Часть: Часть 3

Глава:

Совершенство

Совершенство, как и другие качества человека и представления о жизни, включает в себя идею о совершенстве. Термин идея (от греч. idea – буквально: «то, что видно», образ) употребляется в различных смыслах и идеи о нём могут быть разными, включая и идеал. Идеал (от фр. ideal от греч. idea – понятие, представление), совершенство, совершенный образец чего-либо, конечная цель стремлений. Представление человека о совершенстве как о совершенном образце чего-либо, представляемый им в его понимании (уме) образ совершенства, это и конечная цель стремления к совершенству и понимаемая человеком как конечное достижение. По его представлениям, это абсолютная форма совершенства, выше которой нет, но это не так.

Идеал, это только мысленные представления человека о совершенстве вещей и явлений, человеческих взаимоотношениях, о его форме выраженные им в понятиях о мире. Идеал, идея, образ, идеализация и многое другое, это продукт мыслительной деятельности. Это только то, что создано мыслями индивида. Это лишь образные представления человека о вещах и явлениях не проверенные им на опыте, хотя могут отражать какую-либо степень совершенства. Вопрос совершенства человека относится к взаимоотношениям в обществе и в большинстве случаев о нём говорят как о плохом или хорошем человеке, имея в виду его качества. Чаще всего эти оценки относятся к нравственным (моральным) качествам, выработанным во всех сообществах людей.

О морали даже создана целая наука этика, но это всё теории, изучая которые можно запутаться. Этика (от греч. ethos – привычка, обычай), одна из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль. Конкретно - наука о сущности, происхождении и развитии морали. Включает в себя совокупность принципов и норм поведения, принятых в определённой общественной среде. В другой общественной среде эти нормы могут отличаться.

А если говорить просто о нормальных человеческих качествах, то всё можно свести в одно слово – человечные (чело-лоб разумно вечные). Нет ничего в мире, чтобы оно было совершеннее нормы. Норма есть здоровье человека физическое и психическое и она совершенна, также как и его нормальное человеческое поведение в буквальном смысле. Однако чётко установленных норм в таком поведении нет, т. к. они относятся к сознательной деятельности человека, а сознательность у людей не всегда имеется. Тем не менее, отношение у окружающих людей к хорошим людям иное, чем к другим.

Начнём с добра и зла, самой распространённой оценки людей в обществе – добрый и злой. Когда мудреца спросили: «Кому из людей ты пожелал бы стать мудрым? Он ответил: «Моим врагам, так как мудрых людей трудно заставить делать зло». (Персидская мудрость). Добро и зло, морально-этические категории, в которых выражается нравственная оценка поведения людей (групп, классов), а также общественных явлений с определённых классовых позиций.

Под добром понимается то, что общество (данный класс) считает нравственным, достойным подражания. Зло имеет противоположное значение: безнравственное, достойное осуждения. Добро, всё положительное, хорошее, полезное, не наносящее вред, зло, нечто дурное, вредное, негодное и эти оценки можно продолжать и далее.

Поведение людей зависит от их нравов, которые отражают особенности поведения, о котором может быть сказано как о нравственных или безнравственных поступках. Всё зависит от того как мы понимаем нравственность и мораль, они могут совпадать в наших представлениях или незначительно отличаться. Под нравами понимаются особенности поведения какой-либо социальной общности людей, которые зависят от общественной психологии; своеобразные обычаи, бытующие в условиях определённой общественной формации или характерные для морали какого-либо коллектива, класса, нации. Нравы раскрывают содержание действительного поведения и не являются нравственными требованиями которые нужно выполнять или стремиться к их выполнению. Нравы различаются и в одном сообществе, это связано с тем, что различны бытие классов, социальных слоёв, их место в системе общественного производства, их уровень культуры, поэтому отличаются и их нравы.

Понятие нравы характеризует все те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. Таким образом, к нравам можно отнести и все обычаи имеющие нравственное значение. Говорим ли мы о морали или о нравственности, это одно и то же, только говорить о норме нравов не совсем созвучно и поэтому говорят о моральных нормах.

Мораль (от лат. moralis – нравственный), нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции, нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. п.

В отличие от права, исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественные оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие и классовые нормы, принципы, идеалы.

Более практично следующее определение морали. Мораль (от фр. morale), нравственность, совокупность норм и правил, определяющих поведение людей, их обязанности по отношению к обществу и друг к другу.

Мораль (от лат. mores – нравы), одна из форм общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей во всех без исключения областях общественной жизни.

От других форм регулирования массовой деятельности (права, производственно-административных распорядков, государственных декретов, народных традиций и т. п.) мораль отличается способом обоснования и осуществления своих требований. Они формировались длительное время, поэтому требования морали имеют форму безличного долженствования, равно обращённого ко всем, но ни от кого не исходящего повеления. Они отличаются от простого обычая или традиции, поддерживаемых силой устоявшегося порядка, тем, что получают идейное обоснование представлений о том, как подобает человеку жить и поступать.

От права же мораль отличается тем, что во-первых, выполнение каждым нравственных требований контролируется всеми, причём моральный авторитет того или иного индивида не связан с какими-либо официальными полномочиями; во-вторых, исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественные оценки, одобрения или осуждения совершённых поступков). Это обусловливает относительно большую роль сознания в морали, чем в других формах социального контроля, причём сознание это может выражаться как в рациональной форме понятий и суждений, так и в эмоциональной форме чувств, побуждений, склонностей.

Наряду с общественным сознанием в морали не меньшую роль играет индивидуальное сознание. Опираясь на выработанные обществом нравственные представления, усваивая их в процессе воспитания, индивид может в значительной мере регулировать своё поведение и судить о моральном значении всего происходящего вокруг него. Благодаря этому в морали он выступает не только как объект социального контроля, но и как сознательный субъект, т. е как нравственная личность.

Будучи сложным общественным образованием, мораль включает моральную деятельность с точки зрения её содержания и мотивации (то, как принято поступать в том или ином обществе, поведение множества людей, нравы). Моральные отношения, регулирующие эту деятельность, проявляются в различных формах долженствования, требований к человеку. Моральное сознание отражает эти отношения в виде соответствующих представлений (нормы, принципы, общественные и моральные идеалы, понятия добра и зла, справедливости и несправедливости). Все эти формы морального сознания объединены в логически упорядоченную систему, позволяющую не только предписывать, но и определённым образом мотивировать и оценивать моральные действия.

Есть мораль, есть и её противоположность аморализм. Аморализм (от греч. a – отрицательная частица, лат. moralis – нравственный), или имморализм, - отрицание всякой морали, сознательный отказ от законов нравственности. Претензии стать «по ту сторону добра и зла» (Ницше), «философское обоснование» эгоизма, бесчеловечности, презрения к совести и чести, проповедуемое наиболее циничными апологетами буржуазии. Аморальный человек – лишённый морали, безнравственный. Аморализм, отрицая моральные устои, отрицает и общепринятые нормы поведения в обществе. А мы рассмотрим норму.

Норма (от лат. norma – руководящее начало, правило, образец), узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй чего-нибудь (например, норма права). Примечание: исходя из общих формулировок – норма является образцом чего-нибудь, например поведения нормального человека, человека без отклонений в сознании.

Норма моральная, форма нравственных требований, регулирующая поведение людей посредством общих предписаний и запретов, распространяющихся на однотипные поступки. В отличие от правовых норм, Н. м. санкционируется не властью государства, а силой обычая и общественного мнения, формирующегося в общественном сознании.

Сами по себе Н, м. ещё не могут быть достаточным руководством для поведения человека; в силу их абстрактной всеобщности они не предусматривают возможных исключений, связанных с особыми обстоятельствами. Поэтому вопрос о применимости тех или иных Н. м. в конкретных ситуациях должен решаться на основе более общих по содержанию и одновременно более конкретных нравственных принципов.

По своему социальному содержанию Н. м. могут иметь как общечеловеческий, так и исторически ограниченный, классовый характер, поэтому лучше придерживаться общечеловеческих ном морали.

Совесть, выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формировать для себя обязанности, выполнять их и нести ответственность за своё поведение. Включает и самооценку уже совершённых поступков.

Если смотреть по составу слова совесть, то оно как бы говорит о том, что у человека уже есть определённое совершенство. Сказанное о совести в определении можно свети к содержанию совести, как к чувству нравственной ответственности человека за свое поведение перед окружающими людьми и обществом. Даже если совестливый человек совершил ошибку, то он её исправит, самосовершенствуясь - проводя самооценку уже совершённых поступков.

Справедливость и несправедливость, нормативные понятия морали, играющие большую роль в социально-политическом сознании масс.

В понятиях С. и н. существующее (или несуществующее) положение вещей характеризуется как должное, соответствующее сущности и правам человека, или, наоборот, как то, что противоречит им и поэтому должно быть устранено. В отличие от более абстрактных понятий добра и зла, С. и н. оценивают не просто какое-либо отдельное явление в целом, а соотношение нескольких явлений с точки зрения распределения блага и зла между людьми, в частности соотношение между ролью отдельных людей (классов) в жизни общества и их социальным положением, трудом и вознаграждением, совершённым кем-либо деянием и воздаянием, преступлением и наказанием, достоинствами людей и их общественным признанием, между правами и обязанностями и т. п.

Если вы правильно оцените состояние справедливости и несправедливости в современных государствах и роли в ней власти, вы вынесете приговор современному строю и власти и необходимость установления других порядков, с привлечением к ответственности должностных лиц.

Справедливость, это понятие морально-правового сознания, понятие о своём долге. В библии это долг перед Богом и ближними людьми – десять заповедей. Предустановленная гармония, это принцип саморегулирования, установленный для живущих людей, то, что тянется вверх – саморазвитие приобретает одни качества, то, что идёт вниз – деградация – приобретает другие качества. Процесс этот не всегда однозначен, т. к. некоторые люди по своему внутреннему развитию находятся на очень низком уровне, имея качества животного, они живут животной жизнью, предустановленная гармония для них – удовлетворение физиологической потребности, а это совершенно другой ум.

Есть два вида подобия, по подобию божьему и по подобию человеческому. В мире эти два подобия существуют, правда первое встречается значительно реже второго.

Справедливость, это право человека на получение заслуженного им, его трудом результата, а несправедливость, это незаслуженное трудом или неправомерно присвоенное вознаграждение.

Долг, одна из основных категорий этики, отражающая особое моральное отношение человека к своим обязанностям. Как моральное понятие долг, это нравственные обязанности человека, выполняемые им из побуждений совести. Проще говоря, это все обязанности которые человек должен выполнять по ходу жизни. Как правило, человек, выполняющий свои нравственные обязанности, обычно выполняет и должностные обязанности, т. к. в этом случае долг имеет то же значение что и обязанность. Общее значение долга, всё то, что человек должен кому-либо или обществу.

Человек, имеющий совесть, сам ставит себе задачу по выполнению нравственного требования распространяющегося на всех людей (норма моральная) применительно к его положению в какой-либо конкретной ситуации и она принимает форму долга. Делается это осознанно, когда человек не просто исполняет кем-то сформированные требования, а с пониманием их значения и последствий своих действий. Это всё относится к сознательной деятельности человека.

Ответственность, категория этики и права, отражающая морально-правовое отношение личности к обществу, которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм. Человек разумный должен отвечать за своё поведение, понимать, где он прав или неправ, где провинился, возможности одобрения или осуждения поступков, вознаграждения или наказания за них и т. п.

Достоинство, понятие морального сознания, выражающая представление о ценности личности, категория этики, отражающая моральное отношение человека к самому себе и общества к индивиду. Достоинство является формой самоконтроля личности, на которой основывается требовательность индивида к себе; в этом отношении требования, идущие от общества, принимают форму специфически личных (поступать так, чтобы не унизить своего достоинства). Таким образом, достоинство наряду с совестью – один из способов осознания человеком своего долга и ответственности перед обществом.

Честь, понятие морального сознания и категория этики; по своему содержанию и природе отражаемого в ней морального отношения аналогично понятию достоинства.

Будучи формой отношения индивида к самому себе и общества к индивиду, честь, как и достоинство, соответствующим образом регулирует поведение человека и отношение нему со стороны окружающих. Но в отличие о достоинства понятие чести основывается не на принципе равенства все людей в моральном отношении, а на их дифференцированной оценке (в зависимости от социального положения личности, классовой, национальной, профессиональной и коллективной принадлежности или репутации).

Стыд, чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка. Смущение, замешательство, состояние застенчивости, стыда. Не стыдясь за пакости человек становится беззастенчивым и наглым – аморальным.

Все понятия, приведённые выше можно отнести к совести человека и его совершенству, которого у бессовестного человека нет.

О праве в классовых государствах.

В жизни мы сталкиваемся с общеобязательными правилами поведения, возведёнными в закон, которые противоречат нормам морали и определяются как право. Сказать о праве в капиталистическом государстве, как об общеобязательных правилах поведения (нормах), это ничего не сказать, т. к. оно не предусматривает равноправие всех граждан, а закрепляет эксплуатацию людей. Равноправие было в СССР, а в современных государствах его нет, чем эти государства отличаются от социалистического в худшую сторону. Кратко на правах человека остановимся.

Право – возведённая в закон воля (и желание) господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни данного класса, его интересами. Право оформляется в виде системы норм, правил установленных или санкционированных государственной властью. Особенность этих правовых норм заключается в том, что их исполнение обеспечивается принудительной силой (насилием) государства.

Буржуазное право носит лицемерный характер, ибо закрепляет реальные права капиталистов, а трудящимся предоставляет чисто формальные права. В эпоху империализма (текущий период времени) буржуазия в значительной степени отказывается от созданной ею законности и переходит к внеправовым методам подавления несогласных с режимом людей. Наиболее известные примеры: террор населения ДНР и ЛНР на Украине, преследование пытавшихся обрести независимость политиков Каталонии в Испании. Насилие имущих и имеющих власть лиц над не имеющими власти людьми основная причина беспорядков в этих государствах, построенных по воровским установлениям - не организовать и создавать самим, а отнять у других, основной принцип деятельности таких властей, это не только аморализм, это преступная деятельность.

Свобода, обусловленность и независимость.

На эту тему можно много рассуждать и написать, но этот вопрос рассмотрим вкратце.

Обусловленность, ограничение деятельности и свободы человека условиями существования (обстоятельствами) жизни – время, место, общество и другие. Проще, условия (или обстановка) в которых живёт человек.

Условие, философская категория, выражающая отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он не может существовать. Сам предмет выступает как нечто обусловленное, а условие - как относительно внешнее предмету многообразие окружающего мира. Человек дополнительно обусловлен различными внешними требованиями к нему – правилами, установлениями, ритуалами, законами и т. п., и кроме этого своими принципами, идеями, самомнением и т. д.

В жизни всё взаимосвязано и взаимозависимо, а значит и взаимообусловлено из-за взаимодействия объектов и людей.

Свобода и независимость человека в принципе равнозначные понятия, если говорить о психике человека. Однако любое желание человека, влечение к объектам чувств, сразу делает его зависимым от желания. Все желания человека связаны с его телесным существованием, жизнью человека, а, следовательно, и с желанием жить – жаждой жизни.

Свобода, это понятие относительное, зависящее от условий, обстоятельств жизни. Свобода, это возможность человека поступать, действовать в соответствии со своими желаниями, потребностями, интересами. Человек обладает только относительной свободой в своей жизнедеятельности, т. к. он живет в определённых условиях, ограничивающих его выбор, иначе в жизни отсутствовал бы какой-либо порядок.

Вместе с этим человек свободен в своём выборе средств и форм поведения для достижения желаемых результатов в целенаправленной деятельности. В каждом отдельном случае имеется возможность выбора способа достижения поставленных целей, как достойным, так и недостойным нормального человека способом. На это у каждого человека своя воля, т е. право выбора, человек в большинстве случае волен сам выбрать путь для достижения удовлетворения своих желаний и жизненных целей.

Если мы говорим о волеизъявлении, то мы говорим о праве выбора человека удовлетворяющего его желания. Достижение целей, или необходимых результатов деятельности в определённой степени зависит от волевых усилий, наличия силы воли и решимости в действиях, упорства в деятельности для достижения цели. Свобода, это и независимость, отсутствие ограничений, а полное отсутствие ограничений бывает только за пределами материального мира, т. к. свобода в мире ограничена объективными условиями существования.

Об относительной независимости и свободе человека можно сказать просто. Независимость, или свобода человека, отсутствие зависимости от взглядов и мнений других людей, способность жить самостоятельно - своим трудом. Зависимость ограничивает свободу человека и подчёркивает его несамостоятельность, неспособность к независимому существованию (жизни) от других людей.

Понятие независимости государства такое же простое в отношении самостоятельности. Независимость государства, это политическая самостоятельность (самоуправление, автономия), отсутствие подчинённости, суверенитет. Практически таких государств в мире нет, т. к. для этого должно быть выполнено дополнительное условие независимости указанное далее. Независимым может стать то государство, в котором власть и народ едины, тогда оно может обрести политическую самостоятельность и суверенитет.

Зависимость.

Человек в этом мире обусловлен, поэтому он всегда зависим от чего-либо, например от чувства зависти, да и вообще от чувств. Зависть, чувство раздражения, вызываемое благополучием или успехом других людей. Это чувство является источником зависимости человека от материальных благ (материального мира) и других людей. Зависть выражает неудовлетворённое желание человека и зависимость его жизни от желаний (чувств). Зависть, это чувство своей самонедостаточности человека, желание быть выше других людей, неудовлетворение своим существующим положением.

Форм зависимости очень много, а для того чтобы достичь свободы в этом мире надо избавиться от зависимости, от непомерных желаний, или жажды жизни. Для этого необходимо избавить своё сознание от факторов привязанности к материальному миру и, прежде всего, к своему «я» которого нигде нет. Сознание (душа) не зависит от тела, но от тела зависит вся деятельность и жизнь человека, избавившись от которого душа становится свободной.

Вся деятельность организма связана с чувствами, получаемыми ощущениями, которые вводят ум в заблуждения и при недостаточности ума (слабоумии), человек считает свои чувства выше разума и главными в жизни. Но ни жизнь человека, ни его организм не зависят от чувств, они зависят от объективных условий жизни, а чувства создают привязанности и зависимости. Привязанности и зависимости человека не влияют на окружающий его мир, они лишь формируют его отношение к миру.

Привязанность, фиксированное отношение к объектам, знаниям, взглядам, типам деятельности и поведения, чувство, вызванное симпатией к кому или чему-либо и удовлетворением желания человека. Исходя из состава слова, привязанность происходит от привязи, т. е. того чем человек привязан к чему-либо, только верёвки его привязывающие невидимы. Если говорить об обычной, простой человеческой жизни то привязанности к чему-кому-либо всегда были, есть и будут нормой жизни. Без привязанностей, влечений, привычек человеку не обойтись.

Без привязанности человека к жизнедеятельности и жизни неттак или иначе, человек привязан к условиям жизни, и часто не в состоянии их поменять, он может лишь к ним приспособится. Когда речь идёт о привязанностях, то задача состоит в том, что нельзя привязываться к неправильным формам деятельности и заблуждениям – главному источнику влечений, это к наслаждению и привычке к удовольствиям. Во тьме превращений нет постоянства, а постоянство в повторении одних и тех же ошибок может превратиться в депрессивное состояние - угнетённое состояние жизни, поэтому необходимо саморазвитие качеств поведения и отношения к событиям жизни, что является реализацией или совершенствованием. Само понимание продолжения рода, жизни требует постоянного улучшения качества человека и его совершенствования в жизни человеческой, но не в отклонениях.

В проявленном мире нет ничего независимого, а ненормальная зависимость создаётся чувствами-страстями, когда они начинают управлять человеком и он становится рабом чувств. Чаще всего это происходит от желания быть и иметь что-либо, кроме того, что является необходимым.

Из страстей наиболее серьёзными привязанностями – маниями, алчностью – жаждой богатства и власти, патологическими сексуальными влечениями и другими чувствами отклонений от нормы. Это чувственная зависимость человека, ограничивающая его свободу.

Свобода может быть чувственным ощущением, а реальная свобода в материальном мире всегда ограничена различными установлениями и законами. Если человек правильно воспринимает окружающий мир и правильно поступает, он этих ограничений не ощущает, как и многих других обусловленностей жизни. Такое состояние свободы достигается человеком при правильной настройке работы сознания.

Свобода от излишеств и их желания относится к ступени совершенства человека.

Всё существует благодаря противоположностям – совершенство благодаря несовершенству, качество – не качественности и т. д. Рассмотрим справедливость без несправедливости и посмотрим что из этого получится. Для справедливости сделаем другое определение её сути.

Справедливость, это понятие общественных отношений, отражающее соответствие деяния воздаянию, совершённых дел – вознаграждению или наказанию. Это относится ко всем действиям независимо от положения человека и в упрощённом варианте относится к тому, чего заслуживает человек за свои дела. Если человек сделал вредное дело, то за него он должен быть наказан независимо от того простой он гражданин или президент или чиновник. Это начало справедливости, но вред должностного лица имеет больший объём и распространение, чем обычного гражданина, поэтому и наказание должно быть большее. В мире всё наоборот, вследствие существующей в нём несправедливости.

Да и простой гражданин не всегда прав и справедлив, а если бы он всегда получал за свои дела, то чего заслуживает, то этот мир просто исчез бы из чувств, т. к. человек не смог бы лгать и оправдывать свои дурные поступки несуществующими причинами. О справедливости в государствах хорошо сказано Рабиндранатом Тагором:

Властитель бескрайней страны говорит – я законы издам

И волею царской своей, наконец, справедливость создам -

«Меня не создать, - говорит справедливость – я вечна как свет

В твоих же законах, о царь, справедливости нет!».

Отсутствию справедливости в государствах вызвано неравенством людей перед законом и узаконенным насилием. Жажда власти (желание повелевать другими в своих интересах, присуща многим людям. А всякая власть является насилием. С насилием ве мы сталкиваемся в жизни.

Насилие и ненасилие.

Насилие в жизни многообразно и существует во всех сферах общественных отношений. В некоторых случаях насилие оправдывают поддержанием порядка, забывая о том, что порядок можно поддерживать личным примером в поведении.

На принципах ненасилия существует равенство и осознанном выполнении человеком своего долга, обязанностей. При равноправии насилие меньше, т. к. оно предусматривает ненасилие и не основано на антагонизме в отношениях, при неравноправии насилие увеличивается, т. к. даёт преимущества, привилегии. Насилие имеет свои основания в экономических условиях стремлении к власти – силой взять то, для чего нужно трудиться.

Насилие, применение определённым классом (социальной группой) различных форм принуждения в отношении других классов (групп) с целью приобретения или сохранения экономического или политического господства, завоевания тех или иных привилегий.

Эксплуататорские классы для сохранения своих привилегий применяют в борьбе с угнетёнными классами все средства насилия, вплоть до массового террора, установления военно-фашистских диктатур. Они прибегают к насилию и международных отношениях, развязывая захватнические войны. Насилие провоцирует сопротивление, т. е. ответное насилие, а оставаясь безответным, развязывает руки насильникам.

Насилие заложено в живой природе как её свойство, т. к. живо мир, это мир потребления в котором живому организму постоянно необходимо питание и все живые организмы живут за счёт других организмов. Для того чтобы в этом убедиться достаточно вспомнить что все живые организмы борются за выживание, а борьба связана с насилием. Жизнь построена на противоречиях и независимо от того антагонистические они или нет они имеются во всех сферах человеческих отношений, а они вызывают споры и борьбу за власть, т. е. насилие одних людей над другими.

Насилие начинается с принудительного рождения и заканчивается смертью. Насилие может быть физическим, психическим, моральным, сексуальным и т. д. Болезни – насилие вирусов и микробов, паразиты - насилие видовых паразитов и «людей». Изменение условий жизни требует приспособления к новым условиям, а это насилие над живым существом. Понимая это и ощущая насилие на себе, нормальный человек отказывается от многих видов насилия, т. к. насилие, это несовершенство или ущербность человека.

Самосовершенствование.

Вначале об идее самосовершенствования. Здесь эта идея включает осознание цели своей жизни и собственного развития человеком и её реализация (самореализация). Идеи на этот счёт у всех разные, но первое чему нужно научиться для совершенства, это правильно отражать реальную действительность в сознании и делать правильные выводы. Всё начинается с восприятий, поэтому важно видеть всё таким, или какое оно есть – видеть вещи такими, какие они есть. Неправильные восприятия приводят к неправильным выводам и этим препятствуют совершенствованию.

Что касается идеи о совершенстве человека, это норма – здоровье физиологическое и психическое и поддержание этого состояния. Отклонения от нормы в ту или иную сторону не могут быть совершеннее нормы, на то они и отклонения. В жизни мы встречаемся и с некоторыми отклонениями в этих состояниях, но главное, чтобы они не препятствовали жизнедеятельности. Совершенствование человека, это совершенствование его нравственных качеств, которые присущи индивиду и у здравомыслящего человека не зависят от социального положения. Совершенство или несовершенство человека проявляется в его поведении – делах.

Как организм человека, так и его нервно-психическое состояние стремятся после возбуждения восстановить состояния относительного покоя или равновесия. Это не всегда удаётся без волевых усилий человека. Человек сам должен научиться поддерживать и уравновешивать свои состояния с помощью определённых действий. Этим действиям учит психология, йога, спорт, да и сама жизнь с окружающими людьми. А чтобы в жизни реже приходилось успокаивать себя или возвращаться к нормальным состояниям существуют правила поведения и нормы морали, благодаря соблюдению которых человек меньше подвержен нежелательным последствиям своих действий.

В жизни человек и сам по себе самосовершенствуется в процессе саморазвития до какого-то состояния и возраста, а если пожелает так может совершенствоваться всю жизнь. Кто-то «шлифует» своё профессиональное мастерство, кто-то улучшает свои спортивные достижения, кто-то знания и т. д. Саморазвитие человека, это тип самодвижения, для которого характерен переход на более высокую ступень организации своей жизнедеятельности. Самодвижение присущее жизни понуждает человека развиваться приспосабливаясь к новым условиям. В норме саморазвитие начинается в детстве и продолжается в зрелом возрасте.

Отношения и поведение человека зависят от чувств. Поскольку чувства людей разные, то отношения человека к одним и тем же явлениям различны. Часто одни и те же события индивидом воспринимаются по-разному, что в значительной степени зависит от самочувствия человека. Если человек находится в хорошем расположении духа, то он может просто и легко воспринять те события, которые в раздражённом или болезненном состоянии вызовут негативные отрицательные реакции и отношение к происходящему. Чувственные восприятия человека, это тот вид восприятия, который препятствует объективной деятельности психики, правильному, объективному отражению действительности сознанием.

Значительное влияние на психическую деятельность оказывает симпатия и антипатия человека, вследствие которой нарушается отражательная деятельность сознания. Оба эти противоположные отношения человека к явлениям и вещам материального мира субъективны и не отражают сути происходящих явлений, а вносят в объективную оценку действительности чувственную окраску, искажающую действительность – Истину. Истина не зависит от мнений людей и их отношения к ней, она существует сама по себе, неразрушима и неизменна и не меняется от чувств человека, независимо существует сама в себе.

Одно из желаний человека, это быть тем, кем он хочет, и владеть тем, чем желает, вследствие этого он искажает истину, и в главном целевом направлении своей деятельности руководствуется ложными помыслами, пытаясь исказить истину и противостоять ей. Это вводит человека в заблуждение «я» роли и ведёт к нарушениям в его психической деятельности вплоть до безумия.

Все мнения (это тоже идеи) о «Я» и его роли в жизни главное препятствие совершенствованию, т. к. вся жизнедеятельность человека связана с удовлетворением чувств и приспособлением к условиям жизни. Этому мешают другие «Я» бездарность и насилие тех лиц, которые имеют власть, но и немало внутренних причин человека.

Совершенству и самореализации человека препятствуют чувства «Я» собственности, привязывающие его к объектам собственности и вымышленным удовольствиям жизни. Все чувства симпатии и антипатии, особенно страстные, являются препятствиями в совершенствовании, самореализации человека – любовь и ненависть, наиболее сильные из них, т. к. они привязывают человека к этим чувственным объектам, вызывая у него оглушение и неспособность правильно строить отношения с этими людьми.

Привязанность человека к ложным знаниям, заблуждениям, связанна с чувством владения – «я лучше знаю, остальные не знают» и вносит дополнительные искажения в восприятия действительности. Кроме этого человеку и лень проверять, что есть в действительности, да ещё слышит возражение от того, кто говорит, и препятствует достижению цели, как носителю индивидуального «я» по этому вопросу, и он не нравится мне и хуже меня – таково моё мнение.

Поэтому деятельность человека и его оценки действительности должны быть беспристрастными, без симпатий и антипатий, без привязанностей и ложных сравнений различения. Бесстрастие, безразличие, равнодушие и апатия, это один и тот же термин, если он не привязан к чувствам индивида, к его страстям и желаниям, термин, отрицающий страсть.

Человек, считающий себя отличающимся от других людей в худшую или лучшую сторону, и даже равным другим вступает на этих основаниях в споры. Большей частью люди, не имея достаточно крепкого ума, управляются чувствами, которыми управляют внешние и внутренние процессы (силы) воздействующие на тело и ум через его чувства, Находясь в мире человек подвержен различным раздражениям. Реакции человека на раздражения в отношения с людьми должны управляться умом, но из-за его недостатка редкие люди способны управлять своими чувствами. В мире вся жизнедеятельность человека построена на противоположностях – антагонизме, даже тело движется с помощью мышц антагонистов, а реакции на раздражение выражаются в движение поведенческими действиями человека

Человек в жизни многое стремится преодолеть с помощью насилия, борьбы, но, как правило, в этом мире побеждают негативные тенденции и всеобщий паразитизм. Вся история человечества связана с его паразитизмом, со стремлением к власти и насилию и уничтожению тех живых существ, которые им препятствуют в этом. Хищничество и паразитизм людей, и их боги-чувства собственности, рабами которых они являются, указывают на безумие людей, особенно много их среди популярных в мире властителей неспособных управлять своими чувствами и поведением вследствие невежества, слабоумия и т. п. недостатков.

Совершенствование, как и другие мнения о жизни относится к её идеям, а идеи могут быть разными, включая и любовь к самой идее. Платон, ученик Сократа: о любви к идее(Эрос), побудительной причине духовного восхождения, эстетический восторг и экстатическая устремлённость (выход) к созерцанию идей истинно сущего, добра и красоты. Экс…частица, означающая выход, выделение, извлечение наружу и второе значение этой частицы - бывший. Но и это, к сожалению, только чувства человека, лишённые объективности, его пустые эмоции, т. к. любовь к идее, это влечение к идее, а такое влечение ведёт как к познанию добра, так и зла (Библия, Бытие гл. 3, 4-6).

Для своего самосовершенствования нужно учиться управлять своими чувствами. Есть разные степени совершенства, одна из них это достижение безразличия к миру – происходящим в нём событиям. Когда человек достигает такой степени совершенства, все цепи мира, держащие в нём человека, падают, и человек достигает освобождения от привязи к миру, от своих привязанностей. Если это невозможно избавиться от всех привязанностей, то это можно сделать в отношении несущественных привязанностей.

Когда достигаешь предела, то дальше его ничего нет. В жизни также можно искать совершенства во всех видах деятельности, но этот поиск бесконечен, да и найти практически этот предел невозможно ни в чём. Но достигнуть предела в понимании того, что в этой жизни ты ничего не достигнешь и ничего не сможешь без окружающих людей, а все другие мнения ложны, и достижения имеют только видимость блага - этого достигнуть можно. Этот мир, это мир желаний и чем больше человек их удовлетворяет, тем больше они увеличиваются, удаляя предел.

Для совершенствования всегда нужно придерживаться нравственных правил и норм.

Содержать в чистоте тело, язык и душу.

Содержать в чистоте мысли, избегая грязных помыслов.

Не вступать в споры и не доказывать свою точку зрения, не произносить лжи и оскорблений, и слов, унижающих достоинство человека (очистить речь).

Тело необходимо содержать не только в чистом гигиеническом состоянии, а избегать посторонних физических контактов, загрязняющих не только тело, но и душу. Особенно загрязняют тело и сознания половая распущенность и самомнение человека.

Душа, это сознание человека, его мышление и отношение к себе и окружающим, главная человеческая ценность – человеческая мораль.

Нечестие (нечестивость) человеческое, ущербность в поведении человека поступающего с нанесением вреда окружающим. Причины выпивки, наркоманий у каждого отдельные, свои собственные, но основная причина не устоявшееся сознание и неправильное восприятие. Причины неправильного и развратного поведения те же самые. Выделены наркомании и разврат как основные и наиболее крайние виды поведения, проявления которых весьма разнообразны. Отсутствие правильного подхода к своей познавательной деятельности и оцепенение от видимости (оцепенение это наркотическое), и психическое заболевание, неспособность к нормальному функционированию ума человека. Причинами могут быть повышенная внушаемость и повышенная самоуверенность человека, но в тех и других случаях отсутствие здравого подхода, знания и пренебрежение установленными правилами поведения.

Небрежность в поведении, какими бы причинами она не была вызвана и невыполнение законов нравственного поведения, это болезнь эгоизма – болезнь души. Здесь необязательно стремление к знаниям, превышающим необходимый уровень, но обязательно наличие знаний необходимых для жизни в имеющихся условиях. Никто не обязан заставлять человека жить, так как должен жить нормальный человек, да и сделать это практически невозможно. Человеческая «исключительность», это человеческая смерть и существование праха, наполненное избытком нечистот. А сделать человека более совершенным может только он сам.