Часть: Словарь

Глава:

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З

Абстракция (лат. abstraction), 1) мысленное отвлечение от тех или иных сторон, свойств или связей предмета с целью выделения его существенных и закономерных признаков; 2) отвлечённое понятие, теоретическое обобщение.

Агония (от греч. agonia – борьба), состояние непосредственно предшествующее наступлению смерти.

Акцептор (от лат. acceptor – принимающий).

Альтруизм (от франц. altruisme, от лат. alter – другой), бескорыстная забота о благе других людей.

Амбиция (от лат. ambitio), честолюбие, тщеславие, обострённое самолюбие, самомнение, спесь, крайняя обидчивость.

Аменция (от лат. amentia – безумие, бессмыслие), один из видов помрачения сознания характеризующийся бессвязностью мышления, фрагментарностью восприятия, беспорядочным возбуждением с последующей амнезией.

Аморализм (имморализм), отрицание моральных устоев и общепринятых норм поведения в обществе, нигилистическое отношение ко всяким нравственным принципам.

Анализаторы - сложные системы чувствительных нервных образований, воспринимающие и анализирующие раздражения, действующие на человека. Анализаторы состоят из периферических рецепторов или воспринимающих отделов (все органы чувств), проводящих частей и нервных высших центров в коре головного мозга.

Анархизм (от греч. anarchia – безначалие, безвластие), отрицание всякой власти, включая государственную. В переносном смысле – непризнание дисциплины, порядка, руководства.

Антагонизм (от греч. antagonisma – спор, борьба) – буквально – спор, борьба, antagonistes – противник.

Антипатия (греч. antipatheia) – чувство неприязни, нерасположения к кому-либо или чему-либо.

Аскетизм (от греч. asketes – упражняющийся в чём-нибудь), ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение боли, одиночества и т. п.,

Аспект (от лат. aspectus – взгляд), точка зрения, с которой рассматриваются или воспринимаются те или иные явления, предметы, понятия.

Ассоциация (от лат. associare – соединять), явление, когда одно представление вызывает по сходству, смежности или противоположности другое.

Астения (греч. astheneia), нервно-психическая слабость; повышенная утомляемость, истощаемость, нарушения сна и т. п.

Атман, в индуизме индивидуальное (субъективное) духовное начало; начиная с упанишад и особенно в веданте утверждается тождество Атмана с брахманом – космическим (объективным) духовным началом. Дух, живущий в теле или наше высшее Я, мировая душа и человека.

Аффект (от лат. affectus – душевное волнение, страсть), приступ сильного возбуждения (ярости, ужаса, отчаяния), бурная кратковременная эмоция, возникающая. Как правило, в ответ на сильный раздражитель. См. также Душевное волнение.

Брахман, космическое духовное начало, безличный Абсолют, лежащий в основе всего сущего.

Бред, симптом психического расстройства, проявляющийся в ложных суждениях, умозаключениях, которые лишь субъективно обоснованные и не поддаются коррекции.

Вера, признание истинности тех или иных явлений.

Вещь, часть материального мира, имеющая относительно независимое существование.

Взаимодействие, процесс воздействия (взаимного влияния) объектов друг на друга.

Внимание – избирательная и сосредоточенная направленность деятельности сознания в данный момент на определённый объект и его наблюдение, с одновременным отвлечением его от всех других объектов.

Воля – сознательная целеустремлённость человека на выполнение тех или иных действий.

Восприятие, это целостный образ предмета, возникающий в результате воздействия объективного мира на органы чувств, отражающий его внешние стороны.

ВОВ – Великая Отечественная война СССР 1941-45 годов.

Возбудимость (или раздражимость) – способность организма, органа, клетки под действием раздражения переходить из состояния покоя в состояния деятельности, т. е. возбуждения.

Возбуждение, реакция живых клеток на воздействие различных факторов внешней и внутренней среды. Основной физиологический процесс, которым организм, любая клетка отвечает на раздражение.

Восприимчивость – способность организма человека к заболеванию при контакте с болезнетворными агентами биологической природы – вирусами, микробами, простейшими и т. д.

Восприятие, это целостный образ предмета, возникающий в результате воздействия окружающего мира на органы чувств.

Гипер… (от греч. hyper – над, сверх), приставка, означающая: 1) находящийся наверху, 2) превышающий норму (например, гипертония).

Гипо… (от греч. hypo – под, внизу), приставка, означающая: 1) находящийся внизу 9папример, гиподерма), 2) пониженный протв нормы (например, гипотония)

Гипоксия (от греч. hypo – ниже и лат. oxygenium – кислород) (кислородное голодание) – пониженное содержание кислорода в организме или отдельных органах и тканях.

Движение, изменение свойств материи в результате взаимодействия в ней материальных объектов и само взаимодействие.

Де…, дез…, приставка означающая: 1) отсутствие, устранение, отмену чего-либо (например, демобилизация, дезориентация). 2) Движение вниз, понижение (например, девальвация).

Дебильность (от лат. debilisслабый), лёгкая степень задержки психического развития олигофрении: слабость абстрактного мышления, неспособность подавлять влечения и т. д.

Деперсонализация – патологическое переживание отчуждения, утраты чувства реальности собственной личности.

Депрессия (лат. depressio от deprimere – подавлять), психическое расстройство с тоскливым, подавленным настроением, с сознанием собственной недостаточности, пессимизмом, однообразием представлений, снижением побуждений, заторможенностью движений.

Дереализация, расстройство психической деятельности, выражающиеся в чувстве нереальности и чуждости окружающего реального мира.

Делирий (delirium - безумие), один из синдромов расстройства сознания характерный для острых токсических и токсико-инфекционных психозов.

Детерминизм (от лат. determinare – определять), признание объективной всеобщей закономерности и причинной обусловленности всех явлений природы и общества, т. е. жизни.

Долг, всё то, что человек должен кому-либо или обществу, а также должностные и другие обязанности (родительский, человеческий и т. п.).

Доминанта (от лат. dominans, dominantis - господствующий)временно, длительно или постоянно господствующее состояние сознания в направленной психической деятельности человека, главенствующая идея, основной признак чего-либо.

Достоинство, понятие морального сознания, выражающая представление о ценности личности, категория этики, отражающая моральное отношение человека к самому себе и общества к индивиду.

Дух (лат. spiritus, буквально: дуновение, тончайший воздух, дыхание, запах), в широком смысле слова понятие, которое тождественно идеальному, сознанию как высшей форме психической деятельности; в узком смысле однозначно с понятием мышления.

Душа, понятие, выражающее исторически менявшиеся и меняющиеся воззрения на внутренний мир человека. Психо… (от греч psyche - душа), в сложных словах указывает на отношение данных слов к психике, к душе.

Душевное волнение (аффект), состояние, снижающее способность лица понимать значение своих действий или руководить ими.

Дхарма – вечный закон, моральный по своему содержанию, образец, которому надлежит следовать человеку как норме.

Заблуждение – извращённое, иллюзорное осознание действительности, обусловленное в каждый данный момент ограниченностью общественно исторической практики.

Заикание (лат. balbuties), нарушение речи, при котором плавное её течение прерывается повторением отдельных звуков, слогов или задержкой в их произнесении вследствие клонических и тонических судорог речевых мышц.

Закон, необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе.

Знак, это материальная метка (опознавательная), предмет которым обозначается, выражается что-нибудь, например нарисованные ножницы и расчёска - парикмахерская.

Знамя (стяг, флаг), определённого цвета (или цветов) укреплённое на древке полотнище с определёнными надписями, эмблемами, украшениями, служащее официальным символом государства. Флаг (голл. vlag), прикреплённое к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением на нём герба, эмблемы.

Знание, проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в мышлении человека.