человека.

Состояние самосознания человека определяется самочувствием. Сознание формирует самочувствие, а настроение и тонус в свою очередь говорят о состоянии сознания. Без чувств нет сознания, а без сознания чувства не работают (бессознательные состояния) и нет ничего.

О влечении.

Вся жизнь человека, это его желания и их удовлетворение, а также вызванные этой деятельностью простые и сложные переживания человека. Влечения (мысленное желание), это вид психической энергии, которая накапливается и преобразовывается в физическую энергию если не находит постоянного и равномерного использования (расхода), то аккумулируется и преобразовывается в физическую и может приобрести характер импульсивный - разрядный.

Сильное влечение, как и сильный голод, концентрирует деятельность сознания человека на объекте раздражения, отвлекая его от всех остальных видов деятельности для удовлетворения преобладающей (доминантной) потребности. Сильное, страстное влечение может быть вызвано патологическими процессами в организме, так половое возбуждение, имеющее патологический характер, концентрирует всё внимание человека на его удовлетворении. Например, активный воспалительный процесс в простате или половых органах, постоянно возвращает ум человека к необходимости удовлетворения полового желания без половой готовности. Внимание обычно сосредоточено на объекте (мужчине или женщине) который нравиться или соблазнителен, и воспринимаем зрительно. В данном случае можно говорить о деятельности сознания, как целенаправленной на удовлетворение побуждения (влечения, инстинкта) и бессознательном состоянии в осознанной деятельности познания и осознания своей деятельности.

Эта причина лежит в основе всех нарушений сознательной деятельности человека, жадность, любовь и ненависть, неудовлетворённость жизнью, зависть и т. п. Нарушениям деятельности сознания способствуют чувства человека. Чувства уводят человека в лабиринт влечений и препятствуют здравомыслию. К ним относятся все патологические влечения. В первую очередь это желания власти, славы, богатства, страсти, ярко выраженные чувственные влечения, преобладающие над рассудком человека, как положительные, так и отрицательные. В принципе все чувства относятся к нарушениям объективного восприятия действительности, просто крайне выраженные, более сильно затемняют рассудок человека, а при их неудовлетворении, они постоянно удерживают ум человека привязанным к этим чувствам.

Чистое сознание.

Как свойства сознания можно разделить на гуны и другие, так и сознание можно делить по качествам или типам. Но как рассудок и разум человека, это просто две ступени ума человека и разделение их на ступени условно, так и деление сознания. Несколько замечаний по этому поводу сделаем.

Сознание, это, прежде всего, умственная деятельность человека и поэтому оно, как и ум, обычно соответствует образу жизни человека. Что касается дополнительных знаний и отношения к окружающему миру, то это большей частью зависит от интересов и желания человека расширять свои познания и заниматься чем-либо кроме основной деятельности. Какие-либо интересы и влечения у человека всегда есть и эти потребности он удовлетворяет в свободное время. В общем-то, это обычная жизнь или бытие, которая по своему укладу и интересам несколько отличается у жителей города и деревни. В последние годы она в государствах бывшего СССР изменилась, и в деревнях население уменьшилось, всё это связано с изменением условий. Тем не менее, главное условие здорового образа жизни не изменилось – чем проще жизнь, тем проще функциональная психическая деятельность и сознание человека. Последнее не сказывается на сознании и умственном развитии отрицательно, оно в норме, а большинство отклонений в психической деятельности появляется от лишней суеты и обусловленности. Поэтому такое сознание мы и поставим на первое место.

Сознание - не засорённое дополнительной обусловленностью это сознание следования естественным потребностям и условиям жизни, сознание практического человека, следующего удовлетворению необходимых потребностей своего существования и приспосабливаясь к изменениям условий жизни.

Как только увеличиваются дополнительные требования (т. е. обусловленность жизни) к человеку, возрастают и требования к сознательной (НВД) деятельности. Обычно в сознании имеются эти качества, это подвижность, переключаемость, приспособляемость мышления, установок и другое, по отношению к меняющимся требованиям среды. У кого-то эти функциональные качества развиты больше, у кого-то меньше, но подвижность ума всегда выше, чем физиологическая и смена деятельности человека. Если изменения условий происходит не мгновенно, то человек постепенно приспосабливается к ним без ломки динамического стереотипа поведения. Быстрые изменения вызывают напряжение и могут привести к стрессу.

В сознании всегда есть какие-либо загрязнения и ненужные установки, например сознание с примесью эгоизма, когда человек считает себя обладающим преимуществом над людьми, претендуя на роль превосходства над ними. Большей частью, это сознание иллюзий.

Сознание иллюзий – сознания обладания, собственности, появляющиеся в процессе жизни: Чаще всего бытует психический комплекс человека связи своего «Я» с телесным существованием. Это самосознание человека, которое прививается человеку в течение длительного времени, начиная с раннего детства.

Я обладаю тем и тем, Я личность, Я имею диплом, Я знаю то и это и т. д. Часто становится эгоизмом человека, связанным со стремлением утвердить свои заслуги и свою роль в жизни других людей. Оно является главным заблуждением «я» человека и источником его нарушений естественного хода вещей, неправильного отношения к другим людям, часто и к тем которым он обязан достижению своего положения в жизни. Всё это иллюзия и показатель ограниченности сознания.

Двойственность сознания.

Открытое и скрытое сознание. Эти оба вида сознания человека являются его природой, из которых даже скрытая природа находит проявление в его деятельности и рано или поздно становится явной. Для того чтобы понять истинную природу человека необходимо наблюдение за его поведением и деятельностью. Она часто проявляется в его высказываниях (в том числе и создаваемой им видимости, иллюзии), поведении, результатах деятельности. О своих негативных видах скрытого сознания человек высказывается в обвинениях других людей, кроме этого он пытается скрыть эту негативность видимой деятельностью – иллюзией благой деятельности и лицемерием.

Интеллектуальное сознание – всестороннее отражение действительности в её конкретных взаимосвязях, т. е. всеохватывающее сознание. Такое сознание означает человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении.

Такой тип сознания, если убрать «всеохватывающее» и идеальное заменить на правильное (далее выделено как высшие формы НВД), является нормой, а отклонения в правильном отражении действительности болезнью, в их числе и шизофрении. Один из признаков шизофрении - расстройство с той или иной мерой выраженности высшие формы психической деятельности – всестороннее отражение действительностив её конкретных взаимосвязях. Если жизнь человека проста и естественна, то он правильно отражает и всё происходящее. Если он лжёт, лукавит и поэтому верит лжи, сознание становится двойственным или делится на несколько противоположных направлений. Особенно заметно это нарушение у современных политиков – происходит одно, а они видят другое (не то, что есть, а то, что им хочется), т. е. в основе этого нарушение лежит желание, страсть и вызванная этим необъективность восприятий.

Замечание. Сказанное выше внешне кажется простым, но его трудно понять, если вы с этим не сталкивались. Например, о простой и естественной жизни и правильном отражении всего в ней происходящего. Чем проще и естественнее жизнь, тем здоровее у человека психика, т. к. она не заполнена ненужными знаниями и не ищет в жизни того, чего в ней нет. Это люди с практическим складом ума, знающие свои возможности и выполняющие свой долг. В вопросах, не относящихся к их деятельности, но с которыми им приходилось сталкиваться или слышать их рассуждения здравые, т. к. они смотрят на следствие действий, которые являются их практической оценкой.

Патологическое сознание. Патологии сознания вызванной заболеваниями посвящено несколько разделов, к ним следует добавить проявление отдельных симптомов или отклонений от нормы, заблуждения, неправильные установки и другие. Человеку следует помнить, что в психической деятельности человека болезней и заражений (инфекций, индукции взаимосвязей) много, а отклонений от нормы значительно больше, чем в физиологии человека. В целом человеческое тело это единый орган чувств и поэтому все нарушения в физиологии отражаются на психической деятельности, дополняя её специфическую патологию.

Общие представления о сознании.

Считается, что процесс эволюции человека постепенно привёл к возникновению и развитию мозговых систем, отображающих в сознании его тело и внешний мир. Ведь и наша жизнь такова, мы сами развиваемся от рождения постепенно, постепенно развивается и сознание.

В течение времени и изменений в жизни, сознание человека, постепенно развиваясь, приобретает более совершенную форму, переходя из одного вида существования в другой, более совершенный. Но нельзя при этом забывать, что совершенствуется и противоположная, отрицательная форма сознательной деятельности, называемая по традиции злом. Поэтому главным для человека является развитие сознания в более высокую форму человечности и правильного поведения. Для этого нужно исполнять свой долг и поставить перед собой цель - стать совершенным человеком. Обособленность человеческого «Я» обрекает его на долгий поиск бесполезных ценностей в мире и противостояние общему, единому.

Человек, исходя из названия, это чело, или лоб – разумное руководящее начало в жизни, и век, это продолжительность одной жизни человека. В современном мире принят век в 100 календарных лет, он также составляет примерную или ориентировочную продолжительность жизни человека.

То, что творит человек, разумное или неразумное, исходит из его собственного ума-разума, оценка его психической (сознательной) жизнедеятельности производится по его поведению, его конкретным делам. Делами определяется и сущность человека, его внутреннее содержание, проявлением снаружи его поведением внутренних качеств видимых окружающим.

Сознание человека постоянно развивается, а вот правильность направления и его развития, или расширения сознания, зависит от ума человека, от его способности видеть и выполнять свою деятельность по приобретению знаний, соответствующих Естественности, Объективности, Правде, Истине.

Свобода разума и сознания человека, это свобода от реакций на раздражения и влечения, вредящие нормальной жизни человека и окружающих его людей и вовлекающую его в деятельность ненормальную, негативную.

Если человек стремится к общему благу, тогда его ум развивается, если он стремится к власти, насилию над другими людьми и паразитическому существованию, он деградирует. Жажда власти, славы, наживы, проявляющиеся в алчности человека, уже говорят о деградации его ума. Желание этими «достижениями» самоутвердится, о неразумности, себялюбии и неспособности правильно видеть (отражать действительность), понимать свои человеческие обязанности. Это патология психики.

Деятельность человека должна быть направлена на достижение достойным путём насущно необходимого для жизни. Всё лишнее отвлекает от жизни в настоящем времени и захламляет сознание, а то, что неправильно приобретено или достигнуто, это преступление перед другими людьми и собой и внутренняя душевная (психическая) патология.

Для человека главными являются нормы морали и его нравственный уровень. Чем выше нравственный уровень человека, тем выше его жизненные достижения. Эти достижения человека свойства его психики, его души, и они остаются с ним постоянно. Всё остальное в этом мире – слава, власть, богатство преходящи и остаются в прахе, из которого созданы, так и человек, стремящийся к владению прахом, сам превращается в прах.

Если не делать выводов из происходящих событий жизни и не исправлять ошибки, тогда жизнь человека по наклонной катится вниз от того уровня, с которым он пришёл в жизнь. Даже для того, чтобы поддерживать свой уровень на нормальной ступени развития, нужны усилия, то, что же можно сказать о подъёме на более высокую ступень? Даже если вы не видите смысла в определённом прогрессе, то всё же быть человеком гораздо более высокая ступень жизни и развития живых организмов. Родившись среди людей лучше не опускаться до низкого животного или уровня просто некачественного человека, а более того порочного и нечестивого. Не обязательно стремиться к высоким достижениям, но научиться быть просто человеком, человечным и нормальным, это большое достижение.

В махаяне разработана концепция чистого сознания – виджняна. Конкретизируя идею буддизма о единстве реальности бытия личности, Йогачары (виджнянавадины) развили концепцию исключительной важности чистого сознания (виджняны), отвлечённого от всякого содержания. Пребывание в этом состоянии, составляющее цель человеческих стремлений, есть бодхи (буквально – просветление), или нирвана, одно из главных средств достижения которой – практика йоги.

Чтобы не запутывать вас и не загружать этими понятиями обратимся к простому понятию сущности учения Будды, как достигается очищение ума (сознания) на практике.

Чтобы избежать дурных действий,

Совершать действия, которые хороши,

И очищать ум.

В этом сущность учения Будды.

Эта простая наука доступна любому человеку, и ненужно ничего мудрить. Такие состояния, когда человек ни о чём не думает, хотя и непродолжительные, у человека бывают. А чтобы пребывать в этом состоянии длительное время нужно ничего не делать и ничем не заниматься.

О чистом сознании говорится и в даосизме в первом параграфе Дао Дэ Цзин (смотри даосизм в книге «Жизнь открытыми глазами») приведённом далее, как о (нематериальном). «Дао, которое может быть выражено словами не есть вечное Дао, (и) имя, данное ему не (является именем) вечного. То, что не может быть названо, есть мать всех вещей. Я всегда смотрю в то, что «не есть» (нематериальное), чтобы созерцать чудеса (Дао) и смотрю в то, которое «есть» (материальное), чтобы созерцать его границы. И «не есть» и «есть» является одним и тем же, из чего возникают все вещи, но различаются названием. Эта тождественность чудесна – она есть дверь ко всем чудесам».

Если вы это понимаете, то поймёте идею о чистом сознании, достигаемом созерцанием в восьмой ступени даосско-буддийской йоги виджньяна-алайя. Чистое сознание (Дао) есть источник всего материального, т. к. этот мир существует лишь в сознании, а является нам как иллюзорное чувственное восприятие. Мир кажется нам реальным, но это происходит из-за обмана чувств создающих ощущение его реальности, действительности.

В индуизме понятие чистого сознания относится к Пуруше. Пуруша – чистая энергия сознания, нетождественная однако всем тем содержаниям, которые присутствуют в сознании. Пуруша, в Ригведе космический гигант, принесённый в жертву богами; из его тела произошло всё живое и неживое в мире. Также эквивалент Атмана, иногда тождественен Брахману, мировому Абсолюту, йогу на восьмой ступени постижения.

Обычно человек не пользуется таким сознанием, а пользуется обычным сознанием в своей деятельности. Как и все другие вещи в мире сознание загрязняется и требует периодической очистки. Очищение сознания происходит постоянно, если использовать для этого рекомендации - соблюдать нормы морали и поступать по-человечески. Примечание: норма морали, это форма нравственных требований, регулирующих поведение людей посредством общих предписаний и запретов, распространяющихся на однотипные поступки.

Ниже йогами указаны рекомендации по очищению сознания.

Очищение сознания достигается культивированием дружелюбия, сострадания, радости и беспристрастности по отношению к счастью, страданию, добродетели и пороку.

Культивирование дружелюбия ко всем живым существам, наслаждающимся счастьем, сострадание к тем, кто испытывает страдания, радость по отношению к добродетельным, беспристрастность к обладающим порочными склонностями. Примечание: эти два абзаца указывают на то, что очищение сознания достигается очищением чувств и созданием хороших настроений, в отличие от имеющихся в жизни.

Либо благодаря вдоху и задержке дыхания. Выдох через обе ноздри с усилием, его удержание есть контроль над деятельностью дыхания. Или достичь ментальной стабильности с помощью обоих этих способов. Либо беспечальная и лучезарная деятельность, либо через объект свободный от желаний. Или опираясь на полученное во сне, благодаря созерцанию того, что приятно.

Что касается нирваны, то этот процесс естественный, наступающий с возрастом и старением. Термин нирвана, буквально «угасание» относится к чувствам человека, а чувств-влечений с возрастом меньше, да и органы чувств постепенно слабеют, чувствительность уменьшается, скорость реакций на раздражения снижается, память ухудшается и чувства «угасают» полностью с прекращением жизни тела.

Просветление (бодхи) говорит об окончательной ступени познания – познано все, что следует устранить, не осталось ничего, что должно быть познано. Избавление сознания от восприятий, их угасание или нирвана является прекращением потока сознания внутри человека – выходом из него.

Всё здесь сказанное в основном относится к специфической деятельности людей по достижению чистого сознания – йоге. Но всё же следует отметить, что два первых абзаца в очищении сознания и ряд других по ходу вышеизложенного текста доступны и в обычной жизни. В обычной жизни – чем проще жизнь, тем меньше загрязнений в сознании, сейчас жизнь усложнилась и загрязнений в сознании больше, однако требования к осознанию своего бытия и нормы морали остались прежними.

Причиной загрязнения сознания являются разнообразные его наполнители, в основном это заблуждения которые и приводят к загрязнению. Начнём со знаний, основы сознания и его содержания. Человек всегда стремился к познанию и считал его достижением, которое было доступно лишь немногим вследствие безграмотности основной массы населения из-за отсутствия образования. Ещё в средине прошлого века в СССР не все люди могли читать, поэтому к грамотным людям относились с уважением и все стремились к познанию.

Те знания, которые были необходимы для жизни, у людей всегда имелись, т. к. они передавались от поколения к поколению, а жизнедеятельность простых людей была направлена на удовлетворение насущно необходимых потребностей. Сознание таких людей было простым со знаниями направленными на решение бытовых вопросов, других требований к нему не было. Загрязнения могли быть в отношениях с людьми – ложь, лицемерие, лукавство, эгоизм, однако они в небольшом сообществе быстро распознавались окружающими, и это способствовало исправлению недостатков. Ненужные и пустые знания о чём-либо, как и заблуждения, загрязняют сознание человека, но если они не находят применения, то постепенно они забудутся, т. к. это естественный процесс работы организма и мозга – избавляться от всего ненужного.

Нечистое, или загрязнённое сознание.

Факторов загрязняющих сознание много, поэтому мы остановимся на основных, это неведение и заблуждения, и их рассмотрение начнём с заблуждений. Заблуждение исходя из состава слова – блуждание ума в поиске истины в мире и заблудившегося в нём, делая неправильные выводы.

То или иное понимание заблуждения связано с исходными принципами теории познания. Если говорить о заблуждении проще, то заблуждение, это неправильное представление и мнение человека (или людей) о явлениях действительности, самообман. А если говорить о заблуждении более сложно, то это философия с более запутанными выводами, которые мы сократим.

Заблуждение – извращённое, иллюзорное осознание действительности, обусловленное в каждый данный момент ограниченностью общественно-исторической практики. Заблуждения могут быть общими для многих людей, а также индивидуальными. Примечание: если вы проследите за своими представлениями о жизни, то заметите что со временем, ваши представления о ней меняются после практических решений вопросов – это нормально. То что представления меняются в течение времени, говорит о том, что они были не совсем правильными, т. е в какой-то степени вы заблуждались. Так может продолжаться до бесконечности – взгляды меняются, а заблуждения остаются.

Заблуждение следует отличать ото лжи – сознательного искажения истины – и от возникающих вследствие неправильных действий индивида ошибок. Может присутствовать у многих людей и быть общим заблуждением сообщества. Здесь З. рассматривается как результат ограниченности практики или её понимания.

Заблуждения не просто иллюзия, в них фиксируется то, что лежит на поверхности явлений, исторически-ограниченные характеристики этих явлений превращаются в «естественные», и поэтому вечные и абсолютные. Исторически обусловленная ограниченность теоретических взглядов, противоречия между узкоклассовыми интересами и объективным ходом истории приводят к закреплению заблуждений, к превращению их в норму общественного сознания, в предрассудок.

Ложь (обман) используется для того, чтобы водить людей в заблуждения о каких-либо действиях или явлениях. Ложные знания, или неправильные представления о явлениях и событиях, также являются заблуждениями. Неведение (незнание) например дороги, ведёт человека к блужданиям и её поискам, т. е. к заблуждениям. Предрассудки укоренившаяся форма заблуждений.

Для преодоления собственных заблуждений человек должен критически подходить к своим впечатлениям и мнениям о событиях и вещах мира и по возможности проверять свои выводы о них. Не нужно спешить с выводами о чём-либо, а делать их обдуманно и желательно в спокойной обстановке. Иногда заблуждения исчезают вместе с породившими их условиями, если помнить, как это происходило раньше и как происходит в данный момент времени.

Значительная часть заблуждений связана с преувеличением своей роли в жизни и своих возможностей, т. е. с самомнением и внутренними неправильными установками для того чтобы их преодолеть нужно постепенно работая над своим совершенствованием от них избавляться. Избавление от недостатков, это не потеря своего я, это приобретение им хороших качеств.

О смысле, или бессмыслии жизни?

Бессмыслие и смысл, это пара противоположностей относящаяся к сознательной деятельности человека. О бессмыслии уже вкратце говорилось в аментивном синдроме как о болезненном состоянии – помрачении сознания, хотя в принципе это и есть помрачение сознания, но только более разнообразные кроме тех о которых там сказано. Здесь мы рассмотрим практическую деятельность человека осмысленную и бессмысленную, т. е. бессмыслие в паре со смыслом. Тогда ясным станет как смысл, так и бессмыслие их частные и общие проявления.

Смысл, идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность) чего-либо (С. жизни). Целостное содержание к.-л. высказываний, несводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти значения (например, смысл художественного произведения и т. п.). В логике в ряде случаев в языкознании – то же, что значение. Возможно второе определение смысла вам больше по вкусу (понравится), т. к. оно говорит о значении жизни для человека. Смысл, это внутреннее содержание, значение чего-нибудь, постигнутое разумом. Это может идеальное содержание или идея, сущность и предназначение, конечная цель какого-либо действия к которой стремится человек. Таким образом, всё имеющее значение, являющееся важным или нужным для человека, имеет для него смысл.

Смысл и бессмыслие человека проявляются в его деятельности, по которой и видно разумная она (имеющая смысл) или неразумная (бессмысленная). Бессмыслие, это расстройство сознания человека и отсутствие смысла в делах его – пустая, бесцельная суета. К частной бессмысленности относятся все виды деятельности человека, которые являются необдуманными и ведущие к бесполезной трате усилий и жизненных сил. Осмысленная деятельность наоборот, полезная для жизни и приносящая удовлетворение человеку.

Осмысленность поведения, поступков, действий или бездействия, синоним их осознания, бессмыслие наоборот, их неосознанность, непонимание того, что происходит. Может быть и так, что действия человека были осмысленными, но изменились условия и они оказались бесполезными, т. е. бессмысленными. В деятельности людей бывает как осмысленность, так и бессмысленность, всё это можно увидеть, если понаблюдать за своей и их деятельностью.

Разве это не бессмыслие спасать наркомана от наркомании, если он сам этого не хочет, бессмыслие и служить власти живущей за счёт людей, эксплуатирующих их, бессмыслие и служить богам, придуманным жрецами и духовенством и выполнять ритуалы. Бессмыслие в некоторой степени имеется во всем, что связано со служением и работой на кого-либо.

С одной стороны человек стремится удовлетворить свои физиологические потребности, вызванные естественными свойствами и желаниями живого организма. С другой стороны, вожделение человека создало много искусственных (неестественных) потребностей, связанных с его желаниями подчинить себе мир и процессы его развития, или законы движения материи, а это не просто бессмыслие или временное помрачение сознания, это безумие.

Поскольку каждое слово имеет какое-либо значение, а тем более предложение выражающее мысль (смысл), то говорить о смысле и бессмыслии можно долго, но всё же на некоторых вопросах я задержу ваше внимание. Все разговоры о смысле и бессмысленности жизни относятся к её свойствам и некоторые рассуждения на эту тему далее. Рассуждения, это философия, наводящая на другие рассуждения и ничего особенного в ней нет.

Рассуждения о жизни.

Начнём со стабильности жизни, или уравновешенности всех процессов происходящих в организме человека с которым связана жизнь – это основное состояние живого организма является состоянием нормы. Нормальное состояние, это то состояние, при котором все происходящие процессы внутри организма происходят в необходимом ритме без отклонений от нормы и психика человека уравновешена. Жизнь не бывает без изменений и в идеальном варианте это состояние нормы должно постоянно поддерживаться. В простых случаях это происходит без вмешательства, и возникшее возбуждение уравновешивается торможением или простыми волевыми действиями человека. Для поддержания нормы имеются режимы труда и отдыха, распорядки дня и т. д., а в тех случаях, которые могут существенно изменить состояние человека, для возвращения к норме человеку требуется дополнительное время и усилия. Это обычные явления простой жизни с которыми человек справляется сам.

Это лишь физиологическая часть нормы, а для полной нормы нужно чтобы все дела человека шли удовлетворительно, было жильё, работа обеспечивающая жизнь и ряд других житейских принадлежностей. Норма основное свойство жизни, и как бы не думал человек о её разнообразных вариантах, он бессознательно и сознательно будет стремиться в ней к норме, если он её знает. В своём большинстве так и происходит, людям не нужны войны и политики, им нужна спокойная нормальная и обеспеченная жизнь. Запросы у людей различные, но если основные потребности удовлетворены, то остальными можно во многих случаях пренебречь.

Как бы не говорили о жизни и человеческих достижениях, о высоких целях и задачах во всех случаях человеком и человечеством движут потребности и вся его жизнь на земле связана с потреблением. Все века жизни человек стремился к лучшей жизни, как бы подтверждая этим, что она недостаточно хороша. Стремление к лучшей жизни заложено в природе живого существа желающего чтобы его потребности всегда вовремя и полностью удовлетворялись и в этом человек видел смысл жизни. Это лишь частные потребности имеющие смысл в текущей жизни вынуждающие человека трудится для их удовлетворения, а в чём же смысл полной жизни человека (от рождения до смерти) едва ли можно дать ответ, поэтому его придумывали.

Поскольку речь идёт о значении и содержании жизни человека, о конечной цели жизни, то, не отвлекаясь на частные проблемы жизни, начнём с конечного результата, не зависящего от цели любой жизни. Конечный результат любой жизни отдельного человека и любого живого существа, это смерть. Поскольку она заканчивается смертью, то все труды в ней и достижения напрасны т. к. были направленны на удовлетворение текущих потребностей. Закончилась жизнь и всё человеком оставлено. Ничего человек из этого мира не возьмёт с собой, ничего из него не вынесет.

Получается, что все усилия в жизни бесполезны, а жизнь бессмысленная. Мы просто не знаем и не задумываемся об этом в молодости, когда полны сил и надежд, а жизнь кажется бесконечной и многообещающей. Но спустя время видим, что это не так и вся деятельность в жизни бесполезна, а то, чего несомненно достигает в ней человек, это смерть. При этом всё время человек вынужден приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям жизни и работать на власть и культовых «служителей».

В большинстве своём люди придумывают смысл жизни, кто-то видит его в улучшении быта, кто-то другой работает, чтобы лучше жили дети, верит в лучшее будущее и исполнение надежд и для этого трудится и т. д. Большинство людей об этом не задумываются и живут стараясь улучшить её качество, и в этом видят смысл жизни. Когда всё насущно необходимое есть, живут обычной простой жизнью.

Вопрос о смысле жизни очень прост, если не увлекаться рассуждениями. Вот он: «Для чего мы живём?». Всё самое простое одновременно является и сложным, если иметь в виду жизнь. Вопрос в чём простота жизни – это бесхитростное существование без излишков и недостатков. А сложность в том, что такого удовлетворения жизнью сложно достичь из-за множества перемен и несовершенства её устройства.

По изложенному тексту вы уже знаете, что вся жизнь, это страдание. Об этом говорится в «Бхагавадгите» (индуизм) и в буддизме. Жизнь такой создана и никто ничего не может в ней изменить, пока не закончится век «страданий» или жизнь человека. Хорошая жизнь или плохая рождённый человек всегда будет стремиться жить, т. к. это заложено в его сознания в инстинктивном побуждении самосохранения. А будет ли он задумываться о смысле жизни или нет, это ничего не изменит. Что же касается временных побуждений и их смысла, то они всегда были и будут в жизни.

О смысле жизни (бытия) сказано и в «Ветхом завете», в котором бог обвиняет человека за познание жизни. «За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я я заповедал тебе, сказав не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься». Примечание: возможна земля и проклята не из-за Адама, а из-за нации которой он дал начало.. То, что люди на земле уже были до Адама, подтверждает этот же «Ветхий завет» когда Каин был отправлен изгнанником, чтобы его никто не убил, бог сделал ему знамение. А в «Тайной книге альбигойцев» Иисус говорит Иоанну, что человека сотворил возбудитель зла – сатана, а от этого и все беды человека.

Кроме всего этого не все на земле в поте лица зарабатывают себе пропитание, часть т. н. «людей» паразитирует и живёт за счёт работающих людей, насильственно принуждая их содержать себя.

Деяние и недеяние, или действие и бездействие.

Действия и бездействия на первый взгляд внешне кажутся различными, но, тем не менее, можно отнести и недеяние к действиям, т. к. это тоже способ действия – пассивного или активного отказа от какой-либо деятельности. Деятельность человека, основное свойство жизни, относящееся к обеспечению им удовлетворения своих потребностей. Всё что делает или не делает в жизни человек, относится к его потребностям.

Говоря об отношениях человека, чаще всего имеют в виду отношения между людьми, которые уже в определённой мере являются действием, определяющим форму поведения человека по отношению к тому или иному лицу. Под действием мы понимаем любой конкретный акт деятельности человека, а под деятельностью все его действия. Действие (деяние), деятельность, специфическое человеческая форма отношения к окружающему миру называемое «предметной деятельностью» характеризующей функцию индивида в процессе его взаимодействия с окружающим миром. Любая деятельность, как и недеяние предполагает какую-либо цель и результат и является процессом по её достижению. Мы рассмотрим единичное или предметное действие.

Если есть действие, значит, есть и бездействие, в религиях его называют недеянием. Внешне может показаться, что в этой паре противоположностей действие и бездействие сильно отличаются друг от друга, но всё зависит от ситуации, в которой действие или бездействие применяются. В некоторых случаях бездействие экономит силы и возможно меньше раздражает нервную систему, однако в случаях сопротивления каким-либо отрицательным внешним проявлениям без активных действий не обойтись. Бездействие может быть выражено молчанием, отказом от участия в каких-либо делах, а иногда и преступным - способствующим совершению преступления. Обычно в жизни человека имеется и деяние и недеяние. Применение действия и бездействия должно быть в деятельности человека рациональным, т. е. деяние использоваться для решения насущно необходимых вопросов, а недеяние использоваться для отказа от негативной деятельности или для обдумывания и выжидания при сомнении нужно ли что-либо делать в конкретной ситуации.

Недеяние может быть протестом человека против бессмысленности и бесполезности каких-либо действий, против напрасного труда - Сизифова труда. Бессмысленно бороться с закономерностями жизни и её смертным исходом, смерть, это единственный результат в жизни, который достигают все люди, все живые существа независимо от их деятельности.

Практически жить и ничего не делать (недеяние) невозможно, т. к. к жизнедеятельности нас понуждает организм и внешние раздражители. Но можно достигнуть относительного недеяния (или бездействия) не позволяя себе вовлекаться в деятельность безнравственную, деятельность приносящую вред и проблемы окружающим людям. Самостоятельно зарабатывать необходимые средства для своей жизни. Для этого можно соблюдать те предписание, которые указаны в религиозных учениях. Можно придерживаться принципов добра помогая другим людям и другими путями избегая лжи, лицемерия, насилия над другими людьми и других пороков, не обращая внимания на подобных на людей лиц, не поступающих так, как должны поступать нормальные люди.

Дела человеческие предполагают результат и они результаты идут вслед за человеком как оставленные следы. Совершенный это человек, или несовершенный судится по его делам, а не по его меркам и самомнению. О совершенстве, как и о других качествах, много сказано, на некоторых его сторонах мы сейчас остановимся.

Что такое совершенство?Совершенство это нормальный, правильный образ жизни человека, это его естественная жизнь. Однако вследствие игры и замены естественной жизни на погоню в ней за чувственными удовольствиями человек извратил свою жизнь, придумал множество ухищрений и превратил жизнь в безумие, отрицательные комплексы «Я» и психические болезни. Превознося все отклонения в психической деятельности людей, и стремясь к насилию над другими живыми существами, человек утратил норму (здоровье) и естественную простоту и разумность. Разум ведь не в том, чтобы придумывать извращения и жить паразитируя и лгавши, разумность в том, чтобы научиться правильно и нормально жить, а именно это не каждый человек умеет. Правильная, или нормальная жизнь человека, это простая естественная жизнь без надуманных стремлений к пустой деятельности и умеренность во всём, такая жизнь соответствует среднему значению, показателям средины и нормы.

Нормальная мудрость и разум, здоровая психика не в том чтобы быть кем-то или чем-то похожим на человека или отличаться от других, нормальных людей, а в том, чтобы быть человеком. Естественная жизнь проста, в ней нет ничего вычурного, и нет такого безумия лжи, которое царит в современном мире. Для того чтобы понять это достаточно обычного здорового ума и научиться называть в жизни вещи своими именами. В древности люди их и называли так, называя людей именами, отражающими их качества или принадлежность, например Тарквиний Гордый, Апанхомена (в переводе Удавленница) и др.

Поэтому совершенство человека, это не искусство быть кем-то, это умение правильно жить и быть нормальным человеком. Ведь не зря в древности Диоген выйдя с фонарём среди бела дня на вопрос «Что вы ищете господин?» ответил: «Ищу человека». Настоящего, простого и нормального человека было трудно найти среди людей и в те времена, а в настоящее время и подавно, тем более среди богатых и начальствующих лиц и других нахлебников.

Главная мудрость в жизни, её естественность и простота, и умение жить естественно и просто – своими трудами. Если говорить о существовании человека, о его двойственности, т. е. жизни организма и психической деятельности человека, то вся жизнь укладывается в простое умение жить естественной жизнью, удовлетворяя естественные нужды своим трудом и усилиями. Основные потребности человека сводятся к физиологическим потребностям организма, их удовлетворения и поддержания нормального, здорового состояния организма, так и в нервной системе являющейся его основой, а соответственно и в психике. Весь этот комплекс естественных потребностей человека сводится к поддержанию состояния нормы, здоровья, баланса, гармонии, физического и психического равновесия.

Понятия здоровья, нормы, баланса и гармонии, это по своему содержанию одно и то же понятие и его можно свести к естественной простоте жизни, правильной или праведной жизни. Именно этого, человек полагающий себя разумным не умеет, т. к. сознание смертного человека пропитано вожделением, как и почитаемых им богов – чувств. Человеком управляют чувства, они источник вожделения, укоренившийся в его уме, разуме, в то время когда объективная реальность или материальный мир существуют независимо от человека и его чувств. Вожделение имеет много разных форм, но главное из них «я» и всё что с ним связано – самомнение человека о своей роли и значимости в этом мире и жизни. Человек по своей сути это только живой организм - высшая ступень их развития, а все другие мнения противоречат истине, поэтому они ложны.

Из праха человек создан и в прах превращается, и сам существует, как прах, склеенный из клеток в определённый вид живого организма, готовый в любой момент рассыпаться. Человек не учиться правильно, нормально поступать и жить естественно, чем усложняет свою жизнь и создаёт массу искусственных проблем, нарушая психическую и физиологическую деятельность как свою, так и окружающих людей. Жизнь организма человека, или его тело, мало зависит от человека и существует только определённое время и волоса не может себе добавить человек, разве только прилепив искусственные или закрыв их париком.

Все виды, или формы «я» человека, это принадлежность бытия, наделённая отдельными ограниченными свойствами, принадлежность этого материального мира, цепи рождений и смертей – смертные люди. Совершенное «я» не принадлежит миру бытия и не принадлежит кому-либо или чему-либо.

«Я» смертного человека, его эгоизм, самомнение, это источник всех бед в мире, его пороков и страданий, всех видов насилия и ненависти, называемой любовью, национализма, шовинизма, войн и враждебности. Жизнь, женщина, любовь и другие чувства человека - все они женского рода - рода непостоянства. Жизнь, в которой нет доступной, нормальной человеческой жизни не имеет никакого смысла, если она вообще имеет смысл, ввиду своей бесполезности.

Исходя из закона сохранения энергий, в мире ничего не изменяется в отношении энергии, энергия только бесконечно превращается из одного вида в другой. Поэтому суммарный результат всех равнонаправленных противоположных усилий людей по достижению надуманных преимуществ в сумме даёт нулевой результат, ничего не меняя. Учитывая это, вся жизнедеятельность людей, направленная на вымышленные достижения и преимущества пуста. Показательны в этом коллинеарные векторы.

Нуль-вектор. Если начало A и конец B отрезка АВ совпадают, то отрезок АВ обращается в точку и теряет направление. Для общности правил векторной алгебры пару совпадающих точек надо тоже причислить к векторам. Этот особый вектор называется нуль-вектором и считается коллинеарным с любым вектором. Нуль вектор обозначается тоже, как число нуль (знаком 0). Начало деятельности человека, это его рождение и жизнь от нуля, а конец деятельности человека и превращение в нуль, это смерть человека.

Так и все усилия человеческие превращаются в ноль в результате его смерти и превращения в прах, это в равной мере относится и к человечеству, результатом деятельности которого явиться разрушение системы управления и всех политических структур. Наступит новый век – «тысячелетнее царство», такое же временное, как и всё созданное.

Деяние и недеяние и страдание.

И делая что-то, ничего не поменяешь в этом мире, и нечего не делая, ничего не поменяешь. А для того чтобы ограничить свою деятельность до минимума человеку нужно иметь средства существования. Вы можете поменять в своей жизни то, что в ваших силах при условии правильных усилий или деяний, или оставить всё таким, как оно есть, принимая жизнь таковой, какая есть. При этом помня, что и в первом, и во втором случае вы будете страдать, в первом что не всё получается так как вы хотели, во втором будете переживать думая что вы могли бы это сделать, а сидели сложа руки. Поэтому страдания в этом мире неизбежны, а также и любой другой существующий мир или место и условия жизни в этом мире, или другие планеты являющиеся местом жизни, являются одновременно и местом страдания. Как бы вы не жили, жизнь никогда не будет полностью вас удовлетворять, т. к. в ней всё изменчиво, неустойчиво и в ней всегда существуют естественные потребности, болезни, старость и смерть.

Если вы любите, то вы страдаете, когда любимый человек не рядом с вами, но вы и сострадаете любимому человеку, когда он рядом с вами, а он заболел или потерпел неудачу, или у него неприятности. Но вы страдаете и тогда, когда он рядом и всё благополучно, потому что вы хотя и неосознанно, но понимаете, что он не всегда будет рядом с вами. Когда вы ненавидите человека, тогда вы страдаете, если он находится рядом с вами, но вы страдаете и тогда, когда его нет рядом, зная, что он есть, и вы можете с ним встретиться, и он снова будет нервировать вас.

Теперь рассмотрим деяние и недеяние. У вас сложились более менее нормальные условия жизни, но вы хотите их поменять на лучшие, полагая, что в новых условиях вам будет хорошо. Но вы их не можете поменять, потому что у вас нет возможности сделать это – вы страдаете (чувствуете себя неуютно). Имея возможность вы улучшили свои жизненные условия, но вдруг видите, что они у кого-то ещё лучше вы опять переживаете – «Вот я мог сделать так или лучше, а потерял время и сделал не так».

Теперь вы живёте в нежелательных для вас условиях вам тягостно жить и вы не знаете и не можете это поменять – вы страдаете. Знаете как это сделать, но начинаете понимать что может получиться или не получиться, надеясь что всё измениться в жизни к лучшему будущему, но время проходит, а ситуация не только не становится лучшей, но ухудшается. Вы, начав активно действовать, даже вначале, тратите на изменения массу времени, усилий и средств, но лучшее приходит, а оно для вас уже не имеет значения по каким-либо причинам. Причин много, их невозможно перечистить они могут быть при вашем заболевании, вы может быть рассчитывали, что кто-то будет этим изменениям рад, а ему это не понадобилась и т. п., вы будете переживать что напрасно потратили столь усилий и средств. Но вы можете также переживать, когда вы всё сделали так, как вам хотелось, но к этому времени, когда это сделано оно вас не удовлетворяет.

Таково свойство влечения к чувственным объектам – это бесконечный поток желаний, из которого невозможно выбраться и никогда эти желания невозможно удовлетворить. Также и недеяние человека направлено на удовлетворение каких-то замыслов-потребностей выполнение которых породит новые желания.

Недеяние эффективно, если вы довольствуетесь тем, что имеете и отсутствуют влечения, но в жизни такое бывает исключительно редко, потому что условия жизни и наше тело понуждают нас жить. Мы постоянно вращаемся в этом круговороте жизни и не можем из него выбраться, потому что не можем жить естественной жизнью, а чаще всего, потому что нам не даёт это сделать сама жизнь. Поэтому единственный выход, это жить самим, не мешая другим и достигая всего в жизни достойным путём, поступая по-человечески.